Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
Скачать 249.56 Kb.
|
59. Духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития. Мораль, искусство, религия как формы духовности. Пробл. ссотнош-я мат-го и дух-го. Что явл. ист-ом нашей дух-ти? Сократ, Платон – раздел. на мир идей и мир вещей. Дух-е первично, мат-е вторично. Ср. века: дух-е – божеств-е. С пом. диал-ки было понято, что весь дух-ый мир – отраж-е жизни мат-ой. Бытие первично, дух – вторичен. Обратная связь взаимод-я. Дух. сторона активна по отнош-ю к бытию и на-оборот. Формы бытия (дух. жизни): - политич-е (отраж-ет полит. отнош-я); - право (правов. нормы); - мораль (высшие ценностные формы), право опир-ся на принуждение, мораль на убеждение; - религия (отраж. особые сост-я людей и веру в потустор. мир); - этика(эстетика) (идеалы красоты); эк-е (эк-е отнош-я). Современность: - полит. (обостр. полит. отнош-ий); - правовое сознание (улучш. прав. отнош-я); - эк-е (глобализ-я); - религ (усугубл. отнош-я между конфессиями). //Культура человека - термин употребляется в культурологии и обозначает внутреннее богатство отдельного человека, выражаемое универсальным развитием его способностей (могу) и потребностей (хочу), его деятельности, богатства его отношений в системе соц. институтов общества. Мораль - (лат. moralis — нравственный) — совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна из основных форм общественного сознания, достижение гуманистической культуры человека. Аморальный - Противоречащий морали, безнравственный Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть только своб человек. Нравственный - Соответствующий требованиям высокой нравственности Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общест-венной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. За-ключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в це-лом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают вcякое явле-ние нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики. /культура понятие более менее универсальное (хотя и с большой натяжкой) то мораль - нет, поэтому то что морально для одного культурного человека может быть аморально для другого. Хотя, вполне возможно они могут просто оказаться продуктами разных культур. Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть 60. Общество и культура. Основные направления философского анализа культуры Сам термин «культура» имеет происхождение от лат. слова «culture» - что в переводе означает «возделывание земли, уход». При изучении культуры перед нами возникает несколько проблем. Первая из них: сущность культуры. Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Существует несколько подходов к пониманию культуры: деятельный (способ сохранения, воспроизводства, развития общества, способ жизнедеятельности), аксиологический или оценочный (совокупность материальных и духовных ценностей, обеспечивающих возможность существования человека), семиотический (совокупность знаковых программ поведения, общения), социологический (социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил поведения и деятельности человека). Для философии свойственно, во-первых, рассмотрение культуру в ее общих чертах, во-вторых, выяснение ее места в обществе и историческом процессе в целом. Понятие «культура» сложное, но делится на системные элементы или подсистемы: материальная и духовная (продукты материального и духовного производства). Но предметы духовной культуры всегда овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства – материальная и духовная. Культура всегда нечто целостное, но она дискретна и в развитии, и в функционировании. Носителями культуры являются различные социальные группы: народы, межнациональные объединения, региональные группы, отдельные личности. Наряду с общими чертами культуре присущи и черты характерные для различных социальных слоев и групп. Системы специфических культурных особенностей, характерных для некоторых социальных групп, называются субкультурами. Второй весьма важной проблемой в философском анализе культуры выступает проблема единства и многообразии культурно-исторических процессов. Существует несколько концепций (подходов): • формационный подход (4 формации по Марксу); • эволюционная концепция (Гердер, Дарвин, Спенсер) – развитие идёт от примитивного состояния к более высокому уровню: первобытный этап (мифы) → средневековый (признание мира скрытых сущностей – Бог) → новейший (научное знание); • теория культурных кругов – в истории всё неповторимо, происходит только однажды, события случайны; • подход культурно-исторических типов или локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин). С точки зрения Сорокина в культуре исторический процесс представляет собой чередование культурных типов: идеоциональный (главная реальность – нечто сверхъестественное, сверхчувственное), сенситивный (на первом плане материальные ценности), идеалистический (синтез 1 и 2). Культура и духовная жизнь общества. Духовная жизнь общества – общественное сознание, совокупность всех знаний, теорий, идей, чувств, стремлений людей. Два уровня: обыденный и теоретический (смотри вопрос 46). Будучи сверхсложной системой, культура многофункциональна, т.е. выполняет ряд важных, жизненно необходимых для общества социальных функций: познавательная (даёт возможность познать свою историю, окружающий мир), регулятивная (регулирует отношения между людьми), аксиологическая (ценностные ориентации), коммуникативная (налаживание и поддержание коммуникаций между людьми), информативная (накопление и трансляция социального опыта). Однако самой важной и охватывающей все предыдущие функции является цивилизационная или гуманистическая функция. Гуманистическая направленность культуры выполняет роль специфического селектора, призванного выводить за пределы системы культуры все безнадежно устаревшее, а потому реакционное, возвращающее нас к нецивилизованному состоянию, равно как и попытки возродить подобные архаизмы. Метаморфозы духовности в современном обществе. Согласно словарю С.И. Ожегова, метаморфоза – полная, совершенная перемена, преображение, резкое изменение чего-либо. Говоря об этой проблеме, следует заметить, что всё происходящее в мире имеет своё отражение в культуре. Обществу свойственны такие явления, как массовая и элитарная культуры. Массовая культура – это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории. Элитарная культура (от франц. elite – отборное, выбранное, лучшее) – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Э.к. сознательно противостоит массовой культуре в широком смысле. Э.к. основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта, на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. 61. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания. Классическое естествознание. Возникновение дисциплинарного естествознания. В основе философии и естествознания лежит один объект познания «summa rerum» - «мир в целом». Поэтому между ними всегда существовала и взаимосвязь, и взаимопроникновение (как у материалистов, так и у идеалистов). «Философия, которая не опирается на частные науки, это призрак, метафизика, идеализм», - считал Герцен. Можно выделить следующие подходы к взаимосвязи философии и естествознания: мировоззренческий (и философия, и наука стремились выработать общую картину миропонимания; философия давала общую форму, естествознание наполняло конкретными вещами), методологический (философия показывает путь для наук и методов познания), оценочный (оценка делается с точки зрения мировоззрения), прогностический (философия предсказывает то, что затем появляется в науке). Парадигма – картина мира, которая складывалась в течение долгого периода времени. 1 парадигма. Начало связи философии и естествознания относится к Античности. Фалес, Героклид, Демокрит стремились осмыслить окружающий мир (макрокосм). Писали труды о природе. Сегодня мы оцениваем эту парадигму как наивный, стихийный материализм (естествознание). В Средние века познание природы запрещено. В эпоху Возрождения, Нового времени и Просвещения формируется классическое естествознание (до конца XIX века). Основной установкой при обосновании научных знаний о природе была идея абсолютной суверенности познающего разума, которая как бы со стороны познавая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. Идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. Классическая научная картина мира была основана на достижениях Галилея и Ньютона. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. Естественнонаучной базой данной модели была ньютоновская Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим положение дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого. Зарождаются новые элементы науки. Экспериментаторы – Бэкон, Оккам. Развитие производства требовало новых знаний, но мешала схоластика (определённый метод изложения материалов, когда аргументация носит чисто словесный характер). 2 парадигма. Господство натурфилософии (впервые слово употребил Сенека) – совокупность стремлений толковать и объяснять природу с целью объединения всех знаний и подчинения их философским идеям. Такая парадигма характерна для Дидро, Гольдбаха, Фейербаха. 3 парадигма. Отказ от понимания природы как чего-то застывшего и неизменного. Сформировалось диалектическое понимание природы (всё постоянно меняется, в мире нет постоянства, мир саморазвивается, Гегель «Закон единства и борьбы противоположностей»). В конце XIX века новые открытия в естествознании позволяют по-новому осмыслить мир как целое. Новая 4 парадигма. Зарождается неклассическое естествознание (конец ХIX – первая половина ХХ вв.). Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Переход характеризуется пониманием относительной истинности картины природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты. Мир сложен по своей структуре. «Идеализм есть пустоцвет, но пустоцвет, растущий на вечнозелёном древе познания», - Ленин. В книге «Материализм и империокритицизм» оценивая новые открытия, Ленин показал, что они не противоречат материализму, а только подтверждают его. Во второй половине XX века зарождается 5 парадигма – на смену неклассическому естествознанию приходит постнеклассическое естествознание. Образ постнеклассической картины мира разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. На этом этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР, складываются новые структуры философских оснований естествознания. Они характеризуются осмыслением исторической изменчивости идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее социальных последствий, обоснованием необходимости включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.). Порождениями научно-технического прогресса являются "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", "киборг-отношения". Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Наука ещё более глубоко связана с философией. Философия и естествознание развиваются в союзе. 62. Неклассическое естествознание. Революционные изменения в науке в конце XIX – пер. пол. XX вв. Философские аспекты квантовой механики, теории относительности, генетики Неклассическая научная рациональность «берется» учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Уже не исключение всех помех, сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины. Если с точки зрения классической картины мира предметность рациональности - это прежде всего предметность объекта, данного субъекту в виде завершенной, ставшей действительности, то предметность неклассической рациональности - пластическое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность. С неклассическим естествознанием связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. В конце ХIХ - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. В 1896 - А. Беккерель открыл явление самопроизвольного излучения урановой соли. Супруги Кюри в 1898 г. открывают полоний и радий, а само явление называют радиоактивностью. В 1897 г. Дж. Томсон открывает составную часть атома - электрон, создает первую, но очень недолго просуществовавшую модель атома. В 1900 г. М. Планк (1858-1947) предложил новый (совершенно не отвечающий классическим представлениям) подход: рассматривать энергию электромагнитного излучения величину дискретную, которая может передаваться только отдельными, хотя и очень небольшими, порциями - квантами. На основе этой гениальной догадки ученый не только получил уравнение теплового излучения, но она легла в основу квантовой теории. Э. Резерфорд экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, а в 1911 г. создает планетарную модель строения атома, согласно которой электроны движутся вокруг неподвижного ядра и в соответствии с законами классической электродинамики непрерывно излучают электромагнитную энергию. Нильс Бор создал квантовую модель атома. Она получила название модели Резерфорда-Бора. Это была последняя наглядная модель атома. В 1924 г. Луи де Бройль выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микрочастиц. В 1926 г. Э. Шредингер вывел основное уравнение волновой механики. В 1929 г. П. Дирак заложил основы квантовой электродинамики и квантовой теории гравитации, разработал релятивистскую теорию движения электрона. Создание ускорителей заряженных частиц способствовало развитию ядерной физики, была выявлена неэлементарность элементарных частиц. Но поистине революционный переворот в физической картине мира совершил А. Эйнштейн (1879-1955), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. В механике Ньютона существуют две абсолютные величины - пространство и время. Пространство неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Кроме того, он построил математическую теорию броуновского движения, разработал квантовую концепцию света, а за открытие фотоэффекта в 1921 г. ему была присуждена Нобелевская премия. В неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий Переход от классического естествознания к неклассическому характеризует та революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом. Наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом. Развивается химия (физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза), биология (вирусология, генетика – мутации, изменчивость растительного или животного организма может быть достигнуто двумя способами: либо непосредственным воздействием внешней среды без изменения наследственного аппарата организма, либо стимулированием мутаций, приводящих к изменениям наследственного аппарата (генов, хромосом)). Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии (Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции). Неклассическое естествознание вовсе не уничтожила классическое, а только ограничила сферу его действия. |