Главная страница
Навигация по странице:

  • 46. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

  • 48. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность учёного

  • Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем


    Скачать 249.56 Kb.
    Название1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
    АнкорШпоры по философии
    Дата19.12.2021
    Размер249.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры по философии.docx
    ТипДокументы
    #309808
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    45. Формы научного познания.
    Основной формами научного познания являются:

    *проблема,

    *гипотеза,

    *теория.

    Проблема – такая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и алгоритм которого не известен. Это «знание о незнании». 2 момента: постановка проблемы (от кот. зависит научный поиск), решение проблемы. Элементы, которые учитываются при решении проблемы: система понятий, система методов, соответствие научной традиции. Проблемы возникают: *когда сталкиваются несколько теорий, *новые наблюдения в теории. На постановку проблем влияют: *уровень знаний, *характер эпохи. Есть научные и ненаучные проблемы (псевдонаучные). Есть проблемы теоретического и практического уровня.

    Гипотеза – форма развития научного знания, представляющая собой предположение, основанное на предшествующем знании, совокупности имеющихся фактов и выдвигается с целью объяснения и предсказания. Носит вероятностный характер. Не каждая догадка – гипотеза. «Вернее предлагать более достоверную научную гипотезу, чем устремляться к формированию теории», - К.Поппер. Варианты: *хорошая гипотеза становится теорией, *одни гипотезы видоизменяются, уточняются, конкретизируются, *другие отбрасываются, получают ранг заблуждений. 2 статуса гипотезы: форма теоретического знания и метод развития научного знания. Как форма должна соответствовать требованиям: 1 – соответствие научным законам, 2 – согласованность с фактическим материалом, 3 – не должна содержать формально-логических противоречий, 4 – должна быть простой, 5 – должна быть приложима к широкому кругу исследуемых объектов, 6 – должна допускать в содержании возможность подтверждения или отвержения. Как метод пытается объяснить изучение явлений на основе имеющихся фактов, если не удаётся, то новый этап – выдвигается предположение о причинах и закономерностях данного явления – оценка основательности и эффективности выдвигаемых предположений – дедуктивное выведение следствий для эмпирической проверки – осуществление самой опытно-экспериментальной проверки. Гипотезы бывают: *общенаучные, *частные (по характеру решаемых проблем), *рабочие (черновые), *для данного случаю (выделяются отдельно, часто ненаучные).

    Теория – органически целостная, непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, которая в обобщенной форме раскрывает существенные свойства и закономерные связи объективной действительности. Теория строится по схеме дедуктивного вывода. Включает 3 элемента: 1. Формально математическая часть. 2. Так называемая идеализированная модель действительности (абстрактные объекты – материальная точка, абсолютного время и т. д.). 3. Элементы отвечающие за специфику теории – слой частных теоретических схем. Способы развертывания теории: 1.Ученый осуществляет формальные операции со знаками теоретического языка, не обращая внимания на эти знаки. 2.Путем исследования методов мысленного эксперимента. Теория должна (по Эйнштейну): 1 – не должна противоречить эмпирическим данным и данным опыта, 2 – быть проверяемой, 3 – отличаться естественностью, логической простотой, 4 – содержать наиболее определённые утверждения, 5 – не являться логически произвольной, 6 – отличаться изяществом, красотой и гармоничностью, 7 – охватывать большой круг объектов, иметь широкую область применения.

    46. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.
    Развитие знаний происходит постепенно, а также в форме науч. революций. Каждая из них содержит разрушит. сторону – освобожд-е от устарев. представ-й – и созидател. – форм-ние нов. взглядов, удержание в обновлен. знании полезного из прежн. багажа. При этом обогащ-тся понятийн. аппарат, созд-ся более емкие теории, меняются методы познания, стиль мышления.

    Первая крупная рев-ция в науке, преимущ-но в естествознании (XV-XVII вв.), разрушила геоцентричес. сис-му Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, создала классич. (механистическую) картину миропонимания. Схоластику заменил стиль мышления, основан. на использ-и эмпирич. метода. Утвердилась система мышления, представив. мир как твердую материю, подчин. жестким законам. Ч-к в этом мире – побочный продукт звездной эволюции.

    Вторая глобальная науч. рев-я связана с такими достижениями в естествознании, как эволюц. учение Дарвина, появление клеточ.теории, открытие закона сохранения и превращения энергии, менделеевской системы химич. элементов (XIX в.). По разрушительному характеру это была антиметафизическая, а по созидательному – диалектическая революция.

    Третья рев-ия в науке произошла на рубеже XIX-XX веков, охватила значит. часть ХХ столетия. Было воздвигнуто некласс. естествознание. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Н.Бора, другие исследования в ряде наук показали, что мир сложен и что сознание ч-ка включено в восприятие действ-сти. Пространство многомерно, время нелинейно, они тесно переплетены и образуют пространственно-времен. континуум. Мир – сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксиров. месте в пространстве и о массе покоя. Элемен. частицы являют собой сгустки поля. Внутриатомные события неопред-ны, возникают спонтанно и могут быть описаны на языке матем. вероятностей.

    В соврем. эпоху осущ-ся новые радикал. изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобал. науч. рев-ции, в ходе кот-й рождается постнеклассич. наука. Индустр. общ-во было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустр. базируется на интеллек. технологии, информации и знаниях. Если на классич. этапе науки осваивались преимущ-но малые системы, на неклассич. – сложн. саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассич. рациональность проявл-ся при переходе к исследованию слож. исторически развивающихся систем. Такие сис-мы хар-ся открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооператив. эффектами, принцип. необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Человеч. действие не явл-ся внешним, а как бы включается в систему. Перед ч-ком постоянно возникает проблема выбора (чаще всего не однозначно прочитанного) некот. линии развития из множества возмож. путей изменения сис-мы. В работах И.Р. Пригожина (бельгийского ученого и философа русс. происхождения), Джеффри Чу и других вырабатывается нов. понимание эволюции. За Вселенной признается первич. динамичес. неопределенность, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания человеч. разума, их не надо путать с самой реальностью, кот. в след. момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассич. наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность (наряду с ее относит. устойчивостью), так и «субъект» познания, ибо совершенст-ся познават. способ-сти ч-ка. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каж. историч. этапе та или иная господствующая область знаний определяется соц. запросом и материально-технич. уровнем развития цивилизации. В ХХI в. все более динамичн. и значимыми стан-тся исследования в областях биологии и человековедения.

    47. Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки

    Институциональная интерпретация науки впервые обосновывается в рамках социологии науки как одной из важнейших форм ее дисциплинарного исследования. Формирование социологии науки происходит в 30 е годы XX столетия и обычно связывается с деятельностью таких ученых, как Бернал,Сорокин,Парсонс и в особенности Мертон. «социальный институт» трактуется в западной социологии как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил и норм, регулирующих человеческую деятельность и организующих ее в систему ролей и статусов.

    По мнению Мертона, особенность науки как социального института определяется, в первую очередь, тем, что только она дает нам объективно-предметное и истинное знание. Основным механизмом, определяющим функционирование науки, является совокупность норм и императивов, регулирующих профессиональную деятельность ученых как членов научного сообщества. Обязательный для науки комплекс ценностей и норм, который Мертон называл «научным этосом», включает в себя четыре основополагающих «институциональных императива»: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Универсализм предполагает независимость результатов научной деятельности от субъективно-личностных контекстов научного познания. Коллективизм предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование,т.е. сразу же после тщательной проверки научных результатов знакомить с ними всех членов сообщества без каких бы то ни было предпочтений. Бескорыстность означает, что в профессиональном поведении ученому не следует учитывать никакие и ничьи интересы, кроме достижения истины. Этот императив направлен на радикальный запрет любых действий с целью приобретения признания (финансового успеха, власти, славы, популярности и т. п.) за пределами научного сообщества. Организованный скептицизм требует детальной и всесторонней проверки любого нового научного результата. Для науки не существует ничего «святого», огражденного от методологических сомнений и критического анализа.

    Исследуя приоритетные конфликты и феномен многократных открытий, Мертон заключает, что реальные отношения в науке существенно отличаются от их идеализированной модели, описываемой в рамках институционально-нормативной парадигмы. Во второй половине XX столетия мертонианская нормативная парадигма в социологии науки подвергается систематической критике и в значительной мере уступает свои позиции социокогнитивной парадигме (Малкей, Коллинз, Кун).

    Наука — неотъемлемый и органичный компонент современных интенсивно развивающихся обществ. Многочисленные и многообразные формы взаимосвязи науки и социальной жизни могут быть (с известной долей упрощения) классифицированы по двум важнейшим основаниям: использование научных знаний, средств и методов науки для решения актуальных проблем социально-экономического, политического и культурного развития современных обществ в условиях глобализации; разработка эффективных и адекватных реально функционирующей науке форм, средств и методов социального контроля над ней.

    К важнейшим направлениям социальной институализации можно отнести следующие формы и уровни ее взаимосвязи с обществом:наука и современные инновационные технологии в сфере экономики;наука и рационализация форм и технологий социального управления;наука и динамика социально-политических процессов на государственном и межгосударственном уровнях;сложная конфигурация отношений между наукой и властью.

    48. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность учёного
    ЭТОС НАУКИ - набор внутренних социальных норм, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование социального института науки. Передается в процессе совместного обучения и работы. Фундаментальная задача всех наук остается той же самой от Платона и Аристотеля до Рассела и Поппера: бескомпромиссная преданность истине в исследовании и преподавании. В 40-е года XX века оформляется определение системы правил, действующая внутри научного сообщества и получавшая название внутреннего научного этоса. Их ученый усваивает в ходе своей профессиональной подготовки. Следование или пренебрежение этими нормами выступает как акт морального выбора, предполагающий профессиональную ответственность ученого. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и подкрепленные санкциями, составляют исторически сложившийся этос науки – основу профессионального поведения, профессиональной этики.

    Принципы внутреннего этоса науки имеют различные формулировки. Одни из них выражены Р. Мертоном еще в 1942 году в работе "Нормативная структура науки", а затем в 1965 году в работе "Амбивалентность ученого". Они включают в себя императивы универсализма (оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, например, его статуса), коллективизма (результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества), бескорыстия (при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы), организованного скептицизма (исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами). Биолог Хонс Мор: "Будь честным, никогда не манипулируй с фактами. Будь точным! Будь честным в отношении приоритета фактов и идей! Будь непредубежденным относительно фактов и идей своих соперников". Для описания реального поведения ученых дополнительно к нормам научного этоса Мертон вводит еще девять пар взаимно противоположных нормативных принципов. Идея "социологической амбивалентности" состоит в том, что в своей повседневной профессиональной деятельности ученые постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так, ученый должен: *как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями; *быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной "моде"; *стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других; *защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения; *прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество; *быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию; *всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено; *воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много внимания и времени; учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него. В содержание научного этоса можно включить и нравственные принципы ученого, преподающего в студенческой аудитории (М. Вебер "Наука как призвание и профессия": это отказ навязывать своим слушателям личные позиции, поскольку слушатели на лекциях вынуждены молчать; обучение своих учеников признанию неудобных фактов с точки зрения их позиций, благодаря чему они обретут способность к диалогу мнений и культур"). К внутреннему этосу науки следует отнести и ответственность ученого за новизну своих работ, публикуемых в различных изданиях. Каждая работа должна нести новую мысль, идею, подход, но не быть копией друг друга, иначе она лишается статуса научности. Р. Барбер предложил дополнить этос науки нормами «рациональности» и «эмоциональной нейтральности», а Р. Мертон включил в этос норму «оригинальности». 70-х годах XX века Я. Митрофф на примере case-study группы, занимавшейся исследованием Луны, показал, что в науке можно выделить противоположную мертоновской совокупность норм, названную им контрнормами (партикуляризм, скаредность, заинтересованность, организованный догматизм и др.).

    Проблемы внешней этики науки – социальной ответственности ученых перед обществом за свои открытия – обсуждаются уже более шестидесяти лет со времени преступных действий США, сбросивших атомные бомбы на мирные японские города в 45-м, а также тонны диоксина на территорию Вьетнама в 60-х годах.

    Прогресс науки расширяет диапазон проблемных ситуаций, для решения которых недостаточен весь накопленный человечеством нравственный опыт.

    49. Универсальные методологические установки современной науки (детерминистская, системная, эволюционная, коэволюционная, синергетическая)

    Определяющей особенностью современного этапа развития науки является ориентация на исследование развивающихся системных объектов, человекоразмерных комплексов, системы «общество-природа» и т.д.Это приводит к усилению межпредметных взаимодействий между естественными науками, углублению связей между естествознанием и гуманитарным знанием, утверждению в современной науке универсальных методологических установок (детерминистской, системной, эволюционной, коэволюционной, экологической, синергетической и др.)
    Детерминизм - учение о причинной материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений. Сущностью детерминизма является идея о том, что все существующее в мире возникает и уничтожается закономерно, в результате действия определенных причин.
    На принципе детерминизма построена классическая физика, за исключением термодинамики и молекулярной физики.В современной физике идея детерминизма выражается в признании существования объективных физических закономерностей и находит свое более полное и общее отражение в фундаментальных физических теориях.

    Фундаментальные физические теории (законы) представляют собой совокупность наиболее существенных знаний о физических закономерностях. Эти знания не являются исчерпывающими, но на сегодняшний день они наиболее полно отражают физические процессы в природе.
    В современной методологии науки, начиная с середины XX века, сформировался новый - системный подход - междисциплинарное философско-методологическое и специально-научное направление, обладающее высоким исследовательским и объясняющим потенциалом.
    Как особый тип методологии, он предполагает вычленение общефилософского, общенаучного и специально-научного уровней, а также рассмотрение соответствующего каждому из них понятийного аппарата, основных принципов и функций.
    Сегодняфилософский принцип системности понимается как универсальное положение о том, что все предметы и явления мира - это системы различных типов и видов целостности и сложности, однако открытым и обсуждаемым остается вопрос о том, какая из интерпретаций более оправдана - онтологическая или эпистемологическая.
    Принцип системности объединяет и синтезирует несколько идей и представлений: системности, целостности, соотношения части и целого, структурности и «элементарности» объектов, универсальности, всеобщности связей, отношений, наконец, развития, поскольку предполагается не только статичность, но и динамичность, изменчивость системных образований.
    Как один из ведущих философских принципов, он лежит в основесистемного подхода - общенаучной междисциплинарной и частнонаучной системной методологии, а также социальной практики, рассматривающих объекты как системы.
    Существенные изменения стали происходить в современном естествознании и в связи с его ориентацией на глобальные проблемы. Прежде всего – экологическую. Ее глобальная выраженность существенно повлияла и на характер научного знания и на его организацию. Оказалось, что данная проблема не может решаться только одной экологией. Она становится предметом исследования многих естественных и гуманитарных наук.
    Во второй половине 20 в. формируется коэволюционный подходв понимании природы. Согласно ему, природа и общество рассматриваются как две взаимосвязанные системы; изменения в одной из них с неизбежностью приводят к изменениям в другой. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Данная концепция отвергает господство человека над природой, подчеркивает ответственность человека за все то, что происходит в окружающем мире.
    Обращение же к сложноорганизованным эволюционирующим и неравновесным системам вывело исследователей к принципиально новой теории самоорганизации – синергетике, возникшей в начале 70-х годов XX века, сочетающей системно-информационный, структуралистский подходы с принципами самоорганизации, неравновесности и нелинейности динамических систем.
    Это новая междисциплинарная область научных исследований, «интегративная парадигма различных дисциплин», новый способ постановки научных проблем, направление их решения.
    Принципы синергетики применимы к сложным эволюционирующим природным системам, к культуре и ее развитию, социальным системам и процессам, развитию науки и вненаучного познания, «механизмам» творческого мышления, к системе образования. Очевидно, что синергетический подход, начинает охватывать все сферы познания природного и социального бытия, естествознания и гуманитарных наук.
    Его универсальность объясняется тем, что синергетика - это вновь разработанные способы осмысления и интерпретации эмпирических фактов, методов и теорий, накопленных в самых разных областях научных и вненаучных знаний и форм деятельности.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта