Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница30 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
РАЗДЕЛ VII

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ

ЛЕКЦИЯ 35 СОЗНАНИЕ (часть I)

План:

1. Проблема сознания в философии и науке.

II. Общеприродные и биологический предпосылки возникновения сознания.

1. Общая характеристика.

2.Отражение как атрибут материи.

3.Отражение и информация.

4. Биологическое отрамсение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека отпсихики животных.

III.Труд, общение и язык социальные детерминанты сознания.

IV.Общественно-историческая сущность сознания.

1.Общая характеристика.

2.Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.

Вопрос 1. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ.

—Выяснение природы человеческого сознания важнопотому, что разные подходы к вопросу о сущностисознания затрагивают мировоззренческие иметодологические установки философии.

—Несмотря на разнообразие подходов к данному вопросу
возникает единая проблема: анализ сознания с позиции

специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Такая форма характеризуется выделением человека, как своеобразной реальности,

  • Вопрос о природе сознания возникает не только перед
    философией, но и перед такими науками, как: социология,
    психология, педагогика, физиология. Однако рассмотрение любого аспекта сознания с точки зрения данных наук всегда опирается на философско- мировоззренческую основу.

  • Серьезный философский подход к вопросу сознания вызван активизацией человеческого фактора, проблемой современной общественной практики.

  • Однако центральный вопрос философии — это вопрос
    об отношении сознания к бытию, о возможностях предоставляемых человеку сознанием, об ответственности, налагаемой сознанием на человека.

-Философы определили, что способ бытия человекав мире всегда предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, и специфическим условием его является сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи.

  • Сознание есть особая форма отражения, регуляции управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и способам общения
    Сознание отражает и творит мир:

= оно является общественным продуктом; возникает развивается только в совместной деятельности людей; участвуя в процессе труда и общения, у людей вырабатываются определенные нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания кспецифической формы отражения. Таким образом, сознаниевыступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления человеческой жизни в их единстве и целостности.

Вопрос 2. ОБЩЕПРИРОДНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ

1. Общая характеристика.

В изучении вопроса о сознании важное место занимает вопрос о предпосылках возникновения сознания (физиологические, психологические процессы у высших животных и человека).

  • Необходимые биологические предпосылкивозникновения сознания были подготовлены живой природой, эволюционировавшей до уровня высших животных.

  • Большое значение в изучении этих предпосылок принадлежит биологии и, в частности, разделу о безусловной и условно рефлекторной деятельности мозга (И.М. Сеченов, И.П. Павлов).

  • Ученые биологи дали научное объяснение химическойприроде нервного возбуждения. Были открыты ДНК иРНК' и исследована их роль в наследственности и белковом обмене.

  • Благодаря созданию новых направлений в биологиитаких, как молекулярная биология, молекулярная биофизика, молекулярная генетика и т.д. ученые пришли к выводу, что чувствительность и ощущение являються свойствами лишь части живой материи—общественного бытия, так же, как и биологические предпосылки сознания, есть часть живой материи.

Биологические предпосылки сознания включают в себя элементарные трудовые операции, совершаемые разными животными (пауком, пчелой и т.д.), но эти операции происходят условно рефлекторно. Например, операции, свойственные данному виду, совершаются неосознанно без существенных изменений на протяжении большого промежутка времени. Таким образом, в живой природе существуют лишь предпосылки сознания. А переход предпосылок к самому сознанию это переход от биологической формы отражения к социальной.

2. Отражение как атрибут материи.

а)В основе фундамента всей материи лежит свойство всеобщности отражения, которое определяетсяуниверсальностью материального взаимодействия:

- все объекты, явления, процессы объективно существуют в материальном мире и постоянно взаимо­действуют между собой; в результате этого взаимодействия они изменяются;

—каждый из взаимодействующих объектов, воздействуя на
другие, вызывает в них определенные изменения и оставляет
«долю воздействия» в том объекте, на который он влияет и
таким образом запечатлевает себя в результате этого воздействия.
Таким образом, способность материальных явлений, систем
воспроизводить в стих свойствах особенности других явлений и
есть всеобщее свойство материи отражение. Отражение
присутствует в любом процессе взаимодействия, а следовательно
и всякое взаимодействие включает в себя момент отражения.

б)Отражение является одной из сторон взаимодействия. Оно является фундаментальнымсвойством самой материи.

— Любые формы и виды отражения сознания возникают в рамках взаимодействия материальных образований и систем разных уровней развития.

—Отражение в гносеологическом смысле есть способность
получения адекватных действительности образов. Эта
способность зарождается у животных и достигает наивысшего
проявления у человека. Таким образом, для исследования
отражения необходим генетический и исторический подход.
Если рассматривать понятие отражения как эффекта материальных взаимодействий, то необходимо обращать внимание на развитие конкретных форм и видов отражения, их совершенствование. Из всеобщего понятия отражения можно вывести конкретные формы отражения материи.

3. Отражение и информация.

а) Отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий называется информационным. Результаты внешних воздействий несут определенную информацию об окружающей среде.

Информацию можно рассматривать, каксвойство явленийбыть побудителем известных действий в окружающем мире.

Для возникновения информационноготображения необходимо существование материальных систем, активно строящих свое движение во внешнем мире: = возможностью построениядвижения обладают лишь некоторые виды материальных систем; = эти системы обладают способностью активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для осуществления самодвижения.

В процессе информационного отражения внешнее воздействие оказывает влияние на состояние системы косвенно, в результате приведения в активное состояние программы построения движения, заложенной в материальной системе.

Способность отражающей системы использовать внешнее воздействие для ориентации системы определяет информационно-сигнальный характер внешнего воздействия.

б) Материальные системы, способные к информационному отражению, обладают избирательностью и опережающим характером. Такая система относится к миру избирательно в плане активного построения своих отношений с внешней средой, используя факторы, служащие для ее самосохранения и развития, и отталкивая дестабилизирующие факторы:

Свойство избирательности может выступать какгенетическая предпосылка оценочной функции сознания при развитии информационного отражения в формах психики и сознания.

Системы, использующие информационноеотражение, всегда предваряют результаты событий Соответственно, они и ведут себя, ориентируясь на эти результаты.

в) Выделяют следующие типы отражения:

  • отражение в неживой природе;

  • отражение в живой природе;

в неживой природе существует простейшее отражение, связанное с материальными взаимодействиями. А вживой природе оно является предпосылкой видов отражения более высоких уровней.

г)В информационном отражении выделяют следующие виды:

—раздражимость простейших одноклеточных животных и растений;

—возбудимость нервных тканей;

—психическое отражение.

4. Биологические отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных, а Основной формой отражения, характеризующей живую природу, является раздражимость.

- Раздражимость — способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенныхраздражителей. (Например, амеба сжимается при воздействии на нее укола.) Реакция организма на раздражение происходит за счет энергии самого организма. В раздражимости присутствует признак информационных воздействий.

Вторым фактором, характеризующим розвитиеформ отражения, является чувствительность -способность к ощущению. Чувствительность присуща только животному миру. Она есть: способность реагировать как на биологически значимые факторы, так и на биологически нейтральные. (Например, если питательные веществ; находятся в освещенной части бассейна, то амеб; будет двигаться именно туда. Свет - это сигнал несущий информацию о пище, он и является ощущением.)

Важное значение ощущения для организма заключается в мобилизации его возможностей для осуществления адекватного действия.

Таким образом, в механизме отражения возрастает роль отражения внутренней работы организма, и отражение связывается с формирование структуры, ответственной за него - нервной ткани. Отражение на основе нервной системы получило название нейрофизиологического и является дальнейшим этапом развития информационного отражения.

Активность на уровне раздражимости обеспечивает активность организма, направленную на поиск пищи, а нейрофизиологическое отражение дает возможность осуществлять сложные схемы, предусматривающие дифференциацию последовательности действий.

Исходя из научных концепций в процес се взаимодействия с внешней средой организм активно реализует внутреннюю программу. В ее основе нейрофизио-легические структуры, хранящие «видовой опыт» данного организма.

Нейрофизиологические исследования показывают, что наличие нервной системы позволяет организму строить поведение и осуществлять его с помощью установок, вытекающих из жизненного опыта.

Процесс отражения у существ с нервной системой заключается в активной внутренней работе по формированию схемы повеления.

_ Отражение есть диалектическое единство противоположностей — воздействие внешней среды и реализация внутренних целей при построении адекватной системы поведения.

Такая диалектика находит полное проявление на стадии психического отражения, которая присуща только развитым живым существам со сложной нервной системой. То есть, психика есть только там, где есть нервная система.

б) Процесе отражения у живых органи змов снервной системой осуществляется в ситуацияхдвух различных типов:

  • уживого организма ресурсы ображенавнешней действительности достаточны для решения задач; в этом случае отражения
    заключается в мобилизации уже существуют,программ действий;

  • у живого организма ресурсы отражения внешней действительности недостаточны для решения задач; эта ситуация встречается
    гораздо чаще первой; В ней субъект задерживает автоматическое реагирование и переходит к обследованию реальной ситуации: = она активно
    мобилизует все имеющиеся ресурсы отражения

= эта внутренняя работа направляется обследованиемситуаций, предполагающих ориентировку. Такая ориентировка является основой психических форм отражения, возникновения психических образов.

в) Каждый субъект в процессе осуществления ориентировочной деятельности всегда опирается на прошлые навыки, автоматизмы, но для построения психического образа необходимо реальное ориентировочное движения в действительности.

г) Субъект устанавливает, прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями и строит образ, как результат психического отражения действительности. Следовательно, психический образ нельзя сводить к

нейродинамической модели, являющейся физиологической основой этого образа.

Итак, образ есть способность живого существа как субъекта поведения, и эта способность является отличием между живым существом, выработавшим данный образ, и живым существом, не имеющим его.

Различия между ними заключаются в наличии или отсутствии схем организации поведения.

Вопрос 3. ТРУД, ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК -СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЗНАНИЯ.

а) Универсальной, всеохватывающей материальнойформой бытия сознания является прежде всего сам процесс материального производства, а также его продукты.

Под воздействием сознания создаются машины, орудия труда, средства производства.

Сознание превращается в вещественную чувственно-предметную деятельность людей. Любой продукт труда есть результат мысли создателя.

История материального производства этоистория развития сознания в вещественной форме.

б) Процесс развития сознания как социо-культурногоявления тесно связан с развитием языка. К. Маркс и Ф.Энгельс писали: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других
людей и лишь тем самым существующее также и для нас
самих действительное сознание».

  • Однако вместе с разговорным языком сознаниеможет выражаться в материальных явлениях иного рода, которые так же приобретают знаковую
    функцию.

  • Материальное явление выполняет знаковуюфункцию в случае выражения некоторого содержания сознания, становится носителем социальной информации. В этом случае данное явление
    приобретает смысл.

Знаковую функцию материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. Так, предмет, который заключает в себе определенный смысл для людей одной культуры, людьми другой культури будет восприниматься как обычный.

Разпичной является и степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием. Например, из древних рисунков возникли знаки письменности, но в развитом письменном и разговорном языке связь между материей символа и символическим содержанием теряется вообще.

При осуществлении маково-символическойфункции связанный с ней смысл, выражающий определенное содержание сознания, носит идеальньй
характер.

  • Идеальность характеризует специфический способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и значения, являющихся программой действий для людей. Например, технический чертеж какой-либо детали включает в себя идеальное содержание, которое способен прочитать и раскрыть специалист в зтой области и
    воплотить в реальность.

  • Идеальность образов имеет специфическоезначение, вьыражающееся в создании в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры.

Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей єсть необходшюе условие ее организации и воспроизводства.

Вопрос 4. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

1. Общая характеристика.

На аиализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философско-меюодологический подход. Он означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром.

Этим способом бытия являєшся практика, преобразовательное отношение к действительности. Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек создает свою «вторую природу», человеческую сферу обитания, орудия й средства производства, что и является содержанием общественной природи сознания.

Процесе возникновения сознания связан сформированием культури на основе практически преобразовательной общественной деятельности людей, фиксации навыков деятельности. Фиксация навыков
предполагает определенное общение людей, их кооперацию.

Оснований общественной природм человеческогосознания заключаются в участии индивидуальных действий в совместной коллективной деятельности по формированию всех форм культуры.

При социальном розвитий человечества внутренней основой зтого развития выступает исторически создавшееся й развивающееся содержание сознания.

Таким образом, сознание с самого начала является продуктом общественного развития. Оно єсть процесс социальный.

2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.

а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядов, интересов, змоциональных й психических качеств. Оно есть отражение сложного взаимодействиясоциальной средыданного общества и среды конкретной для определенной личности.

б) Индивидуальное сознание включает самосознание —процесе осознания человеком самого себя.

в) Общественное сознание — зто совокупность идей, теорий й взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность — человеческое общество, природу.

Главным обьектом отражения общественногосознания является общественное бытие людей.

Общественное сознание заключает в себеразличные формы;

= мораль;

= искусство;

= философию;

= религию;

= науки.

NВ: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную ироизводительную силу общества.

г) Соотношепие общественного и ипдивидуального сознания єсть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:

общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мислить обладает лишь конкретная личность;

в свою очереоь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественньм, поскольку каждьй человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не єсть нечто замкнутое;

общественное и индивидуальное сознание едины. У них обший источник — бытие людей, єдиная основа— практика, одна форма, способ вираження — язык; общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретних специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;

индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции ми рассмотрели философские и научные аспекти сознания, методологические основи его исследования.
ЛЕКЦИЯ 36

СОЗНАНИЕ (часть II)

План:

І. Индивидуальное сознание, его структура.

1. Общая характеристика

2.Сознательное и бессознательное 3.Самосознание, его предметность и рефлексивность

4. Витальные переживаним й ценности в структуре самосознания.

І І. Творческая активность сознания

1.Общая характеристика

2. Види творчества.

III. Идеальное и материальное.

1.Общая характеристика.

2. Проблема сознания в психофизиологии.

Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.

3.Классическая й современная нейрофизиология о

сознании как функции мозга:

а) Принципиальная несводимость сознания к нейрональнмм процессам.

б) Моделирование функции мозга.

IV. Регуляторная функция сознания.

1.Функциональные системи (по П.К. Анохину)

2.Психосоматическая проблема в медицине.

Психогенние фактори в этиологии заболеваний ипсихотерапия.
Вопрос 1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА

1. Общая характеристика.

а) Сознание — зто высшая функция мозга человека, заключающаяся в обобщенном, оценочном, целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий й предвидением их результатов.

  • Сознание (по А.Г. Спиршну) способностьидеального (психического) отражениядействительности, превращения обьективного содержания предмета в субьективное содержание душевной жизни человека.

  • Сознание проявлятся в змоциональной оценке действительности.

Сознание — не талько образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, направленная на проявление и преобразование действительности.

2. Сознательное и бессознательное.

а) Сознательное сформированный в результате обучения и социализации личности слой психики.

—Сознательное включает:
= знание;

= мировоззрение;

= нравственность;

Сознание
Общественное Индивидуальное

=общечеловеческое =знание

=национальное =личный жизненный опыт

=групповое =мышление и разум

=интересы и духовные

потребности

=ценности и убеждения

Ценностно-мотивационная логико-понятийная

компоненте - общие понятия

-фантазия; -аналитико-синтетические

-продуктивное воображение мыслительные опирации

- интуиция -логичвеские доказательс-

тва

Эмоциональная компонента

сознания телесно-перцептивные способности

-инстинктивно-аффективные -ощущения

состояния -восприятия

-эмоции -представления

-чувства



Схема «поля» сознания.

б) Структура сознания

бессознательное сознательное самосознание




= политико-правовыю взгляды;

= зсгетические взгляды;

= социально-коммуникативные потребности;

= цели и интересы

= змоции и чувства.

б) Бессознательное зто совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сфери человечеекогразума, безотчетных и неподдающихся в данньт момент контролю сознания. Бессознательное включает:

= сновидения;

= гипнотические состояния;

= сомнабулизм;

= состояния невменяемости.
Бессознательное

Индивидуальное Коллективное

- Индивидуальное и коллективное бессознательное вместе влияют на наследственную передачу стереотипных реакций, обеспечивающих самосохранение индивида, в) В генезе психики человека бєссознательное является

первым зтапом ее формирования и развития, а социальное - вторым.

  • Бєссознательное и сознательное — две относительно самостоятельные стороны единой психики человека.

Между бессознательним и сознательньш частовозникаютконфликти, но зти две стороны психики взаимосвязаны.

3. Самосознание, его предметность и рефлексивности.
а) Самосознание системообразующая основа духовного мира личности, субьективное мировоззрение через основные психологические установки и мотивы витальные переживания и волю.

Самосознание обьединяет и перерабатывает частисоциального знання через призму витальных переживаний и биологических потребностей индивида.

Самосознание является структурою индивидуальногосознания.

Самосознание не только познание себя, но и известное
отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовыїм силам, то есть самооценка (А. Г. Спиркин).

  • Социальность человека приводит к возникновениюв его психическом мире самосознания.

- В процессе самосознания человек вмделяет себя из
окружающего мира и определяет свое отношение к нему.

В процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как субьект практической деятельности.

  • Благодаря самосознанию субьект делает обьектомсамого себя, а обьектом анализа — собственные представлення, мисли и чувства.

  • Сократ сказал: «Потай самого себя». Он понял, что осознание окружающего мира будет неполноценным без осознания самого себя.

  • Итак, самосознание обпадаеь «семи признакамисознания, которые содержатся в определении сущности сознания, имеющемся в философской литературе.

4. Витальные переживання и ценности в структуре самосознания.

—Решающим моментом в самосознании являються витальнне переживання (страх смерти, одиночества, покинутости и т.д.).

Витальные переживання приводят к формированию основних психологических установок и мотивов поведения личности.

Витальные переживання определяют состояние психики (оптимистическое, пессимистическое, тревожное и т.д.).

Скрытыми мотивами поведения личностиявляются: сгремлениє к славе, власти, богатству.

Самосознание строит своє «Я» к разрушение зтого «Я» приводит к деградации личности, нарушению психики.

Вопрос 2. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ

1. Общая характеристика.

а) Творческая активность связывается с конструктивно-познавательной функцией. Творчествопроцесе человеческой деятельности,создающий качествено новые материальные и духовные ценности. Это есть единство духовной и практической деятельности человека. И в то же время обнаруживаются различия между духовныи иматериальньм творчеством.

В разработке проблем творчества философы опираются на обобщение результатов и выводы других наук.

Психологи изучают мировоззренческий и гносеологическии аспекти творческой деятельности.

В социальном смисле в творчествеглавной является диалектика предметной и духовной деятельности.

Для всестороннего развития творческоидеятельности человека необходима гармония с природой.

Противопоставление целей человека естественному ходу вещей есть второй аспект социального рассмотрения творчества.

2. Виды творчества.

а) Творческая деятельность делится на два вида: материальное и духовное творчество. При изучении творчества большую роль отводят онтологии творчества

—субстанционально-атрибутивного, относящегося к обьективному бьггию основания творчества.

- Онтология включает общеприродныйи и социальньй

аспекти:

= общеприродный аспект творчества заключается в логическом выведеним данного социального феномена из предельно общих своиств материн; = социальныйаспект, творчества заключается в исследовании диалектики предметной и духовной деятельности, б) Также встречаются следующие види творчества:

-производственно-технические;

-изобретательские;
-научные;

- политические;

-организаторские и т.д.

Вопрос 3. ИДЕАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ

1. Общая характеристика.

а) Важнейшим свойством индивидуального является идеальность.

Идеальное главный признак сознания,

обусловленный социальной природой человека. Идеальное выстутает как одна из актуальньк проблем философии. это обьект общественного сознания, к которому приобщился индивид, зто злементы общественной культури, связанные с деятельностью индивида; зто образы, подлежащие опредмечиванию.

Идеальная форма форма вещи, существующаявне этой вещи, в сознании человека.

Идеальноезто то, что не существует в природе, но существует в виде образов в соответствии с его потребностями.

К идеальному относятся нравственно-моральнные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей.

Вне человека идеального нет. Идеальное не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Оно является субьективным проявлением некоторых мозговых нейродинамических процессов. Зто психическое явление, представ-ленное только в сознательных состояниях отдельньгх личностей.

Идеальное есть способность личности кметь«информацию» в «чистом» виде и оперировать ею во времени.

Идеальное есть общественншй продукт и необходимый компонент социальной саморегуляции. б) Материальное.

В отличие от обьективно-идеалистического подхода, научный материализм не рассматривает всю предметную действительность как сферу реализации идеального.

Виводимся за пределыидеального неорганическая и органическая природа.

К. Маркс: «Идеальное есть ничто иное, какматериальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.

а) Сознание, мозг и психику изучают: философия, социология, психология, медицина, биология.

Самым трудним остаєшся вопрос взаимосвязи
материн и сознания, в частности психофизиологическая проблема.

В советский период сущность сознания раскривалась с материалистической точки зрения, как вторичное по отношению к материи: «материя первична, сознание вторично», «сознание — функция мозга» (материалистический монизм).

—Для более глубокого изучения психофизиологической проблемы различают два вида реальностей: мозг и сознание. Сознание изучает психология, мозг -
нейрофизиология.

Психология изучает сознание с помощью субьективньгх переживаний; физиология изучает мозгс помощью зкспериментальных наблюдений.

Для расширенного и углубленного изучения святи«сознание мозг» больше подходитпсихофизиологический монизм, который позволяет установить относительность противопоставления «психического», «физиологического», «идеального» и «материального», сблизить зти понятия. — На первый план выходят принципы изоморфизма соответствия между неиродинамическими процесами и актами сознания. —Изоморфизм включает принципы дополнительности и интеращионизма (взаимодействие нейронального и психического равноправно) —Дж. Зкклс, К. Поппер.

3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.

а) Принципиальная несводимость сознания к нейрональнымпроцессам.

  • Мозг макроструктурная природная система,состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (клеточно-тканевом)
    уровне организации материн осуществление общин функции сознания.

  • На сознание и состояние психики влияет условно- рефлекторная деятельность мозга и его биохимическая организация.

Согласно натуралистическому направлениюисследования сознания для голодного человека окружающий мир будет казаться другим, нежели для
сьггого.

То есть один из факторов, влияющий на характервосприятия мира єсть физиологическое ихимко-биологическое состояние мозга,

Ошибка натуралистического направленихзаключается в игнорировании им специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в
отстаивании положення о материальности и вещественности сознания.

Философский реализм утверждает: отношение мезга и содержания сознания -- зто отношение органа, материального субстрата и его функции.

б) Моделирование функции мозга.

Источником сознания является и космическое информационно-смысловое поле.

В настоящее время выдвинута гипотеза о волновойквантово-механической природе мозга.

Исследования показали: «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы знергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата зтой знергии».

  • «Мозг связан с биосферой планети и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи — знергетическим й информационным».

Вьівод: Источником сознания является реальность (обьективная и субьективная), отражаемая человеком посредством високоорганизованного материального субстрата головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Вопрос 4. РЕГУЛЯТОРНАЯ ФУНКЦИЯ СОЗНАНИЯ

1. Функциональные системы (по П.К. Анохину),

П.К., Анохин предложил «модель функциональной системы», то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.

Этапы модели поведения:

  • пусковой стимул должен бьггь воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;

  • затем через соприкосновение с памятью формируется образ;

  • зто осознается и приводит к принятию решения;

  • в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели («акцептора результате действия»),

  • Ценность концепции П.К. Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции
    поведения.

2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.

а)Психосоматическая проблема является одним из важних вопросов изучения сознания и материи.

б)Изучая психосоматическую проблему ученые ищутответы на вопросы:

— какое влияние оказьшают психические состояния на жизнедеятельность организма?

— какие изменения жизнедеятельности организм, оказывают обратное влияние на психику человека?

в) Эти вопросы можно изучить на основе принципанервизма (И.М, Сеченов, И. П. Павлов) и психоанализа(3. Фрейд, Г. Адлер).

г) Принцип нервизма:

—Жизнедеятельность организма контролируется нервной системой и многие сдвиги происходят в результате нарушения этого контроля.

  • Этот контроль является главным свойством нервной системы, как высшего регулятора деятельности организма.

  • Велика роль второй сигнальной системы. Сильне словесные раздражители (стрессы) вызывают потрясения психики с последующими соматическими нарушениями (астма, истерия и т.д.).

—Мнительность, самовнушение, «невроз ожидания» также приводят к расстройствам.

—Нарушения психики вызывают ятрогенне заболевания (неосторожное слово врача вызывает патологический синдром).

Д) Другой аспект психосоматической проблемы обратное воздействие соматических расстройств на психику:

- Большинство заболеваний затрагивают несколько органов и систем и это тоже влияет на психику.

- На первый план выступает сосредоточенность внимания больного на болезни (у больного возникает чувство тревоги, страха, апатии и т.д.),
что влияет на работоспособность и жизнедеятельность пациента. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские общеметодологическиепроблемы сознания.

1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта