Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛЕКЦИЯ 6 Краткий обзор представителей философских учений План: 1) Вклад мыслителей человечества в историю

  • Мыслители Дата жизни Вклад в формирование мировой философии

  • Философия


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеФилософия
    АнкорФилософия.doc
    Дата13.12.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия.doc
    ТипУчебное пособие
    #11293
    страница2 из 32
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
    Раздел II

    ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ

    ЛЕКЦИЯ 6

    Краткий обзор представителей философских

    учений

    План:

    1) Вклад мыслителей человечества в историю мировой философии.

    2) Портреты выдающихся философов человечества.

    Вопрос 1. Вклад мыслителей человечества в историю




    п/п

    Мыслители

    Дата жизни

    Вклад в формирование мировой философии

    1.

    2.

    3.


    4.

    5.

    Фалес (Thales)

    Анаксимандер

    (Anaximander)


    Анаксимен (Anaximenes)

    Гераклит (Heraclitus)

    Парменид

    (Parmenides)

    Около 630-560 гг. до н.э.

    Около 610-546 гг. до н.э.

    585-525 гг. до н.э.

    Около 500-х гг. до н.э.

    V век до н.э.

    - считается первым философом и естествоиспытателем;

    - утверждал: «вола есть все»;

    - считал, что все в природе постижимо человеческим мышлением.
    - не считал, что вола есть первооснова всею сущего;

    - ввел понятие апейрон в качестве первоосновы (как неопределенное, беспредельное впространстве и времени);

    - считал Фалеса первым философом.

    - рассматривал воздух как первооснову мироздания;

    - определенную физическую теорию переходов: воздух-вода-огонь-земля.
    - выступил (вместе с Парменидом) против базисных предпосылок мироздания своих предшественников;

    - утверждал, что вех; находится в состоянии

    постоянного изменения или движения;

    - изменение происходит согласно неизменному закону (логосу);

    -этот закон включает взаимодействие противоположностей;

    - это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию;

    - считал, что настоящей субстанцией

    изменяющихся вещей является не вещественная

    первооснова, а логос;

    - огонь- источник всего сущего;

    - видел связь между философией природы и

    экономикой;

    - в политологии толкует Герайлита как

    сторонника войны;

    - имеет взгляды о мире.

    - утверждает, что изменение является логически

    невозможным;

    - считал, что разум нрав, а чувства обманывают нас;

    - предложил основывать рассуждения на

    рациональной аргументации;

    - внес вклад в развитие логического мышления.

    6.

    7.

    8.


    9.

    10.

    Эмпедокл

    (Empedocles)


    Анаксагор

    (Anaxagoras)

    Демокрит

    (Demokritus)

    Пифагор

    (Pythagoras)

    Упанищады

    492-432 гг. до н.э.


    498-428 гг. до н.э.

    460-370 гг. до н.э.

    VI-V вв. до н.э


    - до нас дошло около 150 фрагментов ею работ;

    был магом и натурфилософом;

    - вместе с Анаксагором считается философом -

    примирителем через формулу: «некоторые веши

    находятся в состоянии изменения, а другие - в

    состоянии покоя»;

    - в основу бытия клал четыре первоначала -

    огонь, воду, воздух, землю, а также две силы

    разъединяющую (ненависть, вражда) и

    объединяющую (любовь);

    - ему удалось разработать модель, включающую

    изменения и неизменное в основе бытия.
    - сохранилось 22 фрагмента его работ;

    - в основу бытия клал бесчисленное количество

    элементов;

    - категорию изменения трактовал так же. как и

    Эмнедокл;

    - в отличие от Эмпедокла оперировал только

    одной силой – умом;

    - природу считал телеологической, целенаправлен ной.
    - сохранилось от 200 до 300 фрагментов его
    работ;
    - первый философ-атомист: в основе бытия только одно неделимое начало — атом;
    - в рамках философии природы дал объяснительную модель субстанции в изменении;
    - через Эпикура и Лукреция его учения, начиная с жохи Возрождения, оказало серьезное влияние на становление современной физики;
    - атом положен не только в основу бытия, но в
    основу теории познания.
    - пифагорейцы занимались рассмотренными выше вопросами о субстанции,
    - фундаментальном начале природы и об изменении;

    - «раскрывали» природу с помощью математики;
    - считали, что математические соотношения и структуры лежат основе всех вещей, т.е.являются субстанцией;

    - в математике видели ключ ко всем загадкам вселенной;
    - математические исследования носили религиозный характер;
    - считали, что мир имеет только одно начало структурно-матемстическое;
    - в эпоху Возрождения (вместе с учением Демокрита) их учения сыграли выдающуюся роль в становлении экспериментального
    естествознания;
    - в политической сфере выступали за четко иерархическое устройство общества;
    - в религиозной сфере спасение души мыслили через аскетический образ жизни и приобретение философских и математических знаний;
    - математической философией восхищался Платон и все последующие мыслители человечества.
    - центральная тема - учение о переселении души;
    - обожествление атамана и брахмана;
    - аскетическое бегство от мира, истина внутри человека;
    - вся индийская философия ищет путь избавления от цикла перевоплощений;
    - легитимируют карму и кастовую систему.



    11.

    12.

    13.

    14.


    Буддистская философия

    Бхагавадгита

    (Божественная песнь)


    Конфуций

    (Confucius)

    Даосистская философия


    551-479 гг. до н.э.


    - резко выступала против древней ведийской литературы;

    - это философия спасения человека;

    - состояние освобождения – нирвана;

    - «четыре благородные истины»: мир полой страданий, причина страданий в жажде физического существования и в иллюзорности мирских страстей, необходимость устранить желаний, имеется путь избавления от желаний;

    - главные ощущения - неудовлетворенность и боль; желание -этоиллюзия; избавление от мук - в отказе от гражданской жизни;

    - идеал буддизма - в отделении человека от «добра» и «зла» (в интерпретации Ницше);

    - буддизм не принимал платоновскую метафизику и христианство;

    - учение о «самости» (требование мыслить мир в терминах процессов, а не вещей или субстанций)

    - Желание и отвращение - подлинные враги человека;

    - идея поддержания справедливого космического порядка;

    - кастовая система остается нерушимой частью порядка;

    - философская идея освобождения. - это контроль индивида над своими действиями, несвязанными с мотивами или желаниями;

    - насилие уничтожается огнем знания.
    - современник Будды, Фалеса, Пифагора;

    - китайская философия по сравнению с греческой и индийской была более практичной и прагматичной;

    - обнаруживает мало интереса к философии природы и религии;

    - как и для Сократа в основу своей философии ставит человека;

    - правильное поведение суммировано в понятии человеколюбия (humanity);
    - идея любви к ближнему - в принципе мира;
    - защищает строго иерархическую организацию общества;
    - сформировал пять систем взаимоотношений для хорошей жизни: правитель государственный служащий, отец - сын, муж - жена, старый молодой, друг - друг;
    - он не развил систематической философии, давал советы, формировал нравоучения;
    - его этика, строилась на человеколюбии и справедливости.
    - даосизм в отличие от конфуцианской этики
    характеризовался мистицизмом и холистическим мышлением;

    - представители: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы;

    - Дао дэ цзин - классический текст из даоистской философии природы или бытия;

    - «дао» - фундаментальное понятие, источник рождения и уничтожения всего сущего, «матерь мира», начальный пункт всего разнообразия существующего;

    - дао выступает как бытие бытия, неопределённая исходная сила - основа всего, что существует;

    - есть заявления Лао-Цзы о том. что «бытие происходит из небытия»;

    - считал, что когда нечто достигает своей крайности, оно переходит в свою противоположность;

    - высказал идею чрезмерности в развитии, поддерживал принцип справедливости как упорядоченное существование;

    - выступил в противоречии с прагматичными социально-этическими максимами конфуцианства.


    15.


    16.

    17.

    Софисты:

    - Горгий

    - Фрасимах

    - Протагор

    Протагор

    Сократ


    481-411 гг. до н.э.

    Около 470-399 гг. до н.э.

    - первое, о чем размышляли греческие философы, была природа (physis) — период натурфилософии (с 600 но 450 и. до н.э.);

    - поставили вопрос об условиях получения достоверного знания, т.е. произошел переход онтологии к гносеологии;

    - поставили вопрос о возможности исследовании самого себя и собственного мышления;

    - за 450 лет до н.э. поставили человека в центр своих интересов, начался антропоцентрический период;

    - ввели этико-политические вопросы в развитие демократии;

    - поставили вопрос о социальной функции права в обществе;

    - переход от рациональной аргументации к дели выигрыша в споре софисты превратились в изощренных игроков словами.


    - его тезис «человек сеть мера всех вещей» стал гносеологическим положением;

    - выдвинул мысль о пределах человеческого познания;

    - указал на философские, основы скептического саморазрушения в процессе познания;

    - высказал положение о невозможности познания Бога;

    - считал, что нормы являются общезначимыми для установившего их общества, но не для других обществ;

    - вместе с другими софистами сформировал ряд проблемных соотношений: относительное и абсолютное: право и власть: эгоизм и альтруизм: индивид и общества; разум и чувства.

    -в центре его внимания была не натурфилософия.

    а гносеологическая и этико-политическая

    проблематика;

    -в познании его интересовал аиализ понятий (определений) с помощью диалога;

    -в этико-политичсекой сфере опровергал

    скептицизм софистов;

    -его этика основывалась на системе

    «добподетель - знание»:

    -считал, что человек должен приобрести

    нормальное понимание жизни » социуме;

    -сформировал триаду знания: фактуалыное

    знание, нормативное знание, поведенческое

    знание;

    -считал, что всеобщее благо постижимо;

    -пытался дать конечное обоснование этики с

    помощью не только разума, но и божественной

    мудрости;

    -беседовал со своим внутренним голосом,

    которого называл демоном;

    -развивал онтологию и гносеологию морали;

    -совершенствовал технику убеждения в

    диалогах;

    -определил концепцию счастья (счастье это не

    удовольствие, а согласие с самим собой, чистая

    совесть и самоуважение).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


    написать администратору сайта