Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница7 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   32

замкнутость;

  • критика и отвержение иных философских учений,
    особенно идеалистических;

  • непризнание авторитетов;

  • воинственность и агрессивность в отстаивании своих
    взглядов и образа жизни;

  • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

  • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом
    обществе не по его, а по собственным законам;

  • концентрация внимания на пороках общества, худших
    человеческих чертах;

    радикализм, парадоксальность, скандальность. б) Киническая философия возникла в период кризиса
    античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших
    своего места в официальной системе общественных отношений.

    в) В современную эпоху большое сходство с философией и
    образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов,
    дервишей, хиппи и др.
    3. Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии.

    а) Время жизни и творчества: Диоген Синопский (точные
    даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н.э., современник
    Александра Македонского) - наиболее яркий и известный
    теоретик и практик кинической философии. Считается, что
    именно он дал название данной философской школе (так как
    одно из прозвищ Диогена - «кинос», «собака», что на греческом
    языке созвучно слову «киник»). В действительности название -
    от слова «Киносарг» - холм и гимназий в Афинах, где Антисфен
    занимался с учениками.

    б) Диоген не оставил фундаментальных философских трудов,
    однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным
    поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и
    идей:

    • жил в бочке;

    • заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не
      загораживай мне солнце!»;

    • выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества»
      (который стал его собственным жизненным и философским
      кредо, а также его последователей);

    • вывел понятие «гражданин мира» (космополит);

    • отвергал брак;

    • жестоко высмеивал сторонников традиционного образа
      жизни;

    не признавал никаких законов, кроме закона природы;

    • гордился своей независимостью от внешнего мира, живя
      попрошайничеством;

    • идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

    4. Общее понятие и периодизация философии стоиков.

    а) Причина возникновения: Ответной реакцией на
    распространение идей киников стало возникновение и развитие
    философской школы стоиков («Стоя» - название портика в
    Афинах, где она была основана).

    б) Основателем данной философской школы считается Зенон
    Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так
    называемых «апорий»-парадоксов).

    в) Периодизация: Стоическая философия в своем развитии
    прошла ряд этапов:

    • ранняя стоя. (III - II вв. до н.э.), представители - Зенон,
      Клеанф, Хриссип и др.;

    • средняя стоя (Ц -1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний;

    • поздняя стоя (I в. до н.э. - III в. н. э.) - Сенека, Эпиктет,
      Марк Аврелий.

    5. Основная идея и характерные черты стоической
    философии.


    а) Основная идея философской школы стоиков (сходная с
    основной идеей философии киников) - освобождение от
    влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые
    видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении
    ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни
    (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали
    иной путь для достижения этой цели - постоянное
    самосовершенствование, восприятие лучших достижений
    традиционной культуры, мудрость.

    б) Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над
    суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

    в) К характерным чертам стоической философии также
    относятся:

    • - призыв к жизни в согласии с природой и Мировым
      Космическим Разумом (Логосом); признание добродели высшим благом, а порока - единственным злом;

    • определение добродетели как знания о добре и зле и
      следования добру;

    • призыв к добродетели как постоянному состоянию души
      и моральному ориентиру;

    • признание официальных законов и государственной
      власти лишь в том случае, если они добродетельны;

    • неучастие в жизни государства (самоотстранение),
      игнорирование законов, традиционной философии и
      культуры, если они служат злу;

    • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак
      протеста против несправедливости, зла и пороков и
      невозможности делать добро;

    • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие
      лучших достижений мировой культуры;

    • высокий эстетизм в мыслях и поступках;

    осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

    - признание стремления к счастью высшей целью человека.

    6. Философия Сенеки и Марка Аврелия. Представители: Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий, а) Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н. э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ:

    • проповедовал идеи добродетели;

    • призывал не участвовать в общественной жизни и
      сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

    • приветствовал покой и созерцание;

    был сторонником, незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

    верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

    • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении
      государством и всех иных сферах жизни, презирал простой
      и необразованный люд, «толпу»;

    • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое
      счастье;

    • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему,
      а практическое руководство по управлению государством,
      общественными процессами, по достижению людьми
      счастья в жизни.

    б) Марк Аврелий Антонии (121 - 180гг. н. э.) - крупнейший римский философ-стойлу в 161 - 180 гг. - римский император. Написал философское произведение «К самому себе». К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: глубокое личное уважительное отношение к Богу;

    • признание высшим мировым началом Бога;

    • понимание Бога как активной материально-духовной силы,
      объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

    • объяснение всех происходящих вокруг событий
      Божественным промыслом;

    • видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

    • разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку;

    • признание основной причиной счастья отдельного
      человека, приведение его внутреннего мира в соответствие
      с внешним миром;

    • разделение души и разума;

    • призывы к несопротивленню внешним обстоятельствам,
      к следованию судьбе;

    размышления о конечности человеческой жизни, призывы
    ценить и максимально использовать возможности жизни; - предпочтение пессимистического взгляда па явления
    окружающей действительности.
    Вопрос V.Философия Платона

    1. Общая характеристика личности и творчества Платона.
      Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - крупнейший философ Древней
      Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской
      школы - Академии, основоположник идеалистического
      направления в философии. Платон - первый древнегреческий
      философ, оставивший после себя ряд фундаментальных
      философских произведений, наиболее важными из которых
      являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Фе-
      дон», «Государство», «Законы». Большинство произведений,,
      Платона написано в форме диалогов.

    2. Платон - основоположник идеалистического направления
      в философии.


    Платон является основателем идеализма. Главные положения его идеалистического учения:

    • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со
      временем прекращают свое существование;

    • окружающий мир («мир вещей») также временен и
      изменчив и в действительности не существует как
      самостоятельная субстанция;

    • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи
      (эйдосы);

    • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

    • любая существующая вещь является всего лишь
      материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса)
      данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они
      лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и
      неизменна, и т. д.);

    • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

    3. «Триада» Платона - «единое», «ум», «душа».

    Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно

    которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души».

    а) «Единое»:

    • является основой всякого бытия;

    • не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни
      частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

    • есть ничто;

    • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше
      всякого ощущения;

    первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

    б)«Ум»:

    • происходит от «единого»;

    • разделен с «единым»; противоположен «единому»;

    • является сущностью всех вещей;

    • есть обобщение всего живого на Земле.

    в) «Душа»:

    • подвижная субстанция, которая объединяет и связывает
      «единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает
      между собой все вещи и все явления;

    • душа может быть мировой и душой отдельного человека;

    • при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут
      иметь также вещи и неживая природа;

    • душа человека (вещи) есть часть мировой души;

    • душа бессмертна: при смерти человека умирает только тело,
      душа же, ответив в подземном царстве за свои земные
      поступки, приобретает новую телесную оболочку;

    • постоянство души и смена телесных форм - естественный
      закон Космоса.

    4. Гносеология (учение о познании) Платона.

    В гносеологии (учении о познании) Платон исходит из

    созданной им идеалистической картины мира:

    - поскольку материальный мир является всего лишь

    отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

    • «чистые идеи» невозможно познать с помощью
      чувственного познания (такой тип познания дает не
      достоверное знание, а лишь мнение - «докса»);

    • «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря
      высшей духовной деятельности (идеалистическому
      познанию);

    • высшей духовной деятельностью могут заниматься
      только люди подготовленные - образованные
      интеллектуалы, философы, следовательно, только они
      способны увидеть и осознать «чистые идеи».

    5. Проблема государства в философии Платона.

    а) Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме
    государства (что было нетипично для предшественников -
    «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались
    поисками первоначала мира и объяснением явлений
    окружающей природы, но не общества).

    б) Платон выделяет семь типов государства:

    • идеальное «государство будущего», которого пока не
      существует и в котором отпадет необходимость в
      государственной власти и законах, и шесть типов ныне
      существующих государств.

    • Среди шести существующих типов Платоном
      указываются:





    • монархия - справедливая власть одного человека;

    • тирания- несправедливая власть одного человека;

    • аристократия - справедливая власть меньшинства;

    • олигархия - несправедливая власть меньшинства;

    • демократия - справедливая власть большинства;

    • тимократия - несправедливая власть большинства, власть
      военных, вождей, армии.

    Nb: Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются неспра­ведливыми формами государства, а

    демократия - власть большинства -редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

    6. Платоновский проект государства.

    а) Сущность проекта по Платону:

    • все население государства (полиса) делится на три сословия
      - философы, воины, работники;

    • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым
      физическим трудом, создают материальные блага, могут в
      ограниченных размерах владеть частной собственностью;

    • воины занимаются физическими упражнениями,
      тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае
      необходимости - участвуют в военных действиях;

    • философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории,
      познают мир, учат, управляют государством;

    • философы и воины не должны иметь частной
      собственности;

    • жители государства вместе проводят свободное время,
      вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

    • не существует брака, все жены и дети общие;

    • допускается и приветствуется труд рабов, как правило,
      варваров, захваченных в плен.

    б) В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего
    проекта, допустив небольшую частную собственность и личное
    имущество для всех сословий, однако другие положения
    данного плана были сохранены.

    7. Значение философии Платона. Историческое значение философии Платона:


    собрание
    впервые философом оставлено целое

    фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому
    направлению (так называемая «линия Платона» -
    противоположность материалистической «линии
    Демокрита»);

    впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.;

    • были заложены основы понятийного мышления,
      произведена попытка выделить философские категории
      (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся -
      движущееся, неделимое - делимое и др.);

    • была создана философская школа (Академия),
      просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие
      видные последователи Платона (Аристотель и др.).

    8. Академия Платона.

    а) Суть вопроса: Академия Платона - религиозно-философская
    школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и
    просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

    б) Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии
    являлись:

    - Аристотель (учился у Платона, основал собственную
    философскую школу -Ликей),

    Ксенокрит,

    • Кратет,

    • Аркесилай,

    • Клитомах Карфагенский,

    • Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

    в) Академия была закрыта в 529 г. византийским императором
    Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако
    за свою историю успела добиться того, что платонизм и
    неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской
    философии. Вопрос VI. Философия Аристотеля

    1. Этапы творчества Аристотеля и его основные
    произведения.


    а) Даты жизни и творчества: Аристотель (384 - 322 гг, до
    н.э.) •- древнегреческий философ классического периода, ученик
    Платона, воспитатель Александра Македонского.

    б) В своей философской деятельности Аристотель прошел
    три основных этапа:

    • 367 - 347 гг. до н.э.' (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего
      возраста, в Академии Платона и был его учеником (до
      момента смерти Платона);

    • 347 - 335 гг. до н.э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице
      Македонского государства по приглашению царя Филиппа;
      воспитывал Александра Македонского;

    • 335 - 322 гг. до н. э. - основал собственную философскую
      школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней
      до своей смерти.

    в) К наиболее известным произведениям Аристотеля
    относятся: «Органон», «Физика», «Механика»,
    «Метафизика», «О душе», «История животных»,
    «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская
    по-лития», «Поэтика».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   32


  • написать администратору сайта