Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница6 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции

1) Общее понятие досократических философских школ.

а) Первые, досократические философские школы Древней
Греции возникли в VII - -V вв. до н.э. в ранних древнегреческих
полисах, находившихся в процессе становления.

б) Наиболее известные ранние философские школы Древней
Греции:


милетская школа; школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомисты.

в) Характерные черты досократических философских школ: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер
философских учений.

2) Милетская школа («физики») - Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен.

а) Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в.
до н.э. и получила свое наименование от названия города где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

б) Философы милетской школы: выступали с
материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа «физиков»); искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес
(примерно 640 - 560 гг. до н.э.) - основатель милетской
школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначалом всего сущего считал воду («архэ»); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял все сущее); допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; -«точно определил продолжительность года - 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н.э.) - ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») - «душой космоса»; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

3) Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н.э.) - древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

первоначалом всего сущего считал огонь;

вывел закон единства и борьбы противоположностей -

ключевой закон диалектики (-наиболее важное философское

открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;

выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материали­стического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

4. Пифагорейцы.

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н.э.). древнегреческого философа и математика:

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести, к числу и измерить с помощью числа); выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное -нечетное, светлое - темное, прямое -кривое, правое -левое, мужское - женское и др.).

5. Элеаты.

Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.
Наиболее известными философами данной школы являлись

Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: изучали проблемы познания;

жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее - духовное идеалистическое; были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты.

Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы - «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии

Платона» - идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основне положения:

весь материальный мир состоит из атомов; атом - мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые,

кривые, «с крючками» и т. д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно «увидеть» путем

чувственного познания. Вопрос III. Философия софистов и Сократа

1. Общее понятие софистики и периодизация софистских
школ.


Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V -первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» -мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделяются группы так называемых:.

  • старших софистов (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий,
    Продик, Антифонт, Критий;

  • младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Nb: Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Характерные черты философии софистов.
Для софистов xарактерно:


  • критическое отношение к окружающей действительности;

  • стремление все проверить на практике, логически доказать
    правильность или неправильность той или иной мысли;

  • неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

  • отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных
    на недоказанном знании;

  • стремление доказать условность государства и права, их
    несовершенство;

  • восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как
    предмет критики;

  • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание
    объективного бытия и попытки доказать то, что дейст­
    вительность существует только в мыслях человека.

3. Софизм как основной логический прием софистов.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь».

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

4. Значение деятельности софистов.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

  • критически взглянули на окружающую действительность;

  • распространили большое количество философских и иных
    знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии
    именовались древнегреческими просветителями).

5. Философия Протагора.

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека: вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного; что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»); окружающий мир относителен; объективное (истинное) познание недостижимо; существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть ало для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

6. Философия Сократа.

а) Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ- педагог.

б) Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

в) Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не почитающий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

г) Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

  • способствовал распространению знаний, просвещению
    граждан;

  • искал ответы на извечные проблемы человечества - добра
    и зла, любви, чести и т. д.;

  • открыл метод майевтики, широко применяемый в
    современном образовании;

  • ввел диалогический метод нахождения истины путем ее
    доказательства в свободном споре, а не декларирования, как
    это делал ряд прежних философов;

  • воспитал много учеников, продолжателей своего дела
    (например, Платона);

  • стоял у истоков целого ряда так называемых
    «сократических школ».

7. «Сократические школы».

а) Определение: «Сократические школы» - философские
учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые
его учениками.

б) К числу «сократических школ» относятся: Академия
Платона; школа киников; киренская школа; "лигарская школа;
элидо-эритрийская школа:

  • Академия Платона - религиозно-философская школа,
    созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью
    исследование философских проблем, почитание богов и муз
    и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 1000 лет).

  • Киники - философская школа, которая обосновывала идею
    свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее
    представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Сиполский (прозванный Платоном «Сократом, сошедшим с ума»).

  • Киренская школа основана в IVв. до н.э. Аристиппом из
    Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы
    (киренаики): выступали против изучения природы; высшим
    благом считали наслаждение; соответственно целью жизни
    видели наслаждение, счастье воспринимали как
    совокупность наслаждения, богатство - как средство для
    достижения наслаждения.

  • Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом
    из Мегары в IV в. до н.э. Представители - Евбулид, Диодор
    Крон. Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует. Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную
    практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики». Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), «Куча» и «Лысый», с помощью которых
    пытались понять диалектику перехода количества в качество.

Примеры. Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?» Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он- становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»
Вопрос IV. Философия киников и стоиков

1. Общее понятие кинической философии.

а) Киники - одна из философских школ Древней Греции
сократического периода.

б) Представители философской школы киников - Антисфен,
Диоген Синопский, Кратет.

в) Главная цель кинического учения - не выработка глубоких
философскux. -теорий, а философское обоснование особого образа
жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество,
бродяжничество-и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе.

2. Характерные черты философии и образа жизни киников.
а) Характерные черты философии и образа жизни киников:

  • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть
    свободы вне общества);

  • добровольная отверженность, разрыв социальных связей,
    одиночество;

  • отсутствие постоянного места жительства, скитания»;

  • паразитический образ жизни, попрошайничество;

  • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни,
    старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

  • восхваление физической и духовной бедности;

  • крайний аскетизм;
  • 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


написать администратору сайта