Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница5 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

государственный аппарат должен формироваться из
профессионалов (то есть чиновничьи должности должны
даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и
деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

  • государство - главный регулирующий механизм общества и,
    следовательно, имеет право вмешиваться в общественные
    отношения, экономику, личную жизнь граждан.


    Вопрос II. Индийская философия

    5) Общее понятие и характерные черты древнеиндийской философии.

    а) Периодизация древнеиндийской философии. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат

    различные источники философски мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии сданными источников в древнеuндийской философии выделяются три основных этапа:

    XV-VI вв. до и. э. - ведический период; VI -11 вв. до н, э. - эпический
    период; П в. до н.э. - VII в. н. э. - эпоха сутр.

    • Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты,
      которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из
      Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

    • Веды, как правило, включали в себя: «священное писание»,
      религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»),
      сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при
      отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников
      («араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»).
      До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа; Самаведа;
      Яджурведа; Атхарваведа. Наибольший интерес у
      исследователей древнеиндийской философии вызывают
      заключительные части Вед - Упанишады (дсгсловно с
      санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается
      философская трактовка содержания Вед.

    - Наиболее известными источниками философии Древней
    Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н.э.) являются
    две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых
    затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

    В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

    -буддизм;

    -джайнизм;

    - чарвана-лакаята.

    Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (11 в.
    до н.э.VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рас­
    сматривающих отдельные проблемы (например, «кама-сутра» и др.).
    В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в
    индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм. В
    XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями
    европейской философской мысли (к частности, английской).
    б) Онтология древнеиндийской философии.

    - Онтология индийской философии (учение о бытии и
    небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции,
    цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие

    ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до левого рождения Брахмы:

    Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса.

    Цель эволюции, развития - достижение все более совершен­ного духа через постоянную смену материальных форм.

    в) Гносеология древнеиндийской философии. Главная особенность древнеиндийской гносеологии (учения о познании) - это не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания,), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрита» - материальное сознание;

    • «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой
      возникли Вселенная и люди);

    • «майя» - сознание сновидения, мираж,

    Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинною и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

    и) Проблема Души в индийской философии. Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана;

    манаса.

    Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман

    первоначален, неизменен, вечен.

    Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас

    постоянно эволюшюнизирует, достигает высоких ступеней

    либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его

    личного опыта, хода судьбы.

    Nb: для индийской философии характерны также учения о сансаре, ахимсе, мокше

    и карме.

    е) Общее понятие сансары, кармы, мокми и ахимсы. Сансара - учение о вечности и неуничтожимое души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы -провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.

    Ахuмса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

    6) Буддизм и его основные идеи

    а) Общее понятие буддизма.

    • Df: Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­
      нившееся в Индии (после V в. до н.э.), Китае, Юго-Восточной
      Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

    • Основатель учения Гаутама Будда (Сидхардха Ша-кьямуни)
      (563 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной
      Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник
      престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» (527
      г. до н.э.) и передал свои духовные достижения людям.

    • Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между
      двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений,
      праздности, лени, физического и морального разложения) и
      «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений,
      страданий, физического и морального изнеможения).
      «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного
      ограничения, созерцания, просветления,
      самосовершенствования, конечной целью которого является
      Нирвана - высшая благодать.

    Ь) Четыре благородные (арийские) истины, открытые

    Буддой.

    Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

    • земная жизнь полна страданий;

    • страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы,
      удовольствия, жизни и т. д.;

    • от страданий можно избавиться;

    • существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от
      земных желаний, просветление, Нирвана.

    • e) Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения» (достижения Нирваны).

    Буддистская философия предлагает каждому человеку

    план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план -так называемый Восьмеричный путь - предусматривает соблюдение следующих принципов:

    • правильное видение - понимание основ буддизма и своего
      пути в жизни;

    • правильная „мысль - жизнь человека зависит от его мыслей,
      при изменении мыслей (с неправильных на правильные,
      благородные) меняется жизнь;

    правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

    • правильное действие - жить в согласии с собой и другими
      людьми, непричинение другим зла;

    • правильный образ жизни - соблюдение буддистских
      заповедей в каждом поступке;

    • правильное умение - усердие и трудолюбие;

    • правильное внимание - контроль над мыслями, так как
      мысли порождают дальнейшую жизнь;

    • правильное сосредоточение - регулярные медитации,
      осуществляющие связи с космосом.

    и) Пять заповедей - ориентиров буддизма.

    К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся

    следующие:

    • неубий;

    • не укради;

    • будь целомудренным;

    • не лги;

    • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

    ЛЕКЦИЯ 8

    Древнегреческая философия.

    План:

    /. Периодизация и основные черты.

    П. Первые философские (досократические) школы Древней Греции

    1. Философия софистов и Сократа

    2. Философия киников и стоиков

    3. Философия Платона

    4. Философия Аристотеля

    5. Философия Эпикура


    Вопрос I. Периодизация и основные черты.

    1) Общее понятие и периодизация древнегреческой
    философии.


    а) Древнегреческой называется философия (учения,
    школы), выработанная греческими философами,
    проживавшими на территории современной Греции, а также
    в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-
    государствах) Малой Азии, Средиземноморья,
    Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах
    Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия
    Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с
    древнегреческой, либо объединяется с ней под общим
    названием «античная философия»,)

    б) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии
    прошла четыре основных этапа:

    • демократический - VII - V вв. до н.э.;

    • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.;

    - эллинистический - конец-IV - II вв. до н.э.;

    - римский -1 в. до н э. - V в. н. э.

    2) Краткая характеристика этапов (периодов)
    древнегреческой философии.


    а) Досократический период - деятельность так называемых философов- «досократиков»:

    милетской школы - «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

    • Гераклита Эфесского;

    • элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа);

    • некоторых иных философов.

    б) Основные проблемы, которыми занимались
    «досократики»: объяснение явлений природы, сущности
    Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего
    сущего. Метод философствования - декларирование
    собственных взглядов, превращение их в догму.

    в) Классический (сократический) период - время расцвета
    древнегреческой философии (совпавшее с расцветом
    древнегреческого полиса), К данному этану относятся:

    • философско-просветительская деятельность софистов;

    • философия Сократа;

    • зарождение «сократических» школ;

    • философия Платона;

    • философия Аристотеля.

    2) Гносеологические аспекты:

    а) Философы сократического (классического) периода также
    пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако
    сделали это глубже «досократиков»:

    • меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали
      участие богов и идей в создании природы и Космоса;

    • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
      (Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих
      реальному миру и воплощением kорых стал реальный мир);

    • положили начало спору между материализмом и идеализмом;
      проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

    • перешли от декларативно-догматического метода
      философствования к диалогическо-доказательственному;

    • внесли вклад в развитие логики;

    • вели практическую философско-просветительскую
      деятельность (софисты и Сократ).

    б) Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и
    образования крупных государств в Азии и Африке под властью
    греков и во главе с соратниками Александра Македонского и
    их потомками) характерно:

    распространение антиобщественной философии киников;

    зарождение стоического направления философии;

    деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея, Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

    философия Эпикура и пр. в) Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;

    отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

    поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

    признание высшим благом - счастья и удовольствия отельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). 4) Наиболее известными философами римского периода являлись:

    Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

    Для философии римского периода было характерно:

    • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской
      философии (древнегреческая философия развивалась в рамках
      римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в
      то время как древнеримская философия вырастала на идеях и
      традициях древнегреческой);

    • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской
      философии в одну - античную философию;

    • влияние на античную философию традиций и идей философии
      покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

    • близость философии, философов и государственных
      институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона,
      Марк Аврелий сам являлся императором);

    • небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

    • повышенное внимание к проблемам человека, общества и
      государства;

    • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли
      и поведение человека);

    • расцвет стоической философии, сторонники которой видели
      высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии
      личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то
      есть невозмутимости);

    • преобладание идеализма над материализмом;

    • более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

    • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

    - рост влияния на философию идей христианства и
    раннехристианских ересей;

    - постепенное слияние античной и христианской философии, их
    превращение в средневековую теологическую философию.

    1. Особенности древнегреческой (античной) философии:
      а) материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

    2. древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а.философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

    в) стержневая идея - космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

    г) на поздних этапах - смешение космоцентрюма и антропоцентризма
    (в основе которого были проблемы человека);

    д) допускалось существование богов;

    е) древнегреческие боги были частью природы и близки людям; .человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

    ж) были заложены два направления в философии -
    идеалистическое («линия Платона») и материалистическое
    («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в Досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический -материалистическое, в римский - идеалистическое.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


  • написать администратору сайта