5. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма. а) Определение: схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
NЬ: Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы.
Схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия - служанка богословия»).
Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.
Схоласты подразделяли знание на два вида: сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии); естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии.
Nb: Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость
понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формальнологическая сторона религиозного учения.
б) В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления.
Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.с подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие - универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях»^, воплощением которых являются реальные вещи). Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Номинализм (от лат. потен - имена) - направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежали Росцелии, Пьер Абеляр, Дуне Скот.
6. Значение средневековой теологической философии.
она стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании);
способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я- концепция, рационализм);
пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
Вопрос II. Философия Августина Блаженного
1. Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения.
а) Жизнь и творчество:
Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) - христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства.
Был одним из основателей ранней схоластики.
Главное произведение Августина Блаженного - «О граде Божьем» - на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Другими известными произведениями Августина являются: «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке».
б) основные положения философии Августина Блаженного:
ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного;
Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе,, Римскому;
Церковь - единственная сила, способная объединить мир;
бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, по, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
2. Августин Блаженный о Боге.
Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
Бог существует;
главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
все - материя, душа, пространство и время - является творениями Бога;
Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:
уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы -над монархами - главная идея за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила, Августина Блаженного, особенно в средние века;
выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
- одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Вопрос III. Философия Фомы Аквинского (томизм)
1. Фома Аквинский и его основные произведения.
а) Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.
б) Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
2. Пять доказательств существования Бога.
Nb:Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения -окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств
существования Бога:
движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;
причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог;
случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
степень качества: все, что существует, имеет различные степени качества (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) - следовательно, должно существовать высшее совершенство - Бог;
цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое- то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - Бог.
3. Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.
а) Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего.
б) В связи с этим он:
- разделяет: сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).
Nb: Их разделение - одна из ключевых идей католичества. подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия веши;
считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов;
исходя из данных посылок, согласно, Фоме: все состоит из материи и формы (идеи);
суть любой вещи - единство формы и материи;
форма (идея) является определяющим началом/а материя есть лишь вместилище различных форм;
форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
4. Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; вера и разум дают истинное знание;
если человеческий разум противоречит вере, то он дает
неистинное знание;
все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
философия и теология - разные науки;
философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
5. Историческое значение философии Фомы Аквинского
(томизма).
а) Историческое значение философии Фомы Аквннского для
католической Церкви:
им были даны пять доказательств существования Бога;
систематизирована схоластика;
закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; - логически доказан ряд положений теологии й схоластики.
б) В 1878 г. учение Фомн Аквинского решением Папы Римского было обьявлено официальной идеологией католицизма.
в) В настоящее время получил распространение неотомизм
- философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Лекция 10
Арабская (арабоязычная) философия средних веков.
План:
I. Общая характеристика.
II. Арабская философия медицини
Вопрос І. Общая характеристика.
1. Общее понятие арабской (арабоязычной) философии и ее периодизация.
а) Определение: под арабской (арабоязычной)
иодразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурним и часто политическим влиянием арабов.
б) Исторические рамки: арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных зтапа:
VII - IX вв. - период зарождения арабской философии;
IX - XV вв. - период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.
2. Ранняя арабская философия.
Основными направленнями арабской философии периода
зарождения были: школа мутакаллимов; школа мутазилитов;
суфизм.
а) Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные-догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.
б) Мутазилиты («обособившиеся») также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты:
отвергали многие догмы (недоказуемые «исходные» истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма;
отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик);
отождествляли Бога и Вселенную;
верили в силу и разум человека;
считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума.
в) Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть, власяница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову «софист») считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.
3. Прогрессивная арабская философия.
а) Общая характеристика: в IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны:
усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий в области медицины и естественных наук);
заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую).
наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль- Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рущд (Аверроэс).
б) Представители арабской философии: Аль-Кинди (800 - 879):
сделал первый шаг по европеизации арабской философии; ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании;
|