Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница10 из 32
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   32

взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия - время, место и т.д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил: материю, форму, движение, пространство, время; выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакалли-мы - ортодоксальные «исламские схоласты») и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания: логически-математическую; естественно­научную; метафизическую (философскую).

NЬ:IIричем по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.

философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).

Аль-Фарби (870 - 950):

систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям.

первым выдвинул идею об «эманации» и невсемогуществс Бога.

его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).

  • Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037):

  • вывел арабскую философию на новый уровень прогресса.

  • главные труды по философии: «Книга исцеления» («Книга
    спасения»), «Книга знания».

  • Авиценна высмеивал косность и догматизм исламских
    теологов;

  • пытался отделить философию от религии (в то время как
    многие его современники считали их неразрывно
    связанными и видели роль философии в обосновании
    положений и догм ислама);

  • видел в философии отдельную науку, которая должна
    обобщать достижения человеческого разума;

  • основывал многие философские идеи на достижениях
    естественных наук (например, собственных медицинских
    открытиях);

  • не отрицал наличие Бога, но выступал против признания
    за ним всемогущей воли;

  • считал, что многие явления в окружающем мире происходят
    помимо воли Бога, по естественным законам природы;

  • причину возникновения мира видел в «эманации» -
    истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу
    естественной необходимости;

  • выступал против идеи «первотолчка», которую заменял
    идеей о движении, которое является неотъемлемым
    свойством материи;

« считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);

наделял душу особыми свойствами - идеальностью
(существованием наряду с материей) и вечностью; также
считал вечным Бога и окружающий мир.

4. Философия Аверроэса (Ибн-Рушда) и ее значение для Европы (центр сопротивления схоластике). а) Даты жизни и творчество: из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126 -1198). Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под
властью арабов, и был представителем западноарабско-
европейской философии.

  • им была создана философия аверроизма, получившая
    широкое распространение в Европе и противостоящая
    католицизму и схоластике.

философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители - Аль-Кинди, Авиценна) и система­тизированного и творчески переработанного учения Аристотеля.

б) основные положения философии Аверроэса:

  • отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и
    неуничтожим);

  • допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась
    первичность по отношению к материи (Бог и окружающий
    материальный мир «совечны»);

  • за Богом признавалась весьма ограниченные возможности,
    которые сводились к главной - придать материи форму;

  • отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;

  • доказывалось, что движение - самостоятельное свойство
    материи, заключенное в ней самой;

  • выдвигалась идея жесткого детерминизма
    (обусловленности и необходимости всего в природе);

  • отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела
    есть одновременно смерть души, но коллективный разум -
    разум всего человечества, частью которого является душа
    отдельного человека, - бессмертен);

  • была выдвинута идея о «двойственной истине» -
    философские и религиозные истины раздельны;

  • то, что истинно в религии, может быть ложно для
    философии и наоборот.

в) Материалистическая, антирелигиозная философия
Аверроэса оказала большое влияние на европейскую
философию. Аверроизм получил широкое распространение,
преподавался в университетах, был духовным центром

притяжения философских учений, противостоящих схоластике. г) Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение «О единстве разума против аверроистов».

Вопрос II. Арабская философия медицины

1. Социально-культурные условия появления арабоязычной науки.

а) шло разрушение древнегреческой цивилизации в условиях
нарастания социально-экономической деградации общества:

  • утрачивались знания;

  • христианская церковь разрушила остатки культуры;

б) в IV в. был уничтожен научный центр в Александрии;

в) в VI в. был закрыт последний очаг античной культуры —
Афинская школа; остановилось естественнонаучное изучение
законов природы;

г) в недрах арабоязычной культуры начала происходить
переориентация философского мышления на сближение со
знанием о природе; сочинения Платона и Аристотеля
переводились на арабский язык и распространились по всему
Халифату. Это дало стимул развитию науки.

2. Основные направления и представители арабоязычной
науки


а) основные направления: физика, математика, астрономия,
медицина, химия, география, медицинская психология;

б) представители арабоязычной науки: Авиценна
(психология, медицина), Альгазена (медицина), Аверроэс
(философия, психология).

3. Медицинские достижения арабоязычной науки

а) один из первых исследователей возрастной психологии — Ибн-Сина (Авицена):

изучал связь между физическим и психологическим
развитием организма в разные возрастные периоды.
Придавал важное значение воспитанию;

- считал, что воздействие психического на устойчивую
структуру организма происходит только благодаря
воспитанию;

в результате воздействия на ребенка окружающих людей,
у него развиваются чувства, меняющие течение
физиологических процессов.

- Ибн-Сина пришел к выводу, что физическими процессами
в организме возможно управлять и придавать организму
устойчивость путем расширения контакта данного человека
с окружающими людьми.

б) Один из крупных исследователей в области изучения
органа зрения — Ибн-алъ-Хайсам (Альгазена) — XI в.


- в зрительном акте он выделял запечатление внешнего
воздействия и работу ума для установления сходства объектов;

изучил бинокулярное зрение, смешение цветов т.д.;

- изучил зависимость зрительного восприятия от его
длительности и установил, что для возникновения
зрительного образа необходимы как непосредственные
воздействия световых раздражителей, так и сохраняющиеся
в нервной системе следы прежних впечатлений.

в) Ибн-Рошд (Аверроэс) — XII в.

  • обнаружил, что чувствительная часть глаза не хрусталик,
    а сетчатка;

  • в его учении о человеке и душе отрицалось бессмертие
    индивидуальной души. Он подчеркивал разделение души и
    разума;

  • под душой Аверроэс понимал функции, неотделимые от
    организма, которые необходимы для деятельности разума,
    связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам разум -
    божественный и входит в душу извне;

  • он признавал высшее интеллектуальное равенство
    людей и богоподобие человека, что было несовместимо с
    идеологией того общества.

Лекция 11

Философия эпохи Возрождения

План:

I. Основные направления и характерные черты.

II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохиВозрождения
Вопрос I. Основные направления

и характерные черты.

1) Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

а) определение: Философия эпохи Возрождения - это
совокупность философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., объединенных
антицерковными и антисхоластическими направлениями;

б) их цель: устремленность к человеку, вера в его великий
физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и
оптимистический характер;

в) предпосылки возникновения философии и культуры
эпохи Возрождения:


  • совершенствование орудий труда и производственных
    отношений;

  • кризис феодализма;

  • развитие ремесла и торговли;

  • усиление городов, превращение их в торгово-
    ремесленные, военные, культурные и политические
    центры, независимые от феодалов и Церкви;

  • укрепление, централизация европейских государств,
    усиление светской власти;

  • появление первых парламентов;

  • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической
    (церковной) философии; повышение уровня образованности в Европе в целом;

  • великие географические открытия (Колумба, Васко да
    Гамы, Магеллана);

  • научно-технические открытия (изобретение пороха,
    огнестрельного оружия, станков, доменных печей,
    микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в
    области медицины и астрономии, иные научно-
    технические достижения).

2) Основные направления философии эпохи Возрождения.

а) основные направления: гуманистическое,
неоплатоническое, натурфилософское, реформационное,
политическое, утопическо-социалистическое;

б) характеристика направлений:

  • гуманистическое, (XIV - XV вв., представители: Данте
    Алигьери, Фран-ческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) -
    в центр внимания ставило человека, воспевало его
    достоинство, величие и могущество, иронизировало над
    догматами Церкви;

  • неоплатоническое (сер. XV - XVI вв'.), представители
    которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола,
    Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались
    познать природу, Космос и человека с точки зрения
    идеализма;

  • натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), к которому
    принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно,
    Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд
    положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и
    основах мироздания, опираясь на астрономические и
    научные открытия;

  • реформационное (XVI - XVII вв.), представители
    которого - Мартин Лютер, Томас Мопцер, Жан Кальвин,
    Джон Усснлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились
    коренным образом пересмотреть церковную идеологию
    и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) -искало идеально-фантастическиеформы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

3) Характерные черты философии эпохи Возрождения.

а) система черт: антропоцентризм и гуманизм;

б) их общая характеристика:

  • преобладание интереса к человеку, вера в его
    безграничные возможности и достоинство;

  • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то
    есть отрицание не самой религии, Бога, а организации,
    сделавшей себя посредником между Богом и верующими,
    а также застывшей догматической, обслуживающей
    интересы Церкви философии - схоластики);

  • перемещение основного интереса от формы идеи к ее
    содержанию;

  • принципиально новое, научно-материалистическое
    понимание окружающего мира (шарообразности, а не
    плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не
    наоборот, бесконечности Вселенной, новые
    анатомические знания и т. д.);

  • большой интерес к социальным проблемам, обществу и
    государству;

  • торжество индивидуализма;

  • широкое распространение идеи социального равенства.

Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения

1) Общие замечания:

а) В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято
выделять следующие основные направления:
гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское;
реформационное; политическое; социалистически -
утопическое.

б) Последние три течения принято объединять под общим
названием «социально-политические направления».
Предметом их исследования являлись проблемы общества,
государства и Церкви. Более подробно они описаны в
вопросе «Социально-политическая философия эпохи
Возрождения».

2) Гуманизм.

а) Исторические рамки и черты:

  • Гуманизм как философское (антропоцентрическое)
    направление получил распространение в Европе в XIV -
    середине XV вв. Его центром была Италия;

  • к основным чертам гуманизма относились:
    антицерковная и антисхоластическая направленность;

  • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать
    самоценность человека;

б) опредление: антропоцентризм - особое внимание к
человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
жизнеутверждающий характер и оптимизм.

в) сущность: По своему жанру гуманистическая философия
сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в
художественной форме. Наиболее известные философы-
гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде
всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Ло-
ренцо Балла.

г) предстваители:

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.

Д.).

  • Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор «Книги
    песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи: человеческая жизнь дается
    один раз и уникальна; человек должен жить не для Бога, а для самого себя; человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в
    соответствии с этим; человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в
    памяти людей; человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

  • Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата «О
    наслаждении как.об истинном благе»: ниспровергал церковные авторитеты; критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; в центр мироздания ставил человека; верил в возможности
    человека и его разум; отвергал аскетизм и самоотрешение; призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; был сторонником равенства мужчины и женщины; высшим благом считал
    наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов, человека.

3) Неоплатонизм.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   32


написать администратору сайта