Философия
Скачать 3 Mb.
|
во-первых, единственной реальностью является идея; во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует. б) Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте. 2) Философия Джорджа Беркли. а) Философская позиция. Джордж Беркли (1685 - 1753) - английский философ нового времени, субъективный идеалист. б) Можно выделить следующие основные идеи его философии:
3) Философия Дэвида Юма. Философская позиция: Дэвид Юм (1711 - 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист -придерживался следующих взглядов:
сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы - опыта, знаний, чувств); без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир; человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» -приобретенные знания и опыт; - «впечатления внутреннего опыта» - аффекты, страсти; аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории. 4) Философия Иоганна Готлиба Фихте. "Я-концепция" Фихте, а) Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) - представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни - ректор) Берлинского университета. б) Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции». - Повод к ее выдвижению - противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантонском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу - объединить бытие и мышление. в) Суть вопроса: Фихте идет дальше своего учителя Канта:
г) Другой вопрос философии Фихте - проблема свободы. По Фихте, свобода - добровольное подчинение всеобщей необходимости.
д) В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма - начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа. е) Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом па окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления. Вопрос V. Философия Шеллинга 1) Общее понятие и периодизация философии Шеллинга. а) Историческая справка: Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля, пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете. а) Суть философии природы Шеллинга в следующем:
3) Практическая (социально-политическая) философия Шеллинга. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории. а) Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, ло Шеллингу, является проблема свободы.
б) Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. в) В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа: натурфилософию; практическую философию; иррационализм. 2) Натурфилософия Шеллинга, объяснение им сущности природы. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федераций правовых государств.. б) Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. - Отчуждение - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы). в) Философ приходит к следующим выводам:
г) В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса. Вопрос VI. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму. 1) Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение. а) Философия Людвига Фейербаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классическойфилософии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началам материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. б)Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция - Демокрит и Эпикур; Англия Нового времени - Бэкон, Локк; Франция -просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением свого времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм). в)Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
г)Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием вилософии Фейербаха марксистская философия (К.Маркс, Ф. Энгельс) вашла за рамки Германии и стала общемировой - философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине XX вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая, на основе философии- Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной. 2) Критика Фейербахом гегелевской философии. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
3) Антропология Фейербаха. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует;
4) Проблема Бога в философии Фейербаха. а) Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, деистов и др., Фейербах:
б) Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теория Л. Фейербаха:
распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
5) Гносеология Фейербаха. а) Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вешей и явления окружающего мира (агностицизм). 6) Суть вопроса. Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны.
Вывод: Гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов. б) Социально-политическая философия. а) Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. |