Философия
Скачать 3 Mb.
|
2) Цели и основные направления неклассической идеалистической философии. а) Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. б) Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и «классики», с позиций идеализма, но идеализма старого, до гегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма. в) Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм и «философия жизни» и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея. 3) Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра. а) Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. б) Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. в) Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 -1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. г) В своей книге «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. - Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания. - В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона: закон бытия - для пространства и времени; закон причинности - для материального мира; закон логического основания - для познания; закон мотивации для действии человека. Вывод: Окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: непосредственного познания; отвлеченного (рефлективного) познания; интуиции. д) Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. е) Функциональное назначение Воли. Она: лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей. При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффинируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»). ж) Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма: окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля; мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли; "окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. « Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» философские проблемы - человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. з) В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознание Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. и) Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, «философии жизни») и позитивизма. 4. "Философия жизни" Фридриха Ницше. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму «философии жизни». а) Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека. б) Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. в) Ницше выделяет несколько видов воли человека:
г) Последней разновидности воли - «воле к власти» - философ уделяет особое внимание. По Ницше, «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего •«Я» во внешнем мире, экспансии «Я».. Философия Ницше (особенно ее главные идеи - высшей ценности для человека жизни, «воля к жизни», «воля к власти») была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни - прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5) "Философия жизни" Вильгельма Дилътея. Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления «философии жизни». а) Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все многообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие «жизнь». 6) Жизнь - способ бытия человека в мире. Жизнь обладает такими признаками, как: целостность; наличие многообразного духовного начала; неразрывное единство с высшим миром. в) Согласно Дильтею философия должна прекратить «схоластические» дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучении жизни как особого феномена во всех ее проявлениях. г) Дильтей уделял большое внимание социально- политическим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал концепции, согласно которым история - предопределенный и закономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно. Лекция 18 Русская философия План: I. Общая характеристика русской философии
Вопрос I. Общая характеристика русской философии 1. Общее понятие и характерные черты русский философии. а) Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. б) Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали*»и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу. в) Основы предмета русской философии составляли: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); проблема власти; проблема государства; проблема социальной справедливости (дайной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); проблема идеального общества; проблема будущего. г) Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
2) Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства). а) Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). б) Основными темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа. в) Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются: Иларион (основное произведение - «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси); Владимир Мономах (основное произведение - «Поучение»), своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально- нравственные вопросы); Климент Смолятич (основное произведение - «Послание пресвитеру Фоме»), главная тема философии - проблемы разума, познания); Филипп Пустынник (основное произведение - «Плач»), затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального). 3) Русская философия XII - XVII вв. а) Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв. б) Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание. Среди видных философов данного периода:
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нсстяжате-лей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев); Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон - за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум - за сохранение старых обрядов; Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога. 4) Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия). а) Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии: философию эпохи петровских реформ; материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами -познания, нравственных ценностей и др. - Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) - материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу - деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 - 1802). Помимо обоснованияпознание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога. Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
Вопрос II. Русская философия XIX в. 1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись: декабристская философия; философия западников и славянофилов; философия Чаадаева; консервативная религиозная и монархическая философия; философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; революционно-демократическая философия; либеральная философия. |