Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница22 из 32
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   32

г) Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова
Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество
как единое целое, имеющее мпогофакторную природу, изучали факторы, воздействующие па общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

5) Советская философия.

а) Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

6) Большое влияние па советскую философию оказало
философское творчество В.И. Ленина, который пытался
развить марксистское материалистическое учение и
приспособить его к условиям России.

в) Можно выделить три этапа развития советской
философии:


  • 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссии при
    сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

  • 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии,
    превращения ее в служанку официальной власти;
    сильное, определяющее влияние на философию позиции
    И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

  • 50-е - 80-с гг. - время возрождения самостоятельности
    советской философии.

г) К основным направлениям, которыми занималась
советская философия 60-х - 80-х гг., можно отнести
следующие: проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности;
проблема культуры; проблема философских методов.

д) Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем - «тектология»); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).

6) Философия «русского зарубежья». Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья».

а) Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, II.А. Сорокин и другие.

  • П.С. Мережковский (1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к
    христианству; полной внутренней гармонии человека, е
    слияния с христианством. Идеалы человека и общества
    Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л. Шестова (1866 - 1938) была близка к
экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его
жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову,
человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека
независима от внешних обстоятельств, человек имеет
право активно добиваться реализации своих прав и
интересов, «герой» же имеет право открыто, противопоставлять себя обществу. Философия Н.А. Бердяева (1874 - 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистснциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева: высшей ценностью в окружающем мире является свобода; свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; свобода человека подвергается угрозе извне; данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; ключевую роль в жизни человека играет также религия; Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек - в роли его раба; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России - построить «Царство Божее» (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света» в будущем).Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма

- учения о человеке и его жизни.

- Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации; социальной мобильности. Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты,-Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения

- возможность перехода из одной страты в другую. История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять
рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
ЛЕКЦИЯ 19

Развитие философской мысли в Украине

План:

I. Истоки и развитие украинской философии в

период Княжеских времен

П. Антропорлогически - гуманистическая

проблематика в период украинского

Возрождения (ХV-ХVПвв)

  1. Киево-Могидянская академия - средоточие
    философской мысли в Украине


  2. Философские взгляды Г.С.Сковороды

  3. Роль Кирилло-Мефодиевского товарищества в
    развитии философской мысли в Украинесередины XIX в.


VI. Украинская философия XX столетия

Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен.

  1. Основы и рамки: Украинская философия Княжеских bремен
    формировалась в рамках общей духовной культуры
    Киевской Руси;

2)Истоки: а)религиозно-мифологические верования славянских
племен Надднепровья, Полесья, Подолья;

антично-византийские взгляды мыслителей после принятия христианства;

3)философская онтология:

а)жизнь древних украинцев проходила в рамках
религиозной мифологии и обрядности;

б)мифы связывали людей с родом, с племенем, с богами (Перун - бог позитивный, Белее - бог негативный, боги по временам года и природным явлениям - Даждьбог, Чернобог);

в)бытие наших предков строилось в соответствии с
определенными понятиями: Доля, Лихо, Беда, Правда,
Кривда, Смерть, Счастье и др.

Nb: Со словами «доля», «счастье», «успех» и т.п., видимо, было связано и слово «Бог». Богатый — тот, кто имеет долю, убогий - не имеет доли, небога - несчастливая, убогая.

4)Философская гносеология:

а)существовал единый, природный космос как мир порядка,
противопоставляемый хаосу: в мифах сопоставляются
«мой мир - чужой мир», «мир культуры, освоенный мир
- мир враждебной и неосвоенной природы».

б)в мифологиии ставился вопрос «почему»: почему
осуществляются изменения в природе, почему человеческое общество именно такое, а не другое и т.п.

в) мифы древних украинцев отражали мироощущение,
мировосприятие окружающих явлений.

г) Этиологизм - сущностная черта мифологического
мышления, где нет резкой грани между природным и
надприродным. Для древних украинцев характерна чувственная выразительность, метафоричность и конкретность.

д) В центре всех украинских мифов был человек:
появившиеся понятия «душа», «дух» выделили человека
среди всех высших сущностей.

5) Появление философского способа мышления связано с:

а) разложением мифологического мировоззрения в связи с
христианизацией Киевской Руси;

б) развитием государственности, науки, культуры, системой
общественных отношений;

в) ликвидацией барьеров между Византией и Европой,
ощущением на просторах Украины различий между Западной и Восточной культурами

г) в Киевской Руси появляются свои философы и
философские произведения: »Повести временных лет»,
«Слово о Законе и Благодати» Иллариона (1037 - 105О), «Зборники Святослава» (1О73 и 1076гг), письмо митрополита Никифора к князю В.Мономаху с философским осмыслением души, философские
исследования епископа XI1 столетия Кирилла Туровского о соотношении души и тела, бессмертия души и воли, один из первых защитников автономной церкви в Киевской Руси митрополит Климент Смолятич дает
философскую интерпретацию текстов Іоанна Дамаскина, глубоко комментирует работы Платона и Аристотеля, исследует проблему соотношения раз ума и чувств, человека и Бога, появляются»Поучения»
В.Мономаха (1096г), ряд статей «Русской Правды» - первописьменного кодекса законов Киевской Руси, поднимаются этико-моральные проблемы, проблемы равенства, справедливости, добра и зла.

д) В XI11 веке орды Батыя полонили Киевскую Русь, наступает упадок культуры, в частности философской. Доминирует исключительно религиозная культура. Однако, несмотря на тяжелые экономические, политические и культурологические условия, философская мысль медленно, но развивается ( появляется «Коментована Палея»).

Вопрос II. Антропологически-гуманистическая проблематика в период украинского Возрождения ХV - начала ХV11 веков)

1) Социальная почва:

а) в XVI веке через Чехию и Польшу в Украину проникают гуманистические идеи, способствующие подъему национального самосознания украинцев, их гордости.

б) Потеря государственности болезненно отразилась на всехслоях украинского общества: были отодвинуты от политической жизни украинские магнаты Сангушки, Чарторыйские, Збаразские, Вишневецкие, Заславские,
Острожские и др.

в) Будучи отстраненной от политической власти, украинская элита реализовала свой потенциал в других сферах: князь К.Острожский построил культурно-просветительный центр с библиотекой и новой
литературой, с классами, студентами и преподавателями.

г) В борьбе с засильем католицизма возникают братства - Львовское, в ХV11 веке Галицкое, Винницкое, Киевское, Каменец-Подольское и др. Вокруг них группировались политики, ученые, учителя.

2) Роль церкви:

а) появляются «ученые- книжники», пропагандирующие
православные «благодати».

б) В православной философии развивается концепция «Бог
- человек» и ее преимущества перед католицизмом.

в) Развивается народный эпос, в центре которого народный рыцарь-защитник Украины от национального и экономического гнета.

3) Развитие философской мысли:

а) ХV1-ХV11 века - быстро развивается творчество украинских мыслителей: Герасима Смотрицкого, Ивана Борецкого, Василия Суражского, Лаврентия и Стефания Зызанеев, Ивана Вишенского и др.

б) Философские трактаты И.Вишенского «Извещение краткое о латинскитх прелестях», «Краткословный ответ феодула», «Зачапка мудрого датынянина с глупым русином», «Писание до всех обще в лядской земле живущих», «Послание ко князю Василию Острожскому», «Писание к утекшим от православной веры эпископам», «порада о очищению церкви» проникнуты любовью ко всему украинскому. Появляется «Киево-Печерский
пятерик».

в) философские идеи: антеизм (связь с природой, родной
землей, социадбным окружением). Кордоцентризм
(познание всего сущего сквозь призму сердца).
Экзистенциальные тенденции (углубление во внутренний
мир человека, его неповторимость).

Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.

Киево-Могилянская акдемия (1632) - первое высшее учебное заведение не только на Украине, но и для всех восточных славян. Большуюпомощь ей оказывала Запорожская Сечь во главе с Петром Конашевичем - Сагайдачным. 1) на западно-европейский уровень акдеимию вывело изучение философских взглядов Платона, Аристотеля, номиналистов

и реалистов, Фомы Аквинского, Р.Декарта, Ф.Бэкона, византийских теологов, т.е., на Украине шла систематизацуия философских знаний в их классическом значении. Это имело большое интеллектуальное значение

сначала для Украины, а потом и для России.

  1. Многие выходцы Киево-Могилянсуой акдемии работали в
    других государствах ;

  2. Учебные программы быди европейского уровня; студенты
    изучали семь дисциплин - грамматику, поэтику, риторику, арифметику, геометрию, философию и музыку;

  3. Преподавание велось нат латинском языке, но изучались и другие - греческий, старославянский, польский, русский, староеврейский, немецкий, французский и книжный украинский;

  4. Философский курс состоял из трех частей: 1) логики, или
    разумной философии; 2) физики, или природной философии
    (с разделами «материя», «форма», «природа», «искусство»,
    «космология» или учение о небесах, «астрология» или
    учение о звездах, «психология и методология); 3)
    метафизика.

  5. В акдемии учлось около 2000 студентов из всех сословий российского общества.


Вопрос IV. Философские взгляды Г.С.Сковороды

1) Биографические данные:

а) Григорий Савович Сковорода - родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи Лубенского полка Киевского наместничества в семье малоземельного казака . В 1734 году он поступает в Киево-Могилянскую академию,
учится в ней с перерывами 10 лет. В 1745 году его
зачисляют в дипломатическую миссию, побывал в разных государствах. С 1750 года работает преподавателем поэтики в Переяславской семинарии, домашним учителем у помещика, преподавателем Харьковского
коллегиума. С 1769 года и до смерти по 1794 год
странствовал без постояннгого места жительства.

б) В странствиях шлифует свой философский ум, сближается с народом, изучает фольклор, легенды.

  1. Основные философские труды Г.С.Сковороды: «Наркис.
    Разглагол пяти путников о том, узнай себя», «Разговор пяти
    путников о истинном счастье в жизни ( Разговор дружеский о
    душевном мире)», «Диалог. Имя ему - Потоп змиин».
    Последняя работа - итог его философских воззрений. Умер в
    Орловской губернии в имении своего друга А.Ковалинского.
    На мсогиле этого одинокого при жизни человека было написано:
    «свит ловыв мене, та не впиймав».

  2. Философия Г.Сковороды:

а) Г.Сковорода - вольный религиозный мыслитель; считал,
что истина - в Боге;

б) Сформировал позицию философского пантеизма: « Весь
мир ,- писал он,- состоит из двух натур: одна - видимая,
другая - невидимая. Видимая натура называется

в) Тварь, а невидимая - Бог. Сия невидимая натура, или
Бог, всю тварь проницает и содержит».

г) Он хорошо знал философию Платона, Аристотеля, Эпикура, Филона, Плутарха, Сенеки, богословскуфилософию.

д) В философской онтологии считал, что реальность - это
гармоничное единство трех миров: макрокосмоса (великого мира), микрокосмоса (человека - светика) и символического мира или Библии. Каждый из этих миров есть единство двух, натур - видимой (внешней) и
невидимой (внутренней).

е) В философской гносероргии - это учение про «сродну
працю», т.е., профессия по призванию; «Учение о сердце»- это связь с «Всемирным разумом», исследовал философию равенства, самознания; его философия ориентировала человека на мир, где «всякому городу нрав
и права»- идеи ценности индивида, права человека на личный выбор, философия этики; развивал основне черты украинской философии - атеизм, кордоцентризм, экзистенциализм, его философия направлена на природу
и социальные явления.

Вопрос V. Роль Кирилло-Мефодиевского

товарищества в развитии философской мысли

в Украине середины XIX века.

  1. Объединение организовалось в 1846 году как организация
    политического направления, поднимали вопросы
    литературы, этики, философии.

  2. 1824г.- «Дочка славы»: прославление силы и могущества
    славянских народов (Я.Коллар);

а) численность: несколько десятков человек во главе с
Н.Костомаровым, В.Белозерским (дворянином),
Н.ГулакЗом 9высдкообразованным чиновником); членами
общества были Паньелеймон Кулиш и Тарас Шевченко.

б) Общество просуществовало 14 месяцев; обсуждались
политические и философские проблемы общества.

в) Н.Костомаровым сформулирован «Закон Божий (Книга буття украинского народа)»; разрабатывалась философия панславизма.

г) Справедливое устройство общества видели в раннехристианских общинах и порядках славянских племен с IV по VII столетие.

д) Впервые Н.Костомаров указал на общее и особенное у славянских народов, в частности, между украинцами и россиянами; учение о будущей украинской державе ( по принципу «одна нация - одна держава»);

е) Развивается философия национальной идеи: П.Кулишпишет роман «Чорна рада», исповедует идею национального духа, поставил проблему двух культур - городской ихуторянской;

ж) Т.Шевченко не был философом в полном смысле этого слова, но разделял все идеи этого братства: свободолюбие, близость к природе, любовь к ближнему, защита чести и достоинства, толерантность к другим, патриотизм.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   32


написать администратору сайта