Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница19 из 32
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   32

б) Суть этих взглядов в следующем:

  • человек - уникальное биологическое существо,
    наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

  • полнокровная реализация человеком своего «Я»
    возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть
    другими людьми) - человек может жить только в
    обществе;

  • основой связей между людьми в обществе, стержнем
    общества должна стать религия;

  • данная религия должна быть основана не на вере в
    выдуманное сверхъестественное существо - в Бога, а на
    иных принципах;

  • необходимо отбросить традиционную религию
    (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее
    религией любви людей к друг другу и религией любви
    внутри семьи как наиболее отвечающей природе
    человека;

  • смыслом жизни человека должно стать стремление к
    счастью.

Лекция 16 Философия материализма и позитивизма.

План:

I. Философия вульгарных материалистов

II. Философия марксизма

III. Философия позитивизма Огюста Конта

Вопрос I. Философия вульгарных материалистов.

1) Общее понятие вульгарного материализма.

а) Определение: Вульгарный (от французского - простой,
примитивный, обычный) материализм - направление в
философии, получившее широкое распространение в XIX
веке.

б) Сторонники вульгарного материализма:

  • полностью отрицали дух (идею) как реальность;

  • единственной реальностью считали материю;

  • отрицали за сознанием качество идеальности, пытались
    объяснить сознание как химический процесс;

  • были атеистами;

в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения материи, социальный дарвинизм и др.);

  • придерживались идеи географического детерминизма
    (влияние географии, климата на человека и иные
    процессы бытия);

  • отвергали диалектику;

2) Ведущие вульгарные материалисты и их основные идеи. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.

а) Людвиг Бюхнер (1824 - 1899) - философ, вульгарный
материалист, врач-естествоиспытатель по основной
профессии. Написал книги: «Природа и наука»,
«Психическая жизнь животных», «Дарвинизм и социализм».
В своей философии Бюхнер:

  • обосновывая несостоятельность идеалистических
    философских концепций;

  • лучшим и наиболее истинным философским учением
    считал философию Людвига Фейербаха;

  • был последователем «социал-дарвинизма» - механически
    переносил законы жизни и взаимоотношений животных
    на жизнь людей и общества.

б) Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно
которой мышление есть физиологический процесс.

в) Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный
материалист, врач-естествоиспытатель по профессии:

  • критиковал библейское учение о происхождении
    человека;

  • считал человека близким родственником обезьяны;

  • враждебно относился к идее социализма, поскольку, по
    его мнению, она не соответствует естественной природе

человека;

- считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом - «мозг выделяет мысль, как печень желчь».

Вопрос II. Философия марксизма.

1) Общее понятие марксистской философии.

а) Историческая справка. Марксистская философия была

создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1813-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

б) Философия марксизма дала ответы на многие жгучие
вопросы своего времени. Она получила широкое
распространение (вышла за рамки Германии, стала
интернациональной) в мире и завоевала большую
популярность в конце XIX - первой половине XX вв. В ряде
стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы,
Азии и Африки) марксистская философия была возведена в
ранг официальной государственной идеологии и была
превращена в догму.

в) Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является
освобождение от догм и приспособление к современной
эпохе, учет результатов научно-технической революции и
реальности постиндустриального общества.

2) Предпосылки возникновения марксизма и марксистской

философия, а) Возникновению марксизма и марксистской философии

способствовали:

- предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в.

- Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.); бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии;

  • крушение идеалов Великой Французской революции
    (свобода, равенство, братство, идей французского
    Просвещения), их невозможность воплощения в реальной
    жизни;

  • нарастание социально-классовых противоречий и
    конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны,
    Парижская коммуна 1871 г.);

  • кризис традиционных буржуазных ценностей
    (превращение буржуазии из революционной в
    консервативмую силу, кризис буржуазного брака и
    нравственности).

3) Источники марксистской философии (главные
произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).


Главными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Капитал» К. Маркса; «Экономическо-философские рукописи 1844г.» К. Маркса; «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса; «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса; «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

4) Диалектический и исторический материализм -
основные направления марксистской философии.


  • Марксистская философия материалистична по своему

характеру и состоит из двух больших разделов -диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

5) Материалистическое понимание истории. Общественно
экономические формации.


а) Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).

6) Суть исторического материализма в следующем:

  • на каждом этапе общественного развития люди для
    обеспечения своей жизнедеятельности вступают в
    особые, объективные, не зависящие от их воли
    производственные отношения (продажа собственного
    труда, материальное производство, распределение);

  • производственные отношения, уровень
    производительных сил образуют экономическую систему,
    которая является базисом для институтов государства и
    общества, общественных отношений;

  • указанные государственные и общественные институты,
    общественные отношения выступают в качестве
    надстройки по отношению к экономическому базису;

  • базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

в зависимости от уровня развития производительных, сил
и производственных отношений, определенного типа
базиса и надстройки выделяются общественно-
экономические формации - первобытнообщинный
строй (низкий уровень производственных сил и
производственных отношений, зачатки общества);
рабовладельческое общество (экономика основана на
рабстве);азиа»1ск-мй способ производства - особая
общественно-экономическая формация, экономика
которой основана на массовом, коллективном, жестко
управляемом государством труде свободных людей -
земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства. наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество -общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

  • рост уровня производственных сил приводит к
    изменению производственных отношений и смене
    общественно-экономических формаций и общественно- политического строя;

  • уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6) Экономическое направление марксистской философии. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства; отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком.

  • Средства производства - уникальный товар, функция труда
    высшего уровня, позволяющие производить новый товар.
    Для производства нового товара помимо средств
    производства необходима сила, обслуживающая их, - так
    называемая «рабочая сила».

  • В ходе эволюции капитализма происходит процесс
    отчуждения основной работающей массы от средств
    производства и, следовательно, от результатов труда.
    Основной товар - средства производства
    сосредоточиваются в руках немногих собственников, а
    основная масса трудящихся, - не имеющая средств
    производства и самостоятельных источников заработка, в
    целях обеспечения своих насущных потребностей
    вынуждена обращаться к собственникам средствпроизводства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

  • Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта
    выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между
    ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть
    которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в
    новые средства производства для получения в будущем еще
    большей прибавочной стоимости.

  • Выход из данного положения основоположники
    марксистской философии видели в установлении новых,
    социалистических (коммунистических) общественно-
    экономических отношений, при которых: будет
    ликвидирована частная собственность на средства
    производства; будет ликвидирована эксплуатация человека
    человеком и присвоение результатов чуткого труда
    (прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная
    собственность на средства производства будет заменена
    общественной (государственной); произведенный продукт,
    результаты труда будут делиться между всеми членами
    общества благодаря справедливому распределению,

7) Диалектический материализм,

а) В основу диалектического материализма Маркса и
Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на
совершенно иных, материалистических (а не
идеалистических) принципах. По выражению Энгельса,
диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы
па ноги».

б) Можно выделить следующие основные положения
диалектического материализма: основной вопрос
философии решается в пользу бытия (бытие определяет
сознание); сознание понимается не как самостоятельная
сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом
человеческой фантазии для объяснения явлений непонятных человечеству, и даст человечеству (особенно его невежественной, части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики -единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Вопрос III. Философия позитивизма Огюста Конта.

1) Общее понятие позитивизма и его основатели.

а) '"Позитивизм - направление философии, сутью которого,

является стремление поставить философию на твердую прочную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е - 40-е гг. XI столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

б) Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 -
1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также
большой вклад в становление и развитие позитивизма
внесли Джон Милль (1806 -1873) и Герберт Спенсер (1820
- 1903).

2) Отличие позитивного (научного) философского знания
от обычного философского знания.


а) Позиция Конта. По мнению Конта, философский спор
между материализмом и идеализмом не имеет серьезных
основании и бессмысленен. Философия должна отказаться
как от материализма, так и от идеализма и основываться на
позитивном (научном) знании.

б) Это значит, что: философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; для его достижения, философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук; основной путь для получения научного знания в философии -эмпирическое наблюдение; философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от пауки проблемы; философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании; философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением - она должна стать конкретной наукой, опирающейся па арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других паук.

3) Закон двойственной (интеллектуальной и технической) эволюции Огюста Конта. Стадии интеллектуальной и технической эволюции и их соотношение.

а) Конт выдвинул закон двойственной эволюции -
интеллектуальной и технической. В этой связи философом
были выделены три стадии интеллектуального развития и
три стадии технического развития.

б) К стадиям интеллектуального развития относятся:

  • теологическая (мировоззрение основано на религии);

  • метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное
    развитие основано на несистематическом, вероятностном
    знании);

  • позитивная (основана на науке).

в) К стадии технического развития относятся:

  • традиционное общество;

  • доиндустриальное общество;

  • индустриальное общество.

г) Стадии интеллектуального и технического развития в
целом соответствуют друг другу:


  • теологическая - традиционному обществу;

метафизическая - доиндустриальному обществу

- позитивная (научная) - индустриальному обществу, д) Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
Лекция 17

Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

1) Общее понятие неклассической идеалистической
философии. Ее отношение к немецкой классической
философии, гегельянству.


а) Немецкая классическая философия (олицетворением
которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга .и
особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой
философии и максимально полно для своего времени
объяснила сущность бытия, познания, других философских
проблем с позиций идеализма.

б) Однако с идеалистическим объяснением картины
окружающего мира классиками немецкой философии
согласились не все. Во второй половине XIX в. выделились
два главных направления, по которым шла критика
немецкой классической философии, особенно
гегельянства: «критика слева», представленная
материалистической философией Л. Фейербаха, К. Маркса
и Ф. Энгельса; «критика справа», представленная так
называемой неклассической идеалистической философией,
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   32


написать администратору сайта