Философия
Скачать 3 Mb.
|
Чувственность – первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат», пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.) Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6) Категории философии, выдвинутые И. Кантом. а) Понятие категории: большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого высказываниях) предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями). б) Категориальная градация: таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются: количество; качество; отношение; модальность. (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.) в) Категориальная структура:
г) Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: - первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характеристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез - ограничение и т. д. - Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность. 7) "Критика практического разума" Канта. Моральный закон (категорический императив). а) Суть вопроса: Наряду с «чистым разумом» - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - «Критика практического разума». Главные вопросы «Критики практического разума»: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека? б) Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам: чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства», в) В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству. 8) "Критика способности суждения". Всеобщая целесообразность. а) Суть вопроса: В своей третьей книге критического периода - «Критика способности суждения» Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:
9) Социально-политические взгляды И. Канта. Суть вопроса:
10) Историческое значение философии Канта. Суть вопроса:
способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);
Вопрос III. Философия Гегеля 1) Общая характеристика творчества и основные произведения Гегеля. а) Историческая справка: Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) - профессор Гейдель-бергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. б) Основные идеи: Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
к важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права». 2) Отождествление Гегелем бытия и мышления. а) Определение: Абсолютная идея - высшая субстанция и ее отчуждение в виде окружающего мира и человека. б) Онтологический аспект: Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление, бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи. - Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить: Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Nb: Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение -окружающий мир и человек -мышление и деятельность человека -реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека -возвращение Абсолютного духа к самому себе. в) Само отчуждение включает в себя:
Nb: Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа. Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. 3) Диалектика - основополагающее философское открытие Гегеля. а) Определение: Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира, б) Смысл диалектики в том, что:
и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). в) Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
Nb:В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис -»»небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез -«становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. - По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4) Философия природы, философия духа и философия истории Гегеля. В своих исследованиях Гегель стремится понять: философию природы; философию духа; философию истории; а значит, и их сущность. а) Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). б) Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух; объективный дух; абсолютный дух.
Искусствонепосредственное отображение человекомабсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный, мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. в) Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: - философию природы; антропологию; психологию; логику;
г) История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную; антично-средневековую; германскую.
5) Социально-политические взгляды.
- двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; - «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; - регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно. Вопрос IV. Философия субъективного идеализма 1) Общее понятие субъективного идеализма. а) Суть вопроса: В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что: |