Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница16 из 32
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   32

«философия жизни».

3) Общее понятие немецкой классической философии.

а) Исторические рамки: Немецкая классическая философия
получила особое распространение в конце XVIII - первой
половине XIX вв.

б) Представители: Ее основу составило творчество пяти
наиболее выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта (1724 - 1804); Иоганна Фихте (1762-
1814); Фридриха Шеллинга (1775 -1854); Георга Гегеля
(1770-1831); Людвига Фейербаха (1804-1872).

в) В немецкой классической философии были
представлены три ведущих философских направления:

  • объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

  • субъективный идеализм (Фихте);

  • материализм (Фейербах).

г) Проблематика: Немецкая классическая философия
разработала несколько общих проблем, что позволяет
говорить о ней как о целостном явлении. Она:
Немецкая философия XIX в. - уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

-повернула внимание философии от традиционных
проблем (бытие, мышление, познание и др.) к
исследованию человеческой сущности;

  • особое внимание уделила проблеме развития;

  • значительно обогатила логико-теоретический аппарат
    философии;

  • взглянула на историю как целостный процесс.

4) Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.

а) Основоположником немецкой классической философии
считается Иммануил Кант (1724 - 1804). Иммануил Кант:

  • дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона - из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

  • выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

  • выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

  • сформулировал моральный закон («категорический императив»);

  • выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

б) Георг Гегель (1770 -1831). Он:

  • отождествил бытие и мышление;

  • выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную
    в ряде стран Запада;

исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработки диалектики - учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

в) Иоганн Фихте (1762 - 1814) внес большой вклад в
разработку концепции субъективного идеализма, согласно
которой единственной и главной реальностью для человека
является он сам, его сознание (так называемая «Я-
концепция»).

г) Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал
понимание природы с позиций объективного идеализма,
выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй
изначально заложены в природе.

д) Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем
материалистического направления в немецкой классической
философии.

  • подверг критике идеализм и выдвинул целостную и
    последовательную материалистическую картину мира;

  • в своей философии выступал как полный атеист,
    доказывал отсутствие Бога, его искусственность,
    выдуманность людьми, перенесением на личность Бога
    нереализованных человеческих идеалов.

5) Общее понятие и основные направления немецкого
материализма XIX в.

а) Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.

6) Немецкий материализм XIX в. представлен главным
образом:


  • философией Людвига Фейербаха;

  • марксистской философией;

  • творчеством вульгарных» материалистов.

NЬ: Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIXв., явилась водоразделом между ними.

6) Общее понятие и основные идеи марксистской философии.

а) Суть вопроса: Классический материализм XIX в.
представлен марксизмом, комплексным учением, в состав
которого входили:

  • марксистская философия;

  • политэкономия (экономическое учение);

  • научный коммунизм (социально-политическая теория),

б) Основателями марксизма были немецкие ученые и
философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс
(1820 - 1895).

в) Марксистская философия:

  • выдвинула последовательно-материалистическую
    картину мира;

  • показала роль экономики, производства для
    материального и общественного бытия;

  • осмысливала философские проблемы с позиций
    диалектики (диалектического материализма);

  • рассматривала историю как целенаправленный и
    закономерный процесс (исторический материализм);

  • дала подробную картину возникновения человека,
    общества, государства;

  • выступала с атеистических позиций.

7) Общее понятие и основные идеи вульгарного материализма, а) Суть вопроса: Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм,

б) Представители и основные идеи: Вульгарные материалисты - Фохт, Бюхнер, Молешотт - смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). Вчастности, они:

  • механически переносили законы природы (поведение,
    организацию жизни животных, естественный отбор,
    борьбу за существование) на человеческое общество
    (социальный дарвинизм);

  • отрицали идеальное, идеальность сознания;

  • рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень - желчь»).

8) Иррационализм, "философия жизни".

Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.

а) Определение: Иррационализм - направление в философии,
отрицавшее объективные законы бытия и истории,
диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю
как хаос, цепь случайностей.

б) Основоположником иррационализма считается Артур
Шопенгауэр (1788 -1860).

в) Философская позиция. В целом философия Шопенгауэра
наполнена пессимистическим духом, неверием в
возможности человека влиять на окружающий мир и
собственную жизнь.

Nb): Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия - бытие, идея, материя и т. д,, а бытие человека в мире - то есть жизнь, единственную реальность для человека. ,

г) Одним из основоположников «философии жизни»
являлся Фридрих Ницше (1844 - 1900). В частности, им были выдвинуты идеи:

  • о возможности человека полностью влиять на свою
    судьбу;

  • движущих силах человеческого поведения («воля к
    жизни», «воля к власти» - экспансия своего «Я»);

  • иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).

Nb»: В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений прагматизма и экзистенциализма.
Вопрос II. Философия Эммануила Канта

1) Общее понятие и периодизация философии И. Канта, его основные произведения.

а) Основоположником немецкого классического идеализма
считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий
(прусский) философ, профессор Кенигсберского
университета.

б) Все творчество И. Канта можно разделить на два
больших периода:


  • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

  • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

в) Суть вопроса:

  • В течение докритического периода философский
    интерес И, Канта был направлен на проблемы
    естествознания и природы.

  • В более поздний, критический период интерес Канта
    сместился на вопросы деятельности разума, познания,
    механизма познания, границ познания, логики, этики,
    социальной философии.

Nb»: Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: «Критикачистого разума»; «Критика практического разума»; «Критике, способности суждения».

2) Естественно-научная философия Канта докритического периода.

а) Основные идеи: Важнейшими проблемами философских
исследований Канта докритического периода были
проблемы бытия, природы, естествознания.

б) Новаторство Канта: он был одним из первых философов,
который, рассматривая данные проблемы, большое
внимание уделил проблеме развития. Философские
выводы Канта были революционными для его эпохи:

  • Солнечная система возникла из большого
    первоначального облака разреженных в космосе частиц
    материи в результате вращения данного облака, которое
    стало возможным благодаря движению и взаимодействию
    (притяжению, отталкиванию, столкновению)
    составлявших его частиц;

  • природа имеет свою историю во времени (начало и конец),
    а не вечна и неизменна;

  • природа находится в постоянном изменении и развитии;

  • движение и покой относительны;

  • все живое на земле, в том числе и человек, - результат
    естественной биологической эволюции.

в) В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток
мировоззрения того времени:

  • механические законы изначально не заложены в материи,
    а имеют свою внешнюю причину;

  • данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.

Nb: Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3) Гносеология (учение о познании) Канта. Открытие границ познавательной способности человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание, «вещь в себе».

а) В основе философских исследований Канта критического
периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит
проблема познания. В своей книге «Критика чистого
разума» Кант отстаивает идею агностицизма
невозможности познания окружающей действительности.

б) Суть идеи: Большинство философов до Канта видело в
качестве главной причины трудностей познания именно
объект познавательной деятельности - бытие, окружающий
мир, который содержит в себе множество неразгаданных на
протяжении тысячелетий тайн.

  • Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной
    трудностей при познании является не окружающая
    действительность - объект, а субъект познавательной
    деятельности
    - человек, а точнее, его разум.

  • Познавательные возможности (способности)
    человеческого разума ограничены (то есть разум не
    может всего). Как только разум человека со своим
    арсеналом познавательных средств пытается выйти за
    собственные рамки (возможности) познания, он
    наталкивается на неразрешимые противоречия.

в) Противоречия Канта: Данные неразрешимые
противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре,
Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА: "Мир имеет начало во времени. Мир не имеет начала во времени и ограничен в пространстве и безграничен".

- Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ:
"Существуют только простые элементы. В мире нет
ничего простого и то, что состоит из простых". Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ:

"Существует не только причинность.Свободы не существует. Все в мире по законам природы, но и свобода совершается в силу строгой причинности по законам природы".

- Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА: "Есть Бог -
безусловно необходимое. Бога нет. Нет никакого
абсолютного существа, причины всего сущего,
необходимого существа - причины всего сущего".

Nb:С помощью разума можно логическидоказать, одновременно оба
противоположных положенияантиномий -разум заходит в тупик.Наличие антиномий, по Канту, -доказательство наличия границпознавательных способностейразума.Также в «Критике чистогоразума» И. Кант классифицируетсамо знание как результат
познавательной деятельности ивыделяеттрипонятия,

характеризующихзнание: апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе».

г) Определение: Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

- Априорное знание - доопытное, то есть то, которое
существует в разуме изначально и не требует никакого
опытного доказательства.

Пример 1: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее.

Пример 2: Нельзя встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Nb Теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине XXв. теория относительности поставила ее под сомнение.

- «Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей
философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя
сущность веши, которая никогда не будет познана
разумом.
4) Стадии познавательного процесса.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно

которой:

  • внешний мир первоначально осуществляет воздействие
    («аффицирование») на органы чувств человека;

  • органы чувств человека принимают аффинированные
    образы внешнего мира в виде ощущений;

  • человеческое сознание приводит полученные органами
    чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в
    результате чего в человеческом разуме возникает
    целостная картина окружающего мира; целостная картина окружающего мира, возникающая в
    разуме на основании ощущений, есть всего лишь
    видимый разумом и чувствами образ внешнего мира,
    который не имеет ничего общего с реальным миром;


  • реальный мир, образы которого воспринимают разум и
    чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая
    абсолютно не может быть понята разумом;

  • человеческий разум может лишь познать образы
    огромного множества предметов и явлений окружающего
    мира - «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Вывод: При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

  • собственные (внутренние для разума) границы, за
    которыми возникают неразрешимые противоречия -
    антиномии;

  • внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

5) Структура сознания (разума).

а) Суть возрос»: Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира, также, по Кату, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.


написать администратору сайта