Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница12 из 32
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   32

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.


Лекция 12

Философия рационализма и эмпиризма.

План:

/. Общая характеристика.

2. Философия Р. Декарта.

Вопрос I. Общая характеристика.

1) Общее понятие рационализма, его разновидности и представители.

а) определение: рационализм (от лат. ratiо - разум) -
направление в философии, согласно которому основой как
бытия, так и познания является разум,

б) Рационализм имеет два основных направления -
онтологическое и гносеологическое:


- для онтологического рационализма в основе бытия
лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом
смысле рационализм близок к
идеализму (например,
учению Платона о «чистых идеях», которые
предшествуют материальному миру и воплощением
которых данный материальный мир («мир вещей»)
является).

Nb:Одпакорационализм не тождественен идеализму, так как
смысл рационализма не впервичности идей по отношению к
материи (бытию), а именно вразумности бытия. Например,
материалисты, убежденные в
божественной либо иной разумности,
внутренней логичности бытия,являютсярационалистами

(Демократ, Эпикур и др.).

-Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Гносеологические рационалисты выступали против средневековой геологии и схоластики,
представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - «Знание - сила»).

в) Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

  • сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может
    лежать в основе познания;

  • разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

Nb:Также вкачестве направлениярационализма выделяется этический
рационализм, суть которого в том,что разум лежит в основе этики,
поведения. К рационалистам можноотнести множество философов,
начиная с античных времен вплотьдо нынешней эпохи (Платон,
Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант идр.), но наибольший вклад в
разработку
рационализма, превращение его вофициально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

2) Общее понятие эмпиризма как направления в философии, его представители:

а) Эмпиризм - направление в философии, сторонники
которого считают, что в основе познаний лежит опыт:


Nb: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание - сила»,

б) эмпиризм получил широкое распространение в Англии
XVII в. и в последующем в США.

в) Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.
Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон
Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были
оппонентами рационалистов. Вопрос II. Философия Р. Декарта.

1) Декарт, значение его философии.

а) Основоположником рационализма считается Рене
Декарт (1596 - 1650) -видный французский философ и
ученый-математик.

б) Заслуги Декарта в философии:

  • обосновал ведущую роль разума в познании;

  • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

  • стал автором теории дуализма, чем попытался
    примирить материалистическое и идеалистическое
    направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

2) Доказательство Декартом первичности разума по
отношению к бытию и познанию - главной идеи
рационализма.


а) Логика доказательства Декартом идеи о том, что в основе бытия и познания лежит разум:

- в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.),

но в абсолютно любом явлении и любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

Nb: Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит.

- мыслить может реально существующий человек.

Nb»: Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания.

- поскольку мышление - это работа разума, то в основе
бытия и познания может лежать только разум.

Nb:В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю. следовательно, я существую».

3) Учение Декарта о субстанции.

а) онтологическая парадигма: изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее

понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В

качестве такового философ выводит понятие субстанции.

NЬ:Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего

существования ни в чем, кроме самого себя.

- таким качеством (отсутствие необходимости для своего
существования ни в чем, кроме самого себя) обладает
только одна субстанция и ею может быть только Бог,
который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ,
является источником и причиной всего. Будучи Творцом,
Бог создал мир, также состоящий из субстанций.
Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи,
идеи) также обладают главным качеством субстанции -
не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя.

Nb: Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по
отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции
- Богу они производим, вторичны и зависят от него (поскольку
сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два
рода: материальные (вещи); духовные (идеи).


Декарт выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных.

Nb: Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойствоммышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Nb: Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют и материальная, и духовная субстанции, что позволило ему возвыситься над природой.

Nb: В целом учение Декарта о субстанции можно выразить идеей дуализма.

4) Дуализм Декарта.

а) логика дуализма:

- если человек совмещает в себе две субстанции, то он
дуален (т.е. двойственен);

с точки зрения дуализма для Декарта бессмысленным становится и "основной вопрос философии" - спор о том, что первично - материя или сознание.

б) материя и сознание соединяются только в человеке, а
поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две
субстанции - материальную и духовную), то ни материя,
ни сознание не могут быть первичны - они существуют
всегда и являются двумя различными проявлениями единого
бытия.

5) Дедукция - как научный метод Декарта.

а) суть идеи: применение в теории познания научных методов физики, математики и иных наук, чтобы значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс {по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).

б) в качестве данного научного метода предлагается
дедукция (но не в строго математическом смысле - от общего
к частному, а в философском):

- смысл философского гносеологического метода
Декарта в том, чтобы в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получать (выводить) новые, также достоверные
знания; только используя дедукцию как метод разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. в) Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

  • допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

  • сложную проблему расчленять на отдельные, более
    простые задачи;

  • последовательно переходить от известных и доказанных
    вопросов к неизвестным и недоказанным;

- строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

6) Учение о "врожденных идеях" и цели философии.

а) суть данной теории:

  • большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах;

  • данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны.

Nb:Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

б) данные идеи могут быть двух видов - понятия и суждения

  • примеры врожденных понятий: Бог (существует);
    «число» (существует), «воля», «тело», «душа»,
    «структура» и т. д.;

  • примеры врожденных суждений: «целое больше своей
    части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя
    одновременно быть и не быть»;

в) Декарт был сторонником не отвлеченного, а
практического познания.


Целями познания являются:

- расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

использование этих знаний для извлечения

максимальной выгоды из природы для человека;

изобретение новых технических средств;

усовершенствование природы человека;

конечная цель познания - господство человека над

природой.

Лекция 13

Философия Нового времени.

План:

  1. Скандинавская философия эпохи Возрождения и Нового времени.

  2. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-
    политическая направленность)


  3. Немецкая философия Нового времени

Вопрос 1. Скандинавская философия эпохи Возрождения и Нового времени

1) Сущность, предпосылки возникновения и ведущие представители:

а) Голландия (Нидерланды) стала родиной передовой и
прогрессивной для своего времени (XVI - XVII вв.)
философии;

б) этому способствовали:

  • выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле
    (использование новейших технических средств,
    изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);

  • более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные
    общественно-экономические отношения;

  • первая в Европе буржуазно-демократическая революция;

  • высокий уровень грамотности населения, развитое
    книгопечатание, распространение идей гуманизма;

в) наиболее выдающиеся философы Голландии эпохи Возрождения и нового времени: Эразм Роттердамский, Гуго Гроций, Бенедикт (Барух) Спиноза.

2) "Философия Христа" Эразма Роттердамского.

а) Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - философ,
богослов, гуманист, представитель так называемого
"Северного Возрождения".

б) Основными направлениями его философии были:

  • критика и высмеивание средневековой схоластики;

  • восхваление раннего христианства (именно в
    возвращении к идеям и практике ранних христиан -
    «ренессансе раннего христианства» и отказе от
    католического идейного организационного,
    политического засилья философ видел путь спасения
    христианства как истинной веры);

  • призывы к моральному поведению (соблюдению
    «философии Христа»);

  • обоснование в качестве идеала государства сильной, но
    гуманной монархии.

NЬ: Самое знаменитое произведение философа (в котором затрагиваются данные вопросы) - «Похвала Глупости».

в) Эразм Роттердамский пытается объяснить
окружающий мир и найти оптимальный путь поведения
в нем человека. Он приходит к следующим главным
выводам:


мир двойственен (диалектичен) - все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления.

  • есть разные стороны одного-целого;

необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов,
экзальтации, ослепленное™ какой-либо идеей - всегда
соблюдать спокойствие и трезвость мышления;

г) Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества:

  • к первым (хорошим и желательным) он относит: свободу, миролюбие, воздержанность, простоту, образованность, здравый смысл;

  • к отрицательным (нежелательным и несущим беду)
    философ относит: фанатизм, невежество, насилие, лицемерие, чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал «схоластику» - «идеологические основы» прогресса того времени).

3) Теория естественного права Гуго Грация.

а) Гуго Гроций (1583 -1645) - философ, юрист, общественный
деятель, яркий представитель социально-политической и
правовой философии Голландии.

б) Основные проблемы его философских исследований:
гносеология (познание), государство и право, проблемы
войны и мира, международные отношения.

в) Гроций - один из основоположников теории естественного права, в которой можно выделить следующие основные идеи:

  • право не дано Богом;

  • право изначально заложено в человеке;

г) все существующее право можно разделить на два
больших раздела: естественное право и писаное
(позитивное) право:

  • естественное право - это право, заложенное самой
    человеческой природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) - оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;

-писаное (позитивное) право - те нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источниках - законах и т. д.; официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не противоречить ему.

4) Предмет философских исследований Баруха Спинозы.

а) Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) стал автором
наиболее разработанной, полной и обоснованной
философской системы Голландии нового времени,
последователем Рене Декарта и ярким представителем
европейского рационализма.

б) Предметом философских исследований Спинозы были:

-проблема субстанции;

-теория познания;

-этика

-вопрос соотношения свободы и необходимости.

г) Важная философская заслуга Спинозы - подробная
разработка теории субстанции, в которой рассматривалась
суть бытия. За основу была взята теория о субстанции
Декарта (см. вопрос 27 «Рационалистическая философия
Декарта. Учение о субстанции»), с которой Спиноза был в
целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и
создать собственную, более совершенную.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   32


написать администратору сайта