Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница1 из 32
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32



Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ В. Н.


ФИЛОСОФИЯ
(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов ВУЗов)

Донецк-2009

ББК 37.293

А-14

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)
Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

А18 Александровская В.Н. Философия. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов ВУЗов. Донецк.: ДонНМУ.- 2009.- 430с. Библиогр: С.-427-430

В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития мировой философской мысли, а так же методологическое значение философского подхода к анализу явлений любой природы.

Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.





ПРЕДИСЛОВИЕ

"Философ-врачБогу подобен"

(Гиппократ)

Настоящее издание является систематизацией лекций по философии, прочитанных нами студентам и аспирантам Донецкого государственного медицинского университета. В основу лекций положен лучший материал ведущих отечественных философов - преподавателей вузов, список которых прилагается.

Учебное пособие состоит из 38 лекций, объединенных в 8 разделов и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материала в соответствии с программами Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения Украины.

Главная цель учебного пособия состоит прежде всего в том, чтобы помочь студентам и аспирантам сориентироваться в объеме и содержании любого вопроса программы. Используя данные лекции, вполне возможно в сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины, сосредоточиться на основных понятиях, их признаках и особенностях, сформулировать примерную структуры (план) ответов на возможные экзаменационные ответы.

Данный курс лекций не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи переводных экзаменов в вузе студентами и кандидатского минимума по философии аспирантами.

Раздел I
ФИЛОСОФСКАЯ

ПРОПЕДЕВТИКА

ЛЕКЦИЯ 1

Философия и мировоззрение

План:

1. Общее понятие мировоззрения и его основные виды.

2. Мифология как мировоззрение.

3. Религия как мировоззрение.

4. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного.

5. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм - стадии эволюции философского мировоззрения.
Вопрос 1. Общее понятие мировоззрения и его основные виды.
а) Определение: Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем; это необходимая составляющая человеческого сознания , совокупность взглядов, оценок, норм, определяющих самое общее видение и понимание мира. Мировоззрение является комплексной формой сознания , оно включает в себя разные слои человеческого опыта, аккумулируя его Для разных форм мировоззрения характерен свой интеллектуальный и эмоциональный опыт людей (эмоциональный опыт - это мироощущение, интеллектуальный опыт это мировосприятие, познавательно-интеллектуальная сторона это миропонимание.
б) Мировоззрение есть интегральное понятие:

- в состав мировоззрения входят обобщенные знания (повседневные жизненно-практические, профессиональные, научные и т.д.). Чем больше знаний накоплено у общества или отдельного человека, тем глубже его мировоззрение. Т.е., степень познавательной насыщенности того или иного мировоззрения различна

- в мировоззрение входит система ценностей (в ценностном сознании происходит формирование нравственных, эстетических и других идеалов, оно включает понятия добра зла, красоты и уродства и т.д.).

в) В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

- мифология;

- религия;

- философия ;

Вопрос 2. Мифология как мировоззрение.
а) Определение: Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

б) Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:


- происхождение Вселенной, Земли и человека;

- объяснение природных явлений;

- жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и

его достижения;

- вопросы чести, долга, этики и нравственности;

в) Чертами мифа являются:

- очеловечивание природы;

- наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита о стихии и т. д.);

- однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Вопрос 3. Религия как мировоззрение.
а) религия - это форма мировоззрения, основанная на вере наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерен чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная форма восприятия окружающей действительности.

б) Религия исследует вопросы те же, что и миф:

-происхождение Вселенной, Земли жизни на Земле, человека, - объяснение природных явлений, - поступки) судьба человека, нравственно-этические проблемы.

в) Основными мировыми религиями являются :

- христианство;

- ислам;

- буддизм.

г) Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются:

- синтоизм;

- индуизм;

- иудаизм.

д) Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

- объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

- культурологическую (способствует распространению, определенной культуры, влияет на культуру);

- нравственно-воспитательную (культивирует общество идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Вопрос 4. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного:

а) Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения;

б) Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

- основано на знании (а не на вере либо вымысле);

- рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

- логично (имеет внутреннее единство и систему);

- опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью;

в) Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

- Космоцентризм;

- теоцентризм;

- антропоцентризм;

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

ЛЕКЦИЯ 2.

Специфика философского знания

План

1. Двойственность философского знания.

2. Особенности философского знания.
Вопрос 1. Двойственность философского знания.
а) Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

- имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

- однако не является научным знанием в чистом виде;

б) Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Вопрос 2. Особенности философского знания.

в) Можно выделить следующие особенности философского знания:

- имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.;

- носит предельно общий, теоретический характер;

- содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук

- во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

- является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания,

имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя

(то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя),

- испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами, в то же время динамично - постоянно развивается и
обновляется, опирается на категории - предельно общие понятия, -
неисчерпаемо по своей сути;

- ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены
логическим путем

ЛЕКЦИЯ 3.

Предмет и методы философии

План:

1. Общее понятие и содержание предмета философии.

2. Основные проблемы, исследуемые философией.

3. Общее понятие и содержание методов философии.
Вопрос 1. Общее понятие и содержание предмета философии.
а) Предметом называется круг вопросов которые изучает философия.

б) Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

- онтология (учение о бытии),

- гносеология (учение о познании),

- человек,

- общество
Вопрос 2. Основные проблемы, исследуемые философией

а) В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

- сущность бытия;

- происхождение бытия;

- материя (субстанция), ее формы;

- сознание, его происхождение и природа;

- взаимоотношение материи и сознания;

- бессознательное;
- человек, его сущность и существование;

- душа, духовный мир человека;

- общество;

- общество и человек;

- природа;
- природа и общество;

- духовная сфера жизни общества;

- материально-экономическая сфера жизни общества;

- социальная сфера общества;

- общественно-экономические формации, цивилизации;

- перспективы человека, общества;

- экология, проблемы выживания;

- особенности познания;

- влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

- ограниченность и безграничность познания;

- движение;

- философские категории;

- диалектика и ее законы;

-иные вопросы.

Вопрос 3 Общее понятие и содержание методов философии

а) Определение : Основные методы философии - это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование;

б) Система методов:

- диалектика, метафизика;

- догматизм; -эклектика;

- софистика;

- герменевтика.

в) Краткая характеристика методов:

- Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

- Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

- обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

- статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

- однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их

единство).

- Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений,

недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

- Эклектика - метод, основанный на произвольной соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время

- в рекламе);

- Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

- Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии

г) Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм:

- При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

- Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии)

- Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

- Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)

ЛЕКЦИЯ 4.

Функции философии

План:

1. Общее понятие функций философии.

2. Содержание функций философии.

Вопрос 1. Общее понятие функций философии.

а) Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение:

б) Принято выделять ряд функций: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно гуманитарную, прогностическую:
Вопрос 2. Содержание функций философии:

- Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;

- Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос «Предмет и методы . философии»);

- Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;

- Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии -имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания);

- Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания;

-Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого ахios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом» через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX -начала XX вв. и др.);

- Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его с структуру, элементы, движущие силы, вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества;

-Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

- Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материя, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


ЛЕКЦИЯ 5.

Основной вопрос и основные направления

философии

План:

1. Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии.

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.
Вопрос 1. Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.
а) Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая, и гносеологическая .

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично а процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: - объективный идеализм;

- субъективный идеализм;
- материализм;

- вульгарный материализм;

- дуализм;

-деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

- гностицизм;

- агностицизм;

- эмпиризм (сенсуализм);

- рационализм.
Вопрос 2.Онтологическая сторона основного вопроса философии представлена материализмом, идеализмом, дуализмом.

а) Материализм (так называемая «линия Демокрита») - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

- материя реально существует,

- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет),

- материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и развивается по своим внутренним законам,

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием). К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты, Герцен; Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин. Достоинство материализма - опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в) Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

б) Идеализм («линия Платона») - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух) В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

- объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.),

- субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

- реально существует только идея;

- идея первична,

- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

- «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

- «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

- каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

- идеи существуют в разуме человека;

- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения,

- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм

в) Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

- существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

- все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной);

- в человеке соединяются одновременно две субстанции - и материальная, и духовная;

материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

- основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм - направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты

также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Вопрос 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

- эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом.

- Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

- Основоположником рационализма (от лат. ratio -разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль -деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.) Б качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр)

Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет в внутренней логики, а следовательно, никогда не будет В познан разумом.

- С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

- мир познаваем;

- возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

- мир непознаваем;

- возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804) Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует

Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет

четыре (см. вопрос «Философия Иммануила Канта»).

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши ч в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - «вещи в себе»

Вопрос 4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.

а) В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

б) В XX в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


написать администратору сайта