Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница13 из 32
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32

д) Главным недостатком декартовой теории субстанции
Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость,
которая заключалась в том, что, по Декарту:

-субстанция - это сущность, которая для своего
существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя;
все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего
существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее
сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и
единственной истинной субстанцией - Богом - и в своем
существовании полностью зависит от него;

  • отсюда налицо противоречие между независимостью
    субстанций от всех других субстанций и одновременной
    зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в
    отношении существования) от другой субстанции - Бога.

5) Теория Спинозы о «единой субстанции».

а) Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

  • не существует различия между высшей субстанцией -
    Богом и сотворенными им другими субстанциями;

  • существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

  • данная субстанция заключает в себе окружающий мир
    (Природу) и Бога;

  • природа и Бог - едины;

  • не существует Бога, находящегося и творящего вне
    Природы, возвышающегося над природой;

  • Бог внутри Природы;

  • только единая Природа-Бог обладает способностью
    творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи; единичные вещи существуют не сами но себе, они являются всего лишь
    продлениями - «модусами» единой субстанции - Природы-Бога;

  • внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям,
    движутся во времени и пространстве, имеют начало и
    конец своего существования;

  • сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не
    внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных
    модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима); неподвижна.

6) Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее с дуализмом Декарта, вопросом «Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции»).

6)Трехступенчатая схема теории познания Спинозы.

В гносеологии Спиноза выделяет три ступени познания:

  • «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания;

  • познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

  • чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

7)Проблема соотношения свободы и необходимости.

а)Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:

  • детерминизма (обусловленности всего в природе);

  • соотношения свободы и необходимости.

б)Исследуя их философ пришел к следующим выводам:

  • свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

  • Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует
    в рамках жесткой необходимости;

  • модусы (проявления субстанции- единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

  • модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;

желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим
течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);

- путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю; свобода - это познанная необходимость.

в) Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

  • максимально познать необходимость в виде субстанции
    (Природы-Бога) -внешней причины всего сущего;

  • освободиться от аффектов (печали, радости, влечений
    и т. д.) - так как они тоже мешают свободе, подчиняют
    человека и заставляют действовать по необходимости.

Nb: По этим причинам девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Вопрос II. Английская философия

Нового времени (материализм, эмпиризм,

социально-политическая направленность).

1) Предпосылки и общая характеристика английской философии Нового Времени.

а) Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII - XVIII вв. имела свою специфику:

  • материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко
    критиковало идеализм);

  • господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм - направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и
    чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

большой интерес к социально-политическим проблемам(философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

б) Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на ее характер имели следующие политические события:

  • революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);

  • «славная революция» 1688 года;

- окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы , Римского;

  • упрочение роли парламента;

  • развитие новых буржуазных общественно-экономических
    отношений.

в) Наибольший след в философии Англии нового времени
оставили:

  • Фрэнсис Бэкон - считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;

  • Томас Гоббс (уделал большое внимание проблемам
    государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею
    «общественного договора»);

  • Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил
    традицию Т. Гоббса).

2) Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.

а) Основателем эмпирического (опытного) направления в
философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) -

английский философ и политический деятель (в 1620 -1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

б) Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпиризм (т.е. в основе познания лежит исключительно опыт):

  • чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию;

  • истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью;

  • главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

Nb: В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание -сила».

3) Индукция как главный метод эмпирического познания.

а) Методологическая инновация Бэкона - главным
методом познания должна стать индукция.

б) Определение: индукция - это обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством
плавления).

Nb: МетодиндукцииБэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

в) Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта

- в расширении возможностей, интенсификации процесса
познания.

г) Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный
характер (так как если несколько вещей или явлений
обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

д) Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

4) Три "Пути познания" Бэкона.

а) Это: "путь паука"; "путь муравья"; "путь пчелы".

  • "Путь паука" - получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты
    оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

  • "Путь муравья" - такой способ получения знаний, корда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод
    также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи»,
    "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность
    изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

  • "Путь пчелы", по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути
    пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.

Вывод: лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

5) Препятствия на пути познания ("призраки").

а) Фрэнсис Бэкон выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра.

6) Призраки рода и призраки пещеры - врожденные
заблуждения людей, которые заключаются в смешивании
природы познания с собственной природой.

  • В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом - то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает
    отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.

  • Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о
    влиянии личности конкретного человека (познающего
    субъекта) на процесс познания.

Nb: В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения «пещера») отражается в конечном результате познания.

в) Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

- Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии.

Nb: Зачастую при познании стараяфилософия мешает проявлять
новаторский подход, направляетпознание не всегда в нужное русло
(пример: влияние схоластики напознание в средние века). Исходя из
наличия четырех основныхпрепятствий познания, Бэкон
советуетмаксимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния "чистое знание".


6) Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.

а) Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации - свойства человеческого ума - память;
воображение; рассудок:

  • памяти соответствуют исторические науки;

  • воображению - поэзия;

  • рассудку - философия, что составляет основу всех наук.

Nb: Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе, человеке.

б) Каждый из трех предметов философии человек познает
по-разному:

  • природу - непосредственно с помощью чувственного
    восприятия и опыта;

  • Бога - через природу;

  • себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на
    саму себя, изучение мыслью мысли).

в) В результате философия Ф. Бэкона:

- оказала огромное влияние на философию Нового времени, английскую философию, философию последующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

  • гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

  • определена новая цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

  • предпринята первая попытка классифицировать науки.;

  • дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

7) Философия Т. Гоббса. Учение о познании и государстве. "Левиафан".

а) Томас Гоббс (1588 - 1679), ученик и продолжатель
философской традиции Ф. Бэкона.

б) Основные постулаты:

  • решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

  • целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

  • в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма;

  • критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом;

  • считал важнейшей философской проблемой вопросы
    общества и государства (разработал теорию государства, первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор);

  • основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология (учение о познании) и проблема государства (считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию).

в) Чувственное восприятие - это получение органами чувств
(глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

  • сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

  • метки - различные знаки, придуманные человеком для общения;

  • естественные знаки - «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т, д.);

  • произвольные коммуникативные знаки - слова
    различных языков;

  • знаки к роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

  • знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия).

Nb: В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

г) Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в
философии, поскольку цель философии - помогать человеку
добиваться практических результатов в своей деятельности,
а человек живет и действует в обществе и конкретном
государстве.

д) Философ стал автором всемирно известной книги
«Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период
диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию
общества и государства. Суть данной теории в
следующем:


написать администратору сайта