Главная страница

Философия


Скачать 3 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорФилософия.doc
Дата13.12.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия.doc
ТипУчебное пособие
#11293
страница21 из 32
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   32

2. Философия декабристов.

а) Декабристская философия была представлена

творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкыпа, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхель-беккера и других.

б) Основная направленность философии декабристов -
социально-политическая. Ее опорными идеями были:

приоритет естественного права; необходимость для России правового строя; отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает; личная свобода человека; ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.

3) Историческая философия П.Я. Чаадаева.

Историческая философия была представлена творчеством

П. Я. Чаадаева (17944856).

а) Основными направлениями его философии были:

философия человека; философия истории.

  • Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и
    духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное)
    сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе - основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления
    частных, узкокорыстных интересов общественным. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной воли - христианство. Христианство -
    стержень, двигатель истории.

  • Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева,
    Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности
    выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический.
    Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат централь ной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.



4) Философия западников и славянофилов.

а) Проблемами истории, выбора исторического пути для
России занимались представители философских
направлений «западников» и славянофилов. Видными
представителями западников являлись А. И. Герцен, Н.П.
Огарев, К.Д- Кавелин, ВТ. Белинский.

б) Западники хорошо усвоили философские традиции
современной им западной философии (материализм,
эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной
цивилизации, «уникального» исторического пути России
нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и
законсервировалась сама в себе. Благо для России - освоить
западные ценности и стать нормальной цивилизованной
страной.

в) Оппонентами западников являлись славянофилы. Их
лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф.
Самарин, А.Н, Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия
России составляют православие и общинный образ жизни,
а русский народ принципиально отличается по своему
менталитету от пародов Запада (святость, соборность,
набожность, коллективизм, взаимовыручка против
бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По
их мнению, любые «реформы, попытки насадить на русскую
почву западные традиции рано или поздно оканчивались для
России трагически.

5) Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.

а) В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия.

6) Ее цели - отстоять существующий общественно-
политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию.

в) Ее главным лозунгом в середине XIX в. было:
«Православие, самодержавие, народность».

г) Важную роль в ортодоксально-монархической философии
играло религиозное направление.

д) Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н.
Леонтьев.


- Н.В. Федоров (1828 -1903) сделал основными темами своей философии: единство мира; проблему жизни и смерти; и проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом - смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи -победы над смертью. Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос. Философия Федорова призывает к-отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого». - Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891). Одно из основных направлений философии Леонтьева

- критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм - царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для России - отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает. Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства - внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми -желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.

6) Философия Ф.М. Достоевского.

а) Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.

- Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека, Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества, путь богочеловека. Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Второй путь богочеловека - путь следврания Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

7) Философия Л.Н. Толстого.

Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 -1910), создал особую религиозно-философскую доктрину -толстовство. Суть толстовства в следующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия - это добро, любовь; разум и совесть; смысл жизни -самосовершенствование; главное зло на Земле - смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство - отживающий институт и, поскольку оно - аппарат насилия, не имеет права на существование; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его - не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

8) Революционно-демократическая философия.

Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были: Н.Г. Чернышевский;

народники - Н.К, Михайловский, МА Бакунин, Г. И. Лавров, П.Н.

Ткачев; анархист П. Кропоткин; марксист Г.В. Плеханов.

а) Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному, Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни. Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор. В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед. Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

9) Либеральная философия.

а) Завершает философскую традицию XIX в. либеральное
направление. Наиболее ярким его представителем являлся
русский философ В. С. Соловьев (1853- 1900).

б) Основными идеалами его философии были: идея
всеединства - объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности - право, высший - любовь); идея прогресса
- как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно- духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея
«богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии - всеобщей Божественной мудрости; русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра [) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Вопрос III. Русская философия XX в.

1) Основные направления русской философии
к. XIX - XX в


  • философия «золотого века» (религиозная философия,
    космизм);

  • естественно-научная философия;

  • советская философия;

  • философия русского зарубежья.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

  • сильное влияние советской традиции материализм, формационный подход к истории);

  • обновление, объединение се различных направлений
    (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм,
    приближение к мировой философии.

2) Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.

Золотым веком» духовной жизни России называется период 90- х годов XIX в. - 10-х годов XX в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

а) Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А., С.Л. Франк и другие.

- С.Н. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую

христианскую «экуменическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе - это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии-

разобщенность христианских церквей (православие, като­личество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви, Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти. Философ и священник П. А. Флоренский (1882 - дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям. Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

3) Философия космизма.

а) Определение: Космизм - направление в философии, которое
рассматривало космос, окружающий мир (природу),
человека как единое взаимосвязанное целое.

б) Наиболее выдающимися представителями данного
направления были Н.В. Бугаев, В. И. Вернадский, К.Э.
Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский (1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, по неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э. Циолковский (1857 -1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимое материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем - оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь -неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем. Н.В. Бугаев (1837 - 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц – монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, «воспоминания прошлого». Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация. А.Л. Чижевский (1897 - 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы - войны, революции. Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям.

4) Естественно-научная философия.

а) Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И, Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.

б) Основными направлениями естественно-научной философии были: материалистическое; социально- политическое.

в) Представители материалистического направления
(Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с
точки зрения естественных наук - биологии, химии, физики,
медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм»
были сторонниками материалистического понимания сознания.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   32


написать администратору сайта