Философия
Скачать 3 Mb.
|
РАЗДЕЛ VIII ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 37 ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА План: I. Сущность и предназначение человека в классической и современной философии. 1. Антропоцентризм и анропологические принципы в философии. II. Философские и конкретно — научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке. 1.Общая характеристика. 2.Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. III. Содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». 1.Общая характеристика. 2.Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, Е. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер). IV. Деятельная сущность бытия человека. Материальный и идеальный, индивидуальный и общественный аспекты деятельности. 1. Общая характеристика. 2.Творческое преобразование мира человеком. Вопрос 1. СУШНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КЛАССИЧЕСКОЙ ИСОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Антропоцентризм и антропологические принципы в философии. а) к вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с разных точек зрения: — антропологи пытаются найти «недостающее звено» в биологической эволюции; —философы работают над выявлением скачка, имевшего место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию проблемы антропологического исследования; б) было замечено, что превращение животных в людей не было мгновенным событием. Должен был существовать долгий период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез); - эти два процесса неразрывно связаны друг с другом и составляют один общий процесс — антропосоциогенез; - гипотеза Энгельса, высказанная в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человеке «раскрывает общий смысл антропогенеза. Она признанна многими антропологами мира. - Важной чертой антропогенеза является комплексный подход и поэтому нельзя говорить, что сначала возник труд, потом—общество. Нужно рассматривать эту проблему комплексно. Труд выделяется в качестве центрального антропологического фактора, формирующего правила поведения, членораздельную речь и начатки рационального мыишения; —важнейшим аспектом антропогенеза было развитие языка. Язык в более узком смысле - специализированная информационно — знаковая деятельность, именуемая речью. Язык участвует в порождении нашей предметной среды. Язык способствовал конструированию самой социальности. Предметно — практическая деятельность начала формироваться после появления языка. Вопрос 2. ФИЛОСОФСКИЕ И КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕММЫ СООТНОШЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ. 1. Общая характеристика. а) Нomo sapiens, как и всякий биологический вид, характеризуется совокупностью видовых признаков. Каждый из них может варьировать у различных представителей вида; — на проявление многих биологических параметров оказывает влияние и социальные процессы. Например «нормальная» продолжительность жизни составляет 80-90 лет, однако если человек страдает наследственными заболеваниями или инфекционными болезнями, то продолжительность жизни может стать короче: —последовательность многих процессов в развитиичеловеческого организма биологически запрограммирована.Например, усвоение различных видов пищи, освоение языка,появление вторичных половых признаков и др. в) вид Нomo sapiens имеет устойчивые разновидности —расы. Расовая дифференциация людей связана с адаптивной способностью групп людей приспосабливаться к конкретной среде обитания; —отличаясь по расам, но относясь к одному биологическомувиду, люди обладают общими, присущими данному виду,параметрами; —каждый человек с биологической точки зрения являетсяуникальным, поскольку набор генов неповторим. Признаниебесконечного многообразия человеческого рода являетсяосновополагающим принципом гуманизма; —человек находится сразу в двух мирах—в мире общества и в мире органической природы. Эта включенность в два мира порождает много проблем., связанных с актуальностью существования людей, а также с объяснением самой природы человека. — Аристотель называл человека «политическим животным», тем самым он объединял в человеке 2 начала: животное (биологическое) и политическое (социальное), таким образом, появилась проблема — какое начало доминирует ?; в) другая проблема заключается в вопросе: какое значение в жизни общества имеют биологические различия между людьми, если на практике происходит группировка людей по различным признакам? Дискуссия о соотношении биологического и социального происходит между двумя полюсами: концепциями человека, анализирующими роль естественных и биологических начал и социальными концепциями, в которых человек представлен как продукт социальных отношений. 2. Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. а) Социологическая концепция трактовки человека (марксизм). Его идей: —человек изначально деятелен и формирование специфических свойств происходит в процес се развития предметной деятельности — исторически. Формирование потребностей людей происходит исторически и при влиянии труда; —человек, обособленный от других людей оказывается животным, не приспособленным к жизни, поскольку труд является коллективной деятельностью; —особое значение, которое человеческие индивиды получают внутри общества определяется их местом в сложной системе отношений. Особые функции, отличающие одного индивида от другого являються общественными отношениями; - человеку свойственно сознательное причислениесебя к общественно-родовому объединению и сознательно-волевое осуществление своей жизнедеятельности,что предполагает ответственность, совесть и т.д. - определяющим в человеке является социальное.Человек и общество неразрывны. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и оказываются вторичными по отношению к общественному бытию; —Маркс писал: «... человек являетсянепосредственно природным существом,наделенным природными силами, жизненнымисилами, являясь деятельным природнымсуществом; эти силысуществуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений». б) Фрейд о природе человека. Фрейд является биологическим детерминистом.; —все проявления человеческой активности подчиняются определенным законам и детерминированы инстинктивными силами, т.е. Фрейд рассматривал людей механически, ими управляют те же законы, которые применимы к поведению других организмов; —люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые находятся вне среды сознания; —Фрейд считает, что «ЭГО», являясь рациональным компонентом структуры личности, служит средством для реализации требований ид — примитивных, врожденных аспектов личности; —понимание человека возможно на основе изучения егокак единого целого. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия ид, эго и суперэго; —в своей психоаналитической теории Фрейд отмечал,что ид составляет конституциональную основу личностной структуры и развития; —личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Структура характера каждого индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелости;
в) Бихевиоризм: —Представитель этого направления Э. Торндайк определил, что природа интеллектаи его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания; —Д.Б. Уотсон отмечал, что поведение должно обрясняться из отношений между непосредственно воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями); —Уотсон вывел формулу: «стимул — реакция» (S—К).Все процессы, физиологические и психические, происходящие между стимулом и реакцией, должны быть выведены из гипотез и объяснений психологии; —эмоции составляют совокупность внутренних изменений и внешних выражений; —эмоциональным поведением можно управлять по определенной программе. Вопрос 3. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНДИВИД», ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ЛИЧНОСТЬ» 1. Общая характеристика. а) Индивид — единичный субъект общественно — исторической деятельности и личного жизненного творчества, характеризующийся принадлежностью к человеческому роду; — различия людей как индивидов проявляются в: = различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат; — степени выраженности типовых признаков одной группы в разных ее членах; — однако индивид не может жить отдельно от общества. Время, в которое человек родился, сформировался, уровень культуры народа, способ жизнедеятельности —все это влияет на индивидуальное поведение и осознанную мотивацию поведения. б) Индивидуальность человека нельзя сводить к социально— групповому положению. Относительная независимость поведения от первоначальных факторов, ответственность за свой облик, за способность обладать в глазах общества ценностью и значимостью не входит в рамки понятия индивида, а определяется индивидуальностью. в) Личность (от лат. «реrsопа «). Первоначально это слово обозначало маски, которые надевает актеры во время театрального представления. В понятие «личность» - с самого начала был включен внешний социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли; —личность рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности; — понятие личности включает в себя следующие положения: = в личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей; поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, рассматривается как интегрированное личностью; —личность необходимо рассматривать в соотношении с жизненной историей индивидуума. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт иусловия окружающей среды. = личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях. Она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке. 2. Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, Е. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер). а)3. Фрейд — основоположник психодинамической теории личности. Основа этой теории — психоанализ. -психоанализ имеет три значения: = теория личности и психопатологии; =метод терапии личностных расстройств; = метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. б)3. Фрейд схематично определил структуру личности: — ид — примитивные, инстинктивные и врожденныеаспекты личности. Ид функционирует вбессознательном и тесно связано с биологическимипобуждениями. — эго — компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго выражает и удовлетворяет желание ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго обеспечивает безопасность и самосохранение организма. - суперэго — последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованнуюверсию общественных норм и стандартов поведения. = Суперэго — морально-этическая сила личности. Оно является следствием положительной зависимости ребенка от родителей. = Суперэго подразделяется на две системы: совесть — способность к критической самооценке; Эго- идеал — поощрительный аспект суперэго. в)Е. Юнг — основоположник аналитической теории личности. Он высказал мнение о том, что коллективное бессознательное состоит из первичных психических образов — архитипов:
— персона — социальная роль человека, сформированная из общественных ожиданий; — тень — бессознательная противоположностьутверждаемого индивидом в сознании;
г) Э. Фромм — основоположник гуманистической теории. Он выделил пять социальных типов характера:
—накапливающие типы—стремятся к получению большого количества материальных благ, любви и власти. Для них характерно тяготение к прошлому, консерватизму; —рыночный тип убежден в том, что личность есть товар, который можно продать или обменять. Они заинтересованы в своей внешности, знакомствах с нужными людьми; —продуктивный тип — независимый, честный, спокойный, творческий, характеризующийся социально — полезными поступками, д) А. Адлер—основоположник индивидуальной теории личности. Он выделил следующие типы личности: управляющий тип характеризуется самоуверенностью, напористостью, активность, но не в социальном плане. Они ои^щают превосходство над внешним миром;
Вопрос 4. ДЕЯТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА. МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ИДЕАЛЬНЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Общая характеристика. а) Совокупностью материальных и духовных ценностей, создаваемым человечеством в процессе истории есть культура. б) Культурой также называют все, что создал человек. Она является творением человека, «второй природой», миром созданным человеком. Культура всегда есть там, где есть человек с его деятельностью, отношениями между людьми. в) Условно культура подразделяется на материальныйи духовный аспекты: —материальная культура является продуктом материального производства; —духовная культура является продуктом духовного производства. г)Несмотря на то, что между материальной и духовной культурой существует функциональное различие, они являются элементами культуры и взаимосвязаны друг с другом. д)к материальной культуре относятся: —орудия труда; —- культивированные земли;
—культура здоровья; —культура, быта; е) К духовной культуре относятся:
—искусство; —философия;
ж)Мир культуры — это мир материальных иидеальных духовных ценностей, т.е., мир, в котором существуют отношения материальных и идеальных объектов и человека. Поскольку культура есть система ценностей, то она выступает как определенный аспект общества. В этом есть ее социальная природа. з) Но развитие культуры не возможно без человеческойдеятельности, поэтому любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека, его индивидуальности. , Таким образом, культура представляет собой характеристику развития человека как общественного существа. Она существует во взаимодействии внешнего материализованного выражения с самим человеком: — ранее созданная культура является предпосылкой последующей деятельности человека; — человек как субъект культуры постоянно вносит в нее что — то новое. |