Желанная_женщина,_желающая_женщина. Фломенбом, Даниэла
Скачать 6.16 Mb.
|
СИЛА ИМЕНИ И ФАМИЛИИ У ребенка есть имя, определяющее его семейную и социальную идентичность. Звучание и особую вибрацию своего имени ребенок слышит каждый день от родителей, обращающихся к нему и забо- тящихся о нем. Именно имя, которым его постоянно окликают, побудит ребенка в дальнейшем произнести «я». Рассказать маленькой девочке историю ее имени 111 Формирование секс-идентичности очень полезно. Чем бы ни руководствовались ро- дители — приятными воспоминаниями, именем обожаемой отцом и матерью актрисы, деспотич- ного предка или бывшей любовницы отца, — раз- мышления, которые предопределили этот выбор, оказывают влияние в первую очередь на ребенка. Например, выбор пал на одинаковое для девочек и мальчиков и не подчеркивающее пол ребенка имя — Алекс, Мишель или Даниэль. В этом случае девочке лучше рассказать, что родители думали, что у них будет мальчик, или это имя предка, в честь которого ее назвали, или половые разли- чия не имеют в их семье никакого значения. Малышке также нужно знать, кто из родителей, отец или мать, выбрал это имя и не заложен ли в нем особый смысл. Например, Сильви (по созву- чию, в переводе с французского «если она жива») или Рене («заново рожденная»), в этом случае стоит задуматься, не был ли ребенок зачат из не- осознанного желания заменить кого-то другого. Трансгенерационный 1 подход в психоанализе дей- ствительно показывает, что зачастую такие имена даются в память об умершем брате или сестре либо ребенке из предыдущих поколений. Фамилия же, в свою очередь, связывает девочку с ее родовыми корнями. В нашей культуре но- 1 Межпоколенный. — Прим. пер. 112 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел сить фамилию отца — значит получить от матери единственно возможное свидетельство того, что дочь была зачата с представителем другого рода, отличающимся от мужчин ее семьи. Лучше всего, и это воз- можно в наши дни, носить двойную фамилию (отца и ма- тери), то есть засвидетельство- вать свое родство с обеими се- мьями. Но если дочери ничего не рассказывают о происхо- ждении обоих родителей и она носит только фамилию матери, девочка растет, будучи уверен- ной в том, что мать одна при- частна к ее появлению на свет, что она сама не более чем ее продолжение. Это приводит к слиянию с матерью и убежденности в том, что мужчина для продол- жения рода не нужен. Об этом свидетельствует история Моники: «Отец отказался от меня, и я не носила его фамилию. В течение долгого времени это мешало мне жить. У меня был настоящий кризис доверия, касалось ли это социальной успешности или отношений с мужчинами. Как только мне удавалось завести отношения или найти подходящую работу, все разваливалось! Но затем, благодаря терапии, я по- Чтобы быть абсолютно уверенной в том, что ты женщина, нужно увидеть это в глазах мужчины, прежде всего отца. 113 Формирование секс-идентичности няла, что если мне не удавалось найти признания ни в социуме, ни у мужчин, то только потому, что я не была признана отцом». Корине, еще одной моей клиентке, не удается выносить беременность. Проведенное генеалоги- ческое исследование позволило определить, как у ее предков рождались дети. Все ее прабабушки и бабушки по материнской линии — «матери-оди- ночки», и от матери к дочери они «складываются» друг в друга, как матрешки. Давая дочерям свою фамилию из поколения в поколение, они как бы свидетельствуют о том, что дети рождаются фан- тастическим путем партеногенеза (однополого размножения) и что мужчина в появлении ре- бенка не участвует. Проведенная энергетическая и трансгенерационная работа дала Корине воз- можность принять тот факт, что ее будущий ре- бенок будет носить фамилию отца, которого она выбрала сама. Чтобы быть абсолютно уверенной в том, что ты женщина, нужно увидеть это в глазах мужчины, прежде всего отца. Если у девочки его не было, ее отношения с противоположным полом будут слож- ными. 114 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ Генитальность также присваивается через грудное вскармливание: сосок является первым объектом, проникающим в тело младенца через ротик. Он становится своего рода соединением, шарниром между внешней оболочкой тела, кожей, и внутрен- ним его устройством, работой органов. Именно грудное вскармливание позволяет почувст- вовать автономную работу внутренних систем тела, так как в утробе матери плод не делает различия между внутренним и внешним, даже если сосет большой палец и проглатывает амниотическую жидкость. Он полностью сливается с окружающей его водной средой 1 . Грудное вскармливание приво- дит к появлению ощущений, идущих изнутри. Это происходит, когда удовлетворение от насыщения, получаемого через рот, и наслаждение непрерыв- ным потоком теплой жидкости соединяются с удо- вольствием матери, кормящей своего ребенка. У матери грудное вскармливание вызывает сокра- щения матки, которые раньше назывались «ре- зями», настолько болезненными они могут быть. Именно эти сокращения помогают матке восста- новить тонус и форму до дородового состояния. Роды и грудное вскармливание, которые вызывают 1 Jean-Marie Delassus, Le Génie du fœtus. Vie prénatale et origine de l’homme, Paris, Dunod, 2001. 115 Формирование секс-идентичности у матери маточные сокращения, приводят к транс- формации. Женщина начинает более уверенно ощу- щать матку и влагалище и, если она даст себе такое разрешение, получает более зрелую сексуальность и удовольствие. Взаимодействие, происходящее во время грудного вскармливания, составляет основу базовой безопас- ности ребенка. Именно благодаря запаху матери, сиянию и глубине ее взгляда, эмоциональной бли- зости, дающей поддержку и утешение, не говоря уже об успокаивающем и ободряющем голосе, ма- ленькая девочка получает полноценное питание. Чтобы внутренние ощущения девочки стали пред- вестниками будущего маточно-влагалищного на- слаждения, мать тоже должна их испытывать и по- нимать, что отныне она передает это удовольствие дочери. Это нужно для того, чтобы в будущем дочь смогла воспроизвести эти ощущения, получая удо- вольствие от близости с мужчиной. Женщине также необходимо словами донести до дочери, что у ее матери и бабушек не было возможности свободно испытывать такие чувства, поскольку в их время это было недопустимо. При грудном вскармливании, когда мать страдает от трещин сосков, лимфангита, абсцесса молочной железы, застоя или нехватки молока, первое взя- 116 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел тие соска ребенком сопряжено с трудностями. Эти патологии показывают, насколько молодая мать, помимо своей воли, зависит от опыта женщин ее семьи по материнской линии. Ротик и влагалище ее дочки входят в резонанс друг с другом, и процесс принятия пищи от матери больше не приносит та- кого удовлетворения, что, как следствие, во взро- слой жизни приведет к значительным трудностям с поцелуями и введением пениса внутрь ее тела. Вульва, влагалище и матка оказываются отрезан- ными от их истока, ротовой полости. И таким обра- зом, половая система более не орошается, высы- хает, теряет чувствительность, будто находясь под воздействием наркоза. Если после родов матка не уменьшается и остается вялой, разум кормящей женщины неосознанно за- стревает в периоде беременности и не посылает телу сигнал о возобновлении цикла. У груди оста- ется только одна приносящая удовольствие функция питающей молочной железы. Информация о том, что пора возродить чувствительность для получе- ния эротического удовольствия, к ней не поступает. Такая мать остается «психически беременной» и не переходит в новое состояние чувственной и сексу- альной женщины. Если при грудном вскармливании возникли труд- ности, независимо от того, получала ли маленькая 117 Формирование секс-идентичности девочка слишком много или недостаточно молока, в дальнейшем молодая женщина рискует отверг- нуть пенис или, наоборот, никогда не смочь им насытиться. Она будет испытывать потребность впустить его внутрь, чтобы почувствовать себя на- полненной, на самом деле не желая этого. В определенные исторические периоды значение грудного вскармливания обесценивали, чтобы не портить красоту груди матери, и предпочитали брать кормилицу, как будто это было равноценной заменой. Так полностью отрицалась интимность и привилегированность отношений, выстраивае- мых во время грудного вскармливания ребенком и «матерью-кормилицей». Не так давно заменившая сосок бутылочка все же сможет сыграть роль материнской груди, если жен- щина объяснит своему новорожденному ребенку, почему использует ее: «Я не понимаю, почему не могу кормить тебя грудью, но когда узнаю, обяза- тельно расскажу тебе. А пока давай вместе насла- димся моментом и хорошенько тебя накормим». Правдивые слова всегда ограждают ребенка от проблем его матери. Сегодня отцы тоже дают детям бутылочку. Тем самым они разделяют с матерью функцию кор- мления. Такая практика положительно влияет на 118 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел формирование ребенка, поскольку он получает эмоциональные импринты от обоих родителей. Тем не менее важно отметить, что некоторые «папы-наседки» настолько привязываются к ре- бенку, что теряют свою функцию сексуальных мужчин. Существует риск «демаскулинизации» мужчины, идентичный риску «дефеминизации» женщины. В обоих случаях сексуальное желание исчезает. ФОРМИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВОЧКИ Мать не просто дает жизнь. Она в прямом смысле слова формирует будущее дочери, позволяя ей или нет быть чувствительной, защищенной, подготов- ленной к предстоящему женщиной и счастливой матерью, знающей, как совместить эти две роли. Как и любая другая человеческая способность, сек- суальность зависит от полученных знаний и уме- ний. Секреты женственности передаются женщи- нами. Именно мать учить девочку понимать, кто такая женщина. Обучение девочки направлено на то, чтобы посеять семена ее будущей женственности, позволить на клеточном уровне запечатлеть две основные функ- 119 Формирование секс-идентичности ции ее половых органов: удовольствие и сексуаль- ное наслаждение, которые позволяют чувствовать себя женщиной, и размножение, которое сделает ее матерью. Информационный поток, от которого зависит формирование сексу- альной идентичности, будет меняться в зависимости от воз- раста ребенка. Важно помнить: девочке необходимо пообещать, что она станет взрослой. В нашей культуре негласно считается, что мать знает, как передать дочери радость быть матерью. Это далеко от истины, о чем свидетельствует наличие службы материн- ства, возглавляемой доктором Жан-Мари Делассю, где женщин, не получивших этого знания, учат быть матерями. С другой стороны, замалчивается факт, что женственность должна передаваться так, чтобы девочка могла обрести счастье быть женщиной. Для маленькой девочки занавес театра жизни под- нимается, чтобы открыть ее предназначение стать матерью и женщиной, «гордящейся причастно- стью к гениальному замыслу своего пола». Жен- щины моего поколения не знали, что быть матерью и женщиной — это не одно и то же. Быть матерью и женщиной — это не одно и то же. 120 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел Стать матерью вовсе не равно быть женщиной. Используются разные силы, ставятся не одинако- вые задачи, потому что женские и материнские функции лежат в разных плоскостях пространства и времени. Мы совершенно разные, когда забо- тимся о ребенке и занимаемся любовью с дорогим сердцу человеком. Фрейд разработал теорию формирования сексу- альной идентичности мальчиков. Она абсолютно неудачно была перенесена на девочек. До тех пор, пока Франсуаза Дольто не исправила эту ошибку 1 , психотерапевты рассматривали формирование сексуальности девочки как отчаяние, в которое она погружается из-за отсутствия пениса, как будто у нее нет собственных половых органов. Од- нако если девочка будет знать о том, что устроена точно так же, как ее мать, она никоим образом не почувствует себя неполноценной. Напротив, она поймет, что отличается от отца и братьев, что мужчины и женщины созданы так, чтобы допол- нять друг друга, а их половые органы — идеально соединяться, как детали конструктора «Лего». Так же как мальчик должен понимать, что функция его яичек в том, чтобы давать жизнь, которая пройдет через эрегированный пенис, девочке не- обходимо знать о существовании и функции кли- 1 Françoise Dolto, Sexualité féminine. La libido génitale et son destin féminin, Paris, Gallimard, 1996. 121 Формирование секс-идентичности тора, влагалища, матки и яичников. Обычно такие девочки могут сказать: «У меня есть отверстие и кнопка» 1 На сегодняшний день в общественном сознании еще не закрепилась информация о том, что сексу- альность начинает формироваться в первые три года жизни под воздействием аффективных пере- живаний раннего детства. Девочка, как и мальчик, наполняет себя тем, чем являются ее родители, как они к ней относятся и как о ней заботятся. Она создает себя по их образу и подобию. История рода, их образ жизни, настроение, мысли и убеж- дения обучают и развивают ее. Как они смотрят на нее, обращаются к ней, прикасаются, моют, кормят, меняют подгузники, говорят или откли- каются на ее зов — все это структурирует и моде- лирует физическое, эмоциональное и моральное развитие девочки, иными словами, формирует ее «ощущение себя» 2 и базовое чувство безопас- ности. Именно через такое взаимодействие тело девочки впитывает и запечатлевает знания о своих различ- ных функциях и возможностях, которые будут ис- пользованы в будущем. Этот эмоциональный язык станет воспоминанием. Оно буквально формирует 1 Françoise Dolto, Sexualité féminine. La libido génitale et son destin féminin, Paris, Gallimard, 1996, с. 157. 2 Françoise Dolto, Le Sentiment de soi. Aux sources de l’image du corps, Paris, Gallimard, 1997. 122 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел девочку, подчиняясь последовательным этапам выстраивания и интеграции, которые позволят ей стать самой собой. До тех пор, пока она не умеет говорить, первона- чальная информация поступает к ней «блоками». Девочка еще не понимает точного значения слов, но она чувствует, приятно ей или неприятно, инте- ресно или нет, выгодно или неудобно, последова- тельна информация или непоследовательна. ПЕРИОД ДИАДЫ В течение первых трех лет девочка развивается в психическом пространстве тех, кто о ней забо- тится. Она еще не отделилась от своих родите- лей: это период «диады», или «первоначального измерения» 1 , согласно психоаналитику Дидье Дюма, во время которого ребенок копирует не только речь своих родителей, но также особенности их психики и фантомы. Так девочка развивается в пространст- венном и межпсихическом поле окружающих ее людей. Это достигается за счет «выуживания» и ин- теграции «кусочков информации», подбрасываемых ей этой средой. Таким образом она ассимилирует обычаи, образ мыслей, чувствительную и сексу- альную структуру взрослых, с которыми себя ото- 1 Didier Dumas, Et l’enfant créa le père, Paris, Hachette Littératures, 2000; Et si nous n’avions toujours rien compris à la sexualité?, Paris, Albin Michel, 2004. 123 Формирование секс-идентичности ждествляет, что создает ее психическое сходство с родителями. Собранная информация сортируется, причем ис- пользуется двоичная система классификации, характерная для этого возраста. Для младенцев и маленьких детей события, как и вещи, бывают «хорошими» или «плохими», приятными или не- приятными. Поэтому маленькая девочка выбирает наиболее подходящие для себя и стимулирующие данные, чтобы интегрировать их в структуру своей личности. Так малышка формирует первое представление о себе, своей личности и своем поле. Подтверждение собственной женственности она находит, с одной стороны, в том, довольны или нет ее родители, что у них родилась девочка, и, с другой — через ощущения, получаемые от половых органов. Эти приятные чувства рождаются от телесного и эмо- ционального взаимодействия с матерью, отцом и другими родственниками, которые занимаются уходом за ее телом, в особенности за эрогенными зонами, ртом и наружными половыми органами. Для рта это будет то, как девочку кормят, разгова- ривают и лепечут с ней, поют песенки и позволяют познавать мир, беря в рот разные предметы. Для наружных половых органов это их гигиена: девочка чувствует, как к ним прикасаются, как их обраба- 124 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел тывают, моют, сушат. Уход за половыми органами является частью ежедневного туалета, который самки млекопитающих проводят своим детенышам, вылизывая их. Люди следят за чистотой и сухостью и ухаживают за наружными половыми органами своих детей так, чтобы ребенку было комфортно. Именно это внимание и проводимые манипуляции вызывают специфические реакции, опираясь на ко- торые девочка формирует комплекс своих эротиче- ских ощущений. Они не одинаковы и по-разному воспринимаются в зависимости от того, как прохо- дит процесс ухода за этой областью: мягко, уважи- тельно, спокойно и бережно или механически. Если мать или отец ухаживают за наружными половыми органами дочки так, будто их вовсе не существует, стараясь о них даже не думать, ощущения от этого туалета оставляют у девочки такой же глубокий след, как если бы родители воспринимали их как объект вожделения. Эта инфравербальная инфор- мация запечатлевается у девочки на клеточном уровне и формирует энграммы. Будут ли половые органы отрицаться или, наоборот, на них станут об- ращать слишком много внимания, в любом случае это нарушит построение образа тела девочки и ее «кожи ощущений». Суть в том, что половым органам девочки нужно оказывать ровно столько внимания, сколько необ- 125 Формирование секс-идентичности ходимо для того, чтобы она воспринимала их как естественную часть себя. В этой атмосфере девочка учится ходить, говорить, думать. Она проходит первые этапы человеческого становления. Чувствует, что существует, может от- крыться миру. Примерно к двум с половиной годам она научится контролировать сфинктер и освоит горшок. Тогда будут созданы все предпосылки для наступления будущего «нефригидной женщины». Другими словами, ей больше не нужны подгузники, она может говорить, она приобрела моторные на- выки и стала самостоятельной. Беззаботная дев- чушка уже подготовлена к радостям своей будущей жизни женщины. Но она пока еще не интегрировала в свое тело способность встречать и принимать. Маленькая девочка выражает свои эмоции и ощу- щения в соответствии с системой ценностей ее окружения. Это означает, что в период диады, про- живания в одном энергетическом пространстве, опыт матери, испытывающей удовольствие как от занятия любовью, так и от материнства, автомати- чески передается дочери. Но редки матери, «гордя- щиеся гениальностью замысла женской и мужской природы»! В наше время тема сексуальности детей больше не под запретом у родителей. Однако большинство из 126 Женщина желанная елел , женщина жел ая ающая елел них сами не очень состоятельны в этом вопросе, поэтому автоматическая передача сексуальности не может быть выполнена должным образом. Суть не в том, чтобы быть идеальными родителями. Речь идет об искренности, умении рассказывать о себе и своем детстве. На самом деле, если ин- формации не хватает, родителям достаточно со- здать и донести ее на словах, чтобы восполнить пробел в передаче опыта от предыдущих поколе- ний. Слова заполняют брешь отсутствия этого об- мена знаниями, от которого пострадали сами ро- дители. Они закладывают в энергетическую базу дочери основу ее будущей сексуальности, которую ей предстоит построить. В этом случае мать может сказать ей: «Ты можешь чувствовать себя счастли- вой от того, что девочка. Я научу тебя, хоть сама и не знала, что могу радоваться этому, и пока еще не научилась». Рассказывая детям правду о своих чувствах, мы экономим им много времени, помогая лучше по- нимать себя в собственной жизни. |