Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1. Эстрада. Определение эстрадной музыки

  • 1.2. История развития чеченской эстрады в довоенное время.

  • «Фольклоризм как основная тенденция развития чеченской музыкальной эстрады». Диплом Чечня готовый. Фольклоризм как основная тенденция развития чеченской музыкальной эстрады


    Скачать 82.48 Kb.
    НазваниеФольклоризм как основная тенденция развития чеченской музыкальной эстрады
    Анкор«Фольклоризм как основная тенденция развития чеченской музыкальной эстрады
    Дата05.05.2023
    Размер82.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиплом Чечня готовый.docx
    ТипРеферат
    #1109747
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6









    Глава 1. Основные тенденции развития эстрадной музыки в Чечне

    1.1. Эстрада. Определение эстрадной музыки.


    Что означает понятие «эстрада», «эстрадная музыка»? Само понятие «эстрада» с течением времени менялось, эволюционировало. В начале 19 века, во времена замечательного исследователя русского языка В. Даля, оно означало «помост, возвышение, например, для музыки». (Толковый словарь Даля онлайн) А в первое десятилетие ХХ в. термин «эстрада» уже предполагает одно из направлений музыкального искусства. Артистов или вокалистов, выступающих на эстрадных подмостках, стали называть эстрадными артистами/певцами.

    В более позднее время трактовки термина «эстрада» также варьировались, различаясь нюансами. Согласно музыкальному энциклопедическому словарю «эстрадная музыка – термин, применяемый для обозначения разнообразных форм развлекательной (легкой) музыки в XIX-XX веках. (Музыкальная энциклопедия онлайн)

    Понятие «эстрадная музыка» трактуется весьма широко: включает популярные симфонические миниатюры (как правило, в переложении), отрывки из оперетт, песни, марши, различные виды танцевально-бытовой музыки». Из этого определения можно сделать вывод, что понятие «эстрадная музыка» несет в себе отпечаток чего-то несерьезного, сугубо развлекательного. На заре зарождения эстрадного искусства (в середине XIX века), по-видимому, так оно и было. Эстрада начиналась именно с легкой музыки. В дореволюционной России даже довольно широко бытовало понятие «легкие жанры», применительно к эстрадным жанрам.

    Но с течением времени понятие «эстрадная музыка» менялась. То, что звучало с эстрады, не всегда было «легким». На это повлияли многие события в жизни страны: революция, Великая Отечественная война, тяжелые годы сталинских репрессий, война в Афганистане и другие события. Все это подтолкнуло к созданию серьезных песен с драматическим сюжетом и глубоким сопереживанием к людским судьбам. Такие песни, как «То, что я должен сказать» А. Вертинского или «Черный тюльпан» А. Розенбаума уже нельзя назвать легкими или развлекательными. Поэтому, думается, было бы справедливо не смешивать понятие «эстрада» с понятием «легкие жанры».

    И, наконец, наиболее точное определение эстрады дают авторы энциклопедии «Эстрада России ХХ век. Лексикон». (Е. Д. Уварова, Ю. А. Дмитриев, О. А. Кузнецова, С. М. Макаров, А. Е. Петров) Согласно этой энциклопедии, «эстрада – многожанровое сценическое искусство; объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры. Ориентируется преимущественно на массовое восприятие». Эстрада России. Двадцатый век: Лексикон

    Несмотря на многожанровость, а у каждого жанра свои художественные особенности и выразительные средства, открытая площадка (эстрада), на которую выходит актер, диктует свои условия: прямой, непосредственный «интимный» контакт с публикой, «открытость» мастерства, способность к мгновенному перевоплощению.

    На современной эстраде теперь полновластно царит набравший огромную силу песенный жанр. Это справедливо как для российской, так и для чеченской эстрады. Причем для последней даже в большей степени, так как разговорные жанры, номера с куклами, цирковые и оригинальные жанры здесь практически отсутствуют.

    Другой распространенный тип представления – песенные концерты, объединенные тематикой или датой. И здесь сказывается еще одно свойство эстрадного искусства. Время исполнения песни ограничено несколькими минутами. Такая коротко метражность предлагает предельную концентрированность выразительных средств, некоторую «аттракционность», зачастую – использование гротеска, буффонады, эксцентрики. Особое значение приобретают наличие яркой индивидуальности и удачно найденный актером имидж. Это становится очень важным, так как с момента выхода на сцену артист должен захватить внимание аудитории.

    1.2. История развития чеченской эстрады в довоенное время.



    Чеченская республика или Чечня— субъект Российской Федерации. Чечня расположена в живописных местах северо-восточного Кавказа в зоне благоприятных климатических условий, занимая площадь 16 165 км². Чечня граничит с Ингушетией, Северной Осетией,Ставропольским краем и с Дагестаном; на юге и юго-западе проходит ее граница с Грузией. Чечня входит в Северо-Кавказский федеральный округ, являясь частью Северо-Кавказского экономического района. Население Чечни составляет более 1,4 млн человек.Чечня богата не только природными ресурсами, но и культурными достопримечательностями. В Чеченской Республике насчитывается 633 объекта культурного наследия регионального значения и 38 (2 утрачены) объекта культурного наследия федерального значения.

    Республика Чечня была образована 9 января 1993 года. После военных действий в Чечне Был проведён референдум, на котором 23 марта 2003 года население большинством голосов высказалось за нахождение в составе России. С этого момента в республике начался новый виток истории, новая ступень развития не только Чечни в целом, но и ее культурной жизни.

    Как же происходило становление и развитие чеченской эстрады в довоенное время?

    Совершим небольшой исторический экскурс в этот непростой для республики период.

    Чеченская музыкальная культура, существовавшая несколько тысячелетий, начала профессионально изучаться только с середины XIX века. Впервые чеченские песни были записаны в нотах в 1847 году, русским офицером Клингером, находящимся в плену у чеченцев. Позднее, со слов своих друзей-чеченов Толстой Л. Н. записал тексты двух песен, которые были переведены на русский язык поэтом А. А. Фетом который был восхищен глубоким смыслом и философской наполненностью их содержания. Профессиональное же исследование и запись песенного наследия Чечни были начаты только после 1917 года. В 1926 году московским композитором А.А.Давиденко издан “Сборник чеченских мелодий и песен: записанных и обработанных для фортепиано в две руки”

    (https://neb-chr.ru/search/?q=Давиденко%20А.&searchphrase=author)

    Значительный вклад в развитие чеченской музыкальной культуры осуществил “первый горский композитор, дирижёр и пианист” Георгий Мепунов. Он организовал первый советский духовой оркестр при областной милиции, который играл чеченскую музыку. Далее он создает музыкальную студию для чеченской молодежи, а затем в 1936 году — первый чеченский оркестр народных инструментов. Конечно, это еще не эстрада, но уже ощутимые первые большие шаги для маленькой автономии.

    Огромная работа по исследованию и сохранению музыкального наследия че ченцев была сделана Н.С.Речменским, А.М.Халебским, который много лет был художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Чечено-Ингушетии. В 1959 году был составлен фольклорный сборник, в который вошли шестьдесят шесть мелодий старинных и современных песен и танцев чеченцев и ингушей в записях Е.А.Колесникова, А.М. и М.М.Халебских, С.Цугаева и Н.С.Речменского. (Музыкальная культура чеченцев)

    Одним из первых чеченских композиторов, чье творчество было непосредственно связано с чеченской народной музыкой, был Умар Димаев, создавший более тридцати оригинальных произведений и сотни обработок различных чеченских мелодий. Композитор принимает активное участие в создании национальной филармонии, работает на телевидении и радио, занимается обработкой и записью народных мелодий. Его деятельность определила направление развития национальной музыкальной культуры Северного Кавказа на многие десятилетия. И если Умару Димаеву удалось вдохнуть новую жизнь в народную музыку, увековечить ее в своих музыкальных произведениях и аранжировках, то композитор Аднан Шахбулатов стоит у истоков новой чеченской музыки, связанной с традициями европейской классической и эстрадной музыкальной культуры. Эстрадная песня стала основной стихией его творчества, она сделала его известным, популярным, любимым композитором сотен тысяч людей в самой Чечне и за ее пределами. Его песни исполняли такие известные певцы, как Иосиф Кобзон, Нина Исакова, Людмила Сенчина, Людмила Симонова, Мовсар Минцаев. Очень плодотворным было сотрудничество Аднана Шахбулатова с певцом Мовладом Буркаевым, который исполнил многие песни композитора. Творчество Аднана Шахбулатова было новой вехой в развитии чеченской музыкальной культуры. Ему удалось соединить в единое целое европейские и чеченские музыкальные традиции, классические и народные мелодии, поднять чеченскую музыкальную культуру на новый профессиональный уровень. Он придал новую, европейскую форму чеченским мелодиям, сделал их общечеловеческим эстетическим достоянием.

    Композитор Саид Димаев, сын известного музыканта и народного композитора Умара Димаева, долгое время являясь художественным руководителем Чечено-Ингушской государственной филармонии, активно работал как композитор в самых разных музыкальных жанрах — сочинял песни, романсы, симфонические и камерные произведения, музыку к кинофильмам и театральным пьесам, музыку для детей. Он был прекрасным аранжировщиком. В 2001 году вышел сборник «Сто мелодий из рук Умара Димаева», в котором он опубликовал мелодии своего отца в собственной обработке. Тем самым Саид вдохнул новую жизнь в эти мелодии, все больше приближая чеченскую культуру к эстрадному жанру. Еще дальше пошел его брат Али Димаев когда в 1981 году создает рок- группу «Зама», главным музыкальным достижением которой был синтез традиционной народной музыки и современного рока.

    Огромное влияние на уровень и состояние музыкальной культуры чеченцев оказала деятельность Чеченской государственной филармонии, которая была организована в 1936 году. Солистами были великие чеченские артисты: народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, заслуженная артистка РСФСР Марьям Айдамирова, народный артист РФ Валид Дагаев, народные артисты Чечено-Ингушетии Султан Магомедов, Шита Эдисултанов. В начале 80-х годов появляется новое поколение артистов, творчество которых пользуется большой популярностью в республике и за ее пределами: Имран Усманов, Тамара Дадашева, Зелимхан Дудаев, Апти Далхатов, Марьям Ташаева, Рамзан Даудов, Ислам Гелгоев, Амарбек Димаев, Лиза Ахматова. С 1999 года в связи с боевыми действиями на территории республики деятельность филармонии была временно приостановлена.

    Отдельный вклад в развитие музыкального искусства Чечни и становление эстрады оказало и Грозненское музыкальное училище. Оно было открыто в 1937 году. За годы существования в нем было подготовлено не одно поколение пианистов и скрипачей, вокалистов и баянистов, дирижеров-хоровиков, музыковедов. Многие их них украшали своим искусством музыкальную жизнь Грозного, были известны далеко за пределами Чечено-Ингушетии. Славилось добрыми традициями вокальное отделение училища. Его выпускники успешно работали в оперных театрах различных городов бывшего СССР, в том числе в Саратовском театре оперы и балета имени Луначарского, на сцене Ереванского оперного театра, где они исполняли ведущие партии репертуара. Весьма многочисленным было всегда дирижерско-хоровое отделение училища. Его преподавателям принадлежит большая заслуга в развитии хорового искусства в республике. Особой популярностью пользовалось у учащихся отделение духовых инструментов. Особого расцвета оно достигло в 60-е годы, когда в Грозном стал популярен джазовый оркестр училища. Он играл в модном в то время стиле Глена Миллера. Гордостью выпускников этого отделения стал А.А.Эдисултанов. Он стал создателем эстрадного оркестра в республиканском цирке, работал дирижером симфонического оркестра филармонии Грозного. Учился на этом отделении и композитор Саид Димаев.

    Нелегкие времена пришлось пережить не только Чеченской государственной филармонии, но и Грозненскому музыкальному училищу. В 1991-ом был сделан последний официальный выпуск, далее педагоги основном, отдавали документы студентам на выезд, чтобы они могли доучиться в других городах. 1992 - 1994 годы слились в один кошмарный день. На работу ходили, когда можно было добежать до училища. Стрельба и бесконечные митинги рядом с училищем не давали возможности работать. Массовые убийства, резня, грабежи, стычки кланов среди бела дня. Не до музыки. В 1994 году здание училища рухнуло под первыми бомбами. Горстка самых преданных своему делу педагогов, тех, кто к этому моменту еще не покинул Чечню, и не верил в надвигающуюся войну, еще 1 сентября этого года набирали своих студентов. Их было 17 человек.

    И только в сентябре 1996-го училище было открыто вновь. Была проведена реорганизация – два училища, культурно-просветительное и музыкальное, были объединены в Республиканское училище искусств. Из-за известных событий РУИ не в состоянии было проводить полноценный учебный процесс. Педагогический коллектив прилагал все усилия для осуществления полноценного качественного учебного процесса, хотя испытывал острую нехватку учебных помещений – не было собственного здания и общежития, не было в достаточном количестве музыкальных инструментов, ученической мебели, инвентаря и оборудования. С 2015 года Училище было переименовано в Чеченский государственный колледж культуры и искусств имени В.А. Татаева

    Сегодня и колледж культуры и Чеченская государственная филармония принимает активное участие в возрождении музыкальной культуры республики. Свою творческую деятельность возобновили: мужской фольклорный ансамбль «Илли», женская вокальная группа «Жовхар», а также творческие коллективы «Безаман аз», «Раяна», «Экспансия», «Ламанхой». При филармонии создан оркестр народных инструментов, который уже начал успешную концертную деятельность. На данный момент Чеченская Республика насчитывает около 40 образовательных учреждений в сфере культуры. Национальная политика республики направлена на воспитание образованного культурного поколения, так как, по убеждению А.А.Кадырова “Без культуры нет нации”.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта