«Фольклоризм как основная тенденция развития чеченской музыкальной эстрады». Диплом Чечня готовый. Фольклоризм как основная тенденция развития чеченской музыкальной эстрады
Скачать 82.48 Kb.
|
2.2. Особенности современной Чеченской эстрадыМожно выделить три особенности чеченской эстрады: - Ограничение музыкальных стилей, и направлений; - Влияние кавказских традиций, и обычаев. - Влияние политики Чеченской республики на эстраду. На чеченской эстраде, так же как на мировой эстраде, безусловно, доминирует песенный жанр. Причем песня сливается с танцем, с элементами шоу. Она представляет собой теперь единое неделимое целое, где зрелищная сторона приобретает огромное значение, а зачастую, доминирующее. Некоторые жанры, весьма популярны в российской, и мировой эстраде, на чеченской эстраде совершенно отсутствуют. Например, нет таких жанров как шансон, тюремная, дворовая песня. Причины этого лежат в чеченской культурной традиции: ограниченность музыкальных стилей, выражается в отсутствии многих молодежных стилей, таких как рэп, техно, рейв, хард- рок, хэви метал. Эти стили для Чечни являются неперспективными, у них нет будущего, так как все они основываются на духе бунтарства, молодежного протеста. В традициях же кавказских народов одно из основных правил - уважение к людям старшего поколения, почитание старших, как людей умудренных богатым опытом, которого еще нет у молодежи. Очень важно то, что у народов Кавказа не была разорвана связь поколений. Поэтому бунтарские мотивы, взросшие на почве конфликтов отцов и детей, здесь не актуальны. Отличительной чертой чеченской эстрады является манера поведения на сцене и особенности костюма. Вероисповедание, традиции, и обычаи обусловили сдержанность сценического поведения для артистов. Поэтому в чеченскую эстраду не проникла столь характерная для мировой практики достаточно свободная манера танца; артисты поют, обычно стоя неподвижно, или совершая движения заимствованные из традиционных народных танцев. В сценическом костюме также проявляется связь с национальными традициями. Сценический костюм, даже если он не является национальным, бывает выдержан в народном стиле. Для женщины или девушки недопустимы брюки, шорты, короткие юбки. Особенностью чеченской эстрады можно считать определенную ограниченность тем, жанров и музыкальных стилей. Все что выноситься на сцену, проходит тщательный отбор на соответствие этическим нормам чеченского общества. Это касается и тематики песен. Здесь характерна следующая ситуация: есть несколько основных тем, которые разрабатываются почти всеми исполнителями. Есть очень маленькая группа, авторских, эксклюзивных тем, которые поднимаются единичными авторами, и есть темы, вообще не как не затрагиваются. Тема любви: Тема любви представлена в творчестве чеченских исполнителей, как высокое чувство, любовь целомудренная, цельная, чистая и верная. Иногда она приходит неожиданно, иногда бывает несчастной и неразделенной, но никогда слепой, страстной, любовью-болезнью, любовью-зависимостью. Это не мимолетное кратковременное увлечение, а глубокое чувство, которое, зачастую длится всю жизнь. Тема Кавказа: Чечня - одна из живописнейших республик Северного Кавказа. Она вместила себя, степь лесистые предгорья, альпийские пастбища и главный Кавказский хребет, с вечными снегами. Необыкновенные по красоте пейзажи, минеральные источники, кристально- чистые воды рек, расположенные по узким ущельям леса; сама природа Чечни - источник бессмертия, мощь неповторимости, колоссальность характера народа, и яркое заявление о том, что смыслом жизни человека является высвобождение его в беспредельной потенциальной духовной энергии. Тема традиций и обычаев: Чеченцы гордятся своей древней удивительно красивой страной, прекрасными обычаями, и традициями, оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры, и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества, и личности. Доброта и открытость, душевность, уважение собственного достоинства другого - основные духовные принципы национальной культуры Чечни. Уважение к родителям и к старшим, заботливое отношение к детям, почтительное обращение с женщиной, толерантность к различным культурам, доброжелательность во взаимоотношениях с соседями. Этикет взаимоотношений чеченцев друг с другом с представителями других народов - яркое тому, подтверждение. Тема дружбы: В Чеченском обществе такие широко распространены такие обычаи, как куначество и белхи (взаимовыручка). Чеченское побратимство подразумевает связь между представителями разных родов, кланов; эта связь передаются через поколения, таким образом, узами побратимства оказываются связаны представители, как чеченского, так и других народов. Трагическая тема: В истории каждого народа есть трагические страницы, пронизанные болью и кровью. Чечня, как никакая другая республика пережила огромное количество военных конфликтов на своей территории. Но, благодаря мудрости стариков, силе мужчин, любви и самопожертвованию женщин, вере в конечное торжество справедливости чеченскому народу удалось выстоять, не потеряв своего национального самосознания. Основной же особенностью эстрадных песен ЧР является обязательное наличие национальных мотивов, длинные проигрыши и звучание народных инструментов. Возможно, именно в связи с утратой исконного Чеченского фольклора в первоначальном его смысле, а также в связи с тем, что основой нравственности чеченского народа после принятия ислама стала религия и ее традиции, а также в связи с популяризацией ислама чеченский фольклор перекочевал на эстраду. Позиционирование властью республики чеченского народа как народа, уважающего свою национальную культуру, вылилось в то явление, которое мы сейчас наблюдаем на Чеченской эстраде. А именно, это сдержанность в текстах, скромность, узкий тематический диапазон (любовь, верность Родине, традиции, Кавказ, мужская дружба - куначество). На Чеченской эстраде нет философских тем, которые раскрывают Российские рок-группы, нет дерзкой критики в сторону старшего поколения от молодежи и нет несогласных с существующим политическим режимом в стране. Напротив много песен посвящено Рамзану Кадырову, где идеализируется его образ, формируя у публики культ личности. Текст песни -Горы Кавказа Автор и исполнитель Шамхан Далдаев Ассаламу алайкум, Рамзан! Как радый я нашей встрече! Как жизнь, горец ты наш? Сегодня пришел я к тебе. Припев (2 раза) Ты мужествен и силен душой, И верит в тебя родная мать. Пусть сыном гордится Ахмат-хаджи! Я знаю тебя, ты сын Чечни. Протянешь ты руку в беде, Если нужна твоя помощь, И верят чеченцы тебе С душою и силой, надеждой Припев (2 раза) Пройдут года, настанет час, Когда Грозный будет сиять для нас. И нет ни в чем преграды, Рамзан. Город Грозный живет для нас. Мой друг, в обиду, я знаю, не дашь Ни Грозный, ни брата, ни друга. Кипит в тебе, я знаю, кровь Источник teksty-pesenok.ru Чеченца гордых высот. Припев (2 раза) Пройдут года, настанет час, Когда Грозный будет сиять для нас. И нет ни в чем преграды, мой друг. Город Грозный живет для нас. И вот сидим мы в кругу друзей, И в радости мир пирует за нас. Смотрите, как звезды сияют нам,— Все это для тебя сейчас! Припев (2 раза) Если проводить аналогию с российской эстрадой, то личность на порядок ярче в политическом мировом пространстве чем Рамзан Кадыров удостоился только саркастической девичьей песни «Такого как Путин» Начиная с 2007 года власть республики ведет строгий контроль за репертуаром и моральным обликом эстрадных певцов Чечни. Это касается не только культурных работников, но и всех, кто публикует свое творчество на Ютуб каналах и других интернет-порталах. Еще в 2007 году Министр культуры Чеченской Республики Дикалу Музакаев объявил, что все исполняемые на чеченской эстраде песни и номера должны соответствовать чеченскому менталитету и воспитанию. Новые правила для артистов были разработаны республиканским Министерством культуры. Эстрадные исполнители получили репертуарные списки, без которых им работать запрещено. В них вошли только песни, соответствующие запросам министерства, а все остальные забракованы. Согласно нормативам, например, не допускаются "искажения, ремейки и ремиксы" на старинные чеченские песни. Кроме того, артистам запрещается заниматься плагиатом, присваивая произведения других народов: в репертуаре обязательно должен быть указан автор стихов и музыки. При этом чеченское Министерство культуры постановило, что артисты как публичные лица должны одеваться "в соответствии с вайнахской культурой". Также предусмотрено, что те, кто не соответствует новым правилам, не будут допущены на сцену, а их видео- и аудиозаписи - на телевидение и радио. Но справедливости ради стоит отметить, что процесс влияния на культурные предпочтения народа замечается не только в Чечне. Весной 2007 года, в Дагестане имамы обнародовали список звезд шоу-бизнеса из России, которым нежелателен въезд на территорию республики. Как пояснили религиозные лидеры, репертуар и выступления некоторых артистов являются "провокационными", и дагестанцы воспринимают их как "вызов своим ценностям".( Так в 2019 году в Дагестане были отменены концерты Егора Крита и Элджея.) Далее в 2008 году Министерство культуры ЧР берет под контроль все звукозаписывающие студии республики. Чтобы включить в репертуар новую песню, артистам необходимо теперь получить лицензию. А уже к 2019 году экспертный совет в Чечне отслеживает содержание песен всех артистов в целях сохранения культуры народа. А также наложен запрет на публичные выступления местных самодеятельных артистов, в том числе в интернете. В Минкультуры республики считают, что любой исполнитель песни должен обладать навыками исполнительского мастерства, но в первую очередь своим образом жизни и внешним видом соответствовать чеченскому менталитету. Отсюда и скромный внешний вид эстрадных исполнителей, и всех, публичных личностей в ЧР. Приведем фрагменты из интервью журнала “Сноб” (Длинная юбка, кеды и платок. Что носят в Чечне) Мадина Багатаева, ведущий и организатор праздничных мероприятий: “ Главная тенденция в чеченской моде сейчас — это религия. Многие женщины надели хиджаб. Нельзя сказать, что абсолютное большинство девушек укрылись с головы до ног, но это все-таки главный тренд последних лет. Особенно это касается людей, которые имеют отношение к сцене — это связано еще и с требованиями, которые выдвигают организаторы публичных мероприятий. Если сравнить с тем, что происходило на чеченской сцене 10 лет назад, мы увидим огромную разницу. Сейчас все выглядит намного скромнее, красивее. Артисты, певцы, актеры — это люди, с которых прежде всего берут пример, и рынок реагирует на это.” Тимирбулат Хасанов, модель, актер, певец: “Однажды я был свидетелем того, как один из певцов чеченской эстрады вышел на сцену в костюме в блестках. Ничего особенного, но это смотрелось слишком нелепо на фоне строгости, которую соблюдают в одежде наши мужчины. В общем, парня все раскритиковали. Мы пока не готовы к такому.” "Министр культуры Чеченской Республики Хож-Бауди Дааев запретил на территории Чеченской Республики всякого рода вольное творчество, потому что оно подрывает авторитет традиционной чеченской культуры. Выступления этой группы людей, называющих себя звездами чеченской эстрады, создает негативное мнение о культуре чеченского народа, что совершенно недопустимо. Экспертный совет рассматривает содержание текстов и музыку. Если текст не соответствуют требованиям вайнахской этики, то он отклоняется либо направляется на доработку" (Новая инквизиция Как в Чечне запрещают песни и певцов, чтобы остановить поток «бескультурной» музыки ) По словам одного из членов экспертного совета (Цензуры) Абу Уциева, власти республики были недовольны числом людей, которые выступали на улице или на рынках, а затем выкладывали свое творчество на ютуб и в инстаграм. В их песнях зазвучали чуждые чеченской музыке мелизмы, а национальные мотивы начали отходить на второй план. «Люди во время боевых действий находились кто в Ингушетии, кто в Грузии. После их возвращения в нашей музыке начали появляться грузинские, азербайджанские и другие звучания, — рассуждает член экспертного совета. — Появилась угроза исчезновения национальной чеченской музыки. Чтобы это не допустить, создали совет». Отсюда можно сделать вывод, что власть чеченской республики активно сопротивляется естественному процессу ассимиляции чеченского народа с другими культурами, искусственно навязывая эстрадным исполнителям ЧР национализм и фольклоризм. Таким образом, если говорить о фольклоризме, то он пришел в чеченскую эстраду не естественным путем, отражая потребность общества в возвращении к истокам, а был навязан свыше, для сохранения национального колорита эстрады республики. Кроме того отсутствие возможности в творческом самовыражении, пресекание на корню всех новых течений, в том числе молодежных свежих и дерзких веяний, сформировало такие особенности чеченской эстрады как рафинированность, напускную брутальность, и неискренний оптимизм. Тем не менее существует и ряд положительных позиции фольклоризма в чеченской эстраде. Без сомнения, в республике окрепли национально-патриотические чувства. Эстрада Чечни приобрела узнаваемость и национальный колорит. Сохраняются национальные традиции в костюме, танцах, и моральном облике исполнителей. Не допускается плагиат, наличие неграмотных малохудожественных текстов, и низкий уровень исполнительского мастерства в чеченской эстраде. |