Главная страница

Рахмонова Диплом. Фонетика как наука о звуковой стороне языка Звуковые единицы и их функции


Скачать 261.5 Kb.
НазваниеФонетика как наука о звуковой стороне языка Звуковые единицы и их функции
Дата07.12.2018
Размер261.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРахмонова Диплом.doc
ТипГлава
#59168
страница5 из 5
1   2   3   4   5
ГЛАВА 5. Слог и слогоделение

§ 1. Понятие слога

Слог — это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. В артикуляторном отношении слог нечленим в том смысле, что речь распадается именно на слоги, а не на отдельные звуки.

Проблема слога сводится к двум взаимосвязанным вопросам: фонетической природе слога и принципам слогоделения. Трудность проблемы заключается в том, что слогоделение не связано с различием значения: семантика языкового знака не зависит от разделения его экспонента на слоги. Так, экспонент слова кошка бесспорно состоит из двух слогов, однако каких именно ( кош-ка или

ко-шка ) семантикой слова не обусловлено. Поэтому лингвистических критериев разделения на слоги, подобных критериям членения речи на фонемы, не существует. Основную роль в решении проблемы слога в современной фонетике играют объективные методы исследования с использованием совершенной звукоанализирующей аппаратуры.

В русской фонетике еще В. А. Богородицким, учеником И. А. Бодуэна де Куртенэ, было высказано мнение (правда, не подтвержденное экспериментальными данными), что согласные являются звуками, вызываемыми смыкательными движениями органов речи, а гласные вызываются размыкательными движениями. Современные исследования фонетистов и физиологов также подтверждают, что простейшей артикуляторной конструкцией русской речи является смыкательно-размыкательное движение произносительных органов: смыкание (включая и такой вид преграды, как щель) при артикуляции согласного и размыкание при артикуляции гласного. Повторение этого артикуляторного комплекса порождает последовательность открытых слогов типа СГ. Открытый слог представляет собой произносительную структуру в том смысле, что его компоненты — согласный и гласный — не могут считаться независимыми, так как в сильнейшей степени влияют друг на друга; они выступают как части более крупного звукового целого — слога. Произносительная общность элементов открытого слога определяется тем, что артикуляция всего комплекса выполняется как бы в результате единой команды из управляющих центров коры головного мозга: все, что может быть произнесено одновременно, одновременно и произносится [Бондарко, 1998. С. 195]. В самом начале произнесения слога типа СГ происходит подготовка к артикуляции гласного, а все его движения, не противоречащие артикуляции согласного, начинаются с самого начала слога. Конкретными примерами такой слитности в русском языке являются: а) лабиализация согласных перед /о/ и /у/; б) назализация гласного после носовых согласных; в) образование ярко выраженного перехода от мягкого согласного к гласному; г) взаимоприспособление места образования согласного и гласного и т.д. Слог типа СГ является произносительной единицей в том отношении, что это не просто последовательность следующих друг за другом звуков, а такая последовательность, которая объединяется общей артикуляторной программой, определяющей организацию произносительных движений при образовании слога. Напротив, сочетание звуков типа гласный + согласный (ГС) представляет собой простую последовательность элементов, мало связанных друг с другом.

В свете сказанного выше специфика русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным. Поэтому для русского языка характерны слоги типа СГ (открытые) и менее характерны слоги типа ГС (закрытые).

§ 2. Слогоделение в русском языке

Слогоделение можно рассматривать в трех фонетических положениях.

1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка , ка-ра-ка-ти-ца , про-да-ю. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный (т.е. стоящий между гласными) согласный входит в один слог с последующим гласным.

2. Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). (Слогоделение ГСС-Г в русском языке отсутствует.) Естественным представляется первый вариант. Большую доказательную ценность в вопросе о слогоделении имеют данные о характере перехода от гласного к последующему согласному. Мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была впервые высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Если бы первый компонент интервокального сочетания входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переходы от гласного к согласному (в наших примерах от ударных /а, э/ к /н , п/ ) в словоформах типа ра-на ,

ре-па , где слогоделение не вызывает сомнений, и в словоформах типа ра-нка , ре-пка , где можно было бы предположить возникновение закрытых слогов

ран- , реп- , не имеют существенных различий. Таким образом, есть все основания считать, что согласные /н , п/ не примыкают к ударным гласным и поэтому не входят с ними в один слог. Если распространить это положение на все структуры типа ГССГ, то можно сказать, что интервокальное сочетание отходит к последующему гласному. Это справедливо и применительно к трехфонемным сочетаниям согласных типа Г-СССГ. Тем самым структура предшествующего открытого слога интервокальными сочетаниями не нарушается.

Проиллюстрируем слогоделение в русском языке конкретными примерами.

бо-чка а-лъфа ка-рман то-нна

ла-пша ба-нда ско-лъзкий га-мма

бру-ски ко-ртик мо-рской ви-лла

ка-пля ка-ртон о-тту-да Ма-рра (Р. п. от Марр )

тря-пье ко-ньки по-дда-нный

лы-жня па-лъто ма-сса

Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному ( чай-ка , вой-на , вой-ско-вой ). Фонема /j/ в этом фонетическом положении выступает в своем аллофоне, обычно именуемом "и неслоговое", что определенно указывает на его близость к гласному /и/.

3. Когда согласный или сочетание согласных находятся в конце слова ( кот , спор, нос, уголь , хвост, ремонт ), создаются условия для образования закрытых слогов.

Следует различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае конечный согласный или сочетание согласных примыкают не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова ( ку-пи-л а-на-нас — "купил ананас" , ку-пи-л ма-ши-ну , ку-пи-л ско-во-ро-ду ), даже если перед этим гласным уже есть один или несколько согласных. Во втором случае за конечным согласным никакого гласного нет. Однако, поскольку поток речи в плане артикуляции представляет собой последовательность смыкательно-размыкательных движений (смыкание соответствует согласному, а размыкание — гласному), вполне можно предположить, что после согласного перед паузой произойдет размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Возникающий фонетический эффект определяется характером конкретного согласного. Так, конечное /р/ становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу. Гласный призвук после /р/ обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются придыханием и более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, своего рода форманты, что указывает на наличие вокалического элемента, только произносимого без участия голосовых связок, т.е. глухого. "Слово кот , произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ" [Бондарко, 1998. С. 212]. В связи с этим интересно отметить, что профессор А. И. Томсон, лингвист с замечательно тонким фонетическим слухом, в 1922 г. утверждал, что конечные твердые согласные в русском языке имеют

ы -образную окраску, а конечные мягкие — и-образную. В этой окраске Томсон видел отражение редуцированных гласных [ ъ ] и [ ь ], существовавших в древнерусском языке. В значительной мере теряют свою консонантную природу конечные сонанты.

В итоге можно сказать, что характерная для русского языка структура открытого слога проявляется и в случае конечного согласного перед паузой. Размыкательное движение, следующее за смыканием, порождает очень краткий гласный элемент, которому невозможно дать фонематическую атрибуцию. Это чисто фонетический слог, в отличие от обычных "фонематических" слогов, у которых фонемная природа компонентов может быть установлена без труда.

§ 3. Теории слогоделения

Представленная выше концепция слогоделения опирается на достижения современной научно-технической мысли и в этом плане может считаться вполне достоверной. Предшествующие теории не имеют экспериментально-фонетического обоснования, и, хотя содержащиеся в них сведения представляют определенный интерес и во многом отвечают интуитивным ощущениям носителей языка, они все же не дают объективной картины слогоделения.

Датским лингвистом О. Есперсеном была выдвинута

сонорная теория слога (теория звучности). Слог понимается как сочетание более звучного элемента с менее звучным. Сонорная теория устанавливает шкалу относительной звучности (сонорности), включающую 10 ступеней — от самого звучного (открытого гласного /а/ ) до наименее звучных глухих смычных /т , п, к/. На материале русского языка сонорную теорию развивал Р. И. Аванесов. Он ограничился лишь тремя степенями звучности: 1) шумные согласные (наименьшая звучность), 2) сонанты, 3) гласные. Основной закон слогоделения гласит: неначальный слог строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного [Аванесов, 1956. С. 42], например: па-трон (во втором слоге соотношение 1-2-3), пу-дра (1-2-3),

пар-та (1-3), гам-ма (2-3), хол-ста (1-1-3), кар-ман (2-3).

Другая теория, которую обычно называют теорией мускульного напряжения , была выдвинута французским лингвистом М. Граммоном и развита Л. В. Щербой. Теория исходит из того, что в работе произносительного аппарата постоянно чередуются состояния максимума и минимума мускульного напряжения и соответствующие изменения звучности. Границы между слогами соответствуют минимуму мускульного напряжения и звучности. Подъем напряжения и усиление звучности указывают на начало следующего слога. Теория мускульного напряжения уделяет большое внимание слогоделению. Поскольку роль гласного в слоге всегда одинакова, основное внимание обращается на характеристику согласных в плане их примыкания к гласному. Различаются три типа согласных: сильноначальные, сильноконечные и двухвершинные. Сильноначальный согласный своим началом примыкает к гласному, его начало произносится сильнее, при большем напряжении, чем конец, например /т/ в слове (слоге) кот. Сильноконечный согласный примыкает к гласному своим концом, его конец произносится сильнее, чем начало, например /к/ в кот. У двухвершинного согласного одна часть произносится на спаде мускульного напряжения и принадлежит первому слогу; другая часть произносится на подъеме мускульного напряжения и принадлежит второму слогу. Таким образом, начало и конец двухвершинного согласного усилены, а середина, где и проходит слоговая граница, ослаблена. Двухвершинный согласный всегда является долгим. По мнению М. И. Матусевич, двухвершинный согласный может произноситься в положении после ударного гласного, например от-дых [ о́ д :ых ], хотя в целом русскому языку они не свойственны.

Тяготение согласного к предшествующему или последующему гласному ставится в теории мускульного напряжения в зависимость от ударения. Ударный гласный "перетягивает" в свой слог первый компонент двухфонемного сочетания согласных, особенно если первым согласным является сонант ( пал-ка ).

ГЛАВА 6. Словесное ударение

§ 1. Понятие словесного ударения

Словесное ударение — это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Слог, несущий ударение, называется ударным в противоположность

безударным слогам, не несущим ударения. Ударение, будучи фонетическим центром слова, объединяет все звуковые элементы, составляющие его экспонент. В этом заключается его основная лингвистическая функция. Кроме словесного ударения (а именно его, как правило, имеют в виду, когда употребляют термин "ударение"), существуют еще несловесные ударения — синтагматическое, фразовое, логическое, — связанные с интонацией (см. гл. 7). Ударение и интонация принадлежат к суперсегментным единицам языка; они как бы накладываются на линейную последовательность звуков.

Ударение в русском языке является обязательной индивидуальной характеристикой слова ( давн о́ ) или одной из форм слова ( пишу́ ) как единиц лексической и грамматической систем языка. В неодносложных словах (мы пока имеем в виду только их) ударный слог противопоставляется остальным (безударным). В слове ударный слог занимает определенное положение; его место является обязательной характеристикой экспонента слова. С изменением места ударения изменяется и экспонент: либо возникает новое слово ( па́ра — по ра́ ), либо другая словоформа ( трав ы́ — тра́вы), либо создается бессмысленное звукосочетание ( кипи́т — к и́пит ). Ударение, будучи суперсегментной единицей, сопоставимо с линейными единицами по своей образующей функции (оно участвует в построении экспонента языкового знака) и по опознавательной (экспонент опознается как принадлежащий данной языковой единице лишь при определенном местоположении ударения).

§ 2. Фонетическая природа словесного ударения

Ударение в русском языке может быть охарактеризовано по трем аспектам.

Во-первых, ударный слог выделяется своей большей длительностью, своим количеством, т.е. ударение является количественным. Именно в длительности заключается главное различие между ударными и безударными слогами. Это основная, специфическая характеристика ударения, выявленная в целом ряде экспериментально-фонетических исследований и наглядно проявляющаяся при восприятии синтезированной речи: если, например, искусственно удлинить первый или второй слог звуковой последовательности типа муку , то она будет восприниматься соответственно как му́ку или муку́. Конечно, имеется в виду не абсолютная, а относительная длительность, т.е. то, что ударный слог в принципе длительнее безударного.

Во-вторых, ударный слог произносится с большей силой, поэтому ударение может быть названо силовым или

динамическим. Эта черта ударения легко замечается в самых обычных условиях; отсюда нередкая характеристика ударения в учебной и даже в научной литературе именно как динамического. В акустическом плане динамическое ударение характеризуется большей громкостью; в артикуляторном плане оно отличается усилением мускульного напряжения. Однако динамические особенности ударного слога, в отличие от количественных, не являются постоянными. Громкость гласного связана с его открытостью (степенью подъема): чем более открытым является гласный, тем больше его громкость. Самый громкий гласный — это гласный нижнего подъема /а/. Кроме того, громкость зависит от положения слога в слове: чем ближе слог к началу слова, тем больше громкость гласного в этом слоге [Бондарко, 1998. С. 218]. Поэтому начальное безударное /а/ в слове

атрибут может не уступать по громкости конечному ударному /у/ .

В-третьих, поскольку ударный слог является в слове самым длительным, он не подвергается редукции и произносится ясно и отчетливо.

Конечно, все три черты ударных слогов реально выступают в единстве, дополняя друг друга, но все же определяющей характеристикой русского ударения является длительность.

§ 3. Место ударения в русском языке

В зависимости от местоположения ударного слога в слове языки мира разделяются на два типа — языки со связанным и свободным ударением. Связанным (фиксированным) называется такое ударение, которое занимает определенное, фиксированное место в слове. Так, в тюркских языках (турецком, татарском, узбекском, азербайджанском и др.), в армянском, удмуртском ударение падает на

последний слог; в польском, грузинском, малайском — на

предпоследний слог; в лезгинском — на второй слог; в венгерском, финском, эстонском, чешском, словацком, латышском, чеченском — на первый слог. Свободным (разноместным) называется такое ударение, которое может стоять на любых слогах слова — начальных, конечных, срединных. Свободное ударение представлено в русском, украинском, белорусском, болгарском, литовском, немецком, английском, скандинавских языках, в испанском, итальянском, португальском, румынском языках. Промежуточную группу между языками со свободным и со связанным ударением образуют языки с полусвязанным ударением. В этом случае ударение характеризуется ограниченной подвижностью (в пределах трех последних слогов) и зависит от долготы или краткости гласного. Яркий пример ударения этого типа дает латинский язык.

Разноместность русского ударения можно продемонстрировать на следующих примерах: рук а́, берега́,

колокол а́, ознаменова́л , перевооруж а́л ,

переэкзаменов а́ть (ударение отдаляется от начала слова); г о́ род ,

р а́дуга , ра́достные , м и́лостивые,

п а́поротниками, скла́дывающимися (ударение отдаляется от конца слова). Видимо, дальше седьмого слога от начала слова и от конца ударение в русском языке не заходит.

В языках со свободным ударением могут различаться слова с подвижным и неподвижным ударением. Слово в русском языке имеет подвижное ударение, если при словоизменении ударение в его формах оказывается на разных слогах, например: голова́, г о́ ловы,

гол о́ в , нош у́, н о́ сишь; с а́дом , сада́ми; выс о́ кий, вы́ ше; хоро́ ший , хорош а́,

хорош и́. Слово имеет неподвижное ударение, если при словоизменении ударение в его формах остается на одном и том же слоге, например: студ е́ нт ,

студ е́ нта , студ е́ нтов, студ е́ нтами; крич у́, крич и́шь , крич а́т; крас и́в ,

крас и́ва , крас и́вы. Продуктивным типом ударения, свойственным абсолютному большинству слов, является неподвижное ударение.

Ударение в русском языке выступает как признак слова ( вдвоё м, н аискось) или (чаще) словоформы: стен ы́ , города́, зу́ба ,

терпл ю́ , тверд а́, шесть ю́, в полк у́,

принесен ы́ ,— и, значит, ударение выполняет определенные морфологические функции. Так, при помощи ударения противопоставляются формы ед. и мн.ч. существительных ( а́дрес ,

я́ корь, ста́до — адрес а́, якоря́ , стад а́) ; формы 1 л. ед.ч. глагола — остальным личным формам (пишу́ — пи́шешь, пи́шет... ) ; краткие формы прилагательных м. и ср.р. — формам ж.р. ( глуп, глу́по — глупа́; т е́ сен , т е́ сно — тесн а́). В словообразовании ударение (или его отсутствие) часто характеризует тот или иной словообразовательный формант. Суффиксы -а́т- ( рогат ый, бородат ый,

волос ат ый), -и́ст ( актив ист, баянист ,

связ ист ) имеют постоянное ударение. Суффиксы -тель ( выключа́ тель , числи́ тель ,

глуши́ тель ), - чив - ( вкра́д чив ый,

приди́р чив ый, заду́м чив ый), наоборот, никогда не несут ударения. Глагольные приставки ( за- , от- , на- ,

до- , по- , при- , под- , пере- , над- ), за исключением некоторых форм прошедшего времени ( за́ нял ,

при́ нял ), безударны, однако приставка вы- часто "перетягивает" ударение на себя: вы́ писал ,

вы́ требовал, вы́ потрошил. В итоге совершенно справедливое традиционное утверждение, что ударение является постоянной индивидуальной характерстикой слова, должно быть уточнено. Ударение выступает характеристикой именно слова (лексемы), во-первых, тогда, когда оно находится в неизменяемом слове типа наречия ( за́мертво ) ; во-вторых, когда оно постоянно для всех словоформ слова ( р о́ зочка ,

р о́ зочки , р о́ зочке...; ист о́ рик , ист о́ рика ,

ист о́ рику... — ударение на основе;

стать я́ , статьи́, стать е́ ... — ударение на окончании; глаз а́ст ый,

глаз а́ст ого, глаз а́ст ому... — ударение на суффиксе). Подвижное ударение является характеристикой какой-то части словоформ, например: а́дрес , а́дреса ,

а́дресу... — ударение на основе во всех формах ед.ч.; адрес а́, адрес о́в ,

адрес а́м ... — ударение на окончании во всех формах мн.ч. Подробное описание места ударения в слове и в словоформах дается в морфологии.

Место ударения в слове может изменяться в процессе развития языка. Так, слово музыка во времена Пушкина нередко употреблялось с ударением на среднем слоге. В некоторых случаях различие ударения создает варианты, одинаковые по значению ( ин а́че — и́наче) или различающиеся только по стилистической окраске ( догов о́ р —

д о́ говор ); второй вариант носит разговорный характер.

§ 4. Безударные и слабоударяемые слова

Не все слова в русском языке являются полноударными. Есть такие, которые ударения не имеют (безударные слова) или имеют ослабленное ударение (слабоударяемые слова).

Безударные слова (они иначе называются

клитиками) по своей позиции по отношению к полноударному слову подразделяются на два типа — проклитики и

энклитики. Проклитики (от др.-греч. proklino — наклоняю вперед) примыкают в произношении к последующему ударному слову, а сами являются предударными. Проклитиками в основном бывают предлоги: [ нъ-пɅлу́ ] ( на полу), [ Ʌт -вɅгз а́лъ ] ( от вокзала ), [ ис-пъд -варот ] ( из-под ворот), [ пъд Ʌ-мно́j ] ( подо мной ). Дефисом в транскрипции отмечаются границы слов; никакого фонетического содержания дефис не имеет.

Проклитики с последующим ударным словом образуют определенное фонетическое единство, центр которого составляет ударение. Такие единства обычно называют

фонетическими словами. Существенно, что в фонетическом слове гласные в предлогах редуцируются как гласные 1-го, 2-го и т.д. предударных слогов. В подо льдо́м и подогну́ть гласные редуцируются одинаково.

Энклитики (от др.-греч. enklino — склоняюсь) примыкают в произношении к предшествующему ударному слову, а сами являются заударными. Энклитиками служат частицы -ка , ли , -то , же; [ ид'и́- к Ʌ] (иди-ка!), [ ку́п'ит- л'и ] (купит ли?), [ ива́н- т Ʌ знал ] ( Иван-то знал ), [ куда-

жы ит':и́ ] ( куда же идти? ). Энклитиками могут становиться, например, личные местоимения: [ скажы́- мн'э ] ( скажи мне), [ слы́шу- j•а ] ( слышу я), [ в'и́д'ит- он ] ( видит он ), [ зна́л'и- мы ] ( знали мы) ; вспомогательный глагол быть в форме прошедшего времени [ ра́н'ьн- был в-ру́ку ] ( ранен был в руку ) ; глагольная частица было , придающая действию оттенок незавершенности [ пɅшо́л- был Ʌ] ( пошел было ). Интересно, что в составе энклитик могут выступать аллофоны, невозможные в полноударных словах, такие, как безударное [ о ] в он или безударное [ •а ] после мягкого согласного в я.

Есть некоторое количество сочетаний предлогов на , за , по , под ,

из , без с определенными именами существительными и числительными, в которых имена выступают как энклитики, а предлоги несут ударение, например: на́ ногу , на́ сторону , на́

год , на́ три, за́ душу , за́ нос , за́ город,

за́ уши , по́д руки , по́ лесу, по́ полу , и́з

лесу, бе́з вести , бе́з году неде́ля. Это положение объясняется фактами истории русского языка.

Слабоударяемые слова не могут считаться проклитиками и энклитиками, однако по типу примыкания к полноударному слову они делятся на те же два типа.

Примыкание проклитического типа свойственно личным местоимениям, наречным предлогам и союзам: о́н говори́л; ты́ слы́шишь?; все , кроме Петро́ва; мимо до́ма; о́коло де́рева; вокруг стола́;

поперёк доро́ги; скво́зь занаве́ску; если хо́чешь, то́ приходи́; бродит, будто луна́тик; сказа́л , что́ придёт; хочу́ ,

что́бы вы́ уйти́; кра́тко , но́ содержа́тельно; то́ встаёт , то́ сади́тся. Близко к примыканию проклитического типа произношение сложных слов, среди которых широко представлена специальная лексика, например: желтовато -ро́зовый , самолёто строе́ние , ракетно -косми́ческий , про́форганиза́ция ,

раскатисто -гро́мкий. Примыкание

энклитического типа проявляется в определенных условиях. Так, обращение при наличии местоимения, становящегося полноударным, может произноситься с ослабленным ударением: вы́ товарищ , подожди́те; ты́ бра́т не волну́йся. Энклитическое примыкание имеет место и при произношении вводных слов и вводных словосочетаний: Са́ша

наверно / не придёт; малы́ш мо́жет быть / уста́л (косая черта указывает на паузу после энклитического элемента; пунктуация не соблюдается).
1   2   3   4   5


написать администратору сайта