Рахмонова Диплом. Фонетика как наука о звуковой стороне языка Звуковые единицы и их функции
Скачать 261.5 Kb.
|
ГЛАВА 1. Фонетика как наука о звуковой стороне языка § 1. Звуковые единицы и их функции Звуковые единицы (или иначе — звуковые средства) языка представлены двумя разновидностями — единицы линейные, или сегментные, и единицы нелинейные, или суперсегментные. Линейные единицы — это звуки. Они следуют в речевом потоке один за другим. Линейный характер речи проявляется при любом виде записи — обычном буквенном письме или специальной фонетической транскрипции. Суперсегментные (т.е. сверхсегментные, надсегментные) единицы — это ударение и интонация. Они не существуют отдельно от экспонентов языковых знаков, а как бы накладываются на них, надстраиваются над ними. Суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно, выделены из состава экспонентов. Основными функциями звуковых единиц являются образующая и опознавательная. Периферийную роль играет различительная функция. Их образующая функция проявляется в том, что они служат строительным материалом, из которого создаются экспоненты языковых знаков. Так, экспонент словоформы кипит состоит из пяти звуков, расположенных в определенной последовательности с ударением на втором слоге. Их опознавательная функция заключается в том, что в силу знаковой природы языка экспонент обязательно соотносится с каким-то планом содержания, значением. Именно по внешней, звуковой форме носители языка опознают языковые знаки и их сочетания в потоке связной речи как языковые образования, имеющие смысл. Нарушение связи звучания и значения (например, перенос ударения в слове кипит на первый слог) делает осмысленное опознавание невозможным. Языковой знак при этом разрушается, и нормальная речевая деятельность теряет свою эффективность. Что касается различительной функции, то она проявляется, видимо, прежде всего в интонационных структурах (например: Сегодня холодно. — Сегодня холодно?) и в использовании ударения. Так, экспонент магазин с ударением на последнем слоге отличается как явление литературно нормированной речи от той же звуковой последовательности с ударением на срединном слоге, характеризующей просторечную форму. Различительная функция звуков в самостоятельном проявлении имеет место при сравнении экспонентов, различающихся лишь одним элементом, — квазиомонимов ( дом — ром ). В повседневной речи такие слова практически не сталкиваются, так как выступают в различных контекстах, где формы с одинаковыми экспонентами легко различаются, например [ рок] : злой рок — острый рог. В описании фонетики существует давняя и устойчивая традиция ограничивать объект изучения единицами масштаба слова (внутрисловная фонетика). Естественно, это не распространяется на интонацию, которая может рассматриваться только в пределах фразы или ее фрагментов. Многие явления межсловной фонетики изучены до сих пор еще недостаточно, и соответствующие факты почти не учитываются. Таково, например, распространенное утверждение, что предударное /а/ не может находиться после мягких согласных. Однако в произносимом слитно сочетании купить арбуз (в естественной речи слова внутри сегментов, ограниченных паузами, произносятся именно слитно) указанный звук обнаруживается без труда. § 2. Аспекты фонетики В силу своей сложной природы звуковая сторона языка требует изучения с разных точек зрения, в различных аспектах. Во-первых, поскольку речь является продуктом деятельности произносительного аппарата человека, она составляет предмет артикуляционного аспекта. Во-вторых, все звуковые явления имеют свою физическую природу и должны изучаться одним из разделов физики — акустикой (отсюда акустический аспект). В-третьих, поскольку речевая деятельность, процесс коммуникации протекают в звуковой форме, предметом лингвистического (основного) аспекта фонетики является рассмотрение функций звуковых средств в процессе общения. Наконец, в-четвертых, поскольку звучания, порождаемые произносительным аппаратом, воспринимаются слушающим, т.е. осуществляется расшифровка, декодирование звуковых сигналов, в относительно недавнее время был выдвинут перцептивный аспект фонетики, исследующий закономерности восприятия речи человеком. Согласно "Лингвистическому энциклопедическому словарю" современная фонетика различает в изучении звука речи именно эти четыре аспекта. Артикуляционный и акустический аспекты исследуют материальную природу звуковых явлений; другие два связаны с их функциональным использованием. § 3. Артикуляционный аспект фонетики Артикуляционный аспект фонетики изучает строение и работу произносительного аппарата, включающего следующие органы. 1. Легкие , поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю. 2. Гортань , в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Основной частью гортани с точки зрения образования звука являются голосовые связки — две упругие складки, двигающиеся под действием заключенных в них мускулов. Различают три основных положения голосовых связок: — Голосовые связки расслаблены, разомкнуты, голосовая щель (пространство между ними) при этом широко раскрыта, и воздушная струя проходит через нее беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при физиологическом (не речевом) дыхании и при произнесении глухих согласных. — Голосовые связки сближены, сомкнуты и напряжены. Голосовая щель при этом закрывается, образуя преграду на пути воздушной струи. Под давлением выдыхаемого воздуха голосовые связки раздвигаются, пропускают некоторое количество воздуха и снова сближаются. Затем под давлением воздушной струи они опять раздвигаются, пропуская небольшую порцию воздуха, и вновь сдвигаются. Этот цикл движений повторяется с большой быстротой почти периодически. В итоге воздух выходит из гортани толчками. В пространстве над голосовыми связками возникают ритмически чередующиеся сгущения и разрежения воздуха, т.е. колебания. Так образуется звук, точнее музыкальный тон, голос. Наличие голоса характеризует гласные и звонкие согласные. Изменение основного тона голоса создает мелодику речи. — Голосовые связки могут быть расслаблены, а голосовая щель сужена. В этом случае при прохождении воздушной струи возникает шум трения. Так возникает шепотная речь. 3. Надгортанные полости — полость глотки, полость рта и полость носа. Все они выполняют роль резонаторов (о резонаторах подробнее см. ниже). Именно с резонаторными полостями связано понятие артикуляции в собственном смысле слова. Глотка в образовании звуков русского языка играет незначительную роль (есть языки, в которых ее значение является гораздо большим). Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ. Наиболее подвижным органом в полости рта является язык. Своим корнем (основанием) он соединен с надгортанником. Сторона языка, обращенная к нёбу, называется спинкой. В фонетике принято (разумеется, условно) различать переднюю часть спинки, обращенную к передним зубам, среднюю часть, обращенную к твердому нёбу, и заднюю, лежащую напротив мягкого нёба. Самая передняя часть языка называется кончиком. С движениями языка в целом и его частей связана тончайшая дифференциация звучаний. Переднюю границу ротового резонатора образуют губы — верхняя и более подвижная нижняя. При образовании согласных последняя смыкается с верхней губой или сближается с верхними зубами. При образовании гласных губы вытягиваются в трубочку, округляются или растягиваются в стороны. Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы — верхние и нижние. При сближении или смыкании с зубами передней части спинки языка или нижней губы возникает характерный для согласных шум. Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо — твердое и мягкое. Твердое нёбо начинается за альвеолами — бугорками над верхними зубами. Оно условно подразделяется на переднее и среднее нёбо. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо ) — это мышечное образование, составляющее заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки. Полость носа при опущенной нёбной занавеске выполняет роль резонатора. К музыкальному тону и возникающему в полости рта шуму присоединяется специфический призвук — носовой резонанс. В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы совершают те или иные движения, необходимые для образования звуков речи. К ним относятся голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа. § 4. Акустический аспект фонетики Звуки как явление физическое являются результатом колебательных движений воздушной среды. Звуки речи представляют собой частный случай звуков вообще: это звуки, производимые произносительным аппаратом человека и воспринимаемые его слуховыми органами. Источники звуков речи разделяются на голосовые и шумовые. Голосовой источник возникает при колебании голосовых связок; он порождает гласные и звонкие согласные. Колебания голосовых связок являются периодическими (точнее — приблизительно периодическими) . Шумовые источники представлены двумя типами. Турбулентный источник возникает при сужении в каком-либо месте речевого тракта, когда по нему проходит воздушная струя. Таким способом образуются щелевые согласные. Импульсный источник возникает при резком раскрытии смычки произносительных органов, что порождает короткий, резкий щелчок, характеризующий образование взрывных согласных. Акустические характеристики звуков речи При описании звуков речи рассматривают как объективные свойства колебательных движений — их частоту, силу, спектральный состав, так и те звуковые ощущения, которые так или иначе соответствуют этим свойствам, — высоту, громкость, тембр. Таким образом, у звуков речи имеются объективные характеристики, не зависящие от восприятия, и субъективные характеристики, обусловленные тем, что звуки воспринимаются человеком. Частота и высота звука Частота звука определяется числом колебаний голосовых связок. Чем чаще происходят колебания, тем больше частота звука. Частота колебаний голосовых связок зависит от их массивности — длины и толщины. Чем длиннее и толще связки, тем меньше колебаний они совершают. У мужчин связки длиннее и толще, поэтому и голоса у них, как правило, ниже, чем у женщин. Единицей измерения частоты колебаний служит герц (Гц). Так, звук частотой 200 Гц образуется при 200 колебаниях в секунду. Ухо человека способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. В то же время частотные характеристики звуков человеческой речи располагаются примерно в пределах от 50 до 10 000 Гц. Среди звуков речи различаются тоны и шумы. Звуки, возбуждаемые периодическими колебаниями, являются тонами; возбуждаемые непериодическими колебаниями — шумами. Гласные звуки — это в основном тоны, согласные — шумы. Периодическими являются колебания, периоды которых равны. Периодом колебания называется отрезок времени, за который совершается одно полное колебание. Высота звука есть ощущение его частоты. Звуки, характеризующиеся большей частотой, воспринимаются как более высокие. Единицей измерения высоты звука является мел. В целом ощущение высоты звука растет с увеличением его частоты. До частоты 500 Гц высота строго пропорциональна числу колебаний. Так, звук в 200 Гц по сравнению со звуком в 100 Гц воспринимается как более высокий в два раза. После частоты 500 Гц и особенно 1000 Гц ощущение высоты отстает от объективной частоты, т.е. звук частотой, например, 10 000 Гц по сравнению со звуком 1000 Гц оценивается как более высокий, но не в десять раз, а только в три раза. Сила (интенсивность) и громкость звука Сила звука определяется амплитудой (размахом) колебательных движений источника звука — голосовых связок. Чем больше амплитуда, т.е. отклонение колеблющегося тела от исходной точки (точки покоя), тем интенсивнее звук. В зависимости от амплитуды изменяется звуковое давление, добавочное к атмосферному, на барабанные перепонки. Оно измеряется силой, действующей на единицу площади. Минимальная сила звука, воспринимаемая слухом при данной частоте, называется порогом слышимости, максимальная сила — порогом болевого ощущения. Этими порогами снизу и сверху ограничена область слухового восприятия человека. Силу звука в акустике принято измерять в условных единицах — децибелах (дБ). Для частоты 1000 Гц уровень силы звука, соответствующего порогу слышимости, равен 0 дБ, а соответствующего порогу болевого ощущения — 130 дБ. Звуковое давление на втором пороге при той же частоте в три миллиона раз превышает давление на первом пороге. Сила звука (объективная характеристика) оценивается слухом как его громкость (субъективная характеристика). Увеличение звукового давления (силы) приводит к увеличению громкости, уменьшение силы — к уменьшению громкости. Между силой звука и громкостью существует довольно сложная зависимость, определяемая частотой. Звуки, одинаковые или близкие по силе, но различные по частоте, могут восприниматься как звуки различной громкости. Так, звуки с частотой от 1000 до 3000 Гц воспринимаются как более громкие, чем звуки с частотой 100—200 Гц. Наоборот, как равногромкие воспринимаются, например, звуки силой 40 и 80 дБ при частоте соответственно 1000 и 2000 Гц. В пределах частотного диапазона (от 100 до 8000 Гц), в котором располагаются звуки человеческой речи, уровни громкости и силы различаются незначительно. Поэтому громкость часто характеризуют лишь через уровень силы. Вот примерные характеристики некоторых звучаний: порог слышимости — 0 дБ, тиканье ручных часов — 20 дБ, шепот — 40 дБ, речь вполголоса — 60 дБ, громкая речь — 80 дБ, симфонический оркестр — 100—110 дБ, порог болевого ощущения —130 дБ. Спектр и тембр звука Объективной характеристикой звука является спектр. Но мы подойдем к этому понятию, идя от более традиционного и более ясного понятия "тембр". Оно основывается на понятиях сложного звука и резонанса. Голосовые связки человека можно сравнить со струнами. При колебании струны как единого целого возникает тон, называемый основным тоном. Он характеризуется наибольшей силой и самой низкой частотой, которую может издавать струна. Но одновременно с колебанием целой струны колеблются и ее части: половина, треть, четверть и т.д. При этом возникают тоны, которые в два, три, четыре и т.д. раза выше основного тона; они называются обертонами. У звука с частотой основного тона 100 Гц обертоны будут в 200, 300, 400 Гц и т.д. Из сочетания основного тона и обертонов создаются сложные звуки. Именно сложные звуки порождаются голосовыми связками. Другая причина возникновения сложных звуков заключается в явлении резонанса, т.е. в способности полых (пустых внутри) тел, называемых резонаторами , в силу того, что они имеют собственную частоту колебаний, реагировать на частоты, порождаемые источником звука — голосовыми связками. Резонаторы в основном усиливают обертоны, составляющие сложный звук, но могут и избирательно ослаблять их. Таким образом, у звука с частотой основного тона в 100 Гц могут оказаться усиленными и одновременно ослабленными разные обертоны. В итоге возникают такие сложные звуки, которые характеризуются различным тембром. Соотношение относительной силы основного тона и накладывающихся на него обертонов создает гармоническую структуру звука, которая определяет его тембр. Тембр звука надо отличать от тембра голоса, который индивидуален для каждого человека. Сложный звук, возникший в гортани в процессе артикулирования вследствие постоянного изменения конфигурации надгортанных резонаторных полостей (глотки и рта) определенным образом видоизменяется: одни его составляющие усиливаются, другие ослабляются. Полость носа также является резонатором, но она свою конфигурацию не меняет. В силу особенностей устройства речевых резонаторов они реагируют не на конкретные частоты, а на области, полосы частот, например полосы от 1000 до 2000 Гц. Области усиления частот, или иначе — области концентрации звуковой энергии, называются формантами. Формантная структура звука определяет его спектр. Ею характеризуются главным образом гласные, причем наиболее непосредственно их лингвистические характеристики связаны с частотным положением нижних формант — 1-й и 2-й. Спектр звука в определенной степени влияет на субъективное восприятие тембра. Понятие спектра было введено в акустику по аналогии со спектром света в оптике. Разработка спектрального анализа звуков началась в 1920—1930-х гг. в связи с развитием электроакустической, а позднее электронной и компьютерной техники. § 5. Лингвистический аспект фонетики Лингвистический, иначе — функциональный, аспект фонетики был обоснован И. А. Бодуэном де Куртенэ в 1870-х гг. Он различает в пределах единой дисциплины (фонетики) две стороны, два аспекта — психофонетику и антропофонику. Антропофоника изучает материальную сторону звука (главным образом деятельность артикуляционного аппарата). Психофонетика рассматривает роль звуков в механизме языка прежде всего с морфологической точки зрения. Так как эта роль не всегда соответствует материальной природе звука, как, например, [ п] в форме [ дуп] по отношению к [ б ] в [ дубы], [ дубо́ф ], [ дубам ], психофонетика имеет дело именно с лингвистической функцией звука. Бодуэн де Куртенэ ввел понятие фонемы , которую он противопоставлял звуку. Это понятие остается центральным в фонетике до сих пор. На основе идей Бодуэна де Куртенэ, хотя отчасти и полемизируя с ним, его ученик Л. В. Щерба создал современную теорию фонемы, которой мы и придерживаемся в настоящей работе. Теория фонемы исходит из двух основных положений. Фонема — предельная единица линейного фонетического членения речи , выступающая как потенциальный экспонент языкового знака. Исследования звучащей речи с помощью весьма совершенной (и все более совершенствующейся) научной аппаратуры неопровержимо доказали, что членение речи на минимальные отрезки — сегменты, соизмеримые со звуками, на основе как артикуляционных, так и акустических критериев невозможно. Такое членение может быть осуществлено только на основе лингвистических соображений. Так, в словоформе дам (инф. дать) морфемная граница проходит между корнем да- и окончанием -м. Окончание представляет собой языковой знак, имеющий план содержания (в данном случае грамматическое значение) и экспонент — звук [ м ]. Выделение звука (фонемы) оказывается обусловленным строго лингвистическими основаниями. То же самое мы видим, например, в глаголе смыть, где выделяется приставка с- , и в предложной форме в руке , где выделяется предлог в . В обоих случаях представлены минимальные языковые знаки, экспонент которых выражен одной фонемой. В то же время в словоформах дом и слыть звуки (фонемы) [ м] и [ с ] не составляют экспонентов каких-либо языковых знаков, но тем не менее они выделяются из состава более крупных экспонентов. Таким образом, о непосредственной связи экспонента, равного звуку (фонеме), с планом содержания можно говорить лишь применительно к отдельным случаям; по отношению же к языку в целом связь фонемы со значением является возможной, потенциальной. Если в языке хотя бы в одном случае имеет место указанная выше непосредственная связь экспонента и плана содержания типа -м в дам или с — в смыть , то соответствующая фонема (и, разумеется, любая другая) выделяется уже на чисто фонетических основаниях в любом слове данного языка. Фонема — независимая единица в системе фонетических противопоставлений. Исследования звучащей речи показывают, что между звуками существуют различия двоякого рода. Во-первых, это различия, не зависящие от положения звука в слове. Их удобнее всего фиксировать в квазиомонимах, где различающиеся звуки (фонемы) находятся в тождественных позициях: рок—рак ( /о—а/ ), дуб — зуб ( /д—з/ ), стол — стон ( /л—н/ ). Эти же независимые различия проявляются и во множестве других слов, не имеющих ничего общего в звуковом составе экспонентов: рок— лак ( /р—л/ ), золото — курица ( /з—к/ ), гром — кулак ( /о—а/ ), трубка — свой ( /р—в/ ), ходьба — внизу ( /а—у/ ). Единицы, выступающие в независимых позициях, входят в систему звуковых противопоставлений; они существуют в языке именно как члены системы, поскольку от внешних условий не зависят. В этом смысле они самостоятельны. В случае квазиомонимии они способны быть минимальными различителями экспонентов. Во-вторых, это различия, зависящие от положения звука в слове, создаваемые конкретными условиями. Так, [ а ] в слове наш приобретает под влиянием предшествующего [ н ] носовой призвук в начальной фазе и этим отличается от [ а] в слове ваш ; [ с ] в слове суп произносится с округлением губ под влиянием последующего [ у ]; [ •о ] в слове рёв произносится при более верхнем и переднем положении языка по сравнению с [ о] в ров. Звуки в зависимых позициях не способны быть минимальными различителями экспонентов. Различия первого типа, т.е. различия самостоятельных, независимых единиц, являются различиями фонемными , а единицы, выступающие в независимых условиях, являются фонемами. Различия второго типа, т.е. различия, обусловленные положением звука в слове, являются различиями аллофонными , а соответствующие звуки — аллофонами Фонема и аллофоны До сих пор слова "фонема" и "звук" употреблялись приблизительно в одном значении. Сейчас в эту ситуацию можно внести уточнения. Фонема — не звук и не класс звуков. Фонема — это звуковая единица, член звуковой системы языка. Отношение между фонемой и звуком ( аллофоном) — это отношение между общим (фонемой) и частным (аллофоном). Фонема относится к аллофону как инвариант к варианту. (Вариант — от лат. varians — изменяющийся; инвариант — от лат. invarians — неизменяющийся. Инвариант — это абстрактная лингвистическая сущность, единица в отвлечении от ее конкретных реализаций, воплощений.) Все реально произносимые звуки — это аллофоны. Аллофоны объединяются в относительно небольшое число фонем. Таким образом, фонема — это общее, существующее во множестве частных проявлений — аллофонов. (Есть парадоксальное мнение, что фонема может выступать в одном-единственном аллофоне [Шанский, Иванов, 1981. С. 181]). Все аллофоны, принадлежащие к одной фонеме, обязательно отличаются друг от друга, так как выступают в различных фонетических условиях, определяющих индивидуальность каждого из них. В тождественных условиях они быть не могут (эта ситуация называется отношениями дополнительной дистрибуции ) и, следовательно, друг другу не противопоставляются. Причина их объединения в фонему не в их фонетическом сходстве (оно исключается), а в их функциональной непротивопоставленности. Итак, фонема — это наименьшая независимая единица звуковой системы языка, характеризующаяся потенциальной связью со значением, образующая экспоненты языковых знаков и способная их дифференцировать. Аллофоны — это обусловленные фонетическими причинами речевые реализации фонемы, не противопоставляющиеся друг другу в тождественных позициях. Классификация аллофонов Фонетические условия, определяющие многообразие аллофонов, представлены двумя типами. Во-первых, аллофоны возникают вследствие наложения друг на друга артикуляций соседних звуков (явление коартикуляции). Так, назализация (носовой призвук) вызывается соседством гласного с носовыми согласными; лабиализация согласных (округление и вытягивание губ) вызывается соседством с последующими огубленными гласными [ у ] и [ о ], например: [ с°т° ], [ п°р° ] в стул , прок; более передний и закрытый характер гласного обусловливается влиянием предшествующего мягкого согласного: [ •е ] в век. Аллофоны этого типа называются комбинаторными. Во-вторых, аллофоны определяются положением звука в слове, в частности по отношению к ударению. Ударные гласные произносятся ясно и четко; безударные, будучи менее длительными, произносятся менее отчетливо. Чем дальше отстоит безударный гласный от ударного слога, тем меньше его отчетливость. Безударные гласные в начальном слоге ( народ ) и в абсолютном начале слова, когда перед гласным нет согласного ( араб), отличаются более четким произношением по сравнению с гласными других позиций. Существенные изменения претерпевают глухие смычные, носовые и плавные согласные в абсолютном конце слова ( тот , са м , смот р , вопль ). Аллофоны, обусловленные позицией в слове, называются позиционными. Комбинаторным и позиционным аллофонам вместе взятым противостоят основные аллофоны. Это такие аллофоны, фонетические свойства которых в наименьшей степени зависят от фонетического окружения. Для гласных таким положением является их изолированное произнесение. Вопрос об основных аллофонах согласных более сложен. Ясно, что согласный изолированно произнести невозможно, так как за ним всегда следует какой-то гласный призвук. Поэтому считается, что основной аллофон согласного появляется перед гласным, в наибольшей степени соответствующим его артикуляции (например, гласный [ а ] для звуков переднего образования [ д, т , с , з]. Из характеристики аллофона не следует делать вывод, что он представляет собой конкретный звук, произносимый конкретным человеком в данное время в данной обстановке (ср., например, [ а] при перечислении букв алфавита и [ а] как вопросительную частицу: Пойдем, а? ). Понятие аллофона любого типа предполагает известное обобщение. Для обозначения вышеупомянутого конкретного звука используется термин фон. Содержание следующих двух параграфов, а также гл. 2 "Система фонем русского языка" составляет ту часть фонетики, которую в ряде работ называют термином "фонология", так как их авторы противопоставляют фонетику и фонологию. В этом случае под фонетикой понимают, как это дается в "Лингвистическом энциклопедическом словаре", раздел языкознания, изучающий "речь в ее физическом, акустико-артикуляционном аспекте", а фонологию рассматривают как "раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка", в частности систему фонем, перцептивную сторону восприятия речи и др. § 6. Перцептивный аспект фонетики Основная задача перцептивной фонетики состоит в исследовании способностей носителей языка опознавать и использовать акустические характеристики звуковых единиц в процессе восприятия речи. Под восприятием имеется в виду ситуация, в основном экспериментально-лабораторная, когда слушающий лишен возможности опереться на смысловую сторону речи, на контекст и исходит только из акустической информации — сегментов типа звука или какой-то фазы звука. Носители русского языка различают большее число звуковых единиц, чем имеется в языке фонем. Так, опознаются не 6 гласных (по числу гласных фонем), а 18 единиц — комбинаторных аллофонов, обусловленных соседством с твердыми или мягкими согласными. При этом выявляются акустические характеристики типа перехода от согласного к гласному, полезные для опознавания звуковых единиц. Выясняется, что не все особенности аллофонов в равной степени полезны для опознавания. Перцептивная фонетика является сравнительно молодой дисциплиной, однако ее научные перспективы и большие возможности прикладного использования несомненны. § 7. Фонетическая и фонематическая транскрипция Для адекватной передачи звучащей речи обычное орфографическое письмо непригодно, поскольку оно не отражает в полной мере фонемного или аллофонного состава экспонентов языковых знаков. Так, в слове клюв орфографическая запись не показывает фонемного состава ( /кл'уф/ ) и особенностей аллофонов: лабиализации /к/ [ к° ] и /л'/ [ л'° ] перед гласным у, влияния мягкости [ л' ] на гласный /у/ [ •у ] в его начальной фазе; в местоимении чья за буквой я "скрывается" сочетание двух фонем: /чjа/ . Подобных примеров можно привести очень много. Для фиксации особенностей звучащей речи в фонетике используется специфическое письмо — транскрипция, выступающее в двух разновидностях: транскрипция фонетическая и фонематическая (их различие введено Л. В. Щербой). В русской фонетике в качестве транскрипционных значков обычно используются буквы русского алфавита (кроме я, ю , ё , е , щ ), а также j с добавлением ряда дополнительных, в основном надстрочных, значков — диакритик. Диакритиками являются [´] — знак ударения на ударном гласном: [ рыбак] (в односложных словах знак ударения не ставится [ бык ], кроме отдельных случаев); [ ' ] — знак мягкости согласного [ б'ит' ] ; [ • ] — точка, ставящаяся вверху слева от значка гласного для обозначения влияния мягкости предшествующего согласного [ в'•ал ] ( вял ) и вверху справа для обозначения влияния мягкости последующего согласного [ да•т' ] ( дать), а также две точки для обозначения влияния обоих согласных [ гр'•а•'с' ] ( грязь) ; [:] — двоеточие для обозначения долготы звука [ с:ылат' ] ( ссылать ); [°] — кружок вверху справа от значка согласного для обозначения лабиализации согласного в положении перед / о/ или /у/ [ с°т°ук ] ( стук ). (О некоторых других диакритиках см. далее.) Фонематическая транскрипция — это запись при помощи значков фонетического алфавита фонемного состава экспонентов языковых знаков. Все аллофоны одной фонемы при этом обозначаются одинаково. Число значков фонематической транскрипции равно числу фонем языка. Запись заключается в косые скобки ( /стаф'/ — ставь). Фонетическая транскрипция — это запись при помощи значков фонетического алфавита (с той или иной степенью детализации) аллофонного состава экспонентов языковых знаков. Число ее значков может быть различно в зависимости от научных или учебных целей. Так, можно отражать или не отражать лабиализацию согласного ([ кл'°•уф ] — [ кл'•уф ]), назализацию гласного ([ нâш ] — [ наш ]) и другие звуковые нюансы. Фонетическая запись заключается в квадратные скобки. Ограниченное количество значков фонетической транскрипции и, таким образом, ограниченные возможности обозначения аллофонов порождают неверное представление о том, что число аллофонов также является ограниченным и может быть точно определено. На самом деле определить число аллофонов невозможно, так как оно неопределенно велико. |