Главная страница

Рахмонова Диплом. Фонетика как наука о звуковой стороне языка Звуковые единицы и их функции


Скачать 261.5 Kb.
НазваниеФонетика как наука о звуковой стороне языка Звуковые единицы и их функции
Дата07.12.2018
Размер261.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРахмонова Диплом.doc
ТипГлава
#59168
страница3 из 5
1   2   3   4   5
ГЛАВА 3. Фонемы в потоке речи

§ 1. Понятие потока речи

Обычная речь представляет собой не просто последовательность изолированно произносимых звуков, а непрерывный звуковой поток, в котором звуки оказываются в различных положениях, различных сочетаниях друг с другом. Поэтому их изменяемость в таких условиях вполне естественна. Изменение звуков вызывается деятельностью произносительного аппарата, а именно тем, что работа одного произносительного органа накладывается на работу другого. Задержка нёбной занавески в опущенном положении (например, в слоге на ) вызывает назализацию гласного в начальной фазе; округление и выпячивание губ уже при произнесении согласного в положении перед /о/ и /у/ означает их лабиализацию — [ с°т°ул ], [ п°р°ок ] в стул , прок. Так происходит образование

обязательных (комбинаторных и позиционных) аллофонов. Следовательно, с артикуляционно-акустической точки зрения поток речи представляет непрерывную деятельность произносительного механизма, порождающую звучание; с лингвистической точки зрения поток речи — это процесс образования обязательных аллофонов. Для характеристики образования аллофонов в потоке речи иногда используется выражение "модификация фонем", т.е. их видоизменения.

Комбинаторные изменения представлены двумя разновидностями. Когда последующий звук подвергается воздействию предшествующего, изменение является прогрессивным (от лат. progressus — движение вперед), например появление у ударного гласного под влиянием мягкого согласного и-образного призвука в начальной фазе ([ пр' и ал ]). Когда предшествующий звук подвергается воздействию последующего, изменение является регрессивным (от лат.

regressus — движение назад), например лабиализация согласных перед /о, у/.

Позиционные аллофоны гласных представлены прежде всего

ударными гласными ([ рыба́к]) и

безударными ([ кула́к]). Менее существенны (для безударных аллофонов) различия гласных в позиции абсолютного начала ([ арбу́с]) и абсолютного конца ([ ры́бʌ]), а также гласных открытого слога (оканчивающегося гласным — [ руда ]), и закрытого слога (оканчивающегося согласным— [ нос]).

§ 2. Гласные фонемы под ударением

Современные исследования показывают, что гласные в акустико-артикуляторном отношении неоднородны на всем протяжении своего звучания. В ударном гласном можно различать три составных элемента: 1) характерный (стационарный) участок звучания, по которому гласный опознается как аллофон данной фонемы; 2) переход от предшествующего согласного к стационарному участку; 3) переход от стационарного участка к последующему согласному. Особенности переходных участков определяются прежде всего твердостью и мягкостью соседних согласных. На этом основании различаются четыре позиции гласных:

твердый согласный + гласный + твердый согласный;

твердый согласный + гласный + мягкий согласный;

мягкий согласный + гласный + твердый согласный;

мягкий согласный + гласный + мягкий согласный.

Под воздействием твердого согласного звучание гласного изменяется незначительно. Под воздействием мягкого гласный изменяется в гораздо большей степени. При переходе к гласному (3,4) последний приобретает в начальной фазе призвук [ и], а при переходе к мягкому (2,4) [ и]-образный элемент появляется в конечной фазе гласного. Гласные с подобными призвуками называются дифтонгоидами. Дифтонгоидность в конечной фазе всегда менее заметна, чем в начальной фазе. Дифтонгоидность (но не только на [ и]) составляет характерную особенность русских гласных. В положении между мягкими дифтонгоидность возникает и в начале, и в конце гласного, затрагивая его стационарную часть. Последнее делает дифтонгоидность менее заметной. Гласные верхнего подъема /и , ы , у/ изменяются в потоке речи меньше, чем гласные среднего /о, э/ и нижнего подъема /а/ . Звук /и/ является практически однородным на всем протяжении своего звучания: у него трудно выделить переходные участки. Гласные в абсолютном начале [ август] и в абсолютном конце [ куда] не испытывают влияния соответственно предшествующего и последующего согласного, что может быть условно приравнено к соседству с твердым согласным, оказывающим на гласный минимальное воздействие. Ясно, что указанные аллофоны гласных фонем под ударением относятся к типу комбинаторных.

Следует иметь в виду, что влиянием твердости и мягкости согласных их воздействие на гласные не ограничивается. Соседство с носовыми вызывают

назализацию; соседство с /к , г , х , ш , ж,

л/ — приподнимание задней части спинки языка к мягкому нёбу —

веляризацию; при этом гласный отодвигается назад; соседство с переднеязычными зубными вызывает продвижение артикуляции гласного вперед. Как правило, прогрессивное влияние оказывается сильнее регрессивного.

С учетом начального и конечного положений ударного гласного четыре вышеуказанные позиции могут быть представлены в следующем виде. (Значками t и а обозначаются соответственно любой согласный и любой гласный.)

Позиция 1 (тип tat ) : a) tat — между твердыми согласными; б) at — в начале слова перед твердым; в) ta

— в конце слова после твердого.

Позиция 2 (тип tat' ): а) tat' — между твердым и мягким; б) at' — в начале слова перед мягким.

Позиция 3 (тип t'at ): а) t'at — между мягким и твердым; б) t'a — в конце слова после мягкого. Позиция 4 (тип

t'at' ) : а) t'at ' — между мягкими. (В дальнейшем запись типа 3б будет означать позицию t'a: [ шут'•а ].)

Фонема / а/ может выступать во всех позициях. Позиция 1: 1a — бал ,

ш аг , рад, ос ада; 1б — арк а, ад , астры ,

акт; 1в — сосн а, игра, коса , дрожа. Это открытый нелабиализованный гласный непереднего (заднего) ряда, нижнего подъема, несколько отодвинутый назад. Транскрипционное обозначение — [ ас]. (Слова открытый и закрытый здесь и дальше используются для указания на соответственно более низкое и более высокое положение языка.)

Позиция 2: 2а — мать , пл ач , мазь,

б арин; 2б — альфа , ария , А ня , азимут. Под влиянием последующего мягкого средняя часть спинки языка слегка приподнимается, а язык немного продвигается вперед. Возникает дифтоногоидность в конечной фазе. Транскрипция — [ а• ].

Позиция 3: 3а — ч ас , п я тый , я года,

гуля ка; 3б — огн я , дымя , рыч а, мо я . Под влиянием предшествующего мягкого язык еще больше продвигается вперед, а средняя часть спинки заметно поднимается к нёбу. Затем язык соскальзывает на более низкий уровень, как в позиции 1а. В итоге возникает явное дифтонгоидное начало на [ и]. Транскрипция — [ •а ].

Позиция 4: 4а — пр я дь, ч ай , ныр я ть ,

д я дя. В окружении мягких [ а ] произносится при высоком подъеме языка, т.е. делается закрытым. Дифтонгоидность ощущается в меньшей степени, особенно в конце. Звук [ а ] становится похожим на открытое [ э]. Транскрипция — [ •а• ].

Фонема /э/ может выступать во всех позициях. Позиция 1: 1а — ш е ф,

ц е х , эст е т , фуже р, н э п, г э с; 1б —

э тот, э ра, э пос, Этна; 1в — в душе ,

драж е , на конце , кафе . Произносится открытый нелабиализованный гласный переднего ряда среднего подъема. Транскрипция — [эс].

Позиция 2: 2а — ц е пь , же чь , д е льта ,

ш е я , неуже ли; 2б — э ти, э кий, Эдик. Под влиянием последующего мягкого средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Гласный становится более закрытым и приобретает дифтонгоидность в конце. Транскрипция — [ э• ].

Позиция 3: 3а — л е с, ч е х , б е гать ,

кар е та, е хать; 3б — тебе , на плите , в уме , вполне. Под влиянием предшествующего мягкого [э] начинается призвуком [ и ]. Язык сначала занимает положение, характерное для [ и ], затем опускается до среднего уровня. Транскрипция — [ •э ].

Позиция 4: 4а — пе нь , ч е й, де льный,

кал е чить. В окружении мягких [а] становится закрытым. Дифтонгоидность ощущается слабо. Транскрипция — [ •э• ].

Фонема /и/ не может стоять после твердых, т.е. в позициях 1а и 2а.

Позиция 1: 1б — искра , издавна, идол,

индекс , И ра. Произносится нелабиализованный гласный верхнего подъема переднего ряда. По сравнению с аллофонами в других позициях он может считаться открытым гласным. Транскрипция — [ ис].

Позиция 2: 2б — имя , иней , именно ,

или. Под влиянием мягкого согласного [ и ] становится менее открытым. Транскрипция — [ ц ].

Позиция 3: 3а — кл ин , х итрый, ч ин ,

к иб итка , к ипа; 3б — бери, вдал и, в степ и, корабли, дн и. Произносится практически такое же [ и], как и в 2б. Транскрипция — [ ы ].

Позиция 4: 4а — н ить , в ить , г ибель,

с иний, тащ или. В окружении мягких согласных [ и ] становится гласным максимально высокого подъема, т.е. закрытым. Транскрипция — [ и]. В силу того, что дифтонгоидность [ и] выражена очень слабо, средствами используемой транскрипции показать ее не представляется возможным.

Фонема / у/ может выступать во всех позициях. Позиция 1: 1а —

ст ук , ду б, шт ука , ш утка , посуда; 16 — у м, ус , у рна, удочка; 1в — сиж у, в шкаф у, вниз у, какаду. Произносится довольно открытый лабиализованный гласный непереднего (заднего) ряда верхнего подъема. Транскрипция — [ у с].

Позиция 2: 2а — ду ть , шт учка ,

бурж уй , п уля , тру сить; 2б — у йма ,

у зел, улица , у сики. Под влиянием последующего мягкого согласного [ у ] делается несколько более передним. Средняя часть спинки языка приподнимается к нёбу, что делает его менее открытым. Конечная фаза характеризуется и-образной дифтонгоидностью. Транскрипция — [ у• ].

Позиция 3: 3а — р юмка, л юк ,

н ю хать , чудо, всюду; 3б — шучу , бь ю,

кон ю , западн ю . Под влиянием предшествующего мягкого согласного [у] становится еще более передним. Передняя и средняя часть спинки языка приподнимаются к нёбу. Начальная фаза характеризуется дифтонгоидностью, только не на [ и], а на соответствующий лабиализованный гласный переднего ряда [Y]. Транскрипция — [Y у ].

Позиция 4: 4а — ч уть , пл юнь , т ю бик,

кл юч , Л юся. В окружении мягких [ у ] делается закрытым и в значительной мере передним. Дифтонгоидность на [ •у• ] и на [ и ] ощущается слабо. Транскрипция — [ у ].

Фонема / о / может выступать во всех позициях.

Позиция 1: 1а — ст о л , к о т , в о р,

гр о хот, боло то; 1б — о тпуск, о коло ,

о рдер , о хать , Омск; 1в— весло , бревно ,

свеж о , темно . Произносится открытый лабиализованный гласный непереднего (заднего) ряда среднего подъема с явственныму-образным началом. В конечной фазе наблюдается ослабление губной артикуляции, т.е. делабиализация; поэтому [ о ] заканчивается элементом [л], сходным с [ а] в безударном положении. Транскрипция — [у оЛ!!!].

Позиция 2: 2а — кр о вь, к о нь , п о й,

пого ня , Ко ля; 2б — о сь , о зеро, О ля ,

о пера. Под влиянием последующего мягкого [ о] становится более передним и менее открытым; у -образная дифтонгоидность в начальной фазе сохраняется, в конечной появляется призвук [ и ]. Транскрипция— [у ои].

Позиция 3: 3а — кл ё н , ё жик , пл ё тка ,

уч ё ный; 3б — плечо , бельё , горяч о ,

мо ё . Под влиянием предшествующего мягкого [ о ] становится еще более передним. Передняя и средняя часть спинки языка приподнимаются к нёбу. В начальной фазе звучит [Y оÙ], в конечной наблюдается делабиализация. Транскрипция — [Y оÙ].

Позиция 4: 4а — свечо й, берё те , на берё зе , Л ё ня. В окружении мягких [о] произносится при высоком подъеме языка, становится закрытым и довольно передним гласным. Транскрипция — [Y оИ].

Фонема /ы/ не сочетается с предшествующими мягкими (позиции 3 и 4 ) . Позиция 1: 1а — с ы н ,

б ы к , ш ило , копы то, в ы ход; 1б — ы (название буквы), ы́ кающий, ы́ канъе; 1в — таз ы , держи, шалаш и, т ы . Произносится открытый нелабилиализованный гласный верхнего подъема непереднего (смешанного) ряда. Конечная фаза характеризуется и-образной дифтонгоидностью. Транскрипция — [ ы ].

Позиция 2: 2а — р ы сь , ш ить , пузы рь,

гус ы ня. (Для положения 26 примеров подобрать не удалось.) Под влиянием последующего мягкого [ ы ] становится несколько более передним и менее открытым. Им обусловлена и-образная дифтонгоидность в конечной фазе. Транскрипция — [ ы• ].

Обозначения рассмотренных аллофонов гласных фонем под ударением представлены в табл. 5.

Таблица 5. Аллофоны гласных фонем под ударением

Фонема / Позиция a э и у о ы

1. tat, at, ta a э и у о ы

2. tat', at' a• э• и у• о• ы•

3. t'ot, t'a •a •э и •у •о -

4 . t'at' •a• •э• и .у. •о• —

Воздействие мягкого согласного на гласный состоит в том, что он, во-первых, придает гласному дифтонгоидность; во-вторых, делает его более закрытым и более передним. Закрытость и переднее образование возрастают от позиции 2 к позиции 4. При этом более передними становятся только [ а, э, о , у , ы ]. Во всех случаях прогрессивное воздействие согласного оказывается более существенным, чем регрессивное

§ 3. Гласные фонемы в безударном положении

Безударные аллофоны гласных принадлежат к типу позиционных. Они отличаются от ударных главным образом меньшей длительностью. Ударные гласные всегда длительнее безударных. (Эта особенность безударных гласных не будет в дальнейшем оговариваться при описании отдельных фонем.) Можно сказать, что гласные в безударном положении подвергаются

количественной редукции. , т.е. сокращению. Вследствие того, что произносительные органы при артикуляции безударных гласных "имеют в своем распоряжении" меньше времени для произнесения звука, гласные произносятся менее ясно, менее отчетливо; тем самым они подвергаются качественной редукции. Если у ударных гласных выделяется стационарный участок, то безударные, как правило, его лишены. Влияние последующего мягкого согласного на гласный незначительно и в дальнейшем практически не учитывается, т.е. не отмечаются ситуации tat' и a'.

Русскому литературному произношению свойственны ыкающая и йкающая нормы. В соответствии с первой безударное /ы/ произносится во многих словах, где пишутся е или э: цена [ ц ы на́ ],

этаж [ ы та́ш] ; в соответствии со второй безударное /и/ произносится, как правило, на месте орфографических ей я ( а ):

беру [ б' иру ], п я так [ п' ита́к ], ч асы [ ч' исы́].

При установлении фонемного состава экспонентов языковых знаков (иначе — фонемной отнесенности аллофонов) "нужно пользоваться только тем материалом, который предоставляет исследователю полный тип произнесения" [Зиндер, 1979. С. 69].

В безударной позиции реализуются не все гласные; в исконно русских словах в безударной позиции в результате чередований встречаются 4 фонемы: /а/ , /и/ , /ы/ , /у/ , гласные среднего подъема /э/ , /о/ в безударной позиции не реализуются. Для русского языка характерны количественные и качественные изменения (редукция) безударных слогов. Для гласных /и/ , /ы/ , /у/ основным различием между ударными и безударными является различие в длительности. Безударный /а/ отличается не только длительностью, но и качеством.

Безударные аллофоны после твердых согласных

Для безударных гласных после твердых согласных можно установить две позиции в зависимости от положения безударного слога в слове и по отношению к ударному слогу.

Позиция 1 — гласный в абсолютном начале и абсолютном конце слова независимо от отношения к ударному слогу ( акула, абрикосу

абонементу граната) и в 1-м предударном слоге (сокращенно 1 п / у): н арод , до клад. Позиция 2 — гласные во всех остальных положениях: во 2 п/ у ( п ароход ), в 3 и 4 п/ у ( парламентарный ,

м о билизовать), в заударных слогах ( з/у — зар аботок).

Различение позиций 1 и 2, с некоторыми уточнениями, восходит к работам А. А. Потебни. В современных исследованиях актуальность этого различения признается лишь для аллофонов /

а/ .

Фонема /а/. Позиция 1: абсолютное начало — амбар, ананас, арестовать ,

о тец, о борона , о тяжелеть; 1 п / у —

з амок, до мой , к ачать , т о пор , г о ра ; абсолютный конец — ват а, лето ,

быстр о , пятеро . В позиции 1 произносится гласный более высокого подъема (более закрытый) и более заднего образования по сравнению с ударным /а/. Транскрипция — [!!!].

Позиция 2: 2 п/у — паровоз , босиком ,

барабан , раздавить; з/у — овод , грохот,

золото , слякоть, вазочка. В позиции 2 произносится гласный еще более высокого подъема и более заднего образования по сравнению с гласным позиции 1. Транскрипция — [ ъ ].

Таблица 6. Безударные аллофоны гласных в начале слова и после твердых согласных

Фонема/Позиция /а/ /ы/ /у/ /и/

1 Ʌ ы У и

2 ъ ы У —

Безударные аллофоны после мягких согласных

В этом положении свободно употребляются аллофоны только /у/ и /и/. Аллофоны /а/ и /э/ встречаются в очень ограниченных случаях.

Фонема /а/. Аллофоны /а/ проявляются только в абсолютном конце в окончаниях и грамматических суффиксах существительных и глаголов: воля ,

тюленья , перья, Марья, коровья, глядя ,

бился , Лидия , Испания , дуэнья, сбруя,

стричься , учащийся , спальня , грязнуля ,

инерция , вития, ария, омонимия ,

анестезия , ностальгия, затея, идея,

восьмая. Произносится очень переднее и закрытое [ а], т.е. звук средний между [ а] и [ э]. Транскрипция — [ !!!].

Этот звук произносится только в

полном стиле. В неполном стиле здесь может произноситься звук, средний между редуцированным [ и] и [ ь ].

Подводя итог всему сказанному, можно заключить, что аллофонам после мягких согласных, кроме аллофонов /и/ , не свойственна открытость. Гласные заднего (непереднего) ряда [ а, у ] характеризуются передним образованием. Заударные позиции (з / у и абс. конец) в определенной степени противопоставляются предударным. Аллофоны /и/ и в разных положениях очень мало отличаются друг от друга.

§ 4. Согласные фонемы в потоке речи

Согласные аллофоны являются в основном комбинаторными и в меньшей степени позиционными. Учитывая соседство лишь с одним звуком, можно установить такие положения: 1) согласный + согласный (С + С); 2) согласный + гласный (С + Г); 3) согласный + фонемный нуль (согласный в абсолютном конце слова). Положение согласного после гласного (Г + С) не вызывает заметных изменений в согласном, и его можно исключить из рассмотрения. Однако в ряде случаев необходимо учитывать влияние, которое испытывает согласный на стыке слов (типа

све т луны, врач б олен, ча с о тдыха).

Комбинаторное взаимовлияние согласных в сочетаниях С + С

Приспособление артикуляций соседних согласных может осуществляться в четырех направлениях: 1) по способу артикуляции; 2) по действующему органу; 3) по работе голосовых связок; 4) по работе средней части спинки языка.

Приспособление согласных по способу артикуляции

По способу артикуляции согласные делятся на смычные, щелевые и дрожащие. Всего возможно 9 вариантов их сочетаний: 1) смычный + смычный; 2) смычный + щелевой, 3) смычный + дрожащий, 4) щелевой + смычный, 5) щелевой + щелевой, 6) щелевой + дрожащий, 7) дрожащий + смычный, 8) дрожащий + щелевой, 9) дрожащий + дрожащий. В сочетаниях согласных существенно различение сочетаний гомоорганных , т.е. одинаковых по активному и пассивному органу ( /а тт у́да/ , /а бма́н/ ), и гетер о органных, т.е. различных по активному ( / кт о/ , /

пт а́шка/ ), пассивному ( /а бв а́л/ , /

дж эм/ ) или по тому и другому органам ( / план/ , / гр ом/ ).

Приспособление согласных по действующему органу

Это приспособление возможно лишь в гетероорганных сочетаниях. Для русского языка характерна ассимиляция (т.е. уподобление) по действующему органу при сохранении различий по способу артикуляции. Наиболее универсальным действующим органом является кончик языка; поэтому ассимиляция переднеязычных распространена достаточно широко. Так, дорсальные [ т ] и [ д ], оказываясь перед какуминальными, сами становятся какуминальными (например, [ т ] перед [ ш ] в

отшельник , [ д ] перед [ р] в др обь и т.д.). Однако на слух изменение места артикуляции согласных улавливается с трудом.

Более яркое изменение имеет место при сочетании [ т ] и [ д] с [ л ]. Поскольку [ л ] — боковой согласный (при его образовании воздух проходит сбоку от языка — между его правым или левым боком и щекой), у предшествующих [ т ] и [ д] взрыв ("боковой") происходит между одной из сторон языка и стенкой щеки (например, дл я, ме тл а,

ко тл ы , по дл ый, отл ожить ).

Приспособление согласных по работе голосовых связок

Поскольку различие звонких и глухих согласных является фонематическим, парный звонкий (например, /ж/ ) не может иметь в качестве аллофона соответствующий глухой (т.е. [ ш ]) и, разумеется, наоборот. Образование звонких и глухих аллофонов возможно лишь для непарных по звонкости-глухости фонем.

а) Образование звонких аллофонов может иметь место только на стыке слов, так как внутри слова звонкие и глухие шумные согласные друг с другом не сочетаются. Оно происходит вследствие ассимилятивного регрессивного озвончения, когда за словом, кончающимся на непарный глухой, следует слово, начинающееся звонким шумным. При сочетании конечных [ ц , ч , х ] с начальным звонким возникают соответственно их аллофоны [ дз ], [ д'ж' ] (звонкие переднеязычные аффрикаты) и [] (звонкий заднеязычный щелевой), например: конец г ода , ме ч б леснул ,

запа х д ыма. Эти же звуки появляются и в сложных словах, например на чд ив , эр цгерцог , и в таких словах, как Г осподи , ог о (здесь  является факультативным вариантом фонемы /г/ ).

б) Образование глухих аллофонов возможно для сонантов, которые, будучи фонологически непарными по звонкости-глухости, фонетически (артикуляционно и акустически) принадлежат к звонким. Ассимилятивное регрессивное оглушение может иметь место в начале слова перед глухим: /л' ст и́т'/ ( льстить ), / рт ут'/ ( ртуть ), / мст'ит'/ ( мстить ), / рты/ ( рты ), / мшы́стыj/ ( мшистый ). Оно может наблюдаться и в середине слова, главным образом в сочетании /рш/: [ ба рш ], [ мо рш] ( барж , морж ).

Приспособление согласных по работе средней части спинки языка

Мягкие согласные характеризуются палатализацией, т.е. поднятием средней части спинки языка к твердом нёбу. Регрессивная палатализация приводит к смягчению в различной степени предшествующего согласного.

Образование комбинаторных аллофонов согласных в сочетаниях С + Г

Наиболее ярким изменением согласных в этой позиции является лабиализация (перед /у/ и в меньшей степени перед / о/ ), т.е. дополнительное вытягивание и округление губ. Акустически лабиализация выражается в том, что шум согласного становится более низкочастотным. Примеры лабиализации: тулуп [ т ° ул°у́п ],

любовь [ л'°у б °о́ф' ]. Лабиализация перед безударными гласными выражена слабее, чем перед ударными. Лабиализация обозначается или не обозначается в зависимости от целей и возможностей фонетической транскрипции.

Позиционные аллофоны согласных в конце слова

В конце слова из 35 согласных фонем могут выступать 22 (без звонких шумных и /к' , х'/ ). Ярким изменениям подвержены в основном сонанты. Для носовых в конце слова типичным является имплозивное произношение: [ дым ], [ кран]. Другое изменение, затрагивающее все сонанты, заключается в их оглушении. В наибольшей степени оглушаются плавные сонанты /р , р' , л , л' и j/ : [ со•л' ], [ ко•р' ], [ пар ], [ дал], [ к'ий ] ( соль, корь, пар , дал, кий ).

Согласный /j/ занимает особое место среди других согласных по причине значительной близости к гласному /и/. Основной аллофон /j/ отличается от основного аллофона

/и/ более высоким поднятием средней части спинки языка к твердому нёбу и участием более сильной воздушной струи. Аллофоном /j/ , заметно отличающимся от основного, выступает так называемое [ и ] неслоговое. Оно образуется при более широкой щели и характеризуется почти полным отсутствием шума. Основной аллофон /j/ выступает перед ударными гласными: [ мɅjа́к ], [ ш jу ], [ jэст] в остальных положениях (перед безударными гласными, согласными и в конце слова) появляется [ и] неслоговое: [ ро́йу ] ( рою), [ ма́йк'и ] ( майки ), [ бо й]. Неслоговое [ и] представляет результат вокализации /j/ . Для него интервокальное положение (между гласными) является фонетически слабым; здесь оно, как правило, или совсем не произносится, или ослабляется до степени "следа" мягкого согласного, простого указания на возможное его присутствие.

Фонетические явления на стыке слов

В потоке речи происходит не пословное говорение, а слитное произнесение слов. При этом конечный звук первого слова влияет на начальный звук второго (или наоборот). На стыке служебного слова и знаменательного ( под нарами , от лагеря , заже чь б ы ) и двух знаменательных слов ( идет навстречу , несет лампу , помочь б ольному ) имеют место те же явления (фаукальный взрыв и боковой взрыв, образование звонких аллофонов), что и внутри слова (примеры см. выше).

1   2   3   4   5


написать администратору сайта