Главная страница
Навигация по странице:

  • Индуктивное умозаключение

  • Дедуктивное умозаключение.

  • Закон противоречия.

  • Модальность. Виды, сущность

  • логика билеты. Формы мышления Объектом логического исследования являются "формы" мышления понятие, суждение, умозаключение. Логику интересует правильное, истинное мышление. Понятие форма мышления


    Скачать 280.66 Kb.
    НазваниеФормы мышления Объектом логического исследования являются "формы" мышления понятие, суждение, умозаключение. Логику интересует правильное, истинное мышление. Понятие форма мышления
    Анкорлогика билеты.docx
    Дата20.09.2018
    Размер280.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалогика билеты.docx
    ТипДокументы
    #24852
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Виды умозаключения.

    Умозаключения, состоящие из одной посылки, называются непосредственными умозаключениями, в действительности представляющими собой простое суждение.

    Если мы в посылку подставим два отрицания: одно — перед связкой, а другое — перед предикатом, то наше исходное умозаключение потерпит так называемое превращение и в результате будет новым суждением. Умозаключения принято изображать так: формулируется посылка (или посылки), под ней изображается черта, которая обозначает слово «следовательно», а под чертой записывается вывод. Если посылкой является общеутвердительное суждение, то превращение выглядит так: «Все S есть Р. Ни одно S не есть не-P>.

    Приведем пример превращения конкретного суждения:

    «Все металлы электропроводны»; «Ни один металл не является неэлектропроводным».

    Если в качестве посылки взять общеотрицательное сцждение, то превращение будет выглядеть так: «Ни одно S не есть Р. Все S есть не-P>.

    Обращение представляет собой разновидность непосредственного умозаключения. При обращении —вывод получается путем постановки предиката посылки на место субъекта, а субъекта посылки — на место предиката. Общая схема обращения выглядит так: «S есть Р. Р есть S».

    Умозаключения из одной посылки просты. Более сложны умозаключения из двух посылок, а более распространен простой категорический силлогизм.

    В силлогизме — всего три термина, меньшим терми-3 р нол1 называется субъект вывода. Он обозначается буквой «5» как субъект структуры простого суждения. Однако «5» обозначает меньший термин, который в посылке может встретиться и на месте предиката. В приведенном , выше примере меньшим термином стало понятие «Сократ».

    Большим термином силлогизма называется предикат вывода. Предикат вывода обозначается буквой P, как и предикат в структуре простого суждения, но в данном случае «Р» обозначает больший термин, который может стоять и на месте субъекта в посылке. В приведенном выше примере больший термин — понятие «смертны».

    Наконец, средним термином силлогизма называется понятие, которое входит в обе посылки, однако отсутствует в самом выводе. Он обозначается буквой «М». В нашем примере средним термином становится понятие «люди» (слова «люди» и «человек» выражают одно и то же понятие).

    Силлогизм — это умозаключение, говорящее о соотношении объемов входящих в него понятий.

    В нашем примере первая посылка говорит о том, что класс людей входит в класс смертных; вторая посылка говорит о том/что Сократ входит в класс людей; опираясь на эти два соотношения, мы делаем вывод о том, что Сократ принадлежит множеству смертных.

    Логика устанавливает правила, помогающие избежать ошибок и неверных выводов при интуитивно проводимом категорическом силлогизме.

    Согласно упомянутым правилам в силлогизме должно быть только три термина. Ошибка, имеющая место вследствие нарушения указанного правила, называется учетверением терминов». Она зачастую встречается из-за многозначности слов повседневного языка.

    Слово «движение» в одной посылке используется для выражения понятия движения как свойства материального мира, в другой же посылке оно обозначает бытовое понятие движения, и поэтому получается достаточно странный вывод.

    Еще одно правило: из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого вывода.

    Четыре разных способа рассуждения, построенных в виде простого категорического силлогизма, называются фигурами силлогизма, отличающимися расположением среднего термина в посылках.

    Если подставить вместо «S», «Р» и «М» некоторые понятия, то получим рассуждения, имеющие вид одной из фигур силлогизма.

    Если в силлогизме опущена и только подразумевается одна из частей (посылка или вывод), то такой силлогизм называется энтимемой. В повседневности мы пользуемся сокрашенными силлогизмами-энтимемами, что служит причиной многих ошибок в рассуждениях.

    Рассуждение по схеме «Если а, то b; если b, то с; следовательно, если а, то с» называются условными силлогизмами. Здесь и посылки, и вывод становятся условными суждениями.

    Рассуждение, в котором одна посылка представляет собой суждение условное, а вторая посылка и вывод — простые категорические суждения, называется условно-категорическим силлогизмом.

    Представим такое рассуждение в символической форме:

    A=>B

    A

    B

    Вторая посылка рассуждения утверждает, что основание имеет место, поэтому следствие также должно иметь место. Имеющее данный вид рассуждение называется утверждающим модусом условно-категорического силлогизма. Здесь мы от утверждения основания переходим к утверждению следствия условной посылки. При такой же условной посылке можно получать выводы, если утверждать или отрицать ее следствие.

    Разделительно-категорическим силлогизмом называется умозаключение, в котором одна посылка — разделительное суждение, а вторая посылка и вывод — простые категорические суждения.

    Можно комбинировать перечисленные выше выводы разнообразными способами. Например, соединяя в одном рассуждении условно-категорический и разделительно-категорический силлогизмы, мы получим дилемму.

    1. Индуктивное умозаключение

    Диалектический характер движения человеческого познания от единичного к особенному, от особенного — к общему и от общего — ко всеобщему можно видеть на примере любого умозаключения. Разумеется, в каждом конкретном индуктивном умозаключении нельзя пройти все стадии познания; отдельно взятое индуктивное умозаключение есть развитие познания от одной, меньшей степени общности, к другой, большей степени общности, но в своей совокупности,

    в тенденции, в конечном счете индуктивные умозаключения дают возможность развивать человеческое познание именно в указанном направлении.

    Ключевые понятия:

    индукция; полная индукция; неполная индукция; индукция через отбор;

    1. Дедуктивное умозаключение.

    Дедуктивное умозаключение - это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, с логической необходимостью носит достоверный характер. Объективной основой дедуктивных умозаключений является единство общего и единичного в реальных процессах, предметах окружающего мира.

    Процедура дедукции имеет место в том случае, когда информация посылок содержит (часто в неявной форме) информацию, выраженную в заключении. Дедуктивное умозаключение является способом извлечения этой информации и представления ее в явной форме.

    Правила дедуктивного вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми или сложными суждениями, а также их количеством. В зависимости от количества используемых посылок, из которых строится вывод, дедуктивные умозаключения бывают непосредственные и опосредованные.

    1. Закон противоречия.

    ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ

    — логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. З.п. говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т.е. о высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. Отсюда иное название закона — закон непротиворечия, подчеркивающее, что закон отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости.

    Противоречат друг другу, напр., высказывания: «Луна — спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава — зеленая» и «Трава не является зеленой» и т.п. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом — это же самое отрицается.

    З.п. был открыт Аристотелем, считавшим его наиболее важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия. И вместе с тем в истории логики не было периода, когда этот закон не оспаривался бы и когда дискуссии вокруг него совершенно затихали бы.

    Большинство неверных толкований З.п. и большая часть попыток оспорить его приложимость если не во всех, то хотя бы в отдельных областях, связаны с неправильным пониманием логического противоречия. Последнее имеет место, когда высказывание и его отрицание говорят об одном и том же предмете, рассматриваемом в одном и том же отношении. Эти два высказывания должны совпадать во всем, кроме одной-единственной вещи: то, что утверждается в одном, отрицается в другом.

    Введя понятия истины и лжи, З.п. можно сформулировать так: никакое высказывание не является одновременно истинным и ложным. Истина и ложь — две несовместимые характеристики высказывания. Истинное высказывание соответствует действительности, ложное не соответствует ей. Закон отрицает, что одно и то же высказывание может соответствовать реальному положению вещей и одновременно не соответствовать ему.

    Иногда З.п. формулируют так: из двух противоречащих друг другу высказываний одно является ложным. Эта формулировка подчеркивает опасность, связанную с противоречием. Тот, кто допускает противоречие, вводит в свои рассуждения или в свою теорию заведомо ложное положение, что, разумеется, недопустимо.

    Один из законов классической логики говорит: из противоречия следует любое высказывание. Появление противоречия в какой-то теории ведет в силу этого закона к ее разрушению. В ней становится доказуемым все, что угодно. Ценность такой теории равна нулю. В реальной научной практике дело обстоит, конечно, не так катастрофически, как это рисует данный закон. Чаще всего противоречие отграничивается от др. положений теории, входящие в него утверждения проверяются и перепроверяются до тех пор, пока не будет выяснено, какое из них является ложным. В конце концов ложное утверждение отбрасывается, и теория становится непротиворечивой.

    Противоречие недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью. Но в обычной речи у противоречия много разных задач. Оно может выступать в качестве сюжета к.-л. рассказа, быть средством достижения особой художественной выразительности и т.д. Реальное мышление — и тем более художественное мышление — не сводится к одной логичности. В нем важно все: и ясность и неясность, и доказательность и зыбкость, и точное определение и чувственный образ. В нем может оказаться нужным и противоречие, если оно к месту. Настаивая на исключении логических противоречий, не следует, однако, всякий раз «поверять алгеброй гармонию» и пытаться втиснуть все многообразие противоречий в прокрустово ложе логики.

    1. Модальность. Виды, сущность

    Модальность - это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и др. его характеристиках.

    Слово с помощью которого фиксируется модальность высказывания называется модальным функтором, а высказывание содержащее модальный функтор называется модальным. Раздел логики, где изучаются свойства модальных высказываний, называется модальной логикой.

    Модальная логика относится к неклассическим логикам (классическая логика двузначна, а модальная - многозначна).

    Наиболее распространенными являются модальности:

    алетическая (от греч. "алетейя" - истина)

    аксиологическая (от греч. axios - ценный)

    деонтическая (от греч. deonte - как должно быть)

    эпистемическая (от греч. "episteme" - достоверное знание)

    Алетическая модальность выражается с помощью операторов (функторов) "необходимо"(□), "возможно"(◊), "случайно"(Ñ). Основными алетическими понятиями принято считать понятия возможности и необходимости. Для выражения возможности в русском языке употребляются слова "возможно", "может быть", "вероятно" и др. Для выражения необходимости употребляются слова "необходимо", "должно быть", "следовательно" и др.

    Аксиологическая (оценочная) модальность высказывания с точки зрения определенной системы ценностей. Аксиологический статус высказывания выражается абсолютными ("хорошо", "плохо", "неплохо", "безразлично") или относительными ("лучше", "хуже", "равноценно") оценочными понятиями.

    Деонтическая (нормативная) модальность отражает связь утверждаемого в суждении с нормами морали, права, конкретными обязательствами ("должен", "обязан", "может", "допустимо", "запрещено", "разрешено"), а также может выражать приказ, побуждение к определенным действиям.

    Деонтические опрераторы:

    О - обязывание

    F - запрещение

    Р - разрешение

    Эпистемическая модальность отражает степень обоснованности содержания суждения в знании (от "доказано" или "опровергнуто" до "вероятно", "проблематично", "маловероятно" т. п.), а также способ принятия информации, содержащейся в суждении ("знаю", "верю", "убежден", "сомневаюсь" и т.п.).

    По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.

    Достоверные суждения - это достаточно обоснованные суждения истинные или ложные суждения.

    Их модальность можно выразить с помощью двух операторов:

    V - оператор доказанности (верифицированности),

    F - оператор опровергнутости (фальсифицированности).

    "Доказано, что Земля круглая" - V(p)

    "Опровергнуто, что Земля плоская" - F(q).

    Операторы V и F могут быть выражены друг через друга: V(p)≡F(

    p), V(p)≡F(p).

    Проблематичные суждения - это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности.

    Проблематичность суждения можно выразить оператором Р, сходным с оператором вероятности в математике. Выражение Р(р) читается: "Вероятно, р", или "По-видимому, р". Ее можно выразить также через операторы V и F: Р(р) = V(p) л F(p), т.е. проблематичность р означает, что р не доказано и не опровергнуто.

    29. Логическая структура понятия.

    Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержание понятия «право» составляет совокупность таких существенных признаков, как выражение государственной воли общества, обусловленной экономическими, духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями; система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании; регулирование отношений между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества; реализация в форме законодательства, судебной практики, правовых обычаев - источников права и др.

    Объемом понятия называется совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Так, в объем понятия «право» входят естественное и позитивное право, материальное и процессуальное право, государственное (конституционное), административное, финансовое, уголовное, гражданское (имущественное), семейное, трудовое, экологическое, а также транспортное, военное, авторское, патентное право и др.

    Содержание и объем понятия тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот. Так, например, расширяя содержание понятия «право» в зависимости от специфики сферы его направленности (охрана окружающей среды), мы получаем новое понятие «экологическое право», объем которого уменьшился, так как в него уже не включается семейное, трудовое и т.п. право, которые входили в исходное понятие «право». Данный закон, таким образом, указывает на зависимость содержания и объема в понятии: чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и наоборот. При этом необходимо иметь в виду, что действие данного закона не распространяется на понятия с нулевым объемом, о которых речь пойдет ниже.

    Понятие, фиксируя существенное и отвлекаясь от несущественного в предметах и явлениях, может развиваться за счет обогащения своего содержания и объема. Так, формирование новых общественных связей в Российской Федерации, переход к товарно-денежным отношениям привели к необходимости формирования новых отраслей для современной отечественной правовой системы: акционерное, банковское, инвестиционное, биржевое, таможенное, валютное, торговое, налоговое, антимонопольное право, право банкротства, договорное право и др. А это соответственно отразилось на развитии содержания и объема понятия «право».

    Так как понятие определенным образом связано со словом, то его объем и содержание связаны со значением и смыслом - важнейшими логическими характеристиками слова.

    Значение (денотат, референт) - это обозначаемый словом предмет или класс предметов, их свойства и другие характеристики. Смысл (сигнификат) показывает, какая информация о предмете содержится в слове.

    Можно считать, что значением слова или словосочетания как языкового выражения особого типа является объем соответствующего понятия, а их смыслом - содержание этого понятия. Для наглядности это соотношение представим в виде схемы, которая называется семантическим треугольником:

    Поэтому каждое понятие имеет свое значение и выражает свой смысл. При этом значение и смысл (объем и содержание) в понятиях могут соотноситься по-разному. Так, некоторые понятия имеют одно и то же значение, но выражают различный смысл. Например, понятия «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)», «автор романа в стихах «Евгений Онегин», «автор стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «поэт, смертельно раненный на дуэли с Ж. Дантесом», «автор исторического труда «История Пугачева» (1834) имеют одно значение - в них мыслится один и тот же человек, но различный смысл, так как выражают о нем неодинаковую информацию.

    Другие понятия могут иметь только смысл, но не иметь значения, если в них мыслится реально не существующие предметы, которые в принципе существовать не могут. К таким понятиям, например, относятся: «кентавр», «русалка», «круглый квадрат» и другие. Различают также другие виды понятий.

    Следовательно, элементы логической структуры понятия непосредственно связаны с элементами логической характеристики слова и самого предмета, о котором составлено данное понятие. Это необходимо учитывать при использовании различных видов понятий в реальном мыслительном процессе.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта