Главная страница
Навигация по странице:

  • «Фотиево крещение Руси»

  • Глава 1 Историческая миссия славянских народов. 1.1 Восполнение в Церкви павшей Византии.

  • 1.2 Восполнение славянами Церкви отпавшей Европы.

  • Глава 2. Призвание Славян к своей миссии 2.1 Подготовка славянских племен к принятию веры

  • 2.2 Образование государства у Руссов

  • 2.3 Событие Фотиева крещения

  • История Русской Церкви. Фотиево крещение Руси


    Скачать 176 Kb.
    НазваниеФотиево крещение Руси
    Дата17.03.2019
    Размер176 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория Русской Церкви .doc
    ТипСеминар
    #70691
    страница1 из 2
      1   2


    Саратовская Православная Духовная Семинария

    СОЧИНЕНИЕ

    по Истории Русской Церкви

    на тему: «Фотиево крещение Руси»

    воспитанника 1 курса

    заочного сектора

    Инока Викентия

    Саратов 2008



    ПЛАН

    Введение ………………………………………………………………………………..3

    Глава 1 Историческая миссия славянских народов……………………………....….4

    1.1 Восполнение в Церкви павшей Византии…………………………..………….…4

    1.2 Восполнение славянами Церкви отпавшей Европы…………………….........….6

    Глава 2. Призвание Славян к своей миссии …………………………………………8

    2.1 Подготовка славянских племен к принятию веры ………………………….…..8

    2.2 Образование государства у Руссов …………………………………….……..…11

    2.3 Событие Фотиева крещения ………………..………………………….……...…14

    Глава 3 Историческая роль Фотиева крещения ………………………………….…17

    Список источников и литературы ………………………………………………..…24


    Введение

    Если «изучение истории, предвосхищающее для нас те знания, которые время могло бы дать мало-помалу, есть благо ибо, указывая, где раньше претерпели крушение другие, направляет нас на истинный путь»1, то несомненно, что изучение промысла Божьего, направляющего все к высшим назначенным целям, и есть «непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божьих, которым Бог … всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям»2, есть несравненно величайшее благо. Тому подтверждением является вся история еврейского народа, составляющая основу Священного Писания Ветхого завета и показывающая действие Бога и Его Промысла в этом народе. Собственно вера в Промысл Божий не отделима от веры в Бога, потому что Промысл Божий и есть проявление и действие в мире свойств Бога: Его любви, премудрости, всеведения, всемогущества, и т.д. Поэтому неверие в Промысл Божий – есть неверие в Его свойства, а значит и в Самого Бога. Своим человеколюбием однако Бог, Промысл Свой распространял не только на Еврейский народ, но подготавливал также к Своему пришествию весь мир, т.е. и языческие, в том числе и славянские народы, которые и приняли впоследствии истинную веру и Церковь. И хотя История Русской Церкви начинается со времени провозглашения христианства религией государства при святом князе Владимире, когда она получает законную иерархию – митрополита, оформляется в структуру и продолжает быть в мире, как известное общество, это совсем не значит, что Русская Церковь появилась вдруг. Более того, основание ее положено много раньше, и торжество Христианской веры над язычеством при Владимире святом есть лишь следствие издавна посеянного зерна Христианства. И, конечно же, все это время было предметом особого смотрения Промысла Вседержителя Бога, о нашей земле, благоволившего время от времени орошать его и слезами и кровью христиан, и прорастить живительной росой своей благодати в известное время.

    Один из ярких примеров такого промыслительного действия Бога в нашей земле - Фотиево крещение, разбор событий которого является целью данной работы. Для этого необходимо рассмотреть, какие обстоятельства предварили и способствовали ему, в каком историческом контексте оно произошло, какое значение имело для Вселенской Церкви и мировой истории.

    Глава 1 Историческая миссия славянских народов.

    1.1 Восполнение в Церкви павшей Византии.

    Весьма удивительна история нашего народа. Корнями своими она уходит к после потопному времени и пророчеству Патриарха Ноя о том, что «Распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9:27). То есть просветиться светом истинной веры. Однако все это будет позже …

    Наши предки, жившие в верховьях Сырдарьи и Амударьи, на протяжении истории назывались сначала Ариями, что значит почтенные, превосходные, после Скифами, и далее по мере увеличения их населения, образовали многие племена населившие просторы современной Европы и центральной Азии1. Видимо, они не были обделены мужеством. Этому подтверждением служит библейское повествование о скифском народе «Рош», прорвавшемся из-за Кавказа, и подчинивших на своем победоносном пути Мидийского царя Киаксара, Ассирию, Финикию Филистимлян, заставивших заплатить огромный выкуп за мир Египет и Иудею и о котором свидетельствовал пророк Иеремия: «Собирайтесь и пойдем в укрепленные города. Выставьте знамя к Сиону, бегите не останавливайтесь, ибо Я привел от севера бедствие и великую гибель…»(Иереем. 4:5-6). И эти Богом данные мужество и сила стали причиной, по которой эти народы не оказались включенными в жизнь тогдашнего цивилизованного мира. И даже напротив, они успешно воевали и с Персией (скифы разбили царя Кира Великого, посрамили поход Дария I)2; и с Великим Александром, который по преданию вообще запретил воевать со скифскими народами; смогли сохранить самостоятельность и при всемирном владычестве Рима. Кто знает судьбы Божии? Может быть Богом им была уготована другая миссия: они почти тысячу лет не были просвещаемы верой Христовой пребывая во тьме идолослужения, чтобы сохраниться от морального разложения при оскудении веры, которое охватило сначала Западную, а потом и Восточную Римскую Империю. И с большим «жаром» принять зерно истиной веры, уже очищенное Вселенскими соборами от всех еретических плевел, на нетронутую, еще не вспаханную землю, и принести впоследствии плоды веры сторицею. Так оно и получилось – с выхолащиванием веры и потерей духовно-нравственной силы, которая по свидетельству всего Ветхого Завета и других исторических источников, есть основа могущества любого государства, пала сначала Западная, а затем спустя почти тысячу лет в 1453 г. и Восточная Римская империя великая православная держава… Славянские же народы, как некая благочестивая отрасль могучей Скифии «ибо несомненно, что они были коренными и постоянными здешними обитателями»1 образовывали в это же самое время государство. По словам этого же митрополита эта «эпоха - 862 год … достопамятная для всей северо-восточной Европы … из политического хаоса, волновавшегося на ее неизмеримых пространствах, по манию творческой десницы Вышнего возникло новое царство»2. Впоследствии, при великом князе Иоанне III ставшее самым мощным православным государством в мире, призванное хранить Божественную истину и благодать. Что тоже не случайно это время совпало с окончательным крахом Восточной Римской Империи – Византии, и наше славянское отечество «Русь» по праву стало третьим Римом.

    Таким образом, насаждение святой веры между нашими предками, которое происходило через некоторые чудесные обстоятельства (как например: у стен Царьграда), и миссионерскую деятельность святых Кирилла и Мефодия изобретших с этой целью славянскую азбуку, совпало со временем появления у славян государственности. Это послужило прообразом того, что впоследствии Русь как государство будет основана на слове Божием, будет хранителем Его в мире, и «станет в дальнейшем преемницей Византийской

    империи и новым оплотом Вселенского Православия. В этом проявился несо-

    мненный Промысл Божий о русском народе»1.

    1.2 Восполнение славянами Церкви отпавшей Европы.

    «За разобщением государственным и экономическим следует разобщение церковное»2: начиная с пятого века, когда Рим уже не составлял единого государственного целого с Восточной Империей, некоторые папы «общее и живое общецерковное дело утверждения истины подменяют принципом механического подчинения авторитету с признанием заранее и наперед всего, что авторитет изречет».3 Фактически конечно это являлось отпадением от православия, ибо происходила подмена кафоличности и соборности Церкви. Тем самым выхолащивалась Ее духовная, и даже более, Божественная природа, как Богочеловеческого организма «воцерковления человечества в Тело Христово»4 с креном в сторону осмысления Ее как политической организации. Рост же земельных владений, дальнейшее обогащение, и увеличение власти светской, привели к тому, что некоторые папы не смогли удержаться от искушений связанных с преимуществами Римской Кафедры: «стали смотреть на свою поместную Церковь как на … привилегированную, учительницу других Церквей, а на себя – как на единоличных повелителей всей Церкви Христовой, монархов никому не подсудных».5 В этом есть, конечно, вина и Церкви Восточной. Во-первых, потому, что претензии Римской кафедры на первенство не были решительно обличены сразу. Во-вторых, не было собственно и надлежащей духовной власти и авторитета на востоке: тогда как Восточная на протяжении всего этого времени подвергалась еретическим волнениям и непрестанным попыткам искажений своего учения, Западная была тверда в своем православном исповедовании. И поэтому одной из причин, приведших к окончательному разрыву Церкви Восточной и Западной, после их обособления государственного и, следовательно, ослабления вселенского сознания по причине «замыкания каждой на собственном горизонте», стал «иконоборческий кризис, произошедший по вине Византийских императоров».1 Официально это разделение Церквей впервые было оформлено при патриархе Фотии и папе Николае I (858 – 867). Непосредственным поводом к этому послужили яко бы неканоничное поставление на кафедру патриарха Фотия (из мирянина за 6 дней), хотя, как замечает Дворкин «полвека назад Рим не возражал против точно такого же возведения в патриаршие достоинство Тарасия»2. Масла в огонь подливала и развернутая Фотием бурная миссионерская деятельность между славянами и именно в Моравии и Болгарии, чьи земли папа считал «своей нивой». Но последней каплей переполнившей чашу «терпения папы» послужил ответный тон Фотия, который «стал первым человеком в Византии, почувствовавший всю опасность универсалистских претензий папства»3 и который хотя и мягко и чрезвычайно вежливо дал понять папе, что его не признают в роли главы христианства. Последний видимо не на шутку разгневавшись и «утверждая что вся совокупность верующих получает наставление, и целостность веры от сей святой Церкви (Римской), которая есть глава всех Церквей»4, анафематствовал Фотия и римским судом отменил определения константинопольских соборов 859 и 861 года. Фотий отвечает обширным посланием 868 г., своей знаменитой энцикликой ко всем восточным Церквам, указывая в нем на все вины латинян, и собирает собор, который в свою очередь лишил священного сана и анафематствовал папу5. Этот разрыв, который католическими богословами принято было называть «фотианским» расколом, в сущности своей явился отпадением римской Церкви от Вселенской: один Христос, одно его Богочеловеческое тело – Церковь. Отпадение от Церкви есть отпадение от истины и благодати, а ее лишение привело к искажению учения о Боге Духе Святом, О Церкви, о спасении. На протяжении почти двухсот лет Константинопольская и другие поместные Церкви пытались примириться с римской, но в 1054 г. отпадение католиков от Вселенской Церкви стало свершившимся фактом. К тому же и сама некогда блистательная империя Ромеев клонилась к своему упадку, зажатая как в тисках одинаково враждебными ей католическим Западом и исламским Востоком. «Но Православная Церковь не может прекратить свое бытие здесь на земле, прежде чем окончится сама история человечества. Поэтому в контексте дальнейших судеб Православия так важно, что именно в этот критический момент, накануне Великого Раскола 1054 года, возникает новая, великая в будущем, православная держава, а с ней вместе и новая поместная Церковь».1 Благодаря которой, да и св.Марка Ефеского, в чрезвычайно сложные времена Ферраро-Флорентийскго униатского собора удалось сохранить чистоту и истину православной Вселенской церкви.

    Глава 2. Призвание Славян к своей миссии

    2.1 Подготовка славянских племен к принятию веры

    В этом вопросе необходимо разграничить те две его стороны, которые подверглись изменению. Во-первых, это конечно же сторона внутренняя духовная, ведущая к качественным переменам и поэтому по праву является стержнем всей истории. Таковой в случае наших предков явилось их крещение, и последовавший за ним духовно нравственный рост нации. Во-вторых – сторона внешняя, политическая, которая является одновременно и фоном и следствием перемен духовных, как итог: соответствующее духовному росту политическое возвышение руссов среди народов, в итоге до звания Рима Третьего. Но часто количественные, т.е. внешние перемены предваряют качественные.

    Именно поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению крещения руссов совершившееся при патриархе Фотии, нельзя обойти молчанием события или предваривших его, или происходивших с ним параллельно, тем более что они во многом ему способствовали. По митр. Макарию это: «проповедь святого апостола Андрея в странах наших, и проповедь славянских апостолов Кирилла и Мефодия в Болгарии Моравии и в особенности в важнейший их труд

    по переводу книг Священного писания … на славянский язык»1.

    К объектам рассмотрения, помимо выше обозначенных у митр. Макария, необходимо добавить такой элемент, как образование государственности у руссов, ибо только последнее, как организующее начало общественной жизни, сыграло решающую роль при первом крещении. Небесполезно при этом вспомнить как говорили в реформацию на западе, – какой князь, такая и вера. Тем более что хронологически этот момент тесно связан, с проповедью святых братьев. Итак, все по порядку.

    «Факт» апостольской проповеди на территории, возникшей потом как государства Руси, многими историками подвергается критике, хотя большинство источников по данному вопросу все же не отвергает ее возможность и действительно имевшей место в истории. Впрочем, здесь надо полагать, сказывается влияние митр. Макария чей авторитет очень велик, если не больший в науке по истории Русской Церкви, благодаря его монументальному труду. Сам митр. Макарий утверждая, что проповедь ап. Андрея имела место, приводит в доказательства свидетельства св. Ипполита, Оригена Симеона Логофета и др. древних писателей, среди которых «весьма замечательно свидетельство Никиты Пафлагона … в похвальном слове апостолу воспевавшему, что он «получив в удел север с ревностию обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Евксинскому».2 Однако по-другому трактует это А.В Карташев: «Нельзя приписывать исторической ценности даже и греческим источникам, за исключением одних только первых преданий I и II веков … ибо под таким углом зрения к пространствам южной России с решительностью применялась терминология древних апокрифов».3 Основывая свои доводы на исследованиях немцев XVIII в., русских ученых XIX столетия, а также проф. Московской Духовной Академии Е.Е Голубинского, который вообще многие события поставил под сомнение, утверждал что «Византии самой нужна была легенда об ап. Андрее … дабы оградить свою независимость от римских притязаний и доказать свою равночестность Риму; обеспечить себе господство над всеми церквями Востока».1 А следствием всего этого было то, что Византия охотно поддерживала сказания о проповеди апостола Андрея в тех странах, где они существовали (Армения, Грузия) и старались привить подобные предания в странах, на которые простиралось ее влияние.2 Соглашаясь однако, на то, что «апостолы были посланы Духом Святым именно в данном направлении …. а поэтому … принципиально и духовно, а в лице своих учеников и конкретно, становились апостолами именно этих стран и обитающих в них народов»3.

    Но, как признается и сам митр. Макарий, «святого апостола Андрея нельзя считать непосредственным основателем Русской Церкви, ибо … если и положены были им в странах киевских и новгородских, какие-либо начатки христианства, то они существовали очень не долго»4. А причину, почему святая вера, на целые века была подавлена, видит в «грубости народа, недостатка в пастырях и учителях, гонения от язычников, а также постоянных смутах и переворотах политических».5 К этому же необходимо добавить и тот факт, что Крым и вообще так называемая Тавроскифия явившаяся колыбелью пяти епархий, и через которую впоследствии потечет устойчивая и непрерывная струя христианства на Русь, надолго осталась отрезанной в результате нашествия кочевых народов, многие века потоком вливавшихся на просторы сначала восточной и далее, тесня коренное население, западной Европы. И как справедливо замечает Петрушко «в этом «котле народов» трудно было не только вести проповедь Евангелия, но даже сохранить насажденные ранее ростки христианства».6 По этой-то причине Русь конца 8 начала 9 века, т.е. к моменту начала государственности, представляла «подвижное месиво народов: славянского, норманнского и может быть, частично скифско-иранского и даже тюркского бродила и была рассеяна».1 Частию впрочем, рассеяна и по берегам Черного моря, которое, давно было христианизировано Византией. Но культурному влиянию византийской религии, которое, уместно заметить, к середине 9 века сильно возросло, поддавалось туго «предпочитая свободный образ жизни». Более того, часто делают, вплоть до времени своего крещения, опустошительные набеги на территории Византии. Однако «как раз те самые пиратские набеги руссов, виновники которых и не подозревали о столь благодетельных последствиях своих варварских придприятий»2 и послужили толчком к тому, что началось просвещение светом христианской веры всего русского народа. Уместно вспомнить здесь и свидетельства о смиряющем влиянии византийских святынь на буйных и воинственных руссов, которые описаны в житиях двух греческих епископов свв. Стефана Сурожского и Григория Амостридского, в результате чего крестились князья разбойничьих шаек.3 То, что не смогла сделать одна воля и усилия человеческие, довершила Воля Божия: как волхвы были уловлены звездой (ср. Евангелие Мф. 2:2 ), так и воинственные славяне войной. Впрочем этот случай столкновения руссов с византийским христианством приведет нас в Русь уже не столь бродячую, а уже государственно оседлую.

    2.2 Образование государства у Руссов

    Если говорить кратко, то государство – это, прежде всего власть народ и территория. И великому народу – великая территория, каковой явилась Восточно –Европейская равнина, на которой сложилось, росло и выросло Руское государство. Сама равнина лежит между четырьмя морями, и дороги соединявшие одно море с другим как замечает Е.Ф. Шмурло «своим направлением в значительной степени оказали влияние на самый ход событий в жизни русского народа»4 И все они (Великий Водный путь из варяг в греки, Волжский путь, Путь из Варяг в Хозары) были водные, а не сухопутные. Вообще реки всегда являлись для человечества как бы некими артериями, несущими жизнь. Стоит вспомнить хотя бы Месопотамию и Нил – колыбель большинства древних цивилизаций и государств. Так и у славян, многоводные и многоверстные реки Восточно-Европейской равнины немало способствовали политическому объединению многочисленных славянских племен: «по рекам разселялись русские племена, по ним велась торговля, возникали города …» а так как к середине 9 века родовые устои уже пошатнулись и преобладающей формой общежития стала община, управляемая князем, то и «упрочивалась власть княжеская..».1 Поэтому, когда здесь появились Норманны «гонимые материальной нуждой, влекомые жаждою подвигов, удальством и мыслью о легкой наживе … которые без особого труда покидали свою скудно одаренную родину»2, то нашли земли и народ «готовые воспринять государственность, но еще не воспринявших ее»3. Появившись на равнине Восточной Европы, в пределах будущей Руси, они одновременно были и грабители-насильники и торговцы, которые вели активную торговлю с Волжской Булгарией и Хозарией, через о.Ильмень и далее по Волге. Другой же водный путь вел их в богатую и сказочную Византию, и поэтому открывал и торговцу и завоевателю гораздо более широкие и заманчивые перспективы. К тому же «на Волге, при наличии двух государств – Болгарского и Хазарского, норманны должны были довольствоваться положением временных гостей; стать хозяевами там они не могли, …, то племена осевшие в бассейне Днепра жили разрозненно и такого сопротивления, как в Болгарии и Хазарии оказать не могли… Здесь легче было не только обзавестись прочным новым гнездом, но и завладеть всею дорогою и даже перенести старое гнездо, с о.Ильменя, на самый Днепр»4. И этот жребий выпал на Аскольда и Дира, которые, если следовать логике Карташева, вообще стали первыми русскими князьями: Ильменская дружина Рюрика ослабла после ухода Аскольда и Дира на юг и была изгнана с Новгородчины, а сам Рюрик был позван обратно в виду нестроений и возникшей междоусобицы как родственный по крови и устраивающий всех князь лишь в 862 году, когда к этому времени Аскольд и Дир не только сумели обосновать «новое гнездо» но также и объединить часть славянских племен освободив их от Хазарского ига и совершить в 860 году (в этом придерживаюсь мнения Карташева) поход на Царьград! Хотя впрочем, митр. Макарий считает их только «родоначальниками русского христианства», оставляя право первенства в основании Русской державы за Рюриковичами.1 Но нам не столько важны даты и знание кто первый основал государство и кто такие были Аскольд и Дир, важно другое – они по настоящему заложили первый камень в фундамент нового здания. Прежние варяги (норманны) были простыми насильниками и ограничивались одними набегами да собиранием дани, у этих появились общие интересы с местным населением. «Они нашли обстановку, которая властно побуждала их вынутый меч использовать не во вред местному населению, а на пользу, так как интересы Киева и их собственные оказались далеко не столь противоречивы».2 Конечно же имеется в виду власть Хазар, простиравшаяся на славянские племена бассейна Днепра, которая с одной стороны ложилась тяжким бременем на самих славян, а с другой - препятствовала господству варягов в этом регионе и свободному сношению с Византией. К тому же, дружина Аскольда и Дира – это маленькая кучка среди враждебного населения. Для набега, для временного пребывания в чужой стране ее еще хватало, но не более: Киев слишком далеко от Швеции, поэтому просто необходимо было мирное сожитие, и, следовательно, власть здесь проявилась, прежде всего, как организующее начало общественной жизни, чем собственно она и должна являться по своей сути. В этом коренное отличие образования государства Русь от того способа, каким заложен новый государственный порядок в Западной Европе, где происходило «примучивание» населения одного племени другому с захватом земель и максимальном обирании его. И этот факт во многом, я думаю, сыграл положительную роль при крещении Руси: народ видел во Вадимире уже не тирана и шел, в большинстве своем, в крещальные воды Днепра вслед за своим князем с доверием. Конечно же здесь имеются и другие важные факторы но они не могут быть рассмотрены в рамках данной работы по причине ее объема.

    Таким образом «в русской жизни варяги сыграли роль фермента: они положили начало политическому воспитанию русских племен, сплотили их в одно государство, и самой стране, куда пришли дали свое имя – Русь».1 Все это привело и к росту национального самосознания и, надо полагать, послужило немаловажной причиной (помимо наживы) похода 860 года на Царьград, дабы отомстить, как сообщает нам летопись «коварным и кровожадным грекам за все обиды и унижения, которые претерпели от них наши предки во время Хазарского ига».2 Непосредственной причиной, как нам говорит тот же источник послужило убийство в Царьграде нескольких русских провевальщиков зерна по ничтожному поводу.3 И вот эти варвары - «народ неименитый и неизвестный, … стоящий наравне с рабами, …не считаемый (ромеями) ни за что»4 презренный данник дружественной Хазарии у стен града святого Константина.

    2.3 Событие Фотиева крещения

    Как сообщают нам греческие источники «В царствование греческого императора Михаила III, в то время когда император отправился с войском против агарян, у стен Константинополя явились новые враги империи, скифский народ руссы».5 Согласно Начальной Русской Летописи славянская дружина под предводительством варягов Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве, совершили поход на Константинополь «на 200 вооруженных судах в каждом из которых было от 40 до 60 человек, и настолько скрытно совершили свой переход по Днепру и Черному морю, что до самого их появления у Царьграда никто и не подозревал об этом набеге» 6. Карташев в этом нападении руссов на Константинополь 860 года вообще усматривает «предательски устроенный арабами тыловой удар царскому войску, отправившемуся на малоазийский фронт против них (сарацин) – абассидов … для общей стратегии против Византиии»7. И хотя эта точка зрения, по-моему, сильно гипербализированна политическими мотивами, в противовес Промыслу Божию, в остальном логика Карташева по вопросу «Фотиева» крещения и событий непосредственно за ним последовавших с их датировкой, мне представляются наиболее соответствующими истине. С необычайной жестокостью «варвары» опустошили всю окрестную страну, ограбили святые обители и соседние острова, привели в трепет всех жителей столицы. Современник и очевидец событий патр. Фотий пишет: «росский народ, как свирепая волна, нахлынул на пределы царствующаго града и, как дикий вепрь, истребил жителей его предместий, словно траву, или тростник, или посев, не щадя ни человека, ни скота. И принося их, раздельно, в жертву богам своих».1 Чем не месть гордого честолюбивого язычника за все обиды ему нанесенные? Но в этом отсутствии императорского войска и проявился Промысл Божий и о греческом и о русском народе. Первые, потеряв всякую надежду на помощь человеческую, обратили свои взоры на небо, и во главе со своим архипастырем и наскоро прибывшим без войска императором в осажденный город, приносили непрестанные мольбы Владыке Всяческих и Его Пречистой Матери, упование все возложив на Их скорую помощь и заступление. Помощь не замедлила явиться: как только первосвятитель Фотий вынес ризу Божией Матери из Влахернского храма и вместе со всеми жителями города совершил крестный ход с этой святыней вокруг города по его стене с усердными молитвами и литиями. «…варвары принялись снимать осаду города»2. А когда патриарх погрузил эту «девственную ризу» в воды, «вдруг море, дотоле тихое и спокойное, покрылось величайшею бурею; суда безбожных россов были рассеяны ветром, опрокинуты или разбиты о берег».3 «Мы же, - продолжает Фотий, - избавились от ожидаемого плена и сподобились неожиданного спасения … Чрезмерно негодование Божие, но неизреченна и милость»4. И эта милость, явленная Богом вроде бы одним грекам, особым смотрением Его Промысла, коснулась сердца первых русских князей – они крестились, а вслед за ними крестились и другие русичи. Русская летопись сообщает, что это событие было в 866 г. Однако, как уже упоминалось, в вопросе датировки автор придерживается т.з. Карташева. В свою очередь и Петрушко ссылаясь на Византийские хроники пишет, что в настоящее время эта дата 866 г. признана ошибочной и что это событие было в 860 г.1 Произошло это следующим образом. Через некоторое время после своего неудачного похода руссы прислали в Константинополь послов просить крещения. Их желание было исполнено, и к ним был послан епископ. «Когда этот епископ прибыл в столицу руссов, царь руссов поспешил собрать вече … где присутствовало великое множество народа..».2 Епископ проповедовал им о Христе, упоминая о многоразличных чудесах и знамениях совершенных и явленных Богом, но руссы в ответ сказали ему, что если не увидят «чего-либо подобного, особенно подобного тому, что … случилось с тремя отроками в пещи». то не поверят. «Не поколебался служитель Божий, но, вспомнивши слова Христовы: Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 12, 14); веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит(Ин. 14, 12), разумеется, в том случае, когда это просится не для тщеславия, а для спасения душ, смело отвечал язычникам: "Хотя и не должно искушать Господа, однако, если вы искренно решились обратиться к Нему, просите, чего желаете, и Он все исполнить по вашей вере, как мы ни ничтожны пред Его величием". Они просили, чтобы повергнута была в огонь, нарочито разведенный, самая книга Евангелия, давая обет непременно обратиться к христианскому Богу, если она останется в огне невредимою. Тогда епископ, возведши очи и руки свои горе, воззвал велегласно: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Прослави и ныне святое имя Твое пред очию сего народа», – и вверг священную книгу Завета в пылающий костер. Прошло несколько часов, огонь потребил весь материал, и на пепелище оказалось Евангелие совершенно целое и неповрежденное; сохранились даже ленты, которыми оно было застегнуто. Видя это, варвары, пораженные величием чуда, немедленно начали креститься»3. Была создана епархия "Россия" Карташев А.В., Петрушко В.И. полагают, что первым епископом стал Михаил. Таким образом милостью Божией и заступлением Божией матери греки были спасены от смерти, в честь чего и начали отмечать праздник Покрова Божией Матери, а на Руси Ее заступлением и покровом зарождается вера в истинного Бога. Так Промыслом Бога сама Пречистая Дева стала духовной матерью нашего народа и положила начало чудесам своим на Руси, которым сейчас нет числа. Поэтому не удивительно, что ни в одной стране мира Она так не прославляется как в нашем народе и больше нигде нет столько чудотворных икон Божией Матери, как в России.

      1   2


    написать администратору сайта