Реферат по какой-то необычной теме. Французское искусство на рубеже xviixviii веков
Скачать 102.4 Kb.
|
Оглавление Введение Глава 1. Французское искусство на рубеже XVII-XVIII веков .1 Влияние социально-экономических условий на формирование стиля во французском интерьере .2 Признаки появления нового стиля Глава 2. Рококо - определяющий и главенствующий стиль французского интерьера в XVIII веке .1 Зарождение и расцвет рококо .2 Зрелый период рококо Глава 3. Неоклассицизм или перерождение рококо .1 Творческие принципы стиля .2 Совершенствование технологий мебельного производства в эпоху неоклассицизма Заключение Список использованной литературы Введение В художественной культуре каждой эпохи совершенно очевидно значение достижений архитектуры, живописи, скульптуры. Но часто мы недооценивается роль прикладного искусства. Мебель, шпалеры, ткани, вышивки, керамика и ювелирные изделия, служившие людям и украшавшие их жизнь, обогащают представление о культуре той или иной эпохи или страны, об уровне развития различных ремесел, дают возможность познакомиться с бытом и нравами ушедших поколений. И порою весьма проблематично отделить тот рубеж, где один стиль искусства переходит в другой и с чем это связано и как это можно определить. Наилучшим примером смешения стилей в декоративно-прикладном искусстве можно назвать век XVIII во Франции, так как именно эта страна во второй половине предыдущего столетия завоевала ведущее положение в развитии художественного ремесла, поэтому в качестве предмета исследования выступают предметы французского интерьера XVIII века. На самом деле многие специалисты, особенно Н.Ю. Бирюкова, в своих работах делают акцент на то, что определяющей предпосылкой такого положения Франции нужно считать социально-экономические условия жизни в ней на тот период, выделяя собственно их как один из методов стилистического анализа, а не только производственный фактор или моду, предполагая, что они меняют конструкцию, а не видение предмета как образа нового времени, вследствие чего возникают проблемы экспертизы, а именно определения принадлежности предметов искусства к тому или иному стилю. Для изучения поставленной темы в полном объеме областью исследования выбран не только период становления Франции центром мирового искусства, но и период, когда страна находилась под влиянием веяний других культурных держав: Фландрии, Италии, Англии. В данной работе ставится цель - выделить методы стилистического анализа, которые наиболее точно отражают особенности французского интерьера в XVIII веке, и, собственно говоря, сами стили. Эта проблема недостаточно изучена, потому что в ходе исследования были выявлены различные мнения даже на сроки существования стилей в рассматриваемой эпохе, поэтому в работе использовались труды не только российских специалистов: Соболева Н.Н., Воронихиной Л.Н., но и зарубежных: Морана А. де, Виплера Б.Р., для того чтобы изучить проблему с разных точек зрения. Глава 1. Французское искусство на рубеже XVII-XVIII веков 1.1 Влияние социально-экономических условий на формирование стиля во французском интерьереXVII век можно обозначить как период, когда Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется, прежде всего, развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век - одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был резко неравномерным. Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Прежде всего это касается ближайших соседей Франции, особенно Фландрии, огромный социальный и духовный подъем, пережитый Фландрией в период революции, сыграл решающую роль в расцвете культуры. Неслучайно через все искусство проходит тема стихийной жизненной мощи, всевластной, безграничной; слышатся отзвуки героической эпохи. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса, когда эпоха барокко вступает в свои права. И, несмотря на то, что Франция никогда в полной мере не присоединялась к барокко, она оказала свое влияние на его развитие в большей степени, чем любая другая страна. Это было связано с тем, что слава Версаля, дворца «Короля-солнца» с великолепными садами Андре Ленотра, распространилась по всей Европе. Иконографическим источником декора семи помещений королевских апартаментов, выполненных Шарлем Лебреном, стали мифы об Аполлоне, поскольку король считал себя живым воплощением греческого бога Солнца. Оформление Ленотром садового комплекса 1662 - 1690 гг. следует той же иконографии, кульминацией которой является бассейн Аполлона с великолепной скульптурной группой работы Жана-Батиста Тюби. Но если подытожить, то во Франции барокко ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти, показывая и выделяя ее во всем: от скульптур подле Версаля до мельчайших деталей декорирования столовых приборов. Советником короля в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль в его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из впечатляющих примеров слияния искусств. Зато с началом нового, XVШ столетия совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 г. "Короля-солнца", последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. «То, что создавали отцы, - сыновей уже не удовлетворяет. Они ищут новые мотивы, формы, законы». Кризис абсолютизма явился основной предпосылкой изменения стиля во Франции. В 1694 году из-за финансовых затруднений закрывается Мануфактура королевской меблировки. Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовики XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, надвигающихся грозных бедствий. Король перестает быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы. Следует обратить внимание на одну закономерность в развитии стиля, сформулированную исследователем Гийомом Жанно: «Изменения художественных концепций опережают их широкое практическое использование и распространение». 1.2 Признаки появления нового стилястиль французский интерьер рококо В самом начале XVIII века перестраивается ряд залов больших апартаментов Версаля. Исчезают полные пафоса аллегории, появляется растительный орнамент, меняется цветовая гамма - в отделке начинают преобладать светлые тона, белый цвет и позолота. Но полного изменения стиля не происходит, хотя внешние условия изменились, как экономические, так и социальные, возникает неопределенность стиля, и уже изменившиеся вкусы и требования заставляют обращаться к художникам младшего поколения (Куапель, Жувене, Ватто), в то время как усилия архитекторов направляются на поиски новых решений, которые позволили бы сделать жилое помещение приспособленным не только для торжественных церемоний, но и комфортным и пригодным для разнообразных жизненных потребностей. И тогда внутренняя планировка отелей становится рациональной. Элементарное высокое зеркало над низким камином является самым современным решением, принадлежащим декористу Роберу де Котту. Другими словами, как точно указал Б.Р. Виплер: «Процесс преодоления барочных традиций был связан зарождением интереса к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, хозяева которого скорее заботились об элегантной праздничности и комфорте здания, чем о его торжественной представительности». Мебель свободно размещается в помещении, не загромождает его, сама является элементом украшения. Лепной орнамент стен, зеркал, мебели, каминов, канделябров, рисунки тканей и формы дверных ручек тщательно прорисовываются. Интерьер дополняют изящные светильники и многочисленные зеркала. Модны расставленные на каминных полках, специальных подставках-консолях и шкафах-горках изящные декоративные вазы и фарфоровые скульптуры. Мебель приобретает хрупкую легкость и элегантность. Наряду со стационарной мебелью стали производиться многочисленные типы легкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров: стулья, легкие кресла со спинками, как бы облегающими тело, банкетки. Появляется целый ряд принципиально новых типов мебели: канапе, шезлонг, кушетка, бержер (кресло с дополнительной табуреткой). Возможно, именно это является самым что ни на есть первичным признаком зарождения принципиально нового стиля, ведь интерьер начинает меняться и сточки зрения технологии производства. Все новые предметы, обитые одинаковой тканью (а нередко и дорогостоящей шпалерой, гобеленом), образуют гарнитур, в котором отправной точкой считалась софа. Появляются предназначенные для дам изящные туалеты с зеркалами, а также конторки, секретеры. Полноправной частью интерьера становятся несколько тяжеловатые платяные и книжные шкафы. Для декора мебели становятся характерными свободно располагающиеся изящные узоры: цветы, расписанные по желтому, розовому, голубому или светло-зеленому фону. По мнению Н.Ю. Бирюковой, «распространенность моды на китайское искусство привела к появлению особого стиля шинуазри»: китайские мотивы наносились краской или золотом по черному лаку. Все выше перечисленные особенности французского интерьера во всем мире принято причислять к стилю рококо (само название происходит от сочетания двух слов: «барокко» и «рокайль», последний из которых переводится с фр. rocaille - «раковина»). Но уже само происхождение говорит о сочетании стилей и ставит вопрос о выделении временных границ наступления нового стиля, о его перерождении и расцвете. Глава 2. Рококо - определяющий и главенствующий стиль французского интерьера в XVIII веке 2.1 Зарождение и расцвет рококоЗарождение рококо находит опять же свое выражение в строительной деятельности Роббера де Кота, в орнаментальных композициях Берена, в декоративных росписях и орнаментах Ватто. Основным орнаментальным мотивом нового стиля становится причудливый завиток (рокайль). Но он появляется в 1720 году, становится доминирующим в орнаментальных композициях Пино, однако следует отметить, что на этой стадии характер орнамента стиля рокайль не достигает полной зрелости. Он сохраняет симметрию, достаточно уравновешен (намечается социальная ориентация на высшее общество), что самое главное, в этом периоде еще встречаются черты, характерные для стиля второй половины XVII века как в отдельных элементах интерьера, так и в формах изделий и технических приемах изготовления. Основной особенностью того времени, наложившей яркий отпечаток как на мебель, так и на все другие отрасли прикладного искусства, стало то обстоятельство, что творцами новых форм в подавляющем большинстве были мастера, «творческое лицо которых сформировалось в конце XVII века», и наряду с явными признаками нового стиля в их произведениях совершенно закономерно являлись черты старого стиля. Достаточно привести в пример Андре-Шарля Булля, творческая деятельность которого не прекращалась до самой его смерти, то есть до 1723 года. Вещи этого мастера, исполненные в кульминационный период развития пышного и репрезентативного стиля предшествующего столетия, еще долго продолжали украшать королевские резиденции и дворцы французской и европейской знати - его постоянных заказчиков. Эволюция стиля мебели, как обычно, шла не по линии изменения ее формы, а, в первую очередь, по пути изменения украшающего ее орнаментального декора. Форма мебели эволюционировала медленнее, что в начале выражалось главным образом в ее облегчении. Так, изделия Булля, исполненные на рубеже столетий, еще сохраняют старые формы и лишь несколько утрачивают свою величественность. Но они украшаются исполненным в технике инкрустации из меди и панциря черепахи орнаментом по рисункам Берена - легкими, изящными гротесками и мотивами китайщины. Примеров подобных вещей можно привести множество. В Эрмитаже находятся два письменных стола. Их традиционная для XVII века форма так называемых бюро Мазарини, несколько облегчается, приобретая большую динамичность и подвижность контуров, а набор повторяет гротескные композиции Берена. Другим примером может служить зеркало, считающееся работой Булля, поставленное в 1713 году торговцем Делару герцогине Беррийской, после смерти которой оно перешло к дочери Сен-Симона, а затем к его внучке принцессе Шиме. Форма зеркала восходит к гравюре Булля, обратная сторона украшена набором, повторяющим орнаментальную композицию Берена. Трансформацией письменные столы обязаны также Буллю. Среди приписываемых ему рисунков можно видеть варианты, определившие основные особенности этой мебели и послужившие образцом для разработок целому ряду последующих мастеров, в том числе Шарлю Крессану. Bureau plat имеет уже плавно изогнуты ножки и три выдвижных ящика в царге. Кроме обычного набора из панциря черепахи и меди, бюро Булля украшались несколько тяжеловесными бронзовыми накладками, рисунок которых носил все особенности XVII века: на углах накладки имели вид женских головок, которые затем у Шарля Крессана становятся изогнутыми и динамичными, превращаясь в так называемые эспаньолетки. Форма bureau plat имела, несомненно, и некоторые переходные варианты. Так, в Музее Декоративного искусства в Париже имеется бюро черного дерева на восьми изогнутых ножках, заканчивающихся копытцами. Боковые ящики образуют выпуклый изгиб, средний ящик слегка вогнут, бронзовые накладки и свисающие ручки по типу восходят к бронзе на изделиях мастерской Булля. Кажется возможным рассматривать это бюро как некую переходную форму между бюро Мазарини и bureau plat, бюро Мазарини почили вместе с эпохой его кардинальства. Кроме того, специалисты предполагают, что бюро носит отпечаток китайского мотива, так как на рубеже XVII и XVIII столетий французские мебельщики заимствовали у китайцев конструктивные детали мебели, что и привело к коренному изменению привычных и характерных для XVII века форм и легло в основу стиля рококо в этом виде прикладного искусства. Примером служит столик черного лака, инкрустированный деревом и перламутром, датированный XV столетием. Если не знать о его китайском происхождении и ранней датировке, то его можно принять за французскую работу XVIII столетия. Об этом свидетельствуют и пластичный S-образный изгиб ножек, и плавный переход к царге, и слегка закругленные углы четырехугольной столешницы. Данное явление опять же можно наблюдать в работах Булля, учеником которого является выше упомянутый Крессан. 2.2 Зрелый период рококоВторой период, период расцвета охватывает три десятилетия (1730-1760 гг.), отличился детальностью тех же художников - Пино, Буше, целого ряда декористов, в творчестве которых симметричность заменяется равновесием масс, а формы изделий достигают предельной динамичности. Мебель становится пластичной, получает плавный изгиб. Действительно, Крессан может с полным основанием рассматриваться как «мастер воплощения зрелого рококо в интерьере». Так, исследователи по праву считают, что именно он довел форму комода стиля рококо до ее завершенности. В конце тридцатых и в сороковых годах XVIII века он создавал комоды еще на высоких, но значительно изогнутых ножках с пластичным изгибом корпуса, однако украшающие их бронзовые накладки уже не подчеркивают контуры, а как бы их маскируют, что характеризует зрелую стадию стиля рокайль в мебели. Также следует подчеркнуть роль рисунков Никола Пино в создании мебели зрелого стиля рококо. Рисунки Пино, к сожалению, не датированы, и трудно с уверенностью определить, когда и для чего он их создавал. Так, к 1730-м годам относятся рисунки комодов Пино из собрания Музея Декоративного искусства в Париже, где наряду с переходными формами в них уже видны черты зрелого стиля. Всеми особенностями сложившегося стиля рококо отмечены и его рисунки консолей этого времени, особенно резная золоченая консоль XVIII века. Хотя у консоли еще симметричное построение и четыре ножки, но у них сложная конфигурация. На переднем фестоне царги, в центре, на фоне трельяжа, помещена маска сатира и акантовые листья. Несмотря на массивность, украшающий консоль орнамент несет в себе элементы стиля рококо и его динамику. Таким образом, с поисками новых форм в искусстве происходят поиски новых технических приемов декоративных средств, по большей части заимствованных с Востока. И восточные воздействия были восприняты отнюдь не поверхностно, они были творчески переработаны и выразились не только в использовании восточных лаков, но и в коренных изменениях конструктивных основ предмета. Тогда же следует отметить отличительной чертой декора наличие фарфоровых предметов в интерьере французской знати в середине XVIII века, предметов из «твердого» китайского фарфора. Но уже 1760 год становится годом перехода от крайностей стиля рококо, переходом смены декора. Глава 3. Неоклассицизм или перерождение рококо 3.1 Творческие принципы стиляПравление Людовика XVI (1754-1793), избегавшего вычурной куртуазности, принесло большую строгость в отделке интерьеров и изготовлении мебели. Этот французский стиль, представляющий собой нечто среднее между рококо и классицизмом, так и называется “Луи Шестнадцатый” (“Луи Сез”). Иногда его называют в честь королевы Марии Антуанетты, позднее исследователи посчитали правильным обозначить данный стиль термином «неоклассицизм». Мебель приобретает более строгие, менее причудливые формы; корпусная мебель (шкафы-буфеты, бюро, секретеры) обретает легкость строго геометрических форм с широкими поверхностями красного дерева, подчеркивающимися бронзовой отделкой, избегающей пышности и стремящейся к античной простоте, нередко воспроизводящей древнегреческие и римские орнаменты. Именно в 1760-е годы рисунок еще сохраняет растительные мотивы, но на бронзовых накладках завитки рокайль уступают место строго античному орнаменту - гирляндам лавровых листьев, бараньим головам, розеткам. Конечно, не сразу были изжиты изогнутые формы стиля рококо, но они приобрели большую плавность нового стиля. На формирование стиля значительное влияние оказали вкусы самого короля - Людовика XVI. И хотя отмечено, что неоклассицизм оперировал относительно скромными выразительными средствами, он оставался придворно-аристократическим стилем. Вместе с тем в нем было уже много буржуазных черт, а буржуазия первой обратилась к античному наследству. Для демократической мысли XVIII века образцом государственного устройства служила Римская республика. Н.Ю. Бирюкова именно этим объясняет причину того, что «пышность королевских стилей стала вытесняться строгими античными формами, что явилось признаком надвигающей революции». Неоклассицизм стал выразителем революционных идей и настроений. Прошло немного времени, и мощные удары буржуазной революции до основания разрушили феодально-абсолютистскую систему, что не могло не сказаться на декоративно-прикладном искусстве. А мебельное искусство этого периода представлено целым рядом знаменитостей. Одним из главных создателей нового стиля явился Ж.А. Ризенер. Он ввел в практику почти обязательный мотив куба с резной розеткой в месте крепления ножки. В эпоху неоклассицизма начинает играть самостоятельную роль бронза. И ни одна из стран на то время просто не могла соперничать с Францией по совершенству изделий из золоченой бронзы. Из нее выполнялись канделябры, люстры, бра, каминные таганы, настенные и настольные часы, а также декоративные детали: накладки для мебели, монтировки ваз для изделий из фарфора и кости. Бронза в мебели - это тонкие орнаменты или архитектурные детали, выполненные с ювелирным мастерством. Дальнейшее развитие ведет к еще большей легкости изделий. Бронзовые изделия неоклассицизма представлены в Эрмитаже творчеством Пьера-Филиппа Гомира. Многочисленные изделия этого мастера: часы, вазы, торшеры и тонко прочеканенные накладки для украшения мебели, - свидетельствуют о творческом претворении античных образцов, об умении сохранить пластичность и избавиться от сухости. Но, несмотря на всю тонкость работы, мебель не утрачивает свои утилитарные функции, а в полной мере их исполняет. Внутреннее убранство дополняется другим компонентами: шпалерами, тканями, вышивками, гобеленами. Прекрасным примером подобных гобеленов являются находящиеся в собрании Эрмитажа серии: «Сцены из Нового Завета» по картинам Жака Жувена, «История Эсфири» по картинам, написанным Франсуа де Труа. Полным ходом шло развитие шпалерного искусства, особенно на мануфактурах. Самым заметной личностью в этой области становится Бове. Во второй половине XVIII века мануфактура Бове обращается к античным сюжетам, в которых заметно воздействие живописных произведений. Характер этого вида прикладного искусства, орнаментальный в своей основе, способствует тому, что эволюция стиля гобеленов была связана главным образом с творчеством художников, работавших в сфере орнаментального искусства. Как и в предыдущем столетии, гобелены предназначались для парадных залов королевских дворцов и поэтому отличались огромными размерами. Длительные сроки их исполнения приводят к тому, что эволюция стилистических особенностей украшающего их орнамента отличается некоторой замедленностью в отличие от технологии производства мебели в данном стиле. 3.2 Совершенствование технологий мебельного производства в эпоху неоклассицизмаФранцузский философ-просветитель и художественный критик Дени Дидро писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо». Искусство эпохи неоклассицизма должно было говорить, и интерьер тоже стал «говорящим». Стремление к простым, геометрически правильным формам-характерный признак французского интерьера в стиле неоклассицизма- особенно усилилось в середине XVШ века. Это было связано с появившейся в 1752 г. книгой « Эссе об архитектуре». Ее автором был аббат Марк Антуан Ложье (1711-1769), член ордена иезуитов, историк и теоретик искусства, не имевший, однако, специального художественного образования. Основная идея Ложье заключалась в том, что примитивная хижина древнего человека стала прототипом для всей последующей архитектуры. Отвергая богатство архитектурного убранства эпохи Возрождения и барокко, Ложье призывал молодых мастеров строить простые здания, используя лишь самые необходимые элементы. На фронтисписе (рисунке, помещаемом слева от титульного листа) книги Ложье изображена женская фигура с циркулем и угольником в руках, символизирующая собой Архитектуру. Она указывает на сложенную из стволов деревьев хижину. Поставленные вертикально стволы впоследствии будут колоннами, положенные на них горизонтально - перекрытием, а перекрывающиеся наверху ветви, которыми выстлана крыша, - фронтоном. Влияние Ложье было огромным, и стремление к простоте стало господствующим. Особую популярность завоевали геометрические формы - куб, конус, сфера, пирамида, цилиндр. Идеи Ложье близки взглядам французского писателя и философа Жана Жака Руссо, идеализировавшего возвращение к природе. Многие аристократы того времени строили в своих усадьбах специальные «деревни» и «молочные фермы», где сами доили коров. Такую ферму соорудила и супруга Людовика 16 Мария Антуанетта в парке Малого Трианона в Версале. Тем не менее, основным мотивом неоклассицизм называют симметрию и статику. В мебели ножки выпрямляются, вздутые поверхности исчезают, линии декора повторяют очертания предмета. Плоскость становится четко выраженной. Оживают художественные традиции античного мира. Конечно, орнамент раннего неоклассицизма унаследовал от рококо утонченность, но в отличие от его причудливых композиций он построен на равномерном чередовании одинаковых мотивов. Диваны, кресла и стулья также эволюционируют в сторону спокойных решений. Ножки выпрямляются в тонкую, суживающуюся книзу колонку, покрытую каннелюрами. Локотники также выпрямляются, на их концах появляются волюты с акантовым листом. Становятся строгими формы сиденья и спинки. Появляется стул с овальной спинкой, украшенный симметрично спадающей на обе стороны гирляндой или завитком. Желание подчеркнуть конструкцию ведет к приему, когда на углах рамы сиденья, к которому прикрепляются ножки, линии орнамента прерываются, и угол оформляется небольшим кубом со вписанными с двух лицевых сторон резными розетками. Куб, как правило, является началом ножки. Стулья, кресла и диваны делаются из резного дерева, но они золотятся все реже. Окраска производится в светлые тона: белый, голубой, нежно-серый. В обивках преобладают светлые шелковые ткани с мелкими цветочками и гирляндами. Становится разнообразной и корпусная мебель. Выпускаются шкафы и шкафчики, шифоньеры различных форм, столы и столики прямоугольной и овальной формы. Широко входит в употребление письменный стол с цилиндрической крышкой, под которой скрывается множество ящиков. Делаются и открытые столы, украшенные палочками и балюстрадами. В это время стали изготавливать туалетные столы с зеркалом, вращающимся на горизонтальной оси, а также зеркала на двух стойках, устанавливаемые на полу (так называемые псише). Широко распространены угловые шкафчики, этажерки, карточные и рабочие столики, подставки, различные и другие легкие подвижные предметы. Поверхности мебели покрываются маркетри, выполняемым с большим мастерством. Набор изображает букеты цветов, ленты, бубны, свирели и т.п. Центральный мотив набора берется в прямоугольник, круг или овал. В общем, эволюция форм интерьера, бытовых предметов происходит под влиянием двух групп факторов: производственных и фактора моды. Первая группа - это развития техники и технологии, материалы и их свойства. Этот фактор оказывает влияние на структуру предметов, принципы их функционирования и конструкцию, эволюционируют как бы изнутри. Стиль в интерьере понимается как определенная устойчивая общность содержания творческих принципов, характера художественного выражения наиболее существенных признаков предметов и даже материальной и духовной культуры общества в изучаемом историческом периоде. Сюда же входит мода как показатель непродолжительного господства определенного вкуса, которому свойственна непрочная непродолжительная, быстропроходящая популярность. Заключение Небывалый расцвет всех отраслей художественного ремесла объединяет роль Франции в развитии западноевропейского искусства XVIII века. Но исследование ее искусства невозможно без выявления факторов и условий, под воздействием которых формировался стиль. Анализ конкретных стилистических методов показывает, что их стилеобразующее значение определяется не каждым из них в отдельности, а лишь в органическом единстве и взаимосвязи. Так, зависимость от интерьера, определившаяся эволюцией архитектурного стиля, изменениями планировки помещений и приемов их внутреннего декора, влекла за собой соответствующие изменения в мебели, а именно эволюцию ее форм и стиля, повлияла на развитие многих видов прикладного искусства, дополняющих убранство помещений. Действительно, мебельное производство, достигшее в XVIII веке небывалого расцвета, является ведущей отраслью прикладного искусства Франции, как с точки зрения технологии производства, так и с точки понимания и восприятия внешних воздействий: политических, экономических, социальных. Остается отметить, что метод исследования французского интерьера XVIII века, с учетом выявления и определения стилеобразующих факторов и условий, под воздействием которых формировался стиль, также применим и для использования в изучении интерьера других западных стран, если принимать во внимание специфику их исторического и культурного развития в этот период. Список использованной литературы 1. Барташевич А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели (под общ. ред. А.А. Барташевича)/серия «Высшее профессиональное образование». - Ростов Н/Д: Феникс, 2004. - 400 с. . Бирюкова Н.Ю. Прикладное искусство Франции XVII-XVIII веков. Развитие и стиль. /Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. - СПб, 2002. - 240 с. . Виплер Б.Р. Несколько тезисов к проблеме стиля/Изд-во «Творчество». - М, 1962. . Воронихина Л.Н., Зернов Б.А., Лившиц Н.А. Искусство XVIII века. Франция, Италия, Германия, Австрия, Англия/Искусство. - М, 1966. - 350 с. . Кверфельд Э.К. Фарфор/Искусство. - М, 1940. . Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней/Искусство. - М, 1982. - 450 с. . Соболев Н.Н. Стили в мебели/Изд-во Акад. арх-ры. - М, 1939. - 640 с. . Прикладное искусство Западной Европы и России. Сборник научных трудов/Изд-во Гос. Эрмитажа. - СПб, - 1999. - 284 с. 9. Jessen P. Das Ornament des Rococo und siene Vorstuten. Leipzig, 1894. S.480 . Janneau G. L'e poque Lois XV. Paris, 1967 S.214 |