Главная страница
Навигация по странице:

  • «эдипова комплекса»/«комплекс электры»

  • Персона

  • ) адекватная компенсация

  • фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм и неофрейдизм направления, идеи, представители


    Скачать 43.2 Kb.
    НазваниеФрейдизм и неофрейдизм направления, идеи, представители
    Анкорфрейдизм и неофрейдизм
    Дата27.01.2023
    Размер43.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаae47fc8279e4b99a3ecd2e9dc359ec44.docx
    ТипДоклад
    #908711

    Евдокимова М. К. группа 111

    Доклад на тему: «Фрейдизм и неофрейдизм: направления, идеи, представители»
    План:

    I) Зигмунд Фрейд:

    - метод лечения истерии

    - первая модель человеческой психики

    - метод «свободных ассоциаций»

    - теория сексуальности

    - новое представление о внутреннем мире человека

    II) Фрейдизм: 1) Карл Юнг:

    - бессознательное

    - архетипы

    - критика Фрейда

    - типы личностей

    - синхроничность

    2) Альфред Адлер:

    - суть теории личности

    - типы личности

    - развитие личности

    - теория компенсации

    - стремление к превосходству

    - теория личностного конфликта

    III) Неофрейдизм: 1) Карен Хорни:

    - основные положения учения

    - межличностные связи

    - критика Фрейда

    - потребность во власти

    - потребность в любви

    - самоанализ

    2) Эрих Фромм: культура, через призму человека

    IV) Заключение

    V) Список использованной литературы
    I) Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский врач еврейского происхождения. После захвата Австрии фашистами эмигрировал в Великобританию. Получил медицинский диплом в Венском университете.
    Метод лечения истерии

    Свою врачебную практику Фрейд начинал как невропатолог. Он изучал случаи истерии, истерического паралича, заикания и фобии, а также поведение людей после гипноза. Дотошный анализ богатого практического опыта позволил Фрейду сформулировать тезис о том, что психические образования не доходящие до человеческого сознания лежат в основе психогенных заболеваний. Страхи, сомнения, обиды или потрясения намеренно забываются человеком и вызывают болезненные симптомы потому, что тот не способен на них отреагировать должным образом. Данный тезис позволил З. Фрейду и Й. Брейеру разработать катартический метод лечения истерии. Название метода происходит от древнегреческого слова катарсис, что означает очищение и обновление, таким образом суть метода в исцилении пациента путём освобождения от негативных переживаний. Согласно этому методу, врач должен вернуть память пациенту о травмирующих событиях, проконтролировать как пациент переживёт это событие заново, направить его в осознании и преодолении его страхов и несовершенств.
    Первая модель человеческой психики

    В конце XIX и до 1920 годов Фрейд создаёт учение о роли бессознательного в жизни людей. Согласно Фрейду бессознательное – это отдельная автономная структура, безличное природное начало души. Оно не является частью сознания и формируется с самого детства, когда в него «прячутся» неприемлемые для человека желания, страхи и переживания. Взрослея, человек отходит от «принципа удовольствия», которым руководствовался в детстве, и следует «принципу реальности». Для ребёнка всё дозволено, его богатая и красочная фантазия помогает ему удовлетворить свои желания, но взрослый, живущий в социуме человек не способен на это, а потому возникает необходимость отбрасывать, контролировать и подавлять запретные влечения.

    Выводом размышлений Фрейда становится модель человеческой психики:

    1) бессознательное – мощное энергетическое начало, хранилище инстинктов, которые стремятся вырваться в зону сознания.

    2) предсознательное – структура-страж, которая находится между сознательным и бессознательным. Лишь по согласию сознательного пропускает в него впечатления, а неприемлемое отбрасывает обратно в бессознательное.

    3) сознательное – структура, имеющая непосредственное и надёжное восприятие, выражаемое словами.

    Метод «свободных ассоциаций»

    Отброшенные в бессознательное страхи, и влечения не теряют своей мощной негативной энергии, потому они стремятся проникнуть в сознание человека. Это выражается в невротических симптомах, опискх и оговорках, в символах, которые являются человеку во сне.

    Метод психоанализа, разработанный Фрейдом предполагает внимательный анализ снов, симптомов и оговорок. Врачебная практика Зигмунда Фрейда позволила ему составить словник бессознательной символики снов, а также в 1900 году издаётся его труд «Толкование сновидений». Другой метод подразумевает анализ поведения пациента, во время беседы с ним, и самой его речи, в поисках оговорок и символов, с чьей помощью пробивается бессознательное.

    Задача психоаналитика истолковать символы и оговорки, но в ходе работы с больными Фрейд обнаружил ряд защитных механизмов сознательного от прорыва подавленных инстинктов:

    1) сдвиги и вытеснение – блокирование запретного, травмирующего

    2) проекция – перенос собственных запретных влечений на других людей

    3) замещение – перенос негативных эмоций с причины на отвлечённых объект

    4) рационализация – приписывание других причин, которые удовлетворяют требованиям сознательного, своим действиям

    5) регрессия – возвращение к детским формам поведения, отрицание ответственности

    6) отрицание – категорическое отбрасывание травмирующего

    7) сублимация – переключение на социально полезное действие

    8) реактивное образование – трансформирование чувств и эмоций в противоположные

    Теория сексуальности

    Согласно Фрейду человеку присуще два основных инстинкта – самосохранения и продолжения рода. Выводя свою теорию, Фрейд считал половой инстинкт доминирующим в человеческой жизни. Термин либидо, введённый Фрейдом, обозначал половое влечение, и с ним Фрейд связывал множество отдельных концепций.

    Во-первых, концепция «эдипова комплекса»/«комплекс электры».

    Согласно Фрейду ребёнок испытывает травму рождения, когда отсоединяется от материнского организма и начинает существовать самостоятельно. Испытывая травму, ребёнок стремится воссоединиться с матерью, вернуться к внутриутробной гармонии. Таким образом именно мать становится первым объектом эротического влечения, возникающего под подчинением «принципу удовольствия». На этом пути отец является преградой для ребёнка. Он требует от дитя самостоятельности и отрывает его от матери. Так на бессознательном уровне у ребёнка формируется желание убить своего отца. Фрейд считал, что многие поступки людей на самом деле обоснованы скрытым «эдиповым комплексом».

    Во-вторых, теория сублимации влечений. Доктор Фрейд считал, что человек становится невротиком из-за давящих на него норм морали и культурных представлений. Однако, также Фрейд видел в культуре и социуме возможность для человека сублимировать свои запретные желания. Деятельность связанная с религией и культурой по мнению Фрейда это проявление «общечеловеческого невроза навязчивости», связанного с «эдиповым комплексом» и вид терапии, освобождающий от внутренних противоречий.
    Новое представление о внутреннем мире человека

    Начиная с 1920 годов Фрейд разрабатывает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека: сексуальном влечении Эроса и влечении к смерти Танатоса. Эрос по Фрейду обозначает не только сексуальное влечение, но и желание любви в общем (любви к семье, к человечеству, любовь к природе и т. д.). Эрос глубоко конструктивен и выступает в роли инстинкта созидания. Соответственно Танатос – это деструктивная сила, выступающая в роли распада, ведущая к убийству и самоубийству. Оба инстинкта находятся в человеке и ни один не подавляет другого.

    Так же Фрейд пересматривает свою модель человеческой психики. Теперь он строит следующую триаду:

    1) Оно – сфера бессознательного, где буйствуют вытесненные влечения и страхи, которая подчиняется принципу удовольствия.

    2) Я/Эго – разумная и рассудительная часть внутреннего мира, подчиняющаяся принципу реальности. Фрейд называл эту часть «несчастным Я», так как на неё с дух сторон давят и инстинкты, и нормы морали.

    3) Сверх-Я/Супер-Эго – бессознательная инстанция морального контроля, содержащая культурные требования и ограничения влечений, выполняет роль внутреннего цензора. Согласно Фрейду данная инстанция формируется за счёт идентификации с отцом, который одновременно выступает как соперник и авторитет. Сверх-Я перехватывает агрессивные стремления людей и направляет их внутрь, преображаясь в совесть. Чем больше человек отказывается от реализации своих желаний, тем больше его страдания, тем подозрительнее становится совесть.

    Фрейд полагал, что все тайны бессознательного могут быть прояснены при помощи психоанализа, а все невротики излечены. «Там, где было оно, должно стать Я!»- придерживаясь данного принципа Фрейд считал, что разум способен возобладать над инстинктами.
    II) Фрейдизм

    1) Карл Юнг

    Карл Густав Юнг – швейцарский врач, психолог и философ, основатель аналитической психологии, развил собственное представление о бессознательном.

    Особенностью всего творчества Юнга является его глубокий интерес к оккультным наукам, стремление связать алхимию и психологию и теоретически истолковать различные мистические явления.

    Бессознательное

    Согласно Юнгу бессознательное не сводится к вместилищу вытесненных влечений, а само состоит из структур. Под индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное – тайный пласт психики, выводящий нас за пределы индивида, обладающий сверхличной всеобщей природой. Это значит, что оно не имеет границ и присуще всем людям. Коллективное бессознательное не может быть непосредственно высказано в слове и освящено в сознании, даже с помощью психоанализа. Поэтому сны указывают на подъём из глубин внутреннего мира неких инстинктивных сил, характерных для всех людей. Глубинные пласты внутреннего мира несут в себе функцию смыслообразования и сакральные символы – это не болезнь и не невроз.

    Архетипы

    Коллективное бессознательное состоит из архетипов – прототипов конкретных образов, априорных идей, возможностей представления, которые существуют вне времени и пространства и выступают организаторами психики через накопленный опыт.

    Основные архетипы:

    1) Анима (лат. душа) – природный женский архетип. Это выражение жизни, в которой есть и благо, и зло. Анима – это персонификация Эроса и символически представлена галереей женских фигур.

    Доминирование Анимы в мужчине выражается в женоподобном поведении и неспособности принимать самостоятельные решения. Гармонично развитая Анима у мужчины выражается в успешном соотношении с собственным бессознательным.

    2) Анимус (душа мужского пола) – мужской архетип. Это выражение способности к рациональному мышлению и рефлексии. Анимус – это персонификация Логоса.

    Доминирование Анимуса в женщине выражается в мужеподобном поведении и агрессивности, властолюбии, самоуверенности. Гармонично развитый Анимус у женщины выражается в более рациональных действиях и целенаправленности.

    3) Персона – это совокупность наших социальных ролей.

    4) Тень – это совокупность наших страхов, инфантильных желаний, сексуальных комплексов и агрессивных влечений. Обычно тень проецируется на других, так как человек не желает признавать за собой не одобряемые им желания. Однако, опыт показывает, что уничтожить её невозможно и просто подавить не удастся. Таким образом, чтобы устранить невроз необходимо научиться принимать собственную Тень и сосуществовать с ней.

    5) Самость – это психологический образ Бога, центр беспредельной личности, целостность человека как индивидуальности. К Самости ведёт процесс индивидуации, процесс становления личности, такого психологического её развития, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.

    Архетипы, согласно Юнгу, по природе своей таинственны, а потому существуют в символах, и обладают колоссальной энергией безличного, которая грозит уничтожить человека. Именно наличие этой энергии заставляло человечество укреплять сознание. Это повлияло на религию. Догматические священные символы сложились так, чтобы и приоткрыть архетип, и скрыть его, защищая человека от энергии бессознательного. Юнг высоко ценит религиозную символику, которая вырастает в лоне культуры, и отвергает мистику, которая бросает человека в хаотическую бездну бессознательного.

    Критика Фрейда

    Юнг высказывает теорию о единстве сознательного и бессознательного, а не о их борьбе. Бессознательное говорит не только о прошлом, но и о будущем. Данный вывод сделан Юнгом в том числе и на основе собственных сновидений о кровавых горах (вскоре после этого разразилась Первая мировая война).

    Критикуя метод психоанализа, Юнг говорит, что между аналитиком и пациентом должно установиться сотрудничество, а не борьба. Придя к данной мысле Юнг развивает её и приходит к выводу о том, что аналиник и пациент должны принадлежать к одному психологическому типу.

    Типы личности

    Юнг называет два основных личностных типа:

    1) интроверт – личность, погружённая в глубины своего внутреннего мира, действующая в первую очередь по своей внутренней логике. Воздействие извне она принимает за угрозу, давление и вторжение.

    2) экстраверт – личность, активно выражающая себя в коммуникации, активная и ориентированная на других.

    Синхроничность

    Одним из интересных философско-психологических открытий Юнга было явление синхроничности. Оно означало некаузальное совпадение во времени душевных явлений и объективных событий. Между неким переживанием и событием не обнаруживалось никакой видимой причинной связи, но каким-то образом они оказывались связанны. Юнг высказал предположение о том, что для бессознательного пространство и время относительны, они составляют некий континуум, к которому имеет доступ бессознательное.
    2) Альфред Адлер

    Альфред Адлер – австрийский учёный, разработавший новое направление психоанализа – индивидуальная психология Адлера.

    Оно основано на социальных факторах, влияющих на психику и поведение людей. Краеугольным камнем исследованием Адлера стала личность и те механизмы, которые заставляют её развиваться. С развитием его учения Адлер всё больше расходился во мнении с Фрейдом и расстались они после скандала.

    Суть теории личности

    Адлер считал, что:

    1) человек – это целостная личность, а не мечущийся сборник из противоречивых образований.

    2) главная движущая сила человека – стремление к превосходству

    3) в основе каждой личности лежит творческое начало

    4) одну из решающих ролей в становлении личности играет её социальная принадлежность

    Альфред Адлер считал, что каждый ребенок рядом со всемогущими взрослыми, всецело владеющими его жизнью, испытывает острое чувство собственной неполноценности. Все дальнейшее его существование становится попыткой преодолеть это чувство, а пути преодоления могут быть самыми разными. Кто-то станет блестящим инженером, прекрасным врачом или талантливым политиком, а кто-то пойдет грабить в подворотни. Вот этот момент, по мнению ученого, во многом определяет социальная принадлежность.

    Согласно теории личности Адлера, под влиянием социума у человека формируются три основные жизненные задачи:

    1) дружба

    2) любовь

    3) работа

    В теории личности Адлера выделяют семь основных элементов:

    1) чувство неполноценности (хотя более корректный перевод – неполноты) и компенсация – такое ощущение зарождается у ребенка в детстве, становясь причиной внутреннего конфликта и давая толчок к развитию;

    2) стремление к превосходству – концепция Адлера называет его одним из основных стремлений в жизни человека;

    3) стиль жизни – это привычки и черты характера, формирующие личность; они закладываются в детстве и во взрослом возрасте остаются практически неизменными;

    4) социальный интерес – может быть положительным или отрицательным; проявляется как интерес к окружающим, стремление брать ответственность за других;

    5) творческое Я – психоаналитическая концепция Адлера утверждает, что развитие личности зависит от творческих способностей человека, умения проявлять их при решении различных вопросов;

    6) порядок рождения – ученый был уверен, что на характер влияет то, каким по порядку родился ребенок;

    7) фикционный финализм: жизненные цели являются фикцией, самая большая из них – это стремление к превосходству.
    Типы личности

    Ученый назвал основные типы поведения человека, классифицировав личности по этому показателю:

    1) управляющий - в основе – превосходство над другими, у таких людей низкий социальный интерес, они могут быть антисоциальными, враждебно настроенными по отношению к окружающим;

    2) берущий – для таких людей характерно полное или почти полное отсутствие социальной активности и интересов, склонность к паразитированию; они склонны к удовлетворению своих потребностей за счет других, но редко причиняют страдания;

    3) избегающий – таким людям присуще неумение решать проблемы, низкий или вовсе отсутствующий социальный интерес; они боятся неудач, избегают решения жизненных задач;

    4) социально-полезный – это тип личности, с высоким уровнем социального интереса, способностью сотрудничать и желанием помогать окружающим; такие люди заинтересованы в общении, искренне заботятся о других; это наиболее развитая личность по классификации ученого.
    Развитие личности

    Формирование характера, мировоззрения, поведения обусловлено чувством неполноценности и, как результат, стремлением превосходства. Таким образом, основа личности, согласно теории Адлера, носит двойной характер. На нее влияют стиль жизни и фиктивный финализм.

    Индивидуальная психология Адлера утверждает, что стиль жизни формируется на основе отношений между ребенком и его родителями. Он зависит от страданий, с которыми сталкивается маленький человек. Ученый разделил их на три основные категории: гиперопека, отсутствие внимания к ребенку, физические дефекты.

    Страдания зарождают в человеке комплекс неполноценности, и всю дальнейшую жизнь личность стремится его преодолеть.

    Кроме того, на стиль жизни влияет творческий центр личности, творческое Я. По Адлеру, это важная составляющая, которая становится дополнительной мотивацией для человека. От нее зависит многое: развитие памяти и образного мышления, восприятие окружающего мира.

    Наконец, в развитии личности играет роль порядок рождения ребенка. По мнению Адлера, это важный момент, который во многом формирует стиль жизни. Старшие дети, первенцы могут быть эгоцентричными, они получают достаточное количество внимания от родителей, поэтому появление следующего ребенка может стать для первенца драмой. Он вынужден приспосабливаться к новым обстоятельствам, поэтому может стать лидером, одиночкой. Нередко именно первенцы становятся ревнителями традиций, семейных ценностей, консерваторами. Средние дети вынуждены постоянно соперничать со старшими братьями или сестрами, поэтому в них ярко проявляется стремление к установлению собственных рекордов. По мнению ученого, именно средние дети больше других предрасположены к достижению заметных результатов, у них хорошие лидерские задатки. Если ребенок единственный, он может быть склонен к эгоцентризму, зависимости от мнения других. Привыкнув с младенчества к максимальному вниманию родителей, он требует такого же отношения и от окружающих.

    По мере взросления личность сталкивается с различными задачами, которые необходимо решить комплексно. Человек понимает это на подсознательном уровне, поэтому неосознанно стремиться проявить себя, занять значимое место в обществе. Для этого он проявляет социальный интерес. По мнению Адлера, психологически зрелая, развитая личность положительно относится к окружающим, к людям в целом, интересуется ими.

    Кроме того, ученый ввел понятие степени активности – это способ решения жизненных проблем. Он зависит от типа личности. По мнению Адлера, самая высокая степень развития личности – это социально-полезный тип характера.
    Теория компенсации

    Эту концепцию ученый разработал, наблюдая за людьми с физическими дефектами, слабым здоровьем. Он пришел к выводу: люди, страдающие комплексом неполноценности, имеющие увечья или недостатки, стремятся компенсировать свои психологические проблемы за счет выдающихся достижений в различных сферах жизни. Это может быть карьера или занятия спортом, творчеством. Такие личности подсознательно выбирают путь борьбы, они не готовы сдаваться перед внешними обстоятельствами.

    Такая постоянная стимуляция своих способностей может проявляться в одной из трех форм:

    1) адекватная компенсация – происходит, если превосходство и социальные интересы личности совпадают (например, человек занимается творчеством или спортом, пишет книги);

    2) сверхкомпенсация – человек уделяет максимум внимания развитию одной из способностей, при этом сверхразвитие направлено на самого человека (например, постоянное накопительство материальных благ);

    3) мнимая компенсация – в этом случае личность не занимается развитием, поскольку комплекс неполноценности компенсируется объективными факторами (например, болезнью).
    Стремление к превосходству

    Потребность стать лучше окружающих – врожденная, она является фундаментом личности и придает человеческой жизни смысл. По мнению Адлера, стремление к превосходству – это основа саморазвития. Именно такая потребность помогает преодолевать трудности, она заставляет человека ставить перед собой цели и стремиться к их достижению. Это основа мотивации личности, главный «двигатель». Даже если человек находится в гармонии с собой и окружающим миром, стремление к превосходству заставляет его двигаться вперед.
    Теория личностного конфликта

    По Адлеру, межличностный конфликт обусловлен комплексом неполноценности, который развивается в первые пять лет жизни человека. За счет стремления к превосходству личность пытается компенсировать чувство неполноты. Ученый раскрыл два способа такой компенсации:

    1) развитие социального интереса, социального чувства (если оно неразвито, возможны негативные проявления – формирование зависимостей, склонность к преступности);

    2) стимуляция способностей, развитие творческих склонностей.

    Теория Адлера, как и другие, имеет слабые места. Возможно, они связаны с тем, что при создании индивидуальной психологии личности ученый во многих моментах опирался на субъективный опыт собственного трудного и не слишком счастливого детства. Например, огромное значение он придавал тому, каким по счету в семье родился человек.

    Несмотря на спорные моменты, заслуги Адлера огромны. Например, именно благодаря ему, несколько зацикленная на сексуальности и бессознательности психология смогла повернуться к человеку лицом и увидеть в нем не только передравшиеся инстинкты, но и живую, творческую личность.
    III) Неофрейдизм

    - это направление в психологии и философии, представители которого пересмотрели важнейшие положения Фрейда, оставив почти в неприкосновенности технику и общую методологию психоанализа.

    Начало ревизии Фрейдизма положила Карен Хорни своими работами по женской сексуальности. Она провела радикальную дебиологизацию психоанализа, подчёркивая роль социального фактора в неврозах.
    1) Карен Хорни

    Карен Хорни (1885-1952) родилась в Германии и первой среди женщин Германии получила медицинскую докторскую степень в Берлинском университете в 1915 году. Изучала психоанализ в берлинском психоаналитическом институте, а затем работала психиатром там же. В 1932 году уехала в США и работала в Чикагском и Нью-Йоркском психоаналитических институтах. Там она стала одним из основателей неофрейдизма.
    Основные положения учения Хорни:

    1) Решающее значение для развития человека имеют отношения между ребёнком и родителем.

    2) Основу мотивации человека состовляют:

    - потребность в удовлетворении

    - потребность в безопасности

    3) Любовь и тепло в отношении родителей к ребёнку способствует формированию здоровой личности. Их недостаток/отсутствие развивает у ребёнка базальные враждебность и тревогу. Под базальной тревогой понимается ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

    4) Выраженная базальная тревога ведёт к формированию невроза у взрослого человека.

    5) Человеку присущи основные потребности:

    -любовь и одобрение

    -руководящий партнёр

    -чёткие ограничения

    -власть

    -эксплуатация других

    -общественное признание

    -восхищение собой

    -честолюбие

    -самодостаточность и независимость

    -безупречность и неопровержимость

    Согласно Хорни здоровая личность удовлетворяет свои потребности, ориентируясь на обстоятельства, а невротическая фиксируется на одной потребности и стремится во что бы то ни стало ее удовлетворить, т. е. проявляет ригидность.
    Межличностные связи

    С целью достижения безопасности в мире человек использует различные стратегии взаимодействия с окружающими:

    1) на людей – стратегия, характеризующаяся зависимостью от других, нерешительностью и беспомощностью.

    В её основе лежит убеждение об уступке, как о решении конфликта.

    2) от людей – стратегия, характеризующаяся стремлением к уединению, независимости, самодостаточности.

    В её основе лежит убеждение об отстранении, как о решении конфликта.

    3) против людей – стратегия, характеризующаяся стремлением к доминированию, враждебностью и манипуляции другими людьми.

    В её основе лежит убеждение о наличии и использовании власти, как о решении конфликта.

    Критика Фрейда

    Карен Хорни считала, что игнорирование Фрейдом культурных факторов приводило к ложным обобщениям, и именно из-за этого психоанализ зашёл в тупик. Первоначально примыкавшие к фрейдовской школе Хорни, Салливан, Фромм и другие, под влиянием американских теорий стали придавать огромное значение роли социальной среды в формировании человеческой психики. Развитие культурной антропологии, которая исходила из положения о множественности культур и различности феноменов, отражающих ценностно-духовную практику человека, подталкивает Хорни к выводу: нет и не будет неврозов, которые присущи человеку по определению, то что в одной культуре вызывает невротические реакции, в другой может быть нормой. В результате оказались отвергнуты теории сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты стали изучать реакции человеческого организма на разнообразные стимулы и условия жизни. Человеческая психология оценивалась как пластичная и способная к бесконечной изменчивости.

    В реультате Карен приходит к выводу о том, что главный источник невроза – разрыв между реальным положением человека в обществе и созданным им своим идеализированным внутренним образом.

    Потребность во власти

    Также Хорни пишет о стремлении к власти. Доктор настаивает на том, что власть, престиж и обладание – это аспекты одной проблемы. Нормальный человек, по её мнению, стремится выстроить разносторонние отношения с другими людьми. Невротик, напротив, старается доминировать, завоёвывать престиж и добиваться благосостояния. Уточняя, Хорни пишет о рождении невротического стремления к власти из тревожности, ненависти и чувства собственной неполноценности. Нормальное стремление к власти рождается из силы, невротическое – из агрессии, неуверенности, желания навязать свою волю.

    Таким образом, Карен пытается отвергнуть теорию сексуальности Фрейда, и говорит о том, что связь между ранними детскими переживаниями и позднейшими взрослыми особенностями оказалась более сложной, чем предполагал Фрейд. В разных работах Хорни отмечала, что неврозы возникают не благодаря эдипову комплексу, а в результате нарушений в человеческих взаимоотношениях. Соответственно, для избавления от них следует искать те факторы окружающей среды, которые ответственны за возникновение невротических конфликтов.

    Потребность в любви

    Размышляя о потребности человека в любви, Хорни отмечает, что любовь – это необыкновенный дар, который позволяет выявлять специфически человеческое в человеке. Хорни и её сторонники считают, что любовь как свойство личности человек приобретает только в социуме, потому что именно в семье младенец получает опыт любви или опыт ненависти. Человеком не рождаются, человеком становятся. Любовь – это сокровенное чувство, а индивидуальная любовь – продукт культурного развития. Также Карен утверждает, что любовь гораздо глубже и богаче простых сексуальных уз. В контексте о потребности любви Хорни так же был изучен феномен мазохизма. Гипотеза Карен состояла в том, что мазохистские стремления направлены на удовлетворение, забвение и освобождение от собственного Я со всеми конфликтами и ограничениями.

    Самоанализ

    Карен Хорни не только критиковала Фрейда за его учения и теории, но и спорила с ним по поводу способности человека к самоанализу. Она убеждена в том, что в поле зрения классического психоанализа находился слабый, мятущийся человек, одолеваемый своими влечениями. Если же человеку присуща ответственность и зрелось, то он способен самостоятельно взглянуть своим страхам в лицо. Также Хорни отмечает, что самоанализ может выступать в качестве определённой стадии психоанализа, когда работая с пациентом врач предоставляет тому возможность самостоятельно осознать или прочувствовать процесс совместной работы, дать ему свободу принять окончательное решение.
    2) Эрих Фромм

    Эрих Фромм (1900-1980) – немецко-американский философ, психолог, один из основоположников неофрейдизма.

    Фромм рассматривал культуру через философскую антропологию: понять культуру можно только путём философского постижения человеческой природы. А человеческую природу он пытался осмыслить через его способ существования т. е. экзистенциально. Фромм подчёркивал, что рассматривал психологические факторы в качестве активных сил общественного развития, и показывал, как подавленные наклонности превращаются в стремления, как только они становятся основой его культуры. Эрих Фромм исследовал механизмы психики на фоне многомерного социального контекста.

    Философ считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли биологических факторов. Согласно Фромму, сексуальность сама по себе не приводит к закреплению соответствующих установок в личности человека. Значение фантазий – выражать стоящее за ними специфическое отношение к миру. Человек реагирует на изменение внешней обстановки собственным изменением. Психологические факторы человеческого общества в свою очередь способствуют дальнейшему развитию его экономического и социального прогресса.

    Фромм стремился связать психоанализ с социальной историей, показывая, как неповторимый экзистенциальный склад личности вписывается в конкретный общественный фон, который оказывает воздействие на индивида, преображает его потребности, вырабатывает социальные характеры. Эрих Фромм рассматривал культуру как способ очеловечивания истории. Пяти формам социализации соответствуют пять форм адаптации к социуму:

    мазохизм - рецептивный; садизм – эксплуатирующий; деструктивизм – накопительский; конформизм – рыночный; любовь – продуктивный.

    В статье «Развитие догм Христа. Психоаналитическое исследование социально-психологической функции религии» (1930) Фромм впервые сформулировал психоаналитическое толкование социальной психологии. Этот метод изучения религиозных феноменов он применил для исследования личности Христа, подчеркнув, что жизненная судьба может определять и значительно изменять структуру влечений.

    В книге «Бегство от свободы» (1941) изложена оригинальная концепция свободы человека, вскрываются социально-психологические механизмы бегства от свободы. Особое внимание уделяется символической природе культуры. Символ трактовался как некий смысложизненный ориентир.

    В работе «Вот он человек» (1947) человек рассматривается как существо, пребывающее в состоянии напряжённого экзистенциального конфликта и раскрывается многообразие человеческих страстей. Именно в борении вожделений человек может отыскать ориентир для обнаружения истинно человеческого. Культура же данной работе трактуется как своеобразная проекция человеческой субъективности.

    Так в культурфилософии Фромма возникает новая проблематика – модусы человеческого существования. Философ говорит о том, что человек может как обрести себя, так и потерять. Культура же рассматривается через множество социальных типажей.

    В работе «Забытый язык» (1951) особое внимание уделяется природе символического языка, который толкуется Фроммом как язык, в котором внешний мир становится символом внутреннего мира, символом души и разума, а также искусству толкования сновидений. Им выделяются три вида символов:

    1) условный

    2) случайный

    3) универсальный

    В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) Фромм показал, что причинами агрессивного поведения человека могут быть совершенно различные черты характера.

    Таким образом, рождается одна из плодотворных идей философской антропологии: спонтанность человеческой природы, его способность изменить человеческое бытие как бы пересотворяют его самого не только духовно и экзистенциально, но и в качестве биологического вида. В человеке преображается всё – и его природа, и присущая ему субъективность.
    IV) Заключение

    Подводя итог, можно сказать, что философии фрейдизма и неофрейдизма не только отличаются, но и дополняют друг друга, исследуя различные аспекты личности в разнообразных контекстах.

    V) Список использованной литературы:
    1) Агапов А. Е., Золотухина Е. В. «История Зарубежной Философии: учеб. пособие»

    2) Гуревич П. С. «Психоанализ: Том 1. Фрейдизм и Неофрейдизм»

    3) Мотрошилова Н. В. «История философии: Запад – Россия – Восток. Книга третья: Философия XIX – XX вв.»

    4) Фролов И. Т. «Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов»

    5) Хёйстад У. М. «История души. От античности до современности»


    написать администратору сайта