Главная страница
Навигация по странице:

  • Франц. В самом деле, Герман Ты хочешь, чтобы я был здесь господином

  • Герман (в ярости). Тысяча чертей! Да замолчите ли вы

  • Герман. Скажите, что мне делать

  • Герман. Но поверят ли мне

  • Амалия (с нежностью целует его руку). Вас Старик Моор. Знаком ли тебе этот портрет, дочь моя

  • Если дикий Ксанф* тебя умчит

  • Разбойники. Фридрих Шиллер. Разбойники


    Скачать 0.59 Mb.
    НазваниеФридрих Шиллер. Разбойники
    Дата03.06.2022
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазбойники.doc
    ТипЛитература
    #567375
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    сердцах она гнездится?
    Амалия удивленно смотрит на него.
    Был тихий, ясный вечер, последний перед его отъездом в Лейпциг, когда он

    привел меня в беседку, где вы так часто предавались любовным грезам. Мы

    долго сидели молча. Потом он схватил мою руку и тихо, со слезами в голосе

    сказал: "Я покидаю Амалию... Не знаю почему, но мне чудится, что это навеки.

    Не оставляй ее, брат! Будь ее другом - ее Карлом, если Карлу не суждено

    возвратиться!" (Бросается перед ней на колени и с жаром целует ей руки.)

    Никогда, никогда, никогда не возвратится он, а я дал ему священную клятву!

    Амалия (отпрянув от него). Предатель! Вот когда я уличила тебя! В этой

    самой беседке он заклинал меня не любить никого, если ему суждено умереть.

    Слышишь ты, безбожный, мерзкий человек! Прочь с глаз моих!

    Франц. Ты не знаешь меня, Амалия, совсем не знаешь!

    Амалия. Нет! Я знаю тебя! Теперь-то я знаю тебя... И ты хотел быть

    похожим на него? И это перед тобой он плакал обо мне? Скорее он написал бы

    мое имя на позорном столбе! Вон, сейчас же вон!

    Франц. Ты оскорбляешь меня!

    Амалия. Вон, говорю я! Ты украл у меня драгоценный час. Пусть вычтется

    он из твоей жизни!

    Франц. Ты ненавидишь меня!

    Амалия. Я тебя презираю! Уходи!

    Франц (топая ногами). Постой же! Ты затрепещешь передо мной! Мне

    предпочесть нищего?! (Уходит.)

    Амалия. Иди, негодяй! Теперь я снова с Карлом. "Нищего", сказал он? Все

    перевернулось в этом мире! Нищие стали королями, а короли нищими. Лохмотья,

    надетые на нем, я не променяю на пурпур помазанников божьих! Взгляд его,

    когда он просит подаяния, - о, это гордый, царственный взгляд, обращающий в

    пепел пышность, великолепие, торжество богатых и сильных! Валяйся в пыли,

    блестящее ожерелье! (Срывает с шеи жемчуг.) Носите его, богатые, знатные!

    Носите это проклятое золото и серебро, эти проклятые алмазы! Пресыщайтесь

    роскошными яствами, нежьте свои тела на мягком ложе сладострастья! Карл!

    Карл! Вот теперь я достойна тебя! (Уходит.)

    АКТ ВТОРОЙ

    СЦЕНА ПЕРВАЯ

    Франц фон Моор сидит, задумавшись, в своей комнате.
    Франц. Нет, это тянется слишком долго... Врач говорит, что дело идет на

    поправку. Старики живучи! А ведь передо мною открылась бы ровная, свободная

    дорога, если бы не этот постылый, жилистый кусок мяса, который, как та

    подземная собака из волшебной сказки, преграждает мне доступ к моим

    сокровищам.

    Неужто моим замыслам склониться под железное ярмо естества? Неужто мне

    приковать свой парящий дух к медленному, черепашьему шагу материи? Задуть

    огонь, который и без того чуть тлеет на выгорающем масле - не более! И все

    же я не хотел бы это сделать сам... Из-за людской молвы. Я хотел бы не убить

    его, но сжить со свету. Я хотел бы поступать, как мудрый врач, только

    наоборот: не ставить преград на пути природы, а торопить ее шаг. Ведь


    удается же нам удлинять жизнь; так почему бы не попытаться укоротить ее?

    Философы и медики утверждают*, что состояние духа и работа всего

    человеческого организма находятся в тесной взаимосвязи. Подагрические

    ощущения всякий раз сопровождаются расстройством механических отправлений;

    страсти подрывают жизненную силу; не в меру отягощенный дух клонит к земле

    свою оболочку - тело. Так как же быть? Кто сумеет смерти расчистить дорогу в

    замок жизни; поразив дух, разрушить тело? Ах! Неглупая мысль! Но кто ее

    осуществит? А мысль-то бесподобная! Пораскинь мозгами, Моор! Вот это был бы

    эксперимент! Право же, лестно впервые произвести его! Ведь довели же

    смешение ядов до степени чуть ли не подлинной науки* и путем опытов вынудили

    природу указать, где ее границы. Так что теперь на несколько лет вперед

    высчитывают биение сердца и говорят пульсу: доселе и не дальше. Отчего же и


    нам не испробовать силу своих крыльев?

    Но с чего начать? Как нарушить это сладостное, мирное единение души и

    тела? Какую категорию чувств избрать мне? Какая из них злее поразит цвет

    жизни? Гнев - этот изголодавшийся волк слишком скоро насыщается. Забота -

    для меня этот червь точит слишком медленно; тоска - эта ехидна ползет так


    лениво; страх - надежда не дает ему воли. Как? И это все палачи человека?

    Ужели так быстро истощился арсенал смерти? (Задумывается.) Как? Ну же! Нет!

    А! (Вскакивая.) Испуг! Какие пути заказаны испугу? Что разум, религия против

    ледяных объятий этого исполина? И все же... Если старик устоит и против этой

    бури? Если он... О, тогда придите ко мне на помощь ты, жалость, и ты,

    раскаяние - адская Эвменида*, подколодная змея, вечно жующая свою жвачку и

    пожирающая собственные нечистоты, вечная разрушительница, без устали

    обновляющая свой яд! Явись и ты, вопиющее самообвинение, - ты, что

    опустошаешь собственное жилище и терзаешь родную мать! Придите и вы ко мне

    на помощь, благодетельные грации*: прошлое, с кроткой улыбкой на устах, и

    ты, цветущая будущность, со своим неисчерпаемым рогом изобилия! Легкокрылыми

    стопами ускользая из его жадных объятий, покажите ему в своем зеркале все

    наслаждения рая. Так, удар за ударом, ураган за ураганом, обрушусь я на

    непрочную жизнь, покуда все это полчище фурий не замкнет собою отчаяние.

    Славно! Славно! План готов, небывало трудный, искусный, надежный, верный,

    ибо (насмешливо) нож анатома здесь не найдет ни следов ранений, ни

    разъедающего яда. (Решительно.) Итак, за дело!
    Входит Герман.
    A? Deus ex machina! {Буквально: бог из машины (лат.), неожиданная развязка.}

    Герман!

    Герман. К вашим услугам, сударь.

    Франц (подает ему руку). И ты будешь щедро вознагражден за них, Герман!

    Герман. Вы уже не раз награждали меня.

    Франц. Вскоре я стану еще щедрее, куда щедрее, Герман! Мне надо

    поговорить с тобой.

    Герман. Я весь обратился в слух.

    Франц. Я знаю тебя, ты решительный малый, солдатское сердце. Спуску не

    даешь. А мой отец ведь очень обидел тебя, Герман.

    Герман. Будь я проклят, если я это забуду!

    Франц. Вот это голос мужа! Месть подобает мужественному сердцу. Ты мне

    нравишься, Герман! Возьми этот кошелек. Он весил бы больше, будь я здесь

    господином.

    Герман. Это мое всегдашнее желание, ваша милость! Благодарю вас!


    Франц. В самом деле, Герман? Ты хочешь, чтобы я был здесь господином?

    Но у моего отца львиные силы, и к тому же я младший сын.

    Герман. Я хотел бы, чтоб вы были старшим сыном, а у вашего отца было не

    больше сил, чем у чахоточной девушки.

    Франц. О! Как бы награждал тебя этот старший сын! Он бы сделал все,

    чтобы поднять тебя из грязи к блеску, достойному твоего ума и высокого

    происхождения. Он осыпал бы тебя золотом с ног до головы! Ты проносился бы

    по улицам в карете, запряженной четверней! Да, правда, так бы оно и было! Но


    что я хотел сказать тебе? Ты еще не забыл фрейлейн фон Эдельрейх, Герман?


    Герман. Гром и молния! Зачем вы напомнили мне о ней?

    Франц. Мой брат отбил ее у тебя.

    Герман. Он за это поплатится.

    Франц. Она тебе отказала, а он чуть ли не спустил тебя с лестницы.

    Герман. За это он полетит у меня в ад!

    Франц. Он говорил, будто все шепчутся, что ты зачат под забором и что

    твой отец не может глядеть на тебя без того, чтобы не бить себя в грудь и не

    стонать: "Господи, прости меня, грешного!"


    Герман (в ярости). Тысяча чертей! Да замолчите ли вы?

    Франц. Он советовал тебе продать дворянскую грамоту с аукциона, а на

    вырученные деньги заштопать себе чулки!

    Герман. Проклятие! Я выцарапаю ему глаза собственными руками!

    Франц. Что? Ты сердишься? Как можешь ты сердиться на него? Где тебе с

    ним справиться? Что может крыса против льва? Твой гнев лишь подсластит его

    торжество. Тебе только и остается, что скрежетать зубами да вымещать свою

    злобу на черством хлебе.

    Герман (топая ногами). Я его в порошок сотру!

    Франц (треплет его по плечу). Фу, Герман, ведь ты же дворянин, ты не

    можешь стерпеть такой обиды. Ты не можешь позволить, чтобы у тебя из-под

    носа выхватили возлюбленную. Ни за что на свете, Герман! Черт побери! Я

    пошел бы на все, будь я на твоем месте.

    Герман. Я не успокоюсь, покуда и тот и другой не будут лежать в могиле.

    Франц. Не горячись, Герман! Подойди ближе... Амалия будет твоей.

    Герман. Будет! Назло всем чертям - будет!

    Франц. Ты получишь ее, клянусь тебе! И получишь из моих рук. Подойди

    ближе, говорят тебе. Ты, верно, не знаешь, что Карл, можно сказать, уже


    лишен наследства?

    Герман. (приближаясь к нему). Неужели? В первый раз слышу!

    Франц. Успокойся и слушай дальше, подробнее я расскажу в другой раз.

    Да, говорю тебе, скоро год, как отец, можно сказать, выгнал его из дому. Но

    старик уже раскаивается в столь поспешном шаге, на который он (со смехом),

    можешь быть уверен, решился не по своей воле. К тому же и Амалия с утра до

    ночи донимает его жалобами и упреками. Рано или поздно он начнет искать

    Карла по всему свету, а отыщет - так пиши пропало! Тебе останется только

    подсадить его в карету, когда он поедет с ней к венцу.

    Герман. Я удавлю его у алтаря!

    Франц. Отец передаст ему графскую власть, а сам будет жить на покое в

    своих замках. И вот вожжи в руках у надменного вертопраха, вот он смеется

    над своими врагами и завистниками, а я, кто хотел сделать тебя богатым,

    знатным, - я сам, Герман, буду, низко cклонившись, стоять у его порога...

    Герман (с жаром). Нет, как правда то, что меня зовут Германом, - этого

    не будет! Если хоть искра разума еще тлеет в моем мозгу, с вами этого не

    случится!

    Франц. Уж не ты ли тому воспрепятствуешь? Он в тебя, мой милый Герман,

    заставит отведать кнута; он будет плевать тебе в лицо при встрече на улице,

    - и горе тебе, если ты посмеешь хотя бы вздрогнуть или скривить рот. Вот как

    обстоит дело с твоим сватовством к Амалии, с твоими планами, с твоей

    будущностью.


    Герман. Скажите, что мне делать?

    Франц. Слушай же, Герман! И ты увидишь, какой я тебе преданный друг и

    как близко принимаю к сердцу твою судьбу! Ступай переоденься, чтобы никто не

    мог узнать тебя. Вели доложить о себе старику, скажи, что ты прямо из

    Богемии, что ты вместе с моим братом участвовал в сражении под Прагой* и

    видел, как он пал на поле битвы.


    Герман. Но поверят ли мне?

    Франц. Хо-хо! Об этом уж я позабочусь! Вот тебе пакет: тут подробная

    инструкция и, кроме того, бумаги, которые убедят и олицетворенное сомнение.

    А теперь постарайся незаметно выйти отсюда. Беги через черный ход на двор,

    там перелезай через садовую стену. Развязку же этой трагикомедии предоставь

    мне!

    Герман. Она не замедлит свершиться! Виват новому владетельному графу

    Францискусу фон Моору!

    Франц (треплет его по щеке). Хитрец! Этим способом мы живо достигнем

    всех наших целей: Амалия утратит надежду на него; старик обвинит себя в

    смерти сына и тяжко захворает, - а ветхому зданию не нужно землетрясения,

    чтобы обвалиться. Он не переживет этой вести. И тогда я - единственный сын.

    Амалия, лишившись опоры, станет игрушкой в моих руках. Остальное легко

    можешь себе представить. Короче говоря, все примет желательный оборот. Но и

    ты не должен отступаться от своего слова.

    Герман. Что вы? (Радостно.) Скорее пуля полетит назад и разворотит

    внутренности стрелка! Положитесь на меня! Предоставьте мне действовать!

    Прощайте!

    Франц (кричит ему вслед). Жатва твоя, любезный Герман! (Один.) Когда

    вол свез в амбар весь хлеб, ему приходится довольствоваться сеном. Скотницу

    тебе, а не Амалию! (Уходит.)

    СЦЕНА ВТОРАЯ

    Спальня старика Моора.

    Старик Моор спит в кресле. Амалия.
    Амалия (тихонько подходит к нему). Тише, тише! Он задремал!

    (Останавливается перед ним.) Как он прекрасен, как благостен! Такими пишут

    святых. Нет, я не могу на тебя сердиться! Седовласый старец, я не могу на

    тебя сердиться! Спи спокойно, пробудись радостно. Я одна приму на себя

    страдания..

    Старик Моор (во сне). Сын мой! Сын мой! Сын мой!

    Амалия (берет его за руку). Тсс! Тсс! Ему снится сын.

    Старик Моор. Ты ли это? Ты здесь? Ах, какой у тебя жалкий вид. Не

    смотри на меня таким горестным взором! Мне тяжко и без того.

    Амалия (будит его). Проснитесь! Это только сон! Придите в себя!

    Старик Моор (спросонок). Разве он не был здесь? Разве я не сжимал его


    руку? Жестокий Франц! Ты и во сне хочешь отнять у меня сына?

    Амалия. Так вот оно что.


    Старик Моор (проснувшись). Где он? Где? Где я? Это ты, Амалия?

    Амалия. Лучше ли вам? Вы так сладко спали.

    Старик Моор. Мне снился сын. Зачем я проснулся? Быть может, я услышал

    бы из его уст слова прощения.

    Амалия. Ангелы не помнят зла! Он вас прощает. (С чувством берет его за

    руку.) Отец моего Карла, я прощаю вас!

    Старик Моор. Нет, дочь моя! Мертвенная бледность твоего лица меня

    обвиняет. Бедная девочка! Я лишил тебя всех наслаждений юности! О, не

    проклинай меня!


    Амалия (с нежностью целует его руку). Вас?


    Старик Моор. Знаком ли тебе этот портрет, дочь моя?

    Амалия. Карл!

    Старик Моор. Таков он был, когда ему пошел шестнадцатый год. Теперь он

    другой. О, мое сердце истерзано. Эта кротость сменилась озлоблением, эта

    улыбка - гримасой отчаяния. Не правда ли, Амалия? Это было в жасминной

    беседке, в день его рождения, когда ты писала с него портрет? О дочь моя!

    Ваша любовь делала счастливым и меня.

    Амалия (не сводя глаз с портрета). Нет! Нет! Это не он! Клянусь богом,

    это не Карл! Здесь, здесь (указывая на свое сердце и голову) он совсем

    другой... Блеклые краски не могут повторить высокий дух, блиставший в его

    огненных глазах! Ничуть не похож. На портрете он только человек. Какая же я

    жалкая художница!

    Старик Моор. Этот приветливый, ласковый взор... О, если б он стоял у

    моей постели, я жил бы и мертвый... Никогда, никогда бы я не умер!

    Амалия. Никогда бы вы не умерли! Смерть была бы как переход от одной

    мысли к другой - к лучшей. Его взор светил бы вам и за гробом, его взор

    Вознес бы вас превыше звезд.

    Старик Моор. Как тяжко, как печально! Я умираю, а моего сына Карла нет

    при мне, меня снесут на кладбище, а он не будет плакать на моей могиле. Как

    сладостно засыпать вечным сном, когда тебя баюкает молитва сына: это -

    колыбельная песнь.

    Амалия (мечтательно). Да, сладостно, несказанно сладостно засыпать

    вечным сном, когда тебя баюкает песня любимого. Кто знает, может быть, этот

    сон продолжаешь видеть и в могиле! Долгий, вечный, нескончаемый сон о Карле,

    пока не прозвучит колокол воскресения. (Восторженно.) И тогда - в его

    объятия навеки!
    Пауза. Она идет к клавесину и играет.
    Милый Гектор! Не спеши в сраженье,

    Где Ахиллов меч без сожаленья

    Тень Патрокла жертвами дарит!

    Кто ж малютку твоего наставит

    Чтить богов, копье и лук направит,


    Если дикий Ксанф* тебя умчит?
    Старик Моор. Что за чудная песнь, дочь моя? Ты споешь мне ее перед

    смертью.

    Амалия. Это прощание Гектора с Андромахой. Мы с Карлом часто певали эту

    песнь под звуки лютни.
    Милый друг, копье и щит скорее!

    Там, в кровавой сече, веселее...

    Эта длань отечество спасет.

    Власть богов да будет над тобою!

    Я погибну, но избавлю Трою.

    Но с тобой Элизиум* цветет.
    Входит Даниэль.
    Даниэль. Вас спрашивает какой-то человек. Он просит принять его;

    говорит, что пришел с важными вестями.

    Старик Моор. Мне в целом свете важно только одно... Ты знаешь что,

    Амалия. Если это несчастный, нуждающийся в помощи, он не уйдет отсюда без

    утешения.

    Амалия. Если это нищий, впусти его поскорей.
    Даниэль уходит.
    Старик Моор. Амалия! Амалия! Пожалей меня!

    Амалия (поет).
    Смолкнет звук брони твоей, о боги!

    Меч твой праздно пролежит в чертоге,

    И Приамов вымрет славный род.

    Ты сойдешь в места, где день не блещет,

    Где Коцит* волною сонной плещет:

    В Лете* злой любовь твоя умрет!
    Все мечты, желанья, помышленья

    Потоплю я в ней без сожаленья,

    Только не свою любовь.

    Чу! Дикарь опять уж под стенами!

    Дай мне меч, простимся со слезами:

    В Лете не умрет моя любовь!
    Франц, переодетый Герман, Даниэль.
    Франц. Вот этот человек. Он говорит, что привез вам страшные вести. В


    состоянии ли вы его выслушать?

    Старик Moop. Для меня существует только одна весть. Подойти ближе,

    любезный, и не щади меня. Дайте ему вина.

    Герман (измененным голосом). Сударь, не лишайте бедняка ваших милостей,

    если он против воли пронзит вам сердце. Я чужой в этих краях, но вас знаю

    хорошо. Вы отец Карла фон Моора.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта