Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Эквивалентность в математике и логике

  • Иначе говоря, с точки зрения формальной логики всякое выска- зывание на языке перевода, определенное как истинное, будет экви

  • § 4. Эквивалентность и смысл.

  • «ком- муникативная значимость текста».

  • Гарбовский Н.К. - Теория перевода (2007). Гарбовскийтеория


    Скачать 4.29 Mb.
    НазваниеГарбовскийтеория
    АнкорГарбовский Н.К. - Теория перевода (2007).pdf
    Дата28.01.2017
    Размер4.29 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГарбовский Н.К. - Теория перевода (2007).pdf
    ТипУчебник
    #920
    страница20 из 42
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   42

    Глава 5
    КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ ПЕРЕВОДА:
    ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ И АДЕКВАТНОСТЬ
    § 1. Эквивалентность. К определению понятия
    Проблема верности перевода, давно изучавшаяся филолога- ми, в настоящее время излагается в иных терминах, центральным из которых является термин «эквивалентность». Эквивалентность предстает как довольно сложное и многогранное понятие, которое не может быть однозначно интерпретировано в теории перевода.
    «Понятие эквивалентности, — утверждает В.Н. Комиссаров, — раскрывает важнейшую особенность перевода и является одним из центральных понятий современного переводоведения»
    1
    Комиссаров В.Н. Современное переводоведение. С. 134.
    263

    Считается, что термин «эквивалентность» стал употребляться в современной теории переюда сравнительно недавно. Так, П.М. То- пер, отмечая разнообразие мнений о том, когда и откуда вошел в теорию перевода термин «эквивалент», полагает установленным, что «впервые термин "эквивалент" стал употребляться в совре- менном переводоведении по отношению к машинному переводу, а к переводу "человеческому" его предложил принять Р. Якобсон в статье "О лингвистических аспектах перевода" (1959)»
    1
    В самом деле, если современная теория перевода родилась в середине XX столетия, то понятно, что термин, означающий ее основную категорию, возник одновременно с ней. Но в некото- рых языках, например во французском, слово équivalent (эквива-
    лент) в том лингвистическом значении, в каком мы употребляем его сегодня (слово или выражение, которым можно заменить другое слово или выражение), зарегистрировано во второй поло- вине XIX в. (1864). Его можно встретить уже у Бодлера (1821 —
    1867): «Le mot infini, comme les mots Dieu, esprit et quelques autres
    expressions, dont les équivalents existent dans toutes les langues» —
    «Слово бесконечность, как и слова Бог, дух и некоторые другие вы-
    ражения, эквиваленты которых существуют во всех языках».
    Но для теории перевода важно скорее не то, кто и когда ввел этот термин в употребление, а то, с каким значением он функцио- нирует в научном аппарате конкретной науки и как коррелирует с другими терминами этой науки. Так, в работе Вине и Дарбель- не «Сопоставительная стилистика французского и английского языков» (1958) термины équivalent, équivalence, аналоги русских
    эквивалент и эквивалентность, употребляются не только в при- вычном нам значении некой равнозначности и подобия сравни- ваемых форм выражения, предполагающих их взаимозаменяе- мость, но и как обозначение одного из приемов перевода
    2
    Поэтому прежде чем рассматривать категорию эквивалентности как главную категорию теории перевода, необходимо определить
    1
    Топер П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения. М., 2000
    С. 176. Автор ссылается также на некоторые работы, где исследуется история по- явления терминов «эквивалент», «эквивалентность» в теории перевода, в част- ности на работы В. Вилса, М. Снелл-Хорнби и др.
    1
    «De cette situation doit naître un nouvel ensemble de signes qui sera, par définition. S'équivalent idéal, l'équivalent unique des premiers (Из этой ситуации должно произойти новое сочетание знаков, которое по определению будет иде- альным, единственным эквивалентом первых)... L'équivalence des textes repose sur l'équivalence des situations (Эквивалентность текстов основана на эквивалент- ности ситуаций) — р. 22. Équivalence — procédé de traduction qui rend compte de la même situation que dans l'original, en ayant recours à une rédaction entièrement différente» (Эквиваленция — это переводческий прием, который заключается в описании той же ситуации, что и в оригинале, но в абсолютно иной редакции).
    Vinay J.-R. Darbelnet J. Op. cit. P. 8.
    264
    содержание понятия, заключенного в термине эквивалентность,
    принятом именно в науке о переводе, отношение к этому поня- тию переводоведов разных направлений и попытаться выяснить, как соотностится понятие эквивалентности перевода с близкими понятиями адекватности, верности, точности. В русском языке слово эквивалентность обозначает свойство по значению прилагательного эквивалентный, т.е. являющийся эквивалентом, равноценный, равнозначный, равносильный, полностью заменяющий что-либо в каком-либо отношении
    1
    . Соот-ветственно эквивалент — это нечто равноценное, равнозначащее, равносильное другому, полностью заменяющее его
    2
    . В определении слова
    эквивалентный следует обратить внима-ние на его некоторую противоречивость. В первой его части говорится о том, что сравниваемые объекты равны по ценности, значению, силе. Иначе говоря, они одинаковы, совершенно, т.е. абсолютно сходны. Во второй же части утверждается, что эквивалентно то, что полностью заменяет что-либо в каком-либо отношении. Словарь русского языка, дающий определение приведенных выше слов, иллюстрирует значения слова эквивалент весьма интересным и важным для теории перевода примером из «Дневника старого врача» Пирогова: «Мое назначение в кандидаты профессорского института считалось уже
    эквивалентом
    лекарственного испытания»
    3
    . Очевидно, что две приведенные Пирого-вым ситуации не одинаковы и совершенно не сходны. Но в одном отношении (из некоторого множества) они имеют равную силу -- позволяют, видимо, занимать определенные должности.
    Противоречие в определении слова и приведенный пример убедительно демонстрируют относительность понятия эквивалент- ности, что имеет принципиальное значение для теории перевода.
    В самом деле, эквивалентность предполагает взаимозаменяемость сравниваемых объектов, но взаимозаменяемость не абсолютную, а возможную только в каком-либо отношении.
    Понимание относительности эквивалентности в теории пере- вода, с одной стороны, важно для отграничения возможного от невозможного. Это отграничение помогает нам положительно ре- шить вопрос о переводимости. Действительно, если рассматри- вать эквивалентность как основное свойство текста перевода в его отношении к тексту оригинала, то именно неабсолютный ха- рактер этого отношения позволяет избежать максимализма в оценке возможностей перевода.
    1
    См.: Словарь русского языка / Под ред. Евгеньевой А.П.: В 4 т. М., 1984.
    Т. 4. С. 747.
    2
    Там же.
    3
    Там же.
    265

    С другой стороны, относительность, заложенная в самом по- нятии эквивалентности, ставит сложный вопрос о том, в каком
    отношении текст перевода оказывается равнозначным, равноцен- ным, равносильным тексту оригинала. Этот вопрос пытается ре- шить наука о переводе на протяжении многих столетий. Ведь именно характер отношений между ИТ (исходным текстом) и ПТ
    (переводным текстом) лежит в основе определения «верности» перевода и оценки правомерности переводческих действий.
    § 2. Эквивалентность в математике и логике
    Некоторые исследователи полагают, что термины «эквива- лентность» или «эквивалент» заимствованы теорией перевода из логики или математики
    1
    . В математике и в математической логике эквивалентность оказывается отношением типа «равенства», равенство же понимается как «взаимозаменяемость». Именно в силу этой взаимозаменяемости величины и считаются равными.
    Отношение эквивалентности, как и отношение равенства, обла- дает свойствами рефлексивности (всякий элемент А эквивалентен самому себе, ср.: каждый объект равен самому себе: а = а), сим-
    метричности (если А эквивалентно В, то и В эквивалентно А, ср.: если а = b, то b = а) и транзитивности ( если А эквивалентно В, а
    В эквивалентно С, то А эквивалентно С, ср.: если a = b , a b = c,то
    а = с).
    Категория взаимозаменяемости, лежащая в основе эквива- лентности в логико-математическом понимании, с трудом может быть распространена на отношения между текстом оригинала и текстом перевода. Правда, в истории перевода неоднократно выска- зывалась мысль о том, что перевод должен выступать именно в качестве заменителя оригинального произведения для людей, го- ворящих на другом языке. Но такое понимание замены далеко от математической трактовки взаимозаменяемости. В самом деле, если оставить в стороне свойство рефлексивности, которое отно- сится лишь к одной части уравнения, т.е. затрагивает лишь один из сравниваемых объектов, то два другие свойства — симметрич- ность и транзитивность — вряд ли можно распространить на отно- шения между текстом оригинала и текстом перевода. Симметрич- ность могла бы составить идеал оценки перевода (если ИТ = ПТ, то ПТ = ИТ), как идеалом отношений между ИТ и ТП могло бы стать равенство (ИТ = ПТ). Но в переводе это невозможно, текст перевода никогда не равен тексту оригинала. Опыты обратного перевода (перевод ПТ на язык оригинала) со всей очевидностью
    1
    См.: Топер П.М. Указ. соч. С. 175. 266
    показывают, что отношения между ИТ и ПТ не обладают свой- ством симметричности. Еще Якобсон по этому поводу писал:
    «Поскольку информация, которой требуют английская и русская грамматические структуры, неодинакова, мы имеем два совер- шенно разных набора ситуаций с возможностью того или иного выбора; поэтому цепочка переводов одного и того же изолиро- ванного предложения с английского языка на русский и обратно
    Может привести к полному искажению исходного смысла»
    1
    . Тем более они не обладают и свойством транзитивности. Если переве- сти какой-либо текст с языка А на язык В, а потом с языка В на язык С, то между текстами А и С не будет не только равенства, нои подобия. Эксперименты, подтверждающие это, также иногда проводятся в учебной практике для иллюстрации межъязыковой асимметрии.
    В логике отношение эквивалентности между высказывания- ми передается знаком

    , а равенство знаком =. Смысл различия состоит в том, что эквивалентность «выражает лишь отношение между А и В по истинностным значениям ("истина" и "ложь"), а не по смысловой связи между высказываниями»
    2
    Иначе говоря, с точки зрения формальной логики всякое выска-
    зывание на языке перевода, определенное как истинное, будет экви-
    валентно всякому высказыванию на языке оригинала, так же харак-
    теризуемому как истинное. Если высказывания Paris est la capitale
    de la France и Москва — столица России являются истинными, то логически они эквивалентны. Но с точки зрения межъязыковой коммуникации, одним из видов которой является перевод, они далеко не эквивалентны, так как имеют разные значения, разные смыслы, что не учитывается логикой. Поэтому применение тер- мина «эквивалентность» в теории перевода с сохранением его ло- гико-математического содержания оказывается абсолютно беспо- лезным.
    § 3. Истинность как свойство эквивалентности
    У логики можно заимствовать лишь отношение «истина —
    ложь» как критерий оценки эквивалентности. Эквивалентность пе- ревода будет истинной, т.е. текст оригинала будет эквивалентен тексту перевода (ИТ ПТ), если и только если текст перевода будет столь же истинным, что и текст оригинала. Причем речь не идет об истинности оригинального текста в его отношении к объективной действительности. Любой текст, являясь способом
    1
    Якобсон Р. О лингвистических аспектах перевода // Вопросы теории пе ревода в зарубежной лингвистике. М., 1978 г. С. 21.
    2
    См.: кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975. С. 677.
    267
    выражения и коммуникации некоего взгляда на окружающую действительность, представляет собой объективную данность, ма- териализованную в определенной форме. Уже в силу своей мате- риальной объективности он истинен, как истинен любой матери- альный объект. Иначе говоря, текст оригинала истинен только потому, что объективно существует. Именно эта истинность и должна приниматься во внимание при оценке эквивалентности перевода.
    В переводческой практике иногда возникают ситуации, когда истинность оригинального текста воспринимается переводчиком иначе, а именно как отношение автора оригинального текста к объективной реальности, которое может быть как истинным, так и ложным. В тексте оригинала могут содержаться данные, проти- воречащие тому, что известно переводчику о данном предмете, например даты жизни какой-либо исторической личности (весь- ма распространенное явление в исторических описаниях, в том числе и в истории перевода). Может ли переводчик в тексте пе- ревода указать другие, на его взгляд, более точные, истинные даты? Нет, не может, так как отношение эквивалентности между текстом оригинала и текстом перевода будет нарушено. Рецкер приводит пример такого изменения в тексте перевода по отноше- нию к тексту оригинала, произведенному переводчиком для вос- становления истинности высказывания. В одном из произведе- ний Скотт Фицджеральд писал: «The chauffeur, a Russian tsar of the
    period of Ivan the Terrible». Автор оригинала вольно или невольно вводит в высказывание понятие, относящееся к так называемым нулевым, объем которых представляет собой пустой класс, так как в него не входит ни один предмет. Нулевыми понятиями будут такие, как «сын бездетной матери», «ядерная зима» и т.п. В са- мом деле, в период правления Ивана Грозного не могло быть ка- кого-то иного царя.
    Переводчик решает исправить логическую неточность, допу- щенную автором оригинала (если действительно, с точки зрения английских норм коммуникации, это ошибка) и отступает от тек- ста: «Шофер настоящий русский боярин времен Ивана Грозного»
    1
    .
    Он заменяет нулевое понятие (некий царь времен Ивана Грозно- го), выводимое из английского высказывания, на общее (боярин
    времен Ивана Грозного). Истинность отношения эквивалентности
    (ИТ ПТ) между текстами оригинала и перевода нарушается. На мой взгляд, логическая ошибка, с точки зрения русского языка, могла бы быть устранена и без замены одного понятия другим.
    (Например: Шофер — настоящий русский царь, эдакий Иван Гроз-
    ный.) Ведь если ложно высказывание А (текст оригинала), то эк-
    1
    См.: Рецкер Я.И. Указ. соч. С. 36—37. 268

    Бивалентным ему может быть только ложное высказывание В
    (текст перевода). Эта элементарная логическая операция уже дает нам достаточные основания, чтобы вывести так называемые «ис- правительные переводы» и «переводы-переделки» из сферы пере- вода, если, разумеется, считать эквивалентность основным свой- ством, характеризующим отношения между текстом оригинала и текстом перевода. Однако она недостаточна для понимания сущ- ности переводческой эквивалентности. Теория перевода в поисках сущности этого явления начинает анализ там, где его заканчивает логика, а именно опираясь на категорию смысла. Она исходит из того, что текст оригинала — это неизменно истинная величина, несмотря на его отношение (истинное или ложное) к отраженной в нем действительности, стремясь понять, каким должен быть текст перевода по отношению к тексту оригинала, чтобы отноше- ние эквивалентности (ИТ ПТ) оказалось истинным.
    Таким образом, в центре внимания теории перевода оказыва- ется категория смысла, точнее смыслов, как содержания знаковой сущности, которой является текст.
    § 4. Эквивалентность и смысл.
    Денотативное и сигнификативное значения
    Понятие «смысл», которое определяется как «внутреннее логи- ческое содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом»
    1
    , представляется несколько расплывчатым. В самом деле, в нем смысл определяется через такие понятия, как значение и логиче- ское содержание. Еще в конце XIX в. немецкий логик и матема- тик Г. Фреге, один из основоположников логической семантики, предложил различать понятия «значение» и «смысл». Согласно его концепции, знак называет предмет и выражает смысл. Значе- ние оказывается непосредственно связано с называнием, обозна- чением предмета (денотата), а смысл — с информацией о нем, знаниями о предмете, зафиксированными в данном имени. Иначе говоря, значение оказывается связанным с объемом понятия, а смысл — с его содержанием. Так, знаки подлунный мир, голубая
    планета, белый свет называют один и тот же предмет — землю,
    т.е. имеют одно и то же значение, но их смыслы различны, так как они сообщают разные знания о предмете. Такие высказывания
    (знаки), как П.И. Чайковский, автор оперы «Евгений Онегин»,
    великий русский композитор, хозяин домика в Клину и т.п., относятся к одному денотату (обозначают одно и то же лицо), т.е. имеют одно и то же денотативное значение (один и тот же единичный предмет). Но их смыслы различны, так как во втором высказыва-
    Словарь русского языка. Т. 4. С. 160.
    269
    нии устанавливается связь с другим объектом (творчеством), в третьем объект относится к классу, а в четвертом опять устанавли- вается связь с другим объектом, но уже по линии посессивности.
    Иногда термин значение дополняется определением денота-
    тивное, что подчеркивает функцию знака по называнию, обозна- чению предмета. Денотативное значение в этом случае может противопоставляться не смыслу, а сигнификативному значению
    знака. Различение денотативного значения и смысла (сигнифика- тивного значения) усложняет хорошо известный семантический треугольник Огдена—Ричардса, превращая его в трапецию:
    Д — денотат (образ предмета реальной действительности, о котором идет речь в высказываниях), 3 (1, 2, 3, 4) — внешняя
    (фонетическая или графическая) оболочка знака, ДЗ — денота- тивное значение (единое для всех высказываний), С (1, 2, 3, 4) — смыслы (различные во всех высказываниях).
    Различие сигнификативного и денотативного значений пре- красно иллюстрируют наблюдения Р. Барта. Проанализировав подписи «Злая собака», «Осторожно: собака» и «Сторожевая соба-
    ка», увиденные им на воротах усадеб в маленьком городке на юго-западе Франции, Барт утверждает, что все они несут одно и то же сообщение: Не входите (если не хотите быть укушенными)
    1
    .
    Добавим, что эти высказывания соотносятся с одной и той же предметной ситуацией, которой нетрудно найти аналогию в ином социуме, в иной культуре. В русской действительности этим выска- зываниям могло бы соответствовать узуальное «Осторожно: злая
    собака». Но смысл этих выражений, продолжает Барт, «заключен в их различии: "Злая собака" звучит агрессивно, "Осторожно: со- бака!" — человеколюбиво, "Сторожевая собака" выглядит как простая констатация факта. Таким образом, в одном и том же со- общении читаются три выбора, три вида личной вовлеченности, три образа мыслей или, если угодно, три вида воображаемого, три личины собственности»
    2
    . Барт делает обобщение, представляю- щееся чрезвычайно важным и для теории перевода: «Лингвистика, занимающаяся одними лишь сообщениями, могла бы тут сказать лишь самые элементарные и тривиальные вещи»
    3 1
    Барт Р. Избранные работы. Семиотика и поэтика. М., 1989. С. 535.
    2
    Там же.
    3
    Там же.
    270

    Неопределенность понятия «смысл» заставила немецкого ис- следователя Г. Егера отказаться от него, заменив понятием «ком-
    муникативная значимость текста». Егер рассматривает коммуника- тивную значимость как основную категорию, обеспечивающую коммуникативную эквивалентность при переводе. «Коммуника- тивная эквивалентность, — пишет он, — представляет собой от- ношение между текстами, возникающее в том случае, когда при переходе от исходного текста к результирующему тексту (т.е. при перекодировании), а в случае межъязыкового общения — при пе- реходе от оригинала (текста на языке источника Тия) к тексту на языке перевода (Тпя) коммуникативная значимость остается со- храненной, т.е. инвариантной»
    1
    . С помощью понятия инварианта
    Егер придает анализу переводческой эквивалентности большую научную строгость, так как сравнение текста оригинала с текстом перевода получает некую третью промежуточную величину, то обязательное общее в сопоставляемых объектах, на основании которого легче выявить их сходства и различия.
    Коммуникативная значимость, по мнению Егера, опирается на функциональную значимость языковых знаков, которая пред- стает как совокупность функций отдельных знаков. Эти функции оказываются связанными с тремя уровнями отношений: семанти- ческим (отношение знака к обозначаемой им действительности), синтаксическим (отношение знаков друг к другу в речевой после- довательности) и прагматическим (отношение знака с использую- щими их коммуникантами). В условиях реальной коммуникации эти отношения оказываются иерархически подчиненными друг другу. Семантический уровень подчиняет себе синтаксический, и оба они подчинены прагматическому. Таким образом, семиоти- ческая модель переводческой эквивалентности выстраивается на трех уровнях: прагматическом, семантическом, синтаксическом.
    В пределах семантического значения Егер предлагает разли- чать сигнификативное и денотативное значения, первое из которых оказывается связанным с содержанием понятия, а второе — с объемом
    2
    . Сигнификативое и денотативное значения оказываются подуровнями семантического уровня, располагаясь также в иерархической последовательности: «Для трансляционной линг- вистики, — пишет Егер, — на первом плане бесспорно должно стоять сигнификативное значение, но учет денотативного значе- ния также представляется существенным, по крайней мере в пла- не синонимики»
    3
    . Данный вывод весьма важен для теории пере-
    1
    Егер Г. Коммуникативная и функциональная эквивалентность // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. М., 1978. С. 138.
    2
    См.: Там же. С. 141 — 142.
    3
    Там же. С. 143.
    271
    вода, ведь нередко переводчики, стремясь понять сообщения и их предметную соотнесенность, т.е. денотативное значение, не уде- ляют должного внимания тому, какую информацию о предмете несет в себе знак исходного текста, т.е. сигнификативному значе- нию.
    Но вернемся к категории смысла, которая оказывается тож- дественной сигнификативному значению. Смысл, отражая не- которые объективные свойства и признаки предметов, является категорией объективной и присущ языковому знаку постоянно.
    Однако он «как бы занимает промежуточное положение между "значением" (т.е. предметом) и представлением, имеющим субъек- тивный характер»
    1
    В реальной практике переводчик сталкивается именно с оп- ределенным представлением, т.е. с тем субъективным смыслом,
    который вкладывает в создаваемую комбинацию знаков автор ис- ходного речевого произведения. Барт называл этот смысл «лич- ной вовлеченностью».
    Анализ этих субъективных смыслов высказывания, не всегда удачный, неполный, а иногда и сомнительный, можно найти в литературоведческих работах, в первую очередь в работах тех ис- следователей, которые попытались применить в литературоведе- нии семиотические методы. Переводчик пытается расшифровать субъективные смыслы исходного текста, оперируя общими, т.е. объективными смыслами знаков. Но его интерпретация также субъективна. Она подчинена его собственному когнитивному опыту, его умению понять частное, субъективное через общее и объективное. Именно поэтому один и тот же текст может быть понят разными людьми по-разному, поэтому же в практике худо- жественного перевода множественные переводы одного и того же произведения — обычное дело. По этой же причине один и тот же перевод может вызывать диаметрально противоположные оценки критиков.
    Переводчик, расшифровывая смыслы комбинаций знаков ис- ходного текста, которые он принял за единицу ориентирования, совершает по меньшей мере три семасиологических операции, следуя от знаков к значениям:
    1)
    определяет предметную соотнесенность знака (денотатив ное значение);
    2)
    уясняет общую, объективную информацию о предмете
    (смысл, сигнификативное значение);
    3)
    пытается выявить субъективный смысл знака, ту информа цию о предмете, которую желал сообщить конкретный автор конкретного речевого произведения.
    1
    Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982. С. 17.
    272

    Сигнификативное значение (сигнификат) знака в лингвистике часто отождествляют с логической категорией понятия. Понятие также содержит общественно осознанную объективную информа- цию о предмете или явлении. Следовательно, нобходимо выде- лить такую когнитивную категорию, которая соответствовала бы знанию о предмете конкретного индивида, строящего конкретное высказывание в конкретном речевом акте, т.е. ту, которая и фор- мирует субъективный смысл высказывания. Такая когнитивная категория может быть определена как концепт.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   42


    написать администратору сайта