Главная страница
Навигация по странице:

  • Классификация теорий права.

  • Гносеологические причины философского плюрализма


    Скачать 73.59 Kb.
    НазваниеГносеологические причины философского плюрализма
    Дата13.05.2022
    Размер73.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1docx.docx
    ТипДокументы
    #527040
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Социальная и юридическая природа толкования


    Необходимость толкования как юридического явления обусловлена рядом факторов.

    1. Особенностями самого права как явления. Право, как общественное и юридическое явление обладает специфическими признаками: особой нормативностью, общеобязательностью, формальной определенностью, системностью, государственной гарантированностью. Каждый из этих признаков по своему содержанию вызывает необходимость толкования норм как условия их реализации. Правовые тексты сформулированы с использованием специфической юридической терминологии, требующей специального объяснения.

    2. Особенности правового регулирования. Правовое регулирование - особое регулирование, отличающееся от иных форм социального регулирования. Оно предполагает различные методы, способы, типы, режимы, юридические конструкции, требующие специфического выражения, и, соответственно, понимания. Поэтому реализация правовых актов требует определенной мыслительной деятельности по их предварительному уяснению с учетом особенностей правовых актов и правового регулирования в целом.

    3. Необходимость толкования в праве вызывается и возможными противоречиями между его формой и содержанием. Содержание права находит свое выражение в правовых актах, которые не всегда адекватно отражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права.

    4. Толкование права необходимо также в силу противоречия между стабильностью права, формальным характером правовых предписаний и динамикой общественных отношений. Нередко остающийся неизменным (в силу формального, текстуального закрепления) закон реализуется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях, что требует его осмысления.

    Классификация теорий права.

    Подобно существованию множества теорий происхождения государства, существует также множество теорий происхождения и развития права. Вообще, среди многообразия научных взглядов на право особое внимание привлекает целый ряд исторически сложившихся направлений учения о праве. Целесообразно будет остановиться на краткой характеристике следующих учений о праве: естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская.

    1. Естественно-правовая теория права. Данное учение сложилось на территории Древней Греции и Древнего Рима. Первыми авторами естественно-правовой теории права были Сократ и Аристотель. В период Средневековья данная теория также получила развитие в трудах Фомы Аквинского. Окончательное оформление естественно-правовой теории права как самостоятельного направления произошло в период разложения феодального строя, подготовки и проведения буржуазной революции XVII—XVIII вв. Авторами естественно-правовой школы права на тот момент являлись Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

    Вообще, естественно-правовая школа права исходит из существования двух основных правовых систем:

    • системы естественного права,

    • системы позитивного права.

    Согласно естественно-правовой теории естественное право проистекает из природы самого человека, человеческого разума, ведущих нравственных принципов. Как правило, естественное право в его широком понимании разумно и справедливо. Авторы данного направления учения о праве доказывали, что естественное право не сковано границами отдельных государств, а также временем.

    Естественное право — это такое право, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти. При этом естественное право не требует признания со стороны государства или иной власти. Вообще, к естественным, т. е. неотчуждаемым, правам человека можно отнести следующие права: на свободу, на равенство, на семью, на собственность, на безопасность и др.

    Позитивное право — это такое право, которое официально признано государством и действует в его пределах, получив документальное выражение в законах и иных правовых актах государственной власти. Однако при этом авторы естественно-правовой теории права отмечали, что позитивное право основывается на естественных законах и способствует реализации идей и принципов естественного права.

    К позитивным (положительным) правам человека можно отнести такие права, как, например, право на занятие государственных должностей, право на трудоустройство и иные права, установленные и обеспеченные государственной властью.

    Естественно-правовая теория права сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодальным строем, послужила идеологической основой перехода общества к капиталистическому строю. Демократический потенциал естественно-правовой теории права получил воплощение и во второй половине XX в., в период всеобщей борьбы за права человека во всем мире.

    Следует отметить, что естественное право не является правом в юридическом смысле этого слова. естественное право — это мораль, предпосылка позитивного права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному праву, иными словами, праву в собственно юридическом смысле.

    2. Историческая теория права. Данная школа права была основана в первой трети XIX в. на территории Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной. Основоположниками данной теории считаются Густав Гуго, Савиньи, Пухта и др. Историческая школа права явилась по сути реакцией на идеи естественной школы права и на поражение Великой Французской революции.

    Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права. Историческая теория права основывалась на концепции, согласно которой у каждого исторически сложившегося народа есть свое право, определяемое присущим данному народу духом. Таким образом, право каждого народа — это по сути проявление народного духа, которое выражает общее сознание, убеждение народа.

    Согласно исторической школе право — это результат исторического процесса, при этом оно саморазвивается и постепенно складывается независимо от государственной воли. Авторы данной теории утверждали, что закон — это не только не единственный, но и не основной источник права. На первое место в качестве источников права выдвигался обычай, который в отличие от правовых предписаний известен всему народу.

    Представители исторической теории права отстаивали верность и неизменность всех действовавших, устоявшихся правовых институтов, отвергали всякие реформирования права, даже если последние вели к совершенствованию права. Историческая теория права привлекла внимание к необходимости изучения истории права, она оказала воздействие на все последующее развитие правовой мысли, в особенности на психологическую и социологическую теории права.

    3. Психологическая теория права. Данная школа права получила распространение в начале XX в. на территории Германии, где ее автором являлся Г.Ф. Кнап, и на территории Франции, где автором был Г. Тард. В дореволюционной же России основоположником психологической теории права стал Л.И. Петражицкий.

    Суть психологической теории права состоит в отстаивании концепции разделения права на позитивное, т. е. официально действующее в государстве, и интуитивное, истоки которого заложены в психике людей и складываются из того, что они переживают как право.

    Согласно психологической теории права позитивное право также выражается в законах и иных нормативных актах государственной власти. Такое право, по утверждению авторов, мало доступно простому народу, отдельно взятому гражданину. Интуитивное право в свою очередь характеризуется через психологические состояния людей, а, следовательно, оно понятно. Главным среди всех психологических состояний, за счет которых складывается право, признаются эмоции.

    В соответствии с психологической теорией права эмоции подразделяются на две группы:

    1) императивные (нравственные) эмоции — это одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого гражданина;

    2) императивно-атрибутивные (правовые) — это двустороннее переживание одним лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица, а другим лицом — права потребовать выполнения от первого лица своей обязанности.

    Из императивно-атрибутивных, т. е. правовых, эмоций лица и складывается интуитивное право, которое признается первостепенным по отношению к праву позитивному. При этом в понятие «право» вкладывался широкий смысл, в него включались также и правовые отношения, и правосознание.

    Представители психологической теории права утверждали, что количество интуитивных прав совпадает с количеством людей в мире. В этом и состоял главный недостаток психологической теории права, т. к. не представлялось возможным провести кодификацию всех норм интуитивного права.

    4. Нормативистская теория права. Данная школа права берет свое начало из немецкой философии И. Канта, который впервые ввел понятие «категорический императив». Так, под категорическим императивом понималось общеобязательное требование чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений.

    Нормативистская теория права получила широкое распространение в XIX в. Данное направление учения о праве способствовало упрочению законности и ограничению судейского усмотрения. Нормативисты впервые выдвинули идею правового государства в смысле самоограничения власти законом.

    В конце XIX—начале XX вв. данная правовая школа претерпела значительные изменения — из нее выделилось отдельное направление. Такое новое направление получило название «чистое учение о праве», и его автором являлся Г. Кельзен. Основоположники чистого учения о праве противопоставляли право («мир должного») реальной общественной жизни («мир сущего»).

    Представители чистого учения о праве рассматривали правовые нормы в отрыве от экономики, политики и других явлений общественной жизни. Кроме того, они возражали против естественно-правовой теории права, т. к. отвергали существование у человека неотчуждаемых прав. Авторы чистого учения о праве утверждали, что, кроме опирающегося на государство права, иного права не существует.

    Согласно чистому учению о праве, существовала иерархия правовых норм. При этом обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. В соответствии с чистым учением о праве государство и право фактически отождествлялись, а вообще под государством понималась организация и воплощение правопорядка. В свою очередь право Г. Кельзен определил как совокупность норм абстрактного долженствования.

    5. Социологическая теория права. Данное направление учения о праве сложилось в первой трети XX в. в европейских странах, далее оно получило развитие на территории США. Положения социологической теории права выступают в качестве противоположных по отношению к положениям нормативистской теории права.

    Основоположники социологической теории права под собирательным понятием «право» понимали следующие правовые институты: административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи; правосознание людей, судей, должностных лиц; правоотношения; юридические нормы. Кроме того, под правом понималась деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность, т. е. право рассматривалось в действии. При этом следует отметить, что, согласно социологической концепции права, юридическое значение правовых норм принижалось, т. е. сама правовая норма была лишена всякой активности.

    «Способностью творить право», т. е. законотворческими полномочиями, наделяются судьи. Кроме того, подчеркивается психическое переживание судьи при разрешении конкретного судебного дела. Представители социологической теории права понимали право как правоотношения, которые возникают и существуют независимо от юридических норм. Иными словами, правовые отношения приравнивались к общественным отношениям, а социальный порядок — к правопорядку. Подобное понимание права, с одной стороны, приближало его к реальной жизни, юридической практике, а с другой, оправдывало и обосновывало административный и судебный произвол.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта