Главная страница
Навигация по странице:

  • Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права.

  • Гносеологические причины философского плюрализма


    Скачать 73.59 Kb.
    НазваниеГносеологические причины философского плюрализма
    Дата13.05.2022
    Размер73.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1docx.docx
    ТипДокументы
    #527040
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Различие между общей теорией права и философией права


    Термин "право" в нашем случае не следует понимать как синоним правосудия в духе моралистов, филосо­фов, богословов или в чисто формальном смысле правил позитивного права. Безусловно, мы не можем не учиты­вать ни одно из названных значений; однако право будет рассматриваться нами только как нормативная дисциплина, предназначенная для законотворчества, создания правил поведения и для организации социальных отношений.

    Объективным правом называется система правил, регулирующих жизнь в обществе, соблюдение которых, в свою очередь, гарантируется публичной властью. Объективное право часто отождествляется с позитивным правом, то есть с совокупностью юридических правил, действующих в данный момент и в данном обществе. Однако такое видение предмета оказывается зауженным, поскольку состояние права в некотором обществе в определенный момент не может рассматриваться отдельно от явлений более масштабных, не может рассматриваться изолиро­ванно от своих источников или от общего контекста. Состояние правовой сферы зависит от исторического, гуманитарного, социального, экономического контекста, от тенденций в сфере идеологии. Однако в зависимости от ситуации (в отличие, например, от английского во французском языке одним и тем же термином обозначаются как собственно объективное право, так и прерогативы, признаваемые за индивидами или за группами индивидов, то есть те самые субъективные права, которые объектив­ное право закрепляет за юридическими лицами и которые наделяют этих юридических лиц правом владения имуществом или правом власти над окружающими.

    Субъективные права соответствуют одному из основных положений общей правовой системы и не будут обой­дены стороной в настоящей работе. Вместе с тем общая теория права соотносится с объективным правом в гораздо более широком контексте, именно в том смысле, в каком мы употребляем здесь термин "право". Прежде чем определиться с содержанием общей теории права (§ 2), мы должны дать ей общее определение, обособить от других дисциплин (§ 1).

    3. Общая теория права сформировалась в результате прогресса позитивных наук. Появившись в конце XIX в., она была задумана как средство, позволяющее выйти за рамки простого описания права. Отгораживаясь от теорий естественного права, общая теория права основывалась на той идее, что право может составлять "предмет позитивной науки". После второй мировой войны эта теория воспринималась (антипозитивистской реакцией) скорее как поиск ценностей, норм и идеологий неюридического характера, лежащих в основе видимой нейтральности юридических понятий, правил и теорий. Понятие общей теории права представлялось амбива­лентным, если не двусмысленным, поскольку для одних она была эманацией философии права, а для дру­гих попыткой научного осмысления предмета, сравнимой с "юридической догматикой", то есть с той частью науки о праве, которая посвящена интерпретации и си­стематизации норм. Несмотря на то, что теория общего права не обрела подлинной самостоятельности, по край­ней мере в странах англосаксонского мира, где термин "юриспруденция" означяет "науку о праве", она определялась как наука, цель которой сводится к изложению принципов, понятий и характерных черт, общих для различных правовых систем.

    Далее мы увидим, что общая теория права преследует цель постигнуть явление юридического плана путем изучения смысла у пределов его существования, фундаментальных концептов, способов его введения в действие, инструментов и метода... Одним словом, общая теория права изучает правовой порядок, взятый глобально, сквозь призму всех его "почему" и "как". Это система интеллектуального плана, методологически и организацион­но основанная на наблюдении и объяснении различных юридических систем и предназначенная для опре­деления главных, стержневых осей системы права и при­менения права.

    Следуя старой формуле "ubi societas, ubi jus"** "Где общество, там и закон". (Прим. пер.), мы заключаем, что всегда и везде общества существовали в рамках определенного юридического порядка. Конечно, он мог быть очень различным. Это зависит от типа общественной организации, эпохи, образа мышления: нет практически ничего общего между существованием первобытных людей, живших за счет охоты и рыбалки, подчинявшихся магическим ритуалам, и бытием обществ утонченных, индустриальных, обладающих продвинутыми технологиями, то есть обществ современных развитых государств. Мы имеем

    все основания спросить себя, существуют ли универсальные правила общественной жизни? Юридическая ант­ропология, преследующая целью познание существа юридической проблематики, юридического мышления и юри­дической деятельности в условиях разных по своей форме цивилизаций, разных культурных традиций, вполне может дать ответ на этот вопрос. Впрочем, у этих обществ есть один общий элемент: обязательные для выполнения правила поведения и организация общественных отношений, поддерживаемых санкциями объективного характера. Общая теория права должна высветить постоянные элементы, неизменно встречающиеся во всех системах, и те элементы, в которых проявляются принципиальные отличия систем. И хотя эта наука может ос­новываться только на результатах исследования небольшой части правовых систем прошлого или настоящего, она способна при помощи подобного отбора моделей помочь увидеть во всем этом разнообразии общую платформу, составленную из определенного числа констант, таких, как власть или приказ, и из общей структуры мышления.

    "Общий" характер общей теории права проявляется двояко: прежде всего в том, что она привязана к значению юридической нормы через анализ ее пределов и границ и через размышления о ее структуре, о приемах и методе правового мышления. Одновременно она общая в том смыс­ле, что исследует право, как систему в целом, а не просто как частную правовую систему или специальную отрасль права, несмотря на то, что при изучении права отдельного государства или конкретной темы, изложенной каким-то автором, неизбежно возникает желание опираться в выводах прежде всего на этот материал.

    4. Таким образом, общая теория права четко отличается от философии права, если последнюю понимать, как юридическую метафизику. Общая теория права исходит из наблюдения за правовыми системами. Опираясь на результаты исследования их постоянных элементов и структуры, она исключает основные интеллектуаль­ные построения, концепты и приемы... В философии права больше собственно философии, чем права. Она стре­мится освободить право от "его технического аппарата под тем предлогом, что за счет этого ей удастся добрать­ся до сущности права и увидеть метаюридическое зна­чение права" и ценности, которые это право должно отстаивать, а также смысл права относительно полного видения человека и мира... Конечно, такие великие философы, как Платон, Аристотель и особенно Кант или Гегель, интересовались правом, но в большей мере их занимало не то, что есть право, а то, чем должно быть право. Общая теория права не принижает значимость философии права и часто вынуждена обращаться к основным положениям и разнообразным целям права, но в то же время философия не является ее основным предметом. В общей теории права речь идет об изучении права таким, какое оно есть, а не права, каким оно долж­но быть. Речь идет о том, чтобы никогда не терять из виду правовые системы, трансцендентно идентифицируя их как абсолютные ценности.

    Другими словами, если в общей теории права, как и в философии права, совершается попытка понять, что есть право, в чем оно распознается, каковы его цели и основа­ния, следует понимать, что она (общая теория) делает это, в большей мере отталкиваясь от права и с целью овладения правилами его применения. Тогда как философия права проявляет себя часто как философия о праве, отталкива­ясь от философии с целью сублимации юридического в метафизическом.

    Кроме того, следует отличать общую теорию права от юридической эпистемологии, представляющей собой критическое исследование принципов, постулатов, методов и результатов процесса познания права. Эпистемология об­ращается только к исследованию способов познания права и предназначена для направления юридической мысли, обо­собляясь от реальности жизни и от понятных для всех потребностей с целью рассмотрения исключительно чис­тых понятий, их внутреннего упорядочения отдельно от тех конкретных интересов, которые они представляют, И с целью получения юридических построений за счет исклю­чительно интеллектуальных усилий. Эпистемология, таким образом, тоже ориентирована преимущественно на то, каким должно быть право, а не на то, какое оно есть. Общая теория права более близка к феноменологии права (4), то есть к научной методике, суть которой заключается в том, чтобы "обращаться к самим вещам", наблюдать вещи в их конкретной реальности, без заранее выстроенной идеи.

    Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».

    Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права.

    «Новые» теории права.

    Общее и особенное в метафизических теориях.

    Теории естественного права. Их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.

    Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.

    Совместимость классических типов понимания права. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.

    «Новые» теории права. Либертарно-юридическая концепция права. Коммуникативная теория права. Естественно-позитивная и другие теории права. Критика «новых» теорий права.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта