Главная страница
Навигация по странице:

  • Позитивная философия

  • Постпозитивисты

  • Р.А. Ромашов

  • Гносеологические причины философского плюрализма


    Скачать 73.59 Kb.
    НазваниеГносеологические причины философского плюрализма
    Дата13.05.2022
    Размер73.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1docx.docx
    ТипДокументы
    #527040
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Метафизические идеи и научные конструкции в правоведении.


    Метафизикараздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

    Натуроцентристская научная картина мира, основанная на идее абсолютизации природы, исключает любого рода умозрительные, отвлеченные от конкретных природных явлений и процессов, метафизические идеи как ненаучные. В рамках натурализма декларируется идея демаркации науки и метафизики.

    Концепции естественного права отличаются значительным разнообразием и даже неоднотипностью. Но все объединены родством методологических принципов: право рассматривается не как акт государственной воли, предполагающий законное принуждение в случае ее нарушения, а как воплощение справедливости и разума.

    Густав Гуго(1764—1844 гг.) был сторонником «чистой», освобожденной от метафизических построений, правовой науки. Мыслитель выступает с критикой концепции естественного права и общественного договора. Он утверждает, что естественное право и общественный договор – умозрительные, беспочвенные конструкции. Естественного права нет, полагает Гуго, существует лишь право позитивное, которое, в отличие от естественного права несовершенно, однако к нему привыкли и с его помощью можно обеспечить общественный порядок.

    Отказ от различного рода метафизических конструкций, от редукции (сведения) юридических явлений к каким-либо иным (природным, ментальным) явлениям и сосредоточение исследовательских усилий на изучении явлений юридической сферы – важнейшие принципы позитивизма.

    Обретение юриспруденцией самостоятельного дисциплинарного статуса обычно связывают с деятельностью представителей юридического позитивизма. Действительно в рамках позитивизма получает обоснование принцип полагания в качестве предмета юридических исследований реально существующего права.

    Позитивная философия, в видении Конта, это здоровая философия, которая изгоняет все неразрешимые метафизические вопросы и концентрирует внимание на проблемах методологии науки. Философия, таким образом, превращается в логику отдельных наук, призванную выполнять функцию систематизации, упорядочивания, кодификации научных выводов. Значение понятия «позитивный» для Конта многогранно, позитивное знание – это знание реальное, полезное, точное, положительное (созидательное), оно противостоит вненаучному химерическому, негодному, сомнительному, отрицательному (разрушительному) знанию.

    Постпозитивисты отказываются от радикальной антиметафизичности. Метафизические конструкции рассматриваются как фундамент научного познания. Кредо постпозитивизма: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа».

    Постструктурализм противопоставляет метафизике и науке культуру, понимаемую как свободная стихия творчества, игры, реализации желания. Постструктуралисты развивают тезис - адекватное постижение действительности доступно не точным наукам, но интуитивному «поэтическому мышлению».

    Р.А. Ромашов предложил систематизацию основных типов понимания права- «реалистическое» и «метафизическое» направления в правовой теории.

    Родовые признаки и различия реалистических концепций права

    Реалистическая теория


    Реалистическая теория права возникла в противовес историческому направлению. Согласно исторической школе право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин. Создатели реалистической теории полагают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком. Человек, исходя из своих интересов, ставит цели и реализует их посредством права.

    Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. Суть своей теории он изложил в работах «Дух римского права», «Борьба за право», «Цель в праве». Согласно учению Иеринга, право есть защищенный государством интерес. Государство гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Иеринг считает, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.

    Согласно этой теории, интересы людей заставляют их вступать в отношения между собой - в результате возникает общество. Право является сущностным признаком общества, которое объединяет людей общими целями. Вместе с тем право порождает не всякое общество, а лишь государственно-организованное. Государство выступает инструментом социального принуждения, поскольку имеет для этого специальный аппарат и обладает суверенностью.

    Иеринг выделяет три признака права:

    1) Зависимость права от принуждения, т. е. право, состоит из правил, установленных обществом и обладающих принудительной силой государства.

    2) Норма права -- это правило поведения человека. В отличие от норм морали нормы права устанавливаются и реализуются исключительно органами государственной власти.

    3) Цель права -- она раскрывает его содержание и в тоже время выступает мерилом права. Право существует для реализации определенной цели, а именно обеспечения определенных условий жизни.

    Иеринг считает, что государство с помощью закона формирует в человеке стремление к осуществлению наряду с реализацией личного интереса общих интересов в обществе. Для Иеринга характерны идеи строгого порядка в обществе, твердой дисциплины и законности. Он также выступает за независимость и несменяемость судей, их строгую ответственность только перед законом.

    Ценность реалистической теории состоит в обнаружении непосредственной связи права с государством. Государственная власть есть необходимое условие существования права. В отличие от теории естественного права реалистическое учение признает необходимость правотворческой деятельности. Государство выступает здесь как творец права. По мнению сторонников данной школы, право без государственной власти есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно, должно быть.

    Несомненным достижением является учение о единстве юридических прав и обязанностей индивида, что является залогом нормального развития гражданского общества. Кроме того, в воззрениях реалистов содержится важнейший механизм законности - отрицание произвола. Только государственная власть на основе установленных законов может применить принуждение по отношению к человеку.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта