Курсовая. Государство и общество взаимоотношение и связь (теоретико правовой аспект)
Скачать 1.49 Mb.
|
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Кафедра государственно-правовых дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» на тему «Государство и общество: взаимоотношение и связь (теоретико- правовой аспект)» Выполнил: Монгуш Декабрина Монгун- ооловна, студент 1 курса очной формы обучения факультета юридического группа Юб02/2105 Руководитель: А.В. Евсеев (инициалы, фамилия) канд.филос.наук, доцент (уч. степень, уч. звание) Оценка _____________________________ Подпись ____________________________ «___» ________________________ 20__ г. Санкт-Петербург 2022 Заведующему кафедрой государственно-правовых дисциплин А.О. Лядову от студента Монгуш Декабрины Монгун- ооловны группы Юб02/2105 юридического факультета очной формы обучения ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу закрепить за мной тему курсовой работы «Государство и общество: взаимоотношение и связь (теоретико-правовой аспект)» по дисциплине «Теория государства и права» (направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция», «гражданско-правовой профиль»). Студент _______________ Д.М.Монгуш (подпись) « 07 » февраля 2022г. СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ____________ А.О. Лядов (подпись) « ___ » _________ 20___ г. БЛАНК ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра государственно-правовых дисциплин (название кафедры) УТВЕРЖДАЮ Руководитель: А.В.Евсеев канд.философ.наук, доцент (уч. степень, уч. звание) _____________________ (подпись, инициалы, фамилия) «14» февраля 2022 г. ПЛАН курсовой работы на тему Государство и общество: соотношение и связь (теоретико- правовой аспект) студента Монгуш Декабрины Монгун-ооловны (Ф.И.О.) Направление подготовки (специальность) Юриспруденция (наименование) Факультет юридический (название факультета) Форма обучения очная (очная, заочная, очно-заочная) Введение Глава 1. Теоретические основы взаимоотношения государства и общества 1.1 Понятие и признаки общества 1.2 Понятие, признаки и функции государства в отношении общества 1.3 Теоретическая модель взаимоотношений государства и общества Выводы по I главе Глава 2. Исторический обзор взаимоотношения государства и общества 2.1 Основные исторические формы взаимоотношения государства и общества 2.1.1 Древний Мир 2.1.2 Средние века 2.1.3 Новое время 2.2. Современное время Выводы по II главе Заключение 1 Список использованных источников Приложения Студент ______________ Д.М.Монгуш (подпись) (инициалы, фамилия) «14 » февраля 2022 г. Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы взаимоотношения государства и общества…………………………………………………………………………..6 1.1 Понятие и признаки общества………………………………………………..6 1.2 Понятие, признаки и функции государства в отношении общества………9 1.3 Теоретическая модель взаимоотношений государства общества…...…...15 Выводы по I главе………………………………………………………………..21 Глава 2. Исторический обзор взаимоотношения государства и общества…………………………………………………………………………22 2.1 Основные исторические формы взаимоотношения государства и общества………………………………………………………………………….22 2.1.1 Древний Мир……………………………………………………………….25 2.1.2 Средние века…………………………………………………………….....28 2.1.3 Новое время………………………………………………………………...31 2.2. Современное время ……………………………………………………...…33 Выводы по II главе……………………………………………………………....35 Заключение……………………………………………………………………….36 Список использованных источников…………………………………………...38 3 Введение Актуальность темы. В настоящее время в науке отмечается повышенное внимание к проблеме определения сущности и признаков государства, вызывающей интерес у специалистов разных отраслей. И со времен античности, вопрос о том, каким должно быть государство, его основные функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался актуальным. Это объясняется, прежде всего, тем, что никакая другая организация не может составлять конкуренцию с государством в вариативности выполняемых задач и функций, во влиянии на общество. На протяжении истории человечества ученые давали разные определения данному термину «государство». Согласно Аристотелю (384– 322) государство представляет собой «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Советские ученые социологи, историки государство определяли как особую организацию экономически господствующего класса, посредством которой указанный класс осуществляет свою диктатуру. В истории политико-правовой мысли (по крайней мере – до Ж.Ж. Руссо) государство часто предстает как политическая организация самого (всего) общества или как союз (объединение) людей. Это неверно, т.к., во- первых, с этой точки зрения все люди фактически приравниваются к носителям политической власти и, во-вторых, в действующей Конституции РФ многократно указывается на основных субъектов конституционного права – это «человек», «общество» и «государство» [11]. Государств – длительный исторический процесс, который имеет самые разные стадии и формы. Исторические реконструкции возникновения государств основаны, как правило, на немногочисленных археологических фактах и архаических 4 сказаниях, воссоздаваемых благодаря более поздним текстовым памятникам. Поэтому актуальным для исторической науки является разработка историологических реконструкций, основанных на тех или иных теориях возникновения государства и права. Складывающийся теоретический плюрализм (множество конкурирующих позиций) в понимании сущности государства неизбежен, т.к. ученые-государствоведы приступают к изучению своего предмета, будучи уже «вооруженными» определенными философско- мировоззренческими, методологическими и иными над-эмпирическими («априорными», по И. Канту) принципами и предпочтениями. Так можно сделать вывод, что многие известные и влиятельные по сей день теории и концепции по-своему верно (частично истинно), хотя и односторонне (частично ложно) раскрывают природу (сущность) государства и государственной власти. Итак, обобщая сказанное, государство - это организация политической власти, исторически складывающаяся в обществе и направленная на поддержание общественного порядка и управляемости в нем. Но вместе с тем, государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам экономически сильного класса. Именно в этом колоритно проявляется противоречивая особенность и социальная роль государства. Целью исследования является: изучение взаимосвязи государства и общества. Объектом исследования являются: государство и общество. Предметом исследования является: изучение взаимосвязи и формы взаимоотношения государства и общества. Задачами исследования являются: 1. Изучение теоретических основ взаимоотношения государства и общества; 2. Определить понятие, признаки и функции государства в отношении общества; 5 3. Исследовать исторический обзор взаимоотношения государства и общества. Структура работы состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. 6 Глава 1. Теоретические основы взаимоотношения государства и общества 1.1 Понятие и признаки общества Общество – многозначное понятие, имеющее разные определения. В современной научной литературе дается следующее определение общества: «Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, связанной с производством, обменом и потреблением жизненных благ. [1, с.28]. Общество (в узком смысле слова) - это малая группа или многочисленная масса людей, объединяемая культурными ценностями и взглядами, проживающая на определенной территории (Пример, на территории Российской Федерации).. Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества. В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. Е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т. п., имеющие свои интересы и особенности. Существуют определенные признаки, описывающие общество и его особенности: 7 • Способность преобразовывать окружающий мир в соответствии с потребностями. • Наличие своеобразных законов развития. • Постоянное изменение. • Наличие сложно организованной структуры (сфер). • Система управления. • Способность воспроизводить следующие поколения. • Самодостаточность, то есть использование имеющихся ресурсов для обеспечения себя всем необходимым. • Альтернативность развития, то есть наличие нескольких возможных вариантов. При этом чётко определить, чем руководствуется общество при выборе пути, зачастую невозможно. • Устойчивость и целостность. Общество как сложная, динамично развивающая система, строится и организуется на основе взаимосвязанных социальных групп и отношений между ними. Это значит, имеет свою определенную структуру (содержание): 1. Социальные общности и группы – объединение людей, возникающее на почве общих взглядов и интересов. 2. Социальные институты и организации – это одна из исторически сложившихся форм организации совместной деятельности людей. 3. Социальные нормы и ценности – принятые в обществе правила поведения и установки. Все эти вышеперечисленные организации взаимодействуют и прогрессируют между собой через социальные нормы и ценности. И для осуществления общезначимых потребностей, индивиды объединяются, интегрируются в социальные группы (люди, которые определенным образом взаимодействуют, имеющие собственные интересы и деятельность). Социальные группы определяются следующими особенностями: а) Устойчивость (прочность и надежность). 8 б) Однородность (однотипность, одинаковость, родство). в) Сплоченность (единство и организованность). И вместе с тем социальные группы классифицируются: 1. По половому признаку (мужчины и женщины). 2. По возрастному признаку. 3. По национальному признаку (тувинец, бурят, таджик, чеченец т.д). 4. По профессиональному признаку (юристы, пекари и т.д.). 5. По политическому признаку (консерваторы, коммунисты и т.д.). 6. По религиозному признаку (православные, буддисты, мусульмане и т.д.). 7. По территориальному признаку (селяне, горожане, москвичи и т.д.). Социальные группы создаются объективно (распределяются по определенным признакам, как например, по половому признаку, мужчины и женщины), вне зависимости от сознания. Потребности и спросы социальных групп характеризуются: 1) массовостью (многочисленность); 2) устойчивостью; 3) сопряженностью (удовлетворение основной потребности вызывает целый ряд других потребностей). Для осуществления этих потребностей создаются социальные институты. Самоопределение «социальный институт» в литературе описывается по-разному: 1) это образование (социальное или политическое) - учреждение, созданное для осуществления определенных функций, решения задач; 2) социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности (организующих эту деятельность). Социальные институты существуют в целях: 1) регулирование (упорядочение) и организация отношений в обществе; 9 2) управления общественными делами и процессами; 3) разрешения межличностных конфликтов; 4) поддержания порядка и права; 5) достижения определённых целей и задач. Также социальные институты возникают с объективной необходимостью в силу экономических, биологических, политических, социальных причин. (семья, государство, право, политические партии, религия и т.д) Вывод: Исходя из анализа литературы, общество можно рассматривать как сложную, саморазвивающуюся систему связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами продукт деятельности людей. Один из самых важных признаков общества - наличие объективных, регулярно функционирующих общих интересов (продолжение рода, воспитание детей, поддержание правопорядка, производство продуктов питания). Общие интересы затребованы реализовывать государства, а неидентичные интересы осуществляются институтами гражданского общества (производственными организациями, образовательными учреждениями, партиями, творческими союзами, церквями, храмами, и институтом семьи). 1.2 Понятие, признаки и функции государства в отношении общества Возникновение государства – это результат исторического развития всего человечество, насчитывает несколько десятков тысяч лет. Основное назначение государства – защита от внешней угрозы и обеспечение независимости страны, а внутри - обеспечение на своей территории стабильного развития всех отраслей и сфер жизнедеятельности. Иногда понятие «государство» используется в качестве синонима понятию «страна». Однако, государство – это образование политическое, страна, в свою очередь – прежде всего, рассматривается в культурно- географическом отношении (например, при определении или описании климата определенной территории, населении) [1, с 17]. 10 На протяжении истории человечества ученые давали разные определения данному термину. Согласно Аристотелю (384–322) государство представляет собой «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Как указал Н. Макиавелли (1469–1527), само существование государства связано с сохранением власти. Согласно Ж. Бодену (1530–1596), государство — «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Дж. Локк (1632–1704) видел в государстве «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы». Согласно Л. Гумпловичу (1838-1909), государство — «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка». В советское время государство понималось как особая организация экономически господствующего класса, посредством которой указанный класс осуществляет свою диктатуру. После 1985 г. в отечественной науке классовый аспект государства стал резко вытесняться общечеловеческим, а само государство стало пониматься как организация «всех и для всех» [цит. по: 11, с.16]. Итак, обобщая сказанное, государство - это организация политической власти, исторически складывающаяся в обществе и направленная на поддержание общественного порядка и управляемости в нем. Государство – довольно сложное и многоплановое понятие, тесно связанное с такими понятиями, как «власть», «политическая власть», «организация власти». Власть как общее понятие следует отличать от управления (управление как особая разновидность власти осуществляется в рамках сложных систем в виде реализации решений целей, программ, В Древнем мире и в Средние века роль государства в жизни общества определялись несколькими аспектами: 11 - оборона своей территории от внешней опасности или захват, завоевание чужих территорий; - борьба с болезнями (эпидемиями); - ирригация; - отправление религиозных культов; - развитие почтового сообщения. Но постепенно с развитием общества меняются запросы самого общества, усиливаются связи и отношении между людьми, и вместе с тем растет количество задач, встающих перед государством. С целью поддержания порядка и безопасности народа, государство создает, развивает свою армию и промышленность. В этом понимании роль государства в отношении общества является существенной. Однако в условиях цивилизации при регулировании конфликтов и разногласий между странами, редко осуществляется военная промышленность. Процесс предотвращения и урегулирования конфликтов происходит на уровне государственных представителей (дипломатов). В истории политико-правовой мысли (по крайней мере – до Ж.Ж. Руссо) государство часто предстает как политическая организация самого (всего) общества или как союз (объединение) людей (как например, у Аристотеля, Г. Гроция или Т. Гоббса). Это неверно, т.к., во-первых, с этой точки зрения все люди фактически приравниваются к носителям политической власти и, во-вторых, в действующей Конституции РФ многократно указывается на основных субъектов конституционного права – это «человек», «общество» и «государство» [11, с.16-17]. Общие (основные) признаки государства как организации политической власти – следующие: 1) субъекты государственной власти (т.е. наличие лиц или особых организаций – первичных носителей верховной власти в государстве); 2) государственный механизм; 3) законодательство; 12 4) налоги; 5) подвластная территория (в пределах государственной границы); 6) особая политико-правовая связь с населением, юридически выражающаяся в виде гражданства (для республик) или подданства (для монархий) [11, с.17] При возникновении социальных разногласий, к которым относятся споры между гражданами, организациями или между представителями различных классовых прослоек, государство выступает в роли посредника в разрешении конфликтов [2]. Исходя из анализа научной литературы, известно, что для разрешения социально-экономических споров ещё в древности были созданы специальные органы: сначала это были советы старейшин или вождей, затем их функции в разрешении конфликтов взяли на себя суды, ставшие третьей независимой силой государственной машины. Функции государства Понятие «функция государства» - одно из самых сложных и абстрактных в юриспруденции. Тем не менее, оно присутствует в современном законодательстве и обладает нормативно-правовым смыслом и юридическим значением. Функции государства – это такие эффекты (результаты, последствия) от разнообразной деятельности государства, которые востребованы обществом на определенном историческом этапе его развития [11, с. 21-22] По своему содержанию функции государства – это соотносимые с его политикой условия, создаваемые государством и необходимые (нужные, полезные) обществу и личности. Например, по своему содержанию правоохранительная функция государства для личности заключается в создании и поддержании условий его безопасности. Классификации функций государства весьма полезны в плане понимания текущей политики государства. 13 Функции государства обычно подразделяются на внутренние и внешние (в зависимости от той территории, где в конечном счете, достигается функциональный эффект). К внутренним функциям относятся: а) политическая – поддержание общественно-политического порядка, б) правооохранительная – поддержание правопорядка, в) экономическая – создание необходимых условий (в т.ч. финансовых) для производства и обмена материальных благ, г) социально-гуманитарная – обеспечение нормального производства (воспроизводства) личности, социальных групп и их структурных отношений, д) культурно-образовательная – обеспечение развития (творчества), распространения и использования знаний и ценностей, е) экологическая – охрана окружающей природной среды, ж) др. Иногда в литературе в качестве главной функции государства называют интегральную – т.е. обеспечение единства и территориальной целостности страны. К внешним функциям относятся: а) военная (оборонительная) – обеспечение международной безопасности (защита от внешних военных угроз, участие в поддержании мира за рубежом, борьба с международным терроризмом), б) дипломатическая – поддержание нормальных сношений с другими государствами и международными (межгосударственными) организациями, в) гуманитарная – защита прав и свобод человека во всем мире, г) внешнеэкономическая – обеспечение участия страны (субъектов экономической деятельности) в международной торговле и мировых процессах по глобализации экономики и финансов, 14 д) культурно-обменная – обеспечение международного сотрудничества в области науки, образования, искусства и т.д.; е) Функции государства можно классифицировать и по другим основаниям. Например, выделяют функции: − основные – неосновные, − постоянные – временные, − универсальные (общие для различных государств) – частные (специфические для данного государства) – глобальные (требующие для своей реализации усилий не одного, а многих государств) и др. [11, с.21-22] Функции государства надо отличать от функций органов государственной власти и управления, которые суть необходимые эффекты деятельности этих органов в рамках той или иной государственной системы и ее социально-гуманитарной среды. Говоря о правоохранительной функции, заметим, что государство играет огромную роль в отношении права, в значительной степени определяя его нормативное содержание и методы воздействия права на те или иные предметы правового регулирования. На основе вышеизложенного можно выделить следующие функции (точнее, подфункции) государства в отношении права, нормативный смысл которых достаточно ясен из ниже приведенных формулировок: − государство устанавливает право, − государство признает право, − государство гарантирует право, − государство санкционирует право, − государство соблюдает право, − государство исполняет право, − государство использует право, − государство применяет право, − государство издает (опубликовывает) право, 15 − государство толкует право, − государство систематизирует право, − государство передает (делегирует) право – (kvango - по лат.), − государство заимствует иностранное право, − государство охраняет и защищает право, − государство восстанавливает право, − государство уважает право, − государство обеспечивает право, т.е. создает необходимые условия для реализации права [11, с. 21-22] Вывод: Государство формируется как институт, который поддерживает целостность и упорядоченность социально разделенного общества. А функции государства – это то, чем занимается государство, направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. Пример: Обеспечение национальной безопасности (внешняя функция), регулирование экономических отношений (внутренняя, экономическая) и т.п. 1.3 Теоретическая модель взаимоотношений государства общества На данный момент, одной из главных задач государственного управления является построение систем коммуникации, обеспечивающих информационное взаимодействие властных структур и общества. Это касается всех ветвей власти, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Результативность и действенность социально- политической коммуникации во многом определяет стабильность и развитие различных сфер общественной жизни. Без государства (государственные институты) не может функционировать гражданское общество (его институты) в его современном понимании. Взаимоотношения власти с общественными объединениями представляют собой довольно сложный и многоаспектный процесс. 16 Отечественными и зарубежными исследователями предложены разные типологии моделей взаимодействия гражданского общества и государства. Моделью в широком смысле можно назвать любой образ объекта или структуры, объяснение или описание системы, процесса или ряда связанных между собой событий [7]. Известный отечественный политолог В.В. Рябев классифицирует три модели взаимоотношений гражданского общества и государства. Первая модель – патерналистская,этатистская. Именно данная модель взаимоотношений государства и общества, по мнению В.В. Рябева, долгое время господствовала в России. Данная модель характеризует: 1. Тип международных отношений. 2. Форму государственного устройства и его идеологию. 3. Вектор экономического развития общества. 4. Направление социальной политики. 5. Модель общения: между гражданами, в области медицины, юриспруденции, в других отраслях профессиональной деятельности. Патернализм – проявляется в общественных (международных) отношениях. Например, крупные страны оказывают покровительство более слабыми. Особенно ярко проявлялось в политике Великобритании, в отношении Австралии. Правительством Англии направлялись миссионеры, которые несли христианскую веру дикарям, чтобы спасти их души. А также внедрялись различные технические новшества, без которых, по мнению англичан, аборигены не могли выжить. Государственный патернализм – означает, что общество построено по принципу единства. То есть государство, в некотором понимании, является распределителем в соответствии в обществе иерархией. Экономический патернализм – государство выполняет ведущую роль во всех хозяйственных сферах (в области экономической политики). Патерналистская модель социального государства предполагает принятие на себя ответственности государства за все социально- 17 экономическое положение своих граждан, заботу о каждом, так и за хозяйствующих субъектов. Основные черты: жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмен социальными благами и услугами. Вторая модель – индивидуалистская,либеральная – традиционно складывалась в Западной Европе, США и ряде других стран. Для этой модели характерно следующее: 1) признание того, что свободный гражданин есть конечный источник всякой государственной власти; 2) приоритет индивида по отношению к государству; 3) ограничение самостоятельности гражданина объемом его прав и свобод; 4) ограничение государства гражданским обществом, минимизация его функций. В основе данной модели лежит индивидуальный принцип, предполагающий личную ответственность каждого члена общества за свою жизнь и судьбу других. Роль государства в этой модели небольшая. Финансирование и обеспечение социальных программ проводится за счет частных сбережений и личного страхования. Такая модель используется в США и большинстве странах Европы. В настоящее время, как считает В.В. Рябев, складывается третья модель – партиципаторная. Главная суть данной модели - идея о главной функции государства, заключающейся в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого [7, с. 170]. В.А. Бачинин также выделяет три модели взаимоотношений государства с гражданским обществом: 1) Антагонизм. Сильное государство деспотического или тоталитарного типа преследует любые попытки граждан отстаивать свои 18 собственные права, целенаправленно уничтожает зачаточные формы и новообразующие элементы гражданского общества; 2) Консенсус. Имеет место в тех случаях, когда государство с одной стороны и молодое гражданское общество с другой стороны движутся на пути к взаимной адаптации и потребностям и интересам друг друга; 3) Агон. Фаза наивысшей зрелости социальных форм творческих способностей и гражданского общества, и правового государства [15, с. 168]. Данные модели несколько упрощенно толкуют взаимоотношения между государством и гражданским обществом, однако отражают наиболее распространенное видение эволюции общественно-государственного диалога. Идеальной (подходящей) моделью взаимодействия общества и государства является абсолютное равенство ее компонентов («сильное государство – сильное гражданское общество»), при котором действует принцип паритета. В историческом плане равновесие является достаточно условным, как правило, создается и поддерживается искусственно [15, с.123] В 60-е гг. прошлого столетия, когда Швеция становится одним из развитых стран, в социально-экономическом отношении, многие ученые- социологи отмечали Шведскую модель социального государства как уникальный, исторический и политический феномен. Шведская модель («модель государства общего благосостояния» предполагает): - отношение к социальной политике как политике для всех, а также ее понимание как цели экономической деятельности государства; - прогрессивная налоговая система; - доминирование идеи равенства и солидарности в осуществлении социальной политики; - упреждающий характер проводимой социальной политики; 19 - высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг и приоритетность роли государства в финансировании социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета [15, с.120]. Шведская модель базировалась на компромиссе рабочего движения и крупного капитала, преобразовании общественных отношений в виде социального уравнивания доходов, сглаживании классовых неравенств и на построении демократического социализма на базе государства благосостояния. Взаимодействие государства и общества в правовой сфере наблюдается на протяжении всей российской истории. Обобщая историко-правовой материал, можно выделить три возможных варианта: периоды стабильности, правовых реформ, революций. В периоды стабильности (мирное время) интенсивность взаимодействия государства и общества в России в правовой сфере может быть как сильной, так и слабой. В истории России мирных, стабильных периодов было не так уж много. В Древней Руси постоянные набеги сопровождались междоусобными войнами. Удельный период характеризовался борьбой за великое княжение в условиях получения ярлыков в Золотой Орде, междоусобицами и дроблением русских земель. Впервые о недолгом периоде определенной стабильности можно говорить лишь во второй половине царствования Михаила Федоровича Романова, после Смоленской войны 1632–1634 гг. [20, с.18]. Понятие «стабильность» применимо к царствованиям двух российских императоров XIX в. Несмотря на то что Николай I (1825–1855) пришел к власти на волне разгрома восстания декабристов и на его правление пришлись войны (русско-персидская, русско-турецкая, Крымская), а также расцвет революционного движения в Западной Европе, несколько причин способствовали тому, что в жизни российского общества появились некоторые константы. 20 Следующим периодом определенной стабильности можно считать царствование Александра III, когда в России возобладала консервативная идеология. Например, положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», мало отличается от комплекса нормативно-правовых актов и правительственных мероприятий административного характера (XIX в). В советский период наиболее мирной и стабильной была «эпоха застоя». Если предшествующие этапы стабильности, как правило, сопровождались тем, что принятие большинства нормативно-правовых актов оставалось незамеченным обществом, то в 1970-е гг. государство и общество активно взаимодействовали в правовой сфере. Примером может служить действительно всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1977 г [20, с. 19]. В периоды проведения правовых реформ инициатором изменений также является государство, но целью ставится трансформация не только нормативно-правовой базы, но и правосознания субъектов права. Правовые реформы можно классифицировать по различным критериям: 1) реформы, призванные изменить саму правовую реальность, и правовые реформы, направленные на обеспечение преобразований в других сферах жизни - политической, экономической, социальной и т.д.; 2) завершенные и незавершенные реформы; 3) правовые реформы, имеющие целью улучшение жизни общества в целом и каждого его члена, и реформы, направленные на сохранение власти правящей элитой; 4) реформы, опирающиеся на позитивный отечественный опыт прошлого, на правовые традиции; 5) эффективные и неэффективные правовые реформы. Однако в любом случае необходимо взаимодействие государства и общества. Так, в период правовых реформ со стороны государства требуется разработка и последовательное проведение правовой политики 21 Вывод: Таким образом, социальная модель, определяет позицию государства по отношению к обществу (патерналистская, либеральная, социал-демократическая и т.д.). Это не только результат больших преобразований комплекса факторов (экономических, правовых, религиозных, а также традиций), специфичных для каждой страны, но и осознанный выбор страны. Главная черта представленные разными авторами моделей определяют государство как неотъемлемое условие, свойство складывания гражданского общества, о чем свидетельствуют и названия моделей. Понятия «общество» и «государство» обосновываются общим содержанием лишь во взаимосвязи друг с другом. Выводы по I главе: Роль государства в обществе заключается в решении общих дел, связанных с регулированием внешних конфликтов, установлением правопорядка внутри государства и обеспечением его выполнения, в том числе с применением принуждения, а также разрешением социальных споров. Основные направления деятельности государства называются функциями, которые делятся на внутренние и внешние. Внутренние направлены на управление государством внутри его границ, внешние имеют внешнеориентированную направленность. 22 |