Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1.1 Древний Мир

  • 2.1.2 Средние века

  • 2.1.3 Новое время

  • Курсовая. Государство и общество взаимоотношение и связь (теоретико правовой аспект)


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеГосударство и общество взаимоотношение и связь (теоретико правовой аспект)
    Дата08.06.2022
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКурсовая.pdf
    ТипКурсовая
    #577568
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2. Исторические обзор взаимоотношения государства и
    общества
    2.1. Основные исторические формы взаимоотношения государства
    и общества
    Появление идей и теорий об обществе и его взаимодействии с государством различные источники относят к разным историческим периодам. Одни приписывают к XIX столетию, другие, в отдельных случаях,
    В общей трактовке многих авторов (социологов), изучение, описание общества началось с возникновением социологии в XIX столетии.
    Различия между определениями рассматриваемой темы заключаются в том, что некоторые авторы находят проблему и стремятся исследовать и объяснить, когда как другие пытаются снять тему и ограничиваются при изучении, считая беспредметной и не актуальной.
    Для решения поставленной задачи исследования, а именно раскрыть особенности теоретико-методологического отражения и взаимодействия общества и государства, то следует, прежде всего, рассмотреть исторические типы этого взаимодействия в рассматриваемый период.
    В XVIII – XIX вв. как известно, взаимодействие общества и государства происходило
    по типу социального контракта. На либеральных идеях, питавших буржуазные революции, впоследствии была основана концепция классического либерального государства. Это значило, что отношения между государством и обществом (в XIX в) в рамках этой концепции строились по типу социального контракта.
    Как отмечал в своих трактовках М. Н. Марченко со ссылкой на работу
    Г. Маклиннана, Д. Хелда и С. Холла «Идея современного государства», в соответствии с социальным контрактом индивид и гражданское общество действовали исключительно в сфере частных интересов и отношений собственности, а государство – лишь в публичной сфере. При этом права и свободы индивида, защищать которые согласно «социальному контракту» обязано государство, были объявлены «естественными».

    23
    Среди таких прав особо выделялись право и свобода «свободно покупать и продавать труд», владеть и распоряжаться частной собственностью, «быть полностью свободным при условии нарушения прав других лиц», право на невмешательство государства в частную жизнь,
    «рассматривать свой дом как неприступную крепость» [1, с. 6].
    Во второй половине XIX взаимодействие гражданского общества и государства складывалось по типу
    социального иждивенчества. Во многих развитых странах все больше остро затрагивался вопрос о защите частных имущественных и социальных интересов общества (нормирование продолжительности рабочего времени и отдыха, социальное обеспечение нетрудоспособных) и политических правах (равное избирательное право, право политических партий на участие в выборах) [4.c.48].
    В этом контексте, за государством наряду с обязанностью защищать экономические права и свободы граждан была закреплена обязанность осуществления политической (государственной) власти в различных областях общественных отношений в интересах всех слоев населения.
    Так, классическое
    либеральное государство стало приобретать социально-экономическое содержание, концепция классического либерального государства преобразовалась в концепцию либерально- демократического государства. И с принятием в Европе социального законодательства по вопросам обеспечения социальных гарантий работников со временем складывалась теория социального государства. Термин
    «социальное государство» впервые был использован немецким государствовед Лоренс фон Штейном (в его работе «История социального движения во Франции с 1789 года по наши дни») [13, с. 215].
    Главное значение социального государства - признание гражданином вне зависимости от сложившегося имущественного положения и занимаемого им социального статуса и классовой принадлежности, права на получение различных социальных благ, в которых нуждается вследствие возникновения состояния уязвимости (безработица, болезнь, старость и др.).

    24
    Концепция социального государства приобрела особую известность в
    США после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., а затем и после
    Второй мировой войны. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта был направлен на предотвращение социальных революций.
    Так в середине XX века теория социального государства получает развитие в теории государства всеобщего благосостояния (благоденствия).
    В 80-х гг. XX века было активно провозглашено
    социальное
    государство, общество и государство являлись диалектическим отрицанием классического гражданского общества XIX века и его правового государства
    [5, с. 5].
    В начале ХХ века, появились концепции для решения проблем социального государства:
    стратегия государства социальных инвестиций
    и концепция «Workfare State». Стратегия государства социальных инвестиций основана на идее о необходимости вложений в человеческий капитал, который составляют здоровье людей, высокий профессионализм экономически активного населения, поощрение инициативы, творчества, готовности встретить новые угрозы [11, с. 221]. Главная особенность концепции является ориентация на собственные силы человека и, как следствие, стимулирование его трудовой активности. Отрицательная сторона концепции заключается в том, что ее практическое осуществление приводит к мнительности каждого человека на обеспечении собственных потребностей.
    В основе взаимодействия общества и государства на современном этапе развития общественных отношений лежит идея диалоговой коммуникации, которая позволяет рассчитывать на взаимопонимание и удовлетворение интересов, как общества, так и государства.
    В современных условиях экономическая политика государства обеспечивает имущественный оборот, развитие отраслей производства, защиту конкуренции. Без участия государства в экономической сфере невозможно создать необходимые условия для обеспечения общественных

    25 потребностей. Важность и необходимость повышения эффективности государственной деятельности является одной из главных причин взаимосвязи государственной и общественной деятельности в некоторых областях общественных отношений, которые в этом случае становятся сферами взаимодействия гражданского общества и государства.
    Вывод: Во взаимоотношениях общества и государства подчеркивается ярко выраженный социально-партнерский характер, взаимодействие общества и государства связывается с институциализацией для всего спектра общественности процессов коммуникативного взаимодействия, а также с построением конструктивного диалога между гражданским обществом и государством [4, с. 51,52].
    Так взаимодействие общества и государства по типам социального контракта и социального иждивенчества объединяет отсутствие стремления взаимодействующих сторон к диалогу по различным вопросам организации жизни общества, в результате которого путем согласования взаимных притязаний должно быть достигнуто взаимопонимание и удовлетворение взаимных интересов сторон.
    2.1.1 Древний Мир
    Определение и само происхождение государства в Древнем мире представляет собой сложный и недостаточно изученный процесс.
    Государство в Древнем мире, появился при наличии некоторых условий, первым из которых выступает благоприятная природная среда, соответствие природных условия в долинах великих рек, расположенных в зонах с мягким климатом и плодородными почвами, созданными разливами рек. Второе: достижение преждевременного уровня производства, позволяющий получать избыточный продукт, а это давало возможность людям, освобождавшихся от производительного труда и выполняющих функции управления и культовые обязанности. И третье условие связано с достижением определенной массивности населения, при которой усложняется общественная жизнь, убыстряется темп общественного развития.

    26
    В первобытном обществе функционировали по своему, органы самоуправления: народное собрание, совет старейшин и вожди. Каждый член общины имеет доступ к управлению общими делами. Развитие общественных отношений в древности вело к выделению привилегированного слоя населения – знати, которая закрепляла за собой право выполнять функции управления, а основная масса общинников – крестьяне, а позднее и ремесленники оказались устраненными от управления.
    Органы общинного самоуправления оказываются отделенными от народа и превращаются в органы государственной власти [3, с. 75].
    Государство в Древнем мире прошло долгий путь развития, постепенно сложились различные его формы. Самые древние государственные образования появились в конце IY – III тыс.до н.э. в долине Нила и
    Месопотамии. Первоначально это были общины – государства, небольшие по территории. Впоследствии здесь развились монархии с неограниченной властью царя, большим государственным аппаратом, состоявшим из чиновников и воинов.
    В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:
    1. Период первобытной родовой общины (предыстория) - 45 000–8000 лет до н. э.
    2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, - 8000–3500 лет до н. э.
    3. Период древних империй, вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, - 3500–600 лет до н. э.
    4. Период античных государств - 600 г. до н. э. - 476 г. н. э.
    Люди постепенно расселялись по всему миру. Переселения людей сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении) многих народов. Основополагающую роль в истории сыграли передвижения
    «народов моря», финикийцев, создание колоний древними греками, мощные

    27 перемещения номадов, кочевых племен гуннов, тюрков, монголов и других племен.
    В XVIII–XX вв. появилось много учений, трактующих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т.
    Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И.
    Пестель и др.) определяла задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Управление государство строилось по принципу
    «равноправия». Люди, прекращают «борьбу против всех» организуют и обустраивают свою жизнь на равных правах и обязанностях с государством.
    Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло в результате разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим [2, с. 175].
    Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в
    Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.
    Древние цивилизации в мировой истории
    Государствами Древнего Востока были: Египетская империя (3200–525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000–538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000–605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия
    - 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. - 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке неизвестна), империи Древней Индии
    (XVIII в. до н. э. - 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства)
    (1400–586 гг. до н. э.) [].
    Вывод: Так государство возникло как одна из высших форм организации людей.
    Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство

    28 может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом, властью в отношении всех других объединений людей.
    2.1.2 Средние века
    Под средними веками понимается период всемирной истории, следующий за периодом древнего мира и предшествующий новой истории.
    Первым систематически описал период истории средних веков Европы итальянский гуманист Ф. Биондо. Специальная историческая наука, изучающая историю средних веков – медиевистика возникает в ХVIII в [20].
    В современной российской исторической науке большинство специалистов полагает, что история европейского средневековья: а) имеет своим основным стержнем историю зарождения, расцвета и разложения феодализма; б) начитается с распада Римской империи и завершается кануном
    Английской буржуазной революции XVII в.
    Соответственно, история средневековой Европы делится на три периода:
    1) Раннее средневековье (конец V - XI вв.);
    2) Классическое средневековье (XI - XV вв.);
    3) Позднее средневековье (XVI - середина ХVII вв.). Т
    Таким образом, понятие «средние века» возникло и развивалось на материале истории Европы. Основные черты социально-экономического строя большинства стран средневековой Европы:
    1. Монополия господствующего класса феодалов на земельную собственность.
    2. Основной непосредственный производитель - крестьянин - в разной юридической форме является составной «принадлежностью» этой собственности.

    29 3. Феодальная собственность экономически реализуется в результатах деятельности индивидуального мелкого хозяйства (крестьянин ведет это самостоятельное хозяйство на принадлежащей крупному собственнику - государству или магнату - земле и потому обязан службами и повинностями в пользу собственника).
    Особенности социальной структуры общества в средние века - иерархичность, сословность и корпоративность как формы сплочения отдельных социальных слоев и групп.
    Иерархичность - консолидация корпоративных слоев и групп в форме расположения их в порядке подчинения.
    Самое яркое выражение иерархичности - вассальноленная система в
    Западной Европе. Такая иерархия обеспечивала выполнение политических задач, стоящих перед феодалами данной страны, например, оборону.
    Отношения вассалитета и верности существовали также между крестьянами в качестве: а) средств внеэкономического принуждения крестьян; б) средства мобилизации для временной совместной борьбы с общим противником. Сословность - консолидация социальных слоев через обеспечение их определенными правами и привилегиями.
    Основная особенность средневековой политической сферы - связь публичной власти с земельной собственностью. Основная особенность идеологии - господство религиозного мировоззрения. Основная особенность социально-психологического склада средневекового человека
    - корпоративная связанность сознания.
    Период Средних веков, или феодализма — один из самых долгих и продолжительных периодов в истории Европы, длившихся 11-12 столетий.
    Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад.

    30
    В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно-религиозной жизни.
    Отечественная периодизация феодализма в Западной Европе и в Византии строится на принципе стадиального развития общества. Раньше других на путь феодализма вступили те народы, которые прошли рабовладельческую стадию [17, с. 177].
    Начало западно-европейского средневековья связано с крушением
    Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.
    История феодализма делится на три больших периода:
    1) Раннее средневековье - время формирования феодального способа производства, V-XI вв.
    2) Классическое, или развитое средневековье - период развитого феодализма, конец XI-XV вв.
    3) Позднее средневековье - период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI - середина
    XVII вв.
    В период Средневековья многие представления о государстве и обществе, сформулированные классиками античной мысли были переосмыслены. С развитием христианства, человек стал восприниматься не как обезличенная общественная единица, а как посредник Бога на земле и носитель личных прав [8, с. 79]. Весьма немалый вклад в развитие вопроса о соотношении общества и государства внес один из выдающихся мыслителей средневековой Европы Фома Аквинский. Философ считал, что прогрессивное объединение людей возможно только в рамках государства, целью существования которого является общее благо [3, с. 8]. Правовой статус личности в средневековом обществе зависел от социальной группы, представителем которой он являлся, а также от того, насколько развитым в военном и экономическом отношении был город, в котором он проживал.

    31
    Вывод: Под средними веками понимается период всемирной истории, следующий за периодом древнего мира и предшествующий новой истории.
    Основная особенность средневековой политической сферы - связь публичной власти с земельной собственностью.
    2.1.3 Новое время
    Новое время начинается с завершением периода Средневековья и продолжается до 1914 г. В этот исторический промежуток времени, основное место занимало учение о естественных правах человека и теории общественного договора (каждый от своего рождения обладает рядом прав: на жизнь, свободу, владение имуществом, безопасность существования).
    Одним из ярких представителей учения о естественном происхождении государства был английский философ Джон Локк, основатель европейского либерализма, где подчеркивается устойчивость прав и свобод человека, а государство рассматривается как основной гарант соблюдения этих прав и свобод.
    Ряд представителей социальных учений эпохи Нового времени:
    1. Дени Дидро (1713-1784), Франсуа М.А. Вольтер (1694-1778).
    В их изречениях и трудах говорится о разуме (научные знания, культура), о том, как он может и должен стать основным орудием образования общества на началах социального равенства, справедливости и солидарности.
    2. Жан – Жак Руссо (1712-1778)
    Центральное место в его учении занимала вопрос социального неравенства в обществе и преодоления неравенства. По его мнению, источником неравенства является частная собственность. Жан-Жак Руссо был уверен, что на смену существующему строю придет народная демократия, где трудящиеся будут обладать высшей властью [15, с.127].
    3. Иммануил Кант (1724-1804). Он большое влияние уделял нравственной стороне жизни общества. По его учениям: «Жизнь в обществе

    32
    – совместное существование людей, поэтому без морального регулирования она невозможна». Он считал, что свобода человека возможна лишь в условиях правового государства.
    4. Георг Гегель (1770-1831).
    Гегель рассматривал общество с позиции философского идеализма, размышляя о различных сторонах общества, нации: о структуре общества, о формах власти, о религии и философии. Особое место в его взглядах – концепция всемирной истории. Философ выделил основные, по его мнению, ступени истории:
    1. Восточный мир; Начавшись когда – то на востоке (Индия, Китай,
    Египет).
    2. Греческий мир.
    3. Римский мир.
    4. Германский мир.
    Георг Гегель наиболее полно излагает концепцию гражданского общества. Он подчеркивает, что гражданское общество возможно лишь при проявлении творческих возможностей человека.
    5. Макс Вебер (1864 – 1920)
    Автор идеи экономической рациональности, где высшим проявлением социума определялся деятельность бюрократии (чиновники) – управление государством.
    Он разработал теорию легитимности власти:
    1) Традиционный (монархия);
    2) Харизматической (власть «богоизбранной» личности);
    3) Легальный (разрешенный) – конституционная власть, либерал – демократическая власть.
    В XX. веке большое распространение получила теория социальной стратификации. Разработана теория П. Сорокиным (1889 – 1968). В ней главной идеей является, идея социальной неоднородности, то есть деление всех людей на большие группы, называющиеся «стратами» [5, с. 160].

    33
    Он выделил 3 формы:
    1) Экономическая – по имущественному признаку;
    2) Профессиональная – по технолог. признаку, по типу труда;
    3) Политическая – на политиков и управляемых.
    Стратификация – естественна и неуничтожима.
    В 60-ые годы прошлого столетия Даниэль Белл выдвинул тезис о том, что современный капитализм будет трансформироваться в новую социальную систему, свободную от антагонизмов и классовой борьбы, будет общественное благоденствие, где правящая технократия сможет обеспечить рациональное, эффективное управление общественной жизнью.
    В эпоху просвещения произошла популяризация рационализма и свободомыслия, как основных течений общественной мысли. В дальнейшем в XVII–XIX вв. с наступлением эпохи Нового времени начинают формирование концепции «правовое государство» и «гражданское общество». Определяя вопросы соотношения общества и государства, термин «гражданское общество» воспринимался мыслителями, учеными и философами того времени по-разному.
    Вывод: В этот исторический промежуток времени (Новое время), главное место занимало учение о естественных правах человека и теории общественного договора (каждый от своего рождения обладает рядом прав: на жизнь, свободу, владение имуществом, безопасность существования).
    1   2   3


    написать администратору сайта