Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница28 из 39
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   39
Revillout E. Introduction historique sur l’administration et l’organisation légale des terres dans L’Ancienne Ègypte // Revue Égyptologique. 1896. Vol. 7. № 2.
P. 86–88) ив восьмого тома этого журнала (Revillout E. Supplément aux donnés juridique des inscriptions de Rezmara sur la transmissions héréditaires //
Revue Égyptologique. 1897. Vol. 8. № 2–4. P. 164–165). Первое научно выверенное издание на египетском и английском языках текста, излагавшего обязанности тжати, причем и тех его частей, которые ранее считались невидимыми, предпринял английский египтолог Перси Эдвард Ньюберри. Восстановить эти лакуны ему помогли варианты документа подобного рода, обнаруженные им в могилах тжати Узерамуна и Аменемопета. Книга П. Э. Ньюберри Жизнь Рекхма- ры», вышедшая в 1900 г, содержала одну треть рисунков и текстов из могилы этого тжати. В 1906 г. свой перевод на английский язык приведенных в данной книге иероглифических текстов, которые содержали пересказ наставления фараона, полученного Рекхмирой при назначении на должность тжати, и перечень его обязанностей опубликовал, во втором томе сборника Древние документы Египта, Дж. Г. Брэстед. При этом он дали описание основных сцен в картине, изображающей деятельность Рекхмиры в качестве тжати (Ancient Records of
Egypt. Historical Documents. By James Henry Breasted. Vol. 2. Chicago, 1906. P. 266–
295). Вначале х гг. XX в группа археологов во главе с Р. Афенсом (R. Athens) обнаружила надпись, содержавшую описание обязанностей тжати, на стене могилы человека по имени Пасер, который занимал должность тжати при фараонах династии Сети I и Рамсесе II.
1
В «Кэмбриджской древней истории дядя Рекхмиры называется именем
Аменуср (Cambridge Ancient History. Th ird Edition. Vol. 2. Part 1. History of the
Middle East and Aegean Region, c. 1800–1380 B. C. Cambridge, 2006. P. 353).

311
§ 5. Государственный аппарат Древнего Египта
Тутмоса III и вполне вероятно, что одновременно. Если это было именно так, то Неферубен являлся тжати для Северного Египта, а
Узерамун — для Южного. На этом посту его сменил Рекхмира
1
Известно, что Рекхмира получил воспитание как будущий жрец Маат, богини правосудия, то есть скорее всего изначально готовился исполнять функции тжати, среди которых главной выступала судебная. Знания, навыки и умения, которые он приобрел вовремя учебы, высоко оценивались в сделанной от его имени могильной надписи. Я был знатоком из знатоков во всех профессиях говорилось в ней. — Не было никого (подобного) мне (в способности) делать счастливым или несчастным. Не было плана, об исполнении которого я не знал Я был ловким во всех предприятиях, осторожным придаче совета, готовым слушать. Я был искусным в прошлых делах, и то, что случалось вчера, позволяло мне знать то, что должно было случиться завтра»
2
Титулы, которые Рекхмира носил в дополнение к своему основному званию тжати, определяли его положение при дворе фараона ив государственном аппарате, а также его качества как государственного деятеля. В содержании рассматриваемой надписи он был представлен как наследственный и местный принц, управляющий управляющих, носитель тайн, тот, кто вхож в святилище, и от кого бог ничего не скрывает, и для кого нет ничего неведомого как на небесах, таки на земле, или в каком-либо укромном месте потустороннего мира жрец Дома Пламени жрец в Великом Доме (контролер) всех церемониальных одежд судья Шести Высоких Судов руководитель каждого ведомства фараона он был полезен только тому, кто делал его полезным склонный к примирению при вынесении судебных решений воспитанник царя Верхнего Египта последователь царя Нижнего Египта сопровождающий Хора под чьим кольцом с печатью (соединяются и)
1
См. описание жизни Рекхмиры в издании Newberry P. E. Th e life of
Rekhmara: vezîr of Upper Egypt under Th othmes III and Amenhetep II (circa B.C.
1471–1448). London, 1900.
2
Цит. по Gardiner A. H. Th e Autobiography of Rekhmerē. P. 73.
3
Один из храмов Нижнего Египта Один из храмов Верхнего Египта То есть фараона, выступавшего воплощением Хора
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
связываются воедино дома золота и дома серебра управляющий
[Аммона..., Рекхмира]»
1
Перед описанием своего назначения на пост тжати Рекхми- ра дал краткое, но емкое определение своего статуса. Я человек знатного происхождения, — подчеркнул он, — (только) второй после фараона, (только) четвертый после судьи Двух Друзей»
2
Первая фраза из этого определения вполне понятна — тжати действительно был второй после верховного властителя фигурой в механизме государственной власти. В пояснении здесь нуждается вторая фраза. Под судьей Двух Друзей подразумевался в данном случае бог писцов Тот, выступавший в египетском мифе о споре Гора и Сета судьей между ними. Иначе говоря, Рекмира ставил себя в иерархии мира на четвертое место после бога Хора, воплощением которого был фараон, бога Сета и бога Тота.
На церемонию назначения на должность тжати Рекхмира прибыл ко дворцу фараона со своими братьями. Они стали среди толпы приглашенных, примерно в тысячу человека Рекхмира подошел к воротам. Дворцовые служащие поклонились будущему тжа- ти, и старший среди них показал ему, куда идти…
На следующий день после назначения Рекхмира снова был вызван к фараону во дворец — на этот раз, чтобы выслушать наставление о том, как ему надлежит действовать на посту, на который его назначили. Посмотри на должность тжати, — начал говорить фараон, — блюди (над всем, что там делается, ибо это опора всей страны. А теперь что касается должности тжати, — она несладка в действительности она горька подобно желчи. Посмотри, он те. тжати. — ВТ) есть медь, ограждающий золото в доме своего господина он — один из тех, кто не склоняет своего лица по направлению к сановниками коллегиями кто не превращает кого- либо из них в своего сторонника. Смотри, что касается всего того, что делает человек в хозяйстве своего господина, он будет счастлив, и нет ничего, что он делает для кого-либо еще 1
Цит. по Gardiner A. H. Th e Autobiography of Rekhmerē. P. 63.
2
Цит. по Ibid. P. 64.
3
Faulkner R. O. Th e Installation of the Vizier // Th e Journal of Egyptian
Archaeology. 1955. Vol. 41. P. 18–22. Перевод опубликованного РО. Фолкнером в указанной статье английского текста наставления фараона своему тжати на русский язык приводится в издании Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права

313
§ 5. Государственный аппарат Древнего Египта
Бóльшая часть наставления фараона Рекхмире была посвящена его деятельности в качестве судьи. Не суди несправедливо, так как бог ненавидит пристрастность, — увещевал его величество своего тжати. — Это поучение поступай соответственно. Взирай на того, кого ты знаешь, также, как на того, кого тыне знаешь, на того, кто ближе к тебе, также, как на того, кто дальше от тебя Не показывай напрасно гнева на человека, но гневайся на тона что следует гневаться. Внушай к себе страх, чтобы люди могли уважать тебя. Так как правитель, которого уважают, является настоящим правителем. Обрати внимание, (настоящее) достоинство правителя заключается в том, что он вершит правосудие, но если человек беспрестанно внушает страх к себе, то есть что- то неправедное в нем, по мнению людей они не говорят про него Он является (хорошим) человеком. Опять же, люди говорят, что правитель, который говорит неправду, получит по заслугам, ноты будешь успешно отправлять свою должность и вершить правосудие. Обрати внимание, то, чего желают, это осуществление правосудия речениями тжати. Теперь что касается тжати], он стал ее (те. справедливости. — ВТ) законным стражем со времени бога. Обрати внимание что люди говорят о главном писце тжа- ти, Писец Правосудия, — говорят о нем. И что касается зала, в котором ты судишь, в нем есть большое помещение, заполненное записями всех прошлых судебных решений. Что касается того, кто вершит правосудие перед всеми людьми, то они есть тжати. Обрати внимание, человек будет пребывать в своей должности, если он действует в соответствии с поручением, данным ему, и это человек непорочного характера, если он действует согласно тому, что ему было сказано. Не поступай по твоему собственному желанию в делах, относительно которых известен закон»
1
Как бы отвечая на это наставление фараона, Рекхмира оставил на стене своего погребения следующий отчет о своих поступ-
XVI–X веков до н.э. Памятники и исследования. Л, 1960. С. 133–134. Данный перевод мне показался не совсем адекватным. Поэтому я предлагаю свой перевод на русский язык английского текста наставления из статьи Раймонда Фолкнера. Для обозначения второго человека в государственной иерархии Древнего Египта английский египтолог использует слово «vizier (визирь, мне показалось более правильным употреблять термин, которым он назывался, те. «тжати».
1
Faulkner R. O. Th e Installation of the Vizier. P. 22–23.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
ках: Я ненавидел несправедливость и не поступал несправедливо Я остался невиновным перед богом Я побуждал истцов и ответчиков е примирению. Яне подавлял справедливость ради вознаграждения. Яне был глухим к тем, кто приходил ко мне с пустыми руками и более того, я ни у кого не брал взяток…»
1
В дальнейшем описании своей государственной деятельности
Рекхмира счел необходимым повторить, что судил справедливо. Яне склонялся ни на одну сторону, — подчеркивал он. — Я никакого внимания не уделял наградам. Яне проявлял гнева по отношению к тем, кто приходил ко мне как проситель. Яне отказывал ему. Я терпел его в тот момент, когда у него случалась вспышка гнева. Я избавлял робкого человека от насилия»
2
Приведенный отчет Рекхмира завершал призывом бога в свидетели своей правдивости. Слушайте те, кто еще существует, — обращался он к будущим посетителям своего погребального сооружения бог знает то, что находится в теле все органы, которые в нем, открыты передним. Поймите же, его глаза постигают натуры людей в их жизнях»
3
Наиболее интересной по своему содержанию частью надписи на стене могилы Рекхмиры был текст, в котором описывались полномочия и обязанности тжати. Публикуя его в своем сборнике старинных египетских документов, Дж. Г. Брэстед отмечал, что это наиболее важная из надписей, дающих знание об организации государства при восемнадцатой династии»
4
Содержание указанной надписи показывает, что тжати надлежало исполнять в механизме государственной власти не менее тридцати различных функций. Они охватывали следующие направления государственной деятельности 1) судебное рассмотрение дели утверждение решений нижестоящих судов, 2) финансовое контроль за состоянием казны и сбором налогов, 3) военное контроль за состоянием крепостей, армии и флота, 4) управление дворцом и резиденцией фараона, 5) контроль за делопроизвод-
1
Цит. по Gardiner A. H. Th e Autobiography of Rekhmerē. P. 70–71.
2
Ibid. P. 74.
3
Ibid. P. 74–75.
4
Ancient Records of Egypt. Historical Documents. By James Henry Breasted.
Vol. 2. Chicago, 1906. P. 270.

315
§ 5. Государственный аппарат Древнего Египта
ством в центральном управлении, 6) надзор за состоянием храмовых хозяйств, 7) контроль за состоянием дел в центральном государственном управлении и назначение чиновников, 8) контроль за состоянием дел в местном управлении, 9) надзор за сельским хозяйством, 10) организация экспедиций по территории Египта ив другие страны, 11) организация доставки сообщений о происходящем в стране и за ее пределами во дворец к фараону.
Из описания судебной деятельности тжати видно, что он вершил судне один, ас другими сановниками. Но право вынесения судебного решения принадлежало только тжати. Ни один из сановников не мог присвоить себе этого права и не мог назначить кому-либо наказание. В случае обвинения сановника, который являлся членом судебной палаты, действовавшей при тжати, он подлежал суду и приговор по его делу выносил тжати.
Что же касается финансового направления в государственной деятельности тжати, тов перечне его функций особо отмечалась обязанность регулярно проверять состояние казны. Это он вместе с начальником сокровищницы будет открывать сокровищницу. Это он будет осматривать подати земли, — говорилось в рассматриваемой надписи. Согласно ей, именно тжати должен был определять размер податей и недоимок для всей страны и всех хозяйств, в том числе и храмовых.
На тжати лежала обязанность обеспечения обороны страны от вражеских вторжений. Вследствие этого он проявлял особую заботу о поддержании в надлежащем состоянии крепостей, армии и флота. В частности, был принят порядок, по которому тжати регулярно докладывали о состоянии крепостей юга и севера, атак- же флота. В соответствии с этим порядком тжати подчинялись начальники крепостей и войсковых отрядов. Кроме того, предписывалось, что это он будет устанавливать количество войск, следующих, сопутствуя владыке при путешествиях на север и юг,
1
Должностная инструкция везиру // Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. Памятники и исследования. Л, 1960. С. 140.
2
Там же. С. 137.
3
Ему будут докладывать все кенбеты передней части флота и задней части флота, — гласила должностная инструкция тжати (там же. С. 141).
4
Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. Памятники и исследования. С. 139.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
что это он будет предоставлять ладьи всем имеющим право на их предоставление»
1
Любопытно, что подати и недоимки тжати Южного Египта мог устанавливать только для юга и резиденции. Но при этом он командовал крепостями и войсковыми подразделениями, располагавшимися по всей стране. Таким образом, забота о защите страны от военных вторжений не была разделена между двумя тжа- ти: ее возложили исключительно на тжати Южного Египта. И это вполне объяснимо он, в отличие от тжати Северного Египта, всегда находился при фараоне.
Как управляющий дворцом фараона и его резиденцией — городом Фивы тжати контролировал доступ во дворец ив резиденцию, а также выход из них.
Значительную часть государственной деятельности тжати составляла, как показывает содержание надписи в могиле Рекхми- ры, работа с документами. Чаще всего это были отчеты с место состоянии хозяйств и сборе налогов. Вместе стем документировались и судебные процессы во всяком случае, судебные решения местных судов подавались тжати в письменном виде. Судебный процесс, который он вершил сам, также документировался при нем всегда состоял так называемый писец правосудия. При этом в зале, где проходило судебное заседание, лежали, как указано в надписи о деятельности тжати, сорок кожаных свитков, развернутых передним. Очевидно, что это были тексты законов.
О полномочиях тжати относительно храмов в надписи насте- не могилы Рекхмиры было сказано, что это он будет выслушивать о нуждах всех храмовых владений, что это он будет производить взимание податей для местных храмов и что именно он будет устанавливать границы всех округов, всех пастбищ, всех храмовых владений, всех владений. На практике тжати ведали в дополнение к указанному также храмовым строительством.
Содержание рассматриваемой надписи показывает, что контроль тжати над состоянием дел в центральном и местном управлении Египетского государства осуществлялся преимуществен-
1
Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. Памятники и исследования. С. 141.
2
Там же. С. 136.
3
Там же. С. 140.

317
§ 5. Государственный аппарат Древнего Египта
но путем выслушивания докладов различных должностных лица также посредством ознакомления с письменными отчетами с мест. Эти отчеты всегда находились в помещении — зале, где работал тжати. В его ведении было также назначение начальников округов, причем как в Южном (Верхнем) Египте, таки в Северном (Нижнем).
Главной отраслью египетской экономики было сельское хозяйство, в основном земледелие. От его процветания зависело состояние всего государства. Неудивительно, что надзорные и контролирующие функции тжати в этой области описывались в инструкции, данной ему фараоном, предельно подробно. Он решал споры по поводу земельных участков, устанавливал их границы, предоставлял наделы земли во владение, вел учет скота, ведал всеми сельскохозяйственными работами порубкой деревьев, обработкой земли, устройством каналов и т. д.
Описанные функции тжати не исчерпывают содержания его государственной деятельности. Тжати отвечал перед фараоном за состояние всей страны. Это он будет делать доклады о состоянии Обеих Земель его величеству, — устанавливала инструкция для тжати, изложенная в надписи на стене могилы Рекхмиры. Тжати должен был знать обо всем, что происходило в стране. Особенно о том, что оказывало влияние на земледелие. В указанной надписи говорилось, что ему будут докладывать восход Сириуса и (подъем) Нила. Ему будут докладывать о дожде»
2
Всеобъемлющий характер полномочий тжати выражали панегирик фараону, представленный в рассматриваемой надписи от имени Рекхмиры. Я сердце господина, уши и глаза монарха. Зри, я его самый что ни есть собственный шкипер, я не знаю, что такое спать ночью и днем. Я провожу свою жизнь с сердцем, занятым носовыми и кормовыми канатами, и земледелец не ускользает из моих рук. Я бдительно слежу, чтобы не свивались канаты. Что такое царь Верхнего Египта Что такое царь Нижнего Египта Он
1
Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. Памятники и исследования. С. 141.
2
Там же Дословно «I spend my life, my heart being occupied with the prow-rope and the stern-rope». В данном случае подразумевается управление государством, которое уподобляется кораблю
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
есть бог, чьими деяниями живут. Он есть отец и мать всех людей единственный в своей персоне, не имея себе равных»
1
Некоторые историки, основываясь на описании функций египетского тжати в надписи из могилы Рекхмиры, представляют его в качестве персоны, подобной префекту претория (praefectus praetorio) при римском императоре. На самом деле никакого сходства между египетским тжати и римским префектом прето- рия нет. Это были совершенно разные по своей сущности государственные должности. Такая фигура, как тжати, могла появиться только в Древнем Египте и больше нигде. Сложившаяся в этой стране еще в эпоху Раннего царства и окончательно оформившаяся во времена Старого царства государственная организация охватывала значительно более широкую по сравнению с другими странами сферу общественной жизни. В нее включились, например, храмы со всеми своими хозяйствами, которые в древних обществах обыкновенно сохраняли свою самостоятельность и были способны даже противостоять государственной власти. Египетские жрецы являлись государственными служащими, в то время как в Месопотамии и особенно в Индии священнослужители образовывали особые социальные группы и не входили в состав государственной организации. Повышенную степень огосударствления имела древнеегипетская экономика. Инструкция фараона для тжати, изложенная в надписи, которая была нанесена на стену могилы Рекхмиры, показывает, что государственная власть непросто контролировала сельское хозяйство страны, но фактически управляла им.
Идеологическая сфера древнеегипетского общества также была монополизирована государством. В Древней Индии, в Месопотамии, в Древнем Китае могли существовать независимые от государства и при этом весьма авторитетные среди населения
1
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   39


написать администратору сайта