Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница27 из 39
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   39
Baud M. Famille royale et pouvoir sous l’Ancient Empire égyptien. Le Caire,
1999. Tome 1. P. 315.
2
Th e Maxims of Ptahhotep. P. 131. См. также современный перевод наставлений Птаххотепа на русский язык, осуществленный МИ. Соколовой. Он опубликован на сайте египтологии http://www.egyptology.ru/reader.htm. Весь фрагмент, в котором Птаххотеп называет себя сыном царя, имеет следующее содержание Начало изречений речи доброй, сказанной принцем, князем, отцом бога, любимым богом, сыном царя старшим от плоти его, градоначальником визирем Птах- хотепом для обучения невежд знанию Baud M. Famille royale et pouvoir sous l’Ancient Empire égyptien. Tome 1.
P. 176.
4
Одним из проявлений приближенности к монарху того или иного сановника было в Древнем Египте дозволение ему лобызать ступни его величества, а

303
§ 5. Государственный аппарат Древнего Египта
В период правления VI династии тжати перестали именоваться царскими сыновьями. Эта перемена не повлекла за собой понижения этого ранга при царском дворе. Тжати по-прежнему держали в своих руках важнейшие государственные должности. Но начавшийся где-то с середины правления VI династии процесс ослабления верховной государственной власти имел своей обратной стороной усиление власти местных правителей и соответственно расширение аппарата местного управления. В нем стали появляться должности, которые в центральном государственном аппарате были принадлежностью звания тжати, а именно заведующего казной, надзирателя над зернохранилищем, надзирателя за всеми работами монарха и т. д Это означало, что местные администрации начали постепенно превращаться в аппараты управления самостоятельных государственных обра- зований.
В эпоху Среднего царства статус тжати при дворе монарха и его функции в государственном аппарате были подобны тем, которыми он обладал во времена Старого царства. Как и прежде, это звание часто переходило по наследству от отца к сыну. Вместе стем одна и та же персона могла занимать пост тжати при нескольких фараонах. Так, человек по имени Анкху, живший в ее годы XVIII века до н.э., был тжати при двух или трех царях, а может быть, даже и при шести. Их общее время правления вполне уложилось в течение его взрослой жизни. Сменил же Анкху на должности тжати его сын Иимеру, который, в свою очередь, передал этот пост своему сыну
3
Отсюда видно, что в условиях слишком частой и хаотичной смены монархов, непостоянства института верховной власти не землю передним, как обыкновенным подданным. См. об этом Dorman P. F. Th e
Biographical Inscription of Ptahshepses from Saqqara: A Newly Identifi ed Fragment //
Th e Journal of Egyptian Archaeology. 2002. Vol. 88. P. 102.
1
См. об этом Andrássy P. Untersuchungen zum ägyptischen Staat des Alten
Reiches und seinen Institutionen. Berlin / London, 2008. S. 39.
2
Имена царей, при которых Анкху мог занимать должность тжати, были приблизительно следующими Хенджер, Семенхара, Себекемсаф I, Себекхо- теп III, Неферхотеп I и Сихатор.
3
См. об этом Hayes W. C. Notes on the Government of Egypt in the Late Middle
Kingdom // Journal of Near Eastern Studies. 1953. Vol. 12. № 1. P. 38–39.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
должность тжати являлась важнейшим фактором сохранения стабильности государственной организации Древнего Египта.
Высокое значение тжати в механизме осуществления государственной власти предъявляло особые требования к тем, кто занимал данный пост. Чтобы государственный аппарат работал эффективно, его рычаги должны были направлять люди умные, образованные, обладающие способностями к государственной деятельности. И среди египетских тжати было на редкость много таких людей.
В свете этого неудивительными представляются ситуации, когда тжати поднимались на ступеньку выше в государственной иерархии и всходили на царский трон. Такой случай произошел, например, с Аменемхетом, который был тжати при последнем царе XI династии Ментухотепе IV
1
, а после его смерти воспользовался сложившейся ситуацией и захватил трон, став царем Аме- немхетом I, основателем XII династии, возродившей единое государство в Древнем Египте.
Тжати эпохи Старого царства, если судить по сохранившимся их изображениями статуям, не имели отличительного одеяния, инсигнии. В эпоху же Среднего царства у тжати появилась такая одежда-инсигния. Сохранившиеся изображения и статуи тжати времен правления XIII династии представляют их в юбке, завернутой высоко на груди иногда в дополнение к этому покрытыми мантией. Подобная юбка считалась одеждой всей вообще египетской знати, но тжати отличала от других сановников спрятанная за верхним краем юбки печать со шнурком поверх нее. Юбка одевалась обыкновенно так, чтобы спереди, в области живота, образовывалась выпуклость, как бы из-за слишком объемного брюха. Оно считалось у египтян признаком благосостояния и высокого социального статуса. Сановники, которым не посчастливилось такого брюха заиметь, старались одеждой своей создать впечатление, что оно у них есть 1
Ментухотеп IV правил, по разным данным, в период с 1997 дог. до н.э. или в 1992–1985 гг.
2
Это объяснение обычая египетской знати эпохи Среднего царства носить юбку с выпуклым передом мне кажется более правильным, чем то, которое дает немецкий египтолог Бири Фэя. По его мнению, юбка с выпуклым передом являлась у египтян символом статуса и благосостояния не потому, что скры-

305
§ 5. Государственный аппарат Древнего Египта
Установившийся во времена Среднего царства обычай носить юбку, завернутую высоко на груди и с выпуклостью впереди, был характерен и для тжати последующих времен.
В эпоху Нового царства статус тжати оставался таким же, каким он был в предшествовавшие эпохи. Будучи по своему значению в механизме государственной власти вторым, после фараона, лицом, он, как и прежде, сосредотачивал в своих руках все нити управления страной. Однако страна стала другой. Успешные военные походы фараонов привели к расширению подвластной им территории до небывалых масштабов. Египет превратился в обширную империю, управлять которой было невозможно прежними методами. При отсутствии системности в организации государственного аппарата единственным фактором, упорядочивавшим его деятельность, являлся тжати. Появление новых государственных должностей и увеличение численности чиновников, неизбежное в условиях активной внешней экспансии государства, усиливало его политический вес в правящем сословии.
Тжати превращался в поистине исполинскую фигуру в древнеегипетской государственности. Вместе стем он становился персоной, способной соперничать за власть над Египтом с самим фараоном. Такое соперничество оказывалось вполне вероятным в условиях, когда верховный властитель был не только церемониальным, но и активно действующим главой государства. Египетским фараонам эпохи Нового царства было свойственно стремление самолично заниматься делами государственного управления. Они, как правило, сами командовали армией и вели ее в бой. Сточки зрения древнеегипетской политической идеологии функции фараона и тжати в механизме государственной власти существенно вала большой живот, но потому что избыток одежды показывал положение и благосостояние ее носителя (Fay B. Tell me, Richard — did the Ancient Egyptian really wear suspenders? (Th oughts on the Vizier’s Insignia and one of the man who wore it during Amenhotep III’s reign) // Servant of Mut: studies in honor of Richard A.
Fazzini / Edited by Sue H. D’Auria. Leiden, 2007. P. 90). Эпохе Среднего царства предшествовал период анархии и голода среди египтян, длившийся почти столетие. Голод наступил вследствие засушливого климата и обмеления Нила, поэтому он был всеобщим от него страдали не только простые жители Древнего Египта, но и знатные люди. Объемный живот после таких страданий не мог не восприниматься самым существенным признаком высокого положения и благосостояния Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта

отличались друг от друга, нона практике это различие нередко стиралось фараон действовал как тжати, а тжати как фараон. Хе- рихор, управлявший Южным Египтом во времена Рамсеса XI, то есть примерно в ее годы XII века до н.э., продемонстрировал это самым убедительным образом. Факты показывают, что именно тжати вершил в Египте верховный суд, именно он принимал доклады чиновников и сановников, а бывало, и назначал их на должности, именно к нему стекалась вся информация о состоянии дел как в центральном, таки местном государственном управлении.
Приблизительно в середине правления XVIII династии в Египте появилось два тжати: один — для южной части страны, другой для северной. Тжати Южного Египта обосновался в городе Фивы. Пространство его власти охватывало территорию от южной границы государства до города Кис, который являлся во времена владычества гиксосов северной границей пребывавшего под управлением египтян Фиванского государственного образования. Резиденцией тжати Северного Египта стал Мемфис. Его юрисдикция была распространена на Средний и Нижний Египет, то есть территорию, на которой когда-то властвовали гиксосы. Территория, отведенная в управление северному тжати, оказалась значительно больше территории, на которую распространялась власть южного тжати. При этом оба они подчинялись только фараону и никому другому.
Ситуация, когда страной управляют два тжати, действующих в различных ее частях, неоднократно возникала в Египте ив прежние эпохи. Ново всех случаях это было временное состояние государственного управления, вызванное преходящими обстоятельствами. Два тжати, появившиеся вначале эпохи Нового царства, являлись, за исключением двух случаев, постоянным
1
Греки называли этот город Кусае.
2
Два тжати было в Египте, по всей видимости, в период правления Пепи II, падающего примерно на 2279–2219 гг. до н.э., и во времена Сенусерта I, правившего приблизительно в 1971–1926 гг. до н.э.
3
Вовремя правления фараона XVIII династии Аменхотепа IV, принявшего в процессе религиозной реформы имя Эхнатона (приблизительно 1351–1334 гг. до н.э.), и при фараоне ХХ династии Рамсесе III, который правил примерно в 1185–1153 гг. до н.э., в Египте был один тжати.

307
§ 5. Государственный аппарат Древнего Египта
явлением древнеегипетской государственности вплоть до периода правления Кушитской (Эфиопской) династии, то есть до середины века до н.э. Об истинных причинах раздвоения главной должности в государственном управлении Древнего Египта можно только гадать, но если Хатшепсут или кто-либо из ее преемников натроне пошлина эту реформу для того, чтобы ослабить позиции тжати в механизме государственной власти, то они, безусловно, достигли этой цели.
Вместе стем к учреждению двух постов тжати вместо одного могло побудить осознание невозможности после расширения территории Египта и увеличения численности чиновников исполнять функции тжати по всему ее пространству одному человеку.
Во время правления Рамсеса II, приблизительно в 1269 году, резиденция фараона была перенесена в дельту Нила, в город Пи- рамес. Это способствовало углублению обособленности Южного Египта от Северного в экономическом, идеологическом и политическом отношениях. Раздвоение должности тжати приобрело в этих условиях другой смысл оно позволило сформировать в стране легальным путем второй государственный центр. Его географическим местом стал город Фивы, а политическим ядром — тжа- ти Южного Египта, который, оставшись здесь, приобрел большую степень самостоятельности в управлении подвластной ему территорией и начал действовать как фараон.
Наличие двух политических центров в условиях, когда верховная государственная власть утратила свой авторитет средина- селения и легко могла стать добычей какой-нибудь группировки египетской знати, позволяла ослабленному египетскому государству избегать в течение долгого времени жестокой, разрушительной даже для самого прочного общественного и государственного организма, борьбы за трон монарха.
Сын фараона или другой его родственник, который мог претендовать на престол, имел возможность удовлетворить притязания на власть без борьбы за нее, но договорившись с фараоном о своем назначении на должность тжати в Фивах. И факты свидетельствуют, что данный пост занимали чаще всего родственники монарха.
С другой стороны, существование в Египте порожденных раздвоением должности тжати двух политических центров придавало позициям правившей в стране династии больше прочности. За
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
хват противниками этой династии одного из центров не устранял ее с политической арены. Другой центр мог объявить себя единственным легитимным средоточием верховной государственной власти или просто прийти на помощь своему поверженному политическому близнецу.
Сохранившиеся от Нового царства различного рода надписи и рисунки, отражающие деятельность тжати, дают основание для вывода о существовании в Древнем Египте устойчивой идеологической традиции, определяющей место тжати в государственной иерархии, характер его власти, круг полномочий и способ их осуществления, его взаимоотношения с фараоном и с чиновниками. Данная традиция сформировалась еще в эпоху Старого царства. Во времена Среднего царства данной традиции было дано письменное выражение. Нов наиболее ярких формах она проявилась в период правления XVIII и XIX династий, в иероглифических надписях и рисунках, сделанных на стенах могильных сооружений тжати, имена которых звучали приблизительно как
Узерамун, Рекхмира, Аменемопет, Хапу, Пасер.
Из них самыми богатыми по содержанию являются те, которые были обнаружены в погребении Рекхмиры
1
, расположенном в огромном некрополе, который тянется вдоль западного берега Нила, напротив места, где находился город Фивы. Указанный некрополь считался местом захоронения наиболее знатных египтян, сановников, царедворцев.
Надпись на стене могилы Рекхмиры зафиксировала основное событие его жизни — назначение на должность тжати, атак- же 1) содержание наставления, данного ему при этом фараоном
2) титулы и звания, которые были присвоены Рекхмиру; 3) его основные обязанности на посту тжати; 4) его отношение к фараону) его деятельность в качестве судьи 6) его административную деятельность 7) характеристику его способностей как госу-
1
Французский египтолог Евгений Ревиллаут читал имя этого тжати как
Rezmara. Он высказывал предположение, что имя Резмара, означающее “savant comme le dieu Ra (ученый как бог Ра)”, как этот верховный бог, которому уподобляются цари, — было дано однажды своему фавориту Тутмосом, вместо присвоенного ему через несколько дней после рождения (См Revillout E. Introduction historique sur l’administration et l’organisation légale des terres dans L’Ancienne
Ègypte // Revue Égyptologique. Publiée sur la direction de M. Eugène Revillout. Paris,
1896. Vol. 7. № 2. P. 86).

309
§ 5. Государственный аппарат Древнего Египта
дарственного деятеля 8) его просьбы к богам быть свидетелями его правдивости 9) совет живущим прислушиваться к тому, что сказали их предки 10) просьбу делать жертвоприношения богам во спасение душ фараона и Рекхмиры.
Английский египтолог Элэн Гардинер относил надпись из могилы тжати Рекхмиры к жанру автобиографии. Не без колебания отмечал он при ее публикации, — описал я эту надпись как автобиографию, так как из особых событий в карьере Рекхми- ры в ней было зафиксировано лишь одно, а именно возведение его на высший административный пост в стране. Но есть много разновидностей автобиографии, и та, которая перед нами, кажется хорошим образцом того, что должно было являться, по мнению египтян, автобиографией. Автор надписи, был ли это сам Рекхми- ра или кто-то другой, явно не жалел красок для этой композиции, поскольку текст был исправлен в нескольких местах красными чернилами. Он изобилует необычными словами и фразами, а для изображения избраны более насыщенные цвета, чем обыкновенно применялось египтянами»
1
Указанная надпись, состоявшая из сорока пяти строк иероглифов зеленого цвета, была сделана в углу большой картины, изображавшей Рекхмиру при исполнении им наиболее значимых функций тжати
2
. Он занимал эту должность в период наивысшего
1
Gardiner A. H. Th e Autobiography of Rekhmerē // Zeitschrift für Ägyptische
Sprache und Alterthumskunde / Herausgegeben von Georg Steindorff . Leipzig, 1925.
Bd. 60. S. 62.
2
Картина, изображающая деятельность Рекхмиры, и надпись на ней, нанесенные на стену его могилы, привлекли внимание ученых еще первой четверти в. В 1819 г. французский минералоги путешественник Фредерик
Гэллиод (Frédéric Gailliad) скопировал некоторые сцены картины, а вначале х гг. XIX в. опубликовал их в книге «Recherches sur les arts et métiers, les usages de la vie civile et domestique des anciens peuples de I’Egypte, de la Nubie et de I’Ethiopie». В 1837 г. их напечатал в первом томе своей книги «Manners and
Customs of the Ancient Egyptians, including their Private Life, Government, Laws,
Arts, Manufactures, Religion and Early History» английский Дж. Г. Уилкинсон. После этого сцены деятельности Рекхмиры публиковали Ж.-Ф. Шампольон, Н. Ф. Розеллини, ГА. Хоскинс. КР. Лепсиус скопировал рисунки и тексты из могилы Рекхмиры вовремя экспедиции в Египет вначале х гг. XIX в. и спустя несколько лет напечатал их в третьей части издания под общим названием
«Denkmaeler aus Aegypten und Aethiopien». После этого появилось еще несколько публикаций отдельных фрагментов указанной картины и надписи. В 1889 г.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
могущества Древнего Египта за всю его историю, приблизительно в 1471–1448 годах до н.э., на протяжении бóльшей части царствования Тутмоса III и нескольких лет правления его сына Амен- хотепа II. Прадед Рекхмиры являлся тжати при фараоне Тутмо- се II, а возможно, и ранее — при Тутмосе I. Его дед Амотжу был тжати при фараоне-женщине Хатшепсут. Его отец Неферубен и дядя Узерамун
1
носили это звание в начальный период правления появилась книга Филиппа Вирея Могила Рекхмары» (Le Tombeau of Rekhmara.
Préfet de Th
ébes sous la XVIII dynastie. Éditeur Philippe Virey // Mémoires publiés par les Membres de la Mission archéologique française au Caire. Tome V. Paris, 1889). Французский египтолог представил в ней свой перевод той части надписи из могилы Рекхмиры, где были изложены его обязанности в качестве тжати, но он оказался неполными ошибочным. Содержание этого документа было изложено Филиппом Виреем почему-то в обратном порядке. Заслугой ученого стала публикация обнаруженных им в могиле Рекхмиры неизвестных до этого текстов. В 1896 г. другой французский египтолог — Евгений Ревиллаут — восстановил правильный порядок текста, содержавшего описание обязанностей тжати, в своем переводе его, опубликованном в № 2 седьмого тома Египтологического журнала (
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   39


написать администратору сайта