Главная страница
Навигация по странице:

  • ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

  • Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


    Скачать 2.27 Mb.
    НазваниеГосударство и право древнего
    АнкорГосударство и право Древнего Египта
    Дата11.12.2022
    Размер2.27 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаtomsinov_v.pdf
    ТипКнига
    #838514
    страница39 из 39
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39
    ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В РЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ, В ПРАВОСОЗНАНИИ ИВ ПРАВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
    Понятие преступления имело в древнеегипетском мировоззрении прежде всего религиозно-моральное содержание. В этом качестве оно мыслилось злом вселенского масштаба, то есть деянием, вносящим в мир хаос, несправедливость, ложь, — одним словом, состояние, прямо противоположное маат: порядку, справедливости, правде. Каждый преступник считался, с этой точки зрения, поднявшим восстание против маат, поэтому древнеегипетский термин, обозначавший мятежника и состоявший из согласных звуков, звучавших приблизительно как сбив (sbi. w
    1
    , применялся для обозначения и заговорщика против царя, и вора, совершившего кражу вещей из могилы или из храма.
    Как всякое зло, преступление оценивалось в качестве ненормального явления, а преступник воспринимался соответственно в виде человека неадекватного, впавшего в психическую болезнь. Но при этом преступление считалось, как и любое вообще зло, необходимым для существования Вселенной феноменом, а преступники неотъемлемой частью мироустройства.
    Древнеегипетские представления обустройстве мира исходили из понимания его как собрания противоположностей света и тьмы, неба и земли, земного и Потустороннего мира, чер-
    1
    См. об этом Willems H.
    Crime, Cult and Capital Punishment (Mo’alla
    Inscription // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1990. Vol. 76. P. 42.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    ного и красного, порядка и хаоса, добра и зла, правды и неправды. С этой точки зрения, считалось, что любое явление в мире существует только потому, что есть и противоположность
    ему.
    Поэтому силы зла — хаоса, несправедливости, лжи и т. д. — обожествлялись также, как силы добра порядка, справедливости, правды. Божественным воплощением сил зла выступал в древнеегипетской религиозной мифологии Сет, сын бога Геба и богини Нут, брат Осириса, изображавшийся в виде человека с головой мистического животного. По словам Ричарда Уил- кинсона, Бог насилия, хаоса и смешения Сет был Красным богом, богом с плохим характером, который персонифицировал гнев, ярость и насилие и который часто рассматривался как воплощенное зло. Как бог хаоса он противостоял гармонии
    маат (правды) и был истинной темной стороной в устройстве вселенной. Как бог пустыни или красной земли, он противостояли представлял собой угрозу для растительности, от которой зависела сама жизнь и как злейший враг Осириса, истинного царя Египта, он воплощал собой мятежи раздор»
    3
    Несмотря на это Сет считался официальным богом Древнего Египта. Более того, древнеегипетский царь, рассматривавшийся в качестве воплощения бога Хора, одновременно мыслился воплощением и Сета. На это указывает прежде всего титул царицы супруга царя величалась, помимо прочего, той, которая видит
    Хора-Сета»
    4
    . Этому титулу соответствовало наименование верховного властителя Древнего Египта двойным священным званием в качестве «Хора-Сета», которое встречается еще в Текстах пирамид. Правда, в официальной титулатуре царь, как правило, именуясь Хором, не назывался Сетом. Исключение составляют
    1
    Черный цвет — это цвет земли, заливаемой Нилом. Красный — цвет земли, не заливаемой Нилом. По этой причине они рассматривались в Древнем Египте в качестве противоположных один другому цветов Самые ранние надписи о боге Сете, обнаруженные археологами в Накаде, относятся к додинастической эпохе в истории Древнего Египта Wilkinson R. H. Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. New York,
    2003. P. 197.
    4
    Цит. по Velde H. Te. Seth, God of Confusion. A Study of His Role in Egyptian
    Mythology and Religion. Leiden, 1967. P. 71.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    лишь титулатуры царя второй династии Перибсена, правившего примерно в 2749–2734 гг. до н.э., второго фараона XIX династии Сети I (1290–1279 гг. до н.э.) и первого властителя ХХ династии
    (1186–1184 гг. до н.э.), в которых присутствовало, помимо имени Хора, также имя Сета. Гиксосские вожди, правившие Египтом в XVII веке до н.э., почитали Сета как главного своего бога. Вероятно, с тех пор Сет стал считаться египтянами богом чужеземцев. Поскольку их поселения располагались в большом числе натер- ритории дельты Нила, то именно здесь и возникли культовые центры для поклонения Сету.
    Сохранилось немало надписей, свидетельствующих, что в эпоху Нового царства и позднее в ряде местностей Древнего Египта Хору и Сету поклонялись как единому богу. В текстах «Ам Дуат» или Книги о том, что находится в Дуат (Потустороннем мире, а также Книги врат, созданных вначале Нового царства, Хори Сет были изображены в образе человека с двумя головами соколиной головой Хора и приписывавшейся Сету головой какого- то мистического существа
    2
    Наряду с группой людей, называвших себя последователями Хора, в древнеегипетском обществе существовала, начиная с эпохи Нового царства, группа лиц, именовавших себя последователями Сета или красными (на египетском языке mesu-
    betesht, или desheru). Они позиционировали себя в качестве смутьянов сторонников идеологии, связанной с именем бога Сета, воплощавшего собой Хаос. Древнеегипетские тексты описывали последователей Сета или красных как пьяниц, распутников и мятежников, угрожавших существованию духа Маат в египет-
    1
    Самые лучшие в начертании и наиболее полные в содержании тексты этих книг были обнаружены в погребении фараона Сети I, отца самого великого древнеегипетского фараона Рамсеса II. См. об этом статью доктора египтологии из
    Нью-Йоркского университета Бояны Можсовой: Mojsov B. Th e Ancient Egyptian
    Underworld in the Tomb of Sety I: Sacred Books of Eternal Life // Th e Massachusetts
    Review. 2001/2002. Winter. Vol. 42. № 4. Egypt. P. 489–506.
    2
    Характеризуя это изображение, египтолог Александр Пьянков писал Две противоположности, силы добра и зла, Хори Сет, примирены и образуют теперь одну фигуру (Piankoff A. Th e Tomb of Ramesses VI. In two volumes. Vol. 1. Text.
    New York, 1954. P. 209).
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    ском обществе. Они проклинались как злодеи. Их души считались недостойными для того, чтобы после смерти жить в земле Запада в Потустороннем мире среди душ праведных людей. Их телесные оболочки считались не заслуживающими могил гнить в пустыне и служить пищей для хищных птиц и грызунов — таковым только мыслилось их предназначение.
    Помимо трона Хора, фараоны Нового царства имели и трон Сета. Царица Хатшепсут управляла страной в звании Хора, но когда ей требовалось применить силу, она выступала как Сет. Фараон Рамсес II (приблизительно 1290–1224 гг. до н.э.), перенеся свою резиденцию в город Пер-Рамессес в западной дельте Нила, установил культ почитания Сета наряду с другими богами.
    В Египетском музеев Каире хранится статуя, изображающая коронование Рамсеса III, второго фараона ХХ династии, правившего примерно в 1184–1153 гг. до н.э. Корону Верхнего и Нижнего Египта возлагают на него стоящие по бокам Хори Сет. Одна из древнеегипетских надписей, посвященных Рамсесу III, гласит, что он, как и Сет, избранник Ра»
    3
    В положении Сета, бога насилия, беспорядка, неправды, в пантеоне богов Древнего Египта во многом и проявляется истинная сущность древнеегипетской доктрины преступления Деяния, воплощением которых выступал этот бог, были преступными по своему характеру — он был, в частности, убийцей Осириса, однако он все равно считался членом священного пантеона, который, согласно представлениям древних египтян, правил миром. Следовательно, сточки зрения официальной религиозно-политической идеологии Древнего Египта преступление рассматривалось не в качестве греха, но деяния, которое, хотя и преступает границы нормального, разрушает нормальное устройство мира и нормальное течение жизни, причиняет зло живым существами даже губит их, является необходимым для существования этого мира условием См Followers of Set // Buson M. R. Encyclopedia of Ancient Egypt. Revised
    Edition. New York, 2002. P. 139.
    2
    См. цветную фотографию этой статуи в издании Wilkinson R. H. Complete
    Gods and Goddesses of Ancient Egypt. P. 197.
    3
    Цит. по Velde H. Te. Seth, God of Confusion. P. 20.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    Наказание при таком воззрении на преступление не могло мыслиться возмездием преступнику за причиненное им зло. Если преступление считалось действием, нарушающим нормальное устройство мира и нормальное течение жизни в нем, то наказанию неизбежно должны были придавать значение меры, восстанавливающей прежний порядок в мире. Если преступление рассматривалось в качестве действия, творящего этот мир, наряду с добрыми делами, то и наказание должно было представляться в виде меры воздействия не только на преступника, но и на мир в целом.
    Воззрение на преступление как на деяние вселенского значения и понимание наказания как меры, влияющей не только на человеческое общество, нона весь вообще мир, особенно явственно выступает в древнеегипетской религиозной доктрине посмертного суда. Его самое раннее описание дано в Книге мертвых — собрании заупокойных текстов, создававшихся в Египте, начиная с эпохи Раннего царства, а возможно, и с додинастических времен. Смысл посмертного суда заключался, насколько можно понять из содержания данных текстов, в определении места души умершего человека в другом, лучшем мире на основании его поступков в мире земном. Таким образом, из доктрины посмертного суда вытекала идея неотвратимости наказания если человек вовремя пребывания на Земле совершал преступление, то он в любом случае получал наказание.
    Согласно описанию, содержащемуся в Книге мертвых, судебное разбирательство земных дел умершего началось сего вступления в зал Правосудия (Маат), где восседал главный судья вселенский бог Осирис. После слов приветствия Великому Богу, Господину Маат» умерший, представленный на суде своей душой, дал отчет о своих поступках вовремя жизни на Земле. Смотри, — сказал он, — я пришел к тебе и принес тебе маат. Я хочу оправдаться перед тобой. Яне делал зла людям. Яне притеснял родственников. Яне поступал неправедно в зале правды.
    1
    Уоллис Бадж перевел эти фразы следующим образом «I have destroyed sin for thee. I have not sinned against men», те. Я разрушил грех для тебя. Яне грешил против людей (Budge E. A. W. Th e Book of Dead. Th e Floating Press, 2008 (по изданию 1920 г. P. 31). Данный перевод мне показался не вполне соответствующим смыслу посмертного суда, и я привел его в соответствие с этим смыс-
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    Я никого не презирал. Я никому не причинял зла. Яне лишал притесняемого обманом его имущества. Яне совершал поступков, вызывающих отвращение у богов. Яне ругал слугу в присутствии его хозяина. Яне причинял боль. Я никого не лишил пищи. Я никого не заставил плакать. Яне совершил убийства. Я никому не приказывал совершить убийство для меня. Я никому не причинил страдания. Яне лишал обманом храмы их жертвоприношений. Яне крал печева у богов. Яне крал жертвоприношений духам (те. мертвым. Яне совершил прелюбодеяния. Яне загрязнял себя в священных местах бога моего города. Яне уменьшал сосудов, служивших мерой. Я ничего не отнимали не добавлял к мере площади. Яне вторгался на поля (других. Яне добавлял веса к мерам. Яне указывал неправильно измерения. Яне забирал молока изо рта детей. Яне уводил скота от его пастухов. Яне ловил в ловушки птиц богов. Яне ловил такого же роды рыбы. Яне останавливал воду (когда ей следовало течь. Яне разрушал дамб на канале. Яне гасил огня, когда ему следовало гореть. Яне поворачивал назад скот, (предназначенный) для жертвоприношений. Яне отворачивался от бога при его появлениях. Я чист. Я чист. Я чист. Я чист…»
    2
    В соответствии с древнеегипетскими религиозными воззрениями суду Осириса подлежала душа не только простого смертного, но и фараона. Говоря о значении посмертного суда для его души, Бояна Можсова пишет Царская гробница была моделью царства Осириса. Как только солнце садилось на западном горизонте, оно входило в это темное царство. Путешествуя в ночные часы на своей небесной барже, божественный свет освещал самые глубокие пещеры Потустороннего мира и всех душ, обитавших в его пределах. Защищаемая Сией и Хекой, богами видения и магии, душа Ра опускалась глубже и глубже в ночь. Именно в Потустороннем мире бог солнца повстречался со своим злейшим врагом Апофисом, великим змеем темноты и забвения. Каждая душа должна была предстать перед судом Осириса, бога Потусторон- лом. Подобным же образом мной подправлены и другие фразы перевода Книги мертвых, сделанного У. Баджем.
    1
    В переводе Уоллиса Баджа: «I have not diminished from the bushel»
    (ibidem).
    2
    Budge E. A. W. Th e Book of Dead. P. 31–32.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    него мира, перед тем, как упокоиться для отдыха. Однако, чтобы встретить Осириса, все души должны были совершить рискованное путешествие через ночь и повстречаться со змеем. Однако
    Ра, божественный свет во всех его формах и выражениях, плавал ночами по реке Потустороннего мира, направляя все праведные души к вечной жизни. Соединившись однажды с Осирисом, душа могла возродиться»
    1
    Согласно доктрине посмертного суда, душа человека, совершавшего в земной жизни преступления, не допускалась к вечной жизни, то есть преступник обрекал свою душу на смерть.
    Религиозные воззрения на преступление и наказание оказывали заметное влияние на трактовки этих явлений в правосознании древнеегипетского общества и на правовые нормы о преступных действиях и наказаниях за них. Думается, именно характерное для этих воззрений понимание преступления не в качестве греха, но как заблуждения, особого рода психической болезни, вызывающей неадекватное поведение, предопределило весьма осторожное отношение древнеегипетских правителей к применению смертной казни к преступникам. Оно нашло отражение, например, в Поучении гераклеопольского государя своему сыну Мерикара, составленном вовремя правления Х династии, то есть в период политической анархии в Египте, который наступил после распада Старого царства. Отец призывает в нем царевича исполнять маат и при этом дает ему следующие советы Остерегайся карать опрометчиво не убивай, нет тебе в этом пользы. Ты станешь наказывать побоями и заключением, благодаря этому обустроится эта страна исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт. Бог (достоверно) знает строптивцев, но бог отвергает проливающих кровь милосердный продлевает время (своей жизни)»
    2
    В исторической литературе, посвященной Древнему Египту, встречается мнение о том, что в эпоху Нового царства наказания в Древнем Египте стали суровее тех, которые применялись к преступникам в прежние эпохи. Его высказывает, в част Mojsov B. Th e Ancient Egyptian Underworld in the Tomb of Sety I: Sacred
    Books of Eternal Life. P. 491.
    2
    Поучение пятого гераклеопольского государя царевичу Хети, будущему царю Мерикара // Демидчик А. Е Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005. С. 195.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    ности, Джон Альберт Уилсон в своей книге о культуре Древнего Египта. В действительности документальные материалы о применении наказаний в Древнем Египте не только в эту эпоху, но и вовсе другие периоды его истории настолько скудны, что не позволяют делать подобных выводов. Поэтому американский египтолог основывает свое заключение об усилении тяжести наказаний с переходом от Среднего царства к Новому царству на общей оценке политического режима, которая, в свою очередь, тоже является у него слишком умозрительной. По словам Дж. А. Уилсо- на, в новую эпоху фараон больше не внушал такого почтения и страха к себе, какое внушал в более священном государстве более ранних времен, что вело к репрессивному авторитаризму»
    1
    Понятие преступления и наказания в древнеегипетском праве, безусловно, развивалось. Но скорее по пути дифференциации этих явлений. В юридических документах эпохи Нового царства встречается намного больше категорий преступной деятельности и видов наказания, чем в документах прежних эпох. Ведение судебных дел против преступников стало документироваться в этот период чаще и подробнее, чем прежде. И государственный аппарат получил значительное развитие по сравнению с периодом Среднего царства. И судебная деятельность государственных органов стала более интенсивной. По этой причине и документов от Нового царства сохранилось больше, чем от какой-либо предшествовавшей эпохи. Но нельзя не признать, что правовые нормы о преступлениях и наказаниях также развивались. Многие преступления затрагивали насущные интересы как государства в целом, таки верховного властителя в частности. Закон был для этой сферы лучшим регулятором, а его текст — лучшей формой выражения юридических понятий и терминов. Но религиозное сознание в Древнем Египте всегда довлело над правосознанием. И содержание законов о преступлениях и наказаниях подчинялось духу религиозного мировоззрения, сточки зрения которого все преступления — это преступления человеческой души, а не тела. А раз так, то преступник должен нести не столько телесное, сколько духовное наказание Это мнение высказывал, в частности, американский египтолог в своей книге о культуре Древнего Египта. См Wilson J. A. Th e culture of Ancient Egypt.
    Chicago, 1956. P. 241.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    Сохранившиеся документы показывают, что смертная казнь применялась в Древнем Египте в качестве наказания за такие преступления, как 1) заговорили мятеж против верховного властителя) разграбление, уничтожение или повреждение могил 3) кража статуи бога, священных реликвий и жертвоприношений из храмов, повреждение или разрушение храмовых зданий 4) убийство) нарушение клятвы — клятвопреступление.
    Но что это была за смертная казнь — Тот, кто поднимался на мятеж против царя, как правило, подвергался сожжению заживо или утоплению в Ниле. Не существует могилы для того, кто совершает преступление против его величества его тело брошено в реку, — такая надпись была высечена на одной из древнеегипетских погребальных стел времен Среднего царства. Отсюда очевидно, что смертная казнь рассматривалась в Древнем Египте в качестве казни не только для тела, но и для души. Не давая телу преступника возможности упокоиться в могиле, тем самым лишали его душу ее родной обители, губили ее вместе с телом.
    Для обозначения преступного деяния, которое составляло заговорили мятеж против верховного властителя, в египетском языке, по всей видимости, отсутствовал специальный термин. Такое преступление было в Древнем Египте редкостью, и нет ничего удивительного в том, что называлось оно по-разному. Документы, описывающие заговор сановников и женщин из царского гарема против Рамсеса III, раскрытый незадолго до его смерти, называют его великим преступлением, заслуживающим смертной
    1
    Inscription of Sehetepibre // Ancient Records of Egypt. Historical Documents.
    By James Henry Breasted. Vol. 1. Th e First to the Seventeenth Dynasties. Chicago, 1906.
    P. 327.
    2
    По мнению ряда египтологов, Рамсес III был ранен заговорщиками и скончался от ран. Ганс Гёдике пишет в своей статье, посвященной этому заговору В то время как представляется определенным, что заговор почти достиг своей цели, убийства Рамсеса III, неясным остается, почему заговор, в конце концов, потерпел неудачу, приведя к аресту заговорщиков. Вероятно, некоторые лояльные члены царской семьи — возможно, Рамсес IV — действовали быстро и подавили мятеж, когда он еще только начинался (Goedicke H. Was Magic Used in the Harem Conspiracy against Ramesses III? P. 91–92). Между тем исследование останков Рамсеса III показало, что он умер не от ран. См Harris J. E., Weeks K. R.
    X-raying the pharaohs. New York, 1973. P. 163.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    казни»
    1
    , полной мерзостью для страны или просто мерзостью страны»
    3
    Рассказ о гаремном заговоре, изложенный в так называемом Судебном Туринском папирусе, ведется от имени Рамсеса III, ион интересен прежде всего выраженным в нем отношением древнеегипетского властителя к смертной казни фараон считал себя не вправе назначать преступникам это наказание. Согласно этому рассказу, его величество поручил вести дело о заговоре группе сановников двум казначеям, носителю царского штандарта, пяти дворецким, своему адъютанту, чиновнику канцелярии, чиновнику архивов, носителю штандарта пехотного войска, сказав им Что касается дел людей, участвовавших в заговоре, — я не знаю кто, пойдите и допросите их. Далее фараон сообщает, что члены следственной комиссии пошли и допросили заговорщиков и они заставили умереть от своих собственных рук тех, кого они побуждали к (такой) смерти, хотя (я) не знаю, кто, и они также назначили наказание другим, хотя я не знаю, кому. Ноя подчеркивает фараон, — строго обязал их, сказав Обратите внимание, проявите заботу, чтобы не допустить ошибочного наказания [кого-либо чиновником, который не стоит над ним. Так я говорил им снова и снова. Что касается всего того, что было сделано, то это сделали именно они. Пусть (ответственность за) все, что они сделали, падает на их (собственные) головы, в то время как я навсегда благословенный и незапятнанный, в то время как я
    1
    Papyrus Lee // Goedicke H. Was Magic Used in the Harem Conspiracy against
    Ramesses III? (P[apyrus] Rollin and P[apyrus] Lee) // Th e Journal of Egyptian
    Archaeology. 1963. Vol. 49. P. 78, 89.
    2
    Papyrus Rollin // Ibid. P. 72.
    3
    Buck A. de. Th e Judicial Papyrus of Turin // Th e Journal of Egyptian Archaeology.
    1937. Vol. 23. № 2 (Dec.). P. 154.
    4
    Аде Бак в комментарии к своему переводу этого документа пишет, что принятое название его Судебный папирус оказалось ложным. Это не судебный документ вообще, а нарративный, который в настоящем изложении рассказывает ясную и последовательную историю. Его содержание может быть суммировано в нескольких словах. Умерший царь дает отчет о том, что он сделал с участниками в заговоре. Он рассказывает, как он поручил суду их преследование, и делает значительный упорна тот факт, что он не несет ответственности за наложенные на них наказания. Он строго обязал суд быть внимательным, поэтому это их ответственность, а не его, если были сделаны ошибки (ibid. P. 163).
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    предстаю как справедливый царь перед Аммон-Ра, царем богов, и
    Осирисом, властителем над Вечностью»
    1
    После этого рассказав тексте папируса приводятся четыре списка лиц, обвиненных в заговоре против фараона, включающих тридцать сановников и шесть жен охранников гарема, и называется лицо, связанное сними. Все эти люди именуются великими преступниками. В списках указываются их фамилии и должности сообщается, что в результате расследования их преступлений они признаны виновными, и говорится о том, какое наказание было назначено каждому из них.
    О шестнадцати сановниках и шести женщинам было сказано, что следственная комиссия заставила наказание обрушиться на них. Их преступление схватило их. Шестерым обвиненным в заговоре лицам было рекомендовано или приказано покончить самоубийством. О них в рассказе говорится, что они взяли свои собственные жизни. Никакого вреда им причинено не было. О четверых же заговорщиках сказано, что их оставили там, где они были, они взяли свои жизни. Еще четверых подвергли отрезанию носов и ушей, поскольку они отвергли данные им хорошие наставления. Наконец, человек, связанный с заговорщиками, подвергся следующему наказанию он был, как указано в рассматриваемом рассказе, строго обруган плохими словами он был оставлен в одиночестве, никакого вреда ему не было причинено»
    6
    Еще один документ, посвященный гаремному заговору против Рамсеса III, сохранился в виде двух фрагментов, один из кото-
    1
    Buck A. de. Th e Judicial Papyrus of Turin. P. 154. Более ранний вариант перевода этого документа опубликован Генри Брэстедом в собрании Древних документов Египта. См Records of Harem Conspiracy // Ancient Records of Egypt.
    Historical Documents. By James Henry Breasted. Vol. 4. Th e Twentieth to Twenty-Sixth
    Dynasties. Chicago, 1906. P. 213. Перевод текста Судебного Туринского папируса на французский язык вышел отдельным изданием в 1897 г. См Le Papyrus
    Judiciaire de Turin et le Papyrus Lee et Rollin // Par Th
    . Deveria. Paris, 1897. P. 13–30.
    2
    Ibidem.
    3
    Ibid. P. 156.
    4
    Ibidem.
    5
    Ibidem.
    6
    Ibidem.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    рых получил среди египтологов название Папирус Роллин», другой Папирус Ли. В этих фрагментах не называются имена заговорщиков (они, скорее всего, приводились в утраченных частях документа, но зато сообщается нечто очень любопытное о порядке назначения высшей меры наказания в Древнем Египте.
    В первом из папирусов говорится об одном из заговорщиков, что он был допрошен и были обнаружены факты всех его преступных деяний. Он совершил их в полном соучастии с другими главными преступниками такого же рода. Преступления, заслуживающие смертной казни, были налицо, и полная мерзость для страны, которую он сделал, была налицо. И когда он понял, что преступления, которые он совершил, заслуживают смерти, он принес смерть самому себе»
    1
    В Папирусе Ли о преступнике, уличенном в заговоре против фараона, тоже говорится, что при его допросе были открыты всесовершенные им преступные деяния и что он совершил их при полном соучастии с другими великими преступниками, подобными ему, но к этому добавляется И к нему были применены наказания, причиняющие смерть, о которых боги сказали Примените их к нему. Комментируя эти слова, публикатор записей на папирусах Роллин и Ли, Ганс Гёдике отмечает Из нашего текста ясно, что назначение смертного приговора не находилось в человеческой юрисдикции. Примечательно, что до ссылки на наказание мы находим слова bwt ntr nb ntrt nb(t), указывающие на то, что преступление наносит вред каждому богу. Это упоминание богов в связи с исполнением смертного приговора встречается еще разв конце строки. Там назначение его прямо приписывается богами формулируется как сделанное по просьбе богов 1
    Papyrus Rollin // Goedicke H. Was Magic Used in the Harem Conspiracy against Ramesses III? (P[apyrus] Rollin and P[apyrus] Lee). P. 72. См. также Records of Harem Conspiracy // Ancient Records of Egypt. Historical Documents. By James
    Henry Breasted. Vol. 4. P. 220.
    2
    Papyrus Lee // Goedicke H. Was Magic Used in the Harem Conspiracy against
    Ramesses III? (P[apyrus] Rollin and P[apyrus] Lee). P. 78. См. также Records of
    Harem Conspiracy. P. 220–221.
    3
    Goedicke H. Was Magic Used in the Harem Conspiracy against Ramesses III?
    (P[apyrus] Rollin and P[apyrus] Lee). P. 89.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    По мнению Дэвида Лортона, вполне возможно, что отнесение смертного приговора в гаремном заговоре к божественной юрисдикции проистекает из личной религиозности Рамсеса III в конце его жизни и не должна рассматриваться как регулярная практика при назначении смертной казни. Однако древнеегипетские документы зафиксировали и другие случаи, когда назначение смертной казни связывалось с желанием бога наказать преступника именно таким образом.
    По словам Энтони Лихи, частота сокрушения врагов с помощью огня, выступающая в качестве темы ранней религиозной литературы, соединенная с некоторыми текстами Рамессидов, иллюстрирующими применение огня для наказания подвластного населения за мятеж против фараона, показывает, что оно имело в Египте долгую историю»
    2
    О том, что мятеж против царя следует карать смертной казнью, считал упомянутый выше гераклеопольский правитель, который, призывая своего сына Мерикара проявлять милосердие к преступникам, признавал, что бунтовщик, чей замысел раскрыт, должен быть казнен. Данный случай в его Поучении был представлен в виде исключения. На самом деле в Древнем Египте казнили и за другие преступления, ив целом полагали необходимостью применение смертной казнив довольно многих случаях.
    Так, считался заслуживающим смерти сановник, советовавший царю отбросить все планы его предшественника натроне, удалить с высоких должностей назначенных им людей и править по-своему. Среди надписей, украшающих внутреннее помещение храма в Канэ, устроенного внутри скалы в девятый год правления Сети I, есть и такие, в которых фараон грозит самыми страшными карами подобным людям. Одна из них гласит, например Что касается какого-либо высокого должностного лица, кто в манере плохого свидетеля будет внушать своему господину эту идею, удалить тех или иных лиц, переместить их
    1
    Lorton D. Th e Treatment of Criminals in Ancient Egypt: Th rough the New
    Kingdom // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1977. Vol. 20.
    № 1. Special Issue on Th e Treatment of Criminals in the Ancient Near East. P. 32.
    2
    Leahy A. Death by Fire in Ancient Egypt // Journal of the Economic and Social
    History of the Orient. 1984. Vol. 27. № 2. P. 201–202.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    в некоторые другие сферы приложения талантов, то ему следует отсечь конечности и предать его огню, в пламени которого сгорит его тело»
    1
    С давних времен в Древнем Египте казнили и тех, кто разграб- лял могилы, и тех, кто похищал статуи бога, священные реликвии и жертвоприношения из храмов. Самыми ранними из обнаруженных документальных свидетельств применения в Древнем Египте смертной казни за разграбление могил являются надписи в погребении гераклеополисского правителя Анкхтифи, расположенном в некрополе древнеегипетского города Нефат (по-арабски:
    Элль Мо’алла). Они относятся ко времени Х династии, то есть к периоду между эпохами Старого и Среднего царств. Одна из этих надписей гласит Что касается какого-либо правителя, который будет править в Нефате (Мо’алла) и который совершит плохое, зловредное действие против этого захоронения или против какой-нибудь части этой могилы, его рука будет отсечена для Хе- мена, вовремя его процессии из округа, его рука будет отсечена для Хемена, вовремя его процессии с восточной стороны, его рука будет отсечена для Хемена, вовремя процессии с берега, его рука будет отсечена для Хемена вовремя процессии (далее следует египетское слово, непереводимое на современные европейские языки, его рука будет отсечена для Хемена, вовремя процессии из Великой Тени, и Хемен не примет от него жертвоприношения мясом, предлагаемого вдень, и Хемен не примет от него какого-либо жертвоприношения пищей, и его наследник не унаследует от него»
    4
    Приведенная надпись показывает, что в ранние эпохи истории Древнего Египта для наказания преступников, посягавших на могилы, применялась смертная казнь, которая исполнялась в форме религиозного ритуала. Причем семья казненного лиша-
    1
    Цит. по Morales A. J. Th reats and warnings to future kings: Th e inscription of
    Seti I at Kanais (Wadi Mia) // Millions of Jubilees: Studies in Honor of David Silverman /
    Edited by Zahi Hawass and Jennifer Houser Wegner. Cairo, 2010. P. 398.
    2
    Хемен — бог Нефата, изображавшийся в виде сокола Великой Тенью называется в данном случае, по всей видимости, какое- то священное место Цит. по Willems H. Crime, Cult and Capital Punishment (Mo’alla Inscription).
    P. 29.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    лась возможности наследовать имущество преступника. По мнению публикатора данной надписи Харко Уильямса, она дает только частичное описание того, что было в действительности смертной казнью в ритуальной маскировке. Это предполагается множеством текстов, описывающих подобные преступления и наказания»
    1
    Ритуальность казни преступника, посягнувшего тем или иным образом на могилу, показывает, что преступление понималось в данном случае не в качестве деяния, наносящего какой-либо материальный вредно как злодейство, разрушающее священный порядок — маат. Регулярно совершавшийся в древнеегипетских храмах ритуал восстановления такого порядка предполагал принесение в жертву животного, служившего для египтян воплощением зла, — например, гиппопотама. Смертная казнь человека, грабившего могилы, представлялась, по всей видимости, жертвоприношением, которое приносилось с такой же целью, с какой жертвовался гиппопотам.
    Могила имела особое значение в древнеегипетской религиозной идеологии. Человек, следовавший в своей жизни маат, сточки зрения этой идеологии, не умирал, но раздваивался на духовную часть своей сущности и телесную. Могила же мыслилась пространством раздельного существования тела человека и его души. При этом предполагалось, что при наступлении надлежащих условий душа вполне может возвратиться в телесную оболочку, в которой когда-то жила, и произойдет воскресение умершего человека к новой жизни. По словам Бояны Можсовой, могилы были вечными домами, предназначенными для того, чтобы обеспечить всю материальную поддержку жизни и часто наполнялись подобно сундукам для сокровищ. Это делало их весьма привлекательными для воров. Поэтому воровство предметов из могил стало в Древнем Египте, начиная с эпохи Нового царства, довольно распространенным явлением сложились даже целые сообщества людей, для которых оно было профессиональ-
    1
    Willems H. Crime, Cult and Capital Punishment (Mo’alla Inscription). P. 34.
    2
    По сообщению Манефона, от гиппопотама погиб основатель первой династии древнеегипетских царей Менес. Он был утащен гиппопотамом и погиб
    (Manetho. With an English translation by W. G. Waddell. London, 1964. P. 28–29).
    3
    Mojsov B. Osiris.Death and Aft erlife of a God. London, 2005. P. 18.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    ным занятием. Об этом свидетельствуют многочисленные документы, зафиксировавшие следствие и допросы по делам об ограблении могил. Нос другой стороны, преступники, грабившие могилы, закономерно рассматривались в связи с этим в качестве злодеев, вторгавшихся в священное пространство и нарушавших вселенский порядок.
    О том, что к преступникам, воровавшим из могил находившиеся там предметы, применялась смертная казнь, свидетельствуют и многие другие документы. Одним из них является, например, запись допроса свидетелей по делу о разграблении могил царских жен, которое рассматривалось в первый год правления фараона
    Рамсеса Х. В состав суда входили тжати Небмаренакхт, казначей фараона и надзиратель Менмаренакхт, придворный сановник фараона, носитель его опахала Йени. Один из свидетелей, ремесленник по имени Нефуенани, заявил судьям Я видел наказание, которое было наложено на воров (могил) во времена тжати Кхаему- еза. Я человек, который всегда ходит смотреть на смертную казнь, когда узнает о ней»
    2
    Поддержание могил в неприкосновенности и сохранности считалось важнейшей задачей местных правителей, знатных людей и чиновников. Надпись у входа в одну из могил в Ассиуте, датируемая периодом между Старыми Средним царствами, устанавливала смертную казнь путем сожжения тех из них, кто оказывался не в состоянии выполнить эту задачу. Что касается какого-либо правителя нома, — говорилось в ней, — какого либо сына человека, любого знатного или простого человека, кто несу- меет защитить эту могилу и все, что в ней находится, его бог не примету него белый хлеб, он не будет похоронен на Западет. е. в Потустороннем мире. — ВТ, и его тело будет сожжено вме-
    1
    См Papyri Amherst // Ancient Records of Egypt. Historical Documents. By
    James Henry Breasted. Vol. 4. Th e Twentieth to Twenty-Sixth Dynasties. Chicago, 1906.
    P. 264–267; Turin Fragment // Ibid. P. 267–268; Mayer Papyri // Ibid. P. 268–273. Дела грабителей царского некрополя г. Фив во времена Рамсеса IX // Лурье ИМ Очерки древнеегипетского права XVI–X веков до н.э. Памятники и исследования. Л,
    1960. С. 220–250; Протоколы допросов обвиняемых в грабеже царских гробниц во времена Рамсеса XI) // Там же. С. 250–286.
    2
    Цит. по Peet T. E. Fresh Light on the Tomb Robberies of the Twentieth
    Dynasty at Th ebes: Some New Papyri inLondon and Turin // Th e Journal of Egyptian
    Archaeology. 1925. Vol. 11. № 1/2. P. 43.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    сте стелами преступников, они будут превращены в то, чего не существует»
    1
    Надпись времен правления царя XIII династии Неферхотепа I приблизительно 1696–1685 гг. до н.э.) зафиксировала текст царского указа о назначении смертной казни лицам, приказавшим устроить себе могилу на территории некрополя Святая земля южнее Абидоса». Данный некрополь был переполнен захоронениями, и царь приказал прекратить строительство в нем новых погребальных сооружений во избежание повреждения старых. Что касается того, кто обнаружится в пределах этих (пограничных) камней, за исключением уаб-жреца при исполнении своих обязанностей, то он будет сожжен. Более того, что касается какого- либо знатного человека, который прикажет устроить для него могилу в пределах этого святого места, о нем следует сообщить, и этот закон (о наказании сожжением. — ВТ, который относится к некрополю в сегодняшнем его состоянии, должен быть применен к нему»
    2
    Древнеегипетские тексты зафиксировали немало случаев кражи простых вещей у частного лица. Такие действия считались, как и положено, правонарушением, однако наказание, которое они влекли за собой, было довольно мягким. Текст, начертанный на небольшом папирусе под номером 352 времен правления
    XIX династии, который хранится в Лейденском музее, зафиксировал кражу одежды и нескольких предметов из бронзы, совершенную рабыней или служанкой колесничего Пекхари, а также случай возвращения украденных вещей их хозяину — главному работнику Хэю, с одновременной выплатой компенсации. Ярослав Черни, опубликовавший данный текст, сделал при анализе его содержания вывод о том, что осужденный вор обязывался возвратить украденное имущество обворованному им лицу и уплатить в дополнение к этому компенсацию в размере двух или трех его
    1
    Tombs III and IV at Assiut // Willems H. Crime, Cult and Capital Punishment
    (Mo’alla Inscription). P. 37.
    2
    Th e Neferhotep decree // Ibid. P. 40.
    3
    См Černý J. Restitution of, and Penalty Attaching to, Stolen Property in Rames- side Times // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1937. Vol. 23. № 2 (Dec.). P. 186–
    187.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    стоимостей»
    1
    . В случаях же, когда вещи находились, но вор не обнаруживался, дело о краже ограничивалось возвратом украденного имущества к его собственнику.
    Возврат украденных вещей их собственнику в качестве главной обязанности вора при краже им личного имущества предполагается ив начертанном на папирусе № 10355 из Британского музея тексте обращения человека, пострадавшего от кражи, к богу
    Аммона
    2
    Таким образом, воровство имущества из дома частного человека считалось в Древнем Египте исключительно личным конфликтом между вором и хозяином украденных им вещей. Похищение же материальных предметов из могил мыслилось нарушением вселенского порядка, выраженного в религиозном мировоззрении, и потому относилось к категории тяжких преступлений.
    В подобную категорию зачислялись и похищения предметов религиозного культа из храмов (жертвоприношений, статуй бога, стел с религиозными надписями и т. д) или посягательства на храмы в какой-либо форме. Одно из самых ранних документальных свидетельств того, что эти деяния понимались в качестве тяжких, влекущих соответственно смертную казнь, является следующая надпись на стеле, датируемой переходным периодом от Старого к Среднему царству Далее, что касается того, кто совершит неправедные действия против этой стелы, то он будет осужден) и ему отсекут шею, как птице»
    3
    Другое свидетельство составляет надпись на стеле, воздвигнутой на Элефантине
    4
    Саренпутом I, местным правителем времени царствования Сенусерта I (приблизительно 1856–1911 гг. до н.э.). Она гласит Что касается какого-либо правителя, любого уаб- жреца, любого ка-жреца, любого писца или какого-нибудь знатного человека, кто заберет жертвоприношение от статуи, его рука будет отсечена, как у быка, его шея будет перерезана, как у
    1
    Černý J. Restitution of, and Penalty Attaching to, Stolen Property in Ramesside
    Times // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1937. Vol. 23. № 2 (Dec.). P. 189.
    2
    См Blackman A. M. Oracles in Ancient Egypt // Th e Journal of Egyptian
    Archaeology 1925. Vol. 11. № 3/4 (Oct.). P. 250–253.
    3
    Stela Cairo CG I65I // Willems H. Crime, Cult and Capital Punishment (Mo’alla
    Inscription). P. 35.
    4
    Остров на реке Нил, в настоящее время часть территории города Асуан
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    птицы; у него не будет больше никакого положения у его сына не будет больше никакого положения у него не будет больше дома в Нубийском номе у него не будет больше могилы в некрополе и его бог не примет больше от него белого хлеба он будет предан огню, и его дети сгорят в пламени, его тело удобрит землю. Я буду против него как крокодил вводе, как змея на земле и как враг в некрополе!»
    1
    Сравнение смертной казни преступника с действиями, которые осуществлялись вовремя жертвоприношения животных и птиц в храмах, показывает, что процессу исполнения данного наказания придавался в Древнем Египте характер религиозного ри- туала.
    Второй царь XII династии Сенусерт I также назначал жестокие наказания тем, кто посягал на храмы и храмовое имущество. Об этом свидетельствует текст сделанной от его имени надписи на обломке стены храма Монту в городе Тоде
    2
    , обнаруженный в 1934 году французской археологической экспедицией под руководством Фернанда Биссона дела Рока (Fernand Bisson de la
    Roque). Он был опубликован впервые лишь в 1985 году Вольфган- гом Хельке
    3
    . Вторая публикация этой надписи была осуществлена в 1987 году Дональдом Редфордом
    4
    . Большое количество пропусков в тексте документа, воспроизведенного канадским египтологом, потребовало новой его публикации. Она была осуществле-
    1
    Stela № 9 in the Hekaib sanctuary // Willems H. Crime, Cult and Capital
    Punishment (Mo’alla Inscription). P. 34.
    2
    Древнеегипетское название этого города, находившегося на восточном берегу Нила, в 20 км южнее Люксора, звучало примерно как слово «Джарти», те. город сокола. Более древнее его звучание «Дуут», отсюда и произошло, видимо, его современное название Эль-Тод. См. об этом Gomaà F. Tod // Ency- clopedia of the Archaeology of Ancient Egypt / Compiled and edited by Kathryn A.
    Bard with the editing assistance of Steven Blake Shubert. London and New York, 1999.
    P. 1025.
    3
    См Helck W. Politische Spannungen zu Beginn des Mittleren Reiches //
    Ägypten: Dauer und Wandel. Symposium anläßlich des 75jährigen Bestehens des
    Deutschen Archäologischen Instituts Kairo am 10. und 11. Oktober 1982. Mainz, 1985.
    S. 45-52.
    4
    См Redford D. B. Th e Tod Inscription of Senwosret I and Early 12
    th
    Dynasty
    Involvement in Nubia and the South // Journal of the Society for the Study of Egyptian
    Antiquities. 1987. Vol. 17 . № 1–2. P. 36–55.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    на французскими египтологами Кристофом Барботином и Жак Жаном Клером в 1991 году в Бюллетене Французского института восточной археологии»
    1
    В указанной надписи Сенусерта I говорится о голытьбе, которая, ничем не владея, превратилась в шайку грабителей и подстрекателей к разрушению храма. Но тех, кто будут разорять эту область, — заявляет царь, — поймают как рыб, не разбирая мужчины это или женщины, … и бросят в печь. Они сгорят там, как тряпка»
    2
    Одним из самых священных мест в Древнем Египте являлся Храм бога Осириса, располагавшийся в районе Абидоса
    3
    и называвшийся Домом миллионов лет царя Верхнего и Нижнего Египта. Это был огромный храмовый комплекс, в состав которого входили не только религиозные сооружения, но и обширные хозяйственные угодья. Его основали приблизительно в середине
    ХХХII века до н.э.
    4
    — на месте, где, по преданию, была захоронена голова Осириса, убитого своим братом Сетом. Жена Осириса
    Исида
    5
    собрала рассеянные по стране кусочки его тела и принесла их к голове. На этом месте Осирис воскреси возвратился к власти над Потусторонним миром. При заходе солнца территория вокруг храма Осириса как будто покрывалась золотом древние египтяне говорили, что она похожа на золотую лестницу, ведущую в Потусторонний мир.
    Храм Осириса имел обширные владения в Нубии, которые могли подвергаться посягательствам со стороны наместника Нубии, сановников фараона и чиновников местного управления. Чтобы защитить нубийское хозяйство храма от этих посягательств, фараон Сети I предоставил ему специальным Указом широкий круг
    1
    См Barbotin Ch., Clère J. J. L’inscription de Sésostris Ier à Tôd [avec 31 planch- es et 1 dépliant] // Bulletin De L’Institut Français D’Archéologie Orientale. Le Caire,
    1991. P. 1–32. В заключительной части данной публикации приводятся фотографии храмовой стены с надписью Сенусерта I.
    2
    Ibid. P. 9.
    3
    В 145 км к северу от Люксора.
    4
    Последний вариант здания храма Осириса был в основе своей сооружен при фараоне Сети I, а достроен при его сыне Рамсесе II.
    5
    На египетском языке ее имя передавалось словом, звучавшим как Асет.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    различных привилегий. Он гарантировал всем его работникам защиту и автономию они не должны управляться другими и не следует вмешиваться в их дела, — говорилось водной из статей данного акта. Главными целями этого Указа было, как признавалось в его преамбуле, воспрепятствовать нанесению вреда какому-либо человеку храмового хозяйства, на какой бы территории страны он ни пребывал, — будь то мужчина или женщина, воспрепятствовать захвату кого-либо из работников храмового хозяйства для принудительного труда на территории другого хозяйства, воспрепятствовать задержанию принадлежавшего храму корабля вводах реки каким-нибудь стражником, воспрепятствовать причинению ущерба полями скоту храмового хозяйства со стороны какого-либо наместника, начальника или чиновника. В качестве наказаний за такого рода нарушения и за изъятия из хозяйства храма тех или иных вещей следовало назначать, согласно Указу фараона, битье палками, от стадо двухсот ударов, и штрафы в многократном размере по отношению к стоимости изъятого, асами эти вещи должны были немедленно возвращаться храмовому хозяйству.
    Указом Сети I под особую охрану брались животные, принадлежавшие храмовому хозяйству. Если какой-либо посторонний человек уводил к себе какое-нибудь животное, тов качестве наказания ему назначалось отрезание носа и ушей. При этом и сам вор, и его жена с детьми обращались в слуг храмового хозяйства. Однако если хранитель или пастух принадлежавшего этому хозяйству скота допускал продажу или просто передачу какого-либо животного за пределы храмового хозяйства или содействовал каким-либо образом тому, чтобы оно было принесено в жертву не
    Осирису, а другому богу, то он подлежал смертной казни. За такое деяние, гласил Указ фараона Сети I, следует назначить ему наказание посредством сбрасывания его на вершину (острого) столба,
    1
    Текст данного указа был высечен на отвесной скале, похожей на стелу, в местности Наури, в 35 километрах к северу от третьего Нильского порога. Обнаружен в 1924 г Griffi
    th F. L. Th e Abydos Decree of Seti I at Nauri // Th e Journal of Egyptian
    Archaeology. 1927. Vol. 13. № 3/4 (Nov.). P. 199.
    3
    Edgerton W. F. Th e Nauri Decree of Seti I: A Translation and Analysis of the
    Legal Portion // Journal of Near Eastern Studies. 1947. Vol. 6. № 4 (Oct.). P. 221.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    посвятив его жену, его детей (и) все его имущество хозяйству храма и отобрав животное у того, кому он его отдаст, взыскав с него штраф (в пользу) хозяйства в размере сток одному
    1
    »
    2
    Наказание посредством сбрасывания преступника на вершину острого столба вполне могло обозначать не род смертной казни, а смертную казнь как таковую, поскольку для обозначения этого вида наказания в египетском языке отсутствовал специальный термин.
    Смертная казнь за мятеж против царя, разграбление, уничтожение или повреждение могил, похищение статуи бога, священных реликвий и жертвоприношений из храмов, повреждение или разрушение храмовых зданий предполагала, как правило, такое уничтожение тела преступника, которое, сточки зрения древнеегипетского мировоззрения, считалось одновременно уничтожением и его души. Сохранились надписи, свидетельствующие, что к этим наказаниям добавлялось еще одно — лишение преступника имени. Текст подобной надписи из погребения в некрополе
    Ассиут, датируемой временем между эпохами Старого и Среднего царств, гласит Но что касается какого-либо мятежника и любого душевнобольного человека, который совершит преступление, несмотря на то, что слышал об этом (те. о наказании, установленном за него, его имя не будет существовать, он не будет похоронен в пустыне, он будет сожжен вместе с преступниками, которые прокляты богом. Пусть будет он презираем богами своего города Пусть будет он презираем жителями своего города 1
    То есть в стократной стоимости к цене возвращаемого в храмовое хозяйство животного Edgerton W. F. Th e Nauri Decree of Seti I: A Translation and Analysis of the
    Legal Portion. P. 224. Британский египтолог Фрэнсис Ллевеллин Гриффис перевел текст этой нормы несколько по-другому: ему следует назначить наказание путем сбрасывания его вниз наконец острого столба, передав его жену и детей и все его имущество хозяйству храма и изъяв голову животного у того, кому он отдал ее, украв у хозяйства, в размере сток одному (Griffi
    th F. Ll. Th e Abydos
    Decree of Seti I at Nauri // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1927. Vol. 13. № 3/4
    (Nov.). P. 203. В переводе Ф. Л. Гриффиса преступление, за которое назначена столь жестокая казнь, представляется кражей.
    3
    Цит. по Willems H. Crime, Cult and Capital Punishment (Mo’alla Inscription).
    P. 37.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    Документальные материалы показывают, что лишение имени в качестве наказания, дополнявшего смертную казнь тела и души преступника, было довольно распространенным в Древнем Египте. Более того, преступникам могли даже заменить их прежнее имя на имя врага бога Ра — Апофиса для того, чтобы усилить наказание. Поскольку преступление мыслилось в древнеегипетском религиозном мировоззрении деянием в большей степени не тела, а души человека, то и настоящим наказанием считалась казнь души преступника. В представлении древних египтян, душа умершего человека не могла существовать без имении могилы, поэтому самые страшные преступники лишались после смертной казни итого, и другого. Их души обрекались на то, чтобы исчезнуть навсегда из вселенной, не оставив после себя ни следа, ни памяти. Полное исчезновение души человеческой из мира и представлялось ее казнью.
    В массе дошедших до нас древнеегипетских юридических документов нет ни одного такого, который бы прямо устанавливал наказание за убийство. Египетский материал не предусматривает свидетельства о юридической трактовке убийства или нанесения тяжкого телесного повреждения, наиболее очевидных преступлений против личности, — отмечает Крис Айр.
    Между тем Диодор в своем описании Древнего Египта привел немало свидетельство том, что такие преступления наказывались в этой стране смертной казнью. Так, по его рассказу, тот, кто видел на своем пути человека в схватке с убийцей или подвергавшегося какому-либо насилию и не помог ему, чем только мог, приговаривался к смерти. Если же он был действительно не в состоянии оказать помощь, он был обязан изобличить разбойника перед судом. Если он не делал этого, он получал определенное число ударов прутьями и лишался всякой пищи натри дня»
    2
    «Тот, кто убивал умышленно свободного человека либо раба, наказывался смертью, — свидетельствует Диодор, — ибо законодатель желал карать не по различиям фортуны, но по намерению
    1
    Eyre C. J. Crime and Adultery in Ancient Egypt // Th e Journal of Egyptian
    Archaeology. 1984. Vol. 70. P. 93.
    2
    Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Traduction Nouvelle avec une preface, des notes et un index par Ferd. Hoefer. Tome 1. Paris, 1846. P. 86–87.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    злодея; в тоже время, применяя его по отношению и крабам, обязывали всех никогда не совершать преступлений против свободных людей»
    1
    Согласно Диодору, родители, которые убивали своих детей, не подвергались смертной казни, но они должны были в течение трех дней и трех ночей пребывать рядом струпом (убитого ребенка) и держать, обнимая его, под надзором государственного стражника, ибо казалось несправедливым лишать жизни тех, кто далее детям, и верили, что причиняют им этим наказанием достаточно боли и раскаяния, чтобы отвратить их от подобных преступлений»
    2
    Однако на детей, которые убивали своих родителей, отмечал Диодор, египтяне налагали совершенно особое наказание острым тростником на руках обвиняемого делалось надрезание, и они поджаривались живьем на колючках. Ибо убийство родителей рассматривалось как самое тяжкое преступление, которое только может совершаться между людьми. Беременная женщина, приговоренная к смерти, не подвергалась казни до тех пор, пока не разрешалась от бремени»
    3
    Из рассказа Диодора следует, что фараон Шабака Неферка- ра, правивший примерно в 721/717–707/703 гг. до н.э., отменил смертную казнь за многие преступления, обязав приговоренных к смерти трудиться закованными в кандалы на общественных работах»
    4
    Диодор сообщал также, что среди египтян существовали очень суровые законы, касавшиеся женщин. Согласно им, тому, кого уличали в насилии над свободной женщиной, должны были отрезать часть гениталий ибо считали, что это преступление включает в себя три очень больших зла оскорбление, упадок нравов и неясность происхождения ребенка. За адюльтер, совершенный без насилия, мужчина приговаривался к тысяче ударов прутьями, а женщине отрезали нос законодатель хотел, чтобы
    1
    Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Traduction Nouvelle avec une preface, des notes et un index par Ferd. Hoefer. Tome 1. Paris, 1846. P. 87.
    2
    Ibidem.
    3
    Ibidem.
    4
    Ibid. P. 74.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    она потеряла свою личную привлекательность и была неспособна к обольщению»
    1
    Сохранившиеся юридические документы свидетельствуют, что прелюбодеяние действительно могло трактоваться древнеегипетскими судами как уголовное преступление. Это показывают, в частности, записи судебных разбирательств по делам об адюльтере на остраконах и папирусах, обнаруженных на месте поселения строителей царских гробниц под названием Дейр-эль-Медина. Они датирутся временами правления XIX и XX династий.
    Одна из этих записей описывает допрос писца по имени Мери-
    Секхмет, уличенного в прелюбодеянии с чужой женой. Женщина хотя и вышла замуж, но по каким-то причинам продолжала проживать в родительском доме. Сюда и приходил к ней на свидания Мери-Секхмет, который имел, кажется, намерение жениться на своей возлюбленной. На допросе он признался, что уже сделал ее своей женой. Ноу женщины имелся мужи он однажды наведался к своей жене и застал ее с другим мужчиной. Возмущенный муж подал жалобу в местный суд. Судья призвал к себе писца-прелюбодея и приказал ему поклясться в том, что он не будет больше встречаться с замужней женщиной. В ответ Мери-
    Секхмет дал следующую клятву Как Аммон продолжает существовать, таки царь продолжает существовать, если я заговорю с ней, с женой, пусть мой нос, мои ноздри и мои уши будут отсечены, а я буду сослан в землю Куш»
    3
    Отсечение ушей было очень серьезным наказанием для древнего египтянина, так как именно через уши он мог, согласно распространенным в его стране религиозным представлениям, воспринимать инструкции бога и готовить себя к переходу в Потусторонний мир. Следовательно, отрезание ушей фактически закрывало ему путь к вечной жизни.
    Несмотря на данную в суде клятву, Мери-Секхмет продолжал встречаться с женщиной. И когда она забеременела, то уже
    1
    Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Traduction Nouvelle avec une preface, des notes et un index par Ferd. Hoefer. Tome 1. Paris, 1846. P. 88–89.
    2
    Цит. по Galpaz-Feller P. Private Lives and Public Censure: Adultery in Ancient
    Egypt and Biblical Israel // Near Eastern Archaeology. 2004. Vol. 67. № 3 (Sep.).
    P. 157.
    3
    Цит. по Ibidem.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    отец прелюбодея привел его в суд. Судья снова приказал ему дать клятву в том, что он не будет больше приближаться к чужой жене. И писец поклялся, что никогда больше не войдет в дом своей возлюбленной. Суд назначил Мери-Секхмету новое наказание, направив его трудиться в каменоломни Элефантина.
    Самым любопытным в этом деле было то, что ни одного из назначенных судом наказаний прелюбодею испытать не пришлось. И помог ему избежать весьма печальной участи муж той женщины, с которой он прелюбодействовал помог тем, что не предпринял никаких действий против своей жены и ее возлюбленного. А судне стал по собственной инициативе возбуждать новое дело против Мери-Секхмета, которое могло окончиться для него намного более печальным образом, чем предыдущие, поскольку суд имел все основания привлечь его к ответственности за нарушение клятвы.
    По свидетельству Диодора, за клятвопреступление в Египте назначалась смертная казнь, поскольку в нем усматривалось соединение двух тяжких преступлений, совершавшихся одно — против богов, другое — против людей. Данное свидетельство подтверждается документами. За нарушение клятвы древнеегипетский суд мог назначить клятвопреступнику в качестве наказаний отсечение конечностей или нанесение других увечий, посадку накол, оставление на съедение крокодилу, битье палками. Все это означало, в сущности, смертную казнь.
    Юридические документы VII–VI веков до н.э. ив особенности документы Птолемеевского периода древнеегипетской истории показывают, что на практике наиболее частным результатом прелюбодеяния было не уголовное наказание, а просто развод супругов. Более того, возможность того, что муж вступит в связь с другой женщиной или жена уйдет к другому мужчине, предусматривалась в брачных соглашениях. Сторона, уличенная в прелю-
    1
    См. об этом Lorton D. Th e Treatment of Criminals in Ancient Egypt: Th rough the New Kingdom // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1977.
    Vol. 20. № 1. P. 38–39.
    2
    Ibid. P. 86.
    3
    См Wilson J. A. Th e Oath in Ancient Egypt // Journal of Near Eastern Studies.
    1948. Vol. 7. № 3 (Jul.). P. 155.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    бодеянии, лишалась в этом случае исключительно денег или других материальных средств, но никак не органов своего тела * Сплав религиозных традиций и правовых обычаев с практикой бытовых отношений сформировали в Древнем Египте особый правопорядок и на местном уровне — в рамках административно- территориальных образований. Его ядро составляли местные суды, которые разбирали не только гражданско-правовые споры, но и дела о преступлениях. Очевидно, — пишет Шафик Эллэм, — что рассмотрение уголовных дел находилось частично в общественной компетенции, этот вывод подтверждается тем фактом, что местный суд мог в нескольких случаях не только провозглашать свое решение, но также принуждать к исполнению наказания например, посредством ударов палками. В карательных делах, также как в делах по спорам, данный суд имел полномочие принуждать к исполнению обычая силой, и ему позволялось, между прочим, налагать телесные наказания. В тоже время исполнение телесного наказания, а точнее, удара палками, могло быть, в зависимости от случая, различным. В гражданском деле удары палками являлись насильственной мерой для принуждения должника к исполнению своих обязательств перед кредитором в уголовном деле, напротив, они представляли собой санкцию зане- благовидное преступное действие»
    1
    Разбирая гражданские и уголовные дела, местные суды проводили между ними вполне ясное различие. Так, многие судебные споры завершались тем, что суд обязывал проигравшую сторону принести клятву перед судьями. Если дело являлось гражданским, то содержанием клятвы становилось обещание данной стороны исполнить свое обязательство перед другой стороной. В уголовных же делах проигравшая сторона давала обещание воздержаться от преступных действий. Установление такого различия в применении клятвы означало, что местные судьи хорошо понимали разницу между гражданским правонарушением и уголовным преступлением. Они обладали вполне зрелым право Allam S. Un Droit Pénal Existait-il “Stricto Sensu” en Égypte Pharaonique //
    Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1978. Vol. 64. P. 66.
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    сознанием. Неслучайно египтяне предпочитали именно в них решать свои споры.
    Местные суды рассматривали основную массу дели поэтому именно они формировали местный правопорядок. Он был устойчивее того правопорядка, который создавали фараоны, поскольку опирался непосредственно на традиции и обычаи, бытовавшие среди населения. Более того, при наличии в древнеегипетском обществе прочного традиционного правопорядка для царских законов оставалась весьма узкая сфера действия. Изданные фараонами узаконения о наказаниях за те или иные преступления, пожалуй, яснее всех других показывают ограниченность сферы законодательной деятельности верховной государственной власти в Древнем Египте. По своему содержанию они были скорее выражением угроз фараонов в адрес нарушителей освященных религией устоев государственного порядка, нежели изложением правовых норм, определяющих, какие действия носят преступный характер и какие наказания за эти действия следуют.
    Местные суды в Древнем Египте брали на себя разбирательства любых споров, возникавших среди местного населения и, как показывают документы судебной практики, решали их вполне эффективно. Оплотом местного правопорядка были и храмы, в рамках которых существовали свои процедуры разрешения юридических конфликтов. При этом жрецы нередко заседали ив местных судах.
    Как следствие, у фараонов не было ни особых поводов (за исключением проблем, связанных со сбором налогов и своевременным поступлением их в казну, ни явной необходимости вмешиваться через посредство своих указов в правовое регулирование общественных отношений на местах. Возможно, именно здесь надо искать причину, по которой в Древнем Египте — стране достаточно зрелой правовой культуры, развитого правосознания и юридического языка — таки не было создано правового свода, наподобие тех, которые составлялись в Месопотамии, Индии ив других древневосточных обществах.
    Местный традиционный правопорядок развивался в древнеегипетском обществе в значительной мере автономно от верховной государственной власти и благодаря этому сохранялся в периоды, когда трон фараона шатался или рушился, а единое государство оказывалось в кризисе или вовсе распадалось. Он пережил
    Глава одиннадцатая. Преступление и наказание вправе Древнего Египта
    перипетии двух персидских завоеваний и времена политической борьбы Птолемея I Сотера за власть над Египтом. В эпоху правления династии Птолемеев местные египетские суды были официально признаны в качестве главных судебных органов для решения споров среди египтян на основе египетского права. В них чаще всего заседали жрецы, которые вовсе времена являлись хранителями исконных традиций и обычаев египтян. Местный правопорядок был в эту эпоху единственным пространством, в рамках которого могло существовать египетское право. Стечением времени данное пространство сужалось, уступая позиции законодательству Птолемеев и нормам греческого права, укоренившимся в среде египетских греков. Тем не менее, египетское право продолжало существовать. Оно сохраняло свое действие среди египтян длительное время и после того, как Египет стал частью Римской державы

    Томсинов Владимир Алексеевич
    ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
    Корректор — Т.В. Кочемасова
    Верстка — А.В. Плотников
    ИКД «Зерцало-М»
    Подписано в печать Формат 60×90/16. Усл. печ. л. 32,0. Гарнитура Minion Тираж 2000 экз.
    Заказ Отпечатано в ППП Типография Наука, Москва, Шубинский пер, Список вышедших в издательстве Зерцало книг с аннотациями можно посмотреть на сайте http://www.zertsalobooks.ru
    ISBN 978-5-94373-187-7
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


    написать администратору сайта