Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего
Скачать 2.27 Mb.
|
§ 4. Правовое регулирование договорных отношений. Введение Вплоть до начала эпохи Нового царства правовое регулирование договорных отношений осуществлялось в Египте в большей степени обычаем, чем законом. Большинство сделок совершалось в устной форме. Поэтому от времен Старого и Средне 451 § 4. Правовое регулирование договорных отношений го» царств сохранилось очень мало документальных материалов о договорных отношениях. Записи о них представляют собой, как правило, лишь сообщения о совершенных сделках. Текстов собственно договоров в этих материалах крайне мало. Однако практика записей условий договора, по всей видимости, существовала. Об этом свидетельствует появление в древнеегипетском языке еще в эпоху Старого царства специального термина для обозначения документа, оформляющего сделку, который выражался словом из трех согласных букв — «хтм (Дословно оно означало то, что скреплено печатью». Формирование контракта как письменного документа произошло в Египте вначале эпохи Нового царства или период, непосредственно ей предшествовавший. Во всяком случае, самые ранние из дошедших до нас древнеегипетских документов, которые можно назвать с полным основанием контрактами, относятся ко времени правления XVIII династии. От указанной эпохи сохранились записи не только контрактов купли-продажи, найма, займа и др, но и судебных разбирательств по спорам, порожденным ими. Они показывают, что дальнейшее развитие письменной формы договоров сопровождалось выработкой типовых формул для выражений договорных условий. Документы, в содержании которых можно заметить такие формулы, появились ближе к концу эпохи Нового царства 1 Немецкий египтолог Ренат Мюллер-Воллерманн пишет поэтому поводу Существование взаимного товарообмена в Старом царстве засвидетельствовано текстами, изображениями и археологическими находками. Однако текстовой материал очень скуден, малая степень распространенности письменности препятствовала тогда тому, чтобы неофициальные сделки между частными лицами записывались (Müller-Wollermann R. Warenaustausch im Ägypten des Alten Reiches // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1985. Vol. 28. № 2. S. 131. 2 См Boochs W. «htm» als juristischer Terminus // Göttinger Miszellen. Beiträge zur ägyptologischen Diskussion. 1981. Bd. 49. S. 19–24; Müller-Wollermann R. Warenaustausch im Ägypten des Alten Reiches. S. 150. 3 Бен Харринг относит появление более или менее формализованных типовых текстов и типовых заглавий ко времени правления ХХ династии. См B.From Oral Practice to Written Record in Ramesside Deir El-Medina // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 2003. Vol. 46. № 3. P. 263– 264. Глава десятая. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Египте Новый этап в эволюции способов и форм правового регулирования договорных отношений был связан, если верить Дио- дору Сицилийскому, с деятельностью Бокхориса, второго фараона (ливийской) династии, правившего где-то в середине VIII века до н.э. 1 Древнегреческий историограф отмечал в своем описании египетских фараонов-законодателей, что египтяне были обязаны Бокхорису также точными правилами, относившимися к контрактами соглашениям (Diodor. I, Записи этих правил не сохранились, но из сообщения Диодора видно, что относились они более к договорам займа. Если же законы Бокхориса регулировали и другие вопросы обязательственного права, то вряд ли они выходили за рамки действовавших среди египтян норм обычного права. Навязать египетскому обществу, в котором образованные люди, выступавшие в качестве хранителей его культурных ценностей, его исконных духовных традиций, были организованы в мощные храмовые корпорации, что-то чуждое его обычаям, не в состоянии была бы в то время и самая могущественная верховная государственная власть. Фараоны периода Новейшего царства, то есть времени примерно с середины XI до середины VIII века до н.э., не имели и части того могущества, которым обладали египетские цари Нового царства». Настоящие перемены в развитии правового регулирования договорных отношений наступили лишь вправление (са- исской) династии — в период примерно с середины VII до последней четверти VI века до н.э. И связаны они былине только с подъемом экономики и усилением верховной государственной власти в Египте этого времени, но и с распространением демотической письменности, которая вытеснила из юридических документов иератику. Применение демотики сделало написание текстов договоров более легким делом. Кроме того, знаковая система этой письменности позволила выразить на письме множество 1 Некоторые египтологи относят правление Бокхориса примерно к 723– 717 гг. до н.э. 2 Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Traduction Nouvelle avec une preface, des notes et un index par Ferd. Hoefer. Tome 1. Paris, 1846. P. 106. 3 Геродот писал в своей Истории Эллинские обычаи египтяне избегают заимствовать. Вообще говоря, они не желают перенимать никаких обычаев ни от какого народа (Геродот. История в девяти книгах. МС. Правовое регулирование договорных отношений новых юридических понятий, возникших в практике договорных отношений, сохраняя при этом понятий аппарат, выработанный в рамках иератической письменности. Неслучайно с утверждением демотики в качестве основного языка юридических документов количество договоров, заключавшихся в письменной форме, резко возросло. Из дошедших до нас древнеегипетских контрактов подавляющее большинство документов такого рода принадлежат эпохе, начавшейся после распространения в Египте демотической письменности. Существуют, в любом случае, все увеличивающиеся свидетельства написания контрактов между частными индивидами, начиная с XXV династии, — пишет Ричард Яснов. — В то время как все еще эпизодически использовался старинный термин для обозначения контракта, завещания, документа о передаче имущества imyet-per, начали применяться также другие обозначения. Бернадетт Меню, изучавший древнеегипетские юридические документы VIII–V веков до н.э., сделал вывод о том, что в течение правления Псамметиха I в Египте произошла важная трансформация в юридическом мышлении. По словам Джозефа Мэннинга, значительная перемена вправе договоров случилась в царствование Псамметиха I, когда контракты стали билатеральными и больший упор был сделан на обязанности продавца и на письменное соглашение как таковое, которое могло служить титулом для передаваемой собственности» 3 К началу эллинистического периода в древнеегипетской истории демотика стала всецело преобладающей формой египетского языка. Все египетские юридические документы и контракты в их числе писались на ней. В эпоху правления династии Птолемеев демотика сохранила свое значение в качестве главного письменного языка для контрактов по египетскому праву. Однако официальным юридическим языком этой династии был греческий. Именно на нем писались законы и инструкции, а также контрак- 1 Jasnow R. L. Egypt. Th ird Intermediate Period // A History of Near Eastern Law // Edited by Raymond Westbrook. Leiden, Boston, 2003. Vol. 1. P. 804. 2 Menu B. Les Actes de Vente en Egypte Ancienne, Particulièrement Sous les rois Kouchites et Saïtes // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1988. Vol. 74. P. 168. 3 Manning J. G. Land and Power in Ptolemaic Egypt. Th e Structure of Land Tenure. Cambridge, 2003. P. 174. Глава десятая. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Египте ты, оформлявшие договорные отношения, в которых участвовали греки. При рассмотрении споров по контрактам между представителями египетского и македонско-греческого этноса тексты этих документов в том случае, если они были написаны на египетском языке, переводились на греческий. Вместе стем часто случалось обратное юридические тексты, написанные на греческом языке, переводились на египетский. В этих условиях демотическая письменность воспринимала юридические термины греческого языка. И особенно заметным было заимствование греческих терминов в демотических текстах договоров. Это не могло не вызвать перемен в египетском договорном праве. Способствовала таким переменами политика Птолемеев в сфере правового регулирования договорных отношений. Представители этой династии исходили из необходимости сохранения в стране действия египетского права, но они не могли идти наперекор экономическим закономерностям, требовавшим унификации договорной практики, и вынуждены были вводить единообразные правила относительно контрактов. В частности, еще в III веке была установлена типовая форма для преамбулы в документах такого рода. В том же столетии из демотических текстов, оформлявших договорные отношения, исчезли упоминания о свидетелях 2 В 146 году до н.э. было установлено правило, по которому все демотические контракты для того, чтобы считаться действительными, должны были пройти регистрацию в государственных органах. А поскольку в них служили в основном македонцы с греками, это означало, что каждый демотический контракт, подлежавший регистрации, должен был переводиться на греческий язык, хотя бы в основных его положениях. Таковы общие контуры эволюции на протяжении древнеегипетской истории правового регулирования договорных отношений По словам Джозефа Мэннинга, то, что греческий язык был важной частью египетского языка, показывает высокий процент (25%) греческих слов в коптском языке (ibid. P. 176). 2 Среди контрактов, предусматривающих наличие свидетелей в качестве гарантии соблюдения сделки, самый поздний датируется 240 годом до н.э. для Верхнего Египта и 213 годом до н.э. — для Нижнего Египта. См Ibid. P. 174. 455 § 4. Правовое регулирование договорных отношений. Купля-продажа Большинство сохранившихся со времен Старого царства надписей о договорах относятся к сообщениям о покупках. Их содержание излагалось, как правило, по формуле я (или он) получил дом (или поле, или какую-нибудь другую вещь) у такого- то человека (называется имя продавца) за эквивалент такой-то». До эпохи Нового царства соглашение о покупке-продаже каких- либо вещей заключалось, как правило, в устной форме. Оно могло подтверждаться в письменном виде, если его предметом была недвижимость дом или земельный участок. Но запись о совершенном договоре купли-продажи, делавшаяся на остраконе (черепке, обломке глиняного кувшина) содержала обыкновенно лишь сообщение о совершенной сделке, а не текст договора. Дополнительной гарантией соблюдения условий договора была его регистрация в государственных органах или в храмах. В эпоху Нового царства торговый оборот недвижимости заметно вырос и число договоров купли-продажи, заключаемых в письменной форме, существенно увеличилось. Они по-прежнему могли записываться на остраконе, нов большинстве случаев для этого теперь использовались папирусные листы. Как и прежде, в тексте договора повторялись основные фразы, сказанные сторонами при заключении сделки, но постепенно для выражения договорных условий вырабатывалась некая типовая формула. Ее представляет, например, остракон, обнаруженный в Дейр-эль-Медине. Начертанный на нем текст выражает суть заключенной сделки следующей фразой Для того, чтобы сделать известным, что деньги, которые я (далее следует имя покупателя) дал (имя продавца) в качестве компенсации за (называется купленная вещь)» 1 Регистрация, или удостоверение, договоров купли-продажи производилась во времена Нового царства, как и раньше, государственными органами или храмами, нос конца данной эпохи жрецы стали чаще брать на себя выполнение этой функции. Форма и содержание письменных договоров в указанную эпоху ив последовавший за ней период, вплоть до VII века до н.э., 1 Jasnow R. L. Egypt. Middle Kingdom and Second Intermediate Period // A History of Near Eastern Law // Edited by Raymond Westbrook. Leiden, Boston, 2003. Vol. 1. P. 339. Глава десятая. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Египте были еще довольно примитивными текст соглашения, как правило, воспроизводил основное содержание происходившего диалога между сторонами и слова свидетелей, подтверждающие совершение сделки. Важным фактором в развитии письменной формы договоров стало появление в период правления XXV династии демотического письма. Вовремя царствования XXVI династии договоры купли- продажи писались, как правило, на демотике. Они имели уже вид настоящих контрактов, в которых легко можно было выделить 1) статьи, формулировавшие основные условия договора, то есть условия, необходимые для его заключения, и 2) статьи, выражавшие дополнительные условия, то есть гарантии его соблюдения. Первые называли продававшуюся и покупавшуюся вещь, ее цену и констатировали ее передачу от продавца покупателю. Для изложения этих условий использовались два типа формул старинная и новая. Старинная формула договора купли-продажи являлась более простой и выглядела следующим образом Я получил от тебя такое-то количество серебра. Я дал тебе такую-то вещь. Осуществление контракта виделось, таким образом, в обмене вещи на деньги (серебро). Новая формула договора купли-продажи была следующей Ты удовлетворил мое сердце серебром за такую-то вещь. Эта вещь теперь твоя. В тексте одного из сохранившихся контрактов времен правления Нектанебо II (360–343 гг. до н.э.) она имела следующий вид Ты удовлетворил мое сердце ценой замою рыжую корову, неповоротливую, которая не клеймена железом и которую зовут ее коровьим именем Wlgj» 3 1 Цит. по Menu B. Les Actes de Vente en Egypte Ancienne, Particulièrement Sous les rois Kouchites et Saïtes // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1988. Vol. 74. P. 173. На указанной странице приводится список древнеегипетских источников, зафиксировавших старинную формулу договора купли-продажи. Последний из них датируется 45 годом правления Псамметиха I. 2 Цит. по Ibid. P. 173–174. Бернадетт Меню привел на этой странице довольно обширный список источников, отразивших новую формулу договора купли- продажи. 3 Цит. по Menu B. Deux contrats de vente datés du règne de Nectanébo II // Bulletin De L’Institut Français D’Archéologie Orientale. Le Caire, 1981. P. 47. 457 § 4. Правовое регулирование договорных отношений С утверждением этой формулы в договорной практике переход права собственности на вещь от продавца к покупателю стал связываться нес моментом передачи вещи и денег (серебра, нос появлением у продавца состояния удовлетворенности полученным денежным эквивалентом (серебром). Старинная формула применялась чаще в иератических текстах, датируемых VIII и VII веками до н.э. Самый ранний древнеегипетский текст, в котором можно увидеть новую формулу договора купли-продажи, относится к середине VII века до н.э., а точнее — к 4-му году правления Псамметиха I, ион написан де- мотикой. Все последующие тексты договоров с новой формулой были также демотическими 1 Обе формулы имели различные вариации, но каким бы образом ни выражался договор купли-продажи, главным моментом в нем было приобретение покупателем права собственности накупленную вещь. Поскольку это право он получал от продавца, то решающим в данном случае было слово последнего. А оно тоже могло выражаться по-разному. Чаще всего продавец делал покупателю следующее короткое заявление о проданной вещи Она теперь твоя. И эта фраза включалась в письменный текст договора. Но бывало итак, что продавец произносил, обращаясь к покупателю, более длинную и содержательную фразу — например, такую Ни один человек в мире — это касается и моих отца, матери, братьев, сестер, сыновей, дочерей и равным образом меня самогоне может больше считать эту вещь своей собственностью, кроме тебя. Эти слова обеспечивали покупателя от исков об истребовании приобретенной им вещи со стороны родственников продавца. Но для полной гарантии сохранения покупателем права собственности накупленную вещь одних слов было недостаточно. Договор купли-продажи снабжался поэтому дополнительными статьями, которые призваны были подкрепить гарантии продавца и защитить покупателя от возможных притязаний на вещь со сто См Menu B. Les Actes de Vente en Egypte Ancienne, Particulièrement Sous les rois Kouchites et Saïtes. P. 169. 2 В приложении к своей статье об актах продажи в Древнем Египте Берна- детт Меню приводит различные варианты обоих формул с указанием источников, в которых они встречаются. См Ibid. P. 173–178. Глава десятая. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Египте роны продавца, его родственников и каких бы тони было третьих лиц — в том числе сановников и самого фараона. Дополнительные статьи могли содержать в качестве гарантий соблюдения договора как со стороны продавца, таки со стороны покупателя) Простое обещание не нарушать договор. В текст договора могла, например, быть включена следующая фраза Никто в мире не услышит от меня ни одного слова, оспаривающего то, что я говорил тебе по предмету нашего соглашения 2) Обещание не нарушать договор, подкрепленное клятвой. Такое обещание могло выражаться следующей формулой Воистину живущий Аммон, воистину живущий фараон (имя фараона Я никогда не назову ложным какое-либо слово, изложенное здесь. Я никогда не откажусь от какого-либо слова, изложенного здесь 3) Компенсацию за нарушение договора. Данная компенсация могла быть установлена статьей договора со следующей формулировкой Если я откажусь от договора, я тебе дам тогда (количество) дебен серебра» 3 Еще одной — и, пожалуй, более важной — гарантией соблюдения договора было участие в процедуре его заключения группы свидетелей. Эта гарантия стала применяться еще в эпоху Старого царства. Если договор был устным, то она имела устный характер. Нос появлением письменных договоров в них стали включаться слова свидетелей, подтверждавших договорные условия. Причем каждый свидетель воспроизводил в тексте договора рядом со своим именем все условия, которые подтверждал. В письменных договорах более позднего времени свидетели удостоверя- 1 Подобная фраза приводится в текстах договоров, изложенных на папирусах, датируемых от 675 до 491 гг. до н.э. См. их список в приложении к статье Подобная формула встречается в целом ряде папирусов, датируемых в период с 688 по 592 гг. до н.э. Их список приводится в приложении к вышеуказанной статье Бернадетта Меню. См Ibidem. 3 Подобная статья присутствует в начертанном на ватиканском папирусе договоре купли-продажи, который относится кг. до н.э. См Ibidem. 459 § 4. Правовое регулирование договорных отношений ли его условия лишь своим именем да указанием имен своих ро- дителей. Очевидно, что у покупателя, который приобретал чужую вещь в свою собственность, было больше оснований опасаться нарушения договора, чему продавца, менявшего эту вещь на серебро. В связи с этим в Древнем Египте существовала практика, по которой текст договора отдавался на хранение покупателю. Однако чаще всего в качестве хранителей письменных договоров выступали третьи лица. Наконец, надежной гарантией соблюдения договора считалось посредничество храма при его заключении. Храмы могли давать гарантию защиты прав сторон договора не только против обыкновенных третьих лиц, но даже против самого фараона. В эпоху правления Птолемеев в Египте получили распространение договоры о покупке будущих вещей — например, зерна нового урожая. При заключении таких соглашений покупатель платил деньги заодно обещание продавца предоставить ему в будущем оговоренное в контракте количество зерна. В ряде случаев подобные договоры являлись формой соглашения о предоставлении займа. Чтобы иметь надежные гарантии возврата денег, кредитор предоставлял заем под обязательство должника отдать долг зерном в случае невозможности выплатить его деньгами. Наем Договор купли-продажи являлся с древнейших времен, безусловно, самым распространенным видом договора в Египте. Вместе стем в надписях эпохи Старого царства встречаются сообщения о договорах других видов — например, о найме услуги найме работы. Я работник некрополя, который работает заплату говорится водной из них. Я поручил изготовить статую скульптору, который был доволен платой, — сообщает другая. Некоторые сведения о работе по найму в эпоху Среднего царства можно почерпнуть водном из писем Хеканахта сво- 1 Цит. по Helck W. Wirtschaft sgeschichte des Alten Ägypten im 3. und 2. Jahrtausend vor Chr. Leiden-Köln, 1975. S. 117. 2 Цит. по Ibidem. Глава десятая. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Египте им домочадцам. Практика работы на основании соглашений о найме, безусловно, существовала в указанные эпохи, но ни одного текста договора такого рода до нас от них не дошло, что дает основание для вывода о том, что во времена Старого и Среднего царств условия найма оформлялись, как правило, устным образом. Большинство древнеегипетских документов, в которых идет речь о договорах найма работников, относится ко времени Нового царства. Иератический папирус из Берлинского музея, опубликованный в 1906 году Элэном Гардинером, зафиксировал несколько сообщений о найме рабынь вправление Аменхотепа III и два текста договора, закрепивших на письме его условия. Из них видно, что договор такого рода заключался при свидетелях, стороны произносили клятву в том, что будут соблюдать его. При выработке соглашения особо подробно оговаривались размер и способы оплаты работы по найму. Водном из случаев наймодатель взял на себя обязательство возместить нанимателю каждый день, в который рабыня не сможет работать из-за жаркой по годы. Содержание договоров о найме рабынь показывает, что предметом соглашений былине сами рабыни, а дни их работы на нанимателей. Причем в текстах договоров отсутствовали какие-либо указания на виды работ, для выполнения которых они нанимались. Наем рабынь представлялся в качестве их покупки нанимателем. Так, водном из контрактов говорилось «33 год, первый месяц наводнения, 5 день, вправление его величества царя Аменхотепа III, живущего всегда и вечно. В этот день была пастухом Месуа сделана покупка у жительницы города Пихи (?) и ее сына жреца Мени (?) 17 дней (работы) рабыни Харит (Hryt) и 4 дней рабыни Хануит (Hnwt). За это им была дана следующая цена украшение джаит стоимостью 6 рингов, украшение ти стоимостью 4 ринга, 1 бык стоимостью 8 рингов, 8 коз стимостью 4 (?) ринга и (еще какие-то вещи) стоимостью 15 рингов Baer K. An Eleventh Dynasty Farmer’s Letters to His Family // Journal of the American Oriental Society. 1963. Vol. 83. № 1. (Jan.–Mar.). P. 2–9. 2 В переводе Э. Гардинера — «rings». 461 § 4. Правовое регулирование договорных отношений После этого они сказали Как Аммон существует, таки царь существует Если дни будут жаркими, то будет дана компенсация, день задень, поскольку я сполна уплатил стоимость этого”. Она произнесла эту клятву перед советом из судей Перусера. Вот их список. Далее перечислялись имена пяти жрецов. В самом конце контракта назывались имена жителей поселения, выступивших в качестве свидетелей при его заключении 1 Комментируя тексты сообщений и контрактов о найме рабынь, Элэн Гардинер заметил Из шести сделок, записанных здесь, пять были заключены о найме рабов сих собственниками на небольшое число зафиксированных дней. Первое, что заслуживает внимания, — это то, что это очень хорошее и точное свидетельство широкого распространения рабства вправление династии. Ни один из контрактов такого рода не только неизвестен до этой даты, но до времени Тахарки 2 еще и не обнаружен. Однако нельзя не отметить, что плата за наем рабынь была, как показывает вышеприведенный текст договора, довольно высокой. Предметом договора найма могли быть и животные. Наем животных, особенно ослов, был всеобщим, — отмечает Ричард Яс- нов. Очевидно, что при заключении договоров такого рода должны были специально оговариваться условия содержания животных нанимателем, его обращение сними. Но как было на самом деле, трудно сказать большинство договоров о найме животных заключалось в устной форме. Не менее важной частью подобных договоров были и гарантии возврата животных хозяину в надлежащем состоянии ив срок. Из документов, в которых нашли отражение в той или иной мере случаи передачи животных внаем, видно, что собственники животных стремились заручиться при 1 Four papyri of the 18th Dynasty from Kahun. By Alan IL Gardiner // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Alterthumskunde. Mit Unterstützung der deutschen morgenlandischen Gesellschaft / Herausgegeben von A. Erman und G. Steindorff . Bd. 43. Leipzig, 1906. S. 36. 2 Тахарка (Тирхака) — фараон XXV (кушитской) династии, правивший в Египте примерно с 690 дог. до н.э. 3 Ibid. P. 43. 4 Jasnow R. Egypt. New Kingdom // A History of Near Eastern Law // Edited by Raymond Westbrook. Leiden, Boston, 2003. Vol. 1. P. 340. Глава десятая. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Египте этом гарантиями, которые могли бы защитить четвероногих работников от притязаний третьих лиц. Такой гарантией выступала иногда клятва нанимателя не допустить нарушения интересов наймодателя. Договор займа Договор займа, также как обмен, купля-продажа и наем, принадлежит к древнейшим видам договоров. Он существовал в Египте уже в самые ранние эпохи его истории. Однако первые письменные контракты, составленные для юридического оформления условий займа, относятся только к эпохе Нового царства. От предшествовавших же ей времен сохранились некоторые надписи, которые содержат всего лишь сообщения о сделках такого рода 1 Так, в произведении, известном под названием Предостережение египетского мудреца и датируемом 2002 годом до н.э., говорилось следующее Смотри, тот, кто не имел зерна, теперь обладатель зернохранилища тот, кто добивался, чтобы ему дали в долг зерно, теперь сам дает в долг» 2 Первоначальная письменная форма контракта займа была довольно простой. Она была призвана зафиксировать самые главные условия этого соглашения, а именно количество передаваемых в долг денег или зерна, срок возвращения взятого взаймы с указанием его количества, которое всегда было больше взятого, причем намного. В качестве гарантии исполнения обязательств подолгу применялась клятва. Образец такого контракта дает иератическая запись на остра- коне, обнаруженная в местности Дейр-эль-Медина. Начинается она с обозначения даты совершения сделки. Затем называются имена лицее заключивших. Далее приводятся следующие слова должника Как существует Аммон, как существует правитель Если я не верну эти 1½ шат Пауадж… (имя кредитора со стерты Jasnow R. Pre-demotic Pharaonic Sources // Security for debt in ancient Near Eastern law / Edited by Raymond Westbrook and Richard Jasnow. Leiden, Boston, Köln, 2001. P. 35–37. 2 Цит. по Faulkner R. O. Th e Admonitions of an Egyptian Sage // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1965. Vol. 51. P. 59. 463 § 4. Правовое регулирование договорных отношений ми последними знаками в нем) до истечения месяца, я буду должен ему вдвойне» 1 Должник мог дать клятву не только в том, что возвратит долг вовремя, а в случае просрочки отдаст его в двойном размере. Он мог объявить своей клятвой, что в случае нарушения обязательств по возврату долга готов нести наказание, например, в виде ста ударов палкой. Помимо клятвы гарантией соблюдения договора займа были свидетели. Их имена обыкновенно перечислялись в тексте контракта. В качестве дополнительной гарантии могли быть использованы третьи лица, пользовавшиеся авторитетом в местности, в которой проживал должник. От эпохи Нового царства сохранилось немало записей судебных процессов, возбужденных поискам кредиторов к должникам о возврате долга. Из них видно, что ответственность зане- исполнение обязательств по договору займа была имущественной, однако в случаях, когда должник не признавался в том, что брал в долги не желал возвращать его, несмотря на представленные суду кредитором убедительные доказательства существования такого долга, то ему могло быть назначено наказание палками. Например, водном деле, которое рассматривалось в период правления XIX династии, должник по имени Хаэмдуа был приговорен судом к ста ударам палкой зато, что не признавался в долге, а когда признался, то еще и выплатил долг — вещами из своего имущества 2 Один из иератических папирусов из Берлинского музея, датируемый временем правления XXII династии, зафиксировал следующий текст договора займа Год 13, й месяц шему, день 11. Пе- дихонсу, сын Джедхонсуифанха, сказал жрецу Аммона, начальнику сокровищницы фараона Анхефенхонсу, сыну Натаифнахта: Ты ссужаешь мне 5 дебен серебра из сокровищницы (бога) Херше- фи я верну тебе их 10 (в) 14 году, первого месяца шему, дня гоне споря с тобой ни одним словом. Ниже этой записи было по Долговые документы // Лурье ИМ. Очерки древнеегипетского права XVI– X веков. Памятники и исследования. Л, 1960. С. 195. 2 См Черновая запись судебного протокола о возврате имущества // Там же. С. 195–196. Глава десятая. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Египте мечено, что она учинена писцом Горсаиси, аза пометкой шел перечень имен шести свидетелей этой сделки 1 Слова должника не споря с тобой ни одним словом представляют собой формулу. На эту мысль наводит присутствие точно такой же фразы ив других текстах контракта о займе. Это указывает на то, что с Х века письменная форма для договора такого рода стала в некоторых своих частях типовой. Приведенный контракт позволил Ричарду Яснову сделать вывод о том, что Ясно сформулированные долговые документы впервые появились в Египте вовремя первого тысячелетия до н.э.]» 2 Следует отметить, что в Месопотамии такие контракты появились на тысячу лет раньше. А во времена Законов Хаммура- пи, то есть в XVIII столетии до н.э., здесь существовало довольно большое количество различных типов письменных договоров займа. В качестве предмета договорных отношений у жителей Вавилона и других стран Междуречья преобладал заем денег, тогда как египтяне чаще брали в долг не деньги, а зерно или другие про- дукты. Явным признаком слабого развития в Древнем Египте правового регулирования кредитования является высокий процент за пользованием кредитом. Вышеприведенный контракт показывает, что он доходил до ста процентов годовых. Между тем в Месопотамии он был на уровне Основной причиной такого положения было отсутствие в Древнем Египте самостоятельного сословия торговцев. Оно не появилось здесь ив первом тысячелетии до н.э. Поэтому древнеегипетский договор займа таки не принял развитых правовых форм. Реформа долговых отношений, произведенная фараоном Бок- хорисом, носила, кажется, весьма ограниченный характер. Об 1 Долговое обязательство // Лурье ИМ. Очерки древнеегипетского права XVI–X веков. Памятники и исследования. Л, 1960. С. 199. Полный текст этого контракта см. в статье Jasnow R. Pre-demotic Pharaonic Sources. С. 39. 2 Jasnow R. Pre-demotic Pharaonic Sources. С. 39. 3 См. об этом Westbrook R. Mesopotamia. Old Babilonian Period // A History of Near Eastern Law // Edited by Raymond Westbrook. Leiden, Boston, 2003. Vol 1. P. 403–404. 465 § 4. Правовое регулирование договорных отношений этом можно судить потому, что сообщает о ней Диодор Сицилий- ский. Согласно его рассказу, Бокхорис издал законы о сделках частных лиц. Они предписали, например, что взявший взаймы серебро (деньги) без письменного контракта освобождался от выплаты долга, если подтверждал клятвой, что ничего не должен ибо египтяне прежде всего уважали и опасались клятв. Кроме того, было очевидно, что тот, кто часто прибегал к клятве, заканчивал утратой всякого доверия к себе и чтобы не лишать себя этого преимущества, все в мире заинтересованы не злоупотреблять клятвой. Далее, законодатель полагал, что, имея основанием всего доверия чувство достоинства, все люди будут честными в своих нравах, дабы не быть опороченными в качестве недостойных доверия. Наконец, он рассудил, что несправедливо отказывать в доверии клятве в коммерческих сделках, в то время когда согласие на кредит дают, не требуя клятвы (Diodor. I, Кроме того, Бокхорис, по сообщению Диодора, установил, чтобы кредиторы, которые требуют уплаты долга, могли обращать взыскание только на имущество должника, и не позволял нив коем случае порабощать его тело. Ибо законодатель предусмотрел, что как вещи принадлежат тому, кто их приобрел или своим трудом, или посредством трансмиссии, или путем дарения таки личность гражданина принадлежит государству, которое в любой момент может призвать его на свою службу как вовремя войны, таки вовремя мира. И действительно, было бы абсурдным позволять кредитору уводить воина в момент сражения за родину, чтобы спасение всех зависело от жадности отдельных лиц. И, кажется, Солон также привез этот закон в Афины, где ему было дано название сисахфии, ион освободил всех граждан от долгов, по которым договоры заключались под условием ограничения или утраты индивидуальной свободы» 2 Предписания Бокхориса если и действовали в Египте, то лишь до прихода персов. В условиях персидского владычества были приняты меры по усилению ответственности должников зане- отдачу долга. Очевидно, что в данном случае персов больше все Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. P. 89. 2 Ibid. P. 89–90. Глава десятая. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Египте го заботила выплата долгов по налогам. В частности, кредитору было разрешено при неуплате долга забирать у должника детей на срок, пока они не отработают сумму долга. Вместе стем было установлено также правило, по которому контракт о займе должен был храниться у кредитора. Данное правило проистекало из утвердившегося в это время взгляда на этот документ как на письменное требование кредитора, обращенное к должнику. Новым в правовом регулировании долговых отношений в данный период было разделение суммы долга на основную и на процент подолгу. Прежде эти суммы египтянами не разделялись. Должник, например, клялся возвратить кредитору сумму, в которой воедино были слиты размер долга и процент за пользование кредитом. Один из хранящихся ныне в Берлинском музее папирусов содержит демотическую запись договора займа, которая датируется 498 годом до н.э. В ней зафиксировано, что в случае невыполнения должником договорных условий кредитор предъявит к должнику требование отдать ему Зерно, землю, раба, рабыню, корову, осла, серебро, медь, одежду, масло и все в этом мире, что принадлежит должнику. Ион возьмет их в счет долга до тех пор, пока он не возвратит ему его деньги вместе с установленным выше накопившимся процентом» 1 Дополнительным способом обеспечения возврата долга была возможность для кредитора увести к себе в дом жену и детей должника. Эта варварская мера уживалась в древнеегипетском праве вместе с другими, вполне цивилизованными способами обеспечения долговых обязательств, предполагавшими, например, передачу третьим лицам прав на имущество должника, стем чтобы в случае неуплаты им долга эти лица передавали эти права кредитору. Указанный варварский способ обеспечения исполнения долговых обязательств продолжал применяться в Египте ив первые десятилетия правления династии Птолемеев. И повод для его использования давали сами цари этой династии, введя в практику 1 Цит. по Manning J. Demotic Papyri (664–30 BCE) // Security for debt in ancient Near Eastern law / Edited by Raymond Westbrook and Richard Jasnow. Leiden, Boston, Köln, 2001. P. 322. 467 § 4. Правовое регулирование договорных отношений налоговой политики аресты свободных и не совершивших никаких преступлений людей за долги по налоговым выплатам. Только в 118 году до н.э. диаграммата Эвергета II, его сестры Клеопатры и жены Клеопатры III освободила всех должников по рентным выплатам за аренду и по денежными зерновым налогам от арестов 1 Среди папирусов собрания Зенона сохранилось датируемое 245 годом до н.э. письмо жителя Филадельфии Антипатора в адрес Птолемея III Эвергета I с жалобой на кредитора по имени Никон. Оно показывает, как в действительности обстояло дело с регулированием отношений между должниками и кредиторами в Птоле- меевском Египте. Жена Антипатора Симона взяла в долгу Никона 70 драхм под 6% ежемесячных выплат от долговой суммы. Спустя некоторое время кредитор обманом заманил Симону и ее сына к себе в дом. Поместив их в охраняемое помещение, он объявил, что будет держать их здесь в качестве обеспечения выплаты долга. Си- мона каким-то образом сбежала и возвратилась к мужу. Узнав от нее о происходящем, Антипатор потребовал от Никона освободить сына, но тот ответил, что сделает это лишь после того, как получит свой долг с процентами. В данном случае Никон нарушил одновременно несколько правовых норм. Во-первых, он не имел права самолично арестовывать и задерживать кого-либо в качестве обеспечения исполнения частноправового договора. Это мог сделать по его заявлению лишь чиновник, занимавший должность практора (practor). Во-вторых, царской диаграмматой, изданной вили году до н.э., — во всяком случае, до заключения Симоной с Никоном договора займа, предполагавшего ежемесячную выплату за кредит в размере 6%, — было установлено, что такие выплаты немо- гут превышать 2% в месяц 1 Select Papyri. In fi ve volumes. Vol. 2. Non-Literary Papyri Public Documents. With an English Translation by A. S. Hunt and C. C. Edgar. London, 1963. P. 61. 2 Petition in a Case of Usury and Illegal Detention // Zenon Papyri Business Papers of the Th ird Century B.C. dealing with Palestine and Egypt / Edited with introductions and Notes by W. L. Westermann, K. W. Keyes and H. Liebesny. Vol. 2. New York, 1940. P. 80. Глава десятая. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Египте Антипатор обратился к Птолемею со следующей просьбой Прошу вас поэтому, о царь, послать мою жалобу хрематисту и, если я докажу, что доводы, изложенные в жалобе, соответствуют истине, я прошу, чтобы Никон мог подвергнуться надлежащему наказанию, как по вопросу о проценте, в котором он противоречит закону, таки потому, что своей собственной властью поместил в заключение и держит (мальчика, свободного человека и я прошу, чтобы мальчик был возвращен мне для того, чтобы я, обратившись к вам за помощью, о царь, мог встретиться со справедливостью 1 Petition in a Case of Usury and Illegal Detention // Zenon Papyri Business Papers of the Th ird Century B.C. dealing with Palestine and Egypt / Edited with introductions and Notes by W. L. Westermann, K. W. Keyes and H. Liebesny. Vol. 2. New York, 1940. P. 86. 469 ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ |