Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего
Скачать 2.27 Mb.
|
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ПРАВОПОРЯДКА 1. Трудности изучения древнеегипетского права Изучение права любой древневосточной страны является чрезвычайно трудным делом для современного исследователя, в особенности если он — человек европейского образования. Понятийный аппарат юриспруденции, юридическая терминология, стиль правового мышления, способы правотворчества, формы выражения правовых норм — все эти элементы правовой культуры развивались на Древнем Востоке по особым закономерностям, которые существенно отличались от закономерностей эволюции правовой культуры в Европе. При этом право каждого древневос- точного государства обладало своеобразными чертами, делавшими его непохожим направо других стран Древнего Востока. Право Древнего Египта отличалось от других вариантов древ- невосточного права в первую очередь тем, что поступательно развивалось в течение трех или даже более тысячелетий. Ни одно древнее право не имело такой длительной и непрерывной истории, как право Древнего Египта. Казалось бы, о нем должно было сохраниться и больше сведений, чем оправе какого-либо другого древневосточного государства. Однако действительная картина получилась прямо противоположной документальных материалов, отражающих в той или иной мере правовую жизнь древнеегипетского общества на протяжении его развития со времен Раннего царства и до периода правления Птолемеевской династии, сохранилось настолько мало, что некоторые историки высказы- 1 В Оксфордской международной энциклопедии юридической истории данная картина характеризуется следующими словами В Египте лишь тонкая 369 § 1. Трудности изучения древнеегипетского права вают предположение об отсутствии в Древнем Египте вплоть до III века до н.э. зрелой правовой культуры. Ученые, изучающие право, действовавшее на территории Месопотамии, имеют в своем распоряжении несколько юридических сборников ив частности, такой свод правовых норм, как Законы Хаммурапи». Материала этих сборников недостаточно для того, чтобы составить сколько-нибудь полное представление оправе, действовавшем в тех странах, где они были созданы, но его вполне хватает для обоснованных выводов о сущности основных правовых институтов и о характере правового мышления. К тому же месопотамские юридические сборники дополняются громадным количеством правовых текстов, начертанных на глиняных дощечках. По словам английского ученого, специалиста по истории древнего ближневосточного права Раймонда Уэстбрука, были выкопаны десятки тысяч правовых документов и еще больше обнаруживается каждый год. Они распределяются неравномерно повремени, концентрируясь, главным образом, в двух периодах старовавилонском (с девятнадцатого по шестнадцатый век до н.э.) ив нововавилонско-персидском (от шестого до четвертого столетия)» 1 Исследователи, обращающиеся к изучению права Древнего Египта, оказываются в значительно худшем положении до сих пор не обнаружено ни одного свода действовавших в этой стране правовых норм. Более того, в дошедших до нас древнеегипетских правовых материалах времен Старого, Среднего и Нового царств нет ни ссылок на такой сводни других каких-либо признаков, которые бы указывали на его существование в эти эпохи. Мало сохранилось от первых эпох истории древнеегипетского государства текстов отдельных законов. струйка юридических источников сохранилась от времен до четвертого столетия до н.э.), когда начали появляться в увеличивающемся количестве демотические документы (Westbrook R. Ancient Near Eastern Law // Th e Oxford International Encyclopedia of Legal History / Editor in Chief Stanley N. Katz. Vol. 1. Oxford, 2009. P. 167). 1 Westbrook R. Th e Character of Ancient Near Eastern Law // A History of Near Eastern Law // Edited by Raymond Westbrook. Leiden, Boston, 2003. P. 5. Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка 2. Законодательная деятельность древнеегипетских царей Самым ранним актом древнеегипетского законодательства принято считать пока указ Шепсескафа, последнего царя IV династии, правившего где-то на рубеже XXVI и XXV веков до н.э. или немногим позднее. Сохранились только фрагменты его текста, из которых можно понять, что указ был посвящен достройке пирамиды Менкауры, отца и предшественника Шепсескафа натроне. Он начинался с названия титула и имени царя и обозначения времени его принятия. Хор Шепсескаф, год после первого случая подсчета скота и скотоводов, который был осуществлен в присутствии самого царя. Царь Верхнего и Нижнего Египта Шепсескаф». Далее шел основной текст указа Для царя Верхнего и Нижнего Египта [Мекауры] он воздвиг монумент (в форме) жертвоприношения пекхер… в пирамиде Менкаура… Что касается жертвоприношения пекхер, принесенного для царя Верхнего и Нижнего Египта [Менкауры]… жреческая обязанность исполнена относительно его навсегда. Далее в тексте указа говорилось о запрете жрецам что-то делать, но что конкретно — из сохранившихся обрывков фраз понять трудно 2 Из сохранившихся же почтив полном объеме указов древнеегипетских царей самым ранним является, по всей видимости, указ Нефериркары, монарха пятой династии, который правил приблизительно в ее годы XXV века до н.э. Он был адресован надзирателю над жрецами по имени Хэмуэру. Царь приказывал ему Яне уполномочиваю какого-либо человека) забирать какого-нибудь жреца, находящегося в твоем номе, для принудительного труда или какой-либо (другой) работы в номе, за исключением исполнения культовых ритуалов для его бога в храме, где они обыкновенно исполняются, и для поддержания храмов, в которых они исполняются Они находятся в настоящее время в египетском музее гор. Каира Decree of Shepseskaf from the Pyramid Temple of Menkaure at Giza // Strudwick N. C. Texts from Pyramid Age / Edited by Ronald J. Leprohon. Atlanta, 2005. P. 97–98. 371 § 2. Законодательная деятельность древнеегипетских царей) набирать бригаду работников для какой-либо работы на храмовом полена котором кто-нибудь из жрецов исполняет свой жреческий долг) забирать какого-либо подневольного человека, работающего на каком-нибудь храмовом полена котором кто- нибудь из жрецов исполняет свой жреческий долг, для выполнения принудительной работы или какой-нибудь работы в номе. Они (все) освобождаются на все время указом царя Верхнего и Нижнего Египта Нефериркары; тыне должен иметь какого- либо законного требования к ним относительно какой-либо обязанности. Что касается какого-либо человека из нома, кто заберет какого-либо жреца, находящегося на земле храма и исполняющего жреческую службу в этом номе (что касается) подневольного человека, находящегося на каком-либо храмовом поле тебе следует послать его в Великий Дом для принудительного труда или какой-либо работы в номе и пусть его заставят работать в каменоломне и жать ячмень и пшеницу. (А что касается) какого-либо знатного человека, царского знакомого или персоны, имеющей отношение к реверсивным жертвоприношениям, кто будет поступать в противоречии с этим указом его величества, который был зарегистрирован в Большом Доме, (его) дом, земля, люди и все, чем он владеет, следует отобрать у него, а его привлечь к принудительному труду. В конце приведенного указа было помечено, что он скреплен печатью в присутствии самого царя во второй месяц сезона шему 3 , в одиннадцатый день 1 Досл.: божьем поле То есть в царский дворец Шему (отсутствие, низкая вода) — сезон сбора урожая в Древнем Египте он приходился на нашу весну и первый месяц лета, те. март, апрель, май, июнь. Ему предшествовал сезон «перет» (появление суши) — ноябрь, декабрь, январь, февраль. Третий сезон египтяне называли словом, звучавшим примерно как эк- хет» (половодье. Он охватывал наши месяцы июль, август, сентябрь, октябрь. 4 Decree of Neferirkare from Abydos // Strudwick N. C. Texts from Pyramid Age / Edited by Ronald J. Leprohon. Atlanta, 2005. P. 98–101. На стр. 100 этого сборника древнеегипетских документов приводится оригинальный, иероглифический, текст Указа Нефериркары. Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка Самым большим по объему царским указом являлся, пожалуй, указ шестой династии Пепи I, правившего приблизительно в 2335–2285 годах до н.э. Он был адресован к целому ряду сановников, среди которых находились надзиратель за царскими писцами, тжати, надзиратель за работами, надзиратель за исполнением божественных жертвоприношений, надзиратель за реверсион- ными жертвоприношениями, инспектор над чужеземцами и др. Текст указа освобождал два поселения работников и мастеровых, занятых на постройке пирамид, от привлечения на работы в царский дворец, от налогов в пользу резиденции царя, устанавливал другие привилегии для них, а также для проживавших в этих поселениях женщин и детей 1 Сохранилось целая серия указов царя шестой династии Пепи II 2 . Они были посвящены большей частью освобождению храмов и поселений строителей пирамид от тех или иных повин- ностей. От времен правления последней династии Старого царства сохранились также указы о пожертвованиях царями храмам какого-либо имущества, о пожаловании ими своим сановникам земельных участков, о назначениях на должности тех или иных лиц, но больше всего дошло царских указов, освобождавших храмы от налогов и обязанности выделения работников для государственных работ 3. Диодор Сицилийский о древнеегипетских царях-законодателях Диодор Сицилийский назвал в своей Исторической библиотеке шесть египетских царей-законодателей, которые установили, говоря его словами, законы необыкновенные и выдающие См Decree of Pepy I from Dahshur // Strudwick N. C. Texts from Pyramid Age / Edited by Ronald J. Leprohon. Atlanta, 2005. P. 103–105. 2 См Decree of Pepy II from Abydos // Ibid. P. 106; Decree of Pepy II from the Valley Temple of Menkaure at Giza // Ibid. P. 106–107; Decree of Pepy II from Koptos (Koptos B) // Ibid. P. 107–109; Decree of Pepy II from Koptos (Koptos C) // Ibid. P. 109– 111; Decree of Pepy II from Koptos (Koptos D) // Ibid. P. 112–113; Decree of Pepy II (?) from Koptos (Koptos G) // Ibid. P. 114–115; Decree of Pepy II from Dakhla Oasis // Ibid. P. 115. 373 § 3. Диодор Сицилийский о древнеегипетских царях-законодателях ся». Начал историограф с царя, который в летописной традиции египтян считался основателем единого государства. После того, как было создано древнее установление, в соответствии с традицией, под управлением богов и героев, первым, кто обязал людей служить писаным законам, был Мневес (Менес), человек замечательный величием души и достойный сравнения со своими предшественниками (Diodor. I. 94). Современный египтолог Дэ- вид Лортон относится к этому сообщению древнегреческого историографа как к вполне достоверному историческому факту. По его словам, первые древнеегипетские цари должны были озаботиться согласованием законов малых вождей Верхнего Египта и юридической системы Нижнего Египта в период объединения. Далее, быстрое развитие экономики, которое должно было последовать после объединения, и осушение болот, прилегающих к Нилу, посредством широкомасштабных ирригационных работ, без сомнения, увеличивало количество юридических проблем, возникавших из обычного течения дел. В случае, когда общество владело письменностью, вполне можно было бы ожидать, что эти факторы вызовут к жизни уже в ранние времена писаный кодекс законов» 2 Вторым законодателем Египта был, согласно Диодору, «Саси- хес (Sasychès) 3 , человек выдающегося ума. К уже установленным законам он добавил другие и взялся регулировать в особенности культ богов. Он способствовал изобретению геометрии и изучению египтянами теории наблюдения за звездами.Третьим являлся Сесоосис (Sesoosis) 4 , который прославился не только своими великими деяниями, но и тем, что ввел в класс воинов военное законодательство, регулировавшее все, что касалось войны и армии. Четвертым был Бокхорис 5 , царь мудрый и искусный (египтяне) обязаны ему законами, относящимися к монархии, а также 1 Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Traduction Nouvelle avec une preface, des notes et un index par Ferd. Hoefer. Tome 1. Paris, 1846. P. 105. 2 Lorton D. Th e Treatment of Criminals in Ancient Egypt. P. 4–5. 3 Трудно сказать, какого древнеегипетского царя имел ввиду Диодор под именем Сасихеса. 4 По всей видимости, под этим именем Диодор подразумевал одного из царей, носивших имя Сенусерта. 5 Второй и последний фараон XXIV (ливийской) династии, правивший после семилетнего, примерно, правления своего отца фараона Тефнахта, приблизи- Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка точными правилами, относящимися к договорами соглашениям. Он оказался настолько мудрым в судебных решениях, вынесенных им, что память о многих его приговорах сохранилась до сих пор. Но сообщают, что он был слаб телом и очень жаден до серебра. После Бокхориса законами занимался еще и Амасис 1 . Он издал указы об управлении провинциями и об администрации внутри страны (Diodor. I. В качестве шестого египетского фараона-законодателя Дио- дор Сицилийский назвал персидского царя Дария I, отца Ксерк- са. Имея своим предшественником ужасного поведением Камби- са, который осквернил храмы Египта, он позаботился о том, чтобы показать благожелательность и уважение к религии. Он часто встречался с египетскими жрецами и получал от них наставления в теологии и знания по истории, записанные в священных анналах. Узнав, таким образом, о величии царей Египта и их человечном отношении к своим подданным, он построил свою жизнь в соответствии с этой моделью и внушил своим поведением поклонение со стороны египтян и стал единственным царем, получившим при жизни имя бога а после его смерти они оказывали ему такие же почести, которые имели по обычаю древние цари Египта» 3 О законодательной деятельности царя Дария I известно, в частности, что примерно в 519 году до н.э. он послал своему сатрапу в Египет письмо, в котором приказал ему собрать умных людей из среды жрецов, воинов и писцов и поручить им свести воедино на письме все старинные египетские законы, принятые до го года правления фараона Амасиса, падающего на 526 год до н.э. 4 Сохранились свидетельства о том, что такая комиссия из тельно в 723–717 гг. до н.э. Бокхорис — греческое имя данного фараона, египетским его именем было Бакенренеф. 1 Имеется ввиду фараон XXVI (саисской) династии Амасис II (Яхмос II — на древнеегипетском языке, правивший Египтом приблизительно с 570 дог. до н.э. 2 Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Tome 1. P. 106. 3 Ibid. P. 107. 4 Письмо Дария I с поручением организовать составление свода египетских законов сохранилось лишь в отдельных фрагментах оно было записано на обратной стороне папируса с текстом так называемой Демотической хрони- 375 § 3. Диодор Сицилийский о древнеегипетских царях-законодателях египтян, знавших местные обычаи и законы страны, действительно была созвана и работала в течение шестнадцати лет. Она якобы создала два варианта свода законов один — на демотике, другой — на арамейском языке. Собранные законы были разделены натри группы 1) законы, относящиеся к публичному праву) законы относительно храмов и 3) законы, регулирующие поведение частных лиц 2 Очевидно, что замысел персидского царя заключался в данном случае не в составлении единого свода законов для Египта, нов записи и систематизации действующих правовых установлений, без знания которых было невозможно эффективно управлять этой страной. Поручение же данной работы комиссии из местных жителей показывает, что Дарий хотел собрать воедино не столько законы, сколько обычаи Древнего Египта. Любопытно, что Диодор не назвал в списке египетских законодателей ни одного фараона династии Птолемеев. Причина этого умолчания вполне объяснима греческий историограф не считал Птолемеевскую монархию египетской. Свой обзор деятельности царей-законодателей Египта он завершил словами Вот люди, которым обязаны эти законы, вызывающие восхищение у всех других народов. Некоторые из этих институтов, являвшиеся в момент их принятия прекрасными, были отменены позднее, в эпоху, когда македонцы завладели Египтом и положили конец древней монархии» 3 ки». Данный папирус находится в настоящее время в Национальной библиотеке в Париже и известен среди египтологов как Папирус № 215». Персидский царь писал своему египетскому сатрапу Пусть они приведут ко мне умных людей из воинов, жрецов и писцов Египта, служивших в храмах, и пусть они запишут прежние законы Египта, действовавшие до сорок четвертого года правления фараона Амасиса… Пусть они принесут сюда законы, относящиеся к фараону, храму и населению (цит. по Olmstead A. T. Darius as Lawgiver // Th e American Journal of Semitic Languages and Literatures. 1935. Vol. 51. № 4 (Jul.). P. 247). 1 Арамейский язык играл в то время роль лингва-франка (свободного языка) на большей части территории Ближнего Востока. Он являлся имперским языком Персидской державы См. об этом Briant P. From Cyrus to Alexander. A History of the Persian Em- pire. Winona Lake, 2002. P. 474. 3 Bibliothèque Historique de Diodore de Sicile. Tome 1. P. 107. Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка 4. Особенности правовой культуры Древнего Египта. Богиня Маат и понятие «маат» Соблюдение законов считалось египтянами одним из признаков нормального состояния общества, пренебрежение же ими рассматривалось в качестве свидетельства переживаемой обществом катастрофы. Произведение человека по имени Ипусер, известное под названием Предостережения египетского мудреца, которое сохранилось по копии, сделанной в эпоху Нового царства, но было написано, по всей вероятности, в конце Старого царства или в переходный период от него к Среднему царству, рисовало картину полного разрушения порядка в египетском обществе. Воистину, — говорилось в его тексте, — свитки законов выброшены из судебной палаты (judgement-hall) 2 на улицу, люди ходят по ним в публичных местах. Бедняки ломают печати на них 1 Канадский ученый, специалист по древней истории Ближнего Востока Джон Ван Сетерс, проанализировав текст произведения Ипусера, признал, что его содержание, без сомнения, отражает очень беспокойный период в египетской истории, и сделал вывод о том, что оно не могло быть написано нив какое другое время, кроме как в конце правления XIII династии (Seters J. Van. A Date for the «Admonitions» in the Second Intermediate Period // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1964. Vol. 50. P. 13, 23). Ранее австрийский египтолог Вильгельм Чер- мак высказывал мнение о том, что Предостережения египетского мудреца относятся ко второму переходному периоду древнеегипетской истории, те. ковре- мени между концом эпохи Среднего царства и началом эпохи Нового царства. 721–738). 2 РО. Фолкнер перевел египетское слово, обозначавшее место, где находились указанные свитки, как совещательная палата (council-chamber)». См Faulkner R. O. Th e Admonitions of an Egyptian Sage // Th e Journal of Egyptian Ar- chaeology. 1965. Vol. 51. P. В заметках к рассматриваемому сочинению египетского мудреца, опубликованных в предыдущем томе Журнала египетской археологии, он высказал предположение, что в данном случае, вполне возможно, подразумевается архив, поскольку в следующих строках говорится о том, что решение дел в палате лишилось замкнутости или секретности. См Faulkner R. O. Notes on “Th e Admonitions of an Egyptian Sage” // Th e Journal of Egyptian Archaeo- logy. 1964. Vol. 50. P. 30. 3 Gardiner A. H. Th e admonitions of an Egyptian sage, from a hieratic papyrus in Leiden. Leipzig, 1909. P. 49. 377 § 4. Особенности правовой культуры Древнего Египта Такая ситуация была возможна в Древнем Египте лишь в условиях отсутствия верховной государственной власти и разрушения системы центрального государственного управления. В официальной религиозно-политической идеологии правопорядок в обществе считался неотъемлемой частью порядка во вселенной. Вселенский же порядок мыслился творением божественного духа разумности и справедливости. Его персональным воплощением египтяне признавали богиню Маат, которая выступала в облике красивой женщины с пером страуса на голове. Сохранившиеся документальные материалы не позволяют определить с точностью время появления Маат в пантеоне древнеегипетских божественных существ, нов эпоху Старого царства она уже считалась одной из самых почитаемых богинь. Одна из надписей в пирамиде Пепи I связывала ее с Осирисом, который представлялся ее господином, другая уподобляла ее солнцу. Этот Пепи, — говорилось в ней, — светит днем, этот Пепи не дает совершиться преступлению, этот Пепи заботится о [Маат] подобно солнцу. В Текстах пирамид Маат упоминалась стоявшей позади бога солнца Ра, а вначале правления XVIII династии эта богиня именовалась его дочерью. А поскольку фараон представлялся египтянам сыном Ра, то он рассматривался, следовательно, в качестве родного брата Маат. Заботу о ней официальная религиозно-политическая мифология объявляла одной из главных обязанностей фараона. Начиная с царя IV династии Снефру имя Маат включалось, как правило, в царскую титулатуру. Причем нередко оно называлось водном ряду с названиями души фараона Ка и его отца — бога Ра. В результате получался титул «Маат-Ка-Ра». Его носила, например, царица Хатшепсут, венчавшаяся на царство в храме богини Маат. Мужем Маат считался лунный бог Тот, который почитался как изобретатель божественных слови письменности, цифр и счета, а также как покровитель всех человеческих знаний. Связь богини Маат с богом Тотом была вполне закономерной у них было 1 «Осирис появился, — гласила эта надпись, — контролирующая власть стала ясной, господин Маат взошел на высоту в первый (лунный месяц) года (который есть) год господина (Th e Ancient Egyptian Pyramid Texts / Translated with an Introduction and notes by James P. Allen / Edited by Peter Der Manuelian. Atlanta, 2005. P. 183). Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка общее назначение — вносить упорядоченность в течение жизни. По словам Бернадетта Меню, в сфере правосудия Тот вел записи и исполнял функцию Маат, которая логически ему предшествовала, как в плане космическом, таки в плане метафизическом. Норма есть дело Маат, ее применение — дело Тота» 1 . В другом месте своей статьи французский египтолог уточняет «Маат — это понятие идеала права (добродетели и справедливости, основанное на фундаментальном различии между добром излом, противопоставляемое беспорядку, беззаконию, неправде. Это есть решающий критерий, естественное или универсальное право, которое обнаруживается в платоновских произведениях и близкое к философии права Тот есть архетип судьи, который применяет право, ссылаясь на маат, он магистрат Маат” и модель царя в судебной сфере» 2 С образом Маат была связана идея последнего суда. Согласно древнеегипетской мифологии именно эта богиня совершала главное судебное действие — взвешивала сердце умершего человека. А мерилом здесь служило ее перо. Если сердце оказывалось тяжелее ее пера, то это указывало на его отягощенность грехами. Высокое значение своеобразно отразилось в иероглифическом письме оно стало одним из символов богини Маат. Лежавший в основе вселенского порядка божественный дух разумности и справедливости имел не только персональное, но еще и понятийное воплощение. В этом качестве он обозначался на древнеегипетском языке тем же самым словом «маат», нов этом случае оно подразумевало не богиню в облике женщины с пером, а необыкновенно широкое по своему смыслу понятие. По мнению немецкого египтолога Яна Ассманна, специально изучавшего содержание «маат» как центрального понятия египетской мысли, оно непереводимо, его можно только описать и лучшим выражением его смысла является лозунг «Wahrheit, Gerichtigkeit, Weltordnung», «vérité, justice, ordre», «truth, justice, order» 3 . Заметим поэтому поводу, что если бы в действительно Menu B. Le tombeau de Pétosiris (2). Maât, Th ot et le droit // Bulletin De L’Institut Français D’Archéologie Orientale. Le Caire, 1995. P. 282. 2 Ibid. P. 285. 3 Assmann J. Ma’at. Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im alten Ägypten. München, 2006. S. 17. 379 § 4. Особенности правовой культуры Древнего Египта сти таки было, то это означало бы, что древнеегипетский термин «маат» вполне можно выразить исконно русским словом правда, подразумевающим истину, справедливость и соответствующий им порядок в обществе. Однако маат непросто истина, справедливость и порядок. Из древнеегипетских текстов следует, что маат есть некое качество любой жизни во вселенной. Ян Ассманн приводит в своей книге, посвященной этому понятию, образцы таких текстов. В послесловии к новому ее изданию, вышедшему в свет в 2006 году, он признает, что это космическое измерение маат в египтологии всегда виделось и поэтому слово “маат” переводилось не только как справедливость, но также как мировой порядок и истина. По его словам, из внутреннего смысла древнеегипетских текстов вытекает, что маат существует не для государства, не для того, чтобы царство возникло, было легитимизировано и положительно воспринималось, а наоборот государство существует для маат. Для того, чтобы маат претворилась в жизнь, царство должно опираться на богов» 3 Это означает, что официальная религиозно-политическая идеология Древнего Египта исходила из того, что действия государства должны соответствовать маат, а законы, издаваемые верховной государственной властью, выражать своим содержанием сущность маат, то есть божественный дух справедливости и разумности. О распространенности среди древних египтян такого воззрения свидетельствуют прежде всего надписи в захоронениях фараонов и сановников. Ты должен соблюдать законы Маат» 4 , — такая надпись была обнаружена археологами в захоронении Кен-Амуна, сановника периода правления династии. Его законы процветают как дар Маат Земле, — говорится в мемфисском коронационном тексте Харемхеба. Обнаруженная в Абидосе надпись с посвящением 1 См Assmann J. Ma’at. Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im alten Ägypten. S. 167–168. 2 Ibid. S. 290. 3 Ibidem. 4 Цит. по Lorton D. Th e King and the Law // Varia Aegyptiaca. 1986. Vol. 2. P. 57. 5 Ibidem. Глава восьмая. Основные черты древнеегипетского правопорядка Рамсесу II гласит Возлюбленный Маат, он живет ею своими законами» 1 Официальная религиозно-политическая идеология требовала также, чтобы божественному духу справедливости и разумности под названием «маат» соответствовали не только законы, но и судьи. Объявляя в своем указе об издании законов для судей, фараон Хоремхеб сообщал, что в дополнение к этому преподал им праведный) образ жизни, наставляя их как вести себя согласно маату» 2 |