Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница35 из 39
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39
ПРАВОПОРЯДОК В ПТОЛЕМЕЕВСКОМ ЕГИПТЕ
Правовая политика Птолемеев в Египте в полной мере соответствовала полиэтническому характеру созданного ими государства. Они сохраняли действие в стране привычного для ее коренных жителей египетского права и одновременно признавали имеющими силу для подданных македонского и греческого происхождения правовые установления, перенесенные в Египет из Македонии и Греции. При этом Птолемеи не отказывались от издания собственных узаконений — например, в форме декрета — диа- грамматы (diagrammata) или указа — простагматы (prostagmata)
1
, формируя, таким образом, систему царского законодательства. Кроме того, источником права считалась воля монарха. Иначе говоря, сам басилевс считался воплощением закона — ходячим законом или оживленным законом (nomos empsychos)».
1
В качестве примера узаконения, изданного в форме простагматы, можно привести указ Птолемея II Филадельфа, датируемый 258 г. до н.э., в котором давалось указание чиновникам провести обследование полей, их ирригационных возможностей, их местоположения, их качества, их пахотных долей, их отношения к имуществу богов-покровителей, их (общих) границ с полями простых землевладельцев и с царскими полями, точно установленных от района к району, размеров земельных участков и виноградников, отмечая, где поля района осушены подобным же образом, отмечая пастбища и водные каналы, поля, которые свободны и не обрабатываются, высокие по качеству поля и поля, которые искусственно орошаются, вспахиваются и культивируются, их резервуары с водой и плотины, точно определяя сад за садом с деревьями и их фруктами, огороды, их высокие по качеству поля и низкие по качеству земельные участки, проходящие по ним тропинки, список участков, сдаваемых в аренду (цит. по Manning J. G.
Land and Power in Ptolemaic Egypt. Th e Structure of Land Tenure. Cambridge, 2003.
P. 148–149). Текст данной простагматы был сначала написан на греческом языке, но затем его перевели на демотику.
Глава девятая. Правопорядок в Птолемеевском Египте
Множественность действующих правовых систем всегда предполагает плюрализм ив организации судебной власти. Птолеме- евский Египет не был в данном случае исключением. Для каждой из правовых систем здесь были предусмотрены свои суды. Судебный орган, называвшийся «лаокритом (laokritai)» и состоявший, как правило, из египетских жрецов и писцов, проживавших в той местности, где он действовал, был призван вершить суд над египтянами в соответствии с местными законами (nomoi tes
choras)». Суд под названием «дикастерия (dikastêria)» был создан для разбирательства споров в среде македонцев и греков согласно полисным законам (politikoi nomoi)». В египетских документах века до н.э. упоминается, в дополнение к нему, суд с названием, который решал споры между македонцами и греками, с одной стороны, и египтянами, с другой, в соответствии с наиболее справедливой точкой зрения (gnome dikaiotate)» в тех случаях, когда имелся пробел в праве.
Над указанными судебными органами возвышались «хрема- тисты (chrêmatistae)» — судьи, назначавшиеся басилевсом и представлявшие его власть. Они разбирали делана основе царских законов — диаграмматов и простагматов. Первоначально они действовали в качестве разъездных судей, то есть регулярно объезжали номы и вершили в них правосудие. Позднее Птолемеи стали назначать постоянного судью для каждого из номов.
Такая специализация судов не означала деления их по этническому признаку греко-македонские суды действовали не только для греков и македонцев. Как показывают сохранившиеся записи судебных решений, в них рассматривались споры и между подданными еврейского происхождения. В качестве примера можно привести дело об оскорблении еврейкой Гераклеей еврея Доси- феоса, которое рассматривалось в дикастерии Крокодилополиса
(Фаюм) в 226 году до н.э. Досифеос требовал взыскать с ответчицы драхм для возмещения понесенного имморального ущерба. Однако на решающее заседание суда он не явился. В результате судьи вынесли следующее решение Принимая во внимание, что диаграммата, на которую ссылается Гераклея, приводя оправдательные документы, предписывает нам судить таким способом, чтобы, если какое-либо лицо знает или показывает нам, что хочет вести дело по всем вопросам на основе диаграмматы басилевса
Птолемея, судебное решение соответствовало диаграммате; и если
Глава девятая. Правопорядок в Птолемеевском Египте
какое-либо лицо не хочет по всем вопросам вести дело на основе диаграмматы, но предпочитает греческое право (politicoi nomoi)
1
, судебное решение было бы в согласии с этими законами и чтобы по всем другим вопросам мы следовали наиболее справедливой точке зрения (gnomē dikaiotate); но когда обе стороны призваны предстать перед судом и одна из них не желает представить письменного заявления или защищать свой иск или отвечать на обвинение или признать поражение (?)… ее следует считать виновной в правонарушении мы прекращаем это дело»
2
Таким образом, в Птолемеевском Египте существовал плюралистический правовой порядок. В городах и деревнях, населенных египтянами, продолжало применяться египетское право. В городах и селениях, где проживали, в основном, македонцы и греки, действовало македонско-греческое право, то есть совокупность правовых норм, перенесенных из Македонии и греческих полисов. Действуя в условиях Египта, это право, получившее в документах название «politicoi nomoi» — полисные законы, постепенно превращалось в самостоятельную, отличную от права, действовавшего в Македонии и Греции, систему норм. В состав этой правовой системы вошла и переведенная на греческий язык Тора, содержавшая нормы еврейского права. Их применение в египетских судах зафиксировано во многих папирусных текстах, сохранившихся стой эпохи. Так, на одном из папирусов приводится следующее исковое заявление «Басилевсу Птолемею привет от Гелладоты,
1
Термин «politicoi nomoi» обозначает в данном случае не законы греческого полиса, но основанное на греческих правовых установлениях право, применявшееся в греческих городах и селениях, расположенных на территории Египта.
2
Цит. по Modrzejewski J. M. Th e Jews of Egypt from Rameses II to Emperor
Hadrian. Philadelphia, 2001. P. 108.
3
В английской историко-правовой литературе для обозначения полисных законов (politicoi nomoi)» используется словосочетание «civic laws».
4
В Египте, — отмечает Йозеф Модржеевский, — подтверждение еврейского права не могло касаться храма или принять форму хартии, оно могло быть достигнуто посредством юридической санкции в пределах системы, установленной для защиты законов и обычаев жителей царства, с приоритетом, отдаваемым царским интересам. Тора, раз она была переведена на греческий язык, могла стать nomos politicos, цивильным правом (civic law)”, гарантированным птоле- меевским правосудием (Modrzejewski J. M. Th e Jews of Egypt from Rameses II to
Emperor Hadrian. P. 110–111).
Глава девятая. Правопорядок в Птолемеевском Египте
дочери Филонидеса. Я стала жертвой Йонатаса, еврея Он согласился посредством письменного контракта в соответствии с цивильным правом евреев взять меня в жены. В настоящее время он желает отказаться от договора и требует 100 драхма также дом он не отдает имущество, причитающееся мне, и гонит меня из дому и вредит мне неограниченно в каждом отношении. Я прошу поэтому, мой басилевс, приказать Диофанесу, стратегу, написать эпистату Самареи не позволять наносить мне вреди послать Йонатаса к Диофанесу для того, чтобы он мог расследовать этот случай. Так как посредством этого я не буду больше подвергаться вредительству, но, получив вашу защиту, я добьюсь справедливости. Прощайте. Записанная в конце этого заявления дата по тогдашнему египетскому календарю соответствовала
11 мая 218 года по нашему современному календарю.
Дело, начатое приведенным исковым заявлением, любопытно тем, что в нем столкнулись два различных понимания развода по греческим обычаям, предполагавшим равенство в правах разводившихся супругов, и по еврейским, отдававшим все права мужу.
Гелладота, судя по имени, была гречанкой и хотела разводиться по греческим обычаям. А ее муж Йонатас, будучи евреем, поступил в полном соответствии с предписанием Торы, гласившим Муж берет жену и владеет ей. Она не доставляет ему удовольствия, потому что он находит в ней что-то неприятное, ион пишет ей заявление о разводе, вручает его ей и посылает ее прочь из дому
(Deuteronomy, 24. 1)
2
. Какое окончательное решение было вынесено поэтому делу, неизвестно, однако судья, рассматривавший его, оказался в трудном положении. Ведь Йонатас действовал по правилам Торы, которые признавались в Птолемеевском Египте имеющими юридическую силу.
В целом осуществление правосудия в Птолемеевском Египте в условиях множества правовых систем подчинялось следую Цит. по Modrzejewski J. M. Th e Jews of Egypt from Rameses II to Emperor
Hadrian. P. 111.
2
В английском переводе данное предписание Торы выглядит следующим образом «Man takes a wife and possesses her. She fails to please him because he fi nds something obnoxious about her, and he writes her a bill of divorcement, hands it to her, and sends her away from his house» (Th e Torah. Th e Five Books of Moses. Skokie,
2001. P. 579).
Глава девятая. Правопорядок в Птолемеевском Египте
щему правилу приоритет отдавался царскому законодательству. Однако, поскольку оно касалось более административных и фискальных дели многие сферы общественной жизни не регулировало, то у судей чаще всего возникала необходимость обращаться к другим правовым системам. В этом случае они применяли, в зависимости от этнической принадлежности спорящих сторон и характера спора, полисные законы (politikoi nomoi)», или египетское право. Если же в этих правовых системах не находилось норм, подходящих для рассматриваемого дела, то судьи выносили решение с позиции наиболее справедливого мнения (gnomē
dikaiotate), то есть на основе своего правосознания.
При возникновении спора по контракту между македонцем или греком, с одной стороны, и египтянином, с другой, действовало установленное изданной в 118 году до н.э. диаграмматой Эвер- гета II, его сестры Клеопатры II и жены Клеопатры III правило, по которому выбор права для его разрешения определялся языком документа. Данное правило гласило Египтяне, которые заключили соглашение с греками в контракте, написанном на греческом языке, должны давать и получать удовлетворение перед хремати- стами (chrematistae); но все греки, которые заключают соглашения (с египтянами) в контракте, написанном на египетском языке, должны давать удовлетворение перед лаокритами в соответствии с египетскими законами (tes choras nomos); и иски египтян против египтян хрематисты не должны брать в свои руки, но им следует позволить им судиться перед лаокритами в соответствии с египетскими законами (tes choras Спор между египтянином игреком мог разбираться в дика- стерии и решаться греческими судьями по египетским правовым установлениям, но они в таких случаях переводились на греческий язык. Об этом свидетельствует записанное на одном из папирусов, который хранится ныне в Туринском музее, дело Гермиаса». Оно рассматривалось в конце II века до н.э. в дикастерии Дио- сполиса Великого (Фив, и судьи, греки по этнической принадлежности, имели в своем распоряжении переведенные для этого делана греческий язык соответствовавшие ему выдержки из местных египетских законов и обычаев. Окончательное решение по нему
1
Select Papyri. In fi ve volumes. Vol. 2. Non-Literary Papyri Public Documents.
With an English Translation by A. S. Hunt and C. C. Edgar. London, 1963. P. 73.
Глава девятая. Правопорядок в Птолемеевском Египте
выносил эпистат Гераклеид, то есть грек по своей этнической принадлежности, ион также пользовался текстами египетских правовых установлений, переведенными на греческий язык
1
Цари из династии Птолемеев не стремились к унификации действовавших в стране правовых норм, они вполне довольствовались тем, что могли держать под своим контролем отправление правосудия. При этом они старались направлять в нужном им направлении деятельность не только дикастерий — судов по греческому праву, но и лаокритов, рассматривавших споры между египтянами по египетскому праву. Одним из свидетельств активной политики верховной государственной власти по отношению к судам является факт создания в годы правления Птолемея II Фи- ладельфа специального руководства по египетскому праву для судей и должностных лиц, оформлявших юридические до кументы.
Неполный, но весьма большой в объеме текст данного руководства был обнаружен археологами вовремя раскопок сезона
1938–1939 годов в местности к западу от Гермополиса. Первое его издание, в переводе на английский язык, появилось в 1975 году, под названием «Th e demotic legal code of Hermopolis West (Демотический юридический кодекс Западного Гермополиса)»
3
. На русском языке данный правовой памятник Птолемеевского Египта был опубликован в 1993 году новосибирским историком А. В. Эда- ковым, в приложении к его учебному пособию о древневосточных цивилизациях. Александр Витальевич дал ему название Демотический правовой свод См. об этом Modrzejewski J. M. Th e Septuagint as Nomos: How the Torah became a “Civic Law” for Jews of Egypt // Critical studies in ancient law, comparative law and legal history. Portland, 2004. P. 190.
2
Запись гражданского спора между египтянами-бальзамировщиками, которое рассматривалось водном из лаокритов Среднего Египта, предположительно в храме Хатхора вправление Клеопатры III и ее сына Птолемея IX (117–116 гг. до н.э.), показывает, что суд вершили в данном случае три египетских жреца, однако дело рассматривалось ими в присутствии греческого чиновника, представлявшего греческий суд. См El-Aguizi O. A Ptolemaic Judicial Document from
Hwt-nsw [avec 2 planches] // Bulletin De L’Institut Français D’Archéologie Orientale.
Le Caire, 1988. P. 52.
3
См Mattha G. Th e demotic legal code of Hermopolis West / Preface and addi- tional notes and glossary by G. R. Hughes. Le Caire, 1975.
4
См Демотический правовой свод // Эдаков А. В История первобытности и древневосточных цивилизаций. Новосибирск, 1997. С. 89–138. А. В. Эдаков от
Глава девятая. Правопорядок в Птолемеевском Египте
По мнению голландского египтолога Питера Виллема Пестма- на, указанное юридическое произведение больше всего похоже на учебник по египетскому праву. Йозеф Модржеевски назвал Демотический правовой свод жреческим судебником». Мы можем видеть, что это собрание принадлежит в действительности к категории священных книг dm’-nte (djema-neter) в египетской
sem(e)nouthi в греческой транскрипции, — написал он в своей статье о египетском праве эллинистического периода, опубликованной в Оксфордской международной энциклопедии юридической истории. По его словам, нам следует говорить о нем скорее не как о кодексе, но как о жреческом судебнике (priestly casebook)”. Он предполагает связь с кодификацией египетского права, приписываемой Дарию, через работу, сделанную частично жрецами, которые являлись экспертами в толковании национального права и стремились его сохранить. Хранители собрания, они передавали его через поколения, вводя в него изменения, которые различались от одного религиозного центра до другого. Таким образом, мы столкнулись с произведением во множестве версий, которые тем не менее едины, если смотреть на них с перспективы той обстановки, в которой они возникли более того, с произведением, которое несет в себе свидетельство великих достижений египтян в юридическом компоненте их национального наследия»
2
У историков права действительно есть все основания считать, что Демотический правовой свод основывался направо- носил время создания Гермополисского свода к периоду правления Птолемея IV
Филадельфа (222–205 гг. до н.э.). Его выводы заслуживают внимания Александр Витальевич был крупным, неоцененным до сих пор специалистом по истории Древнего Египта последних столетий его существования. Этой теме была посвящена его докторская диссертация, неопубликованная, к сожалению, в полном объеме. См Эдаков А. В. Общество и государство древнего Египта VII–IV вв. до н.э. (политическая структура, проблемы экономики и социальная организация общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб., 1993.
1
См Pestman P. W. L’origine et l’extension d’un manuel de droit égyptien:
Quelques réfl exions à propos du soi-disant Code de Hermoupolis // Journal of the Eco- nomic and Social History of the Orient. 1983. Vol. 26. № 1. P. 14–21.
2
Modrzejewski J. M. Egypt. Hellenistic Period // Th e Oxford International
Encyclopedia of Legal History / Editor in chief Stanley Katz. Oxford, 2009. Vol. 2.
P. 414.
Глава девятая. Правопорядок в Птолемеевском Египте
вом сборнике, составленном в Египте за несколько веков до начала правления династии Птолемеев. Наиболее вероятным его создателем П. В. Пестман считал Бокхориса, находя повод для такого мнения в характеристике, которую дал этому фараону Диодор Сицилийский. Из нее следовало, что Бокхорис издал законы, относящиеся к договорами что его судебные решения были настолько хороши, что сохранились в памяти до времен Диодора, то есть до середины I века до н.э.
Помимо демотического текста Гермополисского правового руководства имелся также его вариант на греческом языке. Данное произведение было авторитетным руководством для тех, кто занимался в Птолемеевском Египте юридической деятельностью. Есть основания полагать, что дошедший до нас текст составлял только часть обширного правового свода.
Восемьдесят процентов содержания сохранившейся рукописи Гермополисского руководства было посвящено вещным правам на недвижимость и двадцать — наследственному праву. В нем излагались такие вопросы, как аренда пахотной земли и споры между арендодателем и арендатором, возвращение заложенного дома, сдача внаем дома и другого имущества, рента, способы подтверждения законного титула на имущество, судебные споры между соседями, наследственные права старшего сына и др. Вряд ли можно сомневаться, — пишет, оценивая Гермополисский правовой свод, Джозеф Мэннинг, — что правила, собранные в тексте, имели действительную силу в птолемеевские времена, хотя некоторые из страниц сохранили скорее необычные или, по меньшей мере, трудные случаи, чем нормативные»
3
Гермополисский свод выразил одну из главных особенностей правовой культуры Птолемеевского Египта — ее синкретический характер. Она вобрала в себя и соединила законы и обычаи Древнего Египта предшествовавших эпох, элементы права Македонии и Древней Греции. При Птолемеях широкое развитие получили в Египте переводы законов и юридических произведений с одного
1
См Pestman P. W. L’origine et l’extension d’un manuel de droit égyptien:
Quelques réfl exions à propos du soi-disant Code de Hermoupolis. P. 21.
2
См Manning J G. Th e Last Pharaohs. Egypt under the Ptolemies, 305–30 B.C.
Princeton, 2010. P. 185.
3
Ibid. P. 186.
Глава девятая. Правопорядок в Птолемеевском Египте
языка на другой — в основном на греческий, что способствовало развитию правовой терминологии в целом.
Установившийся в Египте при первых Птолемеях правопорядок не оставался в последующем неизменным. Так, например, в III и II веках до н.э. доминировавшей формой царских законов была диаграммата (diagrammata), в I веке ею стала простагмата
(prostagmata). Птолемеи не прилагали решительных усилий к унификации действовавшего в их царстве права и даже способствовали своей политикой сохранению правового плюрализма в стране. Они всячески поддерживали, например, египетских жрецов в их стремлении сохранить египетские правовые традиции и потому настаивали на том, чтобы лаокриты имели исключительную компетенцию при разбирательстве споров между египтянами. Египетские жрецы, в свою очередь, старались поддерживать Пто- лемеев в их управлении страной.
Однако унификация применявшегося в Птолемеевском Египте права тем не менее происходила. Она шла самопроизвольно и постепенно в текущей жизни ив рамках судов. Македонцы игре- ки, жившие в окружении египтян, воспринимали многие их обычаи, касавшиеся, в основном, регулирования брачно-семейных отношений, порядка наследования имущества. С другой стороны, и египтяне небыли свободны от влияния македонско-греческих правовых воззрений. Тем более, что представители обоих этно- сов нередко оказывались связанными правовыми отношениями в рамках тех или иных сделок
1
Рассматривая споры между представителями греко-македон- ского этноса, судьи вполне могли обратиться к нормам египетского права, полагая их более подходящими для правильного решения дела, — в особенности, когда стороны не препятствовали это В качестве примера можно привести случай субаренды, отраженный в документе о регистрации аренды из так называемого архива Зенона — собрания папирусов надзирателя за полями Зенона, которое было обнаружено зимой
1914–1915 гг. на территории, где располагался древнеегипетский город Филадельфия. Египтянин по имени Паноуфис, взяв в аренду землю, передал часть ее в субаренду греку. См Fragment of Register of Land Leased from the 10,000 Arouras //
Zenon Papyri Business Papers of the Th ird Century B.C. dealing with Palestine and
Egypt / Edited with introductions and Notes by W. L. Westermann, K. W. Keyes and
H. Liebesny Vol. 2. New York, 1940. P. 57–58.
Глава девятая. Правопорядок в Птолемеевском Египте
му, и тем более, если желали применения к их спору египетских правовых установлений.
В государстве с авторитетной верховной властью, опирающейся на централизованный эффективно действующий государственный аппарат, стремящейся урегулировать своими законами все сферы общественной жизни, с политикой, поддерживающей взаимопроникновение культур, стимулирующей формирование общегосударственной религиозной идеологии, унификация права могла бы иметь несомненный успехи привести к созданию единой для всей страны правовой системы. Нов Птолемеевском Египте не было такой верховной власти и государственного аппарата. И потому существовавший в нем правопорядок был обреченна плюрализм и проистекавшие из него постоянные конфликты

406 ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


написать администратору сайта