Главная страница
Навигация по странице:

  • ББК 63.3(0)31 67.3 Т Томсинов В. А, 2010ISBN 978-5-94373-187-7© Издательство Зерцало, 2010Томсинов, В.А.

  • Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


    Скачать 2.27 Mb.
    НазваниеГосударство и право древнего
    АнкорГосударство и право Древнего Египта
    Дата11.12.2022
    Размер2.27 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаtomsinov_v.pdf
    ТипКнига
    #838514
    страница1 из 39
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
    Московский государственный университет имени МВ. Ломоносова
    Ю р иди чески й факультет В. А. ТОМСИНОВ
    ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО
    ЕГИПТА
    Москва
    Зерцало-М
    2011

    ББК 63.3(0)31
    67.3
    Т Томсинов В. А, 2010
    ISBN 978-5-94373-187-7
    © Издательство Зерцало, 2010
    Томсинов, В.А.
    Государство и право Древнего Египта Монография. М ИКД
    «Зерцало-М», 2011. — 512 с Настоящая книга посвящена государственности и правовой культуре Древнего Египта. Опыт политического развития этой страны уникален. Уже на рубеже IV и III тысячелетий дон. э. здесь существовало государство с ин- ституциализированной, способной поддерживать свою преемственность верховной властью, с религиозно-политической идеологией, закреплявшей статус верховного властителя и его функции, с исполнительным аппаратом, который был в состоянии проводить единую государственную политику в рамках большой по территории страны.
    Изучение опыта исторического развития древнеегипетской государственности позволяет раскрыть многие тайны рождения, жизни и смерти государственного организма, понять закономерности развития и функционирования института верховной государственной власти. В Древнем Египте государству придавалось огромное значение слишком многое в судьбе общества зависело здесь от действий верховного властителя и его взаимоотношений с различными социальными группами. Древнеегипетские идеологи разработали своеобразные ив высшей степени эффективные способы поддержания авторитета фараона в обществе и контроля за его государственной деятельностью. Они создали то, что можно назвать культурой верховной государственной власти
    .
    В книге рассматриваются проблемы хронологии и периодизации древнеегипетской истории, дается описание общественного и государственного строя, а также правопорядка, существовавшего в Древнем Египте. Однако главное внимание уделяется институту власти фараона.
    Книга предназначается для преподавателей и студентов юридических и исторических факультетов университетов, а также для всех читателей, интересующихся тайнами Древнего Египта.
    Все права на эту книгу охраняются законом. Никакая часть ее не может быть воспроизведена в какой-либо форме, бумажной, электронной, фотографической и т.д. без предварительного письменного разрешения издательства Зерцало и автора.
    Т56

    III
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие Глава 1. Древний Египет сведения общего характера .......................... 1
    § 1. Название страны и ее географическое положение ............................................ 1
    § 2. Египет — древнейшее государство в мировой истории. Легенда об Атлантиде ........................ 6
    § 3. Утрата знаний о египетской древности.
    Мифологизация истории Древнего Египта ...................... Глава 2. Хронология истории древнеегипетского государства .................................................. 22
    § 1. «Египтиака (Αίγυπτιακά)»
    Манефона Севеннитского и ее значение для разработки истории древнеегипетского государства .......................... 22
    § 2. Хронология основных событий египетского прошлого в Истории Геродота Галикарнасского............................. 27
    § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов ............................... 30
    § 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения ........ 49 1. Жозеф Жюст Скалигер
    (Josephus Justus Scaliger, 1540–1609) ............................ 50 2. Дионисиус Аврелианенсис Петавиус
    (Dionisius Aurelianensis Petavius, 1583–1652) ............. 58
    Оглавление. Джеймс
    Усшер
    (James Ussher, Archbishop of Armagh
    [Jacob Usserius Armachan], 1581–1656) ....................... 65 4. Атанасиус
    Кирхер
    (Athanasius Kircher, 1602–1680) .................................... 70
    § 5. Формирование основ современной хронологии древнеегипетской истории. Попытка построить хронологию на основе сведений о календаре древних египтян ......... 73
    § 6. Условный характер современной хронологии истории древнеегипетского государства .......................... Глава 3. Периодизация истории древнеегипетского государства .................................................. 94
    § 1. Периодизация истории Древнего Египта по династиям верховных властителей ............................... 94
    § 2. Недостатки периодизации истории Древнего Египта по династиям верховных властителей ............................. 101
    § 3. Разработка периодизации древнеегипетской истории на эпохи в развитии государственности вторая половина XIX века) ............................................... 106
    § 4. Современная периодизация истории древнеегипетского государства ........................ Глава 4. Общий взгляд на историю Древнего Египта и характер его государственности ........................................... Глава 5. Возникновение единого древнеегипетского государства ................................ Глава 6. Общественный строй Древнего Египта ................................. Глава 7. Государственный строй Древнего Египта ............................. 169
    § 1. Введение .................................................................................. 169
    § 2. Институт верховной государственной власти .............. 170
    Оглавление. Монарх в социально-политической организации древнеегипетского общества ...................................... 170 2. Термин фараон
    ........................................................... 174 3. Титулы древнеегипетского монарха ......................... 175 4. Изменения в титулатуре древнеегипетского монарха во времена солнцепоклоннического переворота XIV века ...... 179 5. Статус древнеегипетского монарха в условиях политической раздробленности в переходный период от Старого царства»
    к Среднему царству ................................................... 181 6. Институт верховной государственной власти в эпоху Среднего царства ........................................ 186 7. Институт верховной государственной власти в период владычества гиксосов ................................. 190 Институт верховной государственной власти в эпоху«Нового царства ............................................. 192 9. Возвышение верховного жреца Аммона при последних рамсессидах ........................................ 197 10. Херихор и Рамсес XI: возникновение диархической организации верховной государственной власти .......................... 200 11. Институт верховной государственной власти в период Новейшего царства. Ливийская полиархия» ............................................... 210 12. Кушитская (эфиопская) монархическая власть в Египте ............................................................................ 211 13. Институт верховной государственной власти в период Позднего царства ..................................... 214 Институт верховной государственной власти в период персидского владычества ........................... 215 Фараоны XXVIII, XXIX и XXX династий последние туземные властители Египта .................. 222 16. Фараоны XXXI династии второй период владычества персов .......................... 225
    Оглавление 3. Александр Македонский как египетский фараон ......... 226
    § 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев ......................................... 260
    § 5. Государственный аппарат Древнего Египта ................... 286 1. Общая характеристика древнеегипетского государственного управления ...................................................................... 286 2. Тжати визирь)
    ............................................................... 296 3. Должностные лица центрального государственного управления ......... 321 4. Центральное государственное управление в Египте в эпоху правления династии
    Птолемеев ........................................................................ 350 5. Местное управление
    ..................................................... Глава 8. Основные черты древнеегипетского правопорядка .............. 368
    § 1. Трудности изучения древнеегипетского права ............. 368
    § 2. Законодательная деятельность древнеегипетских царей ...................................................... 370
    § 3. Диодор Сицилийский о древнеегипетских царях-законодателях ...................... 372
    § 4. Особенности правовой культуры Древнего Египта. Богиня Маат и понятие «маат» ........ 376
    § 5. Источники права закон, обычай, судебное решение, договор ................................ 380
    § 6. Судоустройство и судопроизводство .............................. 387
    § 7. Суд оракула ............................................................................. Глава 9. Правопорядок в Птолемеевском Египте ................................ Глава 10. Правовое регулирование
    брачно-семейных и имущественных отношений в Древнем Египте ........................................................................... 406
    Оглавление 1. Правовое положение женщин. Институты брачно-семейного права ............................... 406
    § 2. Институты наследственного права .................................. 419
    § 3. Правовые формы земельных отношений ....................... 432
    § 4. Правовое регулирование договорных отношений ....... 450 1. Введение
    ........................................................................... 450 2. Купля-продажа
    ............................................................... 455 3. Наем
    .................................................................................. 459 4. Договор займа
    ................................................................. Глава 11. Преступление и наказание в религиозном мировоззрении, в правосознании ив праве Древнего Египта ....................... 469

    VIII
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Государство составляло мозги сердце древнеегипетской цивилизации. Оно было средоточием ее духовной жизни, а также органом, приводившим в движение весь ее общественный организм. Понять, как возникло древнеегипетское государство, как оно было устроено, функционировало и развивалось, — значит узнать, как рождалась, жила и умирала древнеегипетская циви-
    лизация.
    Необходимым условием существования любого государства является право. Правовые нормы играют такую же роль в деятельности государственной власти, какую играют в жизни человеческого организма нервные волокна. Поэтому чем более зрелой выступает государственность в той или иной стране, тем более развитое состояние имеет здесь право.
    В историко-правовой литературе часто высказывается мнение о том, что в древнеегипетском обществе право осталось в примитивном состоянии и не получило такого развития, как в других древневосточных обществах. При этом степень развитости государственности в Древнем Египте считается очень высокой. Налицо явное противоречие. После такого утверждения остается неясным, каким образом древнеегипетское государство могло достигнуть высокого уровня организации при отсутствии интенсивной законодательной деятельности, развитых правовых форм, сложившегося юридического понятийного и терминологического ап-
    1
    Например, в Вавилоне, где, в отличие от Древнего Египта, уже в середине
    XVIII столетия был создан обширный правовой свод Законы Хаммурапи», применявшийся, как свидетельствуют многочисленные документы, в судебной практике, или в Древней Индии, где в период св. до н.э. и до III в. н.э. было создано множество религиозно-правовых сводов — дхармасутр (Апастамба, Гаутама, Васиштха, Ба- удхаяна, Вишнусмрити) и дхармашастр (Манусмрити, Яджнавалкьясмрити, Брхаспа- тисмрити, Нарадасмрити). Среди них особенно выделяется дхармашастра Нарады, содержание которой почти целиком состоит из правовых норм.

    IX
    Предисловие
    парата в языке, устойчивого правопорядка на территории страны, зрелого правосознания в обществе.
    Представление о древнеегипетском праве как о явлении примитивном и неразвитом проистекает, главным образом, из скудости знаний о нем правовая культура — это один из наименее изученных элементов древнеегипетской цивилизации. Правосознание же древних египтян — самый загадочный феномен такого рода, пожалуй, во всей мировой истории.
    Настоящая книга посвящена в первую очередь государственности Древнего Египта, но значительную часть ее содержания занимают описание и характеристика правопорядка, существовавшего и развивавшегося в этой стране на протяжении трех тысячелетий. В ней предпринята попытка раскрыть на основе документальных материалов тайны древнеегипетского правосознания, показать особенности правового регулирования брачно-семейных и имущественных отношений в древнеегипетском обществе. В отдельную главу выделены размышления о том, как понимались в Древнем Египте сточки зрения религиозного мировоззрения, правосознания и права такие взаимосвязанные между собой явления, как преступление и наказание.
    Данная книга продолжает мое исследование политической истории Древнего Египта, начало которому положила работа над монографией Краткая история египтологии. Она вышла в свет в
    2004 году и вызвала к себе немалый интересу читателей. Ее содержание обсуждалось на целом ряде Интернет-форумов (и не только специалистами, на нее публиковались рецензии, а некоторые читатели прислали в мой адрес письма с откликами и вопросами См Томсинов В. А. Краткая история египтологии. М Зерцало, Вече, 2004. —
    320 с.
    2
    Среди таких читателей оказался, например, русский египтолог Сергей Александрович Стадников
    , проживающий ныне в Таллинне. Он автор многочисленных работ о древнеегипетской культуре, опубликованных в различных европейских странах ив том числе в Эстонии. Среди них, например, такие статьи, как Stadnikow S. Gottkönig und außerägyptische Bereiche. Universalistische Ausdrücke der Könige des Alten Reiches in Ägypten nach den Pyramidentexten // Mitteilungen für Anthropologie und Religions- geschichte. Münster, 1995. Bd. 10. S. 143–162; Stadnikow S. Über die Willens- und Hand- lungsfreiheit in der Lebensgeschichte des Sinuhe // Mitteilungen für Anthropologie und Re- ligionsgeschichte. Münster, 1993. Bd. 8. S. 99–111; Stadnikow S. Die verallgemeinerenden
    Ausdrücke der Könige des Alten Reiches in den Sinai-Inschriften // Sesto Congresso Inter-

    X
    Предисловие
    Реакция на Краткую историю египтологию подтвердила истину, высказанную в предисловии к этой книге, а именно Египтология никогда не была просто наукой. Она всегда была чем-то бóльшим, чем наука. Ее скорее можно назвать религией»
    1
    Наибольший интерес среди читателей вызвала (по вполне понятным причинам) вторая часть указанной книги, которой я дал название Хронология как вечная проблема египтологии. Ее материал является как бы мостиком к моей работе о древнеегипетской государственности и правовой культуре. И, признаться, он готовился именно для книги Государство и право Древнего Египта. Поэтому дополненный главой о периодизации истории древнеегипетского государства, он вошел в настоящее издание.
    В учебниках по истории государства и права зарубежных стран (или всеобщей истории государства и права) древнеегипетскому государству и праву обыкновенно отводится немного места одна или две главы, не более того. Между тем известная нам история Древнего Египта охватывает, по меньшей мере, три с половиной тысячелетия (!), то есть в три раза больше, чем история древнеримской государственности, о которой написано множество толстых томов. И если последняя представляется в исторических трудах, как правило, в развитии от одной эпохи к другой, тотем более в развитии должна рассматриваться древнеегипетская история. Но такой подход предполагает в первую очередь обращение к хронологии и периодизации древнеегипетской истории.
    Опыт политического развития Древнего Египта уникален. Уже на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. здесь существовало государство с институциализированной, способной тысячелетиями (!) поддерживать свою преемственность верховной властью, с религиозно-политической идеологией, закреплявшей статус верховного властителя и его функции, с исполнительным аппаратом, nazionale di Egiptologia. Atti. Vol. 2. Torino, 1993. P. 515–522; Stadnikow S. Zeit, Ewigreit und Raum im alten Ägypten als Forschungsfeld der gegenwärtigen Ägyptologie. Analyse des
    Forschungsstandes // Mitteilungen für Anthropologie und Religionsgeschichte. Münster,
    1997. Bd. 12. S. 99–111 и др.
    1
    Томсинов В. А. Краткая история египтологии. С. 14. Новый, переработанный и существенно расширенный (едва лине в два раза, вариант этой книги стоит у меня в творческом плане на ближайшие годы. Только называться новое издание будет уже не Краткая история египтологии, а просто История египтологии

    XI
    Предисловие
    который был в состоянии проводить единую государственную политику в рамках большой по территории страны. Вряд ли где- либо еще на Земле имелась в то время подобная государственная территориальная организация.
    Древнеегипетская государственность существовала в различных формах. Она могла, например, воплощаться в совокупности небольших государственных образований, каждое из которых имело своего правителя, обладавшего самостоятельной властью. Могла выступать в качестве единого для всей территории страны государства, с одним верховным властителем — царем — на троне.
    Разнообразными бывали и состояния государственности Древнего Египта на различных этапах его истории. Несколько разв этой стране повторялась ситуация, когда единое государство достигало высшей мощи и становилось самым сильным на Востоке а может быть, и во всем мире, но затем довольно быстро слабело ив конце концов, распадалось на множество маленьких государств. Однако спустя какое-то время оно снова возрождалось и — что удивительно — во многих своих чертах повторяло предшествовавшее ему единое государство.
    Подобные крушения и возрождения происходили с государственностью Древнего Египта неоднократно. История этой страны была катастрофичной по своему характеру. Изменялся климат, и времена экономического процветания сменялись периодами материального упадка, гибли посевы, и вымирало население. Но проходило какое-то время, и египтяне опять поднимались к процветанию. На протяжении истории Древнего Египта неоднократно менялись границы государства — его территория то расширялась в результате победоносных войн или колонизации новых земель, то сужалась, вследствие военных поражений и ослабления центральной власти. Политическая борьба между различными кланами правителей нередко выливалась в широкомасштабную внутригосударственную войну. А бывало итак, что верховная власть над Египтом оказывалась на целое столетие и даже более в распоряжении чужеземцев.
    Изучение опыта исторического развития древнеегипетской государственности позволяет раскрыть многие тайны рождения, жизни и смерти государственного организма, многое объяснить в сущности государства ив частности, понять закономерности раз

    XII
    Предисловие
    вития и функционирования института верховной государственной власти.
    В Древнем Египте этому институту придавалось огромное значение слишком многое в судьбе общества зависело здесь от действий верховного властителя и его взаимоотношений с различными социальными группами. Древнеегипетские идеологи разработали своеобразные ив высшей степени эффективные способы поддержания авторитета царя (фараона) в обществе и контроля за его государственной деятельностью. Они создали то, что можно назвать культурой верховной государственной власти Данная культура предполагала наличие у царя (фараона) совершенно определенного мировоззрения и задавала строго соответствовавшие главным его постулатам стереотипы поведения. Она играла в политической жизни древнеегипетского общества приблизительно такую же роль, какую играет в настоящее время конституция, то есть ограничивала произвол верховного властителя и обеспечивала политическую стабильность в стране.
    Глава, посвященная верховной государственной власти в Древнем Египте, является ключевой в настоящей книге и потому самой объемной. В ней описывается и анализируется не только конструкция данного института, но также его идеология, которая, хотя и выражалась преимущественно в форме религиозных мифов, была по своему содержанию вполне рациональной. Из этой идеологии вытекало, что главное предназначение верховного властителя заключается в поддержании в обществе «маат», то есть морального и правового порядка, соответствующего законам природы. Достаточно представить себе, как жили в то время египтяне ив какой великой зависимости находились они от природных сил, от Нила, от его разливов, от уровня воды в реке, дабы понять, что в тех условиях у древнеегипетского монарха не могло быть более важной функции, чем сохранение мира в стране и обеспечение гармонических отношений между обществом и природой.
    Верховная государственная власть являлась в Древнем Египте не только политическим институтом, но одновременно духовным, религиозными социальным явлением. Фараон, его семья и другие родственники составляли вовсе исторические эпохи ядро высшего класса древнеегипетского общества. Его внутренняя иерархия формировалась во многом на основе принципа приближенности

    XIII
    Предисловие
    к носителю верховной власти чем ближе родством к фараону был кто-либо, тем более высокое место он занимал в обществе.
    Структура же древнеегипетского общества строилась преимущественно по функциональному признаку. При этом, чем более значимую для государства функцию исполнял индивид, тем выше был его общественный статус. Общество и государство составляли в Древнем Египте единый общественно-политический организм, и без рассмотрения общественного строя невозможно понять, как действовали в этой стране государственные институты. Поэтому отдельная глава настоящей книги посвящена различным классам, слоями профессиональным группам древнеегипетского общества — в особенности жрецами писцам, составлявшим социальную основу бюрократии.
    Главной опорой верховной власти в Древнем Египте являлся государственный аппарат, который начал складываться здесь еще в конце IV тысячелетия до н.э., в процессе формирования единого государства, и уже во второй половине III тысячелетия до н.э. достиг своей зрелости.
    Древнеегипетское государство невозможно представить себе без фараона, но фараон, в свою очередь, немыслим без государственного аппарата. Неслучайно развитие института верховной государственной власти шло в Древнем Египте вместе с развитием бюрократии. Фараон являлся ее порождением и одновременно родителем. Описанию и объяснению особенностей древнеегипетского государственного аппарата, его внутреннего устройства, порядка распределения должностей в нем посвящается отдельный, весьма объемный, параграф книги.
    Право было одной из важнейших частей древнеегипетской государственности, а правосознание составляло неотъемлемый элемент древнеегипетского религиозного мировоззрения. Неслучайно Маат — богиня правды, справедливости, правосудия, которая изображалась в образе красивой женщины со страусиным пером на голове, — занимала одно самых почетных мест в пантеоне богов и богинь Древнего Египта. Без описания правопорядка, механизма правового регулирования общественных отношений в этой стране, особенностей правовой культуры древних египтян характеристика древнеегипетской цивилизации не может не быть слишком упрощенной. А между тем в учебниках и монографиях по истории Древнего Египта об этих явлениях его общественной

    XIV
    Предисловие
    жизни, как правило, говорится очень мало, а часто и вовсе умал- чивается.
    Настоящая книга призвана представить древнеегипетскую цивилизацию с такой стороны, с которой она почти не рассматривается в исторической литературе. Ее цель показать, что Древний Египет оставил в наследство человечеству выдающиеся достижения не только в области зодчества, изобразительного искусства, письменности, но также в политической и правовой культуре — в сфере государства и права.
    В. А. Томсинов. Москва. Ноябрь 2010 года

    1 ГЛАВА ПЕРВАЯ
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта