Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего
Скачать 2.27 Mb.
|
§ 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов Построенная на вере в священные легенды Геродотова хронология египетской истории вполне соответствовала своим характером духу созданной христианскими теологами раннего Средневековья библейской хронологии древней истории человечества. Однако она противоречила последней своим содержанием. История Египта оказывалась в хронологии Геродота намного продолжительнее всей человеческой истории, представленной в Ветхом Завете. Египтяне представали по хронологии древнегреческого историка людьми, жившими задолго до появления первого библейского человека — Адама. Христианские теологи не могли мириться с таким противоречием. Поэтому с распространением христианства и соответственно утверждением в историческом сознании европейского общества ветхозаветных представлений о древности человечества Геродотова хронология древнеегипетской истории, а также все другие подобные ей хронологии были объ- 1 Letronne A. Éclaircissements histories faisant suite aux Œuvres de Rollin. Paris, 1825. P. 70. 31 § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов явлены ложными. Так, христианский идеолог II века Феофил Антиохийский писал в двадцать шестой главе третьей книги своего произведения Апология к Автоликусу» 2 : Отсюда можно видеть, как древнее и истиннее наши священные писания писаний греческих и египетских и всяких других историков. Геродот, Фукидид, Ксенофонт и другие историки начинали писать с царствования Кира и Дария, и не имели возможности сказать более достоверное о древних и первоначальных временах Яне намерен говорить подробно обо всем, но — показать число лет от сотворения мира и обличить суетный труд и пустословие писателей, потому что не двадцать тысяч мириад лет, как сказал Платон, от потопа до его времени не пятнадцать мириад три тысячи семьдесят пять лет, как свидетельствовал Аполло- ний египтянин, и что не безначален мири не существует все по случаю, как пустословили Пифагор и прочие, но он произошел и 1 Время рождения Феофила Антиохийского неизвестно, конец его жизни приходится приблизительно на 183–185 гг. Евсевий Кесарийский писал в й главе четвертой книги своей Церковной хроники, что в Антиохийской церкви он был шестым после апостолов по лестнице преемства. Это означает, что Феофил являлся шестым по счету епископом. И занял он эту должность, по свидетельству Евсевия, в восьмой год правления Марка Аврелия, то есть в 169 г. 2 Данное произведение было написано Феофилом вначале х гг. II в, но до нас оно дошло по рукописи XI в, в которой его наименовали двумя названиями первоначальным как «Феофил к Автоликусу» и добавленным позднее и другой рукой — Три словак эллину Автоликусу о вере христиан. В переводе на латинский язык оно было названо Апологией к Автоликусу (Apologia ad Au- tolycum)». Евсевий Кесарийский писал в й главе четвертой книги Церковной хроники о литературной деятельности Феофила Антиохийского У Фео- фила, упомянутого нами епископа Александрийской Церкви, есть три книги к Аутоликусу, излагающие начала веры книга, озаглавленная Против ереси Гер- могена»; в ней он пользуется свидетельствами из Откровения Иоанна есть и другие учительные книги. Атак как еретики, словно плевелы, засорили чистое поле апостольского учения, то повсюду пастыри церковные отгоняли их, как хищных зверей, от овец Христовых, то наставляя и убеждая самих братьев, то вступая в открытую борьбу с противником уничтожали их устными рассуждениями, неопровержимо изобличали их учение доводами из письменных источников. Что и Феофил выступил вместе с другими в этой борьбе, ясно из его превосходной книги против Маркиона; она вместе с другими, нами упомянутыми, сохранилась доныне. Однако до нашего времени все эти книги Феофила не дошли Мириада — синоним словосочетания десять тысяч Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства управляется Промыслом все сотворившего Бога, — и все времена и годы ясны для тех, которые желают убедиться в истине» 1 Феофил желал убедить образованного и озабоченного поисками истины грека Автоликуса в том, что именно христианство является божественными истинным учением. Наиболее веским аргументом в пользу божественности и истинности любого учения считалась в то время его древность. Однако говорить о древности одного учения по сравнению с другим можно было лишь при условии, если их происхождение рассматривалось в рамках одной и той же шкалы времени. Стремление раннехристианских теологов доказать, что христианство древнее греческих языческих учений побуждало их, таким образом, к созданию единой для истории всех народов — для всей мировой истории — хронологии. Неслучайно Феофил Антиохийский заявлял, обращаясь к Автоли- кусу Хочу теперь с помощью Божией подробнее изложить тебе хронологию, чтобы ты узнал, что не ново и не баснословно наше учение, но древнее и достовернее всех ваших поэтов и писателей, писавших о неизвестном. Вывод, который Феофил делал в предпоследней — двадцать девятой — главе своего произведения, 1 Цит. по Феофил Антиохийский. Три книги к Автолику // Сочинения древних христианских апологетов / Перевод на русский язык протоиерея Петра Преображенского. СПб., 1895. 2 Современник Феофила Антиохийского христианский теолог Татиан Асси- рианин прямо утверждал в сороковой главе своей Речи против эллинов, что главным доказательством большей истинности Моисеева учения по сравнению сучением греческих философов является то, что Моисей жил ранее их поелику же он древнее повремени, то ему должно верить более, нежели эллинам, которые, не признавая того, заимствовали у него учения В й главе третьей книги Приведенные слова, свидетельствующие о его большом интересе к хронологии, Феофил Антиохийский написал приблизительно в 181–182 гг. Тогда же или немногим ранее было написано сочинение Татиана Ассирианина Речь против эллинов, в котором также выражался интерес автора к хронологии всемирной истории. Хронологией живо интересовался и младший современник Феофи- ла Климент Александрийский (умер не позднее 215 г. Между тем в современной исторической литературе высказывается почему-то мнение о том, что интересоваться хронологией христианские и языческие историки начали только кв. Об этом пишет, в частности, французский историк Бернар Гене (Bernard Guenée). По его словам, к IV веку историки, как христианские, таки языческие, в то время каких предшественники беспокоились в основном о риторике, начали упор 33 § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов гласил: Итак, из рассмотрения времени всего нами сказанного, можно видеть древность пророческих писаний и божественность нашего учения, — что не ново это учение, и не баснословны и не ложны наши верования, как думают некоторые, но самые древние и истинные». Создание единой для всей мировой истории хронологии способствовало утверждению взгляда на нее как на прямолинейный и необратимый по своему характеру процесс эволюции человечества. Именно такое понимание человеческой истории проводил древнееврейский Ветхий Завет. На его содержание раннехристианские теологии стали опираться при разработке своей хронологии всемирной истории. Их труд весьма облегчало наличие в Ветхом Завете многочисленных указаний на время жизни упоминавшихся здесь людей. Правда, цифры, которые при этом назывались, были настолько большими, что казались сомнительными. В Ветхом Завете утверждалось, например, что всех дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет. Его потомок в девятом поколении по имени Ной жил якобы девятьсот пятьдесят лет. Родоначальник древних евреев Авраам прожил сто семьдесят пять лет. Но все сомнения в достоверности этих цифр старались отвести различными аргументами наподобие тех, которые высказал в сочинении Иудейские древности историк I века н.э. Иосиф Флавий. Пусть однако писал он, — никто не считает, при сопоставлении данных древних писателей о продолжительности их жизни с краткостью теперешней нашей, этих сообщений лживыми, объясняя это тем, что никто из наших современников не достигает такого возраста и что поэтому никто из древних не мог прожить такое количество лет. Весьма естественным является такое количество лет жизни у людей, которые пользовались особенным расположением Господа Бога, были сотворены Им самими употребляли в продолжение долгого времени более подходящую пищу. Кроме того, Господь Бог даровал им более продолжительную жизнь за их благочестие и для того, чтобы они могли вполне проверить и применить свои изобретения в области астрономии и геометрии ведь если бы эти люди не прожили (по крайней мере) шестисот лет, то они небыли но интересоваться хронологией (Бернар Гене. История и историческая культура средневекового Запада. МС Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства бы в состоянии делать предсказания, потому что именно столько лет обнимает так наз. великий год. В подтверждение своих слов историк древнееврейского народа ссылался на сочинения египетского историка Манефона, вавилонского историка Берос- са 2 , финикийского историка Мохоса, греческого историка Гекатея и других писателей, сообщавших, что древние люди жили поты- сяче лет» 3 Для построения хронологии всемирной истории было необходимо установить исходную точку отсчета лет. Ветхий Завет давал такую точку. Отсчет лет начинался в нем с момента сотворения мира. Раннехристианским теологам, стремившимся создать на основе ветхозаветного летоисчисления хронологию всемирной истории, оставалось только определить, на какой год до одного из современных им событий приходился момент сотворения мира. Необходимые для решения этой задачи цифровые данные также имелись в Ветхом Завете. В первой книге Моисея, которой открывалось ветхозаветное писание, приводилось количество лет, прожитых патриархами человечества от начала своей жизни до рождения первого сына и от этого события до своей смерти. Кроме того, называлось число лет всей жизни каждого из них. Для определения даты сотворе- 1 Иосиф Флавий. Иудейские древности / Перевод с греческого Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. Том 1. С. 16–17. 2 Беросс был халдейским жрецом и жил водно время с Манефоном Севен- нитским. Приблизительно в 268 г. до н.э. им была написана на основе архивов Белусского храма в Вавилоне история Вавилонского государства, в которой говорилось и о сотворении мира, и о первых людях. До наших дней дошли только фрагменты этого обширного труда, включенные в сочинения Аполлодора, Иосифа Флавия, Юлия Африканского, Евсевия Кесарийского. 3 Согласно Ветхому Завету древние люди непросто жили по несколько сот лет (некоторые почти по тысяче, но и умудрялись производить детей ввоз- расте, который намного больше, чем старость. Например, Адам произвел сына Сифа в возрасте 130 лет — по Массотерическому тексту Ветхого Завета (в настоящее время общепринятому) и 230 лет — по Септуагинте, Мафусаил — сына Ла- меха в возрасте 187 лет. Сыну Ноя Симу было сто лет, когда у него родился сын Арфаксад, и случилось это через два года после потопа. Ною на момент потопа исполнилось шестьсот лет, следовательно, сына Сима этот потопный герой умудрился произвести, пребывая в возрасте 502 (!) лет. Интересно, как объяснил бы Иосиф Флавий такое длительное сохранение ветхозаветными мужами способности к деторождению. 35 § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов ния мира особенно большое значение имели цифры, обозначавшие сроки, которые патриархи прожили от начала жизни до рождения первого сына. Посредством элементарного сложения этих цифр можно было определить количество лет, прошедшее от сотворения мира до потопа, до рождения Авраама, до правления какого-либо римского императора. Феофил Антиохийский сосчитал время, которое прошло от сотворения мира до смерти императора Марка Элия Аврелия Вера, более известного как просто Марк Аврелий. О своих вычислениях и полученной в их результате цифре он писал в двадцать восьмой главе третьей книги Апологии к Автоликусу»: От сотворения же мира все время слагается так от сотворения мира до потопа прошло 2242 года, от потопа до рождения сына у Авраама, праотца нашего, 1036 лет, от Исаака, сына Авраама, до странствования народа с Моисеем в пустыне — 660 лет. От смерти Моисея, от принятия начальства Иисусом Навином, до смерти Давида патриарха лет. От смерти Давида и царствования Соломона до переселения народа в землю вавилонскую — 518 лет, 6 месяцев и 10 дней. От царствования Аира до смерти императора Авре- лия Вера 741 год. Всех же в совокупности лет от сотворения мира 5695, с несколькими месяцами и днями» 1 С точки зрения современного европейского летоисчисления Марк Аврелий умер в 180 году н.э. Отсюда следует, что дата сотворения мира, определенная Феофилом Антиохийским, падает на 5515 год до н.э. История Египта в рамках такого летоисчисления оказывалась намного короче той, какой она представала в сочинениях Геродо- таи Манефона. Христианская теология связывала образование Египетского государства с именем Мицраима, который являлся сыном Хама и внуком Ноя. Родился же Мицраим, как сказано в Ветхом Завете, после потопа. А потоп случился, как вычислил Фе- офил Антиохийский, в 2242 году от сотворения мира. И прежде чем стать основателем Египетского государства, Мицраим должен был достичь взрослого возраста. Все это значит, что возникновение Египетского государства было фактически отнесено Феофи- 1 Цит. по Феофил Антиохийский. Три книги к Автолику // Сочинения древних христианских апологетов / Перевод на русский язык протоиерея Петра Преображенского. СПб., 1895. Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства лом на время, соответствующее примерно тридцать первому — тридцать второму столетию до нашей эры. Любопытно, что именно эти столетия являются общепринятой датой образования Египетского государства в современной египтологии. В конце XIX – начале XX веков авторитетные европейские египтологи относили данное событие на значительно более раннее время, датируя его и тридцать пятым — тридцать четвертыми сорок восьмыми пятидесятыми даже пятьдесят шестым столетиями до нашей эры. Мало кто из них называл более поздние даты. Немецкий историк Э. Мейер указывал на тридцать второй годно такую датировку мало кто из египтологов принимал. Столетие интенсивных исследований в области хронологии истории Древнего Египта привело к утверждению среди подавляющего большинства египтологов мнения о том, что время, падающее на тридцать второе или тридцать первое столетие до нашей эры, является наиболее вероятной датой возникновения Египетского государства. Интересно, как был получен такой результат. Не по Ветхому Завету ли вычисляли египтологи указанную дату? Способ летоисчисления, примененный Феофилом Антиохийским, использовали при составлении хронологии всемирной истории многие раннехристианские теологи. По ветхозаветной схеме считал лета живший во второй половине II – вначале века Климент Александрийский. По его вычислениям выходило, что от рождения Адама до потопа прошло 2148 лети дня — налет меньше, чему Феофила Антиохийского. Интерес Климента Александрийского к хронологии истории человечества возник из желания доказать, что учреждения и законы евреев гораздо древнее любомудрия эллинов, то есть по той же самой причине, что и у Феофила. Летоисчисление от рождения Адама применяли христианский теолог второй половины III и первой половины IV века Ев См Климент Александрийский. Строматы. Книга первая // Отцы и учители Церкви III века. Антология / Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). М, 1996. Т. 1. С. 99. 2 Там же. С. 83. 37 § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов севий Кесарийский (Памфил) 1 . От Адама до второго года Дария 2 прошло 4680 лет, — отмечал он в своей Хронике. — И от второго года Дария до 15 года Тиберия — 548 лет. Таким образом, в общем счете от Адама до 15 года Тиберия прошло 5228 лет» 3 Тиберий вступил на престол после смерти Октавиана Августа в 14 году н.э. Отсюда нетрудно сосчитать, что указанная Евсеви- ем дата рождения Адама, венчающего по ветхозаветной легенде процесс сотворения мира, приходится на 5200 год до н.э., то есть, в представлении Евсевия, мир был сотворен налет позднее даты, исчисленной для этого грандиозного события Феофилом Антиохийским. Хронологии, составленные Климентом Александрийскими Евсевием Кесарийским, показывают, что во II и III веках летоис- числение, основанное на сведениях из Ветхого Завета, не стало доминирующим среди христианских теологов. Климент Александрийский вел отсчет лет в своей хронологии истории различных народов не только от ветхозаветного Адама, но и по греческим олимпиадами по правлениям верховных властителей. По олимпиадам считал годы и Евсевий Кесарийский 6 Последний не мог не понимать, что начало истории таких стран, как Египет и Вавилон, совершенно не укладывается в рамки ветхозаветной хронологии. Он имел в своем распоряжении тексты хроник Манефона и Беросса, из которых следовало, что 1 Рождение Евсевия Кесарийского (Памфила) датируется ми годами III в, а смерть м годом Выбор Евсевием в качестве одной из основных вех летоисчисления второго года царствования Дария объясняется, по-видимому, тем, что на этот год приходится освобождение евреев из плена Eusebi Chronicorum Libri duo. Vol. 1. Eusebi Chronicorum Libri prior. Armenian Versionem Latine Factam ad Libros Manuscriptos / Edidit Alfred Schoene. Berolini, MDCCCLXXV (1875). Vol. 1. Col. 131–132. В данном издании нумерация текста дана не по страницам, а по столбцам (columns). Причем на двух языках слева на латыни, справа — на греческом. 4 См, например Климент Александрийский. Строматы. Книга первая. С. 94–98. 5 Там же. 6 См, например Eusebi Chronicorum Libri duo. Vol. 1. Eusebi Chronicorum Libri prior. Col. 159–160. Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства Египетское и Вавилонское государства появились намного раньше любой из дат, назначенной раннехристианскими теологами для обозначения времени сотворения мира. Скорее всего, именно поэтому Евсевий Кесарийский изложил сведения, почерпнутые им в сочинениях Манефона и Беросса, в отдельной книге своей Хроники. При этом он не предпринял ни малейшей попытки придать им хронологический порядок, увязать периоды правлений египетских и вавилонских верховных властителей со временами жизни правителей других стран. Вторую же книгу Хроники Евсевий Кесарийский начал с тех событий, которые произошли от рождения Авраама и были описаны в Ветхом Завете. В своем описании этих событий он расположил их в определенном хронологическом порядке, увязывая времена правлений верховных властителей шести–семи различных стран между собой. Данный хронологический ряд приводил в конце концов к Римской империи, в рамках которой эти страны были объединены, создав, таким образом, единое пространство для распространения учения Христа. Момент основания Рима избрал в качестве опоры при обозначении времени тех или иных событий в истории не только римской, но и египетской в своем сочинении История против язычников христианский историк первой половины V века Павел Орозий (Orosius Paulus) 1 . Так, рассказывая о кризисных временах древнеегипетской истории, он писал в десятой главе первой книги указанного сочинения За 805 же лет до основания Города (Anno autem ante Urben conditam DCCCV) обрушились на египтян невыразимые несчастья и ужасные страдания» 2 Одним из главных препятствий для широкого распространения впервые века нашей эры летоисчисления от сотворения мира была невозможность установить на основании Ветхого Завета более или менее точную дату этого события. Это признавали Феофил Антиохийский, писавший в двадцать девятой главе тре- 1 Точные даты жизни Павла Орозия неизвестны. Некоторые исследователи предполагают, что он родился в 380 г. См. об известных фактах биографии Павла Орозия статью Тюленев В. М. Павел Орозий и его История против язычников Павел Орозий. История против язычников. Книги I–III. СПб.: Алетейя, 2001. С. 5–20. 2 Павел Орозий. История против язычников. Книги I–III. С. 182. 39 § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов тьей книги своей Апологии к Автоликусу»: Думаю, что, сколько возможно, обстоятельно показаны мною древность наших событий и число всех лет. И если есть у меня ошибка, например, лет 50 или 100, если даже 200, однако, не на тысячи или десятки тысяч лет, как это случилось сложными счислениями Платона, Аполлония и других. Что же мы, быть может, не знаем точно числа всех лет, — это потому, что в священных книгах не написаны промежуточные месяцы и дни (курсив мой. — ВТ. Действительно, в Ветхом Завете указывались при обозначении продолжительности какого-либо события или жизни того или иного человека только полные годы даже в тех случаях, если годы не истекали полностью. С другой стороны, вызывало сомнения и то, что череда поколений, приводившаяся впервой книге Пятикнижия Моисея, мыслилась в качестве непрерывной, что понятия отец и сын имели в ветхозаветном тексте тот же смысл, который обыкновенно им придается. В Евангелии от Матфея Иисус Христос назван сыном Давида и сыном Авраама 2 , между тем из последующего описания всей родословной Иисуса Христа видно, что царь Давид является его предком только в двадцать восьмом поколении, а родоначальник евреев (и соответственно Иисуса Христа) Авраам отстоит от него вглубь веков на все сорок два поколения. Поэтому, если в книге Бытие Сим, Хам, Иафет называются сынами Ноевыми, то это совсем не значит, что Ной был их отцом в смысле человека, от которого Сим, Хам, Иафет непосредственно произошли. Он вполне мог быть их дедом, прадедом и даже прапрадедом. Вследствие всего этого даже при правильном сложении лет жизни людей, каждый из которых представлял отдельное поколение, точной цифры продолжительности истории человечества по Пятикнижию Моисея получиться не могло. Римский интеллектуал первой половины III века Цензорин (Censorinus) считал, что момент сотворения мира мог бы стать общепринятой исходной точкой для отсчета лет, если бы дата его была определенной. Если 1 Цит. по Феофил Антиохийский. Три книги к Автолику // Сочинения древних христианских апологетов / Перевод на русский язык протоиерея Петра Преображенского. СПб., 1895. 2 См. первые строки Евангелия от Матфея (I. 1): Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова». Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства бы людям было известно начало мира, мы бы начали оттуда, — замечал он в самом начале двадцать первой главы своей Книги о дне рождения (De die natali liber)». Далее Цензорин сообщал, что в современном ему Египте летоисчисление ведут, отправляясь от первого года правления Набонассара 1 или кончины Александра Великого. Летоисчисление от сотворения мира не могло стать общепризнанным среди историков II–III веков еще и по той причине, что Ветхий Завет, из которого оно выводилось, существовал в то время в различных противоречивших друг другу вариантах, из которых вытекали сильно отличавшиеся одна от другой даты сотворения мира. На это обстоятельство обращал особое внимание Евсевий Кесарийский. Подсчитав в своей Хронике, что ответ- хозаветного Адама до римского императора Тиберия прошло 5228 лет, он писал далее От 15 года Тиберия до й годовщины Константина Виктора Августа прошло 300 лет. Итак, общее число составляет, согласно ветхозаветному писанию в версии Септуагин- ты 5518 лет. Согласно еврейскому ветхозаветному тексту оно налет меньше, и согласно самаритянскому ветхозаветному тексту оно налет меньше. Таков способ подсчета количества лет согласно Ветхому Завету» 2 Из трех названных Евсевием вариантов Ветхого Завета самым авторитетным среди христианских теологов и историков признавалась «Септуагинта» (Семьдесят толковников»). Это был ветхозаветный текст, переведенный в течение III–I веков до н.э. на греческий язык для обосновавшихся в Египте (преимущественно в городе Александрия) и забывших родной язык евреев. Оконча- 1 Вавилонский царь восьмой династии Набонассар или Набу-насир правил в 747–734 гг. до н.э. 2 Ibid. P. 131. 3 По рассказу, приводимому в Иудейских древностях Иосифа Флавия, инициатором перевода Ветхого Завета на греческий язык был Димитрий Фа- лерейский, заведовавший государственными книгохранилищами при египетском фараоне Птолемее II Филадельфе (283–246 гг. до н.э.). Птолемей якобы спросил его однажды, сколько книгу него уже собрано. Димитрий отвечал, что пока только двести тысяч, но вскоре число томов дойдет до пятисот тысяч. При этом он сообщил фараону, что множество интересных и достойных его библиотеки сочинений, излагающих древнееврейский закон, есть у иудеев, однако тексты этих сочинений очень трудно перевести на греческий язык. В проше- 41 § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов тельный состав его книг сложился не ранее I века нашей эры. По словам исследователя текста «Септуагинты» Г. Б. Свита, Александрийская библия является, строго говоря, не одной версией, носе- рией версий, созданных в различные времена и такими переводчиками, чьи идеалы не во всем совпадали» 1 В первые шесть столетий своей истории «Септуагинта» являлась самой авторитетной священной книгой не только в Египте и Палестине, но ив западной части Азии ив Европе. Она создала религиозный язык, который был поставлен на службу христианству, и выступила в качестве важнейшего союзника Евангелия. Она обеспечила греко-говорящую Церковь авторитетным переводом Ветхого Завета и, когда христианские миссионеры продвига- нии, поданном Птолемею спустя некоторое время, Димитрий советовал фараону обратиться за помощью в решении этой задачи к иудейскому первосвященнику Элеазару. Птолемей принял такой совет и послал Элеазару в Иерусалим письмо, в котором помимо прочего сообщал Желая сделать приятное всем живущим на земле иудеям, я решил приступить к переводу вашего Закона и, переведя его с еврейского языка на греческий, поместить эту книгу в число сочинений моей библиотеки. Поэтому ты поступишь хорошо, если выберешь по шести престарелых мужей из каждого колена, которые вследствие продолжительности занятий своих законами многоопытны в них и смогли бы в точности перевести его. Я полагаю стяжать себе этим делом величайшую славу. Поэтому посылаю тебе для переговоров относительно этого начальника моих телохранителей Андрея и Аристея, которые оба пользуются в моих глазах величайшим почетом. Чрез них я послали первое свое пожертвование на храм, для жертвоприношений и всего прочего, именно сто талантов серебра. Итак, ты окажешь мне услугу, если спросишь у меня, чего желаешь. Элеазар в ответ на эту просьбу якобы прислал х (или 70) иудеев, знавших греческий язык. Птолемей поселил их на острове Фарос, и, пребывая там и получая в изобилии все необходимое, они перевели за 72 дня весь текст Пятикнижия Моисея. См Иосиф Фла- вий. Иудейские древности / Перевод с греческого Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. Т. 1. С. 660–674. Историки, изучавшие происхождение «Септуагинты», еще в XIX в. пришли к мнению, что данный рассказ, встречающийся в различных вариантах в целом ряде античных произведений, является вымыслом. Этот рассказ основан на так называемом Письме Аристея Филократу», которое представляется подложным, поскольку его написание можно датировать временем не ранее середины в. до н.э. 1 Swete H. B. An introduction to the Old Testament in Greek. Revised by R. R. Ottley. With appendix containing the letter of Aristes. Edited by H. St J. Th ackeray. Peabody: Hendrickson publishers, 1989. P. 315. Данное издание перепечатано со второго ее издания, выпущенного в свет в Кэмбридже в 1914 г. Первое издание этой книги выходило в свет в 1900 г. Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства лись за пределы эллинизма, она служила основой для новых переводов на туземные языки» 1 Содержание сочинения Иосифа Флавия Иудейские древности показывает, что он опирался в своем описании истории древних евреев именно на «Септуагинту». Об этом свидетельствуют, в частности, его слова А между тем в священных книгах записаны (кроме законов) десятки тысяч разных других фактов ввиду того, что там обнимается период пятитысячелетней исторической жизни (народа (курсив мой. — ВТ. Пять тысяч лет отводил для истории человечества только ветхозаветный текст в версии «Септуагинты». По «Септуагинте» строили хронологии всемирной истории Феофил Антиохийский и Климент Александрийский. Предпочтение «Септуагинте» отдавали в своих Хрониках Юлий Африканский и Евсевий Кесарийский. По словам Джека Финегана, Евсевий думал, что ошибки и несоответствия очевидны в сохранившемся древнееврейском тексте (Ветхого Завета) и что Септуагинта была переведена с древних и точных копий древнееврейского текста и поэтому ей должно быть отдано предпочтение» 4 Построенная на основе ветхозаветного летоисчисления хронология всемирной истории возобладала в исторических трудах европейских интеллектуалов только к VII веку. К этому времени в среде христианских теологов западной части Византийской империи большее распространение стал иметь латинский языки латинская версия Священного Писания, изготовленная в конце IV века монахом Вифлеемского монастыря Евсевием Иеронимом Со- фрониусом (Eusebius Hieronymus Sophronius, 340 или В основу своего перевода Ветхого Завета Иероним положил ев- 1 Swete H. B. Op. cit. P. 433. На основе именно «Септуагинты» был создан перевод Ветхого Завета на славянский язык Флавий. Иудейские древности / Перевод с греческого Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. Том 1. С. VI. 3 На это указывают хотя бы уже даты, определенные ими для момента сотворения мира. 4 Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. Princeton: Princeton University Press, 1964. P. 156. 5 В современной западноевропейской литературе по истории Библии он более известен под именем Св. Джерома (S. Jerom). 43 § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов рейский текст более позднего происхождения по сравнению стем, который лег в основу «Септуагинты». Перевод Нового Завета он выполнил сего греческого текста. Впоследствии к текстам, переведенным на латинский язык Иеронимом, были добавлены переводы других текстов Священного Писания. Так составилась Вуль- гата (Vulgata), которая вплоть до эпохи Реформации была самым авторитетным для западноевропейских христиан вариантом Священного Писания. Кроме того, Иероним переложил на латынь часть Хроники Евсевия Кесарийского. Естественно, что он выбрал для перевода вторую книгу, даты событий которой вполне укладывалась в рамки разработанной христианскими теологами ветхозаветной хронологии. Иеронимовский текст второй книги Хроники Ев- севия Кесарийского будет востребован европейскими интеллектуалами (в первую очередь Иосифом Скалигером) только на рубеже столетий. Но вплоть до обнаружения вначале века армянского перевода греческого текста Хроники Евсевия, осуществленного приблизительно в VI веке, и его перевода на латинский язык текст Хроники Евсевия Кесарийского в обработке Иеронима был единственным доступным для изучения европейскими историками. Выдвижение на роль самого авторитетного среди западноевропейских христиан варианта Ветхого Завета латинского его текста, созданного Евсевием Иеронимом, вызвало к жизни новую, более укороченную хронологию всемирной истории. В еврейском тексте Ветхого Завета момент сотворения мира падал на время, значительно более позднее по сравнению стем, которое предполагала «Септуагинта», а именно на 3760 год от сотворения мира. Продолжительность человеческой истории по латинскому варианту Ветхого Завета оказывалась, в силу самого происхождения этого варианта, близкой именно к еврей Армянский текст Хроники Евсевия Кесарийского вышел в свет в переводе на латинский язык в 1818 г. Причем было издано одновременно два варианта этого перевода, выполненных Зохрабом (Zohrab) и Ошером (Aucher). 2 В работах по истории еврейского летоисчисления выбор 3760 года в качестве даты сотворения мира объясняется тем, что именно в этом году равноденствие, момент начала полнолуния, начало месяца нисана (первого месяца поев- рейскому календарю) падали на среду Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства ским представлениям. Данная перемена серьезно отразилась на содержании хронологических концепций египетской исто- рии. С точки зрения хронологии всемирной истории, вытекавшей из «Септуагинты», евреи не могли считаться самым древним на Земле народом. Эту честь созданная в Египте греческая версия Ветхого Завета отдавала, естественно, египтянам. Но по обрезанной хронологии, предполагавшейся латинским ветхозаветным текстом, самым древним на Земле народом оказывались именно евреи. Момент же появления египетской цивилизации передвигался со времени, предшествовавшего появлению на арене мировой истории еврейского народа, на годы, которые шли после этого последнего события. Естественно, что новые представления о хронологии всемирной истории утверждались в головах европейских интеллектуалов постепенно. Какое-то время они сочетались со старыми, навеянными «Септуагинтой» взглядами. Об этом свидетельствует, например, созданное вначале века архиепископом Севильским Исидором (Isidorus Hispalensis, 560–636) произведение под названием «Хроникон». Представленная в этом сочинении хронология всемирной истории была составлена явно на основе «Септуагинты» и, возможно, также творений Феофила Антиохийского. Всю историю человечества Исидор Севильский разделил на шесть эпох первая охватывала период в 2242 года — от сотворения мира до потопа, вторая — 942 года, от потопа до рождения Авраама, третья — 940 лет, от рождения Авраама до воцарения Давида, четвертая — 485 лет, от начала правления Давида до вавилонского пленения евреев, пятая — 545 лет, от начала вавилонского пленения до утверждения в качестве верховного властителя в Риме Октавиана Августа. Пятая эпоха пришла к концу в 5155 году, — писал Исидор в «Хрониконе», имея ввиду в качестве исходной точки летоисчис- ления момент сотворения мира. С началом правления Октавиа- на Августа началась, по мнению Исидора, шестая эпоха всемирной истории. По его словам, «Октавиан Август правил пятьдесят шесть лет Господь Иисус Христос был рожден от Вифлеемской девственницы в Иудее на сорок втором году Октавианова 45 § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов правления» 1 . Таким образом, Исидор Севильский относил сотворение мира ко времени, которое соответствует в современном европейском летоисчислении 5197 году до н.э. В рамках составленной Исидором Севильским хронологии всемирной истории содержалась и краткая хронология истории Египта. Так, в пункте 10 «Хроникона» говорилось «Фалек ввоз- расте 130 лет родил Рагава. В эти времена были построены первые храмы. И некоторые вожди народов начали поклоняться богам. Рагав в возрасте 132 лет родил Серуха, при котором возник- логосударство Скифов, в котором первым правил Танаус. Серух в возрасте 130 лет родил Нахора. Государство Египтян возникло в первый раз, справившим там впервые Зоесом (Zoes)» (курсив мой. — ВТ. Нахор, по рассматриваемой хронологии Исидора Севильского, родился на 3035 году от сотворения мира. На это же время Исидор относили образование Египетского государства. 3035 год от сотворения мира соответствует 2162 году до н.э. По его хронологии получалось, что Египетское государство возникло позднее Скифского, причем на целых 130 лет. В титулах спой книги пятой Этимологии Исидора Севильского приводится сокращенный вариант его «Хроникона». Здесь цитированный выше отрывок выглядит следующим образом «Фалек в возрасте 130 лет родил Рагава. Впервые стали поклоняться Богам. Год й. Рагав в возрасте 132 лет родил Се- руха. Возникло государство Скифов. Год й. Серух в возрасте 130 лет родил Нахора. У Египтян появился царь» 2 В отличие от Евсевия Кесарийского, считавшего годы и по олимпиадами по правлениям верховных властителей, и от сотворения мира, Исидор Севильский применял только один способ летоисчисления — от сотворения мира. И это весьма примечательная черта его «Хроникона». Она показывает, что системы 1 S. Isidori Hispanensis episcopi Chronicon // Patrologiae cursus completes, sive bibliotheca universalis, integra, uniformis, commoda, oeconomica, omnium SS. Patrum, doctorum scriptorumque ecclesiasticorum qui ab aevo apostolico ad usque Innocentii III tempora fl oruerunt... Series Latina, in qua prodeunt Patres, doctores scriptoresque Ecclesiae Latinae, a Tertulliano ad Innocentium III. Accurante J.-P. Migne. Paris: Lutetiae Parisiorum, 1844. Vol. 83. Col. 1038. Весь текст «Хроникона» занимает в этом издании сорок две колонки — с 1017 по 1058. 2 Isidor of Seville. Th e Etimologies // An encyclopedist of the dark ages Isidore of Seville. By Ernest Brehaut. New York, 1912. P. 181. Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства летоисчисления и хронологические схемы, разработанные античными историками, потеряли к началу VII века свое прежнее зна- чение. В этой связи примечательной является реформа исчисления дат празднования пасхи, осуществленная в е годы VI века архивариусом папы Иоанна I монахом Дионисием Малым (Dionysius Exiguus) 1 . В 525 году Иоанн I поручил Дионисию составить новую пасхалию, поскольку через шесть лет заканчивалась действовавшая в то время пасхалия, составленная епископом Кириллом Александрийским (376–444) налет с 437 по 531 год. Старая пасхалия была создана на основе исчисления лет от начала правления Диоклетиана. Но Дионисий Малый, считавший Диоклетиана скорее тираном нечестивыми гонителем, чем монархом (tyranni potius, quam principis, impii et persecutoris)», не пожелал вести отсчет лет от момента его вступления на императорский престол. Своевольный скифский монах предложил считать года от воплощения Господа нашего Иисуса Христа (ab incaratione Domini nostri Jesu Christi)». Более того Дионисий Малый указал конкретную дату этого воплощения — 25 декабря 753 года от основания Рима. В определении этой даты Дионисий опирался на сведения о жизни Иисуса Христа, зафиксированные в Евангелиях, и на сложившиеся к его времени традиции празднования христианской пасхи и исчисления дней таких празднований. Эти традиции Дионисий постарался соблюсти — он отказался лишь от Диоклетиа- новой эры в исчислении пасхалии, заменив ее на эру Христову. Дата рождения Иисуса Христа в Евангелиях не была указана (возможно, по той причине, что иудеи не считали дни рождения людей заслуживающими каких-либо празднеств. Евангелие от Матфея сообщало, что Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (гл. 2, стих 1), что по смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца (гл. 2, стихи 19–20). Ирод 1 По свидетельству друга Дионисия Малого Флавия Кассиодора (Flavius Aurelius Cassiodorus, 485–580) Дионисий был по происхождению скифом. Более или менее точные даты его рождения и смерти неизвестны, можно только предполагать, что жил он в конце V – первой половине VI века Пасхалия — таблица дней празднования христианской пасхи 47 § 3. Хронология истории Древнего Египта в трудах раннехристианских теологов умер в 749 году от основания Рима, следовательно, в 753 году, если исходить из приведенных слов Евангелия от Матфея, Иисус Христос должен был пребывать уже в возрасте более четырех лет. В Евангелии от Луки говорилось, что в то время, когда Иисус Христос родился, Октавиан Август издал распоряжение о проведении переписи по всей Римской империи. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Этапе- репись была первая вправление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Га- лилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома ирода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца (гл. 2, стихи 1–7). Октавиан Август в кратком своем жизнеописании, составленном, как он сам в конце его указывает, в возрасте, когда ему шел й год, упомянуло трех переписях, состоявшихся в его правление. Первую он произвел в свое шестое консульство (28 г. до н.э.) вместе с М. Агриппою, вторую — один, облеченный консульской властью, в консульство К. Цензорина и К. Азиния» (8 г. до н.э.) и третью — в консульство С. Помпея и С. Апулея, облеченный консульской властью в сотовариществе со своим сыном Тибери- ем Цезарем (14 г. н.э.) 2 . Слова Августа о переписях полностью подтверждаются сообщением Гая Светония Транквилла. По его словам, Август три раза производил народную перепись, хотя и не был цензором в первый и третий раз — с товарищем, в промежутке один. Очевидно, что евангелист Лука мог иметь ввиду только перепись, которая состоялась в 8 году до н.э. Существуют также факты, говорящие о том, что приблизительно в это время — 7–6 годы до н.э. — Сирией управлял Публий Сульпиций Квини- рий 4 . Перепись, проведенную в указанные годы, Лука назвал пер В исторической литературе оно известно под названием Деяния божественного Августа (Res gestae divi Augusti)». Именно под таким названием его издал историк Теодор Моммзен. 2 См Автобиография Августа (Анкирский памятник) // Римская империя. Сборник статей в переводе АС. Милюковой. МС Гай Светоний Транквил. Жизнь двенадцати цезарей. МС См. об этом Машкин НА. Принципат Августа. МС Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства вой неслучайно приблизительно в 6 году н.э. Квириний, все еще управлявший Сирией, провел еще одну перепись. О ней написал Иосиф Флавий впервой главе восемнадцатой книги Иудейских древностей. Евангелист Лука сообщал, что было издано повеление, чтобы пошли все записываться, каждый в свой город. Текст этого повеления сохранился на одном из папирусов и был опубликован еще в 1907 году. «Гай Вибий Максим, правитель Египта, — говорится в нем, — повелевает поскольку мы намерены провести ценз, необходимо приказать всем, кто по какой-либо причине живет вне дома, вернуться в их собственные округа, чтобы пройти перепись обычным порядком» 2 Таким образом, 753 год от основания Рима, назначенный Дио- нисием Малым для рождения Иисуса Христа, был избран в очень слабой связи со сведениями о нем, приводимыми Евангелиями, и совершенно без какого-либо анализа и учета исторических фактов. Скорее всего Дионисий просто нашел наиболее подходящий для составления постоянной пасхалии год. И это являлось, пожалуй, самым главным мотивом его отказа от летоисчисления по Диоклетиановой эре, — отказа, который он прикрыл ссылкой на то, что Диоклетиан был скорее тираном нечестивыми гонителем, чем монархом». Иначе говоря, Дионисий Малый совсем не стремился создать новую систему летоисчисления для всего общества и на все случаи. Предложенный им способ отсчета лет был предназначен только для религиозных целей. Поэтому историки и составители хронологий всемирной истории продолжали вести летоисчисле- ние не от рождения Иисуса Христа, а от сотворения мира. Летоисчисление же от рождения Христа утвердилось в Западной Европе во многом благодаря усилиям монаха одного из англосаксонских монастырей Беды Достопочтенного (Bede Venarabilis,673–735). Знакомясь с сочинениями Дионисия Малого, он обратил особое внимание на созданное скифским монахом для расчета пасхалии летоисчисление от рождения Христа. Беда решил распространить его и на датировку исторических событий. При этом он предложил считать, отправляясь от 1 См Иосиф Флавий. Иудейские древности / Перевод с греческого Г. Г. Ген- келя. СПб., 1900. Том 2. С. 290. 2 Kenyon F. G., Bell H. J. Greek Papiri in the Museum. London, 1907. P. 125. 49 § 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения этой исходной точки, и года, предшествовавшие рождению Христа. Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного, написание которой было им завершено в 731 году, показывает два способа летоисчисления: от основания Рима (В год от основания Рима й император Клавдий, четвертый после Августа, желая показать себя благодетелем государства, задумал начать повсюду победоносные войны) и от рождения Христа (В год от воплощения Господа й Диоклетиан, тридцать третий император после Августа, был возведен натрон войском и правил двадцать лет 4. Хронология истории Древнего Египта в трудах европейских ученых эпохи Возрождения В исторической литературе, посвященной формированию современной хронологии, часто встречается утверждение, что основы современной хронологии древней истории были заложены в эпоху Возрождения усилиями Жозефа Скалигера (1540–1609) и Дионисия Петавиуса (1583–1652). На самом деле основы данной хронологии закладывались трудами многих ученых, и не только средневековых, и не только тех, кто жили работал в эпоху Возрождения. Современная хронология древней истории является в какой-то своей части научной хронологией, то есть основанной на объективных закономерностях, открытых внимательными наблюдателями за природными явлениями. Но по происхождению своему это явно хронология конвенциональная, условная, поскольку создавалась она не в результате научных открытий гениальных ученых, но посредством длительного повремени процесса согласования различных точек зрения на датировки главных событий древней истории человечества. Жозеф Скалигер и Дионисиус Пе- тавиус выделяются из массы занимавшихся хронологией всемирной истории ученых не тем, что предложили, в отличие от других 1 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Перевод с латинского, статья, примечания, библиография и указатели В. В. Эрлихмана. СПб., 2001. С. 12. 2 Там же. С. 14. Глава вторая. Хронология истории древнеегипетского государства хронологистов, подлинные даты указанных событий, но потому, что составленные ими варианты хронологии всемирной истории были признаны достоверными большим числом историков, нежели хронологические конструкции других ученых. Но факт такого признания уже сам по себе служит явным свидетельством того, что составленные Скалигером и Петавиусом хронологии опирались на хорошо известные в европейском образованном обществе и авторитетные материалы и несли в себе очень малонового для сознания европейских интеллектуалов. Подобное можно сказать и о вариантах хронологии всемирной истории, ив том числе древней, составленных Джеймсом Усшером, Джоном Маршамом и целым рядом других ученых. Жозеф Жюст Скалигер |