Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница14 из 39
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   39
солнцепоклоннического переворота XIV века
Устойчивость древнеегипетской традиционной религиозно- политической мифологии подверглась серьезному испытанию в середине XIV века до н.э., вовремя правления XVIII династии, когда на престол взошел Аменхотеп IV
1
. Принятая им на себя ти- тулатура была вполне традиционной Да живет Хор, телец крепкий, высокий двумя перьями, обе владычицы, великий царствованием в Эп-эсове, Хор золота, воздевший венцы в Оне Верховья»
2
и т. д.
Приблизительно с шестого года правления Аменхотепа IV в его титулатуре появились нововведения. Первые ее элементы стали выражать следующие фразы Да живет Хор, телец крепкий, возлюбленный Йота, обе владычицы, великий царствованием в
Ах-йот, Хор золота, воздевший имя Йота»
3
Йот рисовался в виде солнечного диска и мыслился в качестве могущественного бога, который создал все, что есть на Земле, и благодаря которому все земное продолжает существовать. Среди египтологов более распространенным является наименование его
Атоном. Включение имени данного бога в титулатуру было главным нововведением фараон представлялся отныне сыном солнечного диска, занимающим принадлежащий ему трон. По этой причине совершенная Аменхотепом IV религиозно-политическая реформа и называется египтологами солнцепоклонническим пере-
воротом.
Второе нововведение было не менее значимым Хор перестал изображаться в виде сокола. Об этом свидетельствует замена в ти- тулатуре характеристики Хора как высокого двумя перьями на возлюбленного Йота (Атона)». Последние два слова одновремен-
1
Специально изучавший историю Аменхотепа IV (Amenophis IV) американский египтолог Дональ Редфорд в качестве дат его правления назвал 1377–
1360 гг. до н.э. См Redford D. B. Akhenaten. Th e Heretic King. Prinston, New Jersey,
1987. P. 13.
2
Цит. по Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. Часть 1. Книги 1 и 2. МС Там же. С. 144.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
но выражали новое имя фараона вместо Аменхотепа он стал Эх- найотом (Эхнатоном).
Немаловажным нововведением в титулатуре были и слова великий царствованием в Ах-йот» вместо великий царствованием в Эп-эсове
1
». Оно означало, что, приняв имя Эхнайота (Эхнатона)
Аменхотеп IV сменили место своей резиденции.
Йот (Атон) не был новым богом ему поклонялись и фараоны, предшествовавшие Эхнайоту (Эхнатону). Новым был способ поклонения. Поясняя созданное в результате солнцепоклонническо- го переворота новое воззрение на фараона, Дональд Редфорд писал «Эхнатон — единственный сын Диска единственный, кто его знает единственный, кто может толковать его для людей единственный, кто может предложить некоторые жертвы единственный, кто управляет Землей»
2
Солнцепоклоннический переворот был попыткой облечь государственность Древнего Египта в новую религиозно-политическую оболочку. Он потерпел неудачу. После смерти Эхнайота (Эхнатона) в этой стране быстро восстановилась традиционная государственная идеология. Но данный результат совсем не означает, что предпринятая им реформа была случайным событием — спонтанным порывом молодого властителя. В действительности она выразила тенденции, которые проявились в древнеегипетском государстве задолго до его восшествия на престол. В частности, о поклонении солнечному диску говорится в гимнах, создание которых можно отнести к начальному периоду правления XVIII династии. При
Аменхотепе III изображение фараона в образе солнечного диска было уже вполне распространенным явлением. Неуспех реформы
Эхнайота (Эхнатона) свидетельствует поэтому не о слабости новой идеологической конструкции верховной государственной власти, но о чрезвычайной устойчивости ее традиционной идеологии «Эп-эсов» — другое название Карнака, древнеегипетского религиозного центра эпохи Нового царства, располагавшегося в районе Фив Redford D. B. Th e Sun-Disc in Akhenaten’s Program: Its Worship and
Antecedents, II // Journal of the American Research Center in Egypt. 1980. Vol. 17.
P. 26.
3
См. об этом Redford D. B. Th e Sun-disc in Akhenaten’s Program: Its Worship and Antecedents, I // Journal of the American Research Center in Egypt. 1976. Vol. 13.
P. 50–51.

181
§ 2. Институт верховной государственной власти. Статус древнеегипетского монарха в условиях политической раздробленности в переходный период от Старого царства к Среднему царству»

Единство древнеегипетского государства держалось почти исключительно на могуществе монарха. А это могущество, в свою очередь, всецело зависело от размеров материального богатства, находившегося в его распоряжении. Монархи пятой династии стали уступать в этом отношении своим предшественниками власть их ослабла. Местные правители начали строить гробницы, не уступавшие по своему богатству гробнице верховного властителя. А в прежние времена они не могли позволить себе хоть в чем-то ему равняться.
Многие факты и среди них прежде всего распространение голода среди населения указывают на то, что главной причиной распада единого древнеегипетского государства, произошедшего приблизительно в середине XXII столетия до н.э., был упадок в земледелии вследствие изменений в климате, повлекших за собой засуху и обмеление Нила. Подобные климатические переме-
1
Факт резкого уменьшения количества осадков и обмеления Нила в период с 2850 до 2600 гг. до н.э. был давно известен египтологам. Одним из первых это событие специально исследовал немецкий географ, сотрудник Академии науки литературы в Майнце Карл Бутцер (с 1959 г. ассистент-профессор географии в Висконсинском университете, США. См Butzel K. Das öekologische Problem der neolithischen Felsbilder der öestlichen Sahara // Akademie der Wissenschaft en und der
Literatur (Mainz). Abhandlungen der mathematisch-naturwissenschaft lichen Klasse.
1957. № 1. S. 20–49. В х гг. ХХ в. исследованиями климатических изменений в истории Древнего Египта занималась Барбара Белл, американский астроном из обсерватории Гарвардского колледжа. В статье Темные века в древней истории она привела множество текстов середины XXII в. до н.э., ясно показывающих, что египтяне переживали в то время суровый голод, вызванный преимущественно недостатком воды в Ниле, нежели человеческой небрежностью, и высказала при этом мнение о нем как о главной причине распада единого государства. По ее словам, нет никакого другого адекватного объяснения для полной и, кажется, внезапной дезинтеграции как правительства, таки египетского общества, случившейся в конце правления Пепи II династии VI, около 2180 г. до н.э.» (Bell B. Th e Dark Ages in Ancient History. I. Th e First Dark Age in Egypt //
American Journal of Archaeology. 1971. Vol. 75. № 1. P. 8). Мысль о том, что распад Старого царства был вызван более природными причинами, нежели кризисом в политической системе, является главным выводом статьи египтолога Дэвида
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
ны произошли тогда ив Месопотамии. Любопытно, что именно в то время распалась Шумеро-Аккадская империя, на обломках которой возник позднее могущественный Вавилон.
Засуха была губительной для первых территориальных государств Древнего Востока потому, что их единство держалось почти всецело на институте верховной государственной власти. А могущество монарха покоилось, в свою очередь, на доходах от государственных земледельческих хозяйств и сборах с частных землевладельцев. Сезоны засухи и обмеление Нила влекли за собой падение урожайности, а значит, резкое снижение доходов от земледелия. Обедневший монарх мало что мог дать своим сановниками чиновникам они переставали смотреть на своего государя как на источник материальных благ и не считали необходимым оказывать ему прежнее почтение. С другой стороны, недостаток материальных ресурсов не позволял культивировать среди населения в прежних размерах и формах миф о могуществе монарха. Его власть теряла свой авторитет не только в рамках административного аппарата, но ив масштабе всей страны.
Начало периода раздробленности связывается в египтологии с окончанием правления шестой династии. Седьмая династия, согласно «Египтиаке» Манефона в варианте Георгия Синкелла, состояла из семидесяти монархов Мемфиса, которые правили в течение дней. Современные египтологи полагают, что монархи седьмой династии правили в общей сложности восемь лета восьмой тринадцать. Седьмая и восьмая династии занимали годы с 2150 до 2134 до Христа, — пишет Майкл Райс.
После этого формальный титул верховного властителя Египта перешел отправителей из Мемфиса к роду правителей из города, О Коннора Политические системы и археологические данные в Египте 2600–
1780 гг. до н.э.». См O’Connor D. Political Systems and Archaeological Data in Egypt:
2600–1780 B. C. // World Archaeology. 1974. Vol. 6. № 1. Political Systems. P. 15–38.
1
Th e Aegyptiaca of Manetho // Manetho / with English translation by
W. G. Waddell. Cambridge, London, 1964. P. 57. По варианту Евсевия Памфила, седьмая династия состояла из пяти монархов Мемфиса, правивших 75 лет
(ibidem).
2
Th e Cambridge Ancient History. Th ird Edition. Vol. 1. Part 2. Early History of the Middle East. Cambridge, 2006. P. 197.
3
Rice M. Egypt’s Legacy. Th e Archetypes of Western Civilization 3000–30 B. C.
London and New York, 2003. P. 124.

183
§ 2. Институт верховной государственной власти
название которое звучало по-египетски приблизительно как Хе- ненесу (Heneneswe). В исторической литературе этот город более известен под греческим названием «Гераклеополис». Данные правители составили девятую и десятую династии.
Правление династий с седьмой по десятую охватывает примерно столетие. Это один из самых темных периодов древнеегипетской истории. Достоверно о нем можно сказать только одно — это было время, когда египтяне терпели небывалые бедствия голод, мор, междоусобные войны, разорения жилищ и хозяйств.
Распад древнеегипетского единого государства означал фактическую ликвидацию института монархии. Формально данный институт продолжал существовать Египет не оставался без монархов. Но, во-первых, их власть была могущественной чаще всего лишь в пределах их собственного дворца или поселения, для страны в целом она являлась чисто формальной. А во-вторых, нередко бывало так, что носителями верховной власти считали себя одновременно несколько кланов местных правителей.
Статус древнеегипетского монарха, его взаимоотношения с сановниками и политика по отношению к обществу неизбежно должны были в этих условиях измениться. Новое общественное значение института верховной государственной власти нашло свое отражение в поучении, которое было составлено пятым правителем из Хененесу (Гераклеополиса) для наследника престола
Мерикара.
«Царская власть — это прекрасная служба, — внушал он своему сыну. Царь представлялся в соответствии с таким взглядом не богом, которому подчиняются без каких-либо условий, но властителем, который для того, чтобы подданные ему повиновались и управление шло успешно, должен был обладать целым набором особых качеств и проводить определенную политику.
Во-первых, царю надлежало быть зрелым мужем и знать свою страну. Открой твое лицо, чтобы ты смог управлять в качестве зрелого) мужа, — наставлялся будущий царь в указанном поучении. Во-вторых, он должен был обладать умственной одарен Поучение пятого гераклеопольского государя царевичу Хети, будущему царю Мерикара // Демидчик А. Е Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005. С. 200.
2
Там же. С. 202.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
ностью и даром предвидения. Об этом качестве царя в поучении
Мерикара говорилось А смышлен он уже при его выхождении из (родительского) чрева, ибо бог возвышает его пред миллионами людей. В-третьих, ему следовало быть во всем сведущим.
«Царь-владыка свиты не бывает неосведомленным, — гласило поучение. В-четвертых, ему надлежало знать, что говорили и как поступали его предки. Уподобляйся твоим отцами твоим предкам — наставлялся в рассматриваемом поучении будущий царь, — смотри, их речи сохранены в (древних) письменах. Разворачивай (свитки, чтобы ты мог их читать и поступать сообразно знанию. В-пятых, царь должен был обладать ораторским искусством. Будь искусным в речах, и ты будешь силен Сила царя — в его языке, речь сильнее любого оружия. Не решаются хитрить стем, кто искусен разумением, — говорилось в поучении Мери- кара.
Все перечисленные качества монарха должны были, помысли составителя поучения для Мерикара, помочь будущему царю держать в повиновении сановников. Мудрый — это для сановников. Не нападают на него знающие, что он (многое) знает, не заводится вблизи него (кривда преподносится ему правда столь же чистая, как советы из речей предков»
5
Но для успешного управления страной царю мало было обладать этими качествами — необходимо было проводить деятельную политику во благо подданных. Не бывает благочестия, затаившегося (в бездействии хорошо творить для будущего, — утверждалось в поучении. Одно из главных предназначений верховного властителя автор этого сочинения видел в его обязанности поддерживать справедливый правопорядок в мире (маат), защищать слабых и обездоленных. Поучение наставляло Мерикара: Говори маат в своем доме, и будут трепетать пред тобой сановники, которые ведают страной. Признак (божественного) владыки —
1
Поучение пятого гераклеопольского государя царевичу Хети, будущему царю Мерикара. С. 200.
2
Там же Там же. С. 193.
4
Там же Там же

185
§ 2. Институт верховной государственной власти
праведность сердца, (и тогда) ведомства дворца внушают трепет окрестностям. Исполняй маат, и ты будешь (долго) пребывать на земле. Утешь стенающего и не притесняй вдову, не прогоняй сына от имущества его отца. Царь призывался бережно относиться к чужим памятникам, не делать различия между сыном (знатного) мужа и простолюдином, приближать к себе человека за деятельность его рук, не разорять подданных, исполняющих предписания, не наказывать невиновных, не убивать без причины, а карая преступников, не забывать о милосердии. Поучение внушало будущему царю воздерживаться от злых дели творить дела добрые Человек остается (жив) после смерти, лишь когда помещены возле него его (добрые) дела в качестве припасов. Побуждай своим добрым нравом, чтобы вступались за тебя Жалок (правитель, желающий себе (владеть) всей землей, алчный, когда владеют другие, — это несведущий. На земле (скоротечно) проходит жизнь, нет ей продленья, но (добрая) память на ней — это вечная) молодость. Не подобает владыке Обоих земель владеть тем, что принадлежит миллионам людей»
3
Большое внимание уделялось в поучении стилю обращения царя со служащими государственного управления. Он призывался заботиться о своих чиновниках, обогащать и возвышать их, добиваться исполнения ими законов.
Поучение Мерикара показывает, что в период политической раздробленности древнеегипетский монарх выступал скорее в роли высшего должностного лица, главы административного аппарата, чем могущественного властителя. Он утратил божественный авторитет и вынужден был прилагать огромные усилия для обеспечения повиновения себе подданных. Для сохранения же лояльности к себе чиновников и сановников монарх вынужден был угождать им, раздаривая награды, новые должности, земельные участки и работников. Такая модель поведения носителя верховной государственной власти свидетельствовала о слабости этой власти в Древнем Египте рассматриваемого времени Поучение пятого гераклеопольского государя царевичу Хети, будущему царю Мерикара. С. 194–195.
2
Там же. С. 195.
3
Там же. С. 194.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
Одна из причин такого ее состояния таилась скорее всего в организационной рыхлости клана правителей из Хененесу (Гера- клеополиса). В то время, когда писалось поучение Мерикара, данный клан ослабел настолько, что стал явно уступать свои позиции в стране знатному роду из поселения, обозначавшегося словом, которое звучало приблизительно как Васет или Весе. В историческую литературу оно вошло под греческим наименованием Фивы. Соперничество между двумя кланами местных правителей за титул верховного властителя над Египтом продолжалось долго, усугубляя раскол страны. Примерно в середине XXI века до н.э. правитель из Васета (Фив) сумел разгромить войско правителя Хененесу (Гераклеополиса) и установить контроль над значительной частью долины Нила. Это позволило ему провозгласить себя верховным властителем Египта. В историю он вошел как фараон Небхепетр Ментухотп II, создатель нового единого государства в Древнем Египте — так называемого Среднего царства. Институт верховной государственной власти в эпоху Среднего царства»

Новая, одиннадцатая по счету, династия верховных властителей появилась из рода местных правителей. Его представители занимали в эпоху Старого царства высокие должности в государственном управлении, бывали и верховными жрецами, но никогда не становились монархами. Новое объединение Египта произошло в значительной мере посредством проведения ими энергичной экспансионистской политики. При этом главной опорой их власти была армия. Эти обстоятельства определили характер института верховной государственной власти эпохи Среднего царства».
О монархе эпохи Старого царства можно сказать, что он царствовал, ноне правил. Его главные функции были идеологическими по своему содержанию. Его главной задачей являлось поддержание религиозно-политического мифа о верховной государственной власти, который придавал ей авторитет среди населения
1
В надписи на стене одного из храмов времен XIX династии его имя называется вместе с именами Менеса, легендарного основателя I династии и первого единого государства в Египте, и Амосиса, основателя XVIII династии и единого государства эпохи Нового царства

187
§ 2. Институт верховной государственной власти
и способствовал сохранению государственного единства. Управление же страной сосредотачивалось в руках главы административного аппарата, который назывался словом, звучавшим приблизительно как тжати (tjati). В исторической литературе он представляется чаще всего термином «визирь».
Монарх эпохи Среднего царства и царствовали управлял. Исполнение религиозно-политического ритуала, участие в торжественных церемониях составляло значимую часть его государственной деятельности. Ноне самую важную. К нему, а не к тжати визирю) сходились в эту эпоху нити государственного управления. Он был верховным судьей, и главнокомандующим армией, и руководителем строительства различных хозяйственных сооружений и величественных монументов, имевших идеологическое и культурное назначение.
О характере государственной деятельности монарха указанной эпохи дает представление следующая надпись на пограничной стеле царя XII династии Сенусерта III в Семне (Нубии): Я передвинул свою границу дальше, чем мои предки. Я сделал прибавление к тому, что мне было завещано. Я царь, который говорит и действует Что затевает мое сердце, сделано моей рукой. Покоряю наступая, быстр в преследовании (врага, который нападает Я похищал их жен. Я уводил их рабов. Засыпал их колодцы, убивал их скот. Топтал их посевы и сжигал их. Так как мой отец живет, я говорю правду Это не похвала, что исходит из моего рта (курсив мой. — В. Т.).
В эпоху Старого царства большое внимание уделялось генеалогии носителей верховной государственной власти, так как считалось, что каждый монарх получает статус верховного властителя через кровь от монарха, своего предшественника. В эпоху Среднего царства генеалогия утратила прежнее значение переход престола от отца к сыну был распространенным явлением, но при этом все равно подразумевалось, что статус верховного властителя передается наследнику не от отца, а от неба. Женщины из семьи монарха рассматривались поэтому более способными для
1
Цит. по
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   39


написать администратору сайта