Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница15 из 39
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   39
Стадников С. А Окруженный солнцем владыка. Универсализм как феномен в идеологии египетских царей // Вышгород. Литературно- художественный общественно-политический журнал. Таллинн, 2007. № 5. С. 107.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
передачи статуса верховного властителя, так как считалось, что они рождают от связи с богом. Этому воззрению более соответствовала передача престола неродному сыну, а внуку — сыну своей дочери или племяннику — сыну сестры. Итакой порядок наследования верховной государственной власти часто применялся на практике.
Последнего монарха XI династии — Ментухотпа IV — сменил на престоле его тжати (визирь) Аменемхет. Это вызвало недовольство со стороны других претендентов на престол, однако новый монарх легко с ним справился и успешно правил в течение почти трех десятилетий, основав XII династию. Манефон именно с нее начал вторую книгу своей «Египтиаки», обозначив таким образом начало нового периода в истории древнеегипетской государствен- ности.
Некоторые египтологи начало эпохи Среднего царства связывают с восшествием на престол Аменемхета I. И для этого есть основания. Первый монарх XI династии восстановил государственное единство Египта скорее идеологически, чем фактически. Данное событие выразилось в принятии Ментухотпом титула
«Хор-Сема-Тави», который во времена Старого царства обозначал власть над Верхними Нижним Египтом, ив переносе своей резиденции в столицу Старого царства Мемфис. Первый монарх династии воссоздал центральную администрацию, то есть придал единому древнеегипетскому государству институци- онную основу.
Последнего монарха XII династии — Аменемхета IV, правившего всего четыре года (приблизительно с 1799 дог. до н.э.), сменила на престоле женщина по имени Собекнеферу
1
, которая была его сестрой, а возможно, и официальной супругой. Правила она тоже четыре года, и неизвестно, умерла ли она или была свергнута с престола. Как бы тони было, такой порядок наследования верховной государственной власти был для Древнего Египта вполне нормальным явлением. Неслучайно имя Собекнеферу было внесено в Туринский список правителей.
Восемь монархов XII династии правили в общей сложности
215 лет. XIII династия состояла из 50 или 60 монархов, правивших
1
В исторической литературе эта правительница именуется также как Не- фрусобек.

189
§ 2. Институт верховной государственной власти
приблизительно 130–140 лет. У многих из них срок правления исчислялся всего лишь несколькими месяцами. Этот факт свидетельствует о существенном ослаблении верховной государственной власти с переходом от XII к XIII династии. Существовавший в качестве правила в эпоху Старого царства и довольно часто применявшийся в период Среднего царства порядок наследования трона по прямой линии от отца к сыну во времена XIII династии если и сохранился, то стал редкостью
3
По этой причине XIII династия была в действительности совокупностью нескольких семей древнеегипетских монархов, общим для которым являлась только резиденция. Манефон называл в качестве ее Диосполис, то есть Фивы, однако древнеегипетские источники, датируемые временем, падающим наконец правления этой династии, указывают на Мемфис как на ее столицу. И данная столица была неизменной в течение всего времени существования династии. Об этом можно говорить с полной уверенностью, поскольку смена столицы повлекла бы за собой смену династии. Фивы же являлись резиденцией местных правителей. В результате ослабления в Египте верховной государственной власти, произошедшего в конце правления XIII династии, они получили фактический статус монархов. В историю Древнего Египта фиванские правители вошли в качестве XVII династии.
Есть основания полагать, что указанные две династии какое- то время, исчисляющееся двумя-тремя десятилетиями, правили одновременно. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что
1
Согласно Манефону, XIII династия состояла из 60 монархов, правивших
453 года (Th e Aegyptiaca of Manetho // Manetho / with English translation by W. G.
Waddell. Cambridge, London, 1964. P. 73–74). Цифра 453 является в данном случае явной ошибкой переписчика — в оригинале скорее всего стояла цифра 153.
2
Другим свидетельством ослабления центральной власти в период правления династии является отсутствие на возводившихся в это время монументах местных правителей каких-либо ссылок на верховного властителя.
3
С большей или меньшей долей уверенности можно говорить лишь об одном случае такого наследования верховной власти на протяжении всего правления династии В районе Мемфиса располагались и захоронения XIII династии, что тоже указывает на этот город как на резиденцию ее монархов. См Ryholt K. S. B. Th e political situation in Egypt during the second intermediate period, c. 1800–1550 B. C.
Copenhagen, 1997. P. 79–84.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
первые правители XVII династии были связаны брачно-семейными узами с высшими сановниками XIII династии. В пользу того, что
XVII династия была основана в Фивах в то время, когда в Мемфисе продолжалось правление XIII династии, говорит и то, что первые фиванские правители стремились представить себя в качестве преемников царей XII династии они воспринимали их титу- латуру, церемонии и ритуалы. Институт верховной государственной власти в период владычества гиксосов

Территория дельты Нила пребывала в период правления
XIII династии под контролем местных правителей из гиксосов, не подчинявшихся центральной власти. Вероятнее всего, именно они образовали династию, которую Манефон назвал четырнадцатой. Согласно «Египтиаке», она состояла из 76 монархов, имевших резиденцию в Ксоисе
3
. Современные египтологи склонны считать столицей XIV династии город Аварис
4
, располагавшийся в восточной части дельты Нила.
О том, что XIII и XIV династии правили одновременно, свидетельствует соглашение между властителями, их представлявшими, позволявшее тем, кто проживал на территории, которая контролировалась одной династией, свободно проезжать и торговать в пределах территории другой династии династию образовали, по Манефону, правители-гиксосы, захватившие Мемфис и ликвидировавшие тем самым XIII династию. Произошло это на рубеже XVIII и XVII веков См. об этом Bennett C. A Genealogical Chronology of the Seventeenth
Dynasty // Journal of the American Research Center in Egypt. 2002. Vol. 39. P. 151.
2
См Rice M. Egypt’s Legacy. Th e Archetypes of Western Civilization 3000–
30 B. C. P. 148.
3
См Th e Aegyptiaca of Manetho. P. 75. «Ксоис» — греческое название болотистой местности в западной части дельты Нила См Ryholt K. S. B. Th e political situation in Egypt during the second interme- diate period. P. 104.
5
См Ibid. P. 88.
6
Пятнадцатая династия состояла из пастушьих царей. Было шесть царей из Финикии, захвативших Мемфис в номе Сетройт они основали город, с кото-

191
§ 2. Институт верховной государственной власти
Состав XVI династии не вполне ясен. В тексте «Египтиаки», изложенном Георгием Синкелом по Юлию Африканскому, она представлена в качестве династии 32 пастушьих царей, а по Ев- севию Памфилу — как династия пяти фиванских царей. Современные египтологи, анализируя дошедшие до наших дней скудные сведения о XVI династии, склоняются к мысли, что это была группа вождей-гиксосов, правивших скорее всего одновременно с монархами из гиксосов, образовавших XV династию. Нов каком месте на территории Египта располагалась их резиденция, неизвестно
2
Список царей Древнего Египта, составленный верховным жрецом в Мемфисе вовремя правления XXII династии (вторая половина IX – начало VIII в. до н.э.), в качестве предшественников правителей XVIII династии указывает правителей-гиксосов, относимых к XV династии. Это означало, что правившие на юге водно время сними монархи XVII династии не рассматривались в жреческих летописях в качестве самостоятельных властителей.
Правители-гиксосы восприняли в конце концов титулы египетских царей эпохи Среднего царства, включая имена Хора и сына бога Ра
3
. Причем данная титулатура писалась египетскими иероглифами и стилем, соответствующим тому, который использовался при фиксации имени титулов царями XIII династии
4
В течение длительного времени фиванское государство мирно сосуществовало с государством гиксосов. Сановники каждого из государств свободно передвигались по территории другого госу- рого как с базы подчинили Египет. Первый из этих царей, Саит, правил 19 лет
(Th e Aegyptiaca of Manetho. P. 91).
1
См Ibid. P. 93.
2
См, например Valbelle D. Histoire de l’Etat pharaonique. Paris, 1998. P. 190–
191.
3
Достоверно известно, что традиционным для египетского царя именем сына бога Ра величался последний правитель XV династии, представленный в «Египтиаке» Манефона как Апофис (см. об этом Wente E. F. Th utmose III’s
Accession and the Beginning of the New Kingdom // Journal of Near Eastern Studies.
1975. Vol. 34. № 4 (Oct.). P. 269).
4
См Chimko C. J. Foreign Pharaohs: self-legitimization and indigenous reaction in art and literature // Th e Journal of Society for the Study of Egyptian Antiquities.
2003. Vol. 30. P. 17.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
дарства. Фиванские правители, возможно, были данниками гик- сосов. Во всяком случае, воевали они чаще с южными соседями — вождями нубийцев, нежели с царями севера.
И только в последние десятилетия XVII века до н.э., когда государство гиксосов ослабело, а фиванское государство усилилось, его правитель Камос начал широкомасштабную войну против гик- сосов. Он не был поддержан в этом мероприятии фиванской знатью, зато получил полную поддержку со стороны своих воинов. И благодаря этому нанес гиксосам целый ряд поражений.
Начатую Камосом войну за изгнание гиксосов из Египта успешно продолжил его брат и преемник натроне Амос. Ему удалось довести войну с гиксосами до полной победы и объединить Египет. Институт верховной государственной власти в эпоху Нового царства»

Возникшее в третий разв истории Древнего Египта единое государство получило в египтологии название Нового царства (New
Kingdom)». Первый его царь — Амос — стал родоначальником
XVIII династии египетских монархов. Любопытно, что создание в Египте нового единого государства мыслилось его верховными властителями как восстановление государства эпохи Среднего царства. Преемственная связь фараонов эпохи Нового царства с монархами Среднего царства подчеркивалась и монументами. В 2005 году сотрудники французско-египетского центра исследования храмов Карнака обнаружили статую монарха XIII династии
Неферхотпа и его супруги. Во времена Среднего царства данная статуя стояла внутри храма бога Аммона в Фивах. Примечательной ее особенностью был водруженный на ее вершину обелиск шестого фараона XVIII династии женщины по имени Хатшепсут.
Единое государство эпохи Нового царства возникло входе борьбы египтян против гиксосов. Главной опорой египетских монархов в этой борьбе была армия. Указанные обстоятельства определили характер института верховной власти в Древнем Египте указанной эпохи.
Захват посредством военной силы иностранных городов и территорий с целью их ограбления и добычи разного рода полезных ископаемых и материалов стал главной целью государствен-

193
§ 2. Институт верховной государственной власти
ной политики древнеегипетских монархов. Египет превратился в обширную империю, объединившую под властью фараона территории Нубии, Эфиопии, Сирии, Палестины, Финикии, Ханаана. Древнеегипетский верховный властитель стал императором соответственно в его титулатуру вошел новый титул — царь царей».
Носителями данного титула были все фараоны XVIII династии, прославившиеся успешными военными походами. Отсюда можно сделать вывод, что царь царей — это прежде всего военный руководитель. Начиная с XIX династии, египетский фараон рисовался, как правило, в образе грозного воина на колеснице. Произошедшая метаморфоза отразилась в именах, эпитетах и титулах, присваивавшихся фараонам.
Титулатура Сенусерта I, монарха XII династии, была следующей Хор, Жив Рождениями, Обе Владычицы, Живущий в Вечных Рождениях, Хор Золота, Царь Верхнего и Нижнего Египта Хе- перкара (Становление Ра Ка Сын Ра (Герой богини Усрет); будь ему) дано жизни, здоровья и нескончаемого счастья как Ра».
Титулатура фараона XVIII династии Тутмоса III имела следующий вид Хор, Сильный Бык, Сияющий в Фивах, Обе Владычицы Повторяют Царское Правление Словно Ра На Небе Хор Золота Могучий Силой Со Святыми Коронами Царь Верхнего и Нижнего Египта Менхепера (Становление Ра Остается Постоянным Сын Ра, Из Его Красоты, Возлюбленный Им, Владыка Всякой Чужой Земли, Тутмос (Тот родился, дар нескончаемой жизни (курсив мой. — В. Т.
).
Одной из главных целей государственной деятельности древнеегипетского фараона стало в эпоху Нового царства сохранение власти над завоеванными землями и поддержание господства над чужеземным населением. Эта цель достигалась посредством размещения египетских военных гарнизонов в ключевых местах завоеванных стран, назначения должностных лиц, обеспечивающих проведение здесь египетской оккупационной политики и сбор дани, формирования опоры египетской власти среди местного населения. Кроме того, в захваченных странах создавались базы со снаряжением и продовольствием для египетской армии, строились дороги, возводились морские порты, разрабатывались рудники, возделывались земельные угодья и т. д Цит. по Стадников С. А Окруженный солнцем владыка. С. 111.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
Идеологическое обоснование такому вмешательству во внутреннюю жизнь чужих стран давало представление о фараоне как властителе над всем земным миром. Однако утвердившийся в Египте еще в додинастическую эпоху взгляд на государственное управление как на религиозную и культурную деятельность предполагал, что подданными египетского верховного властителя могут быть только египтяне, то есть люди общей с ним религиозно-
политической культуры и потому способные воспринять его не только в качестве физического лица, но и как бога — как священную духовную силу.
Эта особенность древнеегипетского политического мышления многое объясняет в характере империалистической политики, проводившейся фараонами Нового царства. Они, как правило, сохраняли существовавшую в завоеванной ими стране административную систему, если местные правители вовремя ив требуемых размерах платили дань и отказывались от проведения внешней политики, которая бы шла вразрез с интересами египетской державы. При этом древнеегипетские фараоны не пытались навязать населению оккупированных ими стран египетские культурно-религиозные ценности. Империализм древнеегипетских фараонов не был ни военным, ни культурным он являлся по преимуществу экономическим, то есть имел главной своей целью не уничтожение физическое или духовное чужих народов, не расширение жизненного пространства для египтян за счет чужих земель, но лишь обеспечение притока в свою страну материальных благ с территорий завоеванных стран.
Фараон эпохи Нового царства имел под своим началом огромный бюрократический аппарат. Эффективное управление им возможно было лишь путем издания многочисленных законов и инструкций. Поэтому интенсивная законодательная деятельность стала отличительной особенностью древнеегипетского монарха данной эпохи.
В период правления Рамсеса II (приблизительно 1304–1237 или
1290–1224 гг. до н.э.)
1
Новое царство достигло вершины своего
1
Египтологи не имеют единого мнения о времени правления Рамсеса II. Так, М. Б. Раутон первоначально считал более достоверной датой его восшествия натрон г. до н.э. (Rowton M. B. Manetho’s Date for Ramesses II // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1948. Vol. 34 (Dec.). P. 69). Но, сопоставив события цар-

195
§ 2. Институт верховной государственной власти
могущества. Вряд ли когда-либо еще строилось в Египте так много храмов, как в это время. Данный факт — очевидный признак мощи верховной государственной власти.
Вместе стем уже тогда в развитии этого института появились тенденции, которые приведут спустя два столетия к новому упадку древнеегипетской государственности. Имперский и военизированный характер политической организации Нового царства подрывал традиционную социальную и идеологическую основу института верховной власти, ослабляя тем самым государственное единство страны. Вовсе предшествовавшие эпохи главной функцией древнеегипетского монарха было поддержание среди подданных порядка, соответствующего законам устройства природы и общества, то есть «маат». Этой цели служили, в конечном итоге, и меры, направленные на упрочение авторитета верховной государственной власти. Типичный древнеегипетский царь был поэтому не только правителем, но и жрецом. Его государственная деятельность имела одновременно и жреческий характер она понималась в качестве служения неким религиозным идеалам, в ее содержании большое место занимало исполнение различных религиозных ритуалов и церемоний. ствования Рамсеса II с событиями правлений современных ему вавилонских и ассирийских царей, пришел к выводу, что более правильной датой начала его правления будет 1304 г. (Rowton M. Comparative Chronology at the Time of Dynasty
XIX // Journal of Near Eastern Studies. 1960. Vol. 19. № 1 (Jan.). P. 22). 1290–1224 гг. до н.э. называет в качестве времени правления Рамсеса II египтолог Майкл Райс
(Rice M. Egypt’s Legacy. Th e Archetypes of Western Civilization 3000–30 B. C. London and New York, 2003. P. 172). Датой восшествия Рамсеса II натрон для единоличного правления, — говорится в «Кэмбриджской древней истории, — был, возможно г. до Христа, но до этой даты он являлся в течение неопределенного периода соправителем со своим отцом. Даты на его монументах указывают, однако, на его единоличное правление и не включают годы соправления» (Th e
Cambridge Ancient History. Th ird Edition. Vol. 2. Part. 2. History of the Middle East and Eagean Region, c. 1380–1000 B. C. Cambridge, 2006. P. 225). Согласно «Егип- тиаке» Манефона фараон Рамсес, сын фараона Сетоса (Сети I), правил 66 лет
(Th e Aegyptiaca of Manetho. P. 151). Данная цифра считается египтологами достоверной, поскольку она подтверждается несколькими надписями на древнеегипетских монументах. Поначалу, в течение нескольких лет, Рамсес II управлял обширным государством вместе со своим отцом Сети I (см Murnane W. J. Th e
Earlier Reign of Ramesses II and His Coregency with Sety I // Journal of Near Eastern
Studies. 1975. Vol. 34. № 3 (Jul.). P. 153–190).
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
Царский дворец был, с этой точки зрения, непросто жилищем, но и своего рода храмом.
В эпоху Нового царства среди функций верховного властителя на ведущее место выдвинулась его роль как военного руководителя. Подготовка к войне, ее ведение, командование армией — все это стало основным содержанием его государственной деятельности. Неслучайно основателями новых фараоновских династий чаще всего становились в эту эпоху военачальники или выходцы из семьи военачальника. Таким человеком был, например, основатель XIX династии фараон Рамсес I, дед Рамсеса С другой стороны, превращение Египетского государства в империю означало, что под властью фараона оказались представители различных этносов, чьи религиозные верования отличались от верований египтян. Иностранцы, в первую очередь ли- вийцы, нубийцы и сирийцы, составили значительную часть ведомой им армии, они заняли немало должностей в государственном аппарате. Традиционная египетская религиозно-политическая мифология, придававшая верховной государственной власти авторитет, в этих условиях теряла свое значение. Фараону теперь не было большой необходимости действовать в качестве жреца. Жреческая функция обособилась от государственной деятельности и приобрела самостоятельное значение. Жрецы превратились в особую корпорацию, а храмовые организации — в настоящие государства в государстве. Дары фараонов храмам увеличились в своих размерах настолько, что стали более похожими на дань, чем на добровольное пожертвование.
Если верховный властитель Старого царства представлялся обществу преимущественно в образе бога и это представление заслоняло его человеческую природу, то для фараона эпохи Нового царства было вполне нормальным представляться в виде не только бога, но и человека, обладающего всеми присущими ему от природы свойствами. Верховная государственная власть стала в связи с этим считаться принадлежностью не только божественной, но и человеческой сущности ее носителя. Справедливость, ум, воинская доблесть и другие столь же высокие человеческие качества фараона сделались столь же значимыми основаниями его авторитета, как и свойство божественности. Для выражения связи верховной власти с человеческой природой была выработана

197
§ 2. Институт верховной государственной власти
особая символика. Одним из главнейших ее элементов стала так называемая голубая корона. Она появилась вначале эпохи Нового царства. Фараоны надевали ее, когда выступали на войну в качестве главнокомандующих войсками. Голубая корона считалась поэтому короной войны. Вместе стем она возлагалась наголову фараона при коронации, выражая смертный характер его персоны и соответственно наследственность его власти. Сохранились изображения увенчанных голубой короной фараонов, которые совершают жертвоприношения. Возвышение верховного жреца Аммона при последних рамсессидах

Особенно щедрыми были дары фараонов в пользу храма бога
Аммона в Фивах. Его верховный жрец постепенно превратился во влиятельную политическую фигуру в масштабе страны, что привело к радикальной трансформации института монархической власти в Древнем Египте.
Во времена Рамсеса II фиванский верховный жрец Аммона еще не был самостоятельной фигурой он назначался фараоном, от которого получали основную массу материальных средств. Он призван был, подобно обыкновенному сановнику, служить своему монарху. Такому призванию всегда в большей мере соответствуют люди, не отличающиеся ни духовным авторитетом
1
Некоторые египтологи — например Юрген фон Бекерат (Jürgen von
Beckerath) и Уильям Хайс (William C. Hayes) — полагают, что голубая корона уже существовала во второй переходный период, отделяющий эпоху Нового царства от эпохи Среднего царства. Однако исследователь древнеегипетской письменности Уильям Вивиан Дэвис (Davies, William Vivian), специально занимавшийся вопросом происхождения данной короны, сумел убедительно доказать, что появилась она не ранее времени правления XVIII династии. См. об этом
Davies W. V. Th e Origin of the Blue Crown // Th e Journal of Egyptian Archaeology.
1982. Vol. 68. P. 69–76. См. также материалы, подтверждающие точку зрения Уильяма Дэвиса, в статье Leahy A. Royal Iconography and Dynastic Change, 750–525
BC: Th e Blue and Cap Crowns // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1992. Vol. 78.
P. 223–240.
2
См Hardwick T. Th e Iconography of the Blue Crown in the New Kingdom //
Th e Journal of Egyptian Archaeology. 2003. Vol. 89. P. 121.
3
См Collier S. Th e Crowns of Pharaoh: their Development and Signifi cance in
Ancient Egyptian Kingship. Los Angeles, 1996. P. 117.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
в обществе, ни материальным богатством. Неслучайно фараон
Рамсес II назначил на пост верховного жреца Аммона в Фивах человека по имени Небуненеф, который занимал ранее должность верховного жреца Осириса в Тинисе, малозначимую в политическом и финансовом отноше ниях.
Однако тот факт, что Аммон считался тогда в Египте главным богом страны, а посвященный ему храм был средоточием огромных материальных богатств и центром сплоченной и авторитетной жреческой корпорации, составляло предпосылки для последующего возвышения верховного жреца Аммона. Рамсес II был слишком занят делами в Сирии–Палестине и поэтому пребывал чаще всего в своей резиденции, располагавшейся в восточной части дельты Нила. Фивы оставались в связи с этим в полном распоряжении верховного жреца Аммона.
После смерти второго монарха XX династии Рамсеса III (предположительно между 1163 и 1153 г. до н.э.), последнего великого фараона-воина, институт верховной государственной власти в Древнем Египте начал стремительно терять свое значение и силу. При этом позиции верховного жреца Аммона, напротив, все более усиливались. В период правления Рамсеса IV
2
он превратился в самостоятельную фигуру. Пост верховного жреца Аммона и сопряженные с ним звания стали наследоваться. Начало такой практике положил Рамсеснакхт, занявший данный пост на третьем году правления Рамсеса IV. Он сумел обеспечить переход своей должности к старшему сыну Несамону. Тот в свою очередь передал ее своему брату Аменхотпу.
Рамсеснакхт был первым, кто, будучи верховным жрецом
Аммона, одновременно занимался распределением зерна, масла, рыбы, соли и одежды среди работников, возводивших фараонов погребальный комплекс. Жалованье все подобные работники так В «Кэмбриджской древней истории об этом говорится следующее Дель- товая резиденция фараонов со времени правления Рамсеса II и позднее была известна под названием “Пер-Рамсес”, Дом Рамсеса”, библейское наименование “Раамсес”, но о местонахождении ее все еще спорят. Ее идентичность свели- ким городом Танисом кажется более вероятной (Th e Cambridge Ancient History.
Th ird Edition. Vol. 2. Part. 2. P. 225).
2
Даты правления Рамсеса IV, упоминаемые в трудах по истории Древнего Египта, существенно расходятся между собой одни египтологи указывают на период с 1163 дог. до н.э., другие на 1153–1147 гг.

199
§ 2. Институт верховной государственной власти
же получали из казны храма бога Аммона, хотя считались слугами фараона. Вместе с тжати (визирем) Рамсеснакхт контролировал доставку гранита для фараонова саркофага. Кроме того, он надзирал за работами на рудниках по добыче золота. Причем эти его занятия былине случайными, а постоянными. Об этом свидетельствует перечень званий Рамсеснакхта, начертанных на его статуе, из которого следует, что помимо должностей верховного жреца Аммона и управляющего фараоновым храмом он имел звание надзирателя за зернохранилищами Аммона» и надзирателя заказной Аммона»
1
В период правления фараона Рамсеса IX
2
статус верховного жреца Аммона приблизился к статусу монарха. Эту должность занимал тогда младший сын Рамсеснакхта Аменхотп. На стене храма в Карнаке сохранился рисунок, изображающий его стоящим с поднятыми руками перед Рамсесом IX в присутствии сановников. Двое из них надевают на шею верховному жрецу Ам- мона золотое ожерелье. Шесть других сановников стоят неподалеку от фараона, держав руках мешки с золотом и ожерелья. Все сановники представлены ростом меньше, чем Аменхотп, носам он показан почти равным в размерах фараону. Известна, по меньшей мере, еще одна картина Аменхотпа и Рамсеса IX, на которой верховный жрец Аммона и фараон изображены почти одинаковыми по росту. До этого подданные никогда не осмеливались представить себя равными монархам по каким-либо параметрам. И то, что Аменхотп осмелился изобразить себя таковым, явно свидетельствует о том, что он приобрел очень высокий политический статус См. об этих занятиях верховного жреца Аммона в статье Polz D. Th e Ram- sesnakht Dynasty and the Fall of the New Kingdom: A New Monument in Th ebes //
Studien zur Altägyptischen Kultur. 1998. Bd. 25. P. 278–279.
2
Примерно в 1140–1121 гг. до н.э., по другим данным — в 1126–1108 гг.
3
См. описание этой сцены в издании Ancient Records of Egypt. Historical
Documents. By James Henry Breasted. Vol. 4. Th e Twentieth to Twenty-Sixth Dynasties.
Chicago, 1906. P. 242–243. Сам же рисунок см. в издании Breasted J. H. A History of
Egypt from the Earliest Times to the Persian Conquest. Second edition, fully revised.
New York, 1912. Иллюстрация между стр. 510 и 511.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта. Херихор и Рамсес XI: возникновение диархической организации верховной государственной власти
Предположительно в двенадцатый год правления последнего фараона XX династии Рамсеса XI
1
Фивы были заняты войсками кушитов (эфиопов, пришедшими с юга, с территории египетской колонии Нубии
2
. Во главе их стоял наместник фараона в Нубии вождь кушитов (царский сын Куша) Панехси. О том, с какой целью он привел свои войска в Фивы, трудно сказать что-либо определенное. Некоторые египтологи считают, что
Панехси, поссорившись с Рамсесом XI и его сановниками, поднял мятеж против фараона, результатом которого стал захватим Фив и свержение Аменхотпа с поста верховного жреца Ам- мона
3
. Другие полагают, что все было наоборот мятеж поднял
Аменхотп, а фараон поручил наместнику Нубии привести его к повиновению. Третьи высказывают гипотезу, согласно которой
1
Рамсес XI правил предположительно в 1114–1085 гг. до н.э., по другим данным в 1097–1069 гг.
2
См. о статусе Нубии в составе египетской державы Adams W. Y. Th e First
Colonial Empire: Egypt in Nubia, 3200–1200 B.C. // Comparative Studies in Society and History. 1984. Vol. 26. № 1 (Jan.). P. 36–71.
3
См Gardiner A. Egypt of the Pharaohs. Oxford, 1961. P. 313–314. Haycock B. G.
Th e Kingship of Cush in the Sudan // Comparative Studies in Society and History.
1965. Vol. 7. № 4 (Jul.). P. 463.
4
Ясно, что Рамсес XI, — говорится во втором томе “Кэмбриджской древней истории, — был признаваем вовремя оккупации Фив Панехси и что поэтому его интервенция была направлена не против монарха и верховного жреца, но против одного последнего. Может быть, верховный жрец, поощряемый огромным ростом его власти в Египте, требовал для себя больше полномочий относительно Эфиопии и ее богатств, чем Панехси был готов уступить. Монарх, нравилась ему интервенция Панехси или нет, вынужден был принять ее равным образом возможно, однако, что Рамсес XI сам обратился к Панехси как к единственному фактору, способному ограничить или удалить Аменхотпа» (Th e
Cambridge Ancient History. Vol. 2. Part 2. P. 633). Одним из аргументов в пользу этой точки зрения служит факт официального присвоения Панехси титулов военачальника и надзирателя за зернохранилищам. Данный факт отражен в так называемом Туринском налоговом папирусе, датируемом 12 годом правления
Рамсеса XI (см Polz D. Th e Ramsesnakht Dynasty and the Fall of the New Kingdom:
A New Monument in Th ebes // Studien zur Altägyptischen Kultur. 1998. Bd. 25. P. 292–
293).

201
§ 2. Институт верховной государственной власти
мятеж был поднят противниками верховного жреца в самих Фивах. И Панехси, занимая своими войсками город, выполнял приказ фараона о подавлении мятежа и восстановлении Амен- хотпа на его должности. Четвертые, соглашаясь стем, что наместник Нубии, войдя в Фивы со своими войсками, действовал на основании распоряжения фараона, утверждают далее, что вместо наведения порядка он начал грабить фиванские дома и храмы и это рассорило его с Аменхотпом и Рамсесом XI. Фараон, узнав от верховного жреца Аммона о недостойном поведении Панехси, приказал ему покинуть Фивы. Панехси не подчинился и поднял мятеж. На его подавление Рамсес XI направил своего военачальника Херихора, которому одновременно поручил управлять Фивами вместо Амен хотпа
2
Как бы тони было, фактом является, что в указанное время в Фивах резко дестабилизовалась обстановка. Об этом свидетельствуют многие документы. Наместник Нубии вмешался в ситуацию и, восстановив с помощью войск порядок, правил Фивами в течение примерно пяти лет — до тех пор, пока власть над этим городом не перешла к египетскому военачальнику по имени Хе- рихор или Хрихор
4
, который занял пост верховного жреца Ам- мона.
1
См Wente E. F. Th e Suppression of the High Priest Amenhotep // Journal of
Near Eastern Studies. 1966. Vol. 25. № 2 (Apr.). P. 85; Bunson M. R. Encyclopedia of
Ancient Egypt. Revised Edition New York, 2002. P. 295.
2
См Török L. Th e kingdom of Kush. Handbook of the Napatan-Meroitic
Civilization. Leiden, 1997. P. 105–106.
3
См Th
ijs A. Th e Troubled Careers of Amenhotep and Panehsy: Th e High
Priest of Amun and the Viceroy of Kush under the Last Ramessides // Studien zur
Altägyptischen Kultur. 2003. Bd. 31. P. 289–306.
4
Звание начальника войска упоминается почти во всех сохранившихся надписях о Херихоре. Неясно, однако, над каким войском был он начальником кушитским, которое находилось под главным командованием наместника
Нубии Панехси, или египетским, которым распоряжался фараон. В связи с этим неясно и другое, а именно пришел Херихор в Фивы с юга вместе с кушитами или с севера, из резиденции фараона. Египтологи высказывают различные точки зрения на сей счет. См Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамессидов. МС. Намой взгляд, титулы, которыми
Херихор обладали в особенности высшее придворное звание «семер» показывают, что он был приближенным фараона, а следовательно, прибыл в Фивы из его резиденции, то есть с севера.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
Его государственная деятельность в Фивах продолжалась не более восьми летно за этот срок он успел совершить то, что обеспечило ему почетное место в политической истории Древнего Египта Херихор предпринял попытку создать новую конструкцию верховной государственной власти.
Данная попытка нарушала существовавшую в то время египетскую политическую традицию. Она выходила за рамки официальной религиозно-политической мифологии. Ее осуществление вело если не к расколу страны на два государства, тов любом случае к значительному ослаблению власти фараона. Тем не менее, предпринимая эту попытку, Херихор действовал не как заговорщика вполне открыто и скорее всего с молчаливого согласия Рамсеса XI. Хотя, возможно, совсем и не молчаливого. Резиденцией фараона был в то время расположенный на территории дельты Нила город
Танис. Отсюда можно было эффективно управлять северной частью страны, а также делами на побережье Средиземного моря, а также в Сирии-Палестине. Но сколько-нибудь эффективно контролировать происходившее в южной части страны, на территории Верхнего Египта было затруднительно. Не спасало положения и наличие разветвленного государственного аппарата. Им должен был кто-то управлять. Обыкновенный сановник, назначенный фараоном и не имеющий авторитета верховного властителя, вряд ли мог справиться с этой задачей. Поэтому вполне вероятно, что
Рамсес XI для сохранения управляемости Верхнего Египта сам пошел на создание в Фивах второго политического центра и Хери- хор всего лишь выполнял его предначертание. И надо признать действовал он вполне разумно, в полном соответствии со сложившимися условиями.
Очевидно, что в условиях нестабильной обстановки восстановить и поддерживать порядок мог только властитель, сочетающий в себе высший духовный авторитет с военной силой и контролем над финансами. Заняв пост верховного жреца Аммона, дававший ему такой авторитет и одновременно предоставлявший в его распоряжение огромные финансовые средства, Херихор сохра-
1
За три-четыре года до смерти фараона Рамсеса XI верховным жрецом Ам- мона был сын Херихора по имени Пианх. Это видно из высеченного на стеле текста ответа оракула Аммона (См Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. С. 151–
152).

203
§ 2. Институт верховной государственной власти
нил за собой начальство над войсками. Об этом свидетельствует его первоначальная титулатура, предусматривавшая оба эти звания Верховный жрец Аммона-Ра, царя богов, великий начальник войска Верхнего и Нижнего Египта, правитель, Херихор пра- вогласный».
Вместе стем Херихор принял на себя титул царского сына Куша, то есть наместника Нубии
1
— территории, богатой рудниками по добыче золота.
С постом верховного жреца Аммона еще со времен Рамсес- накхта были соединены обязанности надзирателя за зернохранилищами и руководителя работами по возведению монументов его величества. Херихору отошли соответственно и эти долж- ности.
Надпись на гробнице фараона Сети I, сделанная при его перезахоронении в й год правления Рамсеса XI, свидетельствует, что Херихор занимал в это время еще и пост тжати.
Соединение должностей военачальника, верховного жреца
Аммона, наместника и тжати (визиря) в руках одного сановника было необычным явлением для Древнего Египта. Но еще более удивительным стало другое изображения Херихора и надписи сего именами, титулами, эпитетами, сохранившиеся в храме Кхон- су (бога луны) ив гипостильном зале, соединяющем его с храмовым комплексом Аммона, свидетельствуют, что в дополнение к упомянутым должностям он принял на себя еще и звание верховного властителя.
Картина, представленная на стене внутреннего двора храма
Кхонсу, показывает Херихора и его супругу Неджемет, предлагающих цветы фиванскому богу Монту. При этом Херихор облачен в одежду фараона, а его имена и звания обрамлены, как и подобает фараонским именами званиям, картушами. Надпись на стене гипостильного зала дает следующий перечень званий царь Верхнего и Нижнего Египта, господин двух земель, господин ритуалов, сын Ра, обладатель диадем, Херихор, в доме своего отца, Аммона-
Ра, царя богов, который может давать жизнь, покой, господство и
1
В списке наместников Нубии, составленном египтологом Георгом Рейсне- ром, имя Херихора следует за Панехси. См Reisner G. A. Th e Viceroys of Ethiopia //
Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1920. Vol. 6. № 1. P. 51.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
здоровье царю Верхнего и Нижнего Египта. На основаниях десяти колонн гипостильного зала сохранились надписи, начертанные по единому образцу следующего содержания Обновление монументов, которые царь Верхнего и Нижнего Египта, господин двух земель, господин ритуалов, сын Ра, обладатель диадем, Херихор совершил в доме своего отца, Аммона-Ра, царя богов»
2
В Лувре ив Британском музее хранятся в настоящее время фрагменты папируса с текстом Книги мертвых, составленной для супруги Херихора. Неджемет именуется в них следующей ти- тулатурой: Царская мать господина двух земель, божественная мать Хонсу-ребенка, старшая гарема Аммона-Ра, царя богов, глава почтенных женщин, госпожа двух земель, асам Херихор представлен в качестве верховного жреца Аммона и фараона его имя и титулы вырисованы в картуше.
Факты показывают, что Херихор не только величал себя фараоном, но и старался действовать как фараон. Так, нам году правления Рамсеса XI верховный жрец-фараон установил в Фивах особое летоисчисление, объявив о начале новой эпохи — так называемой Эры Возрождения. Никаких сведений о том, что
Рамсес XI как-то воспротивился данной реформе, не сохранилось. Вполне вероятно, что фараон даже санкционировал это нововведение, но вряд ли он был его инициатором. На седьмом году Эры
1
Цит. по Roth A. M. Some New Texts of Herihor and Ramesses IV in the Great
Hypostyle Hall at Karnak // Journal of Near Eastern Studies. 1983. Vol. 42. № 1. P. 43.
2
Цит. по Там же. С. 44. По мнению египтолога Энн Рос (Ann Roth), хотя только десять из шестидесяти одной колонны в южной половине гипостильного зала носят те или иные следы Херихоровых надписей, их произвольное размещение делает вероятным, что первоначально все основания колонн были надписаны. Из пятидесяти одного не имеющего надписи основания колонны сорок четыре были полностью перестроены, а оставшиеся семь сильно истерты» (ibid.
P. 45).
3
Цит. по Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. С. 123.
4
На египетском языке название данной эры звучало примерно как «уэхем месут (wehem mesut)».
5
О том, что новое летоисчисление и соответственно новую эру — Эру Возрождения ввел в Фивах Рамсес XI, пишет в своей книге о царстве Куш Ласц- ло Торок. По его словам, Рамсес XI объявил тем самым программу обновления страны после времен войны и мятежа (Török L. Th e kingdom of Kush. Handbook of the Napatan-Meroitic Civilization. Leiden, 1997. P. 106).

205
§ 2. Институт верховной государственной власти
Возрождения» Херихор умер, и спустя некоторое время после этого в Фивах было восстановлено традиционное египетское летоис- числение. Такое совпадение может быть, конечно, случайным, но более вероятным его объяснением является то, что именно Хери- хор являлся инициатором введения в Фивах нового летоисчисле- ния.
Под возрождением верховный жрец — фараон подразумевал восстановление правопорядка и правосудия, нарушенных в Фивах предшествовавшими событиями. Главный же смысл правосудия он видел в прощении и помиловании, полагая, что именно этими действиями лучше всего восстанавливается порядок в обществе.
Оценивая описанные события, венцом которых стало присвоение военачальником и верховным жрецом Аммона Херихором титулов тжати (визиря) и фараона, французский египтолог Гастон
Масперо отмечал Царем был все еще Рамесcид, но истинным хозяином Египта стал первый пророк фиванского Аммона Хрихору Подобную картину упадка официальной фараонской власти в Египте в конце правления XX династии рисовал в своей истории Египта и американский египтолог Джеймс Брэстед. По его словам, после произведенного Херихором переворота ничего теперь не осталось для верховного жреца в способе осуществления полномочий и власти такого, что он не принял бы на себя он — командующий всеми армиями, наместник Куша, — держит казну в своих руках и строит сооружения для богов. В то время как фикция официального существования последнего рамсес- сида поддерживалась в течение, по крайней мере, двадцати семи лет, окончательное принятие на себя верховным жрецом высшего статуса было подтверждено, кажется, оракулом Кхонсу и последующим одобрением Аммона. Оно было зафиксировано в упомянутой выше надписи, документе очень фрагментарном и неясном, запечатленном на той же самой фатальной двери, которая в процессе возведения храма Кхонсу, как ив истории государства, знаменует окончательный переход. Так как через эту дверь современный посетитель проходит из внутреннего зала, носящего
1
Maspero G. C. Histoire ancienne des peuples de l’Orient. Treizièm edition. Paris,
1921. P. 338.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
имена как Хрихора, таки Рамсеса XII
1
, во внешний двор, построенный Хрихором, где тень фараона исчезает, и имя верховного жреца, которому предшествуют титулы фараона, заключенные в царский картуш, оказывается, по меньшей мере, единственным. И впредь имя “Рамсес” больше не появляется в качестве личного имени, а носится как титул, обозначающий потомка некогда могущественной линии»
2
Русский египтолог И. А. Стучевский не соглашался с такой картиной и, возражая против мнений Гастона Масперо и Джеймса Брэстеда, писал «Херихор был, бесспорно, весьма своеобразным фараоном, фараоном полулегальным, призрачным, провозглашенным таковым по всей форме главным образом лишь в переднем дворе храма Хонсу. Именно это обстоятельство неучи- тывала старая, многолетняя египтологическая традиция, которая, ссылаясь на факт хорошо прослеживаемого качественного скачка в титулатуре Херихора, засвидетельствованного в его надписях, утверждала, например, что при переходе из гипостильного зала в передний двор храма Хонсу современный посетитель как бы становится наблюдателем знаменательного предельного момента как в процессе сооружения храма Хонсу, таки в истории государства, момента, когда “Херихор осмелился лишить власти
Рамсеса, который тогда правили поставить себя царем на его место. В действительности, как теперь можно считать уже установленным, Херихор не только не лишил власти Рамсеса XI, но и сам умер до окончания царствования последнего»
3
Современные египтологи оценивают действия Херихора по- разному. «Херихор и его наследники, — отмечает немецкий египтолог Дэниэль Польц, — использовали политические и экономические структуры, организацию и институты, так успешно созданные членами династии Рамсеснакхта, чтобы превратить второй центр власти в Верхнем Египте в государство в государстве 1
В XIX ив начале XX в. египтологи считали фараона, вправление которого разворачивались описываемые события, Рамсесом XII.
2
Breasted J. H. A History of Egypt from the Earliest Times to the Persian Conquest.
Second edition, fully revised. New York, 1912. P. 520–521.
3
Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. С. 146.
4
Polz D. Th e Ramsesnakht Dynasty and the Fall of the New Kingdom: A New
Monument in Th ebes // Studien zur Altägyptischen Kultur. 1998. Bd. 25. P. 293.

207
§ 2. Институт верховной государственной власти
«Подчиненность царя стала полной после того, как Херихор узурпировал царский трон, — подчеркивает американский египтолог Несиа Харклесс.
По моему мнению, оценка действий верховного жреца Хери- хора, сосредоточившего в своих руках все сколько-нибудь значимые властные полномочия и принявшего на себя титул фараона, должна учитывать два основных обстоятельства социально- политическую ситуацию, сложившуюся в Фивах к тому времени, когда он туда прибыли его статус в окружении Рамсеса Многие данные свидетельствуют о том, что на двенадцатом году правления Рамсеса XI в Фивах сложилась далеко немирная обстановка. Более того, вполне вероятно, что здесь даже вспыхнула гражданская война, иначе как объяснить тот факт, что для наведения порядка понадобились войска. Смена нескольких наместников Нубии всего за пять лет заставляет думать, что нестабильным было положение на всей вообще территории южной части Египта. В этих условиях концентрация военной, идеологической, исполнительной и финансовой власти в руках одного человека оказывалась первейшей предпосылкой для прекращения общественной вражды и восстановления государственного порядка. Очевидно, что фигура верховного жреца с титулом фараона была в данном случае самой подходящей для роли диктатора.
И думается, неслучайно воплощением такой фигуры стал именно Херихор. Намой взгляд, примерить на себя титул фараона, да не где-нибудь, а в храме Кхонсу, являющемся неотъемлемой частью храмового комплекса, посвященного богу Аммону, мог только тот, кто происхождением своим, собственной знатностью был вполне достоин этого звания. Причем знатность его должна была отличаться самым высоким качеством. Подобным человеком мог быть лишь член семьи фараона, статус которого позволял ему унаследовать царский трон.
Херихор как рази был таким человеком. В посвященных ему изображениях и текстах есть немало деталей, свидетельствующих о том, что он считался официальным наследником Рамсеса XI. В частности, именно в этом качестве представляет Херихора над Harkless N. D. Nubian Pharaohs and Meroitic Kings: Th e Kingdom of Kush.
Bloomington, 2006. P. 123.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
пись на цоколе его сидячей статуи в Фивах. Она содержит следующий перечень принадлежавших ему званий и эпитетов Наследственный принц и властитель двух земель, семер, великий во всей земле, тжати (визирь, разрешающий делана основе “маат”, слушающий простых людей Верхнего Египта, надзиратель за южными иностранными землями, делающий пожертвования в имущество Аммона, управляющий ради него целиком всей землей, первый пророк Аммон-Ра, царя богов, Херихор, справедливый, который говорит Что касается любого человека, который спустя много лет сдвинет эту статую с места, тона него обрушится гнев
Аммона, Мути Кхонсу. Его имя исчезнет с земли Египта, да умрет он от голода и жажды”»
2
Отражением принадлежавшего Херихору титула наследственного принца было звание наследственной принцессы у его супруги. На одной из стен переднего двора храма Кхонсу сохранилось изображение его семьи. Неджемет характеризуется в нем следующей надписью Наследственная принцесса, чье благоволение огромно, госпожа двух земель, обладатель очарования, сладостно любимая, руководитель музыкальной труппы Аммон-Ра, царя богов, великая супруга царя, им любимая, справедливая»
3
Если приведенные древнеегипетские тексты прочитаны египтологами правильно и Херихор действительно являлся членом семьи Рамсеса XI — например, его сыном или мужем его дочери — то принятие им на себя, помимо звания верховного жреца Аммона, титулов тжати (визиря) и фараона было не узурпацией царского трона и тем более не созданием государства в государстве, но попыткой формирования в Египте вместо монархии диархии, то есть формы правления, при которой верховная государственная власть официально имеет двух носителей, ее осуществляют одновременно два человека В настоящее время место, где были расположены Фивы, более известно по названию египетской деревни Карнак.
2
Th e Libyan Anarchy: Inscriptions from Egypt’s Th ird Intermediate Period /
Translated by Robert Ritner. Houston, 2009. P. 82. См. также Lefebvre G. Histoire des
Grands Prêtres d’Amon de Karnak jusqu’à la XXI dynastie. Paris, 1929. P. 63–68.
3
Th e Libyan Anarchy: Inscriptions from Egypt’s Th ird Intermediate Period.
P. 85.

209
§ 2. Институт верховной государственной власти
Такой вариант развития египетского государственного строя был вполне закономерен. Все империи сталкиваются на определенном этапе своей эволюции с проблемой сохранения управляемости страны, и чем обширнее бывает империя, тем острее оказывается данная проблема. И одним из способов ее решения является соправительство в форме диархии или даже тетрархии. О том, что оно может быть вполне эффективным средством поддержания в течение какого-то времени управляемости огромной по своим размерам империи, доказывает пример Древнего Рима периода правления императора Диоклетиана, учредившего, как известно, сначала диархию, а затем тетрархию.
В Древнем Египте задача поддержания страны в состоянии управляемости была актуальной для монархов вовсе исторические эпохи. Но особенно сложной она стала после того, как Египетское государство превратилось в обширную империю. Рам- сес II имел в своем распоряжении сильную армию и вел победоносные войны, дававшие приток материальных богатств в страну и способствовавшие поддержанию его авторитета как верховного властителя. И этого авторитета было вполне достаточно, чтобы управлять империей из одного политического центра. Рамсес III продолжал его политику, и потому конструкция верховной государственной власти оставалась прежней. Но фараоны, правившие после него, не имели сильной армии и не вели победоносных войн. Создание параллельного центра государственной власти было в этих условиях наиболее оптимальным средством сохранения управляемости страны. Очевидно, что наилучшим местом для него были Фивы — резиденция фараонов c XVII по XX династию и религиозный центр Египта, а самой удачной кандидатурой на роль второго носителя верховной власти оказывался верховный жрец Аммона, который еще при предшественниках Рамсеса XI стал влиятельной и самостоятельной политической фигурой.
Появление в Древнем Египте второго фараона и соответственно второго политического центра не было результатом спланированной заранее политической реформы, наподобие той, которую осуществил в Древнем Риме в конце III века император
Диоклетиан. Египетская диархия возникла спонтанно, под действием конкретных обстоятельств, сложившихся на юге страны. Однако Рамсес XI признал ее. Во всяком случае, никакой враждебности по отношению к фиванскому властителю, который со
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
средоточил в своих руках вопреки египетской политической традиции полномочия военачальника, верховного жреца Аммона, тжати (визиря) и принял на себя титул фараона, он не проявлял. Взаимоотношения между двумя политическими центрами Египта были такими, как будто они являлись всего лишь различными резиденциями одного итого же правящего клана.
После смерти Херихора все его должности и титулы унаследовал его старший сын, имя которого произносилось приблизительно как Пьянкх. Тот, в свою очередь, передал их своему сыну внуку Херихора), которого звали Пинубджем. Есть сведения, что последний женился на дочери Рамсеса XI
1
. Их сын Псусеннес стал третьим фараоном XXI династии и первое время правил вместе с отцом, который тоже считался фараоном. При этом Псусеннес пребывал на севере в Танисе, а Пинубджем — на юге страны, в
Фивах
3
Таким образом, стихийно возникшая в Египте в конце правления ХХ династии диархическая организация верховной государственной власти стала официально признанной в период пребывания натроне фараонов XXI династии. Это означало окончание эпохи Нового царства и начало следующего периода в развитии древнеегипетской государственности. Институт верховной государственной власти в период Новейшего царства. Ливийская полиархия»
Египтологи дали этому периоду название Новейшего царства. Формально единое древнеегипетское государство продолжало в течение него существовать, но верховная государствен-
1
См Th
ompson J. A History of Egypt: From Earliest Times to the Present. Cairo,
2008. P. 85.
2
Ibidem. Правление Псусеннеса I приходится приблизительно на 1039–
991 гг. до н.э.
3
Грэхем Хагенс пишет в своей статье о XXI династии Сведения о периоде соправления Пинубджема и Псусеннеса дают некоторые каменные блоки из Та- ниса, на которые были нанесены картуши Пинубджем был погребен в западных Фивах с фараоновой пышностью и блеском, которые долго помнились потомками. 33. P. 156).

211
§ 2. Институт верховной государственной власти
ная власть выступала в форме не монархии, а полиархии. В стране возникло множество самостоятельных религиозно-политических и административных центров (Фивы, Мемфис, Танис, Бубастис,
Гераклеополис, Саис, Медес, Атрибис и др. Их главы, как правило, занимали одновременно должности верховного жреца какого- либо местного бога, военачальника и тжати (визиря. Они происходили из клана вождей ливийских племен, переселившихся в Египет при последних рамсессидах. В отличие от египтян ливий- цы не имели традиции монархического управления, предполагавшего подчинение всего народа одному верховному властителю, и сохраняли раздробленность на родовые объединения, каждое из которых управлялось своим вождем.
Взаимоотношения между вождями были урегулированы вековыми обычаями, гасившими конфликты в их среде, и упорядочены кровнородственными и брачно-семейными отношениями, которыми почти все они, по традиции, были связаны. В результате в Египте в период господства ливийских вождей сложилась весьма своеобразная система политических отношений, обеспечивавшая сохранение единой государственной организации при отсутствии монарха, при наличии множества самостоятельных властителей. Кушитская (эфиопская) монархическая власть в Египте
«Ливийская полиархия» существовала в Египте почти три столетия. Приблизительно в VIII веке до н.э. на смену ей пришла ку- шитская (эфиопская) монархия. Ее установили властители из ку- шитского царства с центром Напате, возникшего на обломках Нового царства примерно в IX веке до н.э. Победа кушитского царя над ливийскими вождями была достигнута военным путем. Однако утверждению господства кушитов над Египтом в огромной степени способствовала их давняя приверженность к культу бога Аммона и к другим египетским религиозно-политическим традициям. С другой стороны, сильное и многолетнее влияние египетской культуры на кушитов предопределило восприятие их царями, завоевавшими Египет, титулов египетских фараонов. Ку Согласно «Египтиаке» Манефона кушитские (эфиопские) фараоны составили династию (см Th e Aegyptiaca of Manetho. P. 166–167).
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
шитские цари, занимавшие трон фараона, в целом ряде случаев проявляли себя более последовательными приверженцами египетских религиозных традиций, чем сами египтяне. Они восстанавливали старые храмы, строили новые, дарили в пользу храмов материальные богатства. По словам исследователя истории царства Куш Б. Г. Хейкока, культурные, религиозные и политические традиции Напаты и Египта должны были поистине настолько смешаться, и Египет на протяжении его долгой культурной истории, при его многочисленном населении и его эффективно организованной агрокультуре, настолько утвердил свою репутацию центра мира, что напатанские монархи могли добиться полного признания своего нового значения лишь став фараонами»
1
Но принимая на себя титулы египетских фараонов и присущие им правила поведения, ритуалы и церемонии, кушитские цари сохраняли традиционные правила передачи престола, сложившиеся в Напате. По этим правилам первым претендентом на освободившийся престол являлся не сына кто-либо из братьев царя, по его выбору. Причем царь мог выбрать своим наследником любого вообще родственника. Сохранилась стела с надписью, в которой фараон-кушит по имени Тахарка
2
признает, что стал фараоном потому, что его предшественник натроне фараон Шебитку предпочел его всем своим братьями детям. Своим собственным традициям кушитский правящий клан следовали в погребальных церемониях, ив устройстве захоронений своих вождей, имевших титулы египетских фараонов 1
Haycock B. G. Th e Kingship of Cush in the Sudan // Comparative Studies in
Society and History. 1965. Vol. 7. № 4. P. 464.
2
Фараон Тахарка правил приблизительно в 689–663 гг. до н.э.
3
Ibid. P. 466 (прим. Из текста надписи, в которой фараон Тахарка сообщает о пожертвованиях в пользу храма Аммон-Ра в Каве (Нубия), следует, что он был братом Шебитку, который сделал его своим соправителем (См Journal of
Near Eastern Studies. 1953. Vol. 12. № 1. P. 63).
4
См. об этом Th e Cambridge Ancient History. Second Edition. Vol. 3. Part. 2.
Th e Assyrian and Babylonian Empires and other States of the Near East, from the
Eighth to the Sixth Centuries B.C. Cambridge, 2006. P. 681. В 591 г. до н.э. фараон
Псамметих II захватил Напату. Кушитский царь вынужден был перенести свою резиденцию в Мероэ.

213
§ 2. Институт верховной государственной власти
Восстановив в Египте монархию, кушитские (эфиопские) фараоны не сумели стать полновластными монархами на всей территории страны. Титул монарха Верхнего и Нижнего Египта, выражавший распространение власти фараона на обе части Египта, был воспринят ими лишь в качестве почетного звания, ноне как идеологическое и юридическое основание добиваться реального господства над всем Египтом. Кушитские фараоны мирились справившими самостоятельно властителями дельты, если они демонстрировали формальную лояльность.
В условиях ливийской полиархии» высшие должности в местной администрации стали наследственными. Подобное положение сохранялось ив период кушитской монархии. Оно также ограничивало верховную государственную власть получалось, что монарх царствовал, ноне правил. Наличие в стране верховной государственной власти при таком ее состоянии почти не ощущалось. Последним фараоном кушитской (эфиопской) династии был Тан- тамани
1
. Вынужденный под давлением войск ассирийцев и союзных сними правителей дельты удалиться в Напату, отказавшись от верховной власти над Египтом, он тем не менее много лет после этого все равно признавался в Фивах египетским фараоном.
Любопытно, что вскоре после своего восшествия натрон Тан- тамани предпринимал попытку подчинить своей власти правителей дельты Нила. Решиться на это его побудил, скорее всего, верховный жрец Аммона, поскольку рекомендацию идти туда войной
Тантамани получил от оракула храма Аммона в Фивах. Ее текст сохранился на одной из стел. Верхний Египет уже принадлежит тебе, — обращался оракул к фараону, — завоюй Нижний Египет, и ты будешь носить двойную корону, так как тебе будет отдана земля во всей ее длине и ширине, без кого-либо еще делящего ее с тобой. Тантамани не осмелился проигнорировать совет оракула и собрал армию для вторжения в дельту. Но его военный поход против местных правителей окончился неудачей.
В е годы VII века до н.э. дельта Нила оказалась под контролем ассирийского царя Ассурбанипала. Ряд местных вождей, при
1
Фараон Тантамани (в другом написании Танутамон или Танветамани —
Tanwetamani) правил в 664–656 гг. до н.э.
2
Цит. по Ancient Egyptian Literature. History and Forms / Edited by Antonio
Loprieno. Leiden, 1996. P. 288.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
его поддержке, открыто выступили против кушитского фараона. Ведущую роль среди них сыграл Псамметих I — правитель египетского государственного образования с центром в Саисе, расположенном в западной части дельты Нила. Приблизительно в
664 году до н.э. ему удалось, опираясь на помощь ассирийских войск, взять Фивы и вытеснить кушитов на юг Египта. После этого, воспользовавшись тем, что ассирийские войска покинули египетскую территорию и оказались втянутыми в боевые действия с вавилонской армией, Псамметих I подчинил своей власти, военным путем или посредством соглашений, мелких правителей дельты и установил контроль над всем Нижним Египтом. Основанная им династия правила страной до нашествия персов в 525 году до н.э.
4
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   39


написать администратору сайта