Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница16 из 39
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   39
13. Институт верховной государственной власти в период Позднего царства»
Сохранилась надпись, из которой следует, что Псамметих I считал началом своего правления в качестве египетского фараона смерть предпоследнего фараона кушитской династии Тахарки, случившуюся примерно в 664 г. до н.э. Правление Тантамани он почему-то игнорировал.
Первоначально Псамметих I считался лишь царем Нижнего Египта. Титул царя обеих частей Египта, то есть Верхнего и Нижнего, появился в его титулатуре лишь после того, как его дочь Ни Поселение Саис было основано в эпоху Нового царства, в период правления рамсессидов, ливийскими наемниками, служившими в египетской армии. Кв. до н.э. они окончательно египтизировались, восприняв религиозные верования, традиции и обычаи местного населения, одновременно смешавшись с ним посредством браков. В настоящее время на месте, где располагался древнеегипетский город Саис, находится город под названием Са-эль-Хагар.
2
См. об этом Spalinger A. Psammetichus, King of Egypt: I // Journal of the
American Research Center in Egypt. 1976. Vol. 13. P. 133, 136.
3
Ibid. P. 138–139.
4
По Манефону основателем этой — й по его счету — династии был эфиоп Амерес, а Псамметих I являлся пятым ее представителем (См Th e Aegyptiaca of Manetho. P. 173). Греческий жрец-историк не принимал во внимание, что из них только Псамметиха I можно назвать египетским монархом. Власть же его предшественников распространялась лишь на небольшую территорию Саисско- го государственного образования.

215
§ 2. Институт верховной государственной власти
токрис была провозглашена супругой бога Аммона в Фивах. Описание этой церемонии сохранилось в надписях на стеле, воздвигнутой в ее честь. Таким образом, несмотря на то, что Псамметих I добился господства над Египтом с помощью военной силы, основанием своей верховной власти он мыслил родство с главным египетским богом.
Фараоны XXVI (саисской) династии развернули широкомасштабное строительство храмов, фараоновских статуй и других монументов, копируя при этом архитектурный стиль эпохи Старого царства. Их успешные военные походы в Палестину и против царства Куш показывают, что Египет снова стал военной державой. Это подтверждают и материалы археологических раскопок Фараон Нехо II (610–595 гг. до н.э.), сын Псамметиха I, начал строить корабли и создал флот для торговли и войны на море, что было весьма необычно для египетских властителей в прежние эпохи египтяне не имели большого интереса к морским делам. Подобные факты свидетельствуют, что в период правления
XXVI династии верховная государственная власть в Египте восстанавливала свое традиционное значение в общественной жизни и былую мощь. Институт верховной государственной власти в период персидского владычества

В 525 году до н.э. Египет был завоеван персами. В отличие от ассирийского царя Ассурбанипала персидский царь Камбис решил включить эту страну в состав своей державы. Для идеологическо-
1
Adoption stela of Nitocris // Ancient Records of Egypt. Historical Documents.
By James Henry Breasted. Vol. 4. Th e Twentieth to Twenty-Sixth Dynasties. Chicago,
1906. P. 481–483.
2
Картография археологических данных демонстрирует громадную саис- скую военную машину, — такой вывод делает преподаватель египетской археологии в университете Дюрхэма Пенелопа Уилсон (Wilson P. Consolidation, Innova- tion and Renaissance // Egyptian Archeology / Edited by Willeke Wendrich. Oxford,
2010. P. 244).
3
Империей Персидская держава стала при Дарии I (521–485 гг. до н.э.), когда была выстроена имперская административная система с четким делением территории, находившейся под властью царя, на провинции, когда был опреде-
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
го и юридического закрепления данного акта он объявил себя фараоном и стал соблюдать все подобающие этому званию ритуалы и церемонии. Любопытно, что время своего восшествия натрон египетского верховного властителя Камбис отсчитывал с того момента, когда стал царем Персии. Это означало, что приобретение титула фараона Египта он старался не связывать с завоеванием данной страны. Отказ Камбиса от роли завоевателя Египта облегчал для него задачу привлечения к себе на службу представителей египетской аристократии, без поддержки которых управлять этой страной было невозможно.
Наиболее известным среди таких людей был знатный египтянин по имени Уджахорреснет. При двух последних фараонах
XXVI династии — Амасисе (570–526 гг. до н.э.) и Псаммети- хе III (526–525 гг. до н.э.) он командовал флотом. А после захвата Египта персами стал служить царю Камбису, затем его преемнику Дарию I, заняв должности управляющего царским дворцом, коменданта крепостей, хранителя царской печати, главного лекаря царя, главного писца, надзирателя совета писцов, верховного жреца Ра, проповедника египетской богини войны по имени Нейт
2
лен статус завоеванных стран ив том числе Египта, созданы механизмы сбора налогов или дани сих населения в царскую казну и установлены ее размеры (см
Goodspeed G. S. Th e Persian Empire from Darius to Artaxerxes // Th e Biblical World.
1899. Vol. 14. № 4 (Oct.). P. 251–257).
1
См. об этом Atkinson K. M. T. Th e Legitimacy of Cambyses and Darius as Kings of Egypt // Journal of the American Oriental Society. 1956. Vol. 76. № 3.
P. 168.
2
Нейт — одна из самых древних египетских богинь — считалась матерью и наставником бога Ра. Чтобы побеждать в битвах, фараон должен был слушаться ее советов. В эпоху Нового царства ив последующие эпохи богиня Нейт была особенно почитаемой на территории дельты. Она часто изображалась с красной короной на голове и рассматривалась в качестве покровительницы местных властителей. Неслучайно поэтому Нейт стала главным божеством Саиса. Находившийся в этом городе храм богини Нейт именовался домом пчелы. Соответственно пчела была одним из символов титулатуры фараонов XXVI династии. Данный символ выражал воинственность того, кто обладал им. Любопытно, что Наполеон Бонапарт, восхищавшийся культурой Древнего Египта, взял пчелу в качестве символа своей императорской власти. По словам исследователя древнеегипетской религии Ричарда Уилкинсона, древние греки идентифицировали Нейт с Афиной, вероятно, в первую очередь из-за ее воинственности,

217
§ 2. Институт верховной государственной власти
В Грегорианском музее Ватикана в настоящее время хранится статуя Уджахорреснета в три ладони высотой, из зеленого базальта, стоявшая первоначально в саисском храме Нейт
1
, а впоследствии оказавшаяся среди предметов египетской коллекции римского императора Адриана. Высеченный на ней текст автобиографии этого египтянина описывает, каким образом персидский царь стал египетским фараоном. В нем говорится, в частности Великий царь всех иностранных земель Камбис пришел в Египет и с ним были выходцы из всех иностранных земель. Когда он завоевал эту страну всю целиком, они поселились здесь. Великий правитель Египта и великий царь всех иностранных земель, он возвысил меня до звания главного лекаря, обязав быть рядом с ним в качестве спутника и управляющего своим дворцом. Я же составил для него титулатуру царя Верхнего и Нижнего Египта,
Месути-Ра (те. потомка Ра. — ВТ. Далее Уджахорреснет сообщает, что рассказал Камбису о египетских традициях, которым хотя существовали и другие аспекты Нейт, поддерживавшие эту ассоциацию
(Wilkinson R. P. H. Th e Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. New York,
2003. 157).
1
Поданным археологов, она была сооружена приблизительно в 519 г. до н.э.
2
См. фотографию этой статуи из зеленого камня, изображающей стоящего во весь рост Уджахорреснета (без головы, в издании Kuhrt A. Th e Persian Empire.
A Corpus of Sources from Ahaemenid Period. New York, 2007. Vol. 1. P. 121. А также в книге Th e Cambridge Ancient History. Second Edition. Vol. 4. Persia, Greece and
Western Mediterranean c. 525 to 479 B.C. Cambridge, 2006. P. 259.
3
Отдельные надписи на данной статуе впервые перевел Ж.-Ф. Шампо- льон. В 1851 г. в Археологическом журнале (Revue Archéologique)» был опубликован полный перевод автобиографии Уджахорреснета на французский язык, осуществленный Эммануэлем де Ружэ (Emmanuel de Rougé). В 1878 г. в десятом томе сборника Документы прошлого был издан перевод всего текста данной автобиографии на английский язык, сделанный египтологом Питером Ле Паж
Ренуфом на основе перевода Г. Ф. К. Бругша. См Th e Pastophorus of the Vatican /
Translated by P. Le Page Renouf // Records of the Past: being English Translations of the Assyrian and Egyptian Monuments. Published under the sanction of the Society of
Biblical Archeology. Vol. 10. Egyptian Texts. London, 1878. P. 49–54. В дальнейшем перевод автобиографии Уджахорреснета на английский язык неоднократно обновлялся Цит. по Ancient Egyptian Literature. Vol. 3: Th e Late Period / Edited by Miriam
Lichtheim. Berkeley and Los Angelos, 2006. P. 37–38; Lloyd A. B. Th e Inscription of
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
должен следовать фараон, и призвал его чтить великую богиню
Нейт, мать бога Ра, и уважать величие Саиса как города, который она избрала своей резиденцией. Одновременно египтянин посоветовал персидскому царю, ставшему фараоном, выгнать из храма
Нейт всех иностранцев и обеспечить главной богине Саиса щедрые жертвоприношения. И, по его рассказу, Камбис выполнил все подобные рекомендации и вел себя как настоящий египетский фа- раон.
Рассказ Уджахорреснета о том, что персидский царь соблюдал надлежащим образом египетские религиозно-политические традиции, противоречит сообщению греческого историка Геродо- та о том, что Камбис был великим безумцем и поэтому издевался над египетскими святынями и обычаями. Однако его достоверность доказывается другими древнеегипетскими источниками
3
Переводчик и комментатор текста автобиографии Уджахорресне- та, египтолог Элэн Ллойд пишет поэтому поводу Не только египетские тексты того времени подтверждают описанное в нашей надписи, но существуют прекрасные основания для того, чтобы отвергнуть историчность самой по себе классической традиции. В действительности она отражает, вероятно, не более чем враждебную жреческую пропаганду, порожденную ограничительными фискальными мерами, примененными Камбисом к некоторым египетским храмам. Мы можем поэтому принять без сожаления, что ситуация, выраженная в этой части нашего текста, была следующей Камбис предпринял истинную попытку примирить егип-
Udjahorresnet a Collaborator’s Testament // Th e Journal of Egyptian Archaeology.
1982. Vol. 68. P. 169.
1
Уджахорреснет имел ввиду в данном случае, скорее всего, воинов- чуземцев, пришедших в Египет с Камбисом.
2
См Геродот. История в девяти книгах / Переводи примечания ГА. Стра- тановского. МС Так, сохранилась следующая надпись на саркофаге священного быка Аписа в Саккаре: Хор Сматови (Хорово имя Камбиса. — ВТ, царь Верхнего и Нижнего Египта, Месути-Ра (те. потомок Ра. — ВТ, Камбис — пусть он живет вечно Он воздвиг прекрасный монумент для своего отца Аписа-Осириса с огромным гранитным саркофагом (цит. по Kuhrt A. Th e Persian Empire. A Corpus of
Sources from Ahaemenid Period. P. 124).

219
§ 2. Институт верховной государственной власти
тян с персидским правлением путем принятия на себя традиционной роли фараона во всех ее смыслах»
1
Данное Элэном Ллойдом объяснение истоков враждебности части египетских жрецов к персидскому царю, ставшему фараоном, не подтверждается в полной мере источниками. С другой стороны, из некоторых документов известно, что при вступлении персидских войск в египетские города разграблению подвергались не только дома, но и храмы. Не исключено, что именно этого и не могли жрецы простить Камбису. Как бы тони было, сам факт существования враждебного отношения египетских жрецов к персидскому царю очевиден. Но столь же очевидным являлось и то, что он был крайне заинтересован в признании своего статуса фараонов со стороны египетского общества. Персия находилась далеко от Египта, и держать эту страну под контролем с помощью одной военной силы было невозможно.
Поход в Египет дорого обошелся Камбису: спустя три года после вторжения в эту страну он решил возвратиться на родину и по пути умер. Многие факты говорят в пользу того, что смерть этане была случайной.
Титулатуру египетского фараона восприняли наследник Кам- биса на царском троне в Персии Дарий I. Картуши со знаками, обозначавшими его титулы и звания, сохранились во многих египетских храмах. Обыкновенно он представлялся как сын Солн-
1
Lloyd A. B. Th e Inscription of Udjahorresnet a Collaborator’s Testament. P. 173.
2
См. текст законов Камбиса о доходах храмов в издании Kuhrt A. Th e Per- sian Empire. A Corpus of Sources from Ahaemenid Period. P. 125–126. В примечании к этим законам Амелия Курт пишет, что точный их смысл неясен, как неясны и их последствия, и неопределенным остается, можно ли ими объяснить враждебность по отношению к Камбису, отраженную в ужасных рассказах Геродота о его поведении в Египте (ibid. P. 127).
3
Об этом рассказывается, например, водном из папирусов на арамейском языке, датируемом 408 г. до н.э. (см Th e Cambridge Ancient History. Second
Edition. Vol. 4. P. 255, 258). Факт недостойного поведения в храмах иностранцев, пришедших в Египет свойском Камбиса, косвенно подтверждается ив цитировавшейся выше автобиографии Уджахорреснета: египтянин сообщает, что просил персидского царя изгнать иностранцев из храмов См. об этом Fried L. S. Th e Priest and the Great King. Temple-Palace Relations in Persian Empire. San Diego, 2004. P. 77–78.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
ца, Нтариуш (имя Дария. — ВТ, Хор, сын Исисы (Изиды), сын
Осириса, возлюбленный Аммона» и т. д.
1
Дарий I стремился соблюдать египетские религиозно-поли- тические традиции и соответственно не разрушать характерной для Египта идеологической доктрины верховной государственной власти. Однако фактическая ее конструкция приобрела в период владычества в этой стране персов своеобразный вид.
Персидские цари, имевшие одновременно статус египетских фараонов, пребывали в Персии. Египтом же управляли их наместники сатрапы, расположившиеся со своим двором в старинной столице страны Мемфисе. На эту должность назначались, как правило, представители царской семьи или высшей персидской знати. В обязанности сатрапа входило обеспечение мира на территории управляемой ими страны, отправление правосудия, сбор налогов. В помощь к нему царь-фараон определял секретаря и военачальника. Время от времени для проверки деятельности этих трех должностных лиц и состояния страны в целом он посылал сюда специальных инспекторов.
И Камбис, и Дарий I принимали титул фараона непосредственно в Египте. После них, кажется, ни один персидский царь Египта не посещал. Возможно, именно по этой причине только Камбис обладал всеми традиционными титулами египетского верховного властителя. Дарий I — почти всеми, а вот следовавшие за ними персидские цари, принимая на себя статус египетского фараона, довольствовались одним или двумя званиями из его титулатуры. Артаксеркс I носил, например, лишь звание великого фараона».
При таком способе осуществления верховной государственной власти терялась связь ее носителя с храмами. Самые авторитетные и богатые из них приобрели большую самостоятельность в период владычества персов, образовав своего рода государство в государстве.
С х годов V века до н.э. на территории Египта стали периодически происходить восстания представителей местной знати
1
Th e Inscription of Darius at the Temple of El-Khargen // Records of the Past: being English Translations of the Assyrian and Egyptian Monuments. Published under the sanction of the Society of Biblical Archeology. Vol. 8. Egyptian Texts. London, 1876.
P. 143–144.

221
§ 2. Институт верховной государственной власти
против персидской власти. Греческий историк Фукидид писал об одном из таких выступлений, случившихся впервые годы правления Артаксеркса I (приблизительно в 460 г. до н.э.), в западной части дельты В это время ливиец Инар, сын Псамметиха (царь ли- вийцев, граничивших с Египтом, из своего опорного пункта Ма- реи, египетского города над Фаросом, поднял восстание против царя Артаксеркса, охватившее бóльшую часть страны. Приняв на себя начальствование, Инар обратился за помощью к афинянам. Афиняне, которые как разв это время выступили с союзниками на 200 кораблях в поход на Кипр, покинули Кипр и прибыли в Египет. Поднявшись затем вверх по Нилу, они овладели рекой и двумя третями Мемфиса. В действительности восстание ограничилось лишь территорией дельты и частично долины Нила, тем не менее оно серьезно пошатнуло позиции персов в Египте. Восставший египетский вождь был потомком фараонов XXVI (саисской) династии и боролся за независимость страны от Персии неслучайно первым его действием было изгнание с территории дельты сборщиков податей в царскую казну.
Подавить это восстание Артаксеркс смог только через пять лет, послав против его участников большое войско. Но несмотря на победу, персам не удалось подчинить себе западную часть дельты. Впрочем, и на других египетских территориях их власть становилась более формальной, чем фактической. В дальнейшем персидские сатрапы старались держать под контролем лишь судоходство по Нилу от Мемфиса до побережья моря. На большее у них не хватало ни военных сил, ни авторитета среди местного населения. Туземные же вожди были также неспособны распространить свою власть на всю территорию страны.
В 423 году до н.э. на престол в Персии вступил под именем
Дария II сын Артаксеркса I от одной из вавилонских наложниц. В «Египтиаке» Манефона он указан в качестве последнего египетского фараона XXVII (персидской) династии. Сего смертью
1
Фукидид. История. Л, 1981. С. 46.
2
См Там же. С. 48.
3
См. об этом Briant P. From Cyrus to Alexander. A History of Persian Empire.
Winona Lake, 2002. P. 576.
4
Th e Aegyptiaca of Manetho. P. 176–177.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
в марте 404 года до н.э. прекратилось владычество персов над Египтом. Фараоны XXVIII, XXIX и XXX династий последние туземные властители Египта

За год до этого египетский вождь из дельты Нила по имени
Амиртеос, являвшийся правнуком Инара, и следовательно, потомком династии египетских фараонов, поднял восстание против персидского царя. Трехлетняя ожесточенная борьба между сыновьями Дария II — Артаксерксом и Киром Младшим — за освободившийся царский трон помешала персам принять решительные меры против восставших. Это позволило Амиртео- су утвердиться в качестве самостоятельного правителя с титулом фараона на территории дельты Нила и претендовать на верховную власть над всем Египтом.
В «Египтиаке» Манефона Амиртеос из Саиса был назван монархом династии, правившим шесть лет. Сменивший его на фараоновом троне Неферитес был обозначен уже как представитель следующей XXIX династии. Она состояла из четырех монархов из города Мендеса, правивших в общей сложности 20 или
21 год династию составили, согласно Манефону, три фараона из города Севеннита. По версии «Египтиаки», изложенной Евсе- вием Памфилом, они правили 20 лет. По варианту Юлия Африканского, пересказанному Георгием Синкелом, правление последней туземной династии в Египте продолжалось 38 лет. Последняя цифра подтверждается фактами. Согласно им, первый фараон
XXX династии по имени Нектанебо I взошел натрон приблизительно в 380 году до н.э. и правил до своей смерти в 362 году. Следующим фараоном стал его родной сын Теос. Он правил всего два года. В 360 году до н.э. Теос был свергнут с престола своим двоюродным братом Нектанебо, командовавшим в его армии отрядами пеших египетских воинов. Правление последнего фараона династии, вошедшего в историю под именем Некта- небо II, длилось 18 лет Th e Aegyptiaca of Manetho. P. 178–179.
2
Ibid. P. 179–181.

223
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   39


написать администратору сайта