Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница13 из 39
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   39
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 1. Введение
Древнеегипетская государственность выступала в различных формах. Первоначальным ее воплощением были небольшие государственные образования, возникавшие на пересечении торговых путей и там, где складывались наиболее благоприятные условия для ведения земледелия. Они растворились впоследствии в обще- египетском территориальном государстве, ноне исчезли навсегда. В периоды ослабления верховной государственной власти локальные государственные образования возрождались и брали на себя функцию управления обществом.
Созданное западноевропейскими интеллектуалами XVIII века и до сих еще бытующее в исторической литературе представление о древнеегипетском государственном строе как деспотическом, при котором монарх всевластен и передним все падают ниц, является не более чем мифом. Материалы, отражающие в той или иной мере политическую жизнь древних египтян, свидетельствуют, что внутренняя организация единого для всего Древнего Египта государства была весьма сложной конструкцией. Монарх выступал в ней могущественной фигурой, ноне всесильной. Он принужден был действовать в рамках определенной традиции, следуя освященным ею и религией правилам. Проводником его власти являлся государственный аппарат, функционировавший в значительной мере как самостоятельная правящая корпорация. Местное же управление находилось в распоряжении должностных лиц, лишь формально подчиненных верховному властителю. В каждой местности существовали свои кланы знати, с которыми не мог не считаться даже самый влиятельный его наместник
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
Взаимоотношения монарха, бюрократического аппарата и местной администрации не оставались в неизменном состоянии древнеегипетский государственный строй был развивающимся явлением. С переходом от одной исторической эпохи к другой менялись и характер верховной власти, и структура бюрократического аппарата, и организация местного управления. Так, в эпоху Раннего царства ив начале Старого царства иерархия высших должностных лиц формировалась в значительной мерена основе кровнородственных связей чем ближе по родству к монарху был сановник, тем более высокую должность занимал. Во времена же правления четвертой и пятой династий этот фактор перестал играть определяющую роль при замещении высших государственных постов. На них чаще оказывались лица, не являвшиеся родственниками верховного властителя.
С переходом от одной исторической эпохи к другой менялись и роль монарха в древнеегипетском обществе, и конструкция государственного аппарата, но возникавшее в каждую новую историческую эпоху новое состояние древнеегипетской государственности не теряло своей преемственности с предыдущим ее состоянием новый государственный строй, при каких бы он условиях ни формировался, неизменно становился продолжением прежнего государственного строя 2. Институт верховной государственной власти. Монарх в социально-политической организации древнеегипетского общества

Древнеегипетское государство можно назвать монархическим, однако при этом следует иметь ввиду, что это была весьма необычная монархия. К ней невозможно применить определения, используемые для характеристики монархии европейского типа. Ее нельзя назвать ограниченной или неограниченной, абсолютной или конституционной. Неверным будет и описание древнеегипетской монархии как деспотической. Не вполне соответствует ее сущности и словосочетание теократическая монархия».
Носителем верховной власти являлся в Древнем Египте, как это и бывает в монархиях, один человек. Но он выступал не толь

171
§ 2. Институт верховной государственной власти
ко в качестве главы государства, но и его основанием. Существование государства без монарха здесь было совершенно немыслимым. Система государственной власти, государственная территория, общество, духовная культура — все это при отсутствии верховного властителя останавливалось в движении и рассыпалось на отдельные части. Они соединялись только в монархе и приводились в движение только его властью.
Европейский монарх выступал в двух свойствах с одной стороны как физическое лицо, с другой — как политический институт. Древнеегипетский же монарх воображался не только в этих свойствах, но и представителем могущественных сил, управляющих Вселенной. В этом качестве он считался проводником, через который космическая духовная энергия входила в общественный и государственный организм, придавая ему соответствующий законам Вселенной порядок — «маат» и приводя жизнь людей в гармонию с природными процессами
2
Вместилищем данной энергии считалась царская душа, обозначавшаяся иероглифом, который звучал приблизительно как слово Ка. Она мыслилась бессмертной, способной существовать независимо от человеческого тела. При этом предполагалось, что человек, предназначавшийся для должности верховного властителя, рождался вместе с Ка, но до восшествия на престол его тело не соединялось с царской душой. Их соединение происходило вовремя церемонии коронации, освящавшей появление нового верховного властителя. Проникая в тело коро- нующегося человека, Ка придавала ему божественность и силу, возвышая тем самым над людьми. Такое действие Ка иногда отражалось в титулатуре монарха, особенно в тех случаях, когда могли возникнуть сомнения в легитимности его восшествия на престол. Например, титулатура Хатшепсут — женщины, ставшей впервой половине XV века до н.э. верховным властителем
1
См. о доктрине двух тел короля Томсинов В. А. Эволюция государственного строя Англии в эпоху правления династии Тюдоров // Проблемы истории государства и права. М Зерцало, 2009. С. 29–34.
2
« Я установил маат вместо хаоса, — объявляет древнеегипетский царь водном из текстов, начертанном на стене пирамиды (XXIV в. до н.э.). Со времен правления первого царя IV династии Снефру (примерно середина XXVII в. до н.э.) понятие «маат» стало включаться в царскую титулатуру.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
Древнего Египта, имела следующий вид Хор, могущественный своим Ка, господин Востока и Запада, изобильный годами, добрая богиня, праведная госпожа, золотой сокол, божественная в своих занятиях, монарх Верхнего и Нижнего Египта, Маат-Ка-
Ра, дочь Ра, Кхнумит Аммон, Хатшепсут».
Смерть монарха представлялась египтянам гибелью только его тела — царская душа, освободившись от телесной оболочки, продолжала жить в новом помещении, которым становилась пирамида или другое сооружение, хранившее царское тело. О том, что пирамида была домом для царской души — Ка, свидетельствует ее внутренняя конструкция, рисунки и надписи на стенах. Душа умершего царя должна была общаться со звездами, ив пирамиде предусматривались для этого окна, выходящие в небо.
Царская душа была объектом особого поклонения со стороны египтян и вовремя жизни верховного властителя. В ее честь воздвигали величественные статуи, которые в этом случае ставились, как правило, при храмах. Так, расположенные перед входом в колоннаду храма в Люксоре сидящие колоссальные фигуры фараона эпохи Нового царства Рамсеса II являются нечем иным, как изображением его царской души — Ка. Об этом свидетельствует надпись на основании одной из статуй
3
Представление о монархе как о носителей космической духовной энергии, приводящей в действие природные и общественные
1
Хатшепсут была супругой и сестрой фараона Тутмоса II. После его смерти, случившейся между 1504 и 1479 гг. до н.э. она стала регентом при своем малолетнем пасынке Тутмосе III, чтобы управлять страной до тех пор, пока он не достигнет совершеннолетия (см Wente E. F. Th utmose III’s Accession and the Beginning of the New Kingdom // Journal of Near Eastern Studies. 1975. Vol. 34. № 4 (Oct.).
P. 265–272). Однако спустя какое-то время Хатшепсут объявила себя верховным властителем и приняла соответствующий титул (см Robins G. Th e Names of
Hatshepsut as King // Th e Journal of Egyptian Archaeology. 1999. Vol. 85. P. 103–112). Умерла Хатшепсут, или была отстранена от власти, или уступила трон повзрослевшему Тутмосу III приблизительно через два десятилетия своего правления При раскопках гробницы Тутанхамона археологи обнаружили статую, поставленную напротив входа в погребальную комнату на ней была высечена надпись, представлявшая Тутанхамона в виде Ка. См. об этом Bell L. Luxor Temple and the Cult of the Royal Ka // Journal of Near Eastern Studies. 1985. Vol. 44. № 4
(Oct.). P. 256.
3
Ibid. P. 259.

173
§ 2. Институт верховной государственной власти
процессы, поддерживалось не только монументами, но и особыми ритуалами. Так, один из таких ритуалов призван был внушать египтянам, что главная их река периодически разливается не иначе, как по приказу носителя этой власти при наступлении времени подъема Нила монарх приходил во главе торжественной процессии на береги бросал вводу свиток с приказом реке немедленно разлиться. И река выполняла приказ — начинала спустя какое-то время разливаться.
Ни водной стране Древнего Востока фигура монарха не обволакивалась столь плотным облаком религиозно-политической мифологии, как в Древнем Египте. Это обстоятельство создает огромные трудности в реконструкции реального состояния института верховной государственной власти в этой стране. В исторических трудах чаще всего излагается лишь миф о фараонах, а не то, какими были в действительности их государственные функции и властные полномочия.
Впрочем, полностью отделить реальное от мифического в государственности Древнего Египта невозможно творение и культивирование мифов о государственной власти было одной из основных функций древнеегипетского государства, которое являлось, с этой точки зрения, своего рода театром. Фараон выступал в нем в качестве не только главного, но и постоянного актера. Он продолжал играть роль и после своей смерти, которая, в представлении египтян, была не прекращением его существования, но лишь переходом в новое состояние — выходом его души из человеческого тела. Театром становилась теперь пирамида, в которую помещался саркофаг с телесной оболочкой фараона, превращенной в мумию. Сохраняя таким способом тело своего верховного властителя, египтяне полагали, что его дух, совершив путешествие к звездам, возвратится в свое прежнее обиталище.
Поддержание подобных мифов требовало огромных материальных средств ведь для этого необходимо было возводить и украшать письменами и картинами пирамиды, статуи, стелы, величественные дворцы и храмы. Тот факт, что они создавались в Древнем Египте в довольно большом количестве, показывает, что верховная государственная власть имела в своем распоряжении огромные материальные богатства. Главными его источниками были налоги, собиравшиеся с населения, военные завоевания, по
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
зволявшие грабить чужие народы, а также собственное хозяйство монарха.
Особенно большими размерами оно отличалось в эпоху Старого царства. Это показывают отчеты о состоянии государственного хозяйства и начертанные на монументах изображения и письмена
1
Экономическое могущество древнеегипетского верховного властителя облегчало ему задачу удержания в повиновении своих вельмож, сановников, местных правителей, чиновников государственного аппарата он являлся для всех этих людей источником не только властных полномочий, но и материальных богатств. Почитание своего монарха как бога было для них вполне естественным. Приближаясь к государю, высшие должностные лица целовали землю передним. Если же государь дозволял кому-либо из сановников поцеловать свои ступни, это считалось проявлением высшего сего стороны благоволения по отношению к нему. Термин «фараон»

В исторической литературе древнеегипетского монарха любой исторической эпохи принято называть фараоном (pharaoh)». При этом обыкновенно утверждается, что данное слово происходит от иероглифического знака, звучащего приблизительно как перо (pero)» или «пер-аа (per-aa)» и обозначающего резиденцию монарха — великий дом»
2
Между тем знак, передающийся в настоящее время термином фараон, стал использоваться для обозначения верховного властителя Древнего Египта почти через две тысячи лет после возникновения в этой стране единого государства — где-то во времена Нового царства. Более того, некоторые материалы свидетельствуют, что первоначально название египетского правителя, звучавшее как перо или «пер-аа», употреблялось при дво-
1
См Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. С. 147–148.
2
См, например Buson M. R Encyclopedia of Ancient Egypt. New York, 2002.
P. 303; Bierbrier M. L. Historical Dictionary of Ancient Egypt. Lanham, 2008. P. 177;
Netzley P. D. Th e Greenhaven Encyclopedia of Ancient Egypt. New York, 2003. P. 232;
Shaw I., Nicholson P. Th e British Museum Dictionary of Ancient. Cairo, 2002. P. 222.

175
§ 2. Институт верховной государственной власти
рах ближневосточных монархов, состоявших с ним в переписке, и только позднее получило применение в самом Египте. В качестве одного из титулов древнеегипетского верховного властителя знак, передающийся словом фараон, был впервые использован применительно к Шешонку I
1
, основателю XXII (ливийской) династии. Таким образом, называя всех правивших когда-либо в Древнем Египте монархов фараонами, историки допускают слишком большую условность. Верховные властители Раннего, Старого, Среднего и Нового царств не имели такого титула. У позднейших же властителей Древнего Египта данный титул если и появлялся, тоне был единственным. Титулы древнеегипетского монарха
В додинастический период древнеегипетский монарх обозначался титулом, представлявшим его воплощением бога Хора, который считался египтянами владыкой Небес. И данный титул был тогда единственным. Знак бога Хора, выраженный рисунком сокола, одновременно символизировали верховную государственную власть. Титул ее носителя изображался в виде прямоугольного контура дворца с воротами в нижней его части и с восседающим на крыше соколом. Это изображение называлось словом, звучавшим приблизительно как серекх (srkh)
3
. Первоначально серекх никак не персонифицировался — так что было невозможно понять, какому конкретно человеку он принадлежал. Позднее внутри контура дворца, над воротами, стали помещать знак, отражавший то или иное качество бога Хора. Это мог быть рисунок скорпиона (Хор-Скорпион), сома (Хор-Сом) или знак, выражавший эпитет сражающийся (Хор-Аха).
1
В Древнем Египте рядом с именами фараонов никогда не ставились порядковые номера в полном своем объеме эти имена состояли из нескольких названий и эпитетов, поэтому имя какого-либо монарха всегда отличалось от имен всех других носителей верховной власти.
2
В древнеегипетской египтологии этот бог представлялся также сыном бога, которого греки называли впоследствии Осирисом.
3
См. об этом O’Brien A. A. Th e Serekh as an Aspect of the Iconography of Early
Kingship // Journal of the American Research Center in Egypt. 1996. Vol. 33. P. 123–
138.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
В эпоху Раннего царства титулатура древнеегипетского монарха была дополнена тремя новыми титулами. Один из них называл его осокой и пчелой, то есть соединяющим отдельные части в единое целое, например Верхний и Нижний Египет, Черную землю и Красную землю (долину и пустыню, день и ночь, человеческое и божественное. Другой титул именовал монарха воплощением двух владычиц, под которыми подразумевались богиня из Верхнего Египта по имени Некхбет, выступавшая в облике коршуна, и богиня из Нижнего Египта по имени Уаджет, представлявшаяся в виде кобры.
Дуализм в характеристике верховного властителя, которую давали указанные титулы, воплощался ив ритуалах, которые он должен был регулярно совершать, ив его коронах. Как уже говорилось, одна из них — белая — считалась короной Верхнего (южного) Египта, другая — красная — короной Нижнего (северного) Египта. По мнению американского историка Генри Франкфорта, наименование египетского монарха царем Верхнего и Нижнего Египта выражало в политической форме глубоко укорененную египетскую тенденцию понимать мир в дуалистических терминах в качестве серии пар противоположностей, балансирующих в неизменном равновесии. Вселенная в целом рассматривалась как небо и земля. В свою очередь земля в рамках этой концепции понималась опять-таки дуалистически, как север и юг, как территория Хора и территория Сета, как две земли, как два берега Нила Когда фараон принимал на себя дуалистические титулы или называл себя господином двух земель, он подчеркивал неразделенное начало своей власти, но ее универсальность»
1
Еще один титул древнеегипетского монарха называл его Хором золота (данный титул выражался рисунком сокола над знаком, обозначавшим золото. Смысл этого титула не вполне ясен. Можно предполагать, что им подчеркивалась божественная природа монарха, поскольку эпитетом золотой характеризовались боги Frankfort H. Kingship and the gods: a study of ancient Near Eastern religion as the integration of society & nature. Chicago, 1978. P. 19. Данная книга считается классической в современной египтологии. Первое ее издание вышло в свет в
1948 г

177
§ 2. Институт верховной государственной власти
В эпоху Старого царства в титулатуру древнеегипетского верховного властителя вошел пятый титул, который называл его сыном Ра — бога солнца. Это название подразумевало, что каждый монарх единого древнеегипетского государства имел двух отцов он рождался своей матерью не только от земного отца — ее мужа, но и от бога Ра. Поэтому его сущность была двойственной одновременно и человеческой, и божественной. Но если Ра считался старшим, большим богом солнца, то древнеегипетский монарх младшим, молодым богом. Есть основания полагать, что именно с титулом сына Ра было связано его наименование фараоном. Знак пр, от которого оно было выведено, являлся, возможно, корнем не слова перо (pero)» или «пер-аа (per-aa)», обозначавшего великий дом, резиденцию верховного властителя, но термина, который означал великий сын. В пользу такого его толкования свидетельствует и название первоначальной резиденции верховных правителей единого древнеегипетского государства. Оно происходит от иероглифов, передающихся буквами
«нкхн (nkhn), которые звучат, по мнению египтологов, примерно как Некхен (на греческом — Иераконполис). Одно из главных значений этих иероглифов выражается словами город великого сына».
В начале правления IV династии имена и титулы древнеегипетских властителей стали изображаться в овальном контуре —
1
Египтолог из Эстонии Сергей Стадников пишет об этом титуле Титул Сын Ра” впервые обозначен на камне из поминального храма царя Джедеф- рая династия, однако там это был еще не титула дополнительный эпитет правителя (2528–2520 до н.э.). Только со времен Среднего царства его начинают в законодательном порядке использовать как титул перед личными именами, дающимися при рождении (Стадников С. А Окруженный солнцем владыка. Универсализм как феномен в идеологии египетских царей // Вышгород.
Литературно-художественный общественно-политический журнал. Таллинн,
2007. № 5. С. 111). Намой взгляд, в Древнем Египте таки не сложилось четкого различия между титулом и эпитетом, которым характеризовался тот или иной правитель. То, что современные египтологи называют титулом фараона, в строгом смысле этого слова титулом не являлось, но составляло часть его имени, а титулатура древнеегипетского монарха была на самом деле совокупностью не титулов как таковых, но имен его.
2
См. об этом толковании термина фараон Lutz H. F. Kingship in Babylo- nia, Assyria, and Egypt // American Anthropologist. New Series. 1924. Vol. 26. № 4.
P. 452.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
картуше (по египетски: шену)
1
. По словам египтолога АО. Боль- шакова, смысл картуша состоял, видимо, в том, чтобы при помощи завязанной вокруг написанного имени царя веревки защитить его от внешней опасности или угрозы распада Но и этим не исчерпываются древние интерпретации картуша. Поскольку понимание кольца как орбиты солнца придало ему солярный характер, вполне естественные ассоциации велик интерпретации его уже как солнечного диска»
2
На протяжении истории Древнего Египта титулатура монарха развивалась, что отражало перемены в характере института верховной государственной власти, ее статусе в обществе, атак- же в представлениях египтян о ее сущности и функциях. Однако основные элементы титулатуры, ее конструкция оставались в сущности неизменными. Религиозно-политический миф о верховном властителе закреплялся не только его именами и титулами, но также искусством пирамидами и другими грандиозными монументами, скульптурами, рисунками и текстами, их украшавшими, литературными произведениями различных жанров. Идеологический миф о монархе поддерживался и торжественными церемониями, ритуалами и обрядами, сопровождавшими его восшествие на престол и осуществление им государственной деятельности. Воззрение египтян на верховного властителя как на победителя сил хаоса и созидателя порядка в обществе и природе порождало представление о его физической смерти как о временной победе этих злых сил. Поэтому восшествие на престол нового монарха оформлялось церемонией, показывавшей восстановление нарушенного порядка, новое объединение Верхнего и Нижнего Египта Самым ранним из сохранившихся картушей является картуш первого монарха IV династии, известного по первородному имени Снефру или Сноф- ру. Картуши древнеегипетских монархов всех династий собраны в издании Le
Livre des Rois, contenant la list chronologique des rois, reines, princes, princesses et personages importants de L’Égypte depuis Ménés jusqu’a Nectanebo II. Recueillis et mis en ordre par Émile Brugsch-Bey et Urbain Buriant. Le Caire, 1887. P. 1–134.
2
Большаков АО. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001. С. 100.

179
§ 2. Институт верховной государственной власти. Изменения в титулатуре древнеегипетского монарха во времена
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   39


написать администратору сайта