Главная страница

Государство и право Древнего Египта. Государство и право древнего


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеГосударство и право древнего
АнкорГосударство и право Древнего Египта
Дата11.12.2022
Размер2.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtomsinov_v.pdf
ТипКнига
#838514
страница21 из 39
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   39
Гай
Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. МС. После этого он осматривал тело Александра и на самом деле коснулся его, из-за чего, говорят, отвалился кусочек носа. Однако, он отказался посмотреть на останки Птолеме- ев, хотя александрийцы очень хотели их показать, заметив Я желал видеть царя, а не тела (Dio’s Roman History. With an English translation be Earnest Cary. In nine volumes. Vol. 6. London, 1955. P. 45–47). Текст Луция Кассиуса Диона опубликован в данном издании в переводе на древнегреческом и английском языках.
5
Страбон. География в 17 книгах. С. 733.

255
§ 3. Александр Македонский как египетский фараон
что в Александрию оно было перевезено через несколько лет, то второй уводил это событие в будущее на несколько десятилетий, относя его ко времени правления Птолемея II Филадельфа, правившего с 283 по 246 год до н.э. По словам Павсания, этот Птоле- мей, влюбившись в Арсиною, свою родную сестру и по отцу, и по матери, женился на ней, совершив то, что у македонян нив коем случае не дозволяется, но что было в обычае у египтян, над которыми он властвовал. Затем он убил брата своего Аргея, будто бы посягавшего на его жизнь. Он же перевез прах Александра из
Мемфиса»
1
В 1897 году на острове Парос был обнаружен обломок мраморной стелы, на котором неизвестный историограф сделал на древнегреческом языке надписи о главных событиях в истории Греции и Македонии, происходивших с 336 до 299 года до н.э. Их отсчет велся со времени архонтства в Афинах Диогнета, которое приходилось на 264/263 годы до н.э.
3
Среди этих надписей была и
1
Павсаний.Описание Эллады. С. 55. Переводчик сочинения Павсания на русский язык почему-то добавил к этой фразе после слова из Мемфиса слово в Александрию, поставив его в скобках. В оригинале же говорится лишь о том, что Птолемей II перевез прах Александра из Мемфиса и не указывается куда. Английский перевод данной фразы Павсания более точен «It was Ptolemy who brought down the body of Alexander from Memphis» (Pausanias’s Description of Greece. Translated with a Commentary of J. G. Frazer. In six volumes. Vol. 1.
Translation. London, 1898. P. 10).
2
Точнее, на аттическом наречии древнегреческого языка с примесью ионийского диалекта Первая же часть данной хронологической таблицы, охватывающая славные события греческой истории с 1582/1581 года до н.э. и до 355/354 года до н.э., была обнаружена еще в х годах XVII века на территории, где когда-то располагался древнегреческий город Смирна. В 1627 году английский коллекционер древностей Томас Говард, граф Эрандел, переправил мраморную плиту сданной таблицей в Англию. В 1628 году любитель древностей, знаменитый английский правовед Джон Селден перевел ее текст с древнегреческого на латинский языки в следующем году издал в виде отдельной книги со своими комментариями. В 1667 году внук Томаса Говарда, лорд Генри Говард, передал указанную мраморную плиту в составе коллекции древностей, собранной дедом, в дар Оксфордскому университету (в настоящее данная коллекция хранится в
Ашмолевом музее при Оксфордском университете. Однако верхняя часть плиты, на которой были нанесены записи о событиях с 1582/1581 по 896 год до н.э., исчезла и известна в настоящее время только по публикации Джона Селдена. См Marmora Arundelliana; siue Saxa Græcè incise. Ex venerandis priscæ Orientis
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
такая, в которой говорилось о захоронении Александра Македонского. Вот ее текст на русском языке С тех пор, как Антигон переправился в Азию и Александр был захоронен в Мемфисе и умер
Пердикка после похода в Египет, и Кратер, и также софист Аристотель, в возрасте 50 лета произошло это, когда Архип был ар- хонтом в Афинах и Птолемей совершил поездку в Кирену, прошло
57 лет. Приведенный текст означает, что в 321/320 году до н.э. прах Александра покоился в Мемфисе. Отсюда следует, что правду о его судьбе сообщали не Диодор и Страбон, а Квинт Курций
Руф и Павсаний.
Любопытно, что в дальнейшем перечне событий, изложенных в «Паросской хронике, ничего не говорится о переносе праха Александра из Мемфиса в Александрию. Между тем событие это, если бы оно случилось, наверняка вошло бы в данную хронику. Квинт Курций Руф правильно указал, что Птолемей Лаг захоронил тело Александра сначала в Мемфисе, но его высказывание о том, что через несколько лет оно было оттуда перевезено в Александрию, не находит подтверждения в других источниках.
Павсаний в данном случае более правдив, поскольку из его сообщения о судьбе праха Александра следует, что, перемещенный из Вавилона в Мемфис, он еще долго там оставался. Но можно ли поверить в истинность его утверждения, что именно Птолемей II gloriæ ruberibus, auspicijs & impensis Herois Illustriss. Th omæ Comitis Arundelliæ
& Surriæ, Comitis Marescalli Angliæ, pridè m vindicata & in ædibus eius hortisque cognominibus, ad Th amesis ripam, disposita. Accedunt inscriptiones aliquot veteris
Latij, ex locupletissimo eiusdem Vetustatis Th esauro selectæ, Auctariolum item aliundè sumtum. Publicauit & commentariolos adiecit Ioannes Seldenus I.C. Londini,
MDCXXIX (1629). В 1788 г. текст «Паросской хроники был издан на древнегреческом языке с переводом на латинский и английский языки и с добавлением диссертации, в которой исследовалась ее аутентичность. См Th e Parian Chronicle, or the Chronicle of the Araundelian Marbles; with a Dissertation concerning its authenticity. London, MDCCLXXXVIII (1788). См также разбор этого исторического источника, опубликованный Ричардом Гау в сборникелондонского Общества древностей Археология Gough R. Observations in Vindication of Authencity of the Parian Chronicle // Archaelogia: or, Miscellaneous Tracts relating to Antiquity.
Published by the Society of Antiquaries of London. Vol. IX. London, MDCCLXXXIX
(1789). P. 157–186.
1
См. в Интернете древнегреческий и английский тексты этого фрагмента, а также русский http://
ancientrome.ru/antlitr/marble/part3-f.htm.

257
§ 3. Александр Македонский как египетский фараон
«перевез прах Александра из Мемфиса При изложении исторических событий той эпохи Павсаний довольно часто допускал неточности, что убедительно показывают современные историки
1
И в данном случае он вполне мог приписать Птолемею II то, что тот на самом деле не совершал. Известно, что культ Александра в Александрии действительно существовал, но его осуществление совсем не предполагало наличия захоронения великого македонца. Данный культ совершался в храме, посвященном ему в частных домах
2
Надлежащим местом захоронения умершего фараона считался со времен XXVI (египетской) династии внутренний двор большого храмового комплекса в Мемфисе или где-либо еще. Захоронение тела, а следовательно, и души усопшего фараона в Александрии противоречило египетской погребальной традиции. Погребенный не в историческом, традиционном центре, а в новом городе, фараон утрачивал связь со своими предками и со своим отцом — богом Аммоном
. А это означало, что он лишался магической силы и ничего не мог передать своему преемнику на троне.
Тело Александра Македонского должно было поэтому покоиться на территории храма Аммона в оазисе Сива. Завещая перед смертью похоронить себя здесь, Александр тем самым просил своих соратников исполнить то, что в полной мере соответствовало египетским традициям. Он искренне считал бога Аммона
1
В качестве примера здесь можно привести сообщение Павсания о двух битвах Птолемея с Деметрием, сыном бывшего своего соратника, военачальника Александра Македонского Антигона. Первая из них случилась в 312 г. до н.э. ив ней Птолемей победил Деметрия. Вторая, согласно «Паросской хронике спустя шесть лет, те. в 306 г, ив ней Деметрий победил Антигона.
Павсаний же писало том, что вторая битва произошла по прошествии зимы
(Павсаний. I. 6. 6). В другом месте своего Описания Эллады» Павсаний указал, что Птолемей I, когда был близок к смерти, оставил власть над Египтом своему сыну, рожденному от Береники (Павсаний. I. 6. 8). Однако документы того времени не подтверждают этого, свидетельствуя о том, что основатель династии Птолемеев занимал трон до самой смерти. См. об этом Hazzard R. A.
Th e Regnal Years of Ptolemy II Philadelphos // Phoenix. 1987. Vol. 41. №. 2. P. 150–
151.
2
См Taylor L. R. Th e Cult of Alexander at Alexandria // Classical Philology.
1927. Vol. 22. № 2. P. 162–169.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
своим отцом и, совершая жертвоприношения, часто говорил, что действует по его приказу * Греческий археолог Лиана Сувалидис в е годы ушедшего столетия вела раскопки в районе оазиса Сива и обнаружила остатки фараонской гробницы. В ней лежали обломки саркофага из алебастра, изготовленного явно за пределами Египта, и барельеф с восьмиконечной звездой, изображение которой было, как известно, личным символом Александра. Гробница соединялась подземным проходом с храмом Аммона. Рядом с ней находились три стелы. Содержание высеченных на них надписей на древнегреческом языке не оставляло никаких сомнений насчет того, чье захоронение было обнаружено.
На главной стеле было начертано Александр, Аммон-Ра. Во имя почтеннейшего Александра я приношу эти жертвы по указанию Бога и переношу сюда тело, которое такое же легкое, как самый маленький щит, в то время, когда я являюсь господином Египта. Именно я был носителем его тайн и исполнителем его распоряжений, я был честен по отношению к нему и ко всем людям. Итак как я последний, кто еще остался в живых, то здесь заявляю, что я исполнил все вышеупомянутое ради него. Приблизительная дата нанесения приведенной надписи — 290 год до н.э. Ее мог сделать только тот, кто сопровождал Александра Македонского во всех его походах, а именно Птолемей Лаг.
На второй стеле было надписано Первый и неповторимый среди всех, который выпил яд, ни мгновения не сомневаясь. Данная надпись подразумевала обычай, существовавший в старину у македонцев тот, кто добивался своими великими подвигами почестей от современников и при этом имел желание оставить добрую память для потомков, умирал в зените своей славы, приняв яд.
На третьей же стеле сохранилась следующая надпись В этом районе проживают 400 тысяч человек, 100 тысяч из них служат в армии, и 30 тысяч солдат охраняют гробницу. Стела с этой надписью была скорее всего перемещена из прежнего захоронения Александра Македонского, которое находилось в Мемфисе. Пред См, например Арриан. Поход Александра. С. 210.

259
§ 3. Александр Македонский как египетский фараон
ставить, каким образом в оазисе Сива могли разместиться 400 000 человек, очень трудно, а для города Мемфиса это количество жителей и войск было вполне нормальным.
К сожалению, после этих открытий Лиана Сувалидис не смогла продолжить исследование гробницы, поскольку египетские власти, не объясняя причин, разорвали с ней контракт на дальнейшее проведение археологических раскопок.
Поэтому относительно обнаруженной ею гробницы можно высказывать лишь предположения.
Скорее всего она и есть настоящее захоронение праха Александра. А это означает, что в Александрии кем-то из Птолеме- ев было устроено поддельное, бутафорское его погребение. Эта уловка позволяла, с одной стороны, придать резиденции Птоле- меев дополнительный авторитета с другой — соблюсти египетскую погребальную традицию, которую — и Птолемеи хорошо это знали — нарушать было нельзя, дабы не навлечь на государство страшной беды и разорения.
Думается, соратник Александра Македонского Птолемей Лаг все же выполнил последнюю волю своего царя и захоронил его праху храма Аммона. Недаром в древности оазис Сива назывался
Аммонией и Сантарией. Смысл последнего наименования выражает весьма примечательное словосочетание МЕСТО, ГДЕ ПОКОИТСЯ АЛЕКСАНДР Одним из подтверждений этому являются, мне думается, странные истории с саркофагами Александра Македонского, стоявшими в птолемеевском погребальном комплексе в Александрии. Их и крали, и меняли на другие, они исчезали и вновь появлялись. На саркофаге, который вначале в. считался принадлежавшим Александру Македонскому, Ж.-Ф. Шампольон прочитал картуш фараона — Нектанебо II. См. об этом Chugg A. Th e Sarcophagus of Alexander the
Great? // Greece & Rome. Second Series. 2002. Vol. 49. № 1 (Apr.). P. 12–13. Странным выглядит и упомянутый в приводившемся выше рассказе Луция Кассиуса Диона факто том, как Октавиан Август, осматривая мумию Александра Македонского, коснулся носа, и от него отвалился кусочек. Наконец, заметим, что существование двух гробниц одного итого же умершего человека было в то время вполне допустимым явлением. Таксам Александр намеревался устроить две гробницы для Гефестиона, умершего за несколько месяцев до его смерти одна гробница должна была стоять в Вавилоне и хранить тело его возлюбленного соратника, а другая стать обителью его духа. И эта вторая гробница должна была находиться не где-нибудь, а в Александрии.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта 4. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев
Александр Македонский умер в переломный момент существования своей империи. Ее пространство было уже невозможно расширять путем завоеваний без риска потери всего завоеванного. Являясь конгломератом различных стран и народов, она держалась лишь на военной силе и авторитете одного человека, носившего весьма странный титул царя Азии. И хотя Александр собирался продолжать завоевательную политику, на первый план передним выдвигалась задача создания на подвластных ему территориях административной системы, способной обеспечить су Сам он в душе лелеял необъятные планы, — писал Квинт Курций Руф в последней, десятой, книге Истории Александра Македонского, — после покорения всех стран к востоку от моря переправиться (из-за вражды к Карфагену) из Сирии в Африку, затем, пройдя все просторы Нумидии, направить свой поход на Гадес (ведь молва утверждала, что именно там находятся столбы Геркулеса, оттуда проникнуть в Испанию, которую греки называют Иберией (по реке Ибе- ру), и пройти мимо Альп к побережью Италии оттуда уже недалеко до Эпира» Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. МС. О том, что Александр готовил экспедицию против карфагенян и других народов, обитавших со стороны Ливии, Иберии и на всем побережье до Сицилии, сообщали
Диодор Сицилийский, вначале восемнадцатой книги своей Исторической библиотеки, 1846. P. 302). Арриан же писал Яне могу в точности сказать, каковы были намерения Александра, и не собираюсь гадать об этом. Одно, думаю я, можно утверждать, что замышлял он дела немалые и нелегкие и не усидел бы спокойно на месте, довольствуясь приобретенным, если бы даже прибавил к Азии Европу, а к Европе острова брета- нов. За этими пределами стал бы он искать еще чего-то неизвестного и вступил бы, если бы не было с кем, в состязание с самим собой. И я поэтому с одобрением отношусь к тем индийским софистам, о которых рассказывают следующее Александр застал их под открытым небом, на лугу, где они обычно и проводили время. При виде царя и его войска они только и стали делать, что топать ногами потому месту, где стояли. Когда Александр через переводчиков спросил, что это значит, они ответили так Царь Александр, каждому человеку принадлежит столько земли, сколько у нас сейчас под ногами. Ты, такой же человек, как все остальные, только суетливый и гордый уйдя из дому, ты прошел столько земель, сам не зная покоя и не давая его другим. Вскоре ты умрешь, и тебе достанется столько земли, сколько хватит для твоего погребения. И здесь Александр одобрили эти слова, и тех, кто их сказал действовал же он все равно по-другому, как раз наоборот (Арриан. Поход Александра. МС. Институт верховной государственной власти в период правления Птолемеев
ществование его империи в качестве единого политического ор- ганизма.
Предпринимавшиеся македонским полководцем первоначальные меры по организации управления в завоеванных странах показывают, что он действовал в этом направлении весьма осторожно. Им, как правило, сохранялась основа прежней управленческой пирамиды. И если что-то менялось в ней, то лишь вершина. Главной заботой Александра впервые годы его завоевательной эпопеи были финансы. Он старался поэтому впер- вую очередь взять под свой контроль сбор налогов. Так, в Сирии вместо одной должности сатрапа зимой 333/332 года до н.э. было учреждено две и обе они были отданы соратникам Александра —
Менону и Андромаху, которых спустя некоторое время заменили на других. При этом для осуществления надзора за сбором налогов в этой стране был назначен специальный представитель Александра. В Финикии сатрапа не было, здесь главным должностным лицом стал назначенный македонским царем сборщик налогов. В Египте Александр упразднил должность сатрапа, отдав его функции двум номархам. Впоследствии один из них (Пе- тисис) отказался от своей должности и всю власть взял на себя другой (Долоаспис). Ответственным лицом за получение налогов с Египта Александр сделал руководившего постройкой Александрии Клеомена из Навкратиса, но организацию их сбора он поручил номархам, которым разрешил действовать в соответствии с местными традициями и обычаями (Арриан. III. 5. 2–4)
3
. Через какое-то время Клеомен взял над Египтом всю власть и вплоть до кончины Александра управлял этой стран как сатрап (Павса-
ний. I. 6. 3)
4
, хотя официально такого титула не носила назывался просто правителем (Ключевые административные должности в своей империи Александр Македонский отдавал, как правило, своим соратникам, но бывало итак, что на высшие посты ставились представители
1
Bosworth A. B. Th e Government of Syria under Alexander the Great // Th e
Classical Quarterly. New Series. 1974. Vol. 24. № 1 (May). P. 51.
2
Badian E. Th e Administration of the Empire // Greece & Rome. Second Series.
1965. Vol. 12. № 2. Alexander the Great. P. 168–169.
3
Арриан. Поход Александра. С. 114.
4
Павсаний. Описание Эллады.
Глава седьмая. Государственный строй Древнего Египта
местной знати. Например, сатрапом Вавилона он назначил перса
Мазаеуса, имевшего своих родственников среди вавилонян
1
Вавилону Александр явно отводил центральное место в своей империи — сюда он возвращался послевоенных походов, здесь собирались посланники различных государств. Именно в этот город поступали налоги и дань, собранные с покоренных им народов. Вавилон постепенно становился столицей его дер- жавы.
Египет же при таком устройстве империи превращался в ее окраину. Возможно, именно поэтому при разделе империи Александра Македонского между его военачальниками — диадохами
Птолемей Лаг, пожелавший получить эту страну в свое управление, легко добился данной цели. Он имел репутацию одного из самых опытных, мудрых и авторитетных командиров в армии Александра Македонского. И удаление его в Египет было выгодным для тех из диадохов, которые решили бороться за власть над всей империей с арены данной борьбы уходил военачальник, обладавший всеми качествами искусного политика.
Решая вопрос о новом царе, диадохи первоначально согласились с предложением Пердикки подождать родов супруги Александра Македонского Роксаны и, если родится мальчик, именно его поставить в наследники отцу, дав ему в опекуны Леонта,
Пердикку, Кратера и Антипатра; немедленно все дали клятву повиноваться этим опекунам (
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   39


написать администратору сайта